Arhiva Întâistttorii Bisericilor Ortodoxe Rus i Bulgar au svârit Dumnezeiasca Liturghie în catedrala episcopal „Sfântul Alexandru Nevski” din Sofia 4 martie 2018 15:43 4 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии. Предстоятелям Русской и Болгарской Церквей сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , митрополит Сливенский Иоанникий, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Видинский Даниил, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, митрополит Русенский Наум, митрополит Старозагорского Киприан, митрополит Неврокопский Серафим, митрополит Врачанский Григорий, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим, епископ Величский Сионий, епископ Адрианопольский Евлогий, епископ Знепольский Иоанн, епископ Белоградишский Поликарп, епископ Константийский Иаков. В числе сослуживших были протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . Также среди сослуживших: представитель Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , ректор Софийской духовной семинарии архимандрит Пахомий (Лозанов), игумен Бачковского монастыря архимандрит Симон (Бодуров).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5156780...

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в торжествах по случаю принесения главы святого великомученика Пантелеимона в Болгарию 29 июля 2017 г. 13:25 26 июля 2017 года по благословению Священного Кинота Святой Горы в пределы Болгарской Православной Церкви из Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря был доставлен ковчег с честной главой святого великомученика Пантелеимона. 27 июля Болгарская Церковь отмечает память святого великомученика и целителя Пантелеимона и святых Седмочисленников (Семи Святых). В этот день в столице Болгарии в храме Святых Седмочисленников была совершена Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Болгарский Неофит в сослужении митрополита Западно- и Среднеевропейского Антония, главного секретаря Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископа Мелнишского Герасима, епископа Тивериапольского Тихона. В числе сослуживших Его Святейшеству были также протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), игумен Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон архимандрит Евлогий (Иванов), представитель Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, ректор Софийской духовной семинарии архимандрит Пахомий (Лозанов), архимандрит Феофан (Диновски) и духовенство храмов г. Софии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на торжествах в Софии представлял председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . В богослужении также участвовал настоятель Никольского храма-подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) . На Литургии присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Болгарии А.А. Макаров, старший советник посольства Российской Федерации в Болгарии В.Г. Казанчев, первый секретарь посольства Российской Федерации в Болгарии Е.А. Приходько, руководитель представительства Россотрудничества в Болгарии П.В. Журавлев, декан Богословского факультета Софийского университета А. Омарчевский.

http://patriarchia.ru/db/text/4971423.ht...

