митрополит Стефан (Яворский) (1658–1722) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Аудиокниги митрополит Стефан (Яворский) Митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода). Биография В миру - Яворский Симеон Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина. Образование получил в Киево-Могилевской коллегии, где приобрел покровителя в лице Варлаама (Ясинского), позднее митрополита Киевского. В 1684 г. он написал в его честь панегирик: «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens», где Геркулес — Ясинский, а Атлант — его предшественник Гизель. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами. В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне – богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно. В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии, читал риторику, пиитику, философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

К. А. Кочегаров, С. Ф. Михеев. " Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 г. "   Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Острожского . Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 г.) . После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625–1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий Смотрицкий ). В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом Феофаном . При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами. В 30-х гг. XVII в. в Киевской митрополии экзархами Константинополя выступали одновременно два ее архиерея: Львовский епископ и Киевский митрополит. При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Опис Киеевософ. соб., прилож., стр. 83). 21 мая 1687 года м. Гедеон грамотой предоставил ему Ржищевскую обитель: «не мней маючи взгляд на давние заслуги поманенного пречестного отца игумена Кирилскаго Киевскаго в церкви Божой з молодых лет при боку нашом до сего часу верне заслугуючогося». (Акты Зап. Рос. V, стр. 210). 25 июля 1687 г. Иннокентий «Монастырский» расписался на грамоте об избрании нового гетмана Ивана Мазепы (Собр. Гос. Гр. и Дог. IV, 561). В 1688 году он переписывался с Феодосием Углицким по поручению м. Гедеона. (Горский. Оп. р. с б., II. 3, стр. 506). В декабре того же года писал нижеприведенное письмо гетману Мазепе. От того же 1688 года сохранилось прошение войта, бурмистров и райцов мещан киевских о невзимании с них мостового сбору в пользу Кирилловского монастыря, потому что игумен Иннокентий Монастырский построил мосты по сухой дороге и берет с возу по копейке (Моск. Ар. И. Д. гран. мал. 582 601). 9 февраля 1689 г. писал письмо С. Медведеву. (Белокуров, Известие истинное стр.63). В великом посту 1689 г. он написал: «Книгу о пресуществлении» (Рук. И. П. Б. Q. I, 668), где особенно выступает его местный украинский патриотизм. 10 августа 1689 г. Иннокентий приезжает в Москву для переговоров по делу о пресуществлении, но, благодаря резкости обращения с патриархом и интригам Евфимия, он, по свидетельству Дамаскина, проклят и выслан из Москвы в конце октября (Моск. Арх. М. И. Д. малор. дела св. 81 (55). Проклятие (бывшее ли действительно?) не помешало ему при избрании Варлаама Ясинского в митрополиты быть маршалком элекции. (Евгений, Опис. Киевософ. соб. Прилож. стр. 123). В 1692 году он посылается от Варлаама Ясинского к Мазепе для переговоров о Батуринской протопопии и учреждении архимандрии. (Соч. св. Дм. I, 490). 26 июля того же года ему пожаловано несколько озер. (Акты Зап. Рос. V, 257). В 1695 году вместе с Стефаном Яворским который, едва ли, не вместе с ним учился в Люблине, (Рук. Типограф. 472 л. 25) Иннокентий Монастырский послан в Переволочну для переговоров, и из Нежина им посылается письмо к митрополиту от 29 августа (Величка II, 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апр. 1682) царская семья продолжала почитать И. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впосл. императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря , И. предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей (Суздальский Св.-Покровский жен. мон-рь. М., 2002. С. 33). По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...», И. получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц Наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 янв. 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сент. патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил И. в Троице-Сергиев мон-рь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие. И. участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского еп. св. Митрофана (2 апр. 1682), Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) (8 нояб. 1685) и Варлаама (Ясинского) (31 авг. 1690). И. был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого) , для к-рой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы , 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с И. освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре. Как епархиальный архиерей И. много внимания уделял церковному благочинию и поддержанию должного нравственного уровня духовенства. За богослужениями в кафедральном Рождественском соборе архиерей всегда проповедовал («изо уст толковаше Священное Писание»). И. повелел переписать всех нуждающихся в Суздале и определил им милостыню из своих доходов, трапезу со святителем всегда делили «неколико нищих и убогих». Будучи архиереем, И. сохранил молитвенное правило Флорищевой пуст. Свободное от молитвы и дел управления время он посвящал чтению Свящ. Писания и душеполезных книг; если святитель был утомлен и не мог читать сам, ему читали вслух.

