На другой день был у Фредерикса всеподданнейший доклад, и Государь, не ожидая вопроса, сказал министру, что провел 2 часа в беседе со стариками и что это было для Него праздником: так интересно было Ему узнать быт сибирских охотников и сибирского крестьянства вообще. Приказал дать старику часы с императорским гербом, а старухе брошку, несколько сот рублей за соболя и широко оплатить дорогу назад в Сибирь. Мосолов А. А., генерал. При дворе последнего Императора. Записки начальника канцелярии министра двора. Спб., 1992. С. 109, 111–113. 18-го Мая. Воскресение. В 2 ½ вышел гулять, затем долго катался с Алексеем в «Гатчинке» и учил его гребле. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 252. 22-го Мая. Вознесение. В 11 час. поехал с Ольгой и Алексеем на парад конно-гренадер и учение на заднем плацу: полки представились в блестящем виде. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 252. Их Императорскому Высочеству, всем царевнам во главе с Цесаревичем. Моя просьба передать мой земной поклон державным Вашим Родителям от батюшки грешного архим[андрита] Варнавы. Июня 27. 1908 г. Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77. 4-го Июля. Пятница. В 2 ½ поехали с Алексеем в Красное Село. На платформе был почетный караул от Уланского Ее Величества полка.[…] В 4 ½ начался объезд по улице от дома Николаши. Вернулись домой в 6 ¼. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 252. 9-го Июля. Среда. Депутация 14-го Туркестанского стр[елкового] бат[алиона] поднесла Алексею великолепного тигра, убитого охотниками баталиона в окрестностях Термеза. Там же. Ты совершенно прав, что славные детки, с которыми я здесь живу, меня очень утешают. Как только мы снова вступили на «Штандарт», Ан[астасия] Н[иколаев]на меня спросила: «А вы опять будете играть в булль ?» – «Непременно», – говорю. «Вы не можете жить без булля?» – «Нет, – отвечаю я, – я и в Петергофе брал кольцо от салфетки и бросал на квадраты паркета», – продолжаю я. «Вам булль помогает жить?» – тогда серьезно спросила Ан. Н-на. Премилая она девочка…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

113 Спасо–Преображенский Гуслицкий монастырь в Богородском уезде Московской губернии, в 50 верстах от города Богородска (ныне город Ногинск Московской области), близ села Запонорье. Основан в 1859 году по желанию императора Александра II при святителе Филарете, митрополите Московском, в Гуслицкой волости, заселенной старообрядцами, как центр миссионерства среди раскольников. Основателем и первым строителем обители был игумен Парфений – возобновитель Николаевской Берлюковской пустыни. В советское время монастырь был закрыт. Восстановление обители началось в 1998 году. 114 Вероятно, речь идет об Иверском Выксунском монастыре, основанном старцем Варнавой первоначально в виде богадельни, которая в 1874 году была переименована в женскую общину, а в 1878 году – в монастырь, причисленный к третьему классу. Но Иверский монастырь находился в Нижегородской губернии (в Ардатовском уезде), а не во Владимирской. 116 Архиепископ Антоний (в миру Александр Николаевич Каржавин, 1858–1914) – уроженец Вологодской губернии. Окончил гимназию в Вологде и Московскую духовную академию (1880). Магистр богословия (1888). В 1880–1888 гг. преподавал в Тамбовской духовной семинарии. В 1888 г. принял монашество и рукоположение в священный сан. В 1888–1891 гг. – инспектор Московской духовной академии в сане архимандрита. В 1891–1895 гг. – ректор Вифанской духовной семинарии. 14 сентября 1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. В 1897–1910 гг. – епископ Тобольский. Первым из русских архиереев открыто выступил против Распутина, обвинив его в хлыстовстве. В 1910 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Тверскую кафедру. При этом его преемником по Тобольской кафедре стал ставленник Распутина епископ Варнава (Накропин). Скончался 16 марта 1914 года. Аскет, тайный благотворитель, делатель молитвы Иисусовой. 117 Троице–Одигитриева Зосимова пустынь основана подвижником–старцем Зосимой Верховским († 1833; память – 24 октября/6 ноября) как женская община с храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1841 году по ходатайству святителя Филарета, митрополита Московского, повелением императора Николая I утверждена на правах общежития. В 1856 году возведена в степень монастыря. В свои детские годы Зосимову пустынь любил посещать Василий Меркулов – будущий старец Варнава Гефсиманский . После революции обитель просуществовала до 1928 года как женская трудовая коммуна, а затем была окончательно закрыта. Здания монастыря в целом сохранились. Старожилы указывают даже примерное место погребения отца Зосимы. С 1968 года в пустыни размещался пионерский лагерь. В 1998 году на месте монастыря образовано подворье Московского Богородице–Смоленского Новодевичьего монастыря. В 2000 году подворье преобразовано в женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

