Мисюрь – шапка с железной маковкой на темени; Миср – Египет (араб.) Митеня : кн. Дмитрий Игнатьевич Митеня Волконский, середина XVI в.; Никита Митенин, крестьянин, 1614 г., Соль Вычегодская Митнев Молчан [см. Молчан] Иванович, 1568 г., Ярославль Митрополит : Митрополит Алюнчев, конец XVb.; Тимофей Александрович Митрополит Колычев [см. Колыч], вторая половина XV в. Митус, Митусов : Митус, сотский вел. кн. Бориса Александровича Тверского, середина XV в.; Тимофей Григорьевич Митусов, 1571 г. Митус – Митя, Дмитрий; ср. митусить – щуриться на один глаз, частить ногами, про дождь – моросить (Даль) Митьков Молчан [см. Молчан] Семенович, убит Иваном Грозным на пиру в 1563 г.; Чепчуг [см. Чепчуг] Филиппович, середина XVI в., Боровск Миха – Михаил Васильевич Беклемишев [см. Беклемиш], 1480 г., Дмитров Михалков Тимофей Федорович, дьяк вел. кн., 1509 г. [см. Алай, Шелпяк; ср. Балахонкин] Михалчуков Воин Иванович, 1578 г., Кашира Михнев Иван Елизарьевич, 1560 г., Тула; Иван Есенин [см. Есеня], 1565 г., Казань; Игнатий Ермолаевич, спальник Тушинского вора Михно – Михаил Мичуй Никифор, крестьянин, 1564 г., Олонец Мичура, Мичурин : Дмитрий Мичура, вотчинник в Угличе, 1430 г.; Мичура, крестьянин, конец XV в., Новгород; Андрей Иванович Неклюд [см. Неклюд] Мичурин, 1510 г., Бежецкий Верх [см. Вязга, Гундор, Елман, Лугвица, Пустило, Суков] Мичура – угрюмый, брюзгливый человек Мишаков Семен Кириллович, 1622 г., Кашин Мишатин Богдан Гаврилович, 1568 г., Ярославль Мишуков Тимофей Яковлевич, 1578 г., Арзамас [см. Тарабора; ср. Ласица] Мишурин Василий Михайлович Обрюта [см. Обрюта], дворцовый дьяк, 1530–1550 гг.; Семен Обрютин Мишурин, середина XVI в. [ср. Глазун] Мишурников Иван, посадский человек, 1627 г., Вязьма Мних кн. Василий Семенович Ряполовский [ср. Ряполов], 1487 г. Мовка Печлюгин, помещик, 1595 г., Арзамас Могильник Иван, посадский человек, 1625 г., Зарайск Могутов Гридя [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Кострома; Матвей Могутов, писец, 1575 г., Арзамасский уезд Моденов Окул [см. Окул], послух, середина XV в., Дмитров Можайка, посадский человек, 1582 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Бурцев см. Бурец Бурыкин Дмитрий, крестьянин, 1604 г., Владимир Бурыч , холоп, 1541 г. Буса Иван, 1547 г., Двина Бусерь ( Бусырь ), Бусеревы : Бусерь Александров, 1500 г., Новгород; Степан Иванович и Яков Яковлевич Бусыревы, 1568 г., Ярославль Бусырь – 1) хлам, дрянь, 2) придурковатый человек Буслав Ильич Панафидин [см. Панафидины], 1550 г. [Ср. Выслав] Буславич Фома Евдокимович, посадник, 1500 г., Псков Буслай, Буслаевы Буслай – гуляка, мот, оболтус Бустман Бастанов [см. Бастановы], помещик, 1564 г., Новгород Бусурман : Бусурман Казатулович Скобельцын! [см. Казатул, Скобельцын], 1564 г.; Федор Бусурман, крестьянин, 1587 г., Арзамас; кн. Иван Юрьевич Мещерский, 1619 г. Бусыгин Фотий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Бусыгины, крестьяне, 1606 г., Арзамас Бут , крестьянин, 1485 г., Новгород Бутаев Емельян, крестьянин, 1585 г., Арзамас Бутак, Бутаковы : Василий Бутак, холоп, 1455 г., Муром; Бутак, крестьянин, 1545 г., там же; Бутак (Бутачко), посадский человек, 1586 г., Новгород; Илья Бутаков, помещик, 1591 г., Новгород; Яков Павлович Бутаков, дворянин, 1611 г., Алексин Бутасовы , крестьяне, 1564 г., Олонец Бутень, Бутеневы : Бутень Гаврилович Константинов, 1490 г., Переяславль; Бутеневы, XV в. и позже, Переяславский уезд Бутень – купырь, дикая петрушка Бутиков Григорий, дозорщик, 1618 г., Зарайск Бутков Андрей, подьячий, 1653 г., Москва Бутора, Буторины : Федор Бутора Косицкий [см. Косицкий], 1498 г., Новгород; кн. Федор Васильевич Бутора Селеховский [см. Селеховские], XVI в.; Иван Буторин, крестьянин, 1630 г., Устюг [см. Холзаков] Бутора, бутор – 1) пожитки, скарб, 2) бред больного, 3) внутренности (кишки и пр.) туши скота Бутримовы : Василий Бутримов, вторая четверть XV в., Кострома; Яков Осипович Бутримов, подьячий, поме щик, 1619 г., Дмитров; Ратман [см. Ратман] Бутри мов, 1590 г., Пенза [см. Жирохин] Бутрим – неслух, строптивый, упрямый человек Бутурля, Бутурлины : Иван Андреевич Бутурля, родоначальник фамилии Бутурлиных, боярин, первая четверть XV в. [см. Баклан, Врыло, Варгас, Возгра, Всячина, Гария, Закала, Копть, Корчемка, Неклюд, Плакса, Препростый, Сайга, Снырь, Сопля, Тесто, Ширшик]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Экстраординарный профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, магистр, богословия, Статский Советник Василий Никанорович Мышцын . Экстраординарный профессор по кафедре патристики, магистр богословия, Статский Советник Иван Васильевич Попов. Экстраординарный профессор по кафедре новой гражданской истории, магистр богословия, Статский Советник Иван Дмитриевич Андреев . Экстраординарный профессор по кафедре истории философии, магистр богословия, Коллежский Советник Павел Васильевич Тихомиров . Экстраординарный профессор по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур, магистр богословия, Надворный Советник Николай Гаврилович Городенский . Исправляющий должность доцента по кафедре психологии и лектор французского языка, кандидат богословия Павел Петрович Соколов. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и обличения русского раскола и лектор английского языка, кандидат богословия, Илья Михайлович Громогласов. Исправляющий должность доцента по кафедре русской —11— церковной истории, кандидат богословия, Сергей Иванович Смирнов . Исправляющий должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологий, кандидат богословия, Евгений Александрович Воронцов. Исправляющий должность доцента по кафедре греческого языка и его словесности, кандидат богословия, Дмитрий Григорьевич Коновалов. Исправляющий должность доцента по кафедре гомилетики и истории проповедничества, кандидат богословия, иеромонах Серафим (Остроумов). Исправляющий должность доцента по кафедре русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории, русской литературы, кандидат богословия, Николай Леонидович Туницкий. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и разбора западных исповеданий, кандидат богословия, Анатолий Петрович Орлов. Временный преподаватель древней гражданской истории, заслуженный ординарный профессор Академии, доктор церковной истории, Действительный Статский Советник Николай Фёдорович Каптерев . Вольнонаёмный лектор немецкого языка, студент семинарии, Коллежский Советник Василий Петрович Лучинин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Высшие Коммерческие курсы состояли в ведении Министерства финансов и по количеству и объему преподаваемых предметов и составу преподавателей относились к типу ВУЗов. Срок обучения на курсах составлял два года. К занятиям привлекались лица, уже имевшие солидную практику торгово-промышленной деятельности. Обучение проводилось по вечерам. Высшие Коммерческие курсы открылись в начале 1695 года и первый выпуск 1897 года составил всего 22 человека, в числе которых был и Василий Николаевич Муравьев. В дальнейшем число слушателей неуклонно росло: 1896–97 годы – 67 человек; 1897–98 годы – 147 человек; 1698–99 годы – 316 человек; 1699–1900 годы – 353 человека и так далее. Профессорско-преподавательский