922 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 19, 25. Грамотой 1689 года киево-печерский архимандрит был освобожден от поездок в Киево-Софийский собор на торжественные молебны и служил их в Лавре с братией. Лаврская братия «вольными голосами» избирала себе архимандрита, которого утверждал Св. Синод. Лавра непосредственно сносилась с Синодом, а с киевским митрополитом и его Консисторией она сносилась как с равными ей. Киевский митрополит только по промемории духовного лаврского собора, или по просьбе архимандрита ставил священников в лаврские вотчины и лаврских монахов. Лавра, ревниво оберегая свои права ставропигии, чаще посылала своих ставленников для посвящения к черниговскому и переяславскому архиереям, хотя Киев был от нее в 2-х верстах. Не только черное, но и приходское духовенство, служившее в лаврских вотчинах, находилось вне зависимости от Киевского митрополита, подчинись исключительно ведению лаврского духовного собора. Такая независимость духовенства продолжалась до 1769 г., когда белое духовенство Киево-Печерской Лавры было передано в ведение Киевского митрополита. Все особые привилегии Лавры и усвоенные лично архимандриту её отняты в 1786 г. 923 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 1–2. В Приложениях XXII-XXIV к XXXI тому. Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Синода изданы: а) Универсал малороссийского гетмана Ивана Мазепы епископу переяславскому Захарии (Корниловичу) 1 сент. 1700 г., б) две жалованные грамоты архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу – первая патриархов Паисия александрийского, Макария автиохийского и Иоасафа всероссийского от 1667 г. 8 сент., вторая царская от 1688 г. 24 июня, в) жалованная царская грамота Феодосию Углицкому, архиепископу черниговскому и новгород-северскому от 1692 г. 28 сент.; жалованные грамоты: г) митрополиту Гедеону Святополк-Четвертинскому 1685 г. 15 дек., д) Варлааму Ясинскому 1700 г. 1 апр., е) Иоасафу (Кроковскому) 1708 г. 14 сент., ж) епископу Захарии (Корниловичу) 1702 г. 4 марта, з) патриарха Иоакима – м, Гедеону – 1685 г. 9 дек. и) патриарха Адриана – Варлааму Ясинскому две грамоты 1690 г. 26 сент., и 1700 г. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И мы Пресветлейший и Державнейший Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец и многих Государств и Земель Восточных и Западных и Северных Отчич и Дедич, и Наследник, и Государь, и Обладатель, наше Царское Величество, его Богомольца нашего, Преосвященного Иоасафа Кроковского, Митрополита Киевского и Галицкого и Малыя России, и впред по нем будущих Митрополитов Киевских пожаловали, в подтверждение прежних наших Царского Величества жалованных Грамот, каковы даны бывшим Митрополитам Киевским, Гедеону Четвертенскому в 7194 (1685), Варлааму Ясинскому в 7199 (1690) годех, на утверждение той Киевской Епархии и прежних Духовного чина прав сию нашу Царского Величества милостивую жалованную Грамоту дать повелели, и силою сей нашей Царского Величества Грамоты по нашему Царского Величества Самодержавнейшему повелению ту Киевскую Митрополию и Преосвященных Киевских Митрополитов сего настоящего и впред будущих укрепляем и утверждаем, и впред Преосвященных Митрополитов Киевских и ту Митрополию Киевскую, при помощи Божии и за предстатедиством Пресвятыя Богородицы, в таковом же соблюдении и охранении имети хощем, в каком оная была до сего времени в нашей Государевой милости между Великороссийскими Митрополиями первоначальною Митрополиею под благословением Святейших и Всеблаженнейших Московских и всея России и всех Стран Северных Патриархов, как в Церковных православных Греческого благочестия Догматах, так и в Митрополичей чести и во исправлении Духовного Чина и Церковнгиго Начала, и в сохранении прав и поведений обыклых, как о том писано в прежних наших Царского Величества жалованных Грамотах в прошлых от создания Мира 7194 и 7199 годов, каковы даны Киевским Митрополитам, Гедеону Четвертенскому и Варлааму Ясинскому, о содержании той Киевской Епархии прав и обычаев, кроме Преосвященного Иоанна Максимовича , Архиепископа Черниговского, и впред по нем будущих Архиепископов Черниговских, и Святыя Великия Чудотворныя Киево-Печерския Лавры Боголюбивого Архимандрита и братии, как та Черниговская Епархия и Печерская Лавра суть в себе со всеми подлежащими к ним присудами

