Ради уполномоченного дали доброго коня, Карьку, на котором ездил сам Нестор. Настена запрягла его в председательскую же кошевку, подкинула в нее сена и подвернула Карьку к избе Нестора, где ночевал уполномоченный. Там еще только усаживались за чай, и Настена поехала к себе, чтобы сразу собраться и больше домой не возвращаться. Утром, когда поднялись, Михеич как будто даже обрадовался тому, что Настене выпала эта поездка. В доме вышел керосин, и уже дважды Михеич воровски приносил его в бутылке из своей конюховки, да еще раз бегала прямо с лампой Настена к Надьке. И спички пора подновить, соль. Была надежда и на мыло, но надежда слабая, давно уж его не видели в глаза, стирали щелоком. В Атамановке с двадцатого года, когда партизан Гаврила Афанасьевич утопил в проруби торговку Симу, державшую лавку, негде было гвоздя купить, и за всякой даже чепуховой надобностью приходилось снаряжаться в Карду. Но что особенно вышло удачно – Михеич сказал: – И посмотри там, дева, в охотке пороху да дроби. Оно и стрелять уж с какой поры не стреляю, а про запас иметь надо. Может, по весне козуля в огород заскочит. Он вынес из кладовки железную банку под керосин и бросил к ногам Настены свою собачью доху. – Седни-то обратно ждать, нет? – Не знаю. Как магазин. Как обернусь. – Но-но. Не седни, дак завтра. – И не утерпел, вспомнил: – Не могла ты вчерась с самого утра куда-нибудь ухлестать. Не навязала бы мне на шею эти две тыщи. Шутка ли? А? Молчишь, дева? Ты бы вчера лучше помолчала или вполовину мене язык-то свой высовывала, а сегодня можно и поговорить. Ладно, езжай с богом, езжай. И зайди там еще в сельсовет, узнай, нет ли чего нового про Андрея. И на почту загляни. Может, письмо лежит или бумага какая. Семеновна уж в который раз зудила с печки: – Я бы где же одна ш чужим мужиком поехала. Да ишо по нонешним-то временам. О гошподи! Не знают, на кого и вешаться. – Половину букв Семеновна не выговаривала. – Ить он за кошевкой вшю дорогу не побежит, ить он ш ей рядом шядет. – Ладно, ладно, старая, не выдумывай, – останавливал ее Михеич. Лежишь – ну и лежи себе, не насбирывай что попало. Нашла за кого бояться за Настену!

