Образ страждущего Мессии, покрытого ранами и обагренного Своею кровию, взят от топтавшего в точиле виноград. Своими ранами и Своею кровию Он поражал Своих врагов, как это мы уже показали выше. И чем больше враги наносили Ему ран, чем больше обагрялся Своею кровию, тем сильнее и решительнее Он поражал их. И в этом поражении врагов никто Ему не помогал. Отсюда гнев и ярость Его в этом поражении врагов означает и выражает Его ненависть к врагам – диаволу, греху, смерти, поборниками и выразителями которых были распинатели Евреи. В Евангелии мы видим, что и Сам Христос, и Евангелисты часто изображат нам высокими и характерными чертами идеальный вид Спасителя. Призывая к Себе «всех труждающихся и обремененных», Христос обещает дать им " покой», с тем, чтобы они научились от Него «кротости и смирению», воплотили в себе Его образ совершеннейшей духовной красоты: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:28, 29 ). Он, кроткий и смиренный, покорный воле Отца Небесного ( Ин. 4:34, 6:38 ; Мф. 26:42 ; Лк. 22:42 ), «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих», в защиту Себя от врагов ( Ис. 53:7 ; Ин. 1:29, 36 ), и Своею кротостию и смирением, Своею покорностию определению Отца Небесного, Он отпечатлевал Свой совершеннейший образ и на всех приходивших к Нему поучиться. В Назаретской синагоге Он Сам приложил к Себе слова пророка, который за 698 лет до Его рождения яркими чертами изобразил дивный характер Его деятельности, в которой отразилась вся небесная красота Его души и доброго сердца. «Дух Господень на Мне, – сказал Он словами пр. Исаии, – ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк. 4:18, 19 ; Ис. 61:1, 2 ). Своим благовестием, Своими действиями Он нес всем радость и нравственное успокоение; Он раздавал всем узникам греха свободу, несчастным больным – выздоровление, слепым прозрение, а всем нищим радостное благовестие о наступлении благоприятного лета Господня. И это не на словах обещал, но давал самым делом. А потому, какая благость, какая любовь, какая радость сияла на Его лице, когда Он являлся раздаятелем этих благ небесных всем страждущим и скорбящим в жизни, всем несчастным мира! А эта радость благодеяний придавала лицу Его неизреченную красоту небесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Впрочем, все в мире сем скоропроходно: как радости, так и скорби не долговременны. Несносны нам кажутся злострадания, когда они тяготят нас и даже когда наступают на нас, но когда пройдут, тогда обнимет душу великая радость. «Радости, которые подаются после великих скорбей, бывают, – по словам Макария Египетского , – воистину неизреченны». «Благо мне, что я пострадал» ( Пс.118:71 ), – говорил и пророк Давид. Также и апостолы, при виде наступающих скорбей, когда шли за Господом, идущим на вольное страдание, «ужасались, – сказано, – и следуя за Ним, были в страхе» ( Мк.10:32 ); но когда в синедрионе, запрещая им проповедовать о Христе, били их, тогда «пошли из синедриона, радуясь, – сказано опять, – что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» ( Деян.5:41 ). Как верны слова Господа, которые Он сказал ученикам: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:20, 22 ). Даже и самые бесчестные наказания не в силах были разрушить их сердечную радость! Так говорил о себе апостол Павел: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор.12:10 ). И не одни апостолы, но все последователи Христовы среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью ( 2Кор.8:2 ). Потому и Господь назвал блаженными нищих духом, плачущих, изгнанных правды ради; и хотя для мира, привыкшего измерять свое блаженство одними чувственными благами, весьма странным кажется находить блаженство в нищете и злострадании, притеснении и в обидах; но верный в слове Господь действительно блаженными соделывает всех, кто терпит ради Царствия Его озлобления в жизни сей. «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, – писал ап. Павел, – мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; низлагаемы, но не погибаем. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» ( 2Кор.4:8–9, 17–18 ). Потому все, у которых очи отверсты и видят «неизвестная и тайная», для сынов века сего, охотно терпят скорби и не унывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

