В 1707 г. в г. Иркутске для улучшения управления обширнейшей епархией и усиления миссионерской деятельности было учреждено викариатство Тобольской епархии. Первым викарным епископом в Иркутске был назначен архимандрит Варлаам (Косовский), в ведение которого перешли миссионерские монастыри Восточной Сибири: Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский. В 1709 г. в связи с тяжелой болезнью святитель Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился на покой в устроенный им Тюменский Троицкий монастырь, но Промысел Божий снова призвал его к просвещению язычников. Преемник и сопастырь митрополита Филофея митрополит Иоанн (Максимович; 1711—1715) вскоре предложил ему и нескольким священникам и монахам продолжить дело благовествования. Он снабдил миссионеров церковной утварью и отправил в миссионерские путешествия сначала на север, затем на юг Сибири и на восток. Сам же митрополит Иоанн своим ревностным попечением о воспитании в Сибири образованного духовенства «дополнял апостольские стремления неутомимого святителя Филофея». В частности, святитель Иоанн послал первую Православную миссию в Пекин во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В течение своего пятнадцатилетнего благовестнического служения митрополит Филофей предпринял шесть миссионерских путешествий. По смерти святителя Иоанна схимитрополит Феодор вновь был назначен на Тобольскую кафедру. В 1726 г. в возрасте 76 лет старец схимитрополит Феодор предпринял последнее свое миссионерское путешествие. Он направился в Обдорск (ныне Салехард) — к язычникам хантам, по пути посещая устроенные им ранее храмы и укрепляя в вере новообращенных. Блаженная кончина апостола Сибири последовала 31 мая 1727 г. в Тюменском Троицком монастыре, где он был погребен, согласно завещанию, у церковных дверей. Он окрестил в Сибири около 40 000 человек и построил для них 37 храмов, призывая язычников не страхом, не иными какими-либо прещениями, как свидетельствуют его современники, но «точию евангельскою проповедию и своими трудами». Третьим великим светильником Сибирской Церкви стал святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (1731).

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

376 ...святаго Николы... – Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский). 377 ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ. – Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331–1355, с 1345 г. – царь). 379 ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... – Афанасий – константинопольский патриарх в 1289–1293 и 1303–1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее – в 1341 и 1351 гг. Варлаам – греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний – основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.). 381 ...зряше якоже и преже. – Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших. 382 ...втормъ Иов... – Иов – библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы. 383 …Баньско убо мсто именуемо... – Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313–1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия). 384 Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... – Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав. 385 ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... – Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами ( Быт. 40, 19–20 ), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мн благая...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прочие синодальные советники мало заметны среди других своих товарищей. – Петр Смелич был родом серб и пользовался благосклонностию Петра и Екатерины. Пётр сам дал ему из патриаршей ризницы панагию и позволил ему еще в сане архимандрита носить это отличие архиеерев. – Леонид высокопетровский не известен ни со стороны учёности и образования, ни со стороны особых заслуг для Церкви, ни твердостию и прямотою характера, ни строгостию жизни. Вскоре, по назначении в Синод он произведён был в крутицкие архиепископы, с оставлением синодальным советником, по прежнему 122 . – Иерофей Прилуцкий, сперва донской, потом новоспасский архимандрит, мало известен. В 1722 году советником в Синод определён ректор московской академии, чудовский архимандрит Феофилакт Лопатинский. Об образе его мыслей и частоте его характера можно судить но следующему обстоятельству. В 1722 году Государь приказал выбрать епископа в Иркутск. Феодосий и Феофан выбрали архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха и, при доношении, представили Государю. Но Государь не утвердил его, поручивши Макарову сказать Феодосию и Феофану, что хотя Иринарх и доброго жития по неучёный, между тем как в Иркутск нужен человек учёный, для обращения тамошних народов 123 . Св. Синод сделал новый выбор н назначил двух кандидатов – киево-печерского архимандрита Иоанникия Сенютовича и флотского иеромонаха Рафаила Заборовского. Надо сказать, что епископство в таком отдаленном краю не слишком привлекало малороссийских учёных монахов, которые привыкли видеть своих собратий на высших местах церковной иерархии в Москве и подле Москвы. Еще при Стефане туда назначен был Варлаам Косовский, но не поехал и выждал себе тверскую епархию 124 . Вероятно, и в 1722 году затруднялись найти учёного архимандрита, который бы с охотою принял иркутское архиерейство. Между тем Феофилакт посмотрел на это другими глазами и, в 1722 году, бывши уже синодальным советником, подал в Синод доношение следующего содержания: «Уведав я нижеподписавшийся, что его пресветлейшего императорскаго величества о избрании в Иркутск архиерея апостольское и, рещи возможно, самое божественное желание есть, и видя мало делателей на оную многую жатву угодных, да и просто на самое оное епископство без дела ему сопряженнаго, аки на едино тело без души взирающих, немногих охотников, которые на тамошний архиерейский сан избрание вместо ссылки себе вменяют, дерзаю правительствующему св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

с сентября 1707 †5.06.1712 Дорофей (Кроткевич) митрополит, рукоположен † 3.06.1718 Сильвестр (Холмский) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 5.03.1719 по 3.03.1720 еп. Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский) митрополит, бывший еп. Тверской и Кашинский с 9.06.1720 † 24.05.1721 Филофей архиепископ, бывший архиеп. Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешен; † 3.05.1735 Гедеон (Вишневский) епископ, рукоположен с 19.06.1728 † 2.02.1761 Парфений (Сопковский) епископ, бывший еп. Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 7.03.1761 † 7.03.1795 Димитрий (Устинович) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской митрополии с 1.05.1795 † 26.05.1805 Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 7.07.1805 по 7.02.1812 архиеп. Минский и Литовский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 7.02.1812 по 6.07.1813 еп. Чигиринский,викарий Киевской епархии с 1.05.1813 управлял Могилевской епархией Иоасаф (Сретенский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.07.1813 по 7.07.1821 архиеп. Могилевский и Витебский Иосиф (Величковский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 3.07.1821 по 17.02.1834 на покое; † 26.09.1851 Тимофей (Котляров) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, архиепископ с 26.08.1856 по 16.05.1859 с 24.02.1834 на покое; † 24.07.1862 Антоний (Амфитеатров) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 31.10.1859 по 9.11.1866 еп. Казанский и Свияжский Иоанн (Соколов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.11.1866 † 17.03.1869 Серафим (Протопопов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.04.1869 по 2.10.1874 еп. Рижский и Митавский Иосиф (Дроздов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 7.12.1874 † 28.09.1881 Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт- Петербургской епархии с 31.10.1881 по 16.12.1889 уволен от управления епархией, с 29.01.1894 еп. Дмитровский, викарий Московской епархии; † 25.07.1910

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26. Филарет , «архиепископ Смоленский и Мстиславский», упом. 2 дек. (sic) 1658, 1660 и 61, – в 1658 перев. из Суздаля, а в 1671 уволен на покой в Саввин Сторожевский мнтрь; † после 1676. 27. Варсонофий Еропкин 9 апр. (sic) 1671 хирот. из архим. Симоновских, а в начале 1676 перев. на епархию Крутицкую. V. Митрополиты Смоленские и Дорогобужские 28. Симеон Милюков хирот. 9 апр. 1676 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; его присяга 9 апр. 1681, ещё архиепископа 170 ; с 1 сент. (sic) 1681 митрополит; 10 февр. 1686 был отправлен в Троице-Сергиев мнтрь, как бывший; † янв. 1699. 29. Сильвестр Черницкий хирот. 26 мар. (sic) 1699 из архим. Саввина Сторожевского монастыря; † 1704. 30. Сильвестр Крайский в сент. 1707 перев. из Архангельска; † 1712. 31. Дорофей Кроткевич хирот. 1712 и из архим. Симонова монастыря; † 3 июня 1718. 32. Сильвестр Холмский (Волынец) , митрополит 5 мар. (sic) 1719 перев. из Нижнего-Новгорода, а 3 мар. 1720 – в Тверь. 33. Варлаам Косовский 3 мар. 1720 и перев. из Твери; † 24 мая 1721. 34. Филофей , Грек, (бывший митрополит Охридский и Халкидонский) определён 13 февр. 1722, а 1727 (упом. в июне), по суду, отрешён; † в Москве... VI. Епископы Смоленские и Дорогобужские 35. Гедеон Вишневский хирот. 19 июня 1728 из архим. Заиконоспасского монастыря; † 2 февр. 1761. 36. Парфений Сопковский 7 мар. 1761 перев. из викариев Новгородских; † 7 мар. 1795. 37. Димитрий Устимович 1 мая 1795 перев. из викариев Киевских; † 26 мая 1805. 38. Серафим Глаголевский 7 июля 1805 перев. из Вятки, а 7 февр. 1812 – в Минск. 39. Ириней Фальковский 7 февр. 1812 перев. из викариев Киевских, а 6 июля 1813 обратно, с наименованием «коадъютор Киевской митрополии.» 40. Иоасаф Сретенский 6 июля 1813 перев. из викариев Новгородских, а 7 июля 1821 – в Могилев. 41. Иосиф Величковский 3 июля 1821 перев. из Архангельска, а 17 февр. 1834 уволен на новой; † 28 сент. 1851, в Киеве. 42. Тимофей 24 февр. 1834 перев. из викариев Новгородских; 26 авг. 1856 пожалован в архиепископа, а 16 мая 1859 уволен на покой; † 24 июля 1862. в Ордынской пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XVIII. Епархия Иркутская Иркутская епархия учреждена в 1707 г. Шестнадцатая из второклассных (с 16 июля 1830). Епископы Иркутские и Нерчинские 1. Варлаам Косовский 158 хирот. 15 дек. 1706 159 (1713 окт. в Москве) 21 янв. (sic) 1714 пер. в Тверь. 2. Игнатий Смола , бывший митрополит Сарский, назначен 8 сент. 1721, а 1 окт. уволен на покой. 3. Иннокентий Кульчицкий хирот. 5 мар. 1721, из префектов Заиконоспасских; вступил в должность 16 янв. 1727; † 26 нояб. 1731. В лике святых с 28 окт. 1804. 4. Иннокентий Неронович хирот. 25 нояб. 1732, из префектов Заиконоспасских; † 26 июля 1747 (sic). 5. Софроний Кристалевский хирот. 18 апр. 1753 (sic), из наместн. Александро-Невских; † 30 мар. 1771. 6. Михаил Миткевич хирот. 2 авг. 1772 из архим. Тобольского Знаменского монастыря; † 1 авг. 1789. 7. Вениамин Багрянский хирот. 9 дек. 1789 из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; † 8 июня 1814. 8. Михаил Бурдуков хирот. 18 окт. 1814 из архим. Колязина монастыря; 22 авг. 1826 пожалован в архиепископа; † 5 июня 1830. 9. Ириней Нестерович , архиепископ, 26 июля 1830 перев. из Пензы, а 28 июня 1831 уволен на покой в Спасо-Прилуцкий; в 1848–64 управлял Тольгским мнтрём и † 18 мая 1864. 10. Мелетий Леонтович , архиепископ, 18 июня 1831 перев. из Перми, а 22 июня 1835 – в Харьков. 11. Иннокентий Александров , епископ, 22 июля 1835 перев. из Харькова, а 23 апр. 1838 – в Екатеринославль. 12. Нил Исакович 23 апр. 1838 перев. из Вятки 160 ; с 13 апр. 1840 архиепископ, а 24 дек. 1853 перев. в Ярославль. В сент. 1852 велено, по-прежнему, именоваться «Иркутский и Нерчинский», а в Якутске особый архиерей. 13. Афанасий Соколов , архиепископ Иркутский и Нерчинский, 24 дек. 1853 перев. из Томска, а 3 нояб. 1856 – в Казань. 14. Евсевий Орлинский , епископ Иркутский и Нерчинский, 3 нояб. 1856 перев. из Самары; 23 мар. 1858 пожалован в архиепископа, а 29 авг. 1860 перев. в Могилев. 15. Парфений Попов , епископ, 13 сент. 1860 перев. из Томска; архиепископ с 31 мар. 1863; † 21 янв. 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И увидел я Ангела, сходящего с неба, (…) Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, (Откр. 20.1-3) Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откр. 20.6)   Второй Косовский бой произошел спустя 610 лет после первого, в 1999 году, когда Сербия выстояла против агрессии 19 членов альянса НАТО. Мощный НАТО разрушил Югославию, вел сначала прокси-войну, а затем и открытую войну против Республики Сербской, Республики Сербская Краина и Союзной Республики Югославии (состоящей из Сербии и Черногории) – частей исторической Сербии, но не сумел победить в этой своей первой войне, что стало предвестником его конца. Косовский завет подтвержден. Когда вечером 24 марта 1999 началась агрессия НАТО, мы, дипломаты, чувствовали большую ответственность и дискомфорт. А именно, план действий в случае войны, документ, хранившийся в сейфе, в надежде, что он никогда не будет применен, в качестве первого, обязательного шага в ответ на агрессию предусматривал разрыв дипломатических отношений с государством-агрессором. Но каково было приостановить дипломатические отношения с 19 странами, с большей частью Европы? По общей молчаливой оценке, это было бы нам во вред. Утром 25 марта на расширенной коллегии союзного министра по этой причине все пребывали не в духе и в основном молчали. Я взял слово и заявил, что это положение плана по сути должно быть соблюдено и эта суть обязывает нас на разрыв дипломатических отношений по крайней мере с ведущими странами НАТО, на которых ложится наибольшая ответственность: с США, Великобританией, Германией и Францией. Союзный министр Йованович передал это предложение президенту Милошевичу и уже в 15 часов Радио «Белград» объявило, что Союзное правительство приняло решение о разрыве дипломатических отношений с этими четырьмя государствами.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/24/serbiy...

А святыня может и в тени, и в грязи ждать, пока не умрет человек, который ее попирал или пока не уйдет поколение, которая ее попирает, она может ждать, чтобы засиять с новой силой, а погибшая душа человеческая останется погибшей. Если вы надумаете торговать святыней, знайте – бич Христов уже занесен над вами, как над торговцами в иерусалимском храме, оставьте помысел свой, чтобы бич не опустился на вас. Но как же нам разбогатеть – спросит кто-то из вас. Я знаю только один ответ на это. Если торговля святыней единственный путь к богатству, тогда искренне вам советую – оставайтесь бедными! Произнесена перед молодежным торговым союзом. О предках и потомках Проповедь в день памяти Косовской битвы Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. ( Притч.16:18 ) [Иов] сказал [жене своей]: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов.2:10 ) Как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. ( 1Кор.15:21 ) Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой, и оживете. ( Иез.37:12,14 ) Бог всеблагий на сербов разгневан Из-за их смертельных прегрешений (Петар Негош. «Горный венец») Дни поражений забывать труднее, чем дни побед. Французы забыли многие дни своей славы, но Седан забудут не скоро. Русские не помнят многих своих побед, но день поражения при Цусиме вошел в вечный народный календарь. Евреи каждый год отмечают разорение Иерусалима, а победы Саула и Давида забыты. А сербское племя! Кому из сербского племени придет в голову ежегодно отмечать победу при Плочнике, Мишаре или Волчьем Доле? Дни этих побед в нашем народе не так известны, как известен Видовдан, день поражения и гибели на Косовом поле. Поражение в Косовской битве мы, сербы, увековечили в искусстве, вере и политике. Лучшие поэтические произведения воспевают косовское поражение, Косовская битва занимает главное место в нашей великой народной литературе. Художники и скульпторы, не менее поэтов, вдохновлялись нашей великой национальной трагедией по имени Косово. Эта трагедия и сегодня имеет ту же силу вдохновения, какую имела в прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОСИЛЬКА ПАСЬЯНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новомученица Босилька. Фреска в храме вмч. Димитрия Солунского в Косовской Митровице Босилька (Раичич) (серб. XVIII в.), мученица Память 13 октября (Серб.) Родилась в XVIII веке в сербском селе Пасьяна неподалёку от Гнилане код в Косово, в благочестивой семье Райичич. Босилька была набожна, отличалась кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями работала в поле и в саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму. По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами - древним образом Божией Матери и святой Параскевы, покровительницы семьи. Когда ей исполнилось 17 лет, родители повели ее первый раз в соседнее Гнилане на Иваньдан - праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Один раз она побывала и в монастыре Драганац на собор Святых Архангелов. Босилька была наделена особой девичьей красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей-безбожников. Похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем из Депца. Он стал ждать удобного момента, чтобы её похитить. Подобные похищения были в те времена обычным делом, и сербам приходилось следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей. Вместе со своими сподручными арнаут долго следил за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Осенью девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а пленницу уволокли в сторону Карадака.

http://drevo-info.ru/articles/13677840.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В своем Рождественском телеинтервью патриарх Ириней рассказал о проблеме Косова и возможном папском визите в Сербию 05.01.2018 В своем Рождественском телевизионном интервью для «ТВ Храм» Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал: « Косово можно захватить и оккупировать, как это произошло сегодня, но сербы никогда не могут сказать, что они признают это, потому что то, что некогда было нам дано, потеряно навсегда. Мы не можем представить Сербию без Косово». По словам Патриарха Иринея, Косово — это Старая Сербия, которая породила всю остальную часть Сербии. Патриарх Ириней упомянул в своем интервью, что Сербская Православная Церковь надеется, что руководство Сербского государства также будет думать так же и выразит намерение предпринять большие усилия для сохранения Косово и Метохии в рамках Сербии. Сербский Патриарх добавил, что Косово и Метохия — это средоточие истории, культуры и духовности Сербии, напомнив, что древний косовский город Призрен в прошлом был столицей сербского народа, а Печская Патриархия была резиденцией Архиепископов и Патриархов Сербии. «Можем ли мы разрешить Патриархату Печа находиться в другом государстве? Народ, который осознают себя, свою историю и свою культуру, не может себе этого позволить», — сказал Патриарх Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил, что «монастырь Дечани, церковь Матери Божией Ливишка (в Призрене), монастырь Грачаница и другие святые места являются собственностью народа, которые до вчерашнего дня разрушали и сжигали». Говоря о Сербии как стране, лежащей между Востоком и Западом, Патриарх напомнил, что Сербия является частью Европы, но в то же время — частью славянского мира. «Церковь и народ хотят мира со всеми, и этот контакт с миром и Россией рассматривается некоторыми как позиция между двумя стульями». «Но мы знаем, кто наши друзья», — сказал Патриарх Ириней.

http://drevo-info.ru/news/23170.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010