http://azbyka.ru/fiction/zhivi-i-pomni/

Первое из этих средств для решения настоящего вопроса оказывается совершенно бесполезным; но также и второе не дает никакого верного измерителя времени в предлежащем случае, так как существенного отличия в организации растений и животных до ледяного времени и непосредственно после него мы не находим. Как ни важны и решительны в историческом образовании земли изменения, произведенные глетчерами, однако они остались почти без влияния на органическую природу, и мы находим измененными ледяным периодом только пределы или области распространения родов; а не самые роды растений и животных. Так, наприм., северные виды животных пред наступлением ледяного периода значительно отодвинулись на юг, а живущие пред ним в средней Европе еще далее ушли к югу. Но когда этот период кончился, то животные, любящие холодный климат, напр. олени, возвратились опять к крайнему северу. Нужно заметить, что до сего времени известны только немногие пункты на земном шаре, где с полной ясностью выступают пред нами различные отложения, образовавшиеся в течение и непосредственно над ними после ледяного периода. Из сравнительного рассмотрения этих отложений по заключающимся в них растениям и животным мы не получаем никакого существенного отличия между до – и после – ледяными органическими существами. Ближайшим образом это доказывают остатки растений, которые, как известно, особенно деревья, дают более верный ключ к определению климата страны, нежели животные, способные переселяться с места на место. Хорошо сохранившиеся древесные стволы в доледяных слоях напр. в графствах Норфолька, Суффолька и Ессекса, по Ляйелю, большею частью принадлежат к нашим общим родам сосны и елки, вместе с которыми встречаются также ольха, дуб, береза, терновник и тис, а также белые кувшинчики и другие еще доселе живущие растения. Из млекопитающих животных находят в тех слоях пестрое общество частью вымерших, частью еще живых животных; к первым принадлежат три вида слонов, один вид носорога и многие виды оленей; ко вторым относятся: свинья, волк, зубр, козуля, северный олень, бобр, морской единорог и гладкоперый гиббар (balaena physalus) или кит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Кожемякин Михаил, 1564 г., Курмыш Кожурин Григорий, крестьянин, 1624 г., Курмыш Кожух, Кожухов : Иван Григорьевич Кожух Кроткого [см. Кроткий], дьяк, 1557 г.; Иван Александрович Кожухов, 1505 г., Волок Ламский Коза, Козины – распространено в XV–XVII вв.; Илья и Никифор Буяновы-Козины [см. Буян], 1595 г., Новгород [Ср. Каза] Козачкович Юрий Филиппович, посадник, 1406 г., Псков Козел, Козлов : Григорий Игнатьевич Козел Морозов [см. Мороз], первая половина XV в.; от него – Козловы-Морозовы; Игнатий Григорьевич Козел Беклемишев [см. Беклемиш], XVI в.; от него – Козловы [см. Карачурин, Пустило, Хватко, Шадра] Козеля Васильевич Пешков [см. Чешко], 1560 г., Ржева Владимирова Козивонов Богдан, подьячий, 1638 г., Москва Козий Рог кн. Иван Иванович Лобанов-Ростовский [см. Лобан], 1619 (1647? С. В.) г. Козинский Григорий Мещеринов [см. Мещерин], 1596 г., Суздаль Козица, Козицын : Михаил Козица, крестьянин, 1495 г., Новгород; Данило Васильевич Козицын, 1539 г., Новгород Козлина кн. Иван Иванович Тростенский [см. Тростенский], убит в 1571 г. Козлок Васьков, крестьянин, 1470 г., Кострома; кн. Михаил Васильевич Козлок Ромодановский, первая половина XVI в. Козля Иван Дмитриевич Заболоцкий [см. Заболоцкий], вторая половина XV в. Козляниновы , XVI–XVII вв., Новгород Козлятев Василий Фролович, 1440 г., Переяславль; Афанасий Иванович, 1569 г., Кашин; Никита Бестужев [см. Безстуж], 1550 г., Углич [см. Кубас] Кознаков Михаил Иванович, середина XVI в., Старица [Ср. Казнаков] Козодав Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Козодавль, Козодавлев : Яков Константинович Козодавль, 1498 г.; от него – Козодавлевы, XVI в., Дмитров Козуля , крестьянин, 1545 г., Новгород; Козулины (Козюлины), крестьяне, 1627 г., Белев Козынин ( Козунин ) Борис, подьячий, 1668 г., Новгород Козыря, Козырев : Василий Козыря, посадский человек, 1596 г., Новгород; Степан Козырев, 1595 г., Псков Кока, Кокин : прозвище Кока очень распространено в XV–XVII вв.; Федор Кузьмин Кокин, вторая поло вина XV в., Переяславль Кока, коко, кокушко – 1) яйцо, 2) гостинец, лакомство, 3) детская нарядная рубашка (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он зашел в своих мечтах так далеко, что едва услышал легкий шорох неподалеку от себя. — Должно лось, али козуля, а то и Мишенька пробирается, — вихрем пронеслось в голове юноши, и он проворно схватил в руки ружье. Шорох раздался явственнее, ближе… Чьи-то шаги, мягко и быстро, ступали по мху. Алексей насторожился, зашел за ствол дерева и притих, затая дыханье. Зашелестели пихты, зашуршала трава… Юноша чуть не вскрикнул от изумления. Перед ним стоял высокий, широкоплечий и сильный татарин-киргиз, в узких штанах из меха, в меховой же, из шкуры оленя куртке, сшитой из прямых бурых и черных полосок вперемежку с белым горностаем. Деревянные пуговицы обложены были золотом на куртке. Золотые же пластинки, обильно расшитые по краям одежды, поблескивали при свете заходящего солнца. Шапка — остроконечный войлочный колпак с золотым украшением, из-под которого быстро смотрели с беспокойным блеском живые черные глаза. Очень узкие войлочные сапоги и доха из верблюжьей шерсти заканчивали странный наряд киргиза. Он держал лук наготове. Колчан со стрелами и нож болтались у пояса. На изжелта-бледном скуластом лице и в чуть раскосых глазах виднелось напряженное внимание, почти тревога. На вид ему было лет двадцать с небольшим, но мощью и силой веяло от его богатырской фигуры. Он не мог видеть притаившегося за деревом Алексея. Очевидно другой враг тревожил его. Сердце юного князя забило тревогу. Татарин по своему внешнему виду казался не простым смертным. По массе золотых побрякушек у пояса и вокруг шеи, по расшитому галуном высокому колпаку видно было, что это один из важных и знатных обитателей степи. — Вот бы полонить такого! Ермак Тимофеич спасибо скажет! — вихрем пронеслось в запылавшей голове Алеши. Но как?.. Как полонить?.. Он, кажется, вдвое крупнее и сильнее его, князя Алексея, этот степной дикарь. Обернись он сейчас, и пропал Алеша под ударом его кривого, как серп, острого ножа. — А взять живьем надо… Полонить такого, значит хорошего языка добыть, — сообразил юноша. Нет, во што бы то ни стало его живьем добыть надо!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики. Лают лисица и белая куропатка. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу (В. Бианки). Прочитав рассказы о глаголах звучания, многие, видимо, удивятся: как велико их разнообразие и как мало мы знаем таких глаголов! В беседе с учащимися учитель обратит внимание на идейно-художественное значение этих рассказов, их роль в экологическом воспитании. Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес? Слышали ли вы хотя бы некоторые из глаголов звучания, названных писателями? Гром грохочет… Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. В небольшом отрывке из «Золотой розы» К. Паустовский дает нам впечатляющую зарисовку грозы, молнии, радуги и грома. И главным художественным средством здесь выступает глагол. «Буря мглою небо кроет…» Исследователи творчества А.С. Пушкина отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы. Поэт Вс. Рождественский, анализируя «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала дается через зрительные впечатления: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. Затем автор переходит к звуковым образам:

