Архиепископ Ионафан написал «Чернобыльскую литургию» Тульчин, 16 октября 2007 г. Известный духовный композитор архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) сочинил  «Чернобыльскую литургию»  на украинском языке, посвятив её памяти жертв аварии на чернобыльской атомной электростанции, сообщает благовест-инфо. «Чернобыльская Литургия» написана автором «под заказ» для православных приходов с украинским языком богослужения (в Европе, США, Канаде и на западной Украине) и, в виде нотного сборника, выйдет в свет в начале 2008 года. Аудиозапись «Чернобыльской литургии» архиепископа Ионафана будет осуществлена одним из ведущих украинских столичных хоров в Киево-Печерской Лавре. До настоящего времени были известны лишь несколько духовных сочинений  подобного рода на украинском языке, в основном,  музыкантов девятнадцатого столетия (Леонтович, Костич, Вербицкий – автор музыки современного государственного гимна Украины и др.). «Божественная Литургия» нашей современницы Татьяны Дычко - сочинение сугубо «концертного» плана и в чине богослужения полностью использована быть не может, поскольку написана в линеарном гармоническом стиле польского композитора Пендерецкого. Для «Чернобыльской литургии» архиепископа Ионафана, напротив, характерен т.н., классический, строгий стиль гармонизации, присущий украинской церковной школе. 16 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24425.html

Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился с своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию: — Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя — соблаговоли мне дать ее. Василий Великий сказал ему: — Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие. — Я знаю, отче, — сказал достопочтенный Ефрем, — что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески. Василий отвечал: — Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем достопочтенный отец и пустынный наставник в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19). Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал; — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому, что я грешен владыка! — откачал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий и прибавил, — сотворим земной поклон. Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Потом он сказал преподобному: — Повели теперь подняться нам с земли. Для Ефрема же внезапно стала ясна греческая речь, и он сказал сам по-гречески: «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, своей благодатью»54. Все прославили Бога, давшего Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. Преподобный же Ефрем пробыл со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во Диакона, а переводчика его в пресвитера и потом с миром отпустил их. В городе Никею55 однажды остановился нечестивый царь, и представители арианской ереси обратились к нему с просьбою о том, чтобы он изгнал из соборной церкви того города православных, а церковь отдал их арианскому сборищу. Царь, сам будучи еретиком, так и сделал: силою отнял церковь у православных и отдал ее арианам, а сам отправился в Царьград. Когда все многочисленное общество православных было погружено в великую печаль, в Никею пришел общий предстатель и заступник всех церквей, святой Василий Великий; тогда вся православная паства пришла к нему с воплями и рыданиями, и поведала ему о причиненной им от царя обид. Святой же, утешив их своими словами, тотчас пошел к царю в Константинополь и, представ пред ним, сказал:

