Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА II (Антонов Кирилл; 1749, с. Гвинтовое Путивльского у. Севской пров. Белгородской губ.- 19.05.1816, Валаамский в честь Преображения Господня мон-рь), иеросхим., ученик прп. Паисия (Величковского) . Происходил из малороссийских дворян. О жизни в миру сведений нет. В 1790 г. прибыл в Молдавию, в 1793 г. пострижен в схиму архимандритом Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря Паисием (Величковским). По возвращении в Россию в 1802 г. был определен в Чёлнский в честь Преображения Господня мон-рь Трубчевского у. Орловской губ. 10 окт. 1804 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 15 окт. того же года - во иерея. 19 авг. 1805 г. К. по собственному прошению был переведен в Белобережскую брянскую пустынь вместе со схим. Феодором (Пользиковым; † 1822), также учеником прп. Паисия. В этой обители, управляемой иером. Леонидом (см. ст. Лев (Леонид) (Наголкин) , прп. Оптинский), К. проходил «послушание при церкви в служении и клиросной должности» (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 34. Л. 45 об.). Иером. Леонид убедил К. принять на себя послушание 2-го духовника обители. Современники свидетельствовали, что он отличался «великим трезвением и совершенным нестяжанием». С 1806 по 1811 г. К. подвизался в 2 верстах от Белобережской пуст. в лесной келье, построенной для тяжелобольного схим. Феодора, где вместе с прп. Леонидом ухаживал за ним. Но популярность среди паломников, ищущих духовного окормления у К., а также раздражение настоятеля Белобережской пуст. Мелхиседека и светского начальства вынудили пустынников искать др. место жительства. В 1811 г. К. заболел, вместе с иером. Леонидом перешел в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь с июля 1811 г. проживал во Всехсвятском скиту обители, в 1812 г. к ним присоединился и схим. Феодор. Здесь К. нес чередное послушание - священнослужение и клиросное пение в скитском храме. Годы, проведенные на Валааме, называют лучшими в духовной жизни К. и его спутников.

http://pravenc.ru/text/1841301.html

В соответствии с манифестом «О разделении духовных имений» от 26 февр. 1764 г. в С.-Петербургскую епархию были переданы с округой города Нов. Ладога (20 церквей, староладожский Успенский жен. мон-рь 3-го класса) и Кексгольм (6 церквей, заштатные Валаамский и Коневский мон-ри), в результате чего прекратило свое существование Кексгольмское и Ладожское вик-ство. В Новгородской епархии остались «Новгород с уездом, Великие Луки с заказом, Старая Русь [Русса], Порхов пригородок, Бежецкий верх, за исключением Есеницкого заказу (впосл. Весьегонский уезд.- А. Г.)» с 1005 храмами (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. С. 40). Церкви и мон-ри Олонецкого и Каргопольского уездов перешли в ведение епископов полусамостоятельного Олонецкого и Каргопольского викариатства , которые проживали в большом отдалении от Новгорода - в Александровом Свирском мон-ре. В июне 1764 г. к Тверской епархии отошел Торжок с уездом (71 церковь и мон-ри 2-го класса Борисоглебский и девичий Воскресенский). Новгородская епархия была отнесена к 1-му классу (с содержанием от казны и новгородского Софийского собора со всеми священно- и церковнослужителями). Лучшие 29 мон-рей епархии были распределены по 3 классам и приняты на гос. обеспечение (в связи с изменением епархиальных границ их число впосл. менялось). Сверх штатов, «на своем от подаяния или от земель с угодьи содержании», разрешалось сохранить еще 10 мон-рей и пустыней (через 30 лет, в новых границах епархии, их было 5). Остальные были закрыты с переводом монашествующих (где они имелись) в штатные обители, а монастырские храмы обращены в приходские или приписные. По штатам в Новгородской епархии (в границах на нач. 1764) в 1-м классе было положено 3 муж. монастыря (Юрьев, Хутынский, Валдайский Иверский), во 2-м - 13 (7 мужских: новгородский Антониев, Вяжищский Николаевский, новоторжский Борисоглебский, тихвинский Большой Успенский, бежецкий Николаевский Антониев, Троицкий Александров Свирский, каргопольский Крестный; 6 женских: новгородские Десятинный, Евфимиев, Зверин, Сырков, тихвинский Введенский, новоторжский Воскресенский), в 3-м - 13 (10 мужских: новгородский Духов, Деревяницкий Воскресенский, Малокириллов, Сковородский, Клопский, Отенский, старорусский Преображенский, великолукский Троице-Сергиев, устюженский Николаевский Моденский, каргопольский Александров Ошевенский; 3 женских: новгородский Сокольницкий, великолукский Вознесенский и каргопольский Успенский). В каждом из монастырей 1-го класса учреждалась больница на 5 чел. Муж. монастыри 2-го и 3-го класса получали из казны значительно большую сумму, чем женские (монастыри 2-го класса - соответственно по 1311 р. 90 к. и 475 р. 80 к., 3-го - по 806 р. 30 к. и 375 р. 60 к.; ПСЗ. Т. 16. 