458 Примеч. источника: На журнале заседаний, посланном архиепископу Кириллу, тот поставил резолюцию: «С постановлениями духовенства ознакомился с чувством полного удовлетворения». 465 Архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский). Владыка Вениамин не присутствовал на собрании по причине нежелания «стеснять своим присутствием свободу высказывать свои мысли» для подведомственного духовенства. 473 Серебряные коронационные наперсные кресты были установлены в 1896 г. в честь коронации Николая II для ношения всеми священниками. 482 Варнава (Накропин), архиепископ Тобольский и Сибирский. Имел репутацию ставленника Г.Е. Распутина. Согласно определению Св. синода 1219 от 78 марта 1917г. Варнава был уволен на покой (ЦВ. 1917. 915. С. 69). 483 Речь идет о присоединении к местному комитету известной левой организации – Всероссийского крестьянского союза. 484 Уния – определенное слияние вероисповеданий православного и католического, при котором, с одной стороны, признается главенство римского папы и некоторые догматы католичества, а с другой – допускается сохранение восточно-православного обряда, богослужение на родном языке, допускается брак духовенства и проч. Приходы Греко-униатской (Греко-католической) церкви были широко распространены в пределах Царства Польского и Галиции (см. подробнее: Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 68. С. 818, 821830; Алексеева С.И. Указ. соч. С. 206222). 485 Съезд духовенства, эвакуировавшегося на Волынь из района военных действий, состоялся в Житомире. Русские войска под натиском германской и австрийской армий отступили из Галиции во второй половине апреля 1915 г. Летом 1916 г. на территории Галиции вновь шли активные боевые действия, вызванные прорывом австрийской обороны генералом А.А. Брусиловым. Во второй половине июня 1917г. российской армией в Галиции вновь предпринималась попытка наступления, целью которого было овладение ее столицей – Львовом (см.: Милюков П.Н. Указ. соч. С. 28; Уткин A.M. Указ. соч. С. 137, 237, 238, 250, 375).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 1913 г. по распоряжению министра вн. дел Н.А. Маклакова с Г.Е. Распутина-Нового было снято полицейское наблюдение. Григорий Ефимович близко к сердцу принял трагические события на св. Горе Афон, насильственное выдворение с Афона монахов-имяславцев. Между ним и Государем Николаем II состоялся разговор по поводу случившихся церковных нестроений и судьбы высланных монахов. Старец просил Царя о смягчении их участи. Царь сделал всё возможное, обратившись с призывом о милосердии к Синоду. У Царевича Алексея Николаевича в руке возникли сильные боли, но по молитве старца Григория он получил облегчение. Осенью 1913 г. Г.Е. Распутин-Новый приезжал в Ялту в то время, когда в Крыму находилась Царская Семья. Визиты старца Григория в Ливадийский дворец вызывали любопытство простого населения и одновременно раздражение среди представителей отдыхавшего в Крыму высшего сословия. Следствием сего явился план градоначальника Ялты генерала Думбадзе убить Григория Распутина. Эти намерения стали известны министру вн. дел Маклакову, и действия Думбадзе были вовремя пресечены. Воспользовавшись благоприятным моментом, и решив, что совместное нахождение в Крыму Царицы и Распутина - удобный повод, враги старца Григория вбросили в общество очередную информационную утку, пытаясь скомпрометировать и Государыню, и Григория Ефимовича. Чтобы не создавать новых поводов для злобных выпадов и не порождать своим присутствием новых уродливых фантазий, старец Григорий, недолго побыв в Крыму, возвратился в Петербург, где переехал на новую квартиру в доме генерал-майора Алексея Порфирьевича Веретенникова, по адресу Английский проспект, дом 3 (октябрь 1913 г.). В конце 1913 года епископом Тобольским Варнавой (Накропиным), вступившим в управление Тобольской епархией 13 ноября 1913 г., было возбуждено перед Св. Синодом ходатайство о прославлении свт. Иоанна Тобольского (Максимовича). Владыку Варнаву горячо поддерживал старец Григорий Ефимович Распутин-Новый, который был дружен с еп. Варнавой и ходатайствовал перед Царём об исполнении духовных чаяний православных тоболян.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