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

Ибо Господь Иисус сказал: «Будьте милосерды, и к вам будут милосерды, ибо какою мерою вы будете мерять, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Сказав это, Иоанн отпустил Хрисиппу с сыном ее к игемону, ее мужу, а мы остались в доме Мирона. На другой день Мирон принёс сокровище свое к ногам апостола Иоанна и сказал: «Возьми, господин мой, деньги эти и раздай бедным». Но Иоанн сказал ему: «С благодарностью принимаю предложение твое, ибо знаю, что оно происходит от любви к Богу. И ныне оставляю собственность твою на твоем попечении: раздай ее нуждающимся своими руками». Мирон, исполняя заповедь апостола, раздал свое бедным и нуждающимся. И умножил у него Бог все, что было в доме его; и все с благодарностью радовались о Господе, потому что всякому раздавали столько, сколько нужно было. XXII. Трибун Василий верует вместе с женою, которая из неплодной делается плодоносною. В городе был один богатый человек. Имя его было Василий, а имя жены его – Харис. Харис была неплодною. Василий пришел к Родону, внуку Мирона, и сказал ему: «Отчего это дед твой так благоволит к оному чужестранцу, что не сидит с нами, не принимает нас и не имеет общения с нами в беседах»? Родон отвечал ему: «Мы знаем здравое учение его, и со многими охотно слушаем его». Василий сказал: «Поскольку слышу о нем таковое, то пусть скажет, чтобы жена моя родила сына». Родон сказал ему: «Говорю тебе, Василий, что он в силах сделать это о имени Бога своего». Слыша это, Василий поспешил отправиться в дом Мирона, чтобы видеть Иоанна, и спросил, там ли имеет пристанище апостол Христов. Когда ему сказали, что там, он сказал отроку, что хочет говорить с Иоанном. Отрок известил об этом Мирона, а Мирон – Иоанна, говоря: «Некто трибун Василий, стоящий за дверьми, желает говорить с тобою». Слыша это, Иоанн тотчас встал и пошел навстречу к Василию. Василий поклонился ему. Иоанн сказал ему: «Да исполнит Бог все прошения сердца твоего во благое. И блажен человек, который не искушает Бога в сердце своем. Израильтяне искусили Господа при водах распри ( Чис.20:13 ); Господь извел из камня воду, как реку, и маловерные пили ее, также хлеб ангельский дал им в пищу, а они, неблагодарные, гнушаясь этою пищей, просили мясо для еды, и Господь услышал голос их и дал им, неблагодарным и жестокосердым, мяса в таком изобилии, что оно обратилось им в мерзость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился с своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию: — Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя — соблаговоли мне дать ее. Василий Великий сказал ему: — Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие. — Я знаю, отче, — сказал достопочтенный Ефрем, — что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески. Василий отвечал: — Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем, достопочтенный отец и пустынный наставник, в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19). Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал; — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому что я грешен, владыка! — откачал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий и прибавил, — сотворим земной поклон. Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Потом он сказал преподобному: — Повели теперь подняться нам с земли. Для Ефрема же внезапно стала ясна греческая речь, и он сказал сам по-гречески: «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, своей благодатью» [ 54 ]. Все прославили Бога, давшего Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. Преподобный же Ефрем пробыл со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его в пресвитера, и потом с миром отпустил их. В городе Никее [ 55 ] однажды остановился нечестивый царь, и представители арианской ереси обратились к нему с просьбою о том, чтобы он изгнал из соборной церкви того города православных, а церковь отдал их арианскому сборищу. Царь, сам будучи еретиком, так и сделал: силою отнял церковь у православных и отдал ее арианам, а сам отправился в Царьград. Когда все многочисленное общество православных было погружено в великую печаль, в Никею пришел общий предстатель и заступник всех церквей, святой Василий Великий; тогда вся православная паства пришла к нему с воплями и рыданиями, и поведала ему о причиненной им от царя обиде. Святой же, утешив их своими словами, тотчас пошел к царю в Константинополь и, представ пред ним, сказал:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Много и другого, полезного для души, говорил ему святой, но еврей все пребывал в своем неверии. Когда же наступило время преставления святого, он заболел и призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в его врачебной помощи, и он спросила его: — Что скажешь ты обо мне, Иосиф? Тот же, осмотрев святого, сказал домашним его: — Приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти. Но Василий сказал: — Ты не знаешь, что говоришь! Еврей отвечал: — Поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца. Тогда Василий сказал ему: — А если я останусь жив до утра, до шестого часа, что та тогда сделаешь? Иосиф ответил: — Пусть я умру тогда! — Да, — сказал на это святой, — умри, но умри греху, чтобы жить для Бога! — Знаю, о чем ты говоришь, владыка! — отвечал еврей, — и вот я клянусь тебе, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание. Тогда святой Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения души еврея, — и получил просимое. На утро он послал за ним; но тот не поверил слуге, сказавшему ему, что Василий жив; однако пошел, чтобы увидеть его, как он думал уже умершим. Когда же он увидел его действительно живым то пришел как бы в исступление, а потом, упав в ноги святому, сказал в порыве сердечном: — Велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме Него! Я отрекаюсь от богопротивного жидовства, и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святой отец немедленно преподать мне святое крещение, а также и всему дому моему. Святой Василий сказал ему: — Я крещу тебя сам своими руками! Ерей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки святого и сказал: — Силы твои, владыка, ослабели, и все естество твое в конец изнемогло; ты не сможешь окрестить меня сам. — Мы имеем Создателя, укрепляющего нас, — отвечал Василий. И, восстав, вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю семью его; он нарек ему имя Иоанн и причастил его Божественных Таин, сам совершив в тот день литургию. Преподав наставленье новокрещенному о вечной жизни и обратившись с словом назидания ко всем своим словесным овцам святитель оставался в церкви до девятого часа. Потом дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все его неизреченные благодеяния и, когда еще слово благодарения было на устах его, предал душу свою в руки Божьи и как архиерей присоединился к почившим архиереям, а как великий словесный — к проповедникам в первый день января 379 года, в правление воцарившегося после отца своего, Валентиниана.