12060). Мон-ри 1-3-го класса Новгородской епархии составили 12,8% от всех штатных мон-рей Великороссии (226).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 1397 г. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и др. мастера. М. имел подворье в Московском Кремле, а также в ряде др. рус. городов. Размах хозяйственной деятельности М. был так велик, что он не раз помогал гос-ву денежными средствами и имуществом. М. стал центром монашеской жизни на землях Русского Севера. По инициативе настоятеля Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иринарха в 1715 г. Петр I издал указ о возобновлении Валаамского мон-ря (см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь ). С 1716 по 1736 г. обитель была приписана к Кириллову Белозерскому мон-рю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии. На протяжении неск. лет - с 1604 по 1612 г.- М. регулярно оказывали гос-ву денежную и военную помощь. С 1604 г. М. стали поставлять в царское войско ратников в полном обмундировании, а при отсутствии таковых платили по 15 р. за каждого солдата. В 1609 г. кн. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский испытывал острую нужду в воинах и денежных средствах, к-рые были необходимы для оплаты наемного швед. войска. Не имея выбора, Скопин-Шуйский описал бедственное положение своей армии, истощенной постоянными стычками с поляками, в письмах Соловецкому в честь Преображения Господня монастырю , Трифонову Печенгскому Свято-Троицкому монастырю, устюжскому во имя архангела Михаила , Спасо-Прилуцкому (см. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь ) М., которые незамедлительно снабдили его деньгами. Женские М. часто создавались как приписные к мужским. Таковы были Иоанновский Емецкий (примерно в 180 км от совр. Архангельска), который зависел от Антониева Сийского монастыря; Солотчинский Зачатейский (св. Анны) в 22,5 км от Рязани, основан в XIV в., по описи 1628 г., в нем было 7 келий и 8 черноризец, кормившихся от Большого Солотчинского мужского мон-ря; Успенский Богородицкий (упом. в 1561) - приписной к Троице-Сергиевому мон-рю; Николаевский на Валухе вблизи Спасо-Прилуцкого мон-ря, в 1623-1648 гг. зависел от муж. М., но имел свою игумению, в списках приказных дел 1666 г. указывается, что монахинь Николаевского мон-ря власти Спасо-Прилуцкого мон-ря поят и кормят и одевают, но при этом вклады женщин, желающих постричься, вносились в Спасо-Прилуцкий мон-рь ( Емченко. 2002. С. 257).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 450-454; Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 38-40; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 19-21; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68; Строев. Списки иерархов. Стб. 997-998; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 316-317; Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//Олонецкие ЕВ. 1899. 2. С. 26; Зверинский. Т. 1. С. 109. 95; Т. 2. С. 259. 1035; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По житиям святых. М., 1966. С. 59-60; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 94-95; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Понырко Н. В. Житие Корнилия Палеостровского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 368-369; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 6, 9-10, 19; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399. 198; С. 453. 226; Т. 2. С. 150. 285; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 214-218, 223-226; Ратшин. Мон-ри. 2000. С. 378-379; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья//Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны/Ред.: А. С. Герд, Г. С. Лебедев. СПб., 2001. С. 326; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 61-62; Олонецкая епархия: Страницы истории/Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 101-104, 188; Буланин Д. М. Библиогр. дополнения//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 707; Кожевникова Ю. Н. Заштатные мон-ри Карелии: Результаты и последствия секуляризационной реформы 1764 г. (На примере Палеостровского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря)//Кижский вестн. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С. 31-45; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Святые Новгородской земли, или История Святой Сев. Руси в ликах X-XVIII вв./Ред.: иером. Сергий (Логаш). Новг., 2006. Т. 1. С. 513-515; Савинова Л. И. Палеостровский мон-рь: История, значение и память//Краеведческие чт.-2007: Мат-лы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И. А. Федосовой (21 апр. 2007 г., Медвежьегорск). Петрозаводск, 2007. С. 66-71; Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрьегорский)//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 251-269.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

В нач. 90-х гг. XX в. были образованы правосл. издательства и типографии при Даниловом, Сретенском монастырях, Троице-Сергиевой лавре (ТСЛ), МДА и ПСТГУ, «Софрино», издательства «Благовест», «Отчий дом», «Паломник» и др. Если в 90-х гг. большую часть издаваемых книг составляли репринты дореволюционных и эмигрантских изданий, то с нач. 2000-х гг. увеличился выпуск совр. изданий по богословию, истории Церкви, патрологии, посвященных новомученикам и т. д. В 1990 г. по инициативе наместника Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря игум. Андроника (Трубачёва) открылось издательство Валаамского мон-ря, осуществившее в 1993-1997 гг. к 850-летию Москвы публикацию фундаментальной «Истории Русской Церкви» на основе труда митр. Макария (Булгакова). Указом патриарха Алексия II от 10 сент. 1996 г. на базе издательства Валаамского монастыря был создан Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 10 окт. того же года Синод одобрил проект издания многотомной «Православной энциклопедии», в 2000 г. вышел неалфавитный том «Русская Православная Церковь», к сент. 2017 г. издано 46 алфавитных томов. Среди др. значительных издательских проектов - серия «Материалы по истории Церкви» (58 т., 1992-2016, Об-во любителей церковной истории и издательство Крутицкого подворья), Документы Священного Собора Православной Российской Церкви (5 т., 2012-2015, Новоспасский мон-рь), Свт. Филарет Московский. Творения: Слова и речи (5 т., 2003-2008, Новоспасский мон-рь), труды св. отцов («Добротолюбие» (5 т., 1992), творения свт. Василия Великого (5 т., 1991-1995), Григория Богослова (2 т., 1993), прп. Максима Грека (3 т., 1996) и др.), выпущенные в изд-ве ТСЛ, фундаментальная серия «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви» и справочно-биографическое издание «За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956», издаваемые ПСТГУ, там же осуществляется многотомное научное издание памятников богословской мысли в серии «Русская богословская библиотека». Издательство Сретенского монастыря публикует наследие иерархов-священномучеников ХХ в. ( Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: В 3 т. (2004), Андроник (Никольский), сщмч. «Пишу от избытка скорбящего сердца»: Сб. писем (2007) и др.). Издательство Московского Патриархата готовит публикации документов Русской Православной Церкви, Деяний Архиерейских Соборов.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) По-видимому, в связи с преданием о постриге К. в Валаамском мон-ре образ преподобного занимает важное место на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Финляндии. Судя по надписям на них, этот извод был разработан художниками мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или иконописцами Валаамского мон-ря. Икона большого размера находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители, напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121); в наст. время установлена в домовом храме Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. К. изображен во 2-м ряду старцем с окладистой, слегка раздвоенной бородой; у него высокий лоб с залысинами, взор устремлен вверх; слева его ученик прп. Авраамий; на нимбе надпись: «с. Kophuлiй палеостровск.». С небольшими отличиями в облике К. показан и на 2 иконах-пядницах с аналогичной композицией, подписанных как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь). Избранные Карельские святые, предстоящие образу Преображения Господня (престольный праздник Валаамской обители), изображены также на происходящей с Валаама иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь; см.: АФВМ. Bd: 15. Л. 29-29 об. 691). К. написан 1-м в правой группе с поднятыми в молении руками (левая развернута ладонью наружу) в рясе красноватого цвета и мантии, схимнический куколь лежит на плечах. В пространной надписи на обороте иконы изложена история ее бытования: она была написана в Одессе и прислана в дар игум. Дамаскину (Кононову) , к-рый в 1873 г. благословил передать ее бывш. эконому мон-ря схим. Алексию (тогда мон. Анатолию (Половневу)), а в 1903 г. по просьбе последнего образ был установлен в храме на валаамском игуменском кладбище. На иконе Карельских чудотворцев кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) К.- седовласый старец-схимник без куколя с сомкнутыми на груди руками (в правой - свиток), стоящий в центре левой группы. В совр. иконописи К. в составе Собора Карельских святых изображен на иконе кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Изд. посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). Палеостровские преподобные, написанные в левой части 3-го ряда, предстают как основатели обители; К. указывает на модель Палеостровского мон-ря в руках прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

демонстративно восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Родышевского), 8 лет находившегося в заключении. Из консистории был уволен ее старший член, архим. Антоний, назначенный еще архиеп. Феофаном, его перевели из Антониева мон-ря в Деревяницкий, а позднее в Вяжищский мон-рь. Архиепископ лично рассматривал «экстракты» Тайной канцелярии, чтобы убедиться в их юридической несостоятельности и отсутствии проступков, препятствовавших возвращению священства. Влиянию Амвросия приписывается принятие указа от 23 окт. 1740 г. об общей амнистии. Один из архиереев, восстановленных в архиерейском сане после смерти имп. Анны Иоанновны,- архиеп. Варлаам (Вонатович) - провел последние 10 лет жизни (1741-1751) в Новгородской епархии. Возвратили монашество и нек-рым из расстриженных монахов. Архиеп. Амвросий вызвал в епархию мн. выпускников Киевской академии, среди них наиболее деятельными были Дамаскин (Аскаронский), Иоасаф (Миткевич) , Парфений (Сопковский) , свт. Павел (Конюскевич) . Они прослужили в епархии по 15-17 лет и стали епископами, причем еп. Парфений начал архиерейское служение в 1759-1761 гг. в сане епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В 1741 г. архиеп. Амвросий избрал в настоятели Клопского монастыря валаамского иером. Сильвестра, в 1744 г. перевел его в тихвинский Большой Успенский мон-рь. Преемником Амвросия на кафедре стал архим. Стефан (Калиновский; 1745-1753). В отличие от своих предшественников в 1747 и 1751 гг. он по году пребывал в Новгородской епархии, последние месяцы жизни также провел в Новгороде. В нач. 1747 г. паломничество в тихвинский Большой Успенский и Зеленецкий мон-ри совершили члены имп. фамилии (имп. Елизавета Петровна, вел. кн. Петр Феодорович и его супруга, вел. кнг. Екатерина Алексеевна). В Зеленецком мон-ре императрица совершила церковное прославление основателя мон-ря, прп. Мартирия , повелев «отставить панихиды» и править ему службу по общей Минее ( Никодим [(Кононов]) , иером . Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С.-Петербургской епархии, XIV-XVII веков.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В иконописи XX в. образ И. (в группе Олонецких чудотворцев, без куколя) был введен в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. Святой представлен с непокрытой головой и с развернутым свитком в руках под 22 сент. на одном из подготовительных рисунков мон. Иулиании к лицевым святцам русских святых (1959-1962, частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 37). В совр. произведениях иконописи И. изображается в схиме, как в куколе, так и с непокрытой головой, с благословляющей десницей и с игуменским жезлом в левой руке, иногда с посохом, Евангелием и четками в руках (чтимый образ, написанный в 2004, находится в ц. во имя Ионы в пос. Кварцитном). Существуют ростовые и поясные образы, извод с фигурой преподобного в коленопреклоненном молении перед образом Богоматери с Младенцем (2008, храм в пос. Кварцитном). Одна из первых икон написана по фотографии утраченного образа в 2001 г. на средства Спасо-Рождественского прихода с. Шелтозера на подворье Валаамского мон-ря в С.-Петербурге. Иконы И. находятся в Ионо-Яшезерском Благовещенском мон-ре и на его подворье в ц. Рождества Христова в с. Шелтозере, в домовой ц. во имя Ионы в Шокше. На иконе «Собор Карельских святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Издание посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) И. представлен во 2-м ряду крайним справа, в округлом куколе, со свитком в левой руке (надпись: «Св. Иона Яшезерский»). Создана житийная иконография преподобного: иконы нач. XXI в. (подворье Ионо-Яшезерского мон-ря в с. Шелтозере) и 2008 г. (Ионо-Яшезерский мон-рь). Разработка житийных клейм на иконе нач. XXI в. принадлежит наместнику Ионо-Яшезерского мон-ря игум. Досифею (Ларионову). В состав клейм вошли следующие сюжеты: И. приходит в Свирский мон-рь к прп. Александру Свирскому; прп. Александр Свирский совершает постриг И.; прп. Александр Свирский благословляет И. на пустынничество; И. поселяется на Яшезере и ставит крест на месте буд. пустыни; к И. приходят первые насельники; И. с братией строят ц. Благовещения Пресв. Богородицы; И. ископал канал и соединил озера Яшезеро и Сенное; Господь возвещает И. о скорой кончине; И. удаляется в пещеру; преставление И.; братия переносит тело И. в обитель; погребение И. На нек-рых совр. иконах И. изображен вместе с др. Карельскими чудотворцами, в частности с прп. Александром Свирским, под образом Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/578262.html

Д. справедливо называют «строителем Валаама». В самом Валаамском мон-ре при нем были возведены каменная 2-этажная гостиница (1852), странноприимный дом (1856), водопроводный дом с мастерскими и хозяйственными службами (1863), работный и конюшенный дома (1871), ц. во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (1876), а также заготовлены материалы для постройки нового собора. Вокруг монастыря при Д. построены каменная рига с 2 сушильными печами и обширным гумном с молотильной машиной, скудельный (гончарный), кирпичный и смолевой заводы. В г. Сердоболе (ныне Сортавала) было устроено монастырское подворье (1858), на острове поставлено 18 часовен и 10 поклонных крестов. При Д. мон-рю были пожертвованы доходные дома в Москве и в Новгороде, приобретены в собственность мон-ря и утверждены указом имп. Александра II (28 авг. 1878) о-ва Сюскюянсаари (св. Германа), Пуутсаари (св. Сергия), Воссинансаари (Вощаной, с кон. XIX в.- Тихвинский), Ялаянсаари (Мигорка), Мёкериккё (Елай). Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) При Д. на Валааме получили развитие садоводство и огородничество, заложены сады Средний с 97 сортами яблонь и Нижний (Гавриловский), неск. садов в скитах. В 1861 г. в С.-Петербурге на осенней выставке плодов и овощей мон-рь был награжден большой и малой серебряными медалями. Всего при Д. за успехи в садоводстве и огородничестве обитель получила 10 больших и малых серебряных медалей. На острове было создано неск. питомников редких для Севера видов деревьев (дуб, каштан, лесной орех, вяз, тополь серебристый и бальзамический), а также декоративных видов кустарников (чубушник, сирень). Впосл. саженцы этих растений высаживались по всему острову в виде аллей. На острове, в т. ч. к местам рыбных промыслов, были проложены удобные дороги. При Д. были организованы метеорологические (с 1845) и уровнемерные (с 1850) наблюдения, измерение малых озер Валаама, устроен футшток (1859), осуществлялась поддержка экспедиционных работ (1858-1864) Гидрографического деп. Морского мин-ва.

http://pravenc.ru/text/168712.html

В 1893 г. по инициативе Приамурского ген.-губернатора С. М. Духовского (1838-1901), поддержанной имп. Александром III Александровичем и митр. С.-Петербургским и Ладожским Палладием (Писаревым-Раевым) , в Приамурском крае предполагалось устроение муж. общежительного мон-ря. Для этого был приглашен опытный афонский подвижник мон. (впосл. схиигумен) Алексий (Осколков; 1834-1919), двоюродный брат ген.-губернатора Духовского. После рукоположения во иерея 27 сент. 1893 г. иером. Алексий с поручением «быть благовестником слова Божия в отдаленном крае» прибыл в Камчатскую епархию. По благословению еп. Макария (Дарского; † 1897) иером. Алексий обследовал окрестности Хабаровска - «амурские дебри». Местом для строительства обители он выбрал живописные берега Петропавловского оз., в 40 верстах от Хабаровска вниз по р. Амур. Сохранился план-чертеж местности, составленный 10 окт. 1893 г. иером. Алексием после посещения Петропавловского оз. (РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Л. 142 об.). 25 мая 1894 г. Синод направил иером. Алексия в Иерусалим и на Афон для приглашения иноков на Дальн. Восток России. Но святогорцы, подарив для буд. обители различные реликвии (в т. ч. частицы Креста Господня и мощей святых), отказались прибыть в Приамурский край. Тогда иером. Алексий обратился к архиеп. Финляндскому Антонию (Вадковскому) и валаамскому игум. Гавриилу (Гаврилову) с просьбой направить для Приамурского мон-ря монахов с Валаама. Впосл. ими стали иеромонахи Сергий (Озеров; 1867-1937) и Герман (Богданов; 1864-1938). Иером. Алексий собирал пожертвования, решал имущественные и земельные вопросы в столичных ведомствах, заручившись поддержкой влиятельных лиц. 26 окт.- 1 нояб. 1894 г. Синод учредил «в пределах Камчатской епархии, близ озера Петропавловского, в 40 верстах от города Хабаровска» заштатный мон-рь «с таким числом братий, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства»; настоятелем был назначен иером. Алексий с возведением в сан игумена (Церк. Вед. 1894. 46. С. 371). Мон-рь учреждался с целью «религиозно-просветительской деятельности в отдаленной Приамурской области и духовно-нравственного воздействия на ее население, где значительную часть составляют инородцы и иноверцы». Однако, когда в 1894 г. игум. Алексий вновь прибыл на берег озера, то обнаружил, что он затоплен разлившимися водами. Тогда в 1895 г. он убедил администрацию губернии основать мон-рь в Южно-Уссурийском крае (см. Уссурийский во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ).

http://pravenc.ru/text/2580446.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010