Иконы Е. почитались и за рубежом. В лавре прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, где первоначально была погребена Е., хранится ее ростовая икона - работа рус. иконописца нач. XX в. Святая изображена прямолично, в куколе, со скрещенными на груди руками, на золотом фоне, за ее спиной,- изображение обнесенного белой крепостной стеной мон-ря с златоглавым белокаменным храмом. В описи Валаамского мон-ря 1942 г. (АФВМ. Bd: 15. Л. 37) упоминается образ «Св. Евфросиния, кн. Полоцкая» на темном фоне (26×22 см), на оборотной стороне написано пожелание, чтобы «эта икона всегда находилась в дому Игумена, от монахини Минадоры» (предположительно образ хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). Изображение святой, выполненное в XX в., помещено в нише над входом в ц. во имя Е. в г. Саут-Ривер (США). Оно воспроизводит почитаемый образ из Евфросиниева мон-ря в Полоцке ( 1992. Вкл.). Преподобные Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская. Икона. 10-е гг. ХХ в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа, Минск) Преподобные Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская. Икона. 10-е гг. ХХ в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа, Минск) Известны изображения преподобной в составе избранных святых. Вместе с кнг. блгв. Евпраксией Псковской Е. в необычном одеянии (коричневая мантия, синий параман с Голгофскими крестами и белый плат), в правой руке - светлые четки возле груди, представлена на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе 10-х гг. XX в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа в Минске) Е. в «васнецовском» типе изображена вместе с прп. Анной Кашинской, почитание к-рой было восстановлено в 1909 г., незадолго до перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в Евфросиниев мон-рь ( Яpaшэbiч. 2006. Ил. 36). На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в кафедральный Исаакиевский собор С.-Петербурга - в 1911 г., Е. представлена на левом поле на верхнем клейме - в монашеском одеянии и короне, с крестом и лилией. В верхней части - Тихвинская икона Божией Матери, которая считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей Е. («...их же молитвами спаси, Господи, и раба Твоего Феодора. СПб. 8-го февраля 1911 г.»). Кроме того, здесь помещены фигуры небесных покровителей заказчика и, вероятно, членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Фотография. 1940–1941 гг. Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг. В июне 1944 г. в состав братии Н. м. перешли 6 насельников из эвакуированного Трифонова Печенгского во имя Святой Троицы мужского монастыря (он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт армии; в окт. 1944 в ходе боев во время проведения Петсамо-Киркенесской операции мон-рь был уничтожен) (Ortodoksinen kirkko Suomessa. 1979. S. 287). Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. В 1941 г. к основной братии присоединились насельники Валаамского мон-ря, не принявшие переход в 1925 г. на новый календарный стиль и григорианскую пасхалию ( Riikonen. 2007. S. 50). «Старостильники» и «новостильники», находясь в составе единой братии мон-ря и выполняя общие для всех послушания, совершали богослужения раздельно. В 1945 г., по окончании второй мировой войны, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, переведя обитель в каноническое послушание Московскому Патриархату (в адм. отношении Н. м. по-прежнему подчинялся Финляндской архиепископии) и вновь введя старый календарный стиль ( Шевченко. 2011. С. 290-296). В 1947 г., после кончины схиигум. Харитона (Дунаева), настоятелем мон-ря был избран игум. Иероним (Григорьев; † 1952) ( Takala. 2011. S. 134). После его кончины игуменом обители был избран Нестор (Киселенков; † 1967) (Ibidem), во время настоятельства к-рого в 1957 г. Н. м. вновь перешел в полное адм. и каноническое подчинение ФПЦ ( Шевченко. 