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Упомянув далее о том, что это благословение патриарха приложено к новоотпечатанной книге житий святых «для лучшего ее украшения и несомнительного вероятия имеющимся в ней повествованиям», свят. Димитрий извещает, что одобренный благословением патриарха, он продолжал свой труд, отдавая «пишемое» на просмотр митрополиту Варлааму и «половину года, шесть месяцей совершил», затем просит, – «да милостивно будет приято сие его дело» и преподано ему архипастырское благословение на написание третьей тримесячной книги житий святых. «Да грамотне преподается, – прибавляет свят. Димитрий, – с приложением того, дабы преосвященный митрополит Киевский Варлаам, по своей... ко святым Божиим угодникам любви и усердию, прочитывал разсудительне та, яже аз грешный имам, Господу поспешествующу, благословением вашим архипастырским написати, яко же первые две тримесячные книги он прочитывал есть, посему благоволи, святейшество ваше, к его преосвященству особно писать». В конце письма присоединяется и еще просьба о высылке великих Четиих-Миней митрополита Макария за месяцы март, апрель и май 205 . В этом письме замечательна просьба свят. Димитрия о том, чтобы патриарх особой грамотой поручил Варлааму Ясинскому прочитывать и исправлять составленные Димитрием Четии-Минеи. Видно, это участие митрополита Варлаама было ценно и необходимо для скромного и неуверенного в себе списателя житий святых. Недаром же свят. Димитрий называл его «своим о Дусе святом отцом и учителем» и впоследствии, уже будучи архиереем Ростовским, писал о нем своему другу Стефану Яворскому так: «Мне преосвященство ваше один вместо тысячи. Так бывало и блаженные памяти преосвященнейший отец наш Варлаам, – что он прочитает и утвердит, то несумненно в печать издаваемо было» 206 . Из этих слов ясно, что руководство делом составления житий святых и их последняя редакция принадлежала Варлааму Ясинскому. Он давал свят. Димитрию советы, как надо вести это дело, и затем указывал, какие следует сделать поправки и исправления в том, что свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1689 году Станислав-Симеон вернулся в Киев, снова под покровительство Варлаама (Ясинского). Первым делом в Киеве он отрекся от католичества. Как пишет протоиерей И. Морев , в отличие от многих других, Стефан принёс действительно искреннее раскаяние в своём хоть и временном, но отступлении от Православия . В ходе испытаний, проведённых в Киевской Академии, он показал немалые знания наук и продемонстрировал великолепные способности сочинять стихи на русском, польском языках и на латыни . За эту способность он был даже удостоен титула «Лавроносного Стихотворца» («Роета Laureamus») . Следующим отдельным этапом в жизни Стефана можно выделить период с 1689 по 1700 год, то есть с момента возвращения в Киев и до отъезда в Москву. Уже в том же 1689 году, по убеждению своего наставника и покровителя, архимандрита Варлаама (Ясинского) (им же и был пострижен), он принимает монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Стефан. В скором времени он был назначен в академию преподавателем «риторики и витийства» . В 1691 году Стефан был назначен префектом академии и профессором философии, а через несколько лет – профессором богословия . Отмечу, что исследователи едины во мнении, что преподавательская деятельность Стефана была благотворна для Киевской Академии, привнесла в неё последнее слово латинской богословской и философской мысли, взрастила целый ряд будущих учителей, проповедников и администраторов. Среди учеников Стефана был и будущий его противник Феофан (Прокопович) . В 1697 году Стефан был уволен из академии и произведён в сан игумена Свято-Никольского Пустынного монастыря в Киеве . В 1700 году Киевский митрополит