состав курсов был очень представительным. Заведовал курсами действительный статский советник, профессор Императорского Александровского Лицея Василий Гаврилович Яроцкий. Преподавание вели известнейшие деятели науки и техники того времени. Основными предметами, изучавшимися на Высших Коммерческих курсах были: 1) бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией; 2) коммерческая математика и вычисления; 3) политическая экономия – а) общий курс, б) история хозяйства и торговли, в) финансовое право (история хозяйства, торговли и права изучалась, начиная со времен Древней Греции и Рима); 4) законоведение – теория права и строй государственных учреждений; 5) торговое право с основами вексельного права; 6) гражданское право; 7) коммерческая география; 8) статистика; 9) товароведение. Обучение было весьма разносторонним. Слушатели курсов очень ответственно относились к получению знаний и неуспевающих среди них практически не было. Ярославское благотворительное общество Еще одна замечательная страница истории российской благотворительности, которая была открыта в ходе изысканий об отце Серафиме. Как много сегодня забыто того, что некогда являлось нормой жизни, естественным состоянием души русского. Великодушие и отзывчивость, искренняя любовь к ближним, находившая свое выражение в нелицемерной заботе о попавших в трудные обстоятельства жизни, болящих и обездоленных всегда отличали наших предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Мавра Гавриловна замерла вся от горя. – Вот кручина-то! Как же нам быть-то, да разве отучишь, упросишь кого, чтоб со своим ведром не ходил по воду, – всякий теперь отрежет, что его ведро и луженое, и чиненое, и чище всех, а наше грязное… – Не отучишь! – согласился Григорий. Весь вечер он сидел, по своему обычаю, с книжкой возле лампы и читал, но сам думал о колодце. В учебнике по физике он рассмотрел рисунок деревянного ворота и сообразил, как его надо сделать. На другой день с утра Григорий начал делать ворот для колодца и к вечеру установил его над срубом, а затем взял цепь и один конец ее укрепил в круглом теле ворота, а другой приклепал к дужке общественной бадьи. Верхнюю дневную поверхность сруба он накрыл деревянной крышкой на петлях. Когда Григорий уже убирал стружки и мусор от сруба, к нему подошел Василий Ефремович и осмотрел новое деревянное устройство. – Это ты что ж, товарищ Хромов, всурьез или нарочно тут строишь? – Немного лучше будет, дядя Вася, – сказал Хромов. – Вода чище станет, а то у детей животы болеют и они помирают. – Эк тебе забота: дети помирают! – выразился Василий Ефремович. – А то детей у нас дюже мало! Одни помрут, вторые на смену явятся – ишь ты, чем государство наше испугал… Нас ничем не напугаешь – девки у нас красные, парни геройские: они тебе сколько хочешь народа вперед, впрок нарожают! Да и зачем тому родиться, кто помирает скоро: пускай помирает, его чистой водой от смерти не сбережешь, а и выживет, так все одно он квелый, маломощный будет, – нам таких граждан не нужно! Нам такие нужны, чтоб навозную жижку пили – и серчали, как звери, от лишнего здоровья… А это что – вся твоя тут цивилизация – это безвозмездное дело! Григорий нахмурился и поглядел на Василия Ефремовича. – Тебе хорошо говорить, ты век свой прожил, а людям неохота помирать в детстве и матерям их неохота хоронить. – Это-то хоть так, – поразмыслил конюх. – Я о пользе дела тебе говорил: кто нам нужен, а кто нет. – А я не о пользе? – сумрачно произнес Григорий Хромов. – Я о жизни, чтоб люди не помирали зря…

http://predanie.ru/book/221165-rasskazy-...

