3) За умерших: а) возможно и б) должно молиться: а) Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; б) Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Кор. 13:8 ; 1Иоан. 3:10–18 . 4) Св. Писание учит о частном, предварительном суде: Сир. 11:26 ; Евр. 9:27  и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30 ; 2Фес. 1:9–10 ; Мф. 13:41; 2Фес. 2:1–12 ; Мф. 25:31–46. 5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. Сол. 3:1–4; Сир. 1:13 ; Лк. 23:43 ; 2Кор. 5:6–8 ; Фил. 1:23 , а души грешников, не испытывая полного мучения, в томительном ожидании своей окончательной участи, находятся в аду: Прем. Сол. 3:18–19; Лк. 12:4–5; 16:22–24 ; 1Петр. 3:18–20 ; От. 20:13. 6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29; 16:16 ; 1Петр. 3:18–20 ; Еф. 4:8 ; Мф. 28:18; От. 1:18; Мф. 21:22; Иоан. 14:13–14 ; 1Кор. 15:53–55 . 7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14 ; Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ; Вар. 3:4–6 ; 2Мак. 12:39–45 ; Руфь 2:20 . 8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9; 8:15–16 ; Иоан. 14:13–14 ; Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Иоан. 3:10 ; 1Кор. 13:8 . 9) Нельзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Иоан. 5:16 ; Рим. 6:16 , за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произвольно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14–й. 10)  Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23 ; 1Иоан. 3:21–22 . 11)  Не молящиеся за умерших не имеют любви Божьей, поэтому они – не дети Божьи, а дети диавола 1Иоан. 3:10,14,18 . О спасающей благодати Божьей «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ).                                      Спасение человека–грешника совершается с двух стороны со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободной волей, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему» ( Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Описанным событиям «на небе», т. е. в сокрытой надысторической реальности, соответствует борьба Церкви в этом мире, «на земле» («борьба переносится в план земной, т. е. временный» ). Об этом говорится в следующих, 13-й и 14-й главах, но опять-таки на языке апокалиптики. Агнцу и Церкви противостоят богоборческие силы, как и ранее в апокалиптических произведениях (ср. Дан. 7) представленные в образе зверей. Их два (так же как в 1 Енох 60, 7-8; 3 Ездр. 6, 49-52; 2 Вар. 29, 3-4): зверь из моря (13, 1-10) — символ тоталитарной государственной власти (в том числе имперского Рима с его семью холмами или «головами» в ст. 1 ), и зверь из земли (13, 11-18) — символ той богоборческой идеологии, которая обслуживает тоталитарную имперскую власть и фактически является религией со своим культом («жречество императорского культа в Асии» ). «Число зверя» Зверь из земли — сатанинская пародия на Христа (антихрист, хотя этот термин здесь не употребляется). Он имеет «два рога, подобные агнчим» (ст. 11) и выходит из земли — т. е. из глубины Малой Азии, где в самом деле процветали религиозные культы римских императоров: Августа в Пергаме, Тиберия в Смирне, Веспасиана, Тита и Домициана в Севастии и Ефесе . Сам зверь — это олицетворение Нерона, который покончил с собой, но, согласно популярной тогда среди народных масс легенде, должен был вскоре ожить. По другим вариантам легеныд, он и вовсе не умирал, а скрылся на Востоке (в Парфии) — Nero Redivivus , — чтобы вернуться вновь. Его возвращения в те времена ожидали многие, так что муссировались слухи о лже-Неронах, но христианами они воспринималось как явление антихриста: «Ожидая перед мировым концом нового страшного гонителя, христиане рисовали его себе с чертами Нерона» . Именно его и имеет в виду то самое число зверя, которое периодически привлекает к себе столь пристальное внимание: Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть [e(cako/sioi e(ch/konta e(/c] (Откр. 13, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

