Кто признаёт материнскую власть Святой Церкви и отвечает сыновним послушанием, тот пребывает в Церкви, как в родном доме. Как послушное дитя счастливо безграничной материнской любовью, миром собственного сердца и всеми благами родного дома, так и послушные церковные чада особенно счастливы миром и покоем, которые даёт им церковная жизнь. Они чувствуют, что они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем » ( Еф. 2:19-20 ). И заметьте, как бы ни был значителен человек в Церкви, каким бы великим святым он ни стал, он всегда остаётся по отношению к ней чадом, ребёнком, то есть находится в послушании у неё. Против власти плоти Мы хотим совершать поступки хорошие, сердцем тяготеем к добрым делам, а себялюбивая своекорыстная плоть желает иного: нежиться в лени, потакать своим греховным привычкам. «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:17 ), — писал Апостол, и далее: «Дела плоти известны: они суть, прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют» ( Гал. 5:19-21 ). И поэтому, чтобы ослабить неблагодатную власть плоти, мы с помощью поста ограничиваем её требования, смиряем её. А если её не ограничивать, то на удовлетворение своих прихотей она заберёт всё наше время, все силы. Что же останется душе? «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если мы живём духом, то по духу и поступать должны» ( Гал. 5:24-25 ), — читаем у Апостола. Усмирение плоти умертвляет и грех. «Чего только не исцеляет пост! Какого душевного недуга не уничтожает! Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие…» (святитель Иоанн Златоуст). «Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей» (святитель Василий Великий).

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Не взирая на такие запрещения и угрозы, апостолы продолжали свое святое дело, которое повелел им Господь. И какая дивная перемена произошла с ними с тех пор, как Дух Святый сошел на них! Прежде они были так робки и боязливы, что когда Иисус Христос предан был на суд, они все от страха разбежались и оставили Его, и самый твердый из них по душе своей, Петр, отрекся было от Христа перед служанкой. Теперь же они не только всему народу, а и на суде еврейском с такою смелостью проповедуют о Христе Спасителе, что ей дивились сами враги Христовы. Начальники еврейские, узнавши, что ученики Христовы не слушают их приказаний и продолжают учить народ вере Христовой, сильно озлобились на них, велели схватить и посадить их в темницу. Но ангел Господень ночью отворил двери темницы, вывел их оттуда и велел проповедовать народу во храме учение Христово. Апостолы исполнили это повеление. На другой день по утру, собрались архиереи и старшины еврейские и послали привести апостолов из тюрьмы; но с великим удивлением услышали от посланных служителей, что двери темницы заперты и сторожа стоят у них, а учеников Христовых там нет. Тут кто-то пришел и донес начальникам: «вот те люди, которых вы заключили в темницу, учат народ во храме». Тотчас же посланы были за ними служители. Когда апостолы явились перед судбищем еврейским, начальники с упреком сказали им: «разве мы не запретили вам учить об Иисусе? А вы наполнили весь Иерусалим учением своим и хотите сделать нас виноватыми в смерти этого человека». Апостолы ответили: «Богу надобно повиноваться больше чем людям», и перед всем судом засвидетельствовали, что Иисус есть посланный на землю Спаситель людей, и что Он воскрес из мертвых. У врагов Христовых сердце рвалось от таких слов; они замышляли убить апостолов. Но один еврейский ученый человек, уважаемый всем народом и рассудительный, посоветовал ничего не делать с апостолами и рассуждал так: если это дело, которое делают апостолы, угодно Богу, то невозможно будет помешать ему и нельзя идти против Бога; если-ж оно только людьми начато, не по Божьей воле, то само собою рушится. На такое рассуждение он привел и примеры, бывшие незадолго перед тем временем. Начальники еврейские послушались этого умного совета и отпустили апостолов; впрочем, наперед побили их и еще раз строго запретили им говорить об Иисусе Христе. Апостолы радовались тому, что удостоились принять бесчестье и побои за Христа, и не переставали каждый день, в храме, учить народ об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Но мы то, сущие во грехах, как осмелимся приступить к нему? Кто может сказать, что он достоин? Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас, т.