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

Но ты, Василий, не искушай Господа, а твердо веруй в Него, и Он посетит неплодную жену твою и исполнит все прошения твои». Василий, видя, что Иоанн открыл все, бывшее в сердце его, изумился и весьма удивился. Потом Иоанн сказал ему: «Сын Василий! Веруй во Иисуса Христа, Сына Божия, и Он даст тебе за веру твою все, чего хочешь». Василий отвечал: «Верую, как сказал ты; но и теперь прошу тебя: попроси Бога своего, чтобы у жены моей был сын». Иоанн сказал ему: «Я сказал тебе: веруй, и узнаешь славу Божию». Когда он хорошо наставил его, Василий вышел из дома Мирона, пошел, радуясь, в дом свой и рассказал жене своей все, слышанное им от Иоанна. Спустя немного, она пришла с мужем своим к Иоанну и вместе с ним почтила его поклоном. Иоанн сказал жене Василия: „Харис! Благодать Божия да просветит сердце твое и сердце мужа твоего, и даст тебе хороший зачаток утробы твоей». Когда он укрепил их многою проповедью из божественных Писаний, на них почила благодать Божия, и они попросили крестить их. Иоанн крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. И попросил Василий Иоанна, чтобы мы пошли в дом его и жили у него; но Мирон не позволил нам отойти от него; он согласился только на то, чтобы Иоанн благословил дом Василия и просил нас по-прежнему возвратиться в дом его. Таким образом, по молитвам Иоанна жена Василия родила ему сына; его назвали именем учителя моего Иоанна, и сделалась большая радость во всем семействе Василия. Но прежде, нежели родился отрок, Василий и жена его Харис принесли Иоанну много денег, чтобы раздал нуждающимся. Иоанн сказал ему: «Иди, сын мой, в дом свой, продай все имение свое и будешь иметь сокровище на небе». XXIII. Родон, сложив с себя игемонство, принимает крещение. Муж Хрисиппы, дочери Мирона, пробыв игемоном два года, сложил с себя игемонство и передал управление другому. Пришедши в дом тестя своего, он сказал Иоанну: «Непостоянство вещей мира сего расстроило мою душу и лишило меня множества золота, серебра и весьма многих благ; прошу святую душу, чтобы ты простил меня и очистил меня от преступлений моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Астрахани, несмотря на столь серьезную занятость по службе в семинарии и епархиальной газете, о. Василий Сокольский продолжал заниматься просветительством, выступал с лекциями и печатными трудами на богословские темы и общественно-значимые, злободневные темы. В Астрахани, помимо упомянутого исследования о семье, была издана его работа о благотворительности, помощи нищим и бездомным. 20 ноября 1913 года о. Василий Сокольский был назначен ректором Черниговской духовной семинарии и возведен в сан протоиерея. В Чернигове о. Василий сотрудничал с братством святого Михаила, князя Черниговского, под эгидой которого были изданы отдельными брошюрами его статьи: «Для ищущей Бога интеллигенции» (1913), «Счастье и вечность» (1914), «Изложение и разбор учения социализма» (1914). В Чернигове о. Василий прочитал лекцию «Человек и обезьяна» на тему дарвинского учения 10 февраля 1913 года в Чернигове, в зале Николаевского Епархиального дома, о. Василий прочитал лекцию «Человек и обезьяна». Лекция на тему дарвинского учения и христианского взгляда на происхождение человека затрагивала одну из важнейших проблем русского общества начала XX века – как предостеречь человека от падения в «скотское состояние». По сути, именно этот процесс превращения человека в зверя, о котором говорил о. Василий и другие русские богословы и который несколько лет спустя так живо и страшно опишет Ф. Кафка, и есть главная причина трагедии XX века. «Мы люди, а не безответственные животные. Не участвуйте в жизни как звери в борьбе за существование, объявляя войну всем и каждому, лишь бы обеспечить себе материальные блага жизни. А вместо этого “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”», – призывал в своей лекции о. Василий.