Предок их Иван Безбородко был владельцем в уезде переяславском, в половине XVII века, и имел трёх сыновей: 1) Ивана (см. далее); 2) Демьяна; оба сына коего Василий и Данила не оставили потомства; и 3) Андрея, имевшего одну дочь, за Васильцем. Иван Иванович (см. выше), имел сына Якова Ивановича, бывшего в переяславском уезде значковым товарищем, и женатого два раза: 1) на Потаповичевой и 2) на Агафие Гулак; от 1-го брака имел он дочь, за Ждановым, и сына Андрея Яковлевича, бывшего малороссийским генеральным писарем, потом генеральным судьёю, и от брака с Евдокиею Михайловною Забелло, оставившего двух сыновей: Александра в Илью, и дочь Ульяну Андреевну, за Павлом Леонтьевичем Кочубеем. Александр Андреевич (рождение 8 марта 1747 † 6 апреля 1799) был, при Екатерине Великой, статс-секретарём, обер-гофмейстером, членом коллегии иностранных дел, кавалер святого Андрея и святого Владимира I степени, и возведён Императором Германским Иосифом II, в 1784 году, в Графское Римской Империи достоинство. Император Павел Петрович, при самом вступлении на престол, пожаловал его вице-канцлером и действительным тайным советником 1-го класса; в день коронации, 5 апреля 1797 года, возвёл в Княжеское Российской Империи достоинство, с титлом Светлости, а две неделя спустя пожаловал государственным канцлером и президентом коллегии иностранных дел. Князь Безбородко был человеком ума тонкого, дипломатом превосходным. Брат его Илья Андреевич (рождение 16 февраля 1756 † 3 июня 1815) служил, при Екатерине Великой, генерал-майором; при Императоре Павле Петровиче генерал-лейтенант, кавалер святого Александра Невского, действительным тайным советником; при Александре I, С. Петербургским губернским предводителем дворянства; возведён в Графское достоинство Римской Империи в 1784 году, вместе с знаменитым братом своим, а 5 апреля 1797 года пожалован Графом Российской Империи. Он пожертвовал значительную сумму на учреждение, в Нежине, лицея князя Безбородки. От брака с Анною Ивановною Ширяй (рождение 9 сентября 1766 † 27 июня 1824), он имел сына графа Андрея Ильича, умершего холостым, и двух дочерей: графиню Любовь Ильинишну, за адмиралом графом Григорием Григорьевичем Кушелевым (см. выше), и графиню Клеопатру Ильинишну, за генерал-майором князем Александром Яковлевичем Лобановым-Ростовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Монастырь не раз использовался как место заточения. В 1515 г. здесь за «ересь жидовствующих» содержались архимандрит новгородский Серапион и игумен Троице-Сергиевой лавры Иаков. В жаркое лето 1653 г. целый месяц в монастыре содержался под стражей неистовый проповедник старой веры протопоп Аввакум, отправленный потом в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В XIX в. при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека, а к 1917 г. проживало в нем 17 монахов и один послушник. После революции монастырь был упразднен и передан в ведение Чрезвычайной Комиссии, где стали содержаться заключенные. В 1922–1928 гг. здесь расположилась колония для беспризорников, а в 1928 г. территория была передана заводу «Серп и Молот», где устроено жилье для рабочих. В это время была уничтожена колокольня монастыря, а также снесен монастырский уникальный некрополь, где были упокоены великий князь Владимирский и Московский Симеон Гордый с сыновьями, находились могилы известных дворянских родов – Толстых, Щербатовых, Баратынских, надгробия погибших во время Северной войны (1700–1721 гг.) и Отечественной войны (1812 г.), многих друзей А.С. Пушкина. Теперь сохранилось лишь два памятника, один из которых посвящен основоположнику русского театра Ф.Г. Волкову. После Великой Отечественной войны инициативная группа во главе с академиком И.Э. Грабарем обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. Разрешение было получено, но лишь к 1960 г. удалось создать Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, много сделавшего для сохранения культурного наследия. Теперь здесь хранится уникальное собрание иконописи различных школ XIII–XX вв. Здесь же выставлена и чудотворная икона святителя Николая Чудотворца – «Никола Зарайский». В 1989 г. главная жемчужина Андроникова монастыря, собор во имя Нерукотворного образа Спаса, был передан Московской патриархии и в нем возобновлены церковные богослужения. Новоспасский монастырь Первой иноческой обителью в Москве был монастырь, основанный князем Даниилом Московским. Позднее он был переведен Иоанном Калитой в Кремль, пожелавший иметь монастырь рядом со своим дворцом. Но недолго просуществовал Спас-на-Бору в Кремле, помешав уже Иоанну Шсвоими постройками. Крепнувшему государству потребовалось расширение «государева двора», соответствовавшего авторитету державы, и монастырское кладбище под окнами великокняжеского дворца никак не соответствовало новому статусу. И тогда обитель Спаса в 1490 г. была переведена на Васильцев стан, на дальние предместья столицы. Это местечко на берегу Москвы-реки было знаменито тем, что здесь в 1445 г. стоял со своей ратью Василий II Темный, готовый выступить против татарского хана Улу-Махмета, основателя Казанского ханства. По своему новому расположению монастырь стал называться Спас на Новом, или Новоспасским монастырем.