29 Или " о спасении (hayye) нашем " . 30 Текст поврежден в рукописи. Перевод приблизителен. 31 Вар. " которые Он сотворил - для нашего упражнения, для нашего наслаждения " . Беседа 41 Снова его же. Увещание вместе с необходимыми предостережениями, соответствующими данной теме.1 1. Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней,2 и за пределами нашего познания - степень страдания в ней. Тем более устремимся к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль о Нем и избежать опыта геенны, от небрежения. Остережемся растрачивания на многое и праздности в нашем сосредоточенном , чтобы, избегая как пустых тайных бесед, так и явной праздности, мы получили ощущение тех милостей в самих себе. О богатстве хорошо, чтобы говорил богатый, и о чине свободы должен говорить тот, кто ей обладает; о Боге же должен говорить тот, кто удостоился Бога благодаря своей добродетели. Но тому, чьи действия являются обвинителями против него самого и чья совесть обличает его самого, ненавистно даже и говорить о благе - особенно если он говорит не в обличение самому себе, а как уверенный в праведности.3 Хорошо и прилично рассуждать о величии благости Божией, о тайнах Его милостей, являемых действиями Его, - , хотя и сокровенных, однако же раскрывающихся благодаря их внешним проявлениям в мире, - но для людей низменных и повинных4 стыдно даже дерзать на эти темы. [...] для каждого хорошо, когда он говорит. Красота истины подходит к прекрасным устам. " Святое соответствует святому в полноте их; огонь ожидает огня, и благоговейному сердцу - хранить в святости красоты Божии " .5 Что же до нас, низменных, то как дерзнем мы уверенно о собеседованиях, относящихся к чину детей? Даже когда мы будем подходить к этому с милостью, наше грешное сердце может наполниться прозрением, но также и стыдом. Огонь святилища не мог вынести тех, кто не принадлежал к колену священников.6 2. Украшай себя добродетелью, о слабый, дабы позволено было тебе священнодействовать Богу в доме таинств и дабы ты был помазан Духом во освящение благодаря обилию чистоты, которой ты украшен в служении своих внешних членов и в сокровенности сердца своего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Как роса сходит невидимо, соединяясь же внизу, делается явною; так Бог Слово, будучи невидим, посредством плоти стал видим на земле, «и с человеки поживе» ( Вар.3.38 ), и по слову божественного Апостола, «явися во плоти» ( 1Тим.1.15 ). А «пшеница и вино» суть прообраз божественных таин. С сим понятием согласно и последующее: «и да поработают Тебе языцы» ( Быт.27.29 ). Ибо божественный Давид говорит: «вси языцы поработают Ему» ( Пс.71.11 ). «И да поклонятся... князи» ( Быт.27.29 ). Ибо сказано: «царие Фарсистии и острови дары принесут, царие Аравиистии и Сава давы приведут: и поклонятся Ему вси царие земстии» ( Пс.71.10–11 ). Благословение сие подтвердил Исаак, когда послал Иакова в Месопотамию. Ибо говорит: «будеши в собрания языков. И да даст тебе Господь благословение Авраама отца твоего» ( Быт.28.3–4 ). А какое это благословение, нетрудно узнать желающему. Ибо Бог всяческих изрек Аврааму: «благословятся о семени твоем вси языцы земнии» ( Быт.22.18 ). Вопрос 84. Почему Иаков, получив столько благословений, убегает от брата и идет один, лишенный необходимого? В сих мнимых бедствиях явственнее открывается Божия попечительность. Живущие в благополучии не так знают, сколькими благами они наслаждаются. Иаков для того бежит и идет один, чтобы, возвратившись с великим имением, и самому узнать, каково промышление Бога всяческих, и других научить сему. Свою попечительность об Иакове Бог немедленно обнаружил явлением. Ибо показал ему лествицу, достигающую до самого неба, и святых Ангелов восходящих и нисходящих [по ней]. Сам же, стоя вверху, ободрял его и отражал от него боязнь. И Ангелы открывали свое божественное служение. Ибо о них сказал божественный Павел: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ( Евр.1.14 )? И одного чего-либо из этого достаточно было, вложить смелость в Патриарха. Ибо все сие научало его, что Богом всяческих ничто не оставлено без особенного о том попечения, напротив того, Сам Он всем управляет, употребляя служителями святых Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