– Вы, историк, открыли что-то новое для себя в воспоминаниях иностранцев, готовясь к выставке? Когда иностранцы пишут о России, это часто выглядит комично Александр Мясников: Когда иностранцы пишут о России, это часто выглядит комично. Больше всего впечатлили описания банных процедур. Банная традиция была чисто русская, и она связана с гигиеной. Банные процедуры иностранцами описывались словно пытки. Они недоумевали, почему человека нужно бить мокрыми вениками по спине и как это поможет его здоровью. Но русские-то знали, насколько полезна баня. Когда наши предки двинулись в Сибирь, появилась неведомая доселе болезнь – энцефалит, передаваемый клещами. Тогда этого слова не знали, но знали, как от этой болезни лечить людей. Топили баню и 12 часов в ней парили человека. Если температура тела у человека держится 40,5 градусов несколько часов, не переходя границы 41 градуса, то вся зараза погибает. – Какой завет могли бы оставить нам Рюриковичи? Александр Мясников: Рюриковичи – это люди, которые собирали государство, а те, кто собирают, оставляют только один завет – хранить, развивать и преумножать. В завещаниях Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха детям и потомкам говорится о любви друг к другу, о сохранении земли Русской, о ее развитии. Это всегда было основным и самым главным заветом на Руси. Рейтинг: 9.6 Голосов: 50 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Василий Н. 31 июля 2015, 00:54 Сергею Горбунову То есть рассуждать о том, что наши предки порой бывали по локоть в крови - значит бросать грязью в историю? Любое сомнение в праведности предков - заведомая ложь? Василий Н. 25 ноября 2014, 16:09 Сергею Горбунову Сергей, а где вы видите желание бросить грязь? Вы хотели бы, чтобы из русской истории были вычищены все темные страницы? Сергей Горбунов 23 ноября 2014, 06:09 Как всегда, находятся желающие кидаться грязью в русскую историю, под видом некой, весьма спорной " объективности " ... Дмитрий Гаврилов 11 ноября 2014, 00:55 Называть Святослава новгородским князем смешно.

http://pravoslavie.ru/74859.html

кем и над чем ему вздумается. У внутренней стены номера, начиная от меня, имел пребывание и больше занимался на налое Иван Феодорович Ситкевич (из минских униатов), осторожный, довольно хитрый и насмешливый господин. Но в основании души человек благородный, степенный, которого никто, кажется, не мог упрекнуть ничем, что бы могло чернить его в товариществе. За ним следовал Алексей Гаврилович Солнцев (из Смоленска), тоже благороднейшая душа, по-видимому, гордый и горячий, а между тем всякому уступавший и служивший, всегда ровный и спокойный. Если он осердится, то вспыхнет и начнет ходить, но брани он не любил; зато и его все уважали и боялись оскорблять. Я любил его больше всех своих номерников. На память он подарил мне французскую Библию 236 . Наконец, у печки существовал Степан Семенович Лебединский (из Симбирска). В номере он только спал; а остальное время пропадал в некоторых ему известных местах. Человек натуры довольно грубой. Ситкевич говорил, что Степан Семенович и Василий Петрович Левашев (тоже студенты из 3 номера) были во всем друзьями, но о некоторых предметах говорить не могли без палки. Так оно и было. И мы были свидетелями их домашней дуэли за какую-то богиню. Из других номеров близки были со мной: Павел Алексеевич Троепольский, москвич, теперь о. Платон, служит в Каменец-Подольске. Душа благородная. Василий Иванович