Скачать epub pdf Всенощное бдение под перенесение мощей святителя Николая Святитель Николай и Иоанн Богослов – два великих угодника Божия, которые прославились своей любовью и к Богу, и к людям. Их память совершается подряд: вчера праздновали память Иоанна Богослова, а сегодня – святителя Николая, который святой Церковью приравнен к апостолам: каждый четверг богослужение совершается в честь святых апостолов и святителя Николая. Таким образом, духовное значение этого угодника Божия приравнивается к славе апостолов. Святитель Николай, так же как Иоанн Богослов, исполнил Новый Завет , свой завет с Богом, и достиг совершенной любви. И благодаря этой любви он имеет большое дерзновение ко Господу, то есть он дерзает молиться и своей молитвой склоняет промысл Божий. Действительно, когда человек болеет, и мы молимся за него, и он выздоравливает, это понятно и естественно. Но такие великие угодники, как святитель Николай и Иоанн Богослов, могут и мертвых воскрешать. То есть Господь уже решил: этому человеку должно умереть, – но по молитве Своего угодника Он изменяет решение, изменяет Свой промысл. Такая дерзновенная молитва бывает только у тех, кто близко стоит к Престолу Божию. Обычно, когда какой-то новый человек приходит в храм, первым делом он идет к иконе святителя Николая. Часто человек ничего не знает из Евангелия, ничего не знает о Христе, не знает ни одной заповеди – но знает, что святитель Николай помогает, и поэтому ставит ему свечку, неумело крестится и, оглядев всех вокруг, уходит домой. Почему люди приходят к святителю Николаю? Потому что от него всегда бывает помощь, он очень скор на слышание, он очень добр и милостив. Поэтому когда у нас есть к Богу какая-то нужда, нам всегда нужно заручаться и молитвенной помощью Николая угодника, взывая к его доброте, чтобы к нашей молитве он присовокупил и свою. И тогда наша молитва как на крыльях полетит к Богу, если мы, конечно, святителя Николая упросим. Этот угодник Божий был очень прост по своей жизни, не имел ни выдающегося образования, ни особенно знатного рода, и единственно, чем прославился, – это тем, что он все время творил добрые дела. А после своей блаженной кончины он сотворил еще гораздо больше, чем при жизни, поэтому его слава такая огромная, поэтому его русский народ так и возлюбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы – это чисто русский праздник. Из всех Православных Церквей только у нас его так почитают и уже с глубокой древности начали возводить храмы в честь этого события, которое произошло во Влахернской церкви в Константинополе, где хранился мафорий Пресвятой Богородицы, Ее пояс. Первого октября (по старому стилю) народ под воскресенье собрался на всенощную, вроде как мы сегодня, молиться Богу. Вошел и преподобный Андрей, Христа ради юродивый. И вот посреди ночи он возвел свои очи горе и увидел Пресвятую Богородицу, Которая стояла на воздухе, и Иоанн Креститель, и Иоанн Богослов были рядом с Нею, и множество святых ангелов, и много других святых. И над всеми молящимися Матерь Божия простирала Свой покров. Завороженный чудным видением, преподобный Андрей сказал своему ученику Епифанию: «Видишь ли ты?» – «Вижу, отче». Больше никто Божию Матерь не удостоился видеть, потому что Господь такие видения дает только великим угодникам Божиим. Поэтому когда люди, живущие во грехах, говорят, что им являлись ангелы, они заблуждаются: это обычно не ангелы, а бесы в образе ангелов являются. Так что основная часть видений, которые бывают у людей грешных, они порядка другого, бесовского, и называются прелестью, потому что даются от дьявола, чтобы человека прельстить, чтобы он о себе возомнил, что он этого явления достоин. Сподобиться истинного духовного видения и не повредиться может только человек чистой жизни, исполненный глубочайшего смирения, который ни в коем случае не сочтет себя достойным чего-либо значительного. Об этом видении стало известно людям, весть о нем дошла и до Руси. И хотя в Константинополе в честь этого события не было установлено праздника, но на наш народ оно произвело очень глубокое впечатление, оно умилило сердце русского человека, и Покров вскоре стал у нас великим праздником, как Усекновение главы Иоанна Предтечи и Обрезание Господне. Князья уже с древних времен строили Покровские храмы в память о том, что Пресвятая Богородица над всеми, кто Ей молится, простирает Свой покров. Благоверный князь Андрей Боголюбский на Нерли построил в честь Покрова один из самых известных русских храмов, который своей красотой, изяществом, благородством затмевает многие храмы. Он очень древний, одиннадцатого века, и существует до сих пор. Конечно, пока еще там службы нет, но Бог даст, и будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под праздник Всех святых Закончился великопостный и пасхальный круг. Вместе с Церковью мы вспоминали всю историю человечества – от грехопадения праотца нашего Адама до пришествия в мир Христа Спасителя – и через Вознесение и