    23:27. Посмотреть на казнь обычно собиралось много народа. Благочестивые иерусалимские женщины часто приходили оплакивать осужденных, нередко принося с собой обезболивающие средства для облегчения страданий жертвы. (После смерти казненного преступника оплакивать его запрещалось по закону; но еврейские патриоты сочувствовали своим братьям-иудеям, которые были осуждены римлянами на смерть как мятежники.) В древности женщины обычно выражали свои чувства во время траура более эмоционально, чем мужчины.     23:28. Выражение «дщери иерусалимские» не только обозначает жительниц Иерусалима, но и заставляет вспомнить некоторые пророчества о грядущем суде (см.: Ис. 3:16). Увещание «плачьте о себе» также связано с пророческими восклицаниями о суде (Ис. 32:9—14).     23:29. Эти слова Иисуса напоминают о скорбном плаче матерей по своим погибшим детям (2 Вар. 10:13—15). Иосиф Флавий пишет, что некоторые матери дошли до такого состояния, что ели собственных детей во время голода, когда римские войска осадили Иерусалим в 66—70 гг. (ср.: Лев. 26:29; Втор. 28:53; 4 Цар. 6:29).     23:30. Пророки использовали такие метафоры, создавая образ страшного суда (ср.: Ос. 10:8; Ис. 2:10,19—21).     23:31. Сухое дерево легче поддается огню, чем живое. Речь может идти о том, что Иисус — «зеленеющее дерево», а не мятежник; насколько более суровым был бы суд над «сухим деревом», истинным мятежником?Или, если они губили невинного, то насколько больше они навредят себе (в 66—70 гг. иудейские вожди сражались друг с другом, как с римлянами)? Впрочем, возможно, это речение означает только то, что Иерусалим созрел для суда.     23:32. Воинам было меньше работы, если они казнили несколько преступников одновременно.     23:33—43 На кресте     23:33,34. Вопреки встречающимся в Вет-хом Завете молитвам, взывающим к отмщению (напр.: 2 Пар. 24:22; Пс. 136:7—9; Иер. 15:15; 17:18; 18:23; 20:12), Иисус молится о том, чтобы Бог простил Его врагов. Отосужденного на казнь ожидали скорее такой молитвы: «Пусть моя смерть будет искуплением за все мои грехи»; но Иисус исповедовал грехи тех, кто ложно обвинил Его и заслужил наказание от Бога по ветхозаветному закону. Древние биографы часто сравнивают между собой разные личности, и Лукапроводит параллель между Иисусом и первым христианским мучеником, Стефаном, о котором он сам пишет в Деян. 7:60. По римскому обычаю, солдаты забирали себе одежду казненного преступника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

29 В установленном Батлером тексте читается: « πολλα μν κα λλαι παρθνοι ς χιλιδες δο πλεον κα γκρατευμεναι», но весьма вероятно, что в оригинале могло быть и πολλο, а παρθνοι означало и девственников и девственниц. Первое чтение представляется единственно возможным только при расположении глав, принятом в рецензии Гервета – Миня, где глава о Магне помещена в ряду глав, говорящих о женщинах (119–142), так что λλαι здесь вполне уместно. Но выделение женщин сделано в более позднее время, а по первоначальной редакции глава о Магне помещалась непосредственно после глав о других анкирских подвижниках – Комите Овире (Севериане) и жене его Боспории, славившихся нестяжательностью и целомудрием, а следовательно, в главе о Магне под «другими» естественнее разуметь не дев, к коим нельзя причислить Овира, а вообще людей, ведущих подвижническую жизнь, – как мужчин, так и женщин. 32 MG. LXXXVII. 3, 2855: « δι  τ μ πιδχεσθαι τν τρπον» (вар.: τπον. Тогда как Пентукла был общежительным монастырем [» τ κοινβιον το βαπτσματος«]), подчиненных Магне подвижников нужно отнести не к киновитам, а к той древнейшей, независимой от египетского влияния форме палестинского и малоазийского монашества, последователи которой носили название апотактитов. Диакониссы заведовали лишь последними. Подвизавшихся в Анкире дев «Passio Theodoti» называет именно ο ποτακτται (см.: Delehaye Н. La passion de S. Theodoti d’Ancyre//Analecta Bollandiana. 