http://pravoslavie.ru/150917.html

Отец Василий взялся ей помочь. Поскольку все паломники у отца Василия не только молились и постились, но и несли какой-то посильный труд, то надо было найти какое-то занятие и для этой женщины. Слушая отца Василия, я тут же попробовал представить, что можно делать со скрещенными руками: мыть или подметать полы? – ни швабру, ни метёлку не удержишь; стирать? – много не настираешь; готовить? – едва ли. Что же придумал для неё отец Василий? Он поставил её перебирать картошку. Услышав это, я рассмеялся, в который раз отдав должное его находчивости. Сколько эта женщина «прогостила» у отца Василия, я не знаю, но однажды, после усиленной молитвы, он «развязал-таки» руки этой несчастной и… чуть не поплатился за это жизнью. Ночью отец Василий проснулся от удара об пол какого-то предмета. Он открыл глаза. Перед ним, в комнате, слабо освящённой первыми лучами утреннего солнца, стояла та самая женщина, а прямо перед ней на полу валялся большой кухонный нож. «Ты зачем пожаловала?» – спросил её отец Василий. «Я хотела тебя убить», – ответила женщина упавшим голосом. «А чего ж не убила?» – опять спросил отец Василий. Перед ним стояла та самая женщина, а прямо перед ней на полу валялся большой кухонный нож «Жалко стало, ты ведь отчитываешь нас», – сказала женщина и заплакала. Я слушал отца Василия и понимал, что для него освободить чью-то душу от зловредных «квартирантов» не было самоцелью. Свято место, как гласит пословица, пусто не бывает. Не о душе ли здесь идёт речь? В самом деле! Какое место святее души, или какое место более, чем душа, не терпит пустоты? Стало быть, если, освободившись от тёмных сил, душа не станет жилищем Духа Божия, то с ней может случиться то самое, о чём как раз предостерегает Евангелие: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.