Куняев, вифанец, душа нежная, милый товарищ, любил забавлять других, но не умел оскорблять. Он умер в Варшаве 237 . Флавий Васильевич Скабовский, володимирец. Подвыпивши, он изъяснялся мне в любви самым нежнейшим образом; в обыкновенное время, во время занятий, обыкновенно выходил из 5 номера в 4-й и кричал своим тоненьким, писклявым голоском: «Митенька любезнейший, дай табачку». Взявши щепотку, он тотчас уходил и продолжал делать свое дело. Через полчаса он опять являлся с тем же воззванием. Милый был товарищ 238 ! Опять надо упомянуть нежного Петю Счастнева, умершего весной 1844 г.; этого кроткого человека любили все. Надо вспомнить Василия Алексеевича Катаева, нашего регента в академическом хоре, родом вятича; Павла Алексеевича Некрасова, москвича, умершего в Тамбове; Василия Ивановича Романовского 239 и Ивана Ефимовича Световидова, москвичей: Руфа Александровича Ржаницына (из Вологды), ныне священника у Николы на Ваганькове; Дмитрия Вас. Воскресенского из Калуги, и многих других добрых людей. Но в особенности надо вспомнить о благородном Николае Григорьевиче Александровиче (из Каменец-Подольска) 240 , которого надо поставить в особенную категорию моих ближайших и любимейших товарищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

118. Ответ на 72., np1237: Здравствуйте, извините, что не по теме - Вас бы очень хотели видеть Вика, Танк и остальные на новом форуме http://preddverie.mybb.ru 117. А это как назвать? Без комментария 116. Суду Божию тоже не поверите? Уважаемый священник при таком подходе по-моему, никому не поверит, даже Суду Божию... 115. Ответ на 112., Василий В.В.: Точно. Исходя из соображений ВасилияВВ - любой человек может быть виновным. " Виновным " - любой, а виноватым может быть только тот, кто buhobam.Lucia, Вы, кажется, неровно ко мне дышите.( Не может не упомянуть меня ). Да, мне неприятна Ваша деятельность. 114. Ответ на 111., Василий В.В.: В том-то и дело, что это только ваши предположения. 113. Ответ на 110., Lucia: Точно. Исходя из соображений ВасилияВВ - любой человек может быть виновным. " Виновным " - любой, а виноватым может быть только тот, кто виноват. Lucia, Вы, кажется, неровно ко мне дышите. ( Не может не упомянуть меня ). 112. Ответ на 108., М.Яблоков: А вы уверены, что это письмо - не фуфло? В своем комментарии под номером 102 я написал: " Я даже не пытался вникать в то, что было написано в том письме. Оно, вообще, могло быть составлено только для того, чтобы засадить о. Глеба Грозовского. Столько лет следствие топталось на месте, экстрадировали о.Глеба из Израиля, и тут же появляется письмо, в результате этого следствие начинает разрабатывать 2009 год вместо 2011 и добивается успеха. Вот что мне показалось странным. " Следователь Гаврилов в своей статье писал, что мать якобы пострадавшей девочки вдруг ( после трех лет расследования ) вспомнила, что ее дочь в 2009 году могла подвергнуться насилию со стороны Грозовского. Почему мать осенило такое прозрение? Может ей об этом кто-то сказал? Вполне возможно, что этот кто-то вычислил момент, когда в лагере о. Глеб Грозовский был в одну смену с ее дочкой, и знания об этом моменте оформил в виде " откровения " из того письма, а затем позволил этому письму оказаться в руках у дознавателя. Это, конечно, только мое предположение, но оно объясняет невероятное прозрение матери якобы пострадавшего ребенка и прогресс в расследовании.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/25/do...