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Антонович П., священник. Латыньска уния. Почаев, 1907. 16 с. – «Почаевский листок», 1907, 13, 14, апрель. На укр. яз. с рус. транскрипцией. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Т. 1. Вильна, 1867, 90, стр. 265, 266. Афонский Павел, священник. Что такое уния, как она началась и как окончилась? (Исторический рассказ для народного чтения.) К 50-летию воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью. Минск, 1889. 128 с. Бантыш-Каменский Н. Историческое известие о возникшей в Польше унии, с показанием начала и важнейших приключений, паче же о бывшем от римлян и униатов на благочестивых тамошних жителей гонении. М., 1805. 454 с. То же. Изд. 2 – е. Вильна, 1866. Беднов В. А. Православная Церковь в Польше и Литве. Екатеринославль, 1908. 510 стр. с прилож. Беляев И. Полоцкая Православная Церковь до Брестской унии. [Б. м. и г.]. 4 с. Бобровский П. О. Материалы к истории русской униатской Церкви. Копии писем члена Брестского капитула, Виленского официала А.Ю. Сосновского в 1826, 1827 и 1828 гг. СПб., 1891. 70 с. Бобровский П. О. Ответ на критику Кояловича по поводу сочинения «Русская греко-униатская церковь »... – «ЖМНП», 1890. Т. 11. Бобровский П. О. Подготовка реформы в русской греко-униатской церкви (1803 – 1827). СПб., 1884. 44 с. Бобровский П. О. Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I. СПб., 1890. 394 с. Булгаков Г. Западнорусские православные Соборы как органы церковного управления. Опыт историко-канонического исследования. Курск, 1917. 324 с. Василий (Пронин), архимандрит. Праздник церковного единства. – «Журнал Московской Патриархии», 1969, 11, стр. 12–16. Васильцев В. Униатство в Юго-Западной Руси за время святительской деятельности Киевского митрополита Петра Могилы . Загорск, МДА, 1953. 113 стр. Машинопись. Ведерников А. Горькие плоды церковного разделения. – «Журнал Московской Патриархии», 1951, 12, стр. 34–43. Ведерников А. Неподкупный обличитель Ватикана. – «Журнал Московской Патриархии», 1951, 9, стр. 41–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Активно поддержали Филарета всего несколько архиереев из 58 выступивших на Соборе. Приверженцами автокефалистского направления зарекомендовали себя некоторые из числа западно-украинских епископов, в частности, епископ Волынский и Луцкий (ныне архиепископ Ровенский и Острожский) Варфоломей (Ващук), епископ Львовский и Дрогобычский Андрей (Горак)(ныне в расколе), архиепископ Ровенский и Острожский (ныне архиепископ Днепропетровский и Криворожский) Ириней (Середний) и архиепископ Одесский и Измаильский (ныне Симферопольский и Крымский) Лазарь (Швец), который за поддержку идеи независимости Украинской Церкви был буквально изгнан своей одесской паствой с кафедры. Аргументы этих архиереев в поддержку своей линии тоже были отнюдь не новы: каноническая автокефалия позволит прекратить раскол и вернет всех покинувших Церковь вновь в ее лоно. При этом владыки сообщали о том горестном положении, в котором оказались их западные епархии. Так, епископ Львовский Андрей говорил о том, что не уверен, сможет ли вернуться в свой собор, если не будет достигнута независимость УПЦ. Сетовал он также и на то, что будто бы не ощущает никакой помощи и поддержки от Москвы, что уже и вовсе выглядело меркантильно-оскорбительно: «раз не помогаете, уйдем от вас». Откровенное недоумение присутствующих на Соборе архиереев вызвала попытка владыки Варфоломея представить вмешательство украинских властей в дела УПЦ как «боль правительства Украины и стремление решить религиозные проблемы» В большинстве своем архиереи совершенно иначе расценили телеграммы, присланные в адрес Собора президентом Кравчуком и Совмином Украины, в которых содержалась просьба ускорить положительное решение вопроса об автокефалии УПЦ Столь же необъяснимо выглядело и предупреждение владыки Варфоломея о том, что если не предоставить сегодня УПЦ автокефалии, то раскол завтра же перекинется на Восток. Это звучало тем более странно, что в это же самое время епископ (ныне архиепископ) Кировоградский и Николаевский Василий (Васильцев) сообщал об угрозах со стороны своей паствы недопустить его назад в епархию в случае предоставления автокефалии УПЦ.