1903. Vol. XXII. P. 327). Местонахождение не раз упоминаемого в «Луге Духовном» монастыря Пентуклы Peter Thomsen (Betamarim//Loca sancta, 1 Bd.) указывает близ Иерихона, отождествляя его на основании заметки на полях Ватиканской рукописи с βηθγλα Евсевия (Onomasticon 3, 19, 48, 18; 52, 8, ed. Klosterman. Leipzig, 1904). Правильность локализации Томсена подтверждается и самым «Лугом Духовным», гл. 14: «Не вынося плотской брани, брат вышел из Пентукла и отправился в Иерихон» (Хитров, С. 20). Селение Бетанос, о котором упоминает «Иерусалимский канонарь VII века» (изд. прот. С. К. Кекелидзе, Тифлис, 1912. С. 120, 264), нужно отождествить с Бетоном (Betamarim) в 15-й главе «Луга Духовного», хотя Кекелидзе и замечает, будто оно неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Гди, на нбс млть тво, и истина тво до блакъ: 6. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! з. правда тво к горы сдьбы тво бездна многа: человки и скоты спсеши, Гди. 7. Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! 6–7. Как ни велика злоба гонителя, как ни страшна сила господствующего в мире нечестия, но бесконечно больше их милость, истина и правда Божия, охраняющая и спасающая верующих. Господи! милость Твоя до небес, т. е. как неизмеримо велико пространство от земли до небес, или как высоко небо над землею, так велика милость Твоя ( Пс.102:11 ), даже к согрешающим (ст. 8–10; Пс.24:8 ), а тем более к боящимся Тебя ( Пс.102:11 и 17): поэтому Ты не можешь оставить меня и всех вообще верующих без Твоей помощи, и защиты (ср. Пс.49:15; 54:7 ) и не избавить их от угрожающего зла (ср. Пс.129:7–8 ). Истина Твоя, т. е. верность данным Тобою обетованиям (ср. Пс.24:10 ) – до облаков, т. е. тоже, что до небес (Зигабен, – так как выражение облака употреблено здесь= Пс.56:11; 107:5; 67:34–35 ; Втор.33:26 , – как синоним небес, в значении тверди, или свода небесного, – ср. Иов.37:18 ), или так же велика и беспредельна, как и милость Твоя: поэтому Ты не можешь не остаться верным Своему Завету и не подать обещанного избавления и спасения рабам своим (ср. Пс.88:29, 34–35 ). Правда Твоя, как горы Божии. – Правосудие Твое подобно самым высоким горам, которые в св. Писании, как и другие великие вещи ( Пс.64:10; 79:11; 103:16 ) обыкновенно называются Божиими, как всего громче проповедующие о творческой силе и величии Божием ( Пс.64:7; 67:16 ), т. е. – необыкновенно возвышенно и величественно ( Пс.70:19 ), чуждо низменных человеческих расчетов и соображений ( Иов.34:10–12 ; Иер.32:19 ; Втор.10:17–18 ; 2Пар.19:6–7 ; 1Цар.16:7 ) и, как те же гори, твердо и неизменно возвышающиеся от начала создания ( Пс.89:2 ; Притч.8:25 ) и потому нередко называемые вечными ( Авв.3:6 ; Вар.5:7 ), – твердо и непоколебимо ( Пс.110:3, 7–8 ), не подвержено изменяющимся условиям человеческой жизни и непостоянству человеческих мнений и убеждений ( Числ.23:19 ; Соф.3:5 ): поэтому Ты не можешь оставить праведного без награды и грешника без наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ваша любовь спрашивала меня: что значит сказанное Варухом Богу: Ты – вечно пребывающий, а мы вечно погибающие ( Вар. 3:3 )? Поскольку Бог неизменен и непреложен всегда, ясно, что приписывается Ему вечное бытие в Своей непреложности. А мы, будучи изменчивыми, всякий миг погибаем, неоднократно становясь из одних другими и переходя от одних помыслов к другим. 33. Сократию Скорописцу В день Страшного Суда: и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), то есть ангельские воинства, исполняя Владычное повеление, отложив кротость, разгневаются против всех злых нравом людей. 34. Ему же Нечестивые, безбожные, лукавые и беззаконные сатанинские помыслы да не смущают тебя и да не приводят в уныние и расслабление твою добрую душу, украшенную верой и ограждённую Крестом Христовым. 35. Градоначальнику Демосфену Если не возлюбишь блаженных и божественных слов Писания, то уподобишься несмышлёным и бессловесным скотам. 36. Каллистиану Как, желая поддержать свою жизнь, едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению слова Божия должны мы прикипеть сердцем, не зная насыщения. 