http://pravoslavie.ru/140143.html

Так велел ему бес, чтобы, отлучивши его от Бога и святого места, от дому Пречистой и преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, сделать ему какое-нибудь зло своим кознодейством. Но Бог , не хотящий погибели ни одного человека из этого святого места, спас и Феодора молитвами святых своих. В это время возвратился из путешествия, посланный игуменом, Василий, который прежде уже спас пещерника от злого помышления. И пришёл он в пещеру повидаться с живущим в ней братом и сказал ему: «Феодор, брат мой! как теперь живёшь о Господе»? Удивился Феодор такому вопросу: брат говорил ему так, как будто не видался с ним долгое время. Он отвечал: «вчера и третьего дня ты постоянно был со мной и поучал меня; и вот я уже готов идти, куда ты велишь». Василий же сказал ему: «скажи мне, Феодор, что это за речи ты говоришь: вчера и третьего дня был со мной и поучал меня! Уж это не бесовское ли привидение? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою! То так говоришь, то эдак»! И которому слову верить»? И так с жестокими словами отогнал его от себя. Василий же перенес всё это и пошёл в монастырь. Тогда бес опять пришёл к Феодору во образе Василия и сказал пещернику: «погубил я, брат, свой ум, окаянный, объявляя тебе иное. Но я не помню оскорблений, какие принял от тебя. Только скорее, в эту же ночь, возьми найденное и выходи отсюда». И с этими словами бес отошёл от него. Когда же настал день, Василий, взявши с собой некоторых из старцев, опять пришёл к Феодору и сказал ему: «вот я привожу их в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я не видался с тобой, и в монастыре я только третий день; а ты говоришь, что вчера и третьего дня я был у тебя. Это будто какое-то бесовское действие. Когда тот придёт к тебе, не давай ему беседовать с собой, прежде чем он сотворит молитву, и тогда тебе ясно будет, что это бес. Тогда сотвори молитву запрещения и призови святых на помощь». И утвердив пещерника, Василий отошёл в келью свою. Бес же после этого не смел явиться к Феодору, и стал ясен ему обман дьявольский. С тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с ним. И укрепился он на врагов и узнал пронырство их. И Господь избавил его от мысленных зверей и не допустил его сделаться рабом их, как случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещере и затворе живущими о себе (а не о Господе). Великая твёрдость нужна здесь, чтобы не погибнуть от бесов. Этого Феодора они также хотели погубить, но Господь избавил его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал. И с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Если ты не перейдешь к арианской вере, то мы тебя подвергнем пыткам, заберем у тебя все имение и сошлем в ссылку. А если и в этом случае не согласишься, то лишим тебя жизни. Святитель Василий все это выслушал и так ответил им: – Имение мое, пожалуйста, берите, собственно, я ничего не имею, кроме книг. Что касается ссылки, то... вся земля – Божия. Где бы я ни находился, везде Бог со мной, а с Богом везде хорошо! Так что это меня не устрашает. А что касается того, что вы хотите лишить меня жизни, то жизнь без Бога – это все равно что смерть! Если же я и умру с Богом, то это жизнь вечная! Поэтому я за Господа готов не только одну смерть принять, а семь смертей и даже больше! Они удивились такому смелому ответу и оставили его в покое. Он много-много потрудился для Церкви Православной. Отдавал труду все свои силы и наконец заболел. Приходит к нему врач-еврей, нехристианин (надо вам прямо сказать, что многие православные избегали лечиться у евреев), но он был добродетельный и славился своей врачебной опытностью. Стоило ему только посмотреть больного, как он безошибочно ставил диагноз болезни и точно определял исход болезни. Доктор не понимал Святой Троицы, он верил в одного Бога Адонаи, а что Бог в 3-х лицах, он отрицал. И Василий Великий пригласил его не для того, чтобы избавиться от болезни, а для того, чтобы спасти его душу. Врач послушал его и говорит: – Знаете ли вы, что я безошибочно предсказываю исход болезни? Так вот. Вам осталось жить только одну ночь. Готовьтесь, потому что, судя по вашей болезни, в завтрашний день вы должны лишиться жизни. А Василий Великий спрашивает: – А что если я проживу не только ночь, а еще и день? И даже не только день, а можешь быть, неделю? А может быть, проживу даже месяц? Что вы тогда скажете на это? – Если так случится, – сказал врач, – тогда я признаю вашего Бога за истинного и приму крещение! – Хорошо! – говорит Василий Великий . Проходит ночь, а Василий Великий не умирает, живет еще день! Живет неделю, другую и еще... Еврей-врач, пораженный чудом, говорит святителю:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010