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

Изначально, разумеется, никто не помышлял, что монашеские обители будут становиться настоящими боевыми крепостями. Что они будут сочетать в себе все правила земной фортификации и военной тактики с духовным деланием, «бранью невидимой». Но со временем так произошло. Обители, образовавшие «охранный круг» столицы, были основаны в XIV—XVI вв. Северную линию составляли Сретенский, Рождественский и Высокопетровский монастыри. Восточную — Спасо-Андроников и Новоспасский. Южную — Симонов, Данилов, Донской и Новодевичий. Большая часть их носит посвящение Божьей Матери. Рождественский основан в честь победы русского войска, собранного московским князем, на Куликовом поле в день Рождества Богородицы 8 (21) сентября. Сретенский — в память встречи Владимирской иконы, принесенной в столицу для молитв о спасении от нашествия Тамерлана. Одна из двух главных церквей Высокопетровского монастыря — во имя Боголюбовской иконы, появившейся в связи с «переходом» благословения Богородицы из Киевской Руси во Владимирскую. Симонов свое упование на Богоматерь выразил двумя храмами — Рождества и Успения. Новодевичий посвящен Смоленской иконе — в память присоединения Смоленска к Руси в 1514 г. Донской основан в память о битве за Москву 1591 г. с татарами, когда в полевом стане молились перед Донской иконой. Монастыри Москвы самим своим расположением вынуждены были со временем становиться крепостями на подступах к городу. Их и строили, подчас намеренно выбирая наиболее выгодные в стратегическом отношении места: у дорог, на возвышенностях. Они несли «вахту», контролируя переправы через Москву-реку, оповещая сигнальными огнями об опасности. Первый известный московский монастырь, Данилов, вырос на южных подступах к городу, у Серпуховской заставы. Через необжитое тогда Замоскворечье шла дорога в Орду, именно сюда подходили татарские полки во время набегов. Мимо Симонова и Новоспасского проходила дорога на Коломну, по которой в 1380 г. шли полки Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Для Новоспасской обители место к тому же выбрали на Васильцовом стане: возвышенность была удобна для военных сборов и маневров. В середине XV в. великий князь Василий II дважды стоял там с войском, поджидая неприятеля.

http://pravoslavie.ru/81836.html

О.К. Пудовочкина. Опубликовано в газете «Саратовские вести», 13 марта 2000 г. С. 14  Сайт «Информационно-аналитический портал Саратовской епархии» http://www.eparhia-saratov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Все на земле ветшает, и даже кафедральные соборы могут приходить в аварийное состояние. Но до 2001 г. не было на Святой Руси случая, чтобы статус кафедрального собора епархии ОФИЦИАЛЬНО придавался другому, случайному храму, из-за необходимости ремонта главной святыни епархии. Наоборот, всегда подчеркивали временный характер такого переноса и усиливали молитвы о скорейшем и благополучнейшем завершении работ. А что делать теперь, когда редчайший, древнейший Старый Троицкий собор после реставрации засиял во всей своей первозданной красе? Просить у него прощения за дерзкое " лишение прав " и снова хлопотать в Москве  о возвращении ему кафедральности? Достаточно сравнить снимки Троицкого собора Саратова и городского Духосошественского храма (и собором-то ставшего в советское время, на церковном безрыбье), чтобы сразу понять, кто из них собор по рождению, по Богом дарованному праву, а кто - " по указу " . 21 апреля 2013. В мае - начале июня 1941 г., видимо, было модно принимать решения о перестройке закрытых церквей в кинотеатры. По Божьей воле многие из подобных постановлений советских властей реализованы не были, а некоторые из закрытых было церквей очень скоро вновь стали действующими. Духосошественский храм Саратова - один из таких счастливчиков. Но за те годы, что он стоял закрытым, его иконостас успели уничтожить, и при открытии в 1948 г. установили временный, одноярусный. Этот временный иконостас простоял ни много, ни мало - 20 лет. Только в 1969 г., при настоятеле протоиерее Всеволоде Васильцеве (1928-1998), храм получил новый художественный трехъярусный иконостас, освященный 5 января 1970 г. (Журнал Московской патриархии. 1970, 5. С. 45). Но ни одно доброе дело не остается безнаказанным: гражданские власти сняли настоятеля с регистрации. Через какое-то время его удалось зачислить в клир Троицкого кафедрального собора Саратова. Там о. Всеволод служил на вторых - третьих ролях до лета 1988 г., когда стал настоятелем собора. Но уже через год его призвали к архиерейству: постриженный с именем Василий, он почти до кончины святительствовал на Кировоградской кафедре. Вот такая история со многими счастливыми концами.