37. Асклипидоту Какая тебе польза, властвуя над слугами, раболепствовать похотям, как немилосердным господам? 38. Знатному сановнику Авксентию Единородный Сын и Слово Отчее – Слово живое и Слово ипостасное. Он бесстрастно рождён от Отца прежде всех век и времени, Единый от Единого, Единородный, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Единый со Отцем по силе, по сущности, по благодати, по власти и по всякому совершенству, так что вмещает в Себе Отца и вмещается во Отце, со Отцем и с единосущным Святым Духом Создатель всего вещественного. 39. Ему же Единородный Сын и Слово Божие и по воплощении от Пречистой Девы не утратил ничего и не стал чужд Божества Своего, и по воплощении пребыв Богом. По невидимому – Он истинный Бог, а по видимому – истинный человек, имеющий душу и ум, а не лишённый ума и души, как утверждал Аполлинарий. 40. Диакону Евфимию Иные радуются виноградникам и масличным рощам, множеству скота и служителей, великолепным домам, золоту, серебру и другому земному достоянию. А ты, всехвальный 75 , раб Христов, непрестанно зришь невидимого Царя мысленными очами, услаждаясь Его благодатью, нерасторжимо привязан к Нему, питаешь душу упованием на Него, утешаешься неувядаемой любовью к Нему, постоянно пребывая в молитве и пении псалмов. Ты взываешь словами пророков: Вспоминаю о Боге и трепещу ( Пс. 76:4 ); Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль ( Пс. 118:162 ). Поэтому Спаситель и Творец всего отвечает тебе, так что радости твоей и веселья твоего никто не может похитить у тебя, ты уподобился Марии, избравшей благую часть божественных наставлений. Поэтому скажет тебе Господь: так как укоренились в тебе слова Мои, то вспомяну о тебе в Царствии Моём. Не бойся, Я всегда с тобой, избавлю тебя от всех скорбей и сохраню от злоумышленников. 41. Софисту Хрисероту

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

4) В значении «будущий» (как производное от πιναι (от τ πιν (будущее) или евр./арам. (  ))). Данное прочтение отсылает к буд. хлебу Царства (Мк 14. 25; Мф 8. 11-12; Лк 22. 30), что вполне согласуется с иудейской традицией, связывавшей повседневную пищу и грядущий эсхатологический пир (см.: Лк 14. 15; Luz. 2002. S. 451). По мнению Луца, против этой трактовки свидетельствует слово «днесь», требующее «ожидания чего-то крайне близкого», а также неясное для слушателей значение предлагаемого арам. варианта -      ( Luz. 2002. S. 451). Если учитывать традицию Исхода с ее отсылкой к событию дарования манны (см.: Tertull. Adv. Marcion. IV 26. 4; ср.: τ τς μρας ες μραν в Исх 16. 4; τ καθ μραν ες μραν в Лев 23. 37), то можно предположить, что за πιοσιος в случае евр. реконструкции может стоять     а за σημρον -  (днесь). Для арам. реконструкции в данном случае используется материал Таргумов на соответствующие места ВЗ (Таргум Онкелос на Исх 5. 19; 16. 4; Лев 23. 37; Таргум Неофити 1 на Исх 5. 13; 6. 19; 16. 4; Лев 23. 37). Учитывая библейское повествование о манне, данной утром на грядущий день (Исх 16), в случае употребления πιοσιος можно согласиться со значением «на наступающий день», на «сегодня». Это не исключает и эсхатологическое содержание понятия, поскольку в иудейской традиции такие надежды связаны с повторением чуда дарования манны (2 Вар 29. 8; Syb. 3. 49; Откр 2. 17 и др.; см.: Davies, Allison. 2004. P. 609), т. е. «насущный» хлеб - это ежедневный, вкушаемый вместе с Иисусом хлеб, к-рый понимается как предвкушение небесного хлеба Царства (см.: Jeremias. 1971. P. 200; Carmignac. 1969). Фицмайер понимает термин πιοσιος в значении «для существования», ссылаясь на «ветхозаветный фон»: Бог насыщает Свой народ манной, пищей в обыденном смысле. Но уже дохрист. традиция трактует манну как «хлеб ангелов» (Пс 78. 25 LXX; в MT     Прем 16. 20). В таком контексте значение термина вряд ли можно свести к обычному, учитывая «Евхаристические обертона» в повествовании о преломлении хлеба (Лк 24. 35; Деян 2. 42, 46; 20. 7, 11). Это позволяет согласиться с тем, что в прошении о «хлебе существования» верные молились и о хлебе Царства ( Fitzmyer. 2008. P. 900).