просил Патриарха Адриана об учреждении Переяславской епархии и отправил к нему в Москву игумена Стефана (Яворского) и игумена Захария (Корниловича), чтобы он выбрал из них будущего архиерея. Уже тяжко больной, Патриарх обещал поговорить об этом с царём. В ожидании решения о епархии и о них оба игумена поселились в Малороссийском подворье в Москве . В это время царь искал кандидата из Малороссии для управления делами Церкви. Стефан уже успел почувствовать на себе неприязненное отношение в Москве – его считали поляком, латынником , черкасом и обливанцем . Зная о таком к себе отношении, Стефан отказался от предложенной ему кафедры. Но царь настоял, и Стефан был поставлен митрополитом Рязанским . Как отмечает митрополит Евгений (Болховитинов) , новопоставленный митрополит нечасто посещал свою епархию, чаще пребывая в Москве и Санкт-Петербурге . В октябре 1700 года скончался Патриарх Адриан. С 1701 года митрополиту Рязанскому Стефану был поручен надзор за московской Славяно-греко-латинской академией. В 1702 году митрополит Рязанский Стефан (Яворский) получает звание Патриаршего Администратора, Экзарха, Викария и Блюстителя Патриаршего Престола , а после учреждения Святейшего Синода в 1721 году становится его первым Президентом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Опис Киеевософ. соб., прилож., стр. 83). 21 мая 1687 года м. Гедеон грамотой предоставил ему Ржищевскую обитель: «не мней маючи взгляд на давние заслуги поманенного пречестного отца игумена Кирилскаго Киевскаго в церкви Божой з молодых лет при боку нашом до сего часу верне заслугуючогося». (Акты Зап. Рос. V, стр. 210). 25 июля 1687 г. Иннокентий «Монастырский» расписался на грамоте об избрании нового гетмана Ивана Мазепы (Собр. Гос. Гр. и Дог. IV, 561). В 1688 году он переписывался с Феодосием Углицким по поручению м. Гедеона. (Горский. Оп. р. с б., II. 3, стр. 506). В декабре того же года писал нижеприведенное письмо гетману Мазепе. От того же 1688 года сохранилось прошение войта, бурмистров и райцов мещан киевских о невзимании с них мостового сбору в пользу Кирилловского монастыря, потому что игумен Иннокентий Монастырский построил мосты по сухой дороге и берет с возу по копейке (Моск. Ар. И. Д. гран. мал. 582 601). 9 февраля 1689 г. писал письмо С. Медведеву. (Белокуров, Известие истинное стр.63). В великом посту 1689 г. он написал: «Книгу о пресуществлении» (Рук. И. П. Б. Q. I, 668), где особенно выступает его местный украинский патриотизм. 10 августа 1689 г. Иннокентий приезжает в Москву для переговоров по делу о пресуществлении, но, благодаря резкости обращения с патриархом и интригам Евфимия, он, по свидетельству Дамаскина, проклят и выслан из Москвы в конце октября (Моск. Арх. М. И. Д. малор. дела св. 81 (55). Проклятие (бывшее ли действительно?) не помешало ему при избрании Варлаама Ясинского в митрополиты быть маршалком элекции. (Евгений, Опис. Киевософ. соб. Прилож. стр. 123). В 1692 году он посылается от Варлаама Ясинского к Мазепе для переговоров о Батуринской протопопии и учреждении архимандрии. (Соч. св. Дм. I, 490). 26 июля того же года ему пожаловано несколько озер. (Акты Зап. Рос. V, 257). В 1695 году вместе с Стефаном Яворским который, едва ли, не вместе с ним учился в Люблине, (Рук. Типограф. 472 л. 25) Иннокентий Монастырский послан в Переволочну для переговоров, и из Нежина им посылается письмо к митрополиту от 29 августа (Величка II, 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В начале 1694 г. он ненадолго отвлекся от неё, чтобы исполнить личную просьбу патр. Адриана. В бытность митрополитом Казанским, во время морового поветрия Адриан воздвиг храм в честь свв. мучеников Кизических и теперь просил Димитрия Савича написать их житие. В итоге на свет появилась рукопись «Врачество безмездное свв. девятичисленных, иже в Кизице, мученик», включавшая в себя службу мученикам, описание их страданий, сказание о прославлении их в Казани и слово на день памяти. Когда в марте 1695 из печати вышел второй том Четий-Миней Димитрий Савич отослал его в Москву к патр. Адриану «через