http://sobory.ru/article/?object=02697

С 1873 г. был образован объединённый Загорье-Доратниковский приход. Благовещенская церковь с. Загорье считалась главной, Спасская в с. Доратники - приписной. В приход, состоящий из сёл Загорье (в котором числилось 86 ревизских душ) и Доратники (205 душ), и деревень: Старово (43 души), Степанцово (122), Березники (89), Липовцы (30), Долгово (98), Кудрино (68), Старое Волино (52), Новое (61), Вороново (94), Рудеево (26), Кисемка (46), Бурцово (63), Бережки (40), Васильцово (38), Михеево (64), Жданове (40), всего 1260 душ, был определен штат из двух священников и двух псаломщиков. В 1876 г. настоятелем прихода был священник Пётр Казанский. Он служил в церкви с. Загорье. В Загорье же служили диакон на псаломщицкой вакансии Иоанн Троицкий, пономарь Василий Тростин. Должность второго священника была вакантной. В конце 1880-х гг. приходы снова были разделены. Приход состоял из с. Загорья и дер. Степанцево, Старово (обе в версте от церкви), Березников, Липовцев, Долгово (по 2 версты), Кудрино (5 вёрст), Старого Волина, Нового Волина (по 6 вёрст), Вороново (7 вёрст) и Рудеево (5 вёрст), в которых по клировым ведомостям числилось 949 душ мужского пола и 1190 женского, все православные. С 1882 г. в Загорье существовала земская народная школа; учащихся в 1893 г. было 40. Михаил Михайлович Флоринский в 1885 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1886 г. - священник с. Загорья Переславского уезда. В 1919 г. в Загорье побывал сотрудник Переславского музея В.Е. Елховский: «Наутро выехали в Загорье. Там мы почти ничего уже не застали. На втором этаже старого деревянного флигеля нашли комнату, на аршин от пола заваленную большими толстыми книгами. Разобрал я их. Отобрал для музея экземпляров сто, всё больше различных сводов законов. Взяли ещё один очень недурной портрет масляными фасками одного из Нарышкиных. Побеседовали с мужичками. Они сказали нам, что, кроме книг, тут было много писем, но они их все выкурили. " А интересные были письма? " - спрашиваем. " Всяко было, но были и дюже антиресные. Один какой-то Нарышкин был во Франции во время французской революции и всё описывал, что там делается. А потом писал: не дай Бог, если у нас так будет " . - " Ну, и куда же вы это письмо девали? " - " Тоже выкурили " . Так мы и уехали отсюда, можно сказать, с пустыми руками».

http://sobory.ru/article/?object=07947

В Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса проходит международный семинар «Литургические языки христианской Европы» 11 октября 2011 г. 10:40 В воскресенье, 9 октября 2011 года, в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса состоялось торжественное открытие Международного научно-образовательного семинара «Литургические языки христианской Европы», организованного по инициативе Виленско-Литовской епархии , Института славяноведения РАН и при поддержке Вильнюсского университета. Божественную литургию в Свято-Духовом монастыре возглавил архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий . Затем в Малом зале Вильнюсского университета состоялось пленарное заседание семинара, в котором приняли участие викарный епископ Вильнюсской архиепископии Римско-Католической Церкви монсеньор Арунас Понишкайтис, помощник генерального секретаря Епископской конференции Литвы священник Ричардас Довейка, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Литовской Республике В.В. Чхиквадзе, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Литовской Республике Б.П. Климчук, аспиранты и студенты Института славяноведения РАН, ИРЯ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Института журналистики и литературного творчества, Минского государственного университета, преподаватели и студенты Вильнюсского университета, духовенство Виленско-Литовской епархии, представители научного сообщества и общественных кругов Литвы. Открывая пленарное заседание, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий зачитал приветствие участникам семинара председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . В своем вступительном слове владыка Иннокентий подчеркнул важность изучения литургических языков. Приветственные слова участникам семинара зачитали монсеньор Арунас Понишкайтис, священник Ричардас Довейка, настоятель Никольского Патриаршего подворья Софии игумен Филипп (Васильцев). С докладами на пленарном заседании выступили: научный руководитель проекта доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Н.Н. Запольская — о целях и задачах семинара; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН А.А. Турилов — о корпусе текстов Великого Княжества Литовского; профессор, доктор гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник Института литовского языка С.Ю. Темчин — о языковой ситуации Великого Княжества Литовского; протоиерей Василий Новинский — о конфессиональной ситуации в современной Литве.

http://patriarchia.ru/db/text/1645111.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010