http://pravenc.ru/text/2581755.html

522 Странно, что в подложных грамотах Льва Даниловича галицкого так­же говорятся о данях и десятанах медовых и с виноградов и с жита (ся. выше, стр. 187–188). 524 Так, по крайней мере, говорит проф. Павлов. По другому мневию (Академика Васильевского, Журн. Мин. Нар. Пр., ч. CCXLIII, 1886, с. 345) у южных славян, как и у византийцев, существовала только десятина с животных, казенной же хлебной десятины не было ни у южных славян, ни у византийцев. 526 „Аже оукрадоуть овцоу или козоу идя свинью, а их боудеть 10 едину овцоу оукрале, то положать по 60 резан продажи. А хто изимал, тому 10 резан, а от грине (вар. гривни, вероятно 3 гривны) мечникоу коуна, а в девятину 15 коун, князю 3 гривны; а от 12 гривноу емню 70 коун, а в десятину 2 гривне, а князю десять гривен”. 527 40 карамз. и 39 троицк.: „оже крадуть гоумно или жито в яме, то колко их боудеть крало, то всем по три гривны и по 30 коун, а у него же погыбло, оже будеть лицо, лицем поемлет, а за лето възметь по полугривне». 528 Α. И. I. 2; Ср. 13, 14, 36, 81. В этих документах упоминается также еще о каком-то татином рубле. 530 Ibid. 229. Ср. глоссу к 257 Lib. Papiens. Rothar. Статья говорит, что женщина свободная, пойманная на краже, furtum quod fecit sibi nonum componat, другому же наказанию не подвергается так как с нее достаточно того позора, которому она подверглась. Глосса к этой статье замечает: „fe­mina libera super furtum tenta nichil mail habeat, nisi furtum in а с togild. (Pertz, IV, p. 366). 531 Leges nationum germanicarum t. V, p. 1. Ганновер, изд. 1888, стр. 29. В одной рукописи; „s furatus fuerit (pecus manuale qui dicitur alatus, aut verrem aut ducariam) 3 solidos solvat, et quantum jurat quod voluit ortogildus componat”. В другой: ...3 solid solvat et quantum juret quod valuit novemgeldos componat”. 533 Lex Saxon, tit. IV, 3, 8. Lex Bajuvar. tit. VIII c. 1: „si quis liber aliquid furaverit, qualemcunque rem niungeldo componat, hoc est novem capitalia restituat”. 535 Обыкновенно это выражалось в такой формуле: преступник к стольким-то солидам culpabilis judicetur excepto capitale et delatura, причем под capitale разумеется самая вещь, подлежащая реституции, или ее цена, а под delatura или dilatura -„sumptus illi qui fiunt in causae prosecutione, dum infitiando lis crescim”, а также „mora sui cuilibet nociva” (Canciani, Barbarorum leges antiquae, Venetiis, 1783, II, p. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010