Святую Пятидесятницу подошли к празднику Всех святых. Человечество проделало такой путь: сначала отпадение от Бога и погружение во ад, потом – с пришествием Христа – многие, отозвавшись на призыв Божий, устремились к свету и достигли святости и взошли с Богом на Небеса. Великий пост – это воспоминание нашего грехопадения и наше покаяние. А Пасха – это участие уже в небесной жизни, жизни святых. Вот два образа жизни: что из этого мы выберем, какой удел? С кем мы хотим быть? От этого зависит наша жизнь и здесь, на земле, и в вечности. Человек, как заметил один древний наблюдатель, животное общественное. Это наблюдение верно только отчасти, потому что человек призван не к тому, чтобы быть животным стадным, а совсем к другому. Господь задумал нас как единый человеческий организм. И поэтому, естественно, у всех людей есть врожденное чувство тяготения друг к другу. Когда Господь создал Адама, Он сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Потому что если человек один, вся любовь его сердца направлена на самого себя. А любовь, направленная на самого себя, – это извращение. Поэтому Господь создал из ребра Адама жену, и он, увидев ее, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Таким образом Господь избавил его от эгоизма: Адам должен был заботиться не только о себе, но и о жене, которую любил как свое продолжение и дополнение своего «я» – потому что в нем уже не было того, что было в ней, это было уже взято, и только вместе они обретали полноту. Но свою свободную волю Адам употребил во зло, в результате чего в мир вошел грех . И Господь пришел, чтобы всех от греха спасти. И многие люди спаслись. Мы их сегодня и прославляем. Во-первых, Адама, который всю свою долгую жизнь весьма сожалел о том, что послушался голоса змия и не поверил Богу. Мы прославляем и всех праотцев, основоположников веры нашей, основоположников народа Божия: Авраама, Исаака, Иакова. И всех пророков, которые заботились о народе Божием, пытались его вернуть к истинному Богу. Прославляем и Предтечу Господня, прославляем и Матерь Божию, прославляем святых апостолов, которые стали учениками Христовыми. Прославляем и всех учеников апостолов и первых мучеников. Потому что в большинстве своем первая Иерусалимская Церковь была истреблена своими соплеменниками-иудеями и первые триста лет быть христианином значило обрекать себя на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под празднование «Державной» иконы Божией Матери Поздравляю вас с праздником иконы Матери Божией «Державная». Мартовские дни 1917 года, когда эта икона была явлена, стали страшными для России днями, хотя множество людей тогда радовалось, торжествовало и ликовало. Многие, нацепив красные банты, присоединялись к толпам, которые в революционном возбуждении ходили по улицам. Но эта опьяняющая радость революции, радость свободы, конечно, была страшным обольщением, прелестью, и за ней очень скоро последовала скорбь для всей страны и всего народа. В день явления «Державной» иконы, как вы знаете, произошло переломное и страшное событие: Император Николай Александрович отрекся от престола, вынужденный к этому многочисленными просьбами генералитета и тогдашних руководителей Российского общества. Он оказался предан всеми теми, кто окружал его, и даже члены императорской фамилии присягали на верность временному революционному правительству. И можно сказать, что именно с этих дней начала раскручиваться та кровавая мясорубка, которая впоследствии унесла миллионы жизней, исказила, поломала и наш храм, ныне нами восстанавливаемый, искалечила и душу русского народа. Вспоминая прошлое, мы часто представляем его упрощенно: дескать, были в России Православие и царская власть, удерживающие зло, но потом власть захватили большевики и совершили кровавые, страшные преступления. А если бы не они, если бы иначе сложилась ситуация: Корнилов бы все-таки дошел до Петрограда и взял его, Керенский нечто сделал, Государь не был в то время в Ставке, окруженный генералами, которые советовали ему отречься от престола, – то все могло бы быть по-другому. И многим кажется, что этот захват власти явился роковой и несчастной случайностью, потому что силы большевиков были ничтожны и они были совсем не самой влиятельной партией в России. А из-за того, что они захватили власть, Россию постигло то страшное несчастье, которое мы до сих пор еще до конца не расхлебали, и нам и детям нашим еще предстоит эту страшную, горькую чашу испивать до дна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует ныне Рождество Пресвятой Богородицы. Господь из всего Израиля и изо всего мира избрал только одну Деву. Ни в прошлых поколениях, ни в последующих Он не увидел больше никого, кто бы смог вместить в себя Духа Божия. Господь призрел на Пресвятую Деву, и дал Ей дар Духа Святого, и воплотился из Нее, и Она стала Царицей неба и земли, потому что была чистейшей, кротчайшей, умнейшей, трудолюбивейшей, послушнейшей из всех. Пресвятая Богородица была