В греческом тексте Ветхого Завета (Септуагинте) «люди славные» – буквально люди именитые (греч. «ономастой»), создавшие себе имя. Они прославились среди людей, составив себе имя, известность. Только вот известность эта оказалась не совсем хорошей, судя по процитированному тексту Писания. Так и строители пресловутой башни в Вавилоне, не скрывая намерений своих, надменно рассуждали: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11, 4). «Славные земли» – это те, которые пользуются земной славой, ищут славу мира сего, и совершенно забывают о Боге Речь здесь о тех, которые возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12, 43). И вот, Сам Господь пытается вразумить таковых: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44). Значит, «славные земли» – это те, которые пользуются земной славой, ищут славу мира сего, и совершенно забывают о Боге. Гордость распирает таких людей изнутри. Но подобная «слава» обманчива, словно блик миража. Она скрывает за собой неразумие, как сказано в книге Варуха: «О, Израиль! как велик дом Божий, и как пространно место владычества его! Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим. Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне. Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего» (Вар. 3, 24–28). Выходит, «славные земли» по жизни своей не настолько славны. Это те, о которых апостол Павел достаточно строго, но точно сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3, 19). Их «слава» сыграла с ними дурную шутку, послужила к их же бесславию. Таковы «славные земли», то есть гордые, живущие тщетной, пустой славой. Тайна Любви – она ищет спасения даже самым злобным, лишь бы они раскаялись. Вот как молится священник на Литургии святителя Василия Великого: «Благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею». Но как это сделать? Венец вечной, подлинной славы ниспосылается тем, кто смиряется. Как же прийти «славным» к смирению? Для этого постараемся понять, что же есть «зло», которого мы просим приложить этим бедным, несчастным «славным».

http://pravoslavie.ru/129806.html

Возможность такого возрастания и прощения грехов по смерти ясно видна из слов Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31–32 ); если бы по смерти вообще невозможно было бы прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простится хула на Духа Святого. Молясь перед Своею крестной смертью об учениках, Господь просил Отца даровать им и вечное блаженство: «Отче!.. хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою...» ( Ин.17:24 ). Апостол Павел просил Господа оказать милость Онисифору по смерти его: «да даст Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим.1:18 ), то есть в день Страшного Суда. Апостол Петр, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что «и мертвым было благовествуемо» ( 1Пет.3:19:20; 4:6 ). Если бы в загробной жизни не существовало духовное возрастание и прощение грехов, то не нужно было бы и благовествование. В Священном Писании есть немало и прямых указаний на молитвенное поминовение умерших и на милостыню за них. Так в ветхозаветной Церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ), налагать на себя пост по случаю кончины близких ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ); книга Судей израилевых указывает, что поминовение умерших было обычаем в Израиле ( Суд.11:40 ) – все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов. О милостыне в память умерших говорится и в книге Руфь: «Благословен он (Вооз) от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руф.2:20 ), Иисус сын Сирахов поучает: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Пророк Варух свидетельствует, что израильтяне обращались к Богу со следующей молитвой: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитвы умерших Израиля и сынов их... Не вспоминай неправд отцов наших..» ( Вар.3:4–5 ). Иуда Макковей, увидев, что у всех павших в сражении воинов под хитонами были «посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям», обратился к Богу с молитвой: «да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех» и «принес за умерших умилостивительную жертву» ( 2Мак.12:39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: «не отойдёт правящий от Иуды " ( Быт 49:10 ) , и Исайя: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним», «после того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:36, 38 ), и Моисей же: «Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды... братьев» наших ( Втор 18:15 ), как меня, и «всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится» ( Деян.3:23 ), и Давид: «грядет Бог наш» ( Пс 49:3 ), и: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» ( Пс 143:5 ), и: «наклонил Он небеса и сошел» ( Пс 17:10 ), и: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг» ( Пс 71:6 ), и: «Бог Господь и явил ся нам« ( Пс 117:27 ), и: »сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» ( Пс 109:1 ), и: «от плода чрева твоего посажу на престоле» Моем 4 ( Пс 131:11 ). И снова Исайя [говорит]: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис 7:14 ), и: «младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его», и «миру его нет предела», «имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель» ( Ис 9:6–7 ) и так далее. И не только о воплощении, но и об общественной деятельности и чудесах Его, делах, кресте, смерти, тридневном воскресении, вознесении, ниспослании Духа и втором [Его] пришествии ясно предсказали; что мы не пренебрегли отчасти кратко выписать для нуждающихся; Божественное же Евангелие о всех [этих событиях] отчётливо повествует, и это же свидетельствуют писания апостолов. 18. К тому же проповедь божественного Евангелия установила истину во всей вселенной без меча , как предсказал Христос, и при многих гонениях – победу креста, – демонов изгнание, идолов ниспровержение. Ещё же пламенное рвение апостолов, [претерпевших] за Христа тысячи страданий, дорог, трудов и врагов, гонимые даже до смерти. И величайшее из чудес – то, что никоим образом проповедь не умолкла, когда их убивали и преследовали, когда они были бедны, необразованны и слабы, но всё более [при этом удавалось им] преуспевать, преумножать [труды] и руководить множеством верующих, и те подобным образом желали умереть за Христа, каковы есть мученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

О чудотворениях чрез святые мощи Пс.113:25–26 . «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек». Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20 . Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10 ; Вар.3:4 ; Дан.3:5 . На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21 ; Сир.48:14:49:12 . Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу. Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть Деян.2:27 . Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 1Кор.15:47–49 . Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 2Тим.1:10 . Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. Сир.48:14 . И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его. 4Цар.13:21 . И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Сир.49:12 . Процветут кости их от места своего. Быт.50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройду беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда“ ( 3Ездр. 7:30–35 ) 461 . В кн. Еноха читаем: „в тот день... Я преобразую небо и приготовлю Его для вечного благословения и света. И Я изменю землю, и приготовлю ее для благословения, и поселю на ней Моих избранных; грех же и преступление исчезнут на ней, – они не появятся“ (XLV, 4–5) 462 . Идея о всеобщем воскресении, по-видимому, была очень распространена в века апокалиптиков и нашла себе весьма определенное и твердое выражение в их писаниях. Кроме уже приведенных указаний на всеобщее воскресение у Ездры (7:32), мы можем сослаться на книгу Еноха, в которой читаем: „И в те дни земля возвратит вверенное ей и царство мертвых возвратит вверенное ему, „что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать.“ (LI, 1). Варух в апокалипсисе пишет: „И будет после того, как наступит время явления Мессии, и он явится в славе, тогда все, которые умерли в надежде его, воскреснут (tunc omnes qui dormierunt in spe ejus, resurgent)“ (с. XXX) 463 . „Возвратит земля тогда умерших, которых приняла теперь, чтобы хранить их“ (cap. L. ср. LI) 464 . Раскрытие идеи всеобщего последнего суда, кроме места из 3 Ездры (7:33), имеет место в апокалипсисе Варуха (L) и книге Еноха. Последней пишет: „И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых... И Избранный в те дни сядет на престоле своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его уст“ (LI, 3). В апокалипсисе Варуха сказано: „Когда познают друг друга (умершие и воскресшие), тогда учредится (получит силу) суд, и наступит то, что предсказано“ 465 . За всеобщим судом начнется жизнь вечная. (Ср. апок. Вар.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