http://pravenc.ru/text/389121.html

При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг. XVII в. этот титул в митрополии превратился в исключительную привилегию ее предстоятелей. Им пользовались преемники Петра (Могилы), в том числе и избранные после смерти Дионисия (Балабана) в 1663 г. два номината на освободившуюся митрополичью кафедру: Антоний (Винницкий) и Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Благодаря покровительству гетмана Петра Дорошенко, последний в 1668 г. получил утверждение от Константинопольского патриарха с присвоением титула экзарха, как и предыдущим митрополитам. Причина особого интереса Киевских владык к этому титулу становится понятной в цитируемой патриархом Мефодием III просьбе, поступившей из Чигирина: «Просисте нас, да быхом, по древнему обычаю, вами избранного и от всех засвидетельствованного от Святейшия нашея апостолския Константинополския вселенския патриархии властию, нам от Христа Бога данною, на высокий престол Святейшия митрополии Киевския благословили и возвели и ексархою его нашим, се есть наместником, да имать власть над всеми епискупами, архимандритами, игуменами и всем священным клиром в пресветлой Коруне полской и Великом княжстве Литовском и Руском сущими, да владеет ставропигиями, братствами и всеми монастырями, Просителей, как видно, интересовала полная власть в митрополии, в том числе и над ставропигиальными братствами и монастырями, и прошение о получении такой власти было удовлетворено Весьма вероятно, что во время переговоров в 1685 г. И. Самойловича с царским правительством об избрании и посвящении Киевского митрополита, гетманские просьбы о сохранении титула экзарха могли быть имплицитно связаны и с попыткой сохранения власти митрополита над патриаршими ставропигиями (в том числе и над Киево-Печерским монастырем (с 1688 г. лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского Хотя в этом прошении со стороны царей было а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Это и вынудило архимандрита в 1688 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

XVII в. этот титул в митрополии превратился в исключительную привилегию ее предстоятелей. Им пользовались преемники Петра (Могилы), в том числе и избранные после смерти Дионисия (Балабана) в 1663 г. два номината на освободившуюся митрополичью кафедру: Антоний (Винницкий) и Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Благодаря покровительству гетмана Петра Дорошенко, последний в 1668 г. получил утверждение от Константинопольского патриарха с присвоением титула экзарха, как и предыдущим митрополитам. Причина особого интереса Киевских владык к этому титулу становится понятной в цитируемой патриархом Мефодием III просьбе, поступившей из Чигирина: «Просисте нас, да быхом, по древнему обычаю, вами избранного и от всех засвидетельствованного от Святейшия нашея апостолския Константинополския вселенския патриархии властию, нам от Христа Бога данною, на высокий престол Святейшия митрополии Киевския благословили и возвели и ексархою его нашим, се есть наместником, да имать власть над всеми епискупами, архимандритами, игуменами и всем священным клиром в пресветлой Коруне полской и Великом княжстве Литовском и Руском сущими, да владеет ставропигиями, братствами и всеми монастырями, учинили» . Просителей, как видно, интересовала полная власть в митрополии, в том числе и над ставропигиальными братствами и монастырями, и прошение о получении такой власти было удовлетворено патриархией . Весьма вероятно, что во время переговоров в 1685 г. И. Самойловича с царским правительством об избрании и посвящении Киевского митрополита, гетманские просьбы о сохранении титула экзарха могли быть имплицитно связаны и с попыткой сохранения власти митрополита над патриаршими ставропигиями (в том числе и над Киево-Печерским монастырем (с 1688 г. лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского патриарха) . Хотя в этом прошении со стороны царей было отказано , а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Самойловича .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