http://azbyka.ru/deti/zanimatelno-o-russ...

Мы имеем в Синайской двери образец византийской резьбы, в которой пластика отрешается от своих существенных черт и переходит в живопись; это есть резьба вглубь контуров, причем все изображение – и сама доска сохраняют свою поверхность, и ни одна часть не выступает над ней рельефом. Углубленные контуры как бы в живописи заполняются гипсом, расцвеченным в красную краску (цвета вина), для уподобления верхнему косяку из порфира. Таким образом, техника этой резьбы близка с техникою византийских бронзовых дверей, на которых – по темной бронзе – контуры заполняются серебряными нитями (памятники XI и XII века в Италии и в России); разница однако же, та, что кроме контуров при работе на дереве углубляется и весь фон. Далее, Синайская дверь, в отличие от этих монументальных памятников с религиозными сюжетами, исполнена вся в одном декоративном направлении, и в ее орнаментах только слабо сквозит привычная символика христианских эмблем и религиозного искусства. В самом деле, сюжеты, которыми украшены все тябла, не имеют другого значения, кроме орнамента: в первом поясе малых тябел изображены орлы; в третьем, таковом же, козлы, каменный козел; в пятом – два зайца, павиан и козуля (?); в нижнем седьмом – петух, куропатка, неизвестные птицы и, по-видимому, сирена (птица с человеческой головой). В больших тяблах: второго ряда – античные чаши с растущей из них виноградной лозой; в четвертом – подобные же чаши с растениями, которых плоды клюют голуби, также два павлина, или же дерево с 2 птицами; наконец, в шестом изображены смоковницы, плоды которых клюют птицы. Заключенные в сюжетах символы, очевидно, затерты орнаментикою, как и в многочисленных пальмах, и крестах «процветших», ромбах и медальонах, которые изображены в 28 соответствующих тяблах на задней стороне двери. Но все рисунки исполнены чрезвычайной стильности, выдержанной не только в растительных орнаментах, но и в фигурах животных и птиц, исполненных натурально и живо. Типы орнаментов этих развились впоследствии и известны нам во всей подробности в византийских миниатюрах IX–XI веков: зубчатые лепестки роз (трилистники), мелочной рисунок аканта и виноградного листа, жемчужные повязки по каймам, фоны для животных из листьев и условных цветков, каннелированные чаши и фонтаны, все это знакомо нам из рукописных заставок. Резчик выполнил эти орнаменты грубо, неуклюже, но передал еще пошиб раннего типа, не отступил ни на шаг от вычурной декорации, усвоенной живописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Они приближались, держась одна за другой. Гуськов уже слышал гукающий, похожий на игру селезенки, звук их дыхания. До мыса оставалось метров сто, не больше, когда что-то насторожило коз, и передняя, которая вела след, вдруг повернула от острова вниз. Андрей ударил вдогонку из обоих стволов, и козуля, бежавшая последней, подсеклась, отчаянным прыжком выскочила высоко в воздух, но уже не вперед, а в сторону, и завалилась. Когда Гуськов подбежал, она еще была жива. Хрипя и молотя ногами, она подгребала под себя снег; глаза налились кровью, голова вскидывалась и падала. Он не добил ее, как следовало бы, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения, как мучается подыхающее животное, как затихают и снова возникают судороги, как возится на снегу голова. Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза – они в ответ расширились, и он увидел в их плавающей глубине две лохматые и жуткие, похожие на него, чертенячьи рожицы. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах, и пропустил его. Ему показалось, что глаза козули в этот момент были обращены в себя. Иногда он уходил в верхнее зимовье. Оно было добротней и просторней нижнего; срубленное из листвяка и стоящее на взлобке, оно представлялось вечным. Поля вокруг него давно одичали, заросли чем попало, но рядом, за негустым осиновым строем, светилась круглая веселая поляна. Однажды, раздумавшись, Гуськов вдруг всхотел, чтобы его похоронили здесь, на меже осинника и поляны. Тут сухо, приветно, с деревьев будет падать лист, на цветы прилетят и попоют птицы, а постройка остановит зверя. В зимовье не было печки (кто-то когда-то прибрал, не поленился тащить к воде), и, наверно, к лучшему: не удержись, разведи он огонь, и закурится на виду у Атамановки гора. По теплу, когда придется сюда перебираться, печка не понадобится, а пока он прибегал лишь на дневку и едва начинал застывать, шевелился, согревался без огня. Да и отпускало, припекало днями уж так, что мешал полушубок.

http://azbyka.ru/fiction/zhivi-i-pomni/

Шестые детские межрегиональные Свято-Елизаветинские чтения для учащихся воскресных и общеобразовательных школ ноября 2010 По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 1-2 ноября 2010 года в Лахте на базе Православного Сестричества во имя святой преподобномученицы Елизаветы прошли Шестые детские межрегиональные Свято-Елизаветинские чтения для учащихся воскресных и общеобразовательных школ. По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 1-2 ноября 2010 года в Лахте на базе Православного Сестричества во имя святой преподобномученицы Елизаветы прошли Шестые детские межрегиональные Свято-Елизаветинские чтения для учащихся воскресных и общеобразовательных школ. В чтениях приняли участие около 80 ребят из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из  Архангельска, Северодвинска, Череповца,  поселка Красная Горбатка, Владимирской области. Чтения послужили площадкой для творческого общения 20-ти педагогов, работающих с детьми в воскресных школах и других православных организациях Северо-Западного региона. Молебен при открытии Шестых детских Свято-Елизаветинских чтений служили протоиерей Александр Зелененко, протоиерей Александр Удин (Северодвинск) и иерей Андрей Мунтян. Отец Александр Зелененко передал ребятам благословение Владыки и обратился к участникам с пастырским словом. Тема Шестых детских межрегиональных Свято-Елизаветинских чтений - почитание Богоматери в Православной церкви - была раскрыта всесторонне. Прозвучал рассказ о чтимых иконах Богоматери, посвященных Ей храмах и монастырях, о паломнических поездках в места, связанные с сугубым почитанием Богоматери. Ребята рассказали о Богоматери Владимирской, " Отрада и Утешение " , " Скоропослушница " , " Троеручица " , о Старорусской, Филермской, Державной и других иконах Богоматери. Литературно-музыкальная композиция участников от воскресной школы храма Тихвинской иконы Богоматери в трогательных образах раскрыла облик Богородицы, как пример для подражания православной девушки, будущей матери. Доклад " Покров Пресвятой Богородицы над Россией в годы Великой Отечественной войны " был подготовлен в связи с 65-летием Победы.  Некоторые доклады были представлены и на свободную тему, связанную с жизнью Церкви, такие как " Современная жизнь прихода " , " От Холмогор до Колы тридцать три Николы " , " Радостный пряник - козуля " . Были исполнены духовные

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=201...

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоится очередной Открытый Интеллектуальный турнир Москва, 19 октября 2018 г.      21 октября 2018 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоится очередной Открытый Интеллектуальный турнир. Состязание в этом году отмечает свой юбилей – команды будут бороться за кубок победителя турнира ПСТГУ в 15-й раз. История Интеллектуальных турнир в ПСТГУ ведет свое начало с 2007 года, когда в битве умов встретились команды богословского и исторического факультетов. В следующем году к участникам присоединился филологический факультет, который и стал тогда победителем. В III Интеллектуальном турнире ПСТГУ впервые приняли участие команды из других вузов: Государственной академии славянской культуры и Московского инженерно-физического института. В последующие годы гостями турнира становились учащиеся Московского Православного института святого Иоанна Богослова, Московского университета им. С. Ю. Витте (бывший МИЭМП), Московского физико-технического института и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, студенты которого дважды занимали I место на турнире и на данный момент являются действующими победителями. «Мы стараемся, чтобы на турнире были представлены все факультеты нашего университета, также нам хочется максимально собрать учащихся дружественных нам вузов и духовных школ Московского региона. И обычно нам это удается», - комментирует организатор мероприятия проректор по социальной и миссионерской работе ПСТГУ священник Филипп Ильяшенко. Действительно, важное место в этом состязании занимают команды духовных школ: в Открытом Интеллектуальном турнире ПСТГУ регулярно принимают участие Московская духовная академия, Сретенская, Перервинская, Николо-Угрешская, Коломенская духовные семинарии. В последние годы в турнире принимают участие студенческие команды всех факультетов ПСТГУ, а также команды московских духовных школ и университетов. «Впечатления захлестывают, особенно после напряжения последнего тура. Именно здесь мы смотрим на уровень своей подготовки. И турнир даже позволяет прыгнуть выше своей головы», - поделился своими мыслями после прошлогоднего турнира капитан команды исторического факультета Арсений Козуля. Стоит отметить, что за всю историю турнира команда исторического факультета является единственной, никогда не покидавшей тройку первых мест.

http://pravoslavie.ru/116637.html

Ученики архангельской воскресной школы посетят онкобольных детей Архангельск, 30 декабря 2005 г . Воспитанники воскресной школы Свято-Троицкого храма города Архангельска учатся изготавливать настоящие северные козули в виде елочных украшений. В рождественский сочельник ребята украсят ими елочку в онкологическом отделении детской областной больницы, сообщает пресс-служба Архангельской епархии . Козуля – традиционное чисто-северное лакомство, пряник, который пекут по специальным технологиям, украшают разноцветной глазурью, и он может храниться годами. Известная архангельская козульщица Наталья Матонина, она же директор и педагог воскресной школы, опекает онкобольных детишек. Уже несколько лет подряд приходские дети устраивают праздники в онкологическом отделении, показывают концерты, организовывают чаепития, готовят подарки. Так будет и в этот раз. Встреча состоится в один из святочных дней. Наталья Матонина считает, что такие мероприятия не только благотворно влияют на больных детишек, но и воспитывают милосердие и сострадание у здоровых. 30 декабря 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15789.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010