е. если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Но если на нас грехи тяготеют, то как может вселиться в нас Христос? Какое может быть общение света со тьмою? Или уже все мы причащаемся недостойно, в суд и осуждение себе? Ведь Ап. Павел прямо говорит: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня ( 1Кор.11:29 ). А между тем Господь наш Иисус Христос призывает нас, православных чад Церкви Святой, приступать к животворящим тайнам Тела и Крови Его. Что же, неужели отважимся принять любвеобильный призыв и приступить к причащению недостойно? Да не будет. Но и то, братие, ведайте, что ни один человек сам себя не может соделать достойным своими только силами. Господь же даровал нам и все средства к тому, что мы могли причащаться Тела и Крови нашего Спасителя не в суд или осуждение. Он указал, что сокрушенное и смиренное сердце не презирается Им. Он же даровал нам и таинство покаяния для прощения грехов. Так восплачь же пред Господом о зле содеянном. Подобно мытарю из глубины души взывай: Боже, милостив буди мне грешному. Засим, поговев, исповедуйся пред отцом твоим духовным и получи от него разрешение. Разрешенное им разрешается Самим Богом. После этого с великим смирением и страхом приступай к приобщению Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Тогда причащение будет тебе в оставление грехов, в общение со Христом и в жизнь вечную. Однако, братие, со скорбью великою в душе мы должны поведать вам, что многие и из православных христиан осмеливаются недостойно, без страха и без благоговения приступать к чаше Господней. Иные приобщаются Тела и Крови Спасителя только потому, что по службе это требуется. Другие делают это по заведенному только обычаю, из боязни людской молвы. Горе этим недостойным причастникам. В суд и осуждение себе они принимают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и таким образом приготовляют себе гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но не смотря на всё это, владение богатством, хотя бы и миллионным, не составляет того счастья, о котором тоскует и которого ищет человек, и которое могло бы доставить ему полное удовлетворение всех его желаний. Пусть богач владеет грудами золота, которые он не может израсходовать на свои не только нужды, но и прихоти. Он смотрит на них, пожалуй, с услаждением. Но незримый дух, в нём самом скрывающийся, внушительно говорит ему: «не здесь наше счастье, не в этих грудах золота и драгоценных камней». Ведь мы сыны небес и рая (скажем опять словами поэта): Насытит ли нас красота земная? ………………………………………………………………….. Ах, две души в груди моей больной, Друг другу чуждые – и жаждут разделения. Из них одной мила земля, – И здесь ей любо в этом мире, Другой – небесные поля, Где духи носятся в эфире. 5 И вот, когда сыта, полна душа земная, – другая душа, которую усладить могут только небесные поля, может истаивать голодом и жаждой. Недавно, в январской книжке одного из наших журналов за настоящий год, нам пришлось прочитать признание одного несметного богача, не знающего конца своим владениям. «Много денег у меня (говорил он): много лесов, лугов и всяких владений; но ни на что мне не хочется смотреть. Тяжело мне. Днём и ночью гложет меня какая-то тоска. Я не знаю что предпринимать и куда деваться. Я заблудился и не знаю для себя выхода, заблудился среди белого дня»…. 6 Такое признание делал богач своим спутникам в дороге, направляясь к о. Иоанну Кронштадтскому , которого он хотел просить, чтобы он утолил как-нибудь томящую его алчбу и жажду души его. Но зачем нам приводить признания людей малоизвестных, которым вы можете не придавать значения, когда у нас есть непререкаемое свидетельство на то, что богатство не даёт удовлетворения душе нашей? Это свидетельство древнего боговдохновенного мудреца Соломона. Он окружил себя всем обилием и всё испытал, – построил себе дома, устроил сады и рощи, насадил в них всякие плодовые деревья, приобрёл себе слуг и служанок; крупного и мелкого скота у него было больше, чем у всех, бывших прежде него в Иерусалиме; собрал он себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей, завел у себя певцов и певиц и сделался великим и богатым больше всех ( Еккл. 2:4–10 ). Что же? Чего желать ещё больше? По-видимому, Соломон достиг вершины счастья? Но – нет, – не насытилась душа его всем этим; не нашёл он удовлетворения во всех утехах, какими окружил себя. Оглянулся я (говорит он) на все дела мои и на труд, которым трудился, – и вот всё суета и томление духа, и нет изобилия под солнцем, которое бы дало полное успокоение душе нашей ( Еккл. 2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Но спустя три часа, появились еще новые, ибо хозяин, паки же изшед в шестый и не только в шестой, т. е. около полудня, в 12 часу дня, но и в девятый, значит, третий после полудня, час, сотвори такожде (–5). «Опять вышедши около шестого и девятого часа, сделал тоже». Число работников увеличилось. Многократные призывания Бога в Ветхом Завете чрез пророков не оставались совсем бесплодными. Но некоторые из святых отцов под призванными в третий, шестой и девятый час разумеют людей, вступивших в Церковь в различные времена своего возраста, юношей, зрелых мужей и старцев. Эти замедлили вступлением частью по нужде, если не слышали благовестия о Христе. Многие же из званных сами отлагали время вступления в Царство Божие. Иные стояли на греховной стезе, другие обуревались сомнениями, а иные житейскими печалями. Но вот Господь, Ему Одному известными способами, позвал сих людей. Они простодушно откликнулись на призыв. Утомило их скитание без дела, ибо всякое дело вне Христова виноградника не есть настоящее дело. Они не спрашивают даже о размере