58 «Программа Православной Свободной Народной церкви», 22 ноября 1920 г. Типографский оттиск (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 263. Конверт, в котором содержится типографский текст, имеет старую рукописную нумерацию л. 186–189 (л. 245–246 об.). 59 Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), архиепископ Тобольский и Сибирский. 8 марта 1917 г., согласно прошению, уволен на покой с назначением управляющим (на правах настоятеля) Высокогорским Воскресенским монастырем в Нижегородской губернии, уволен от управления 10 декабря 1918 г. 3 июня 1919 г. назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря в Тверской епархии. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, однако к месту назначения не поехал. Подробнее см.: Крапивин М. Ю. Архиепископ Варнава (Накропин) и религиозная политика ВЧК: 1918–1922 годы//Вестник церковной истории. 2011. 3/4 (23/24). С. 113–156. 60 Антонин (Грановский; 1865–1927 гг.), в марте 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 г.— второй, а с 1905 г.— первый викарий Санкт-Петербургской епархии. В декабре 1905 г. отказался от произнесения при поминовении государя титула «самодержавнейший». В феврале 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». В декабре 1913 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В январе 1917 г. вновь уволен на покой по болезни с определением пребывания в московском Богоявленском монастыре. В 1921 г. был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении в связи с вводившимися им в богослужебную практику литургическими новшествами. 13 мая 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», позднее возглавив обновленческий раскол. 61 РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 16341, л. 1–1 об. 62 Там же, л. 1–2 об. Ленин написал вверху листа: «1920 От Красикова 30/ХI»; «в архив». 63 Там же, ф. 76, оп. 3, д. 196, л. 3–3 об., без даты. 64 Речь идет о заседании Политбюро ЦК РКП(б) от 26 октября 1919 г. (Там же, ф. 17, оп. 163, д. 14, л. 3, 4 об.). 65 Серафим (Остроумов; 1880–1937 гг.), с 27 мая 1917 г. по 18/19 августа 1917 г. епископ, временно управляющий Орловской епархии; с 18/19 августа 1917 г. епископ Орловский и Севский.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Расширены были права католической и мусульманской религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось в указе тем, что «мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твёрдым в правилах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявляло стремления к прозелитизму среди русского народа. Кроме того, несмотря на сохранившиеся ещё некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно» 517 . Буддистов-ламаистов указом от 17 апреля 1905 года было впредь воспрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. Существенные изменения были внесены в легальный порядок перемены религии. Сняты были прежние запреты и ограничения на переход из одного признанного государством христианского исповедания в другое. В указе ничего не говорится о возможности присоединения иноверцев к одной из православных христианских общин, но на практике после издания указа от 17 апреля 1905 года такие переходы не встречали уже никаких препятствий со стороны государственных инстанций. Наконец, при сохранении общего запрета на отпадение от Православия и от христианства сделано было исключение, по которому могло быть легализовано возвращение новообращённого православного или инославного христианина в своё прошлое вероисповедание. 65.3. Взаимоотношения церкви и государства при Временном правительстве Революционные события февраля-марта 1917 года внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения. 2 марта 1917 года святой император Николай II отрёкся от престола, власть перешла к Временному правительству, образованному Временным комитетом Государственной Думы. И уже в марте Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В. Н. Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой Петроградского митрополита Питирима (Окнова), престарелого митрополита Московского святого Макария (Невского) и архиепископа Тобольского Варнаву (Накропина), обвинив их в тесных связях с Распутиным. Вслед за тем по всей стране начались увольнения архиереев, обвинённых в поддержке старого режима. Напряжённость отношений обер-прокурора с епископами объяснялась не только личными качествами В. Н. Львова, но и тем обстоятельством, что прежде обер-прокурор представлял в органе высшей церковной власти (Святейшем Синоде) императора, миропомазанного самой же Церковью. Теперь же обер-прокурор, представляющий светскую власть (правительство, лишённое всякой сакральности), но при этом действующий с полномочиями прежнего, царского обер-прокурора, воспринимался церковным сознанием как узурпатор, хотя действовала ещё старая привычка к подчинению правительству, и Церковь оставалась лояльной ему до самого его падения в октябре 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По воспоминаниям еп. Арсения (Жадановского), основная причина этой нелюбви заключалась в том, что митр. Макарий активно боролся с недостойными (по поведению) пастырями, в том числе и образованными. Святитель смело обличал нравственную распущенность современников, в том числе высших слоев общества, восставая против моды на нескромные костюмы, не стеснялся говорить правду в глаза. Он призывал начать катехизацию народа после богослужений, но мало кто из священников следовал за ним. Однако эти антипатии не помешали Санкт-Петербургской духовной академии избрать его в 1913 г. своим почетным членом. Наступил трагический 1917 г. Февральская революция вызвала своеобразную «революцию» и в Церкви. Владыка Евлогий (Георгиевский) вспоминал: «В те дни по всей России пробежала волна «низвержений епископов»; Синод был завален петициями с мест с требованиями выборного епископата» С. 264]. Обер-прокурор В. Н. Львов (03.03.1917—24.07.1917), один из ярых разрушителей России и Церкви, вызвал членов Синода на сессию и начал активную, жесткую кампанию против московского митр. Макария, петербургского митр. Питирима (Окнова), тобольского архиеп. Варнавы (Накропина), харьковского архиеп. Антония (Храповицкого) и др. От владыки Макария он грубо потребовал прошения об увольнении на покой: «Я сгною тебя в Петропавловской крепости, если будешь упорствовать» С. 202]. Престарелый святитель уступил. Немедленно было оформлено решение Синода, и владыку почти под конвоем отправили в Николо-Угрешский монастырь под Москвой. Там владыка начал приходить в себя и направил в Св. Синод послание о том, что он не своей волей написал прошение, попросив обсудить его дело на Синоде в его присутствии и тогда уже вынести окончательное решение. Однако все его обращения ответа не возымели. В это время в среде духовенства быстро росли революционные брожения, поддержанные, а иногда и инициированные обер-прокурором Львовым. Милостию Божией в августе 1917 г. удалось открыть Всероссийский Поместный Собор, и жизнь Церкви вышла из-под контроля Львова, но с его помощью уже многое было сделано для разорения Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

155 Имеется в виду публичная лекция С. Н. Булгакова «Война и русское самосознание», изданная отдельной брошюрой в серии «Война и культура» (М., 1915). 157 Феофан (в миру Василий Быстров) (1873–1943) – архиепископ Полтавский, ректор Петербургской духовной академии. 158 Незадолго до начала Первой мировой войны Распутин побывал в своем родном селе Покровском в Тобольской губернии. Здесь по сговору с иеромонахом Илиодором (С. Труфановым) крестьянка Гусева нанесла Распутину тяжелую рану ножом в живот. Только чудом он остался в живых, применяя для своего исцеления какие-то травы. 159 Обер-прокурор Священного Синода Д. Ф. Самарин был удален со своей должности в 1915 г. по настоянию Распутина, его же стараниями митрополит Владимир (Богоявленский) был переведен из столицы в Киев. Варнава (Накропин) – епископ Тобольский, друг Распутина. Питирим (Окнов) – епископ, экзарх Грузии, был назначен митрополитом Петроградским благодаря усилиям Распутина. 160 М. А. Новоселов посвятил целую брошюру доказательству того, что Распутин был членом секты хлыстов. Брошюра, появившаяся в 1910 г. была немедленно изъята из продажи и конфискована. Это мнение получило широкое распространение, хотя позже было подвергнуто аргументированной критике; см.: Платонов О. Правда о Григории Распутине//Русский рубеж. 1922. 1 (13). 161 Видимо, имя приведено ошибочно и имеется в виду вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, выступавшая против распутинского влияния при Дворе. 162 Гучков Александр Иванович (1862–1936) – российский капиталист, лидер октябристов. Депутат и с 1910 г. председатель 3-й Государственной думы. В 1907 г. и с 1915 г. член Государственного совета. В 1915–1917 гг. председатель Центрального военно-промышленного комитета. В 1917 г. военный и морской министр Временного правительства. Один из организаторов мятежа Корнилова. С 1920-х гг. – в эмиграции. 