2011. С. 338). Семь членов братии из числа придерживавшихся до 1945 г. старого календарного стиля, получив соответствующее разрешение, ввиду опасений повторного перехода на новый стиль переехали в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (Там же. С. 339-340). Тем не менее руководство ФПЦ разрешило обители соблюдать старый календарный стиль (использовался до 1977) (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Вероятнее всего, практика исполнения песнопений с З. существовала во мн. мон-рях до нач. XX в., причем не только в тех, к-рые сохраняли традиции знаменного пения. Так, в «Обиходе» Валаамского мон-ря отмечено, что «головщик начинает» предначинательный псалом, 1-ю кафизму, воззвахи (СПб., 19092). Согласно «Обиходу» Соловецкого мон-ря, предначинательный псалом «головщик первого лика начинает» (СПб., 1912. С. 1). По «Обиходу» Киево-Печерской лавры, отражающему местную многоголосную традицию, положено петь уставщику начало предначинательного псалма и 1-й кафизмы (К., 1910. М., 2001р). В совр. практике РПЦ З. в этом значении употребляется редко: напр., на пасхальном каноне, когда начало ирмоса запевает священник, или в авторских сочинениях, где подобное исполнение связано с замыслом композитора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире. Т. о., слово «З.» в данном значении является синонимом термина «припев». В певч. рукописях XVII в. и печатных певч. сборниках иногда можно встретить стихи псалмов с нотацией, имеющие ремарки «З.»: «запевы приимощныя», «примеры на запевы стихир», «для запева стихир» и др. (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 28-28 об., сер. XVII в.; Обиход [поморский]. М., 1911. Л. 17; Обиход [поповский]. К., 1909. Л. 8 об.- 9; Октай учебный [старообрядцев белокриницкого согласия]. К., 1908; Обиход [Соловецкого мон-ря]. СПб., 1912. С. 3-13; Обиход [синодальный]. М., 1902. Л. 7 об.- 25; Обиход церковного пения М., 1997. С. 32-45). В совр. практике такой З. произносится канонархом, а его конец допевает весь лик (письменное свидетельство о подобной практике см. в поморском Уставе для З. на стихирах на «Господи, воззвах» - Устав обители св. Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 7-7 об.). Лит.: Одинцов Н. И. Порядок общественного богослужения в Др. России до XVI в. СПб., 1881; Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: Ист.-археол. исслед.; он же. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; он же. Описание; Скабалланович. Типикон. С. 131-136, 306-313; Strunk O. The Byzantine Office of Hagia Sophia//Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-149; Arranz. Typicon.

http://pravenc.ru/text/182591.html

Образ К. встречается и в программах церковных стенописей там, где изображались рус. святые разных регионов. В сев.-зап. части московского храма Христа Спасителя на стене лестницы, ведущей на хоры, среди рус. святых в нижнем ряду изображены К. и его ученик прп. Авраамий (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Вместе Палеостровские преподобные (старцы в клобуках в профиль) показаны и в группе подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Роспись в академической манере первоначально была выполнена иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (значительно поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Кроме того, поясной образ К. с седой бородой средней величины в схиме, но без куколя имеется в росписи верхнего Преображенского собора Валаамского мон-ря (1893-1896, реставрация - 1985-2007). В группе Олонецких чудотворцев 1-м в среднем ряду К. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 60-61, 83). На 1-й иконе у К. борода средней величины с проседью, руки приподняты и покрыты мантией, куколь лежит на плечах. Вместе с др. почитаемыми в Финляндии северорус. святыми К. (в куколе, со свитком в правой руке) представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в визант. стиле в братской трапезной Нововалаамского мон-ря. Недавно был создан извод с К. и прп. Авраамием, стоящими на острове с моделью обители в руках (икона хранится на подворье Палеостровского мон-ря в Петрозаводске). Лит.: Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письменными памятниками//ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С. 19-222 (То же, отд. отт.: М., 1868); Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 452-453, 618-619; Т. 2. С. 150; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