платы, доверяя вполне домохозяину, что он не обидит их. Грешник, обращающийся ко Господу, радуется своему покаянному пути. Не награда его прельщает, а Божие милосердие, прощение и призвание в виноградник на делание до недалекого вечера. И опоздавший часто трудится с великим усердием и старанием, смиряясь и осуждая себя за потерянное время. А домохозяин снова идет на торг, где стоят люди, предлагающие свои услуги. Оставался только один час до окончания дневного труда. À на торгу нашлись еще праздные работники. Домохозяин, во единый же надесят час изшед, обрете другия стоящя праздны и глагола им: что зде стоите весь день праздны: Глаголаша ему, яко никтоже нас наятъ. Глагола им: идите и вы в виноград мой, и еже будет праведно, приимете (–6 и 7). «Наконец, вышел около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Однако некоторое указание на совершение первыми христианами молитв за усопших видят в следующих словах апостола Павла: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1, 16–18 ). Полагают, что Апостол просит Господа оказать милость дому Онисифора потому, что Онисифор был тогда уже умершим – иначе апостол мог бы сказать: «Да даст Господь милость Онисифору и дому его!» О самом же Онисифоре Апостол произносит молитвенное пожелание: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (т.е. в день или частного, или общего суда). Но в устах Апостола трудно представить себе пожелание, которое произносилось бы с такой легкостью, с какой привыкли иногда произносить добрые, но шаблонные, пожелания христиане последующих поколений: Апостол, без сомнения, произнося такое пожелание, совершал, в то же время, и сердечную молитву за Онисифора. Из древних литургий нет ни одной, в которой отсутствовали бы молитвы за усопших; находится такое моление и в ныне употребляемых чинах литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . Кроме того, вместе с живыми усопшие поминаются на литургии и тогда, когда при погружении в таинственную Кровь Христову частиц, вынутых за проскомидией, произносятся слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» . Что касается возможности прощения Господом грехов умершим (исключая грех «хулы на Духа Святаго», т.е. грех ожесточения и нераскаянности), то она видна из следующих слов Спасителя: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 31–32 ). Следовательно, отпущение некоторых грехов возможно и бывает не только в этой, но и «в будущей» жизни, то есть в жизни загробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Он так начинает свое послание: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся» (ст. 1–2). Всем тем, которые освящены Богом Отцом, — во святом крещении «освящены и сохранены Иисусом Христом». Чем нас сохраняет Господь Иисус Христос? О, многим, многим. Прежде всего, Он сохраняет нас великим Таинством Причащения Его Тела и Крови, в котором мы становимся причастниками Его Божественного естества, воспринимаем Его в себя, живем с Ним. Сохраняет и Своим Божественным учением, ибо в нем вся истина, в нем указан путь ко спасению нашему. «Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (ст. 3). Он увещевает нас твердо, непоколебимо держаться веры, которая однажды предана святым. А святыми он называет здесь, как называл их в своих посланиях святой апостол Павел, всех подлинных христиан. Он призывает всех христиан святых, освященных Богом Отцом, к тому, чтобы подвизаться за веру: чтобы горой стояли за веру свою, чтобы никому не позволяли повреждать эту веру, нападать на нее. Почему он предостерегает христиан? Он обратился к верующим с этим посланием, «ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 4). Вот почему: потому что уже тогда, в его время, вкрались некоторые люди, предназначенные к вечному осуждению. О ком говорит здесь апостол? О первых, древних еретиках: о Симоне Волхве, который выдавал себя за великую силу Божию, об окаянных гностиках Василиде, Николае, Маркионе. Почему говорит он, что эти нечестивые обратили благодать Божию в повод к распутству? Потому, что эти еретики придумали и ввели новые обряды — обряды ночного радения, подобные нашим хлыстовским радениям, на которых, вместо того, чтобы проповедовать благодать Божию, учили предаваться распутству — свальному греху!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Павел, усиливая свою высказанную мысль. «Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона» ( 1Кор.9:20,21 ), т.