21) В назначенный день Ирод, облекшись в царскую одежду, сел на судейском месте и говорил к ним. 22) Народ же восклицал: «[Вот], гласы Божии, а не человеческие!» 23) Вдруг же поразил его Ангел Господень, так как он не воздал славы Богу; и, изъеденный червями, испустил дух. 24) Слово же Господне росло и умножалось. 25) Варнава же и Савл возвратились из Иерусалима, исполнив служение, взяв с собою Иоанна, прозванного Марком. Глава XIII 1) Были же в церкви, которая была в Антиохии, пророки и учители, среди коих: Варнава, и Симон, называемый Нигер, и Люций Киринейский, и Манаим, который был молочный брат Ирода тетрарха, и Савл. 2) Когда же они служили Господу и постились, сказал им Дух Святый: «Отделите Мне Савла и Варнаву на дело, для которого Я взял их». 3) Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. 4) И они, [быв], правда, посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. 5) И когда пришли в Саламин, проповедовали слово Божие в синагогах иудейских. Имели же при себе и Иоанна для служения. 6) И когда прошли весь остров вплоть до Пафа, нашли они некоторого мужа-волхва, лжепророка, иудея, коего имя было Вар-Иисус, 7) который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 8) Противился же им Елима – волхв [magus] (ибо так переводится имя его), стараясь отвратить проконсула от веры. 9) А Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго, воззрев на него, 10) сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого плутовства, сын дьявола, враг всякой правды [justitiae]! Ты не перестаешь совращать с прямых путей Господних! 11) И ныне, се, рука Господня на тебе: и ты будешь слеп, не видя солнца даже до времени». И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, вертясь, искал, кто б дал ему руку. 12) Тогда проконсул, когда увидел происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. 13) И когда из Пафа отплыли Павел и бывшие при нем, прибыли в Пергию Памфилийскую. Иоанн же, отлучившись от них, возвратился в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2:3). И как, братья, во время явления Бога в Ветхом Завете, было много сопутствующего страха, - окружали гору и мрак, и буря, и труба, и гром, - чтобы привести народ в страх пред Законодателем, так и тогда, когда имел прибыть Святой Дух, - чтобы немедленное пришествие не застало в нерадении принимающих, но чтобы они узнали прибывающее в славе достоинство Духа, - как на горе предшествовали мрак и буря, так было и отно­сительно Духа: " При наступлении дня Пятидесятницы, сделался шум с неба … как бы от несущегося сильного ветра … " (ст. 1, 2); и тогда был виден Дух Святой, и он поколебал дом, - (Дух), не по Своей природе разделяемый, но разделяющий Свои действия. Не Дух делится, но Он делит дарования, как свидетельствует Павел: " Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно " (1Кор. 12:11); разделяя, не разделяясь, - поделяя, не поделяясь, - неограниченно управляя, не подлежа управлению. И какую честь неограниченной власти придал Павел Отцу: " … а Бог один и тот же, производящий все во всех " (ст. 6), -  те же самые слова он сказал и в отношении Духа, говоря: " Все же сие производит один и тот же Дух " . Но Дух Святой был назван утешителем; по чему иному, если не потому, что он утешает лю­дей, то есть, ободряет? В Писании найдёшь эту особенность: апостол называет ободрение утешением. Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение - свойство Божие; чтобы ты не оскорблял название утешителя, апостол говорит: по Хри стъ молимъ, яко Богу молящу нами " … от имени Христова просим: примиритесь с Богом " (2Кор. 5:20). И, чтобы, братья, Павел не был сочтён, будто, вводя утешающего людей Бога, он вносит новость в догматы, - прими доказатель­ство из ветхого свидетельства. Пророк Исаия говорит Иерусалиму: " Даровавший тебе имя утешит тебя " (Вар. 4:30). Итак, подумай: утешает тебя Отец, утешает Сын, -  потому что говорит (Исаия): " Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня, … утешить всех сетующих " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2:3). И как, братья, во время явления Бога в Ветхом Завете, было много сопутствующего страха, - окружали гору и мрак, и буря, и труба, и гром, - чтобы привести народ в страх пред Законодателем, так и тогда, когда имел прибыть Святой Дух, - чтобы немедленное пришествие не застало в нерадении принимающих, но чтобы они узнали прибывающее в славе достоинство Духа, - как на горе предшествовали мрак и буря, так было и относительно Духа: " При наступлении дня Пятидесятницы, сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра " (ст. 1, 2); и тогда был виден Дух Святой, и он поколебал дом, - (Дух), не по Своей природе разделяемый, но разделяющий Свои действия. Не Дух делится, но Он делит дарования, как свидетельствует Павел: " Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно " (1Кор. 12:11); разделяя, не разделяясь, - поделяя, не поделяясь, - неограниченно управляя, не подлежа управлению. И какую честь неограниченной власти придал Павел Отцу: " а Бог один и тот же, производящий все во всех " (ст. 6), - те же самые слова он сказал и в отношении Духа, говоря: " Все же сие производит один и тот же Дух " . Но Дух Святой был назван утешителем; по чему иному, если не потому, что он утешает людей, то есть, ободряет? В Писании найдёшь эту особенность: апостол называет ободрение утешением. Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение - свойство Божие; чтобы ты не оскорблял название утешителя, апостол говорит: по Христъ молимъ, яко Богу молящу нами " от имени Христова просим: примиритесь с Богом " (2Кор. 5:20). И, чтобы, братья, Павел не был сочтён, будто, вводя утешающего людей Бога, он вносит новость в догматы, - прими доказательство из ветхого свидетельства. Пророк Исаия говорит Иерусалиму: " Даровавший тебе имя утешит тебя " (Вар. 4:30). Итак, подумай: утешает тебя Отец, утешает Сын, - потому что говорит (Исаия): " Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня, утешить всех сетующих " (Ис. 61:1,2). При другом случае и Спаситель, желая показать равночестную славу Духа, говорит: " если пойду " , иного утешителя " пошлю " (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1655...

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, " исхищают от уз ада их души " (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: " И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... " (Ин. 14, 13); " И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите " (Мф. 21, 22). Христос имеет " ключи ада и смерти " (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: " ...если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12, 32). Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4—5 содержится молитва о прощении грехов усопших: " Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших " . Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился так: " ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... " (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву — " ...да разрешатся от греха " (2 Мак. 12, 45). В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: " Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день... " (2 Тим. 1, 18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Сол. 17: 35; 17:42), участники блаженного царства будут исполнены мудрости, источники которой откроются для всех жаждущих (Ен. 5:8; 48:1; 91:10). Со своей законнической точки зрения иудеи полагали эту мудрость главным образом в знании закона и путей праведности; руководителем сынов Израиля в правде будет сам Мессия, который «не допустит, чтобы неправда обитала в среде их» (Пс. Сол. 17:29). Более подробную картину этого обращения Израиля на путь законной праведности рисует автор книги Юбилеев, который влагает в уста Бога к Моисею следующие слова: когда сыны Израиля познают свои грехи, они «обратятся ко Мне во всей праведности и от всего сердца и от всей души: и Я обрежу крайнюю плоть их сердца и крайнюю плоть сердца их семени, и созижду в них дух святый, и очищу их, чтобы они более не отвращались от Меня с того дня и до века. И их душа прилепится ко Мне и ко всем Моим заповедям, и они будут исполнять Мои повеления; и Я буду их отцом, и они будут Моим сыном, и все будут именоваться сынами Божиими и сынами духа» (Юбил. 1 гл.). Возродившийся и очистившийся Израиль будет предметом радости для Иеговы, который покажет славу его всей поднебесной; тогда Иерусалим, как место истинного и чистого служения Израиля Богу, с полным правом будет носить имя: мир правды и слава благочестия ( Вар. 5:3–4 ). О духовном возрождении и очищении Израиля говорится и в талмуде: «в будущее время Бог обоймет со всех сторон землю Израилеву, и удалит из неё всякую нечистоту, как делает человек, очищающий одежду от пыли и удаляющий из неё всю нечистоту, согласно Писанию» ( Иов. 38:13 ) 814 . Восстановление завета Божия с Израилем естественно должно сопровождаться изменением отношений Бога к миру и Своему народу; если теперь Он существует в бесконечном отдалении от мира, оскверненного грехом и как бы отданного во власть злых духов, то тогда Он станет опять в прежние отеческие отношения к Своему возлюбленному первенцу; «праведный Судья и Владыка Сам будет оберегать его Своим могущественным предстательством, как стена, охраняющая здание от горящего огня» (Сив.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010