особныя ... посланники ... и не в переплете, за скоростью времени» 477 . В сопроводительном письме, помимо благодарностей, содержалось две просьбы: выслать следующий том «Великих Четий-Миней», март-май, а также подать письменное благословение на то, чтобы митр. Варлаам Ясинский «прочитывал рассудительнее» текст Четий-Миней иг. Димитрия также, как он прочитывал тексты и предыдущих двух томов 478 . В ответном письме патр. Адриан благодарит киевлян за труды и «молит» митр. Варлаама и дальше продолжать свою помощь Димитрию Савичу в работе над «Четьями-Минеями». При этом самого митр. Варлаама Ясинского патриарх характеризует как «любопремудрого мужа, имуща верна и благочестива долгая обучения» 479 . Следует отметить, что в эти годы происходит и значимое изменение статуса киевской учёности в целом. В 1691 г., по инициативе митр. Варлаама Ясинского и гетмана И. Мазепы в Москву была отправлена делегация Киево-Могилянской коллегии. Префект Силуан Озерский, три учителя и три студента били челом царям Петру и Ивану, благодарили за покровительство коллегии, а также преподнесли богословские и философские тезисы, отпечатанные в лаврской типографии и украшенные гравюрами. В 1693 г., когда в Киево-Могилянской академии был завершён первый в её истории полноценный курс богословия, митрополит и гетман обратились в Москву с просьбой выдать коллегии жалованную грамоту. Таковая грамота была получена в январе 1694 г. и, согласно ей, Киево-Могилянская коллегия получала официальное право преподавать не только поэтику и риторику, но философию и богословие как учащимся «российского народа всяких чинов», так и православных из иных стран, при этом коллегия получала из казны содержание 480 . В сочетании с отстранением братьев Лихудов от преподавания в Московском Славяно-греко-латинской училище в том же 1694 г., это делало Киев единственным центром богословского образования в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

26 окт. 1683 г. Димитрий оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского), избранного в кон. того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря, переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском монастыре, стал братским проповедником. В мае—июне по благословению архим. Варлаама Димитрий приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы), архим. Иннокентия (Гизеля), Лазаря (Бара-новича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился со Стефаном (Яворским), вскоре ставшим его ближайшим другом. В нач. 1686 г. Димитрий по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском монастыре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович,по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г. патриарх Иоаким, недовольный позицией малороссийского высшего духовенства, которую, по-видимому, разделял и Димитрий, в вопросе о времени пресуществления Св. Даров (на Украине придерживались в этом отношении католич. т. зр.), потребовал возвращения книг в Москву. 1-й т. «Книги житий...» Димитрий, посланный в 1689 г. патриарху, также вызвал неудовольствие первосвятителя по неск. причинам. Во-первых, книга содержала католич. мнение о непорочном зачатии Пресв. Богородицы (в Слове на Рождество Пресв. Девы о Ней говорится: «Отлученна от земных, от грешник, ибо греху первородному непричастна… Венчанна честию, яко без греха первороднаго зачатая и рожденная»), а также упоминание в списке «Учителей, списателей, историков, повествователей…» «Иеронима, учителя православного». Во-вторых, патриарх был недоволен тем, что митр. Варлаам печатал книги в типографии Киево-Печерской лавры без патриаршего благословения. После критики патриарха в часть тиража 1-го т. была внесена правка. В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» цитированное чтение было заменено текстом: «Она отлученна от земных грешных, ибо греха во всей жизни своей не единаго же позна… Венчанна честию, яко ангельским Благовещением и служением почтенная». Кроме того, из выходных данных было изъято упоминание низложенной 7 сент. 1689 г. царевны Софии Алексеевны.