15. Антониев – Дымский , мужской, заштатный, Новгородской губ., Тихвинского у., в 15 вер. от Тихвина, на берегу озера Дымского. Основан в XIII ст. учеником Варлаама Хутынского, Антонием, который, в 1243 г. сделан игуменом Хутынского мон. Немного спустя времени, преподобный оставил Хутынь, перешел на уединение в Дымскую пустынь, где скончался в 1273 г. В соборном храме почивают под спудом мощи основателя, память которого совершается 17 января; тут же хранится железная шляпа преподобного, найденная в оз. Дымском, почитаемом святым, и куда ежегодно 24 июня совершается крестный ход. В 1598 году грамотою царя Федора Иоанновича велено игумену Валаамского мон. Давиду владеть по-прежнему вотчиною Антониева мон. В 1692 г. он значился приписным к Новгород. архиер. дому, в 1764 г. по штатам упразднен, но в 1794 г. восстановлен. В “Ист. Рос. Иерар.” и у Ратшина Антониев-Дымский мон., кроме настоящего описания, упоминается также под именем „Вырдомская Антония Дымского пустынь”. “Ист. статист. опис. Дымского м-ря с изложением подвижнич. жития начальника оного преп. Антония”, составлено иеромон. Иоанном, С.-Пб., 1861 г.; 1874 г., изд. 5-ое; 1888 года, изд. 8-ое; “Тихвинские монастыри”, изд. 1854 г., 101–110; “Ист. Росс. Иер.”, III, 630; IV, 71; Ратшин, 387, 403; “Словарь ист. о свят. в России”, 34; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Внутр. Д., 1841 г., отд. I, 47; “Крат. ист. опис. свят. Новгор.”, 67; “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, отд. II, 61; “Акты истор.”, V, 214; “Опис. монаст.”, 1817 г., 40; “Остр. Валаам и тамош. мон.”, 30; “Олонец. губ. вед.”, 1850 г., 42 (Список с писцовых книг о вочтин. Антонова мон., в Никольском Оштинском погосте); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1848 г, 84 (пожертв. земля); “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 28 (ист. памятн.: сказано, что основ. в XII ст., без доказательств); 1858 г., 41 (по духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьею Алекс. отказано в м-рь ко Антонию что на дымях 5 руб.); “Пут., по св. мест. Русск.”, II, 354; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 32; Толстой “Книга глагол.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

П.- автор, переводчик и редактор мн. книг духовного содержания, выходивших в ФПЦ. Наиболее известны его сочинения «Как мы веруем» (в 1955 краткий вариант, в 1978 - расширенный; издание на рус. языке: К., 2003) и «Пир веры» (1986), которые были переведены более чем на 10 языков, включая корейский и китайский. Также П. принадлежат учебник «Православное преподавание Закона Божьего» (1943), сочинения «О призвании Православной Церкви и ее членов» (1945), «Да будет одно стадо и один пастырь» (1951), «Молитва перед иконой» (1982). Им были переведены на фин. язык Акафист Пресв. Богородице (1937), Валаамский трехканонник (1938), сочинения духовного содержания: свт. Феофана Затворника «Преуспеваешь ли ты в молитвенной жизни: Четыре поучения о молитве» (1938), а также «Плодородные сады пустыни» (Древний патерик) (1954, 1978), «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» (1977, 1983), «Письма валаамского старца» (19782). Также П. был редактором первых 5 выпусков издаваемого Валаамским мон-рем ж. «Kilvoittelija» (Подвижник) (1937-1938), неск. выпусков «Православной книги пения» (1944, 1948, 1951). В 1988 г. при участии П. были выпущены 3 кассеты духовного содержания «Молись с нами», часть текстов П. зачитал сам. П. аранжировал и издал мн. духовные певч. произведения, среди них «Литургия в духе древних напевов» А. А. Архангельского (1941). Составил нотный сб. «Muoviliturgia» (Пластмассовая литургия, 1964), названный так по его пластиковой обложке. Мн. напевы песнопений были упрощены, что должно было дать возможность прихожанам активнее участвовать в богослужениях, особое значение придавалось Евхаристии. Такой вариант служения стали называть в ФПЦ «Литургией Павла». В 1970 г. П. составил сборник песнопений литургии «Евхаристия», в котором ряд произведений был создан на основе знаменных северороссийских и визант. распевов, бóльшая часть - на основе обихода Валаамского мон-ря. Помимо литургической П. писал и духовную музыку: гимн правосл. фин. молодежи «Nouse, nuori ortodoksi» (Поднимайся, православная молодежь), «Siirtoväen rukous» (Молитва переселенцев), «Korkeuksiin katsahda» (Посмотри в высоты) и др. П. является автором мн. статей, касающихся в основном Валаамского и Нововалаамского мон-рей и посвященных церковной музыке.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