самым смиренным человеком за всю историю человечества, а Бог только смиренным дает благодать. И по благодати, которую получила Матерь Божия, Она не сравнима ни с кем. Только один Человек на земле превосходил Ее – Сам Сын Божий. Но Он был Богочеловек, и Его Божественное смирение непостижимо для человеческого ума: будучи Содетелем всей вселенной, Создателем человечества, Господь принял добровольную смерть от этих же человеков, не уклонился от нее. Умер, чтобы спасти людей, совершенно потерявших совесть и человеческий вид. А Матерь Божия следует за Господом по Своему смирению. Почему у Иоакима и Анны родилась такая дочь? Вот у нас с вами таких дочерей нет, дети наши – это «чума двадцатого века». Родители не в состоянии их ни управить, ни удержать от зла. Все только жалуются, рыдают, мучаются и не знают, что с ними делать. Самый страшный крест человек несет, терпя от детей, а Иоаким и Анна радовались, глядя на свое дитя. Как и нам этого достичь? С чего начинать? Начинать нужно загодя. Естественно, что дети рождаются в браке (сейчас, правда, случается и по-другому, но ясно, что добра в этом не бывает). Человек, который избирает не путь монашества, а семейную жизнь, еще до того, как он вступит в брак, до того, как познакомится со своей суженой (или суженым), должен долго-долго просить, вымаливать у Бога, чтобы Господь послал ему супругу кроткую, мирную, трудолюбивую, благочестивую, верующую, любящую Бога, смиренную, не жадную, не спорливую, не злую, не клеветницу. И супруга нужно выбирать не потому, что он хорошо на гитаре играет, или очень веселый, или бесшабашный, или потому, что просто замуж хочется, а совершенно по другим признакам. Если мы по внешним качествам будем выбирать, то внешнее и получим – а нужно выбирать по христианским добродетелям. В человеке, даже молодом, всегда видны его наклонности: есть ли у него стремление к добру, есть ли любовь к молитве, к храму Божию, есть ли желание творить волю Божию, послушен ли он родителям, какие у него отношения с близкими, имеет ли он друзей и каковы они. Вот на что надо смотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное Бдение под святых Равноапостольных Константина и Елену Сегодня мы празднуем память двух замечательных святых – римского императора Константина и его матери императрицы Елены. Константина называют Великим, поскольку он как государственный муж сотворил воистину великие дела. Этот святой жил в начале четвертого века. Отец его был язычником, а мать тайной христианкой. Огромная Римская империя простиралась от Британских островов до Средиземноморья и занимала всю Европу, часть Азии и Африки. В то время она разделилась на области, каждая со своим правителем, которые между собой воевали. Отец Константина правил Британией и Галлией (современная Франция), и сын наследовал ему: как только отец умер, войска избрали его императором. Империя держалась на силе оружия, и воины, естественно, играли в ней самую большую роль. Императора выбирал не народ, а войска, поэтому власть не всегда переходила по наследству. Если наследник оказывался неугоден воинам – был трусом или человеком злым, жестоким, неблагородным или жадным, – то ему отказывали в правлении, часто даже просто убивали и выбирали из своей среды более достойного, как они считали, человека. В области, где царствовал Константин, отношение к христианству было мягкое, преследований никаких не совершалось. В другой части империи быть христианином значило рисковать жизнью. И в такой междоусобице промысел Божий уготовал Константину особую роль – победить всех противников христианства. Перед решающей битвой со своим противником он помолился Богу, чтобы Господь открыл ему Свою волю и укрепил его на борьбу. И на небе явился крест и надпись: «Сим победиши». Тогда император велел на всех знаменах вышить и на всех доспехах начертать изображения креста и пошел в битву. Он разбил наголову своего врага и стал императором всей Римской империи, объединил ее под свое начало. Перед этим он издал Миланский эдикт, дающий христианству равные права со всеми другими религиями. Раньше римские законы предписывали хватать христиан, заставлять их отречься от веры и, если они не отрекались, применять пытки, а тех, кто оставался верен Христу, умерщвлять любым способом: можно было распять их на кресте, отдать на съедение зверям или рыбам-муренам, утопить, содрать кожу – как сочтет нужным правитель той области, в чьи руки они попали. А Константин дал христианам хотя и не полную пока свободу, но прекратил гонения, и сразу Церковь стала бурно расти, новые и новые люди обращались ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Смоленскую икону Божией Матери Сегодняшнее воскресенье совпало с празднованием Смоленской иконы Божией Матери. Этой иконой благословили в дорогу дочь византийского императора, выданную замуж за киевского князя, поэтому ее еще называют «Одигитрия» (по-гречески «Путеводительница»). И вот она стала нашей Путеводительницей ко спасению. Матери