В праздник Собора Санкт-Петербургских святых митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе июня 2014 Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора  протоиерей Павел Красноцветов  с клиром, председатель издательского совета митрополии игумен Силуан (Туманов), председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков и другие священнослужители. По сугубой ектении владыка коленопреклоненно прочитал молитву о прекращении междоусобной брани на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик Казанского собора иерей Алексий Дорофеев. Он отметил, что святым называется благочестивый, морально чистый и совершенный человек, который Богом освящен и Богу принадлежит. " Святость - это понятие, объясняющее бытие с Богом. Достижима ли она для современного человека? Если слова молитвы Господней " Да приидет Царствие Твое " непреложны, то да. Но возможно ли постоянное присутствие Бога для тех, кто должен зарабатывать деньги? Как при этом заниматься множеством задач, отнимающих время и силы? Невозможно же все это бросить и уйти в пустыню. Но это не всегда нужно. Бог вездесущ, Он усматривается в мире мыслей, мире деятельном и вещественном. И мы рассматриваем Его через окружающий мир, как через стекло. Степень чистоты стекла зависит от того, насколько мы о Боге помним и тянемся к Нему " , - сказал отец Алексий. По отпусте было совершенно молебное пение всем святым, в земле Санкт-Петербургской просияшим. Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с праздником и обратился к ним с проповедью. " Вчера и сегодня мы молились нашим святым, близким, сродникам, которые сейчас пребывают с Богом на Небе, чтобы они своим предстательством испросили нам милость Божию. И сегодня за молебном мы благодарили Господа, дивного во святых Своих, Который украсил землю Петербургскую многими святыми, подвижниками. Мы постоянно прикладывается к их иконам, прибегаем к ним в молитвах, просим помощи и очищения " , - сказал владыка.  Рассуждая о том, почему люди становятся святыми, он подчеркнул, что они исполняют то, чему учил Господь. " Мы сегодня слышали Евангелие, которое заканчивалось словами: " Ищите  прежде Царства Божия и правды Его, все остальное приложится вам " . Этот призыв Господа они приняли буквально, всю жизнь искали Царствия Божия, поэтому и стали святыми " , - отметил митрополит. 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Пример Богородицы показывает, что смерти нет " августа 2015 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Успенском храме на Малой Охте В праздник Успения Божией Матери, 28 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления, настоятель храма протоиерей Сергий Куксевич с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков, иеромонах Никита (Миних). После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Господь однажды сказал, что когда будет вознесен, то всех приведет к Себе, - сказал владыка. - И вот, когда умерла Матерь Божия, Она стала все больше и больше привлекать к Себе людей. Если раньше это была одна иерусалимская община, то сегодня только в Русской Православной Церкви более чем в 40 тысячах храмах вынесена Плащаница и собрались люди на этот праздник. Постепенно почитание Богородицы усиливалось. Христианские обряды входили в жизнь общин. Можно проследить их на примере погребения Спасителя. Его хоронили по иудейскому обычаю - Он лежит на ложе обнаженный, только обвит саваном. Богородицу же погребали не как иудейку, а по христианскому обычаю - в одежде. Прошло всего 10-15 лет, а христианские обряды и традиции укореняются в жизни людей. На примере Богородицы мы видим, какое почитание возникает к мощам. В иудейской традиции нельзя было прикасаться к покойнику, это считалось осквернением. Прикоснувшийся становился нечистым. А теперь люди прикасалась к одру Богородицы и получали исцеление " . Далее архипастырь напомнил о христианском понимании человеческой кончины: " Всем нам придется пройти вратами смерти. Этими вратами прошел Иисус Христос, через них прошла Богородица. С земной точки зрения смерть - это трагедия, но с точки зрения веры - не трагедия. Как рождение, так и смерть - это всего лишь переход в новую жизнь. Пример Богородицы показывает, что смерти нет, есть только Успение, за которым последует наша встреча с Господом. Но чтобы Господь нас встретил радостно на том свете, надо позаботиться заранее и подготовить себя к вечной жизни. А она возможна только в том случае, если мы перестанем грешить. Если на нас много грехов, то они, как тень, пойдут за нами. Поэтому мы должны позаботиться об очищении души. Божия Матерь, которая Сама прошла вратами смерти, помогает нам готовиться к будущей жизни, укрепляет в борьбе со страстями и грехами, помогает очищать сердце для благодати Божией " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Сочетая покаяние и доброделание, мы должны проходить Великий пост " февраля 2015 Митрополит Варсонофий возглавил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невской лавре  В четверг 1-й седмицы Великого поста, 26 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил служение великого повечерия с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили братия монастыря, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. В алтаре молился наместник обители епископ Кронштадтский Назарий . Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодня мы четвертый вечер слушали канон преподобного Андрея Критского, который настраивает душу на покаяние, приводя пример праведников Ветхого Завета, и показывает на примерах Ветхого Завета, как мы должны жить. Наша жизнь - непростая. И каждому поколению приходится пробираться через большие препятствия в Царствие Небесное. Мы знаем, как христиане мученическим путем входили в Царствие Небесное " , - сказал владыка. Он привел в пример поколение начала XX века: " Сколько людей прошло через мученичество, страдание, тюрьмы! Когда этих страданий нет, мы испытываем внутренние муки. Раньше на кострах сгорали люди, сейчас похоть не меньше сжигает людей и отправляет либо в ад, либо, кто борется, в Царствие Небесное. Раньше были звери, которые съедали христиан на аренах цирка, сейчас съедать людей может злоба. Раньше палачи терзали, снимали кожу с людей, сейчас зависть может так же действовать. Видя, что страсти остались, живут в каждом поколении, каждому человеку нужно обязательно бороться со страстями, потому что они не дают нам возможности войти в Царствие Небесное. С ними нужно как можно раньше расстаться, ведь они совсем не привлекательные. Посмотрите на себя в зеркало: когда вы гневаетесь и раздражаетесь, на кого вы становитесь похожи? И когда улыбаетесь, ласковые - совсем другие, приятные лица. Вот видите, как страсть нас искажает. Любая страсть уродует человека. И тем не менее, страсти в нас живут и часто до самой смерти. И мы с ними сживаемся " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Жить в миру, где много неправды, по правде - это уже подвиг " февраля 2015 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Андрея Критского в Сергиево В канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, 28 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа настоятель  протоиерей Валерий Швецов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, игумен Фома (Василенко). Митрополит Варсонофий поздравил клириков и прихожан храма с праздником Торжества Православия и обратился к ним с архипастырским словом. " Мы завершили первую седмицу Великого поста и можем подвести кое-какие итоги. Мы говели, ходили в эти дни в храм, слушали канон преподобного Андрея Критского, усердно молились и поняли, что можем вести духовную жизнь, совершать подвиги. И не так много для этого надо! Мы знаем из Библии, как Господь сотворил человека от праха земного и вдунул в него дыхание жизни. Человек состоит из двух природ: физической, которая принадлежит животному миру, и духовной. Животные живут по своему закону - в двухмерном мире. Они знают только две вещи - питание и размножение. Они не думают о Небе, а человек создан для Неба. Когда он уподобляется животному, спускается до его уровня, он не решает задачу, ради которой Господь его создал - стать образом и подобием Божиим " , - сказал архипастырь. Затем он затронул тему невоздержания в повседневной жизни: " Мы, как люди телесные, нуждаемся в пище, одежде, жилище. Но пища для нас - это не просто еда, которая удовлетворяет наши потребности, мы часто превращаем еду в наслаждение. Мы любим принимать гостей, вкусно готовить, ставить хорошее вино. Мы не просто заботимся об организме, чтобы не умереть, а стараемся еще его утешить и развлечь, тратя на это много времени и сил. Так же и с жилищем - мы хотим, чтобы у нас были дворцы многокомнатные, много ванн было... Что только человек может придумать! Так же и с одеждой - можно просто одеваться, а мы хотим одеваться у лучших модельеров мира. Где граница? У каждого своя потребность, но ведь немного надо для человека. Сколько вещей у нас в домах, посмотрите - столько барахла, некуда девать. Самое удивительное, что мы ничего из этого с собой не возьмем, душа разве возьмет с собой это на Небо? Нет. Мы с собой должны взять то, что Бог повелит " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Андреевском соборе февраля 2015 Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Виктор Московский , настоятель протоиерей Михаил Мокрополов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков. По окончании богослужения правящий архиерей поздравил молящихся с Прощеным воскресеньем и обратился к ним со словами напутствия. " В этот день мы вспоминаем изгнание прародителей Адама и Евы из рая. Это воскресенье считается Прощеным, так как мы с завтрашнего дня начинаем шествие Великого поста. Сегодняшние и Апостол, и Евангелие разъясняют, как нужно правильно поститься, чтобы получить плод этого подвига. Мы, конечно, все родились в теле и притязания плоти ощущаем на протяжении всей жизни. Но нам нужно так ставить оценки, чтобы плоть наша не могла претендовать на первое место в жизни, не вытесняла духовные потребности, ведь мы знаем, что ожидает нашу плоть и что ожидает наш дух " , - подчеркнул владыка. Рассуждая о значении поста в жизни человека, митрополит Варсонофий отметил: " Все наши старания, труды есть не что иное как работа над руинами нашего тела. Все мы знаем, что произойдет с нашим телом в конце жизни. Поэтому мы не должны уделять столько внимания и времени потребностям телесным