http://sedmitza.ru/text/411749.html

К этому решению свят. Димитрий пришел не без колебаний. Он понимал, какого великого труда и знаний потребует от него составление полных Четиих-Миней, и поэтому, при свойственном ему смирении, сначала ответил на предложение Варлаама Ясинского отказом 138 . Однако, с одной стороны, советы и увещания уважаемого учителя, с другой – влечение собственного сердца и привычка к послушанию пересилили это первоначальное опасение, и, «возложивши надежду на помощь Господа и на молитвы пречистые Живота Матере и на всех святых» 139 , Святитель дал свое согласие. Только после этого переехал он в Киевскую Лавру. Здесь, через несколько дней после переселения, именно 6 мая 1684 года, собран был под председательством Варлаама Ясинского собор старцев и Лаврской братии, на котором составление житий «вручено» было Димитрию как особое «послушание», и вместе с тем он назначен был «казнодеем» Печерским 140 . Свят. Димитрий принялся за порученное ему дело «с великим тщанием» 141 . В душе своей он решил посвятить ему все свои силы и, конечно, поэтому переселился в Лавру. Здесь было самое удобное место для работы. Кроме монастырской тишины и покоя, здесь находилась обильная книгами библиотека; здесь жил такой опытный и преданный делу руководитель, как Варлаам Ясинский; здесь, наконец, можно было не опасаться внешних бедствий и нападений врагов, так как Киев и Лавра охранялись московскими воеводами. Затворившись в отведенной ему келье, свят. Димитрий в первое время отрывался от занятий только для посещения Богослужения. В великой Печерской церкви прежде указывали тот уголок, где стоял смиренный «списатель житий святых», отдаваясь тихой и усердной молитве. В Лавре Димитрию отведена была особая келья, в которой мало-помалу совершался его труд, где самоотверженный подвижник, предпочитая дело Божие своему упокоению», нередко просиживал за работой всю ночь, до благовеста к утрени, или от утомления ложился в постель «не раздеваясь» 142 . Первые месяцы, впрочем, ушли на занятия подготовительные. Прежде чем приступить к составлению житий, нужно было выработать месяцеслов, выбрать святых, жития которых помещать в Четиих-Минеях, и найти нужные для работы источники. Подобные изыскания требовали значительного времени, поэтому не удивительно, если свят. Димитрий, получив в мае от Печерских старцев послушание писать жития, только в июне принялся настоящим образом за это дело. Так, по нашему мнению, следует понимать разноречивые на первый взгляд показания двух диариев: одного, помещенного при исследовании И. А. Шляпкина и отмечающего: «6 мая вручено мне послушание писати жития святых» 143 , и другого, находящегося при сочинениях Святителя, где под июнем – месяцем отмечено: «Того же месяца начал с Божиею помощью из послушания писати жития святых» 144 . Если свят. Димитрий только в июне начал писать жития, то, следовательно, до этого времени он занят был работой подготовительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, в письме патриарха Иоакима к Варлааму Ясинскому, написанном в 1689 году, сказано, что по просьбе гетмана Самойловича патриарх дал киевлянам книги и они должны бы были, переписав их, прислать в Москву «и наши книги и ваше с них преписание» 159 . Так как это письмо вызвано было выходом в свет первой четверти Миней за месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь, то, следовательно, за эти же месяцы высланы были из Москвы и Макарьевские Четии-Минеи. Мы поэтому думаем, что патриарх на просьбу гетмана и митроп. Гедеона прислал в Киев не три, а шесть месячных книг Четиих-Миней, с сентября по февраль. Это подтверждается и письмом, написанным Варлаамом Ясинским патриарху Иоакиму в 1689 году, когда Лавра посылала в Москву первую напечатанную книгу житий святых. Варлаам Ясинский здесь говорит, что патриарх «по челобитью о том умоленного от нас и бывшего гетмана, изводи