Божией отведена таинственная роль в деле нашего спасения. Еще в Кане Галилейской, когда не хватило вина, Она, обратившись ко Иисусу, сказала: «Вина не имеют». И Господь, хотя скорбел о том, что Ему сейчас придется совершить первое чудо – а это будет первый шаг на Голгофу, – все-таки претворил воду в вино для того, чтобы людей порадовать. Хотя подумаешь, вина не хватило, ничего страшного, можно еще докупить, а можно и просто чайку попить. Но Господь это сотворил, и с тех пор известно, что молитвы Матери Божией имеют такую чудодейственную, помогающую силу. Церковь из духовного опыта знает об этом. Собственно, весь духовный опыт основан на молитве. Отними молитву – и не будет никакой духовной жизни, потому что мы люди грешные и Бога не видим непосредственно, так, как видел Его Адам. Мы Бога не слышим, потому что наши чувства огрубели. Мы можем с Ним общаться только через веру и через молитву. Но многие, ходя в храм по сорок, по пятьдесят лет кряду, даже и не знают, что такое молитва . Поэтому очень часто можно слышать, как человек просит дать ему списать какую-то сильную молитву. Некоторые даже носят на себе, в кармане или на поясе, написанную молитву – думают, что сами слова их от чего-то там оградят и сохранят. Это говорит о том, что человек не понимает сути молитвы, не понимает, что сила ее зависит не от слов. Молитва есть живое обращение живого человека к живому Богу, для нее необходима вера. Человек неверующий молиться не может, он может только прочесть текст. Необходимое условие молитвы – поставление себя перед Богом или тем святым, к которому обращаешься. Но сделать это может только тот, кто несомненно верует в присутствие Бога в мире. И для этого не нужно каких-то внешних условий: едучи в поезде или скача на лошади, сидя дома, моя посуду, занимаясь с детьми, делая работу в саду, человек всегда мысленно в одну секунду может поставить себя перед Богом, то есть вспомнить о Нем. Вспомнить, что где бы он ни был, что бы ни делал, о чем бы ни думал, Господь знает, где он, знает, кто он такой и что он в этот момент думает, и хочет его спасти. Когда человеку такая мысль придет на ум, он ощущает трепет души. И поставив себя перед Богом, человек может к Нему обратиться. Зная, что Бог вездесущий, зная, что Бог всемогущ, зная, что Богу даже прежде, чем мы что-то произнесем или подумаем, уже известно, что мы произнесем или подумаем, – мы можем к Нему обратиться на любом языке: греческом, латинском, английском, японском, китайском, любом из десятков африканских языков. И каждый, кто прибегает к Богу, всегда из своего опыта знает, что Бог его слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Сегодня мы прославляем Небесные Силы бесплотные и всех нас можно поздравлять с днем ангела. Ангел – это есть посланник Божий, через которого Господь осуществляет на земле Свою волю. Ангела имеет каждый народ, ангела имеет каждый город, ангела имеет каждый храм, ангела имеет каждый человек. Но в силу того, что человек – существо свободное, он совсем не всегда прислушивается к голосу ангела и, когда тот возвещает ему истину воли Божией, он, как Матерь Божия, не говорит: «Се, Раба Господня» или: «Се, раб Господень», – покоряясь слову Божию. Чаще всего человек противится Богу, и из-за этого он страдает и мучается. Ну ладно бы сам мучился, а то он мучает и других. Из-за того что человек не покоряется слову Божию, мучаются и те люди, которые рядом с ним живут, и чада его мучаются, и, как апостол Павел сказал, «вся тварь стенает и мучится», ожидая «откровения сынов Божиих». То есть из-за людей страдают и звери, и птицы, и насекомые, и рыбы – все живые существа. Это происходит и потому, что люди всё вокруг себя истребляют, и в силу общей поврежденности всего материального мира. Недаром говорят, что рыба с головы гниет: царем всего материального мира является человек, и из-за его противления слову Божию происходит все страдание на земле. Слово Божие – это Господь Иисус Христос, и услышать Его не каждый, конечно, может, а только имеющий уши. Так в Евангелии сказано: имеющий уши да слышит. Потому что большинство людей отворачиваются от этого своего внутреннего слуха в силу разных причин, например национальных. Человек на пути слова Божия к своему сердцу может нагородить много всяких преград. Один говорит: «Вы же знаете, как нас воспитывали». Обычно я на это отвечаю: «Точно так же, как и меня». Что значит воспитывали? Голова у тебя есть? Ведь все люди, и черные, и белые, и красные, и желтые, – все созданы Богом по образу Его и по подобию. Этот образ и подобие Божии не в расе, не в национальности, не в культуре, а в чем-то более важном. Поэтому, когда человек впервые сталкивается с Евангелием, он не может, как в зеркале, не узнать в нем себя, сердце его не может не трепетать, просто степень этого трепета разная.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы             День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах. Этот праздник особо любим