То радость весны, ибо Дева была, действительно, весной для человечества, то похвала милующей любви Ея, – вот что звучит во многих из этих имен. «Благодатное небо», «Благоуханный цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих радость», «Милующая», «Живоносный источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная радость», «Услышательница», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». 18 И всего этого, этой теплой любви к Царице Небесной и прежде всего Ее любви к нам лишают себя сектанты, считая заслуживающим уважения лишь мнение «правящей корпорации» своей организации. О бессмертии души Иеговисты отвергают существование души и учат, что библейское слово «душа» – это дыхание. Дыхание прекращается, и душа человека перестает существовать. А раз нет души, то нет и бессмертия. Православие учит, что тело человека создано из «праха земного», то есть из материальных элементов. Душою живой человек становится, когда Господь дает ему дух. Таким образом, люди состоят из тела, подверженного тлению, и бессмертной души. Или, по другой классификации, из трех частей: духа, души и тела. Библия свидетельствует о триединстве человеческой природы: Быт.1:27 : «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». (Как Бог есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой, так по этому образу и человек создан тройственным, и состоит из тела, души и духа). 1Фес.5:23 : «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Лк.12:4 : «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать: но скажу вам кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну». Евр.4:12 : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая - так, у каждого свое «православие». Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876-1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь - ты идешь? Нет, она тебя ведет». Поэтому о ма¬моч¬ке - именно за ¬ее терпение, за смирение - в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь. Покров - над семьей - Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией? - Матерь Божия - покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи - существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»... Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо... - Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину? - Пожалуй, теперь чаще - да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова: «...да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт. 27:28-29). Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. - Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Приведем еще таинственное видение пророка Иезекииля. Ему было показано в видении украшение храма: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные украшения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма» ( Иез. 41:17–20 ). Оказавшийся в этом таинственном храме оказывался окруженным резными настенными изображениями пальм с взиравшими на них двуликими херувимами (другие два лика – тельца и орла – не могли быть изображены на плоскости). Это вводило в некий райский пальмовый сад с населявшими его херувимами. Пальма – образ Девы Богородицы, а двуликий херувим – образ Христа, Сына Человеческого и Льва-Царя, Царя Иудейского. Царь и Человек, божественный Соломон, таинственный Жених пришел в «запертый сад» ( Песн. 4:12 ), который суть Пречистая Матерь Его. Там взирает Он на Пальму свою, Возлюбленную Невесту, Деву Пречистую. Что еще говорит святая Песнь Песней о Деве Богоотроковице, Христовой Богоневесте? Дщерь именитая Дева Богородица есть Дщерь именитая (7:2). О том поет святая Церковь : «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт. гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). И кто может изчести имена Пречистой? Вот имена Её: Мария Дева Приснодева Пречистая Пресвятая Пренепорочная Отроковица Богоотроковица Невеста Неневестная Богоневеста Богородица Богоматерь Божия Матерь Владычица Царица Небесная Предстательница Ходатаица Скоропослушница Избавительница Целительница Троеручица Одигитрия (Путеводительница) Блаженное чрево В родах Помощница Млекопитательница Взыскание погибших Всех скорбящих радость Нечаянная радость Умиление Умягчение злых сердец Споручница грешных Спорительница хлебов Тучная Гора Неопалимая Купина Благодатное небо Нерушимая Стена Экономисса Живоносный Источник Благая Вратарница Неувядаемый Цвет

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ученики и, вообще, все последователи Христовы должны быть в мире сем скорбны, во-первых, потому, что здесь нет истинной радости ни для кого: «весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), сказано. А там, где зло, какая может быть радость? Потому и нам нечего ждать от зла, одержащего весь мир, как не скорби и печали. – Как же иные живут в радости, скажешь, или, по крайней мере, не печалятся, живут спокойно? – И об этом предсказал Господь: «мир возрадуется» ( Ин.16:20 ), – говорил Он ученикам Своим; но эта радость кратковременна, ей недолго будет радоваться злой мир. «Мир Мой даю вам, – говорил еще Господь ученикам своим, – не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Так и мир, во зле лежащий, дает свои утешения, свой мир и успокоение сынам века сего, но не такой мир, как «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп.4:7 ), который соблюдает сердца и помышления во Христе Иисусе. Потому и говорит нам Писание: «не любите мира, ни того, что в мире, т.