прислати и иные большие книги, уставом писанные, от святой великой своей церкви Минеи-Четьи на месяцей шесть» и что по этим книгам исправлены вновь составленные жития святых «во первых на три месяцы первые – септемьврий, октоврий и ноембрий» 160 . Что же касается того, почему свят. Димитрий в письме к патриарху Иоакиму пишет только о трех месяцах декабре, январе и феврале, то, по всей вероятности, в это время (март 1688 г.) первые три месяца житий святых были им уже исправлены и, не нуждаясь более и Макарьевских Четиих-Минеях за эти месяцы, Святитель отослал их в Лавру, откуда они и посланы были патриарху. Письмо гетмана Ивана Самойловича князю Голицыну написано 4 марта 1686 года, следовательно, Макарьевские Минеи высланы были патриархом в Киев не ранее апреля того же года. Только с этого времени свят. Димитрий и получил возможность поставить свою работу так, как хотелось ему и его руководителю Варлааму Ясинскому. В чем же могло сказаться влияние Четиих-Миней митроп. Макария на первой части труда свят. Димитрия? Как мы указывали, составление житий святых Святитель начал в июне 1684 года. С этого времени до получения Макарьевских Четиих-Миней прошло почти два полных года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архим. Лука Белоусович, как только узнал о предпринятом со стороны м. Тимофея Щербацкого ходатайстве, сейчас же начал подготовлять средства к тому, чтобы всячески помешать ему. В лавре была составлена контрчелобитная, которую 16 июля 1752 г. Софроний Тернавиот, бывший тогда уже иеромонахом, подал лично в коллегию иностранных дел. Содержание лаврской контрчелобитной, состоявшей из четырех пунктов, было таково. Упомянув о том, что киевский м. Тимофей Щербацкий 25 января 1752 г. подал государыне челобитную о подтверждении высочайших грамот, жалованных прежним митрополитам киевским – Гедеону Святополк-Четвертинскому, Варлааму Ясинскому и Иоасафу Кроковскому, и всех прав, какие давались митрополитам теми грамотами, «а особливо о устроении его преосвященству в своей епархии типографии для печатания книг» (п. 1), лавра затем переходила прямо к доказательствам неосновательности последнего домогательства м. Тимофея Щербацкого и невозможности удовлетворения его с точки зрения интересов лаврских. Лавра ссылалась, прежде всего, на то, что, несмотря на жалованные грамоты киевским митрополитам, о подтверждении коих просил Тимофей Щербацкий, «в древних, средних и недавно минувших годах в Киевской епархии за всех бывших преосвященных митрополитов киевских типографии не было; а имелась издавна и ныне имеется типография в Киево-Печерской лавре, высокомонаршими жалованными грамотами утвержденная» (п. 2). Вслед затем лавра, переходя на юридическую почву, старалась доказать неосновательность претензий м. Тимофея Щербацкого, желавшего заводить свою типографию, неосведомленность его и его доверенного относительно истории спорного вопроса. «Что же присланный от его преосвященства» – писала лавра, – «архимандрит Пахомий сказкою в государственной коллегии иностранных дел показал, яко де по данной прежде бывшему киевскому митрополиту Гедеону князю Четвертинскому грамоте позволено иметь типографию для печатания книг, и в жалованных де грамотах митрополитам киевским – Ясинскому и Крокоскому все де то подтверждено, и хотя де в Киево-Софийском монастыре особливой типографии в то время не имелось, но такие де типографии находились в бывших под властью и послушанием митрополитанским, по вышеобъявленным же грамотам, Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре; а как де оные Киево-Печерская лавра и Черниговский архиепископ, по данным им грамотам, из власти и послушания митрополитов Киевских исключены, то уже де печатания книг под ведомом митрополитанским не осталось и ныне не имеется, без которого де обойтись митрополии Киевской всячески не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010