164 Дориан Грей – главный герой романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891), отвергший нравственные законы ради вечной красоты и молодости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Сторонники выборного начала ссылались на правила, существовавшие в древней Церкви, когда епископ выбирался голосами духовенства и мирян. По их мнению, это должно было восстановить утраченную связь между народом и его архипастырями: «Большинство русских епископов, несомненно, получили назначения не без политического влияния», – говорил на Присутствии профессор Петербургской духовной академии протоиерей Александр Рождественский . По его мнению, «современный состав епископата мог бы также продать свое стадо за политические блага, как епископы Юго-Западной Руси в 16-м веке, приняв унию с Римом» 557 . Противники принципа выборности утверждали, что он стал в XX веке неким фетишем. «Люди думают, что стоит его применить, как сразу наступит счастье», – считал член Государственного Совета Ф. Д. Самарин » 558 . Говорилось на Присутствии и о том, что Церковь не должна копировать гражданские политические нормы. Противоположные мнения высказывались по поводу выборов на предстоящий Собор, а также о возможности и процедуре избрания на нем патриарха. И хотя Предсоборное Присутствие высказалось за избрание епископов, никаких практических последствий это решение не имело, так как тогда созвать Собор не удалось. В последние годы существования монархии назначения и перемещения епархиальных архиереев стали связывать с именем Г. Распутина. Более того, за многими архиереями пожизненно закрепилось прозвище «распутинца». После Февральской революции это обвинение активно использовали и правые и левые силы. Особенно скандальной была история рукоположения и назначения в Тобольскую епархию полуграмотного Варнавы (Накропина). Архиепископ Антоний (Храповицкий) по этому поводу сказал, что Синод с таким же успехом мог и «черного борова поставить в епископы», – вспоминал протопресвитер Георгий Шавельский 559 . Вопрос о введении выборного начала вновь встал после Февраля. Особую актуальность ему придавало то, что несколько кафедр (в первую очередь, Петрограда и Москвы) после увольнения наиболее одиозных архиереев стали вакантными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нагнулся наш серебряный штандарт с черным двуглавым орлом, и по лицу бородача, старообрядца красавца вахмистра, потекли непроизвольные слезы. И по мере того, как Государь шел с Наследником вдоль фронта, плакали казаки и качались шашки в грубых, мозолистых руках, и остановить это качание я не мог и не хотел. Краснов П. Н. Памяти Императорской Русской Армии//Русская Летопись: издание «Русского Очага» в Париже. Париж, 1923. Кн. 5. С. 26–28. Суббота, 17 Февраля. Павловск. 18 Февраля 1907 г. Царское Село. Настала 175-я годовщина открытия 1-го кадетского корпуса. […] В царской ложе увидали обеих Императриц и малютку Цесаревича. Итак, корпусу было оказано самое полное внимание.[…] Перед тем, как идти за о. Желобовским, кропившим строй, Государь вошел в ложу, взял на руки Цесаревича и пронес его вдоль фронта. Я наблюдал за лицами офицеров и кадет; на многих выражались радость, восторг, растроганность.[…] Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57. Вчера праздновали 100-летний юбилей Константиновского артил. училища. Был отличный парад в манеже, затем обед юнкерам в большом зале, как прошлый раз 1-му кадетскому корпусу. Мы завтракали с начальством и бывшими воспитанниками. Твой внук был тоже на параде. 15 Марта 1907 г. Царское Село Письмо Государя Императора Николая Александровича Матери – вдовствующей Императрице Марии Феодоровне.//ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Ед. хр. 2330. Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу. Верую и веруем, что радость наша Цесаревич вырастет на радость Державных Родителей и всей земли Русской. Спаси Тебя и сохрани силы Небесных Воинств. Любящий Тебя грешн. ар[химандрит] Варнава. Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77. Суббота, 17 Марта 1907 г. Переночевав в Мраморном, с 9-ти часовым поездом поехал в Царское Село на Высочайший смотр кадетским корпусам Николаевскому и Александра II. […] Императрица с Наследником и няней сидели в ложе. Кадеты оглушительно кричали ура.[…]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010