в ущерб потребностям духовным. И вот пост как раз уравновешивает, определяет все потребности, которые необходимы плоти. Мы в обычной жизни, конечно, много переедаем. Таких людей, которые сейчас умирали бы от голода, практически нет. Наоборот, люди страдают от ожирения, объедения. Люди слишком много внимания уделяют плотским потребностям и считают, что в этом счастье. Но не в этом, конечно, счастье! Мы знаем, что люди, которые хорошо и изысканно питаются, тоже являются несчастными в этой жизни. Не все измеряется только сокровищами земной жизни. Сегодня Евангелие призывает нас к тому, чтобы мы думали о сокровище, которое на небесах. Поэтому мы должны стяжать плоды Духа Святаго " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Душевную красоту нужно так же омывать, как и телесную " февраля 2015 Митрополит Варсонофий совершил Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Новодевичьем монастыре В среду 1-й седмицы Великого поста, 25 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Казанской иконы Божией Матери  Новодевичьего монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили духовенство обители, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. В алтаре молился архиепископ Охридский Иоанн (Сербская Православная Церковь). Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с преполовением первой седмицы Великого поста и обратился к ним с архипастырским словом. " Святая Церковь, ограничив нас физической, телесной пищей, в эти дни предлагает нам обильную духовную пищу. И самое, конечно, лучшее " блюдо " этих великопостных вечеров - канон святого Андрея Критского. Этот человек прекрасно знал Священное Писание, и в каноне прекрасно выразил всю боль души человеческой, которая, уйдя от Бога, намучившись в грехах, возвращается к Нему с покаянием и просит, чтобы Господь помиловал: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " - каждый стих канона. Какой ни возьми там стих - великое назидание душе человеческой " , - сказал владыка.  " Преподобный Андрей Критский сравнивает себя, свою душу с братьями Иосифа, продавшими его в рабство в Египет. Из-за чего они его продали? Из-за зависти. Они завидовали своему брату. Вот у нас, в верующей среде, тоже бывает зависть перед теми, кто преуспевает в духовной жизни. А есть люди, которые ведут себя, мягко говоря, не как положено, и начинают клеветать на человека, который подвизается, что-то делает и имеет успехи в духовной жизни. Канон предостерегает нас, чтобы мы не занимались этим: нельзя завидовать, нельзя клеветать, тем более нельзя ненавидеть человека. Поэтому, если в душе есть к кому-то зависть, мы должны обязательно каяться. Нельзя по зависти ничего делать " , - отметил архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Сколько мы добрых дел сделаем, такой и венец получится у нас в Царствии Небесном " июня 2015 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святителя Спиридона Тримифунтского в Ломоносове В Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, 21 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святителя Спиридона Тримифунтского в Ломоносове . Богослужение прошло в домовой церкви святителя Николая Чудотворца, поскольку храм святителя Спиридона Тримифунтского еще не восстановлен. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , секретарь Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Олег Емельяненко с клиром, настоятель Коневского Рождество-Богородичного монастыря игумен Александр (Арва), предыдущий настоятель Коневской обители, ныне настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрит Исидор (Минаев), председатель финансово-хозяйственного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Судаков. За богослужением настоятель планирующегося  храма Преображения Господня на площади Мужества  иерей  Стахий Савицкий  возведен в сан протоиерея. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма протоиерей Владимир Гончаренко. По окончании богослужения митрополит Варсонофий поздравил прихожан с праздником Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, и обратился к ним с архипастырским словом. " Сегодня мы отмечаем день памяти Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших. Евангелие говорит нам, что мы все должны следовать за Христом, и раскрывает нам этот путь шествия за Господом. По нему шли апостолы, великомученики и святые. И нам с ними тоже по пути. Христос проповедовал, что Господь печется обо всем мире - о природном и человеческом. О нас, людях, Господь проявляет особую заботу. Обязательно нужно полностью предаться воле Божией, отказаться от самочиния, самоугождения, поиска земных благ. Конечно, Господь знает, что все мы нуждаемся в одежде, пище, жилище. Все это будет, если искать прежде всего Царствия Божия. Царствие Божие - венец, который складывается из добрых дел. И каждое доброе дело - цветочек в этом венце. Сколько мы добрых дел сделаем, такой и венец получится у нас в Царствии Небесном " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В условиях свободы это не так заметно, зато в условиях гонений отчетливо было видно, насколько легче человеку сохранить себя духовно в общине, чем в одиночестве. Конечно, все мы помним слова Спасителя " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18, 20). Но в них важно слышать не только указание на общение со Христом, но и друг с другом во Христе. Именно друг с другом, узнавая друг друга, держась друг за друга. По своему детству я помню, как важна была моральная поддержка, которую верующие оказывали друг другу в окружении нецерковных людей. То же самое было в семинарии: вокруг атеистический мир, а нас хоть и немного, но мы дополняем друг друга, составляем большую силу. Община решает все вопросы. Например, если ищешь нужного человека на ту или иную должность, община позволяет увидеть, кто обладает даром слова, или даром хозяйствования, учения, позволяет выбрать лучшего, сильного, чтобы он не остался в стороне. Получается, что община строит не только зримый каменный или деревянный храм, но и саму Церковь.  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  (Судаков Анатолий Владимирович) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии. В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области,  где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. - в сан иеромонаха, а в 1982 г.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Поклоняться Ее святыням, восславлять Ее и просить Ее милости " августа 2015 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Феодоровской иконы Божией Матери В праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа и празднование Феодоровской иконы Божией Матери, 29 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма протоиерей Александр Сорокин с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков, протоиерей Владимир Сорокин, иеромонах Никита (Миних). Вокруг храма был совершен крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к прихожанам с архипастырским словом. " Божия Матерь в Успении Своем не оставила род человеческий, - сказал владыка. - Мы знаем, как Она любила народ, который шел за Христом. И после Вознесения Господа люди, потеряв Спасителя на земле, обратили взор на Его Мать. Они приходили к Ней, чтобы побеседовать и побольше узнать о Господе. Больше всего узнал апостол Лука, поскольку никто, кроме него, так подробно не описал некоторые события, известные только Божией Матери. Также мы знаем, что люди пытались изобразить Господа на полотне, но это не получалось. В то время в Палестине запрещалось изображать людей, но народы, живущие рядом, имели замечательное искусство рисования портретов, например, в Каире сохранилось много прекрасных портретов I века. И вот, апостол Лука, движимый Духом Святым, решил изобразить для памяти и поклонения Божию Матерь с Младенцем. По преданию, Она благословила его и сказала, что благодатными будут образы Ее. История показала, что впоследствии появились прекрасные изображения Божией Матери. В Русской Церкви много Ее икон, которые явили себя чудесным образом. Феодоровская икона Божией Матери, которую мы почитаем сегодня, - одна из них " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Омыться покаянием и слезами " августа 2015 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Иоасафа Белгородского в Парголово В Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, 16 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святителя Иоасафа Белгородского в Парголово . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, протоиерей Александр Кудряшов, настоятель протоиерей Андрей Кудряшов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Судаков. Ктитор храма Александр Ярошенко награжден серебряной медалью святого апостола Петра. Проповедь по запричастном стихе произнес настоятель протоиерей Андрей Кудряшов. По окончании богослужения митрополит Варсонофий поздравил прихожан с праздником и началом Успенского поста и обратился к ним с архипастырским словом. " Желаю всем вам покаянного постного настроения, мира душевного и покоя. Почему в нашем сердце бывает мало мира и покоя? Об этом еще сказал царь Давид за 1000 лет до Рождества Христова: " Несть мира в костех моих от лица грех моих " (Пс. 37:4). Он был царем и, имея абсолютную власть, стал вершить судьбы людей налево и направо. Тогда скорби и беды вошли в его дом. И он видел, откуда пришли все страдания и почему он потерял покой, - от грехов, которые допустил в своей жизни " , - сказал владыка. Правящий архиерей отметил, что каждый пост - это время для покаяния и избавления от страстей. " Часто мы считаем, что причина страстей во внешнем: вот искушает нас кто-то, какие-то соблазны сеет. Но причина страстей - в нас самих. Мы сами слишком страстолюбивы, самолюбивы и сами в себе взращиваем эти страсти. Они свидетельствуют о том, что мы очень больны, прежде всего - больны на голову. Ибо неразумно поступаем, думаем, что мы со своими страстями, завистью, раздражительностью, гневом, осуждением и другими плотскими страстями сможем просто так войти в Царствие Небесное. Так не будет. Господь сказал: " Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное " . Об этом сказано в Писании. Войдем ли мы в Царствие Небесное в обход Писания? Не войдем. Поэтому нам надо свой ум опускать в разум Божий. Как это сделать? Для этого надо читать постоянно слово Божие, каждый день понемногу читать Священное Писание " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010