За Ставропигии Патриаршей ужитый (вызванный) недостойный Архимандрит Печерский Варлаам. За Благословением устным Пастырским подписую Силивестер Головчич, Игумен Михайловский. Иеромонах Варлаам Наместник Святософийский. Иеромонах Ефрем, Духовник Пастырский. 24. По сицевых предисловиях с четырех Кандидатов, ясне в Бозе Преосвященного его Милости Господина отца Архиепископа Черниговского и Новгородского Лазаря Барановича единого, трех высоко в Бозе пречестных их Милостей Господинов Отцов Архимандритов, Киево-Печерского Варлаама Ясинского, Черниговского Елецкого Феодосия Углицкого, Новгородского всемилостивого Спаса Михаила Лежайского, едиными усты и единолюбящими сердцы мужа толикого сана достойного, дабы был Митрополитом Киевским, Галицким и Малыя России, святыя Чудотворныя Лавры Печерския Киевския Архимандрита, высоко в Бозе пречестного, его Милость Господина Отца Варлаама Ясинского избрали; и имеет ясне в Бозе пречестный, его Милость Господин Отец новообранный Митрополит наш по Указу Наияснейших Монархов наших, их Царского Пресветлого Величества в Царствующем граде Москве в сан Архиерейский произведен и совершен быти. Из Царствующего града совершенный Архиерей благоволением Божиим их Царского Пресветлого Величества на Престол Киевский возвратився, волен будет тот же ясне в Бозе пречестный Господин Отец Митрополит наш всею Епархиею Митрополии Киевской так владети, как писано будет в Грамотах их Царского Пресветлого Величества Наияснейших Монархов наших, так же того Архиерея, который благоволением Божиим и их Царского Пресветлого Величества сядет на Святительском Престоле Патриаршества Московского. Элекция та совершилась при бытии ясне в Бозе Преосвященного его Милости Господина Отца Архиепископа Черниговского и прелестных в Бозе их Милостях Господинах Отцах Архимандритах вышепомянутых, так же при бытии от боку Региментарского их Царского Пресветлого Величества Войск Запорожских обеих сторон Днепра Гетмана Ясневельможного его Милости Господина Гетмана Иоанна Мазепы, присланных их Милостей Господ Генеральных, Василья Дунина Борковского Обозного, Михаила Бояхевича Судьи, Василья Кучюбея Писаря, их Милостей Господ Полковников, зде на подписи именованных и при бытии многих и иных Станов Духовного и мирского зде на подписях именованных и неименованных, для лучшей веры и подлинности впред будущим веком на сем добровольном элекционом Листу при печати Престольной Святософийской, имена своими руками прямыми подписывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И мы Пресветлейший и Державнейший Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец и многих Государств и Земель Восточных и Западных и Северных Отчич и Дедич, и Наследник, и Государь, и Обладатель, наше Царское Величество, его Богомольца нашего, Преосвященного Иоасафа Кроковского, Митрополита Киевского и Галицкого и Малыя России, и впред по нем будущих Митрополитов Киевских пожаловали, в подтверждение прежних наших Царского Величества жалованных Грамот, каковы даны бывшим Митрополитам Киевским, Гедеону Четвертенскому в 7194 (1685), Варлааму Ясинскому в 7199 (1690) годех, на утверждение той Киевской Епархии и прежних Духовного чина прав сию нашу Царского Величества милостивую жалованную Грамоту дать повелели, и силою сей нашей Царского Величества Грамоты по нашему Царского Величества Самодержавнейшему повелению ту Киевскую Митрополию и Преосвященных Киевских Митрополитов сего настоящего и впред будущих укрепляем и утверждаем, и впред Преосвященных Митрополитов Киевских и ту Митрополию Киевскую, при помощи Божии и за предстатедиством Пресвятыя Богородицы, в таковом же соблюдении и охранении имети хощем, в каком оная была до сего времени в нашей Государевой милости между Великороссийскими Митрополиями первоначальною Митрополиею под благословением Святейших и Всеблаженнейших Московских и всея России и всех Стран Северных Патриархов, как в Церковных православных Греческого благочестия Догматах, так и в Митрополичей чести и во исправлении Духовного Чина и Церковнгиго Начала, и в сохранении прав и поведений обыклых, как о том писано в прежних наших Царского Величества жалованных Грамотах в прошлых от создания Мира 7194 и 7199 годов, каковы даны Киевским Митрополитам, Гедеону Четвертенскому и Варлааму Ясинскому, о содержании той Киевской Епархии прав и обычаев, кроме Преосвященного Иоанна Максимовича , Архиепископа Черниговского, и впред по нем будущих Архиепископов Черниговских, и Святыя Великия Чудотворныя Киево-Печерския Лавры Боголюбивого Архимандрита и братии, как та Черниговская Епархия и Печерская Лавра суть в себе со всеми подлежащими к ним присудами

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

198 (1690) Августа в 27 день Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали Киевского Митрополита Варлаама Ясинского и при нем будучих Духовных Особ и мирских людей, велели им дать своего Великих Государей жалованья на отпуске: Митрополиту денег пять сот рублев, да соболей на тысячу на пять сот рублев, да сукон десять половинок Гамбургских, две половинки Аглинских, три пуда ладану, да в дорогу полбочки романеи, мерою в тридцать ведр с полуведром, три ведра ренского, три ведра збитню, четыре ведра уксусу Новгородского, девять ведр уксусу Московского, два ведра вина Боярского, двадцать ведр вина Дворянского, тридцать лимонов, пуд патоки точеной, три белуги, пять осетров, три пуда икры осенней, сто пучков вязиги, три белыя рыбицы сухия. Обряд посвящения Митрополита Варлаама Ясинского, и представления его Патриарху и Царям 198 (1690) Августа в З1 день по Указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, новообранный Митрополит Киевский Варлаам Ясинский поставлен на Киевскую Митрополию в Соборе Успения Пресвятыя Богородицы от Святейшего Кир Адриана, Патриарха Московского и всея России и всех Северных Стран. А прежде постановления ему ж Митрополиту сделан Саккос да Омофор в Казенном Приказе и к поставлению принесен в Соборную церковь . Великие Государи изволили во время поставления быть в Соборной церкви в Царском одеянии; а Бояре и Окольничие и Думные Люди были в золотых кафтанех. А посылан по Митрополита к постановлению Успенского Собора Протопоп, да с конюшни Великих Государей посылана по него карета о шти возницах. А по постановлении Преосвященный Варлаам Митрополит Киевский был у Святейшего Патриарха со Святынею. А шел он Митрополит к Патриарху из Соборной церкви; а перед ним несли живоначальный Крест на чаше 2 человека Соборных Дьяконов. Митрополита вели Успенского Собора Протопоп да Ключарь; провожали Митрополита к Святейшему Патриарху в Крестовую Боярин Кирила Осипович Хлопов, да Думной Дворянин и Печатник Дементей Минич Башмаков, да Думной Дьяк Протасий Иванович Никифоров, да Дьяк Петр Шварт; а Игумены и Духовныя Особы Митрополичьи и Гетманской присланной Дмитрий Чечель шли за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010