свят.», 357; Козловский, “Взгляд на истор. Костромы», 55, 64, 143; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.», 330; “Словарь ист. о свят.», 223; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 23 (с рыбаков Галиц. оз. назначена была в мон. 20-ая доля рыбы); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1858 г., 12 (пожертв. 2 мельницы); Строев, “Спис. иер. и наст.», 862, 9; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 202, 376; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 86 (Патриарш. гр. 1655 г. о высылке лошадей в Москву), 285 (Патриар. гр. 1685 г. архим. Сильвестру о действ. к охранению выгод духовенства, по случаю общей переп. и межев.); “Акты истор.», III, 45 (Гр. 1614 г. царицы старицы Дарьи Алексеев. игум. Боголепу об отдаче починков Истомина и Притыкина); “Дополн. к Акт. истор.», X, 64 (Дело 1683 г. о назначении воеводы; стр. 221, на челобитной подписался архим. Селивестр); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 27); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.443 душ. крест.); “Полн. собр. лет.», VI, 238 (в 1488 г. из м-ря вышел галичанин, напророчив. пожар в Москве); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 700 двор. крест.); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 226, 7 (грам. 1646 г. патриар. Иосифа архим. м-ря Кириллу о совершении молебнов о даровании победы над врагами); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 477 (в Рязани, в церкви Вознесения Долгошеи сохранилось евангелие, вклад 1681 г. архим. м-ря Сильвестра, который был там диаконом). 1035. Палеостровский – Рождественский – Богородицкий, мужской, заштатный (с 1764 г.), Олонецкой губ., Петрозаводского у., в 160 вер. к юго-вост. от Петрозаводска, в Онежском оз., на остр. Палье. Основан, как полагают, в XII ст. преп. Корнилием, уроженцем Псковским, подвизавшимся некоторое время в Валаамском м-ре, но ради уединения удалившимся сюда, прельстясь красотою местности. Первое же письменное свидетельство о существовании м-ря относится к 1391 г. и упоминается в межевой записи Юрьева м-ря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 7.03.1884 с. Сурушино Новоторжского у. Тверской губ.- 19.08.1937, Москва), прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу. 18 янв. 1908 г. поступил в Валаамский мон-рь , 19 окт. 1911 г. зачислен в послушники, в 1913 г. являлся заведующим архиерейскими комнатами Валаамского мон-ря в Финляндии, пользовался уважением архиеп. Финляндского, впосл. митр. Сергия (Страгородского) , 21 февр. 1914 г. пострижен в мантию с именем А. Послушание проходил на монастырском подворье в Петрограде при иконно-книжной лавке, с 1917 г. жил на Валаамском подворье в Москве. С 1921 г. до своего ареста являлся келейником митр. Сергия. 24 апр. 1921 г. А. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, через нек-рое время возведен митр. Сергием в сан игумена; служил в храме подмосковного с. Измайлова (ныне в черте Москвы). 26 июня 1937 г. А. был арестован по обвинению в террористической агитации и оказании материальной помощи духовенству, находившемуся в заключении за антисоветскую деятельность, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. А. отклонил обвинение в антисоветской деятельности, признав, что действительно оказывал помощь находившемуся в заключении духовенству. Расстрелян по приговору от 19 авг. 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Имя А. внесено в календарь постановлением Свящ. Синода РПЦ от 27-28 февр. 2001 г. Арх.: Архив Валаамского мон-ря. Ф. 3. Оп. 5. Д. 21 за 1910 г.; Оп. 8 [послужной список за 1917-1918 гг.]; ЦА ФСБ РФ. Арх. Р-11471. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/76848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРОН Прп. Марон Сирийский. Икона. 1-я пол. XIX в. (Преображенский собор Ново-Валаамского мон-ря, Финляндия) Прп. Марон Сирийский. Икона. 1-я пол. XIX в. (Преображенский собор Ново-Валаамского мон-ря, Финляндия) [Марун, Марой; греч. Μρων; сир.  ] († ок. 410), прп. Сирийский, пустынник, чудотворец (пам. 14 февр.; пам. зап. 9 февр.). Единственный источник сведений о подвижнике - свидетельство Феодорита , еп. Кирского, в «Истории боголюбцев» ( Theodoret. Hist. rel. 16//PG. 82. Col. 1417-1420). Согласно этому тексту, М. жил в Апамее в окрестностях г. Кирр. Год его рождения и точный возраст на момент кончины неизвестны. Имея духовное призвание к подвижнической жизни, М. отправился на вершину горы, где раньше было языческое капище, освятил своими молитвами это место, построил там шалаш, в к-рый изредка заходил для отдыха, и подвизался в строгом воздержании. Господь даровал преподобному дар целительства, поэтому слух о подвижнике быстро разлетелся по округе, а позже достиг и отдаленных областей. К М. стекалось огромное количество больных и одержимых бесами, и каждый получал исцеление через молитву подвижника. Он врачевал не только тела (Феодорит упоминает исцеления от горячки), но и души, помогая избавиться от страстей: от гнева, невоздержания, лени и т. п. У святого было много учеников, усвоивших его добродетельный образ жизни, одним из них был, напр., прп. Иаков Отшельник (пам. 26 нояб.; пам. греч. 21 февр., 26 нояб.). После долгих лет подвижнической жизни М. заболел и вскоре предал дух Господу. Сразу после кончины начались конфликты между жителями близлежащих сел из-за того, где будут находиться мощи М. Представители самого большого села захватили тело преподобного и похоронили его в специально построенной для упокоения его мощей церкви. Прп. Марон Сирийский. Литография. 1903 г. Прп. Марон Сирийский. Литография. 1903 г. Позже, вероятно, вокруг этого храма возникла монашеская обитель, достигшая такого значения и процветания, что ее игумен считался старшим над всеми настоятелями мон-рей в пров.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

В 1893 г. по инициативе Приамурского ген.-губернатора С. М. Духовского (1838-1901), поддержанной имп. Александром III Александровичем и митр. С.-Петербургским и Ладожским Палладием (Писаревым-Раевым) , в Приамурском крае предполагалось устроение муж. общежительного мон-ря. Для этого был приглашен опытный афонский подвижник мон. (впосл. схиигумен) Алексий (Осколков; 1834-1919), двоюродный брат ген.-губернатора Духовского. После рукоположения во иерея 27 сент. 1893 г. иером. Алексий с поручением «быть благовестником слова Божия в отдаленном крае» прибыл в Камчатскую епархию. По благословению еп. Макария (Дарского; † 1897) иером. Алексий обследовал окрестности Хабаровска - «амурские дебри». Местом для строительства обители он выбрал живописные берега Петропавловского оз., в 40 верстах от Хабаровска вниз по р. Амур. Сохранился план-чертеж местности, составленный 10 окт. 1893 г. иером. Алексием после посещения Петропавловского оз. (РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Л. 142 об.). 25 мая 1894 г. Синод направил иером. Алексия в Иерусалим и на Афон для приглашения иноков на Дальн. Восток России. Но святогорцы, подарив для буд. обители различные реликвии (в т. ч. частицы Креста Господня и мощей святых), отказались прибыть в Приамурский край. Тогда иером. Алексий обратился к архиеп. Финляндскому Антонию (Вадковскому) и валаамскому игум. Гавриилу (Гаврилову) с просьбой направить для Приамурского мон-ря монахов с Валаама. Впосл. ими стали иеромонахи Сергий (Озеров; 1867-1937) и Герман (Богданов; 1864-1938). Иером. Алексий собирал пожертвования, решал имущественные и земельные вопросы в столичных ведомствах, заручившись поддержкой влиятельных лиц. 26 окт.- 1 нояб. 1894 г. Синод учредил «в пределах Камчатской епархии, близ озера Петропавловского, в 40 верстах от города Хабаровска» заштатный мон-рь «с таким числом братий, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства»; настоятелем был назначен иером. Алексий с возведением в сан игумена (Церк. Вед. 1894. 46. С. 371). Мон-рь учреждался с целью «религиозно-просветительской деятельности в отдаленной Приамурской области и духовно-нравственного воздействия на ее население, где значительную часть составляют инородцы и иноверцы». Однако, когда в 1894 г. игум. Алексий вновь прибыл на берег озера, то обнаружил, что он затоплен разлившимися водами. Тогда в 1895 г. он убедил администрацию губернии основать мон-рь в Южно-Уссурийском крае (см. Уссурийский во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ).

http://pravenc.ru/text/2580446.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010