е. делал законные уступки язычникам, не имеющие значения в религии духа и свободы, в своей проповеди , обращенной к ним, употреблял врачевство, сообразное их болезни, возникшей на основе их особенного мировоззрения, особенного склада жизни; иначе говорил в синагоге, и иначе в Афинском ареопаге ( Деян. 17:22 и дал.). «Для немощных был как немощный», – уважал их безразличные для царства Божия воззрения на пищу, питие, соблюдение дней ( Рим. 14:1 и далее; 1Кор.8:7 и дал.), «чтобы приобресть немощных», – не оттолкнуть их от христианства требованием того, что не поставляет нас пред Богом ( Рим. 14:14–17 ; 1Кор.8:8 и дал.). «Для всех, – заключает св. Павел, – я сделался всем»: вникал в их положение и действовал соответствующим этому образом, ограничивал себя во имя любви Христовой, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ), – в одном случае призвать к Евангелию одних, в другом – других, а в общем – «больше приобресть» ( 1Кор.9:19 ). «Для иудеев я был, как иудей», – говорит св. Павел. Но ни от кого Апостол не претерпел столько бедствий и страданий, сколько от своих соплеменников, «которые, – говорит он, – убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся» ( 1Фес.2:15 ). Подлинно: «враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:36 )!... Иудеи являлись постоянными возмутителями против св. Павла; своею клеветою они везде преследовали его, поднимая не один раз против него языческое население ( Деян. 13:50; 14:5; 17:5 и дал.); они обвиняли его и пред царями, и пред тогдашними владыками ( Деян. 18:12 и дал.; Деян. 21:27 и дал.; Деян.24:1 и дал.; Деян. 25:1 и дал.), преследуя его буквально как тень. Не один раз иудеи прямо растерзали бы св. Павла, если бы не взяла его под свою защиту римская власть ( Деян. 21, 27 и дал.), к которой Апостол всегда относился с великим уважением ( Рим. 13:1 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Пастыри и пасомые! Всей полнотой архипастырской любви своей молю вас, поддерживайте всеми мерами единение между собою и со всей Православной Русской Церковью – в этом счастье, величие и сила всего русского народа как в прошлом, так и в будущем. В настоящее же время это единение особенно необходимо для успешной борьбы с нашими врагами – внутренними и внешними. Предстоит в скором времени созыв чрезвычайного Киевского епархиального съезда. Хочется думать и иметь уверенность, что духовенство и миряне отнесутся к этому съезду серьезно и с должной подготовкой, основательно обсудят предложенные вопросы, вынесут постановления православные, законные, полезные, заслуживающие немедленного осуществления. Молю вас, пастыри и пасомые, помнить, что если вы призываетесь к активному участию в церковном епархиальном управлении, то этим самым возлагается на вас великая ответственность пред всей Киевской Церковью. Отнеситесь же к таким великим своим обязанностям как должно, внимательно, усердно, терпеливо и, главное, имея в сердце своем дух Христов, и да не будет между вами разделений и вражды. Молю вас помнить наставления святого апостола Павла: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:20–21 ). 2 Произнесено 5 июля 1892 года в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.//Самарские епархиальные ведомости. 1892. 14. Часть неофициальная. С. 614–619. 4 Речь произнесена в Воскресенской, в Барашах, церкви 13 сентября 1901 года. Священник Василий Маврицкий издатель журнала «Пастырский собеседник».//М. 1901. 7 с. 9 Типография журнала «Мирный труд». Харьков. 1905. «За веру, царя и Русь родную». 11. С. 1–3. 10 Типография журнала «Мирный труд». Харьков. 1905. «За веру, царя и Русь родную». 11. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Патриаршее слово за Божественной литургией в Великий Четверг 24 апреля 2008 г. 15:15 В Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Поздравляю всех вас, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом , когда Церковь вспоминает установление великого и спасительного Таинства Евхаристии. Сегодня во время Божественной литургии неоднократно пелось песнопение: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Вот уже почти 2 тысячи лет чада Церкви Христовой с благоговением принимают Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя во исцеление души и тела. Желаю всем, принявшим Святые Тайны Христовы в день установления этого величайшего Таинства, хранить единство с Господом и Спасителем. Сегодня — день установления этого великого Таинства Церкви, которое соединяет нас с Господом и Спасителем. Причащаться же нужно достойно. Как говорит апостол Павел: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29) Чтобы принять Святые Тайны Христовы — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего, мы должны подготовиться. Достоинство к причащению достигается лишь после раскаяния в согрешениях вольных и невольных и участия в Таинстве покаяния. Дай Бог, чтобы для каждого из нас принятие Святых Христовых Таин всегда было событием огромной важности, ведь, причащаясь, мы соединяемся со Спасителем, принимая Его распятое Тело и Кровь, излиянную за жизнь мира. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Молитвенно желаю, чтобы два дня, оставшиеся до Светлого Христова Воскресения не омрачились для каждого из нас грехами: осуждением, неприязнью, злобой, отсутствием любви к ближнему. Радость светлого праздника Пасхи Христовой дается тем, кто достойно и с чистым сердцем выходит навстречу Воскресшему Господу и Спасителю. Дай Бог всем нам в мире душевном и молитвенном подвиге встретить Светлое Воскресение Христово! Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396564.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010