Иван Соколов . Родился в 1885 году в семье мещан города Вышнего Волочка. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 15 апреля 1912 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание хлебником. 22 мая 1914 года зачислен в указную братию. 26 декабря 1915 года принял постриг. Продолжал нести послушание хлебника и на клиросного. «Очень хорошего поведения». Монах Анания Александр Молчанов. Родился в 1886 году в крестьянской семье Ярославской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 17 сентября 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Послушание нес на скотном дворе. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. 28 ноября 1916 года принял постриг. Нес послушание гостиничного. «Очень хорошего поведения». Монах Агапит Алексей Гаврилов. Родился в 1860 году в семье крестьян Костромской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 15 декабря 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание в портновскую. 22 мая 1916 года зачислен в указную братию. Нес послушание плотника. 28 ноября 1916 года принял постриг. «Очень хорошего поведения». Монах Вавиан Василий Абрамов. Родился в 1864 году в семье крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов вторым браком. 4 мая 1893 года поступает в пустынь Параклит. 22 марта 1897 года пострижен в Параклите. 21 марта 1902 года переведен в Зосимову пустынь. Монах Петр Павел Антропов. Из крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 22 августа 1899 года поступил в Зосимову пустынь. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию. Нес послушание живописца. 24 июня 1905 года принял постриг. Указные послушники Василий Захаров. Родился в 1882 году в крестьянской семье Рязанской губернии. Грамоте обучался дома. 18 июня 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание повара. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. Нес послушание пономаря. Игнатий Ващенко. Родился в 1857 году. Казак Полтавской губернии. Неграмотный. 20 мая 1905 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 5 июня 1908 года зачислен в указную братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пустошка – хохлатый удод; в Саратовской губ. пустошка – ночная птица из породы сов, живущая в нежилых строениях, амбарах, половнях и т. п. Пустоцвет Дмитрий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Пустынников Дорофей, подьячий, позже дьяк, 1614 г., Москва Путилец Иванович Волжинский Путило см. Пустило Путица Федор, крестьянин, 1495 г., Новгород Путята, Путятины : Суморок [см. Суморок] Путятин, писец, 1510 г., Балахна; Юрий Михайлович Путятин, 1519 г., Кашин; кн. Иван Семенович Путята Друцкий [см. Друцкие], начало XV в.; от него – князья Путятины [см. Колышка]; Григорий Степанович Путята Мижуев [см. Мижуй], умер в 1542 г. [см. Люль, Садилов, Хрипун] Пух Иван Васильевич Тетерин [см. Тетеря], дьяк, 1538–1549 гг.; его сын Тимофей Пухов, известный эмигрант времени Ивана Грозного Пухталин Палка, крестьянин, 1495 г., Новгород Пученкин Тарас, бобыль, 1620 г., Белев Пучень , крестьянин, 1495 г., Новгород Пучко Молвянинов [см. Молвянин], 1556 г. Пушень , крестьянин, 1545 г., Новгород Пушечников Василий Васильевич, 1498 г.; Григорий Васильевич Желобов [см. Желоб], в 1550 г. получил по местье под Москвой Пушка, Пушкины : Григорий Александрович Пушка Морхинин [см. Морхиня], середина XVI в.; от него – Пушкины [см. Бобринец, Бобрище, Бояринец, Бужар, Булыга, Грема, Гулида, Гусь, Дыхайло, Желтоух, Каур, Кологрив, Кострец, Курч, Муса, Рожон, Сулемша, Теленчей, Товарко, Улита, Ус, Фуник, Шароватый, Шаферик, Шиш, Шушлепа, Щур, Юрята] Пушкарев Григорий Гаврилович, 1550 г., Нижний Новгород Пушнев Пушник Пятуня, крестьянин, 1625 г., Устюг Пуща, Пущины : Осип Васильевич Пуща Олуповский [см. Олуповский], 1550 г.; от него – Пущины, XVI–XVII вв., Новгород и Рязань Пчелин Игнатий, подьячий, 1617 г., Москва; Тимофей, дьяк, 1635 г., Двина Пчелкин Афанасий, крестьянин, 1606 г., Белев Пшеничников Андрей, посадский человек, 1624 г., Соль Вычегодская Пшеничный Василий, крестьянин, 1586 г., Арзамас Пшенка, Пшенкин : Иван Иванович Пшенка Кафтырев [см. Кафтырев], 1534 г.; Пшенкин, своеземец, 1495 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010