е. утех и благ мирских; ибо кто будет любить мир, в том быть не может любви Божией ( 1Ин.2:15 ). Кто любит мир, во зле лежащий, тот, значит, любит зло, и он о зле радуется, злом утешается; но злые от зла и гибнут: «злых зле погубит Господь» ( Мф.21:41 ). Еще при первом появлении в мире зла Господь сказал первой виновнице его: «умножая умножу печали твои и стоны твои» ( Быт.3:16 ) 8 . Так от начала и доныне, «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим.2:9 ). «Чем кто согрешает, тем и наказывается» ( Прем.11:17 ), – сказано в Писании. Но так как от юности прилежит помышление человека на зло ( Быт.8:21 ), и потому «нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ), то все люди, – от сидящего на престоле и до последнего, лежащего в гное, – преданы злостраданию, скорби и томлению. Ибо «нечестивым же нет мира» ( Ис.48:22 ) 9 , – сказано еще; и вместе со злыми людьми «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). Итак, зачем же ты, брат мой, жалуешься на свои скорби на свою участь, как будто ты один в мире терпишь скорби? Почему не хочешь великодушно перенести злострадания и томления, возложенного на всех грешников? Или ты не в родне с ними, – не причастен греху? Зачем так безрассудно говоришь: почто попущено на меня такое и такое зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Хочешь ли на себе испытать это незримое, но живо ощущаемое Божие благословение? Примирись и ты от всего сердца с тем, кто немил тебе; сам пойди к нему, сам попроси у него прощения, смирись пред ним во имя заповеди Божией, и ты тотчас ощутишь в своем сердце эту радость, этот мир неизреченный, это счастье, выше которого нет счастья на земле. Но, может быть, ты не имеешь врагов? Слава Богу, тогда постарайся хотя сегодня, для Нового года, сделать какое-либо дело доброе, сделать так, чтоб левая рука твоя не знала, что делает правая: помоги бедняку-сироте, посети болящего, утешь скорбящего, сделай то, что совесть твоя подскажет тебе, и ты будешь счастлив на нынешний день для Нового года, и это счастье так будет приятно для души твоей, что ты не захочешь расстаться с ним и назавтра, и на все дни жизни твоей. Только и будешь думать, как бы побольше сделать добра во имя Божией заповеди и осчастливить ближнего, а чрез то и сам будешь счастлив, так счастлив, что и в самых скорбях твоих будешь радоваться, как заповедует апостол Иаков: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна» ( Иак. 1:21 ). Дивно это, непонятно для людей мира сего, но вполне понятно для тех, кто делает добро во имя Божие и верит в благодатную силу добра. В добродетели, в исполнении заповедей Божиих – вот в чем наше счастье, которого никто никогда не может отнять у нас! Оно с нами и на тот свет пойдет! Делай добра побольше, храни свою совесть чистой от греха, слушайся ее почаще, каждый день и каждый час обращайся к Богу, показывай Ему свое сердце, проси Его помощи в исполнении Его святых заповедей, и ты будешь счастлив тем новым, может быть, доселе тебе неизвестным счастьем, которого да сподобит нас Господь на новое лето и на все дни и лета жизни нашей Своей благодатью, молитвами Пречистой Матери Своей и всех святых. Аминь. 752. Христос Спаситель на Иордане Мужи, возлюбленные Христу, и любящие общение и братство! Удостойте и ныне благосклонного вашего внимания мою беседу и, отверзши слух свой, приимите слово мое, и внемлите моей спасительной проповеди о Крещении Иисуса Христа, нисшедшего к нам до такой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вы знаете, мои дорогие, какие чудеса творит Дух Святый в сердцах людей! Ведь многие из святых пришли к вершинам своей святости не от дней младенчества, а пройдя через путь греха и погрязая в этих грехах. Но, повинуясь голосу свыше идти к небу, оставили эти грехи и с помощью Духа Святаго соделались чистыми, святыми и праведными. И в сердцах истинно верующих людей стали произрастать прекрасные, благоухающие духовным ароматом цветы и плоды Духа Святаго, о которых говорит апостол Павел: “…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” ( Гал.5:22-23 ). Дух Святый является в то же время источником утешения для всех скорбящих и унывающих, молящихся Ему любимыми словами нашего верующего сердца: “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… нрииди и вселися в ны…” И но молитвам верующих Дух Святый, ниспосланный нам для нашего научения и утешения, снисходит в сердца верующих людей и помогает нам переносить скорби, болезни и украшаться небесной нетленной красотой. Может быть, кто-либо продолжит свои вопросы, обращенные ко Господу: почему Он не остался с нами, чтобы продолжать научать нас, как надо жить? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим: “В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” ( Ин.14:2-3 ). Для всех, кто верует в Господа, приготовлены места в Небесном Царстве Божием от самой вечности. Но грехи ваши закрыли двери, ведущие в ваше небесное жилище. Я и иду открыть эти двери! Там, у врат Своего Небесного Царства, Он будет ждать бессмертные души всех тех, кто шел, идет и пойдет за своим Господом на земном своем пути. А для научения тому, как надо жить, как надо спасаться для жизни вечной, Он оставил святое евангельское слово, этот неисчерпаемый благодатный кладезь воды живой! Итак, дорогие мои, в свете Вознесения Христова для пас ясен наш земной путь и понятно нашему сердцу, почему Господь вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

И еще один страшный бич, разоряющий все живое от государства до Церкви, и его видел Господь, и устами верного ученика поведал миру — удаляйтесь разделения. В Первом послании к Коринфянам Господь через апостола кротко просит народ Божий: «Умоляю вас, братия... чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но что­бы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10). Это настолько важно, что в другом месте, в Послании к Римлянам, опять и опять апостол умоляет братии остерегаться разделения: «Умо­ляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны... уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и крас­норечием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,17—18). Господь наставляет, предупреждает, остере­гает, умоляет. И надо всем нам усилиться услы­шать слово Божие, ибо верно — нечто совсем страшное для жизни таится в деле разделения. Народ на народ, и царство на царство, и соседи на соседей, и родители на детей, и дети на роди­телей — все восстает, все распадается. Нет еди­нодушия, и иссякает любовь — единственный источник истинного неложного знания. А для тех, кому слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего. Они не поколеблются, но останутся вер­ны и в тяжкую годину испытаний. И слово Божие проведет их сквозь тень и сень смерт­ную. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте муже­ственны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13—14). А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по сло­вам святителя Иоанна Златоуста,— первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгно­вения жизни мира. И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть все­гда припадает к ногам Божией Матери со свои­ми воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь.

http://pravoslavie.ru/1509.html

К сожалению, нельзя сейчас достать этих газет; и потому, вероятно, запись будет неточная; может быть, даже перепутаются и подробности этих явлений. Но совестию свидетельствуем, что сущность совершенно верна. А кто-либо другой впоследствии может исправить невольные ошибки памяти. Между тем, по современным обстоятельствам чрезвычайно важно поведать об этом не знающим и напомнить знавшим. Первое явление было лет двенадцать тому назад, а может быть и менее, или немного более. Я жил тогда в Сербии. Мне прислали сведения о следующем чуде. На юге Франции Божия Матерь явилась молоденькой девушке или девочке (а другое лицо, которое тоже вспоминает теперь об этих явлениях, говорит, что явление было детям, но это совсем не важно, главное, что оно было). И Божия Матерь сказала ей: – Передай людям: Я – покровительница Франции. Но грехи людей так стали велики, что уже никто – ни священники, ни правители – не могут помочь спасти страну. Сын Мой и Мои молитвы уже не принимает. Нужно ждать скорбей. Другой случай был в Бельгии. Приблизительно в 1931 или 1932 году. Близ одного монастыря дети, брат и сестричка его, пасли своих овец или коров. Здесь росло большое дерево. И вдруг маленькие дети явно видят на нем Пресвятую Богоматерь. По простоте и невинности своей и при вере в Нее они не удивились и не испугались явления. Божия Матерь начала им говорить, чтобы они передали духовенству о том, что всем – и самим священникам – нужно очень усердно молиться и каяться в грехах, иначе Бельгии грозит великое несчастие. Дети исполнили приказанное. Тогда со всех сторон начали стекаться к этому месту верующие. Были тут и дети. И Божия Матерь снова (и кажется, не один еще раз) являлась при всех детям и говорила с ними. Дети смотрели наверх и свидетельствовали окружающим, что вот – Божия Матерь тут. И Она говорила с ними, а они передавали зрителям. Последние слушали разговор детей, видели их внимательные лица, устремленные на дерево, но слов Божией Матери не сподобились слышать. Подобным образом происходило и при явлении Господа Иисуса Христа Савлу. «Среди дня на дороге я увидел, государь, – рассказывал потом сам он царю Агриппе и правителю Фесту, – с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» для преследования христиан в Дамаске. И услышал голос Господа Христа: «Савл, Савл! что ты Меня гонишь?... Бывшие со мною свет видели, и пришли в страх.... Все мы упали на землю». Савл отвечал. «Люди... стояли в оцепенении, слыша голос (Савла); но голоса Говорившего (Спасителя) мне – они не слышали и никого не видели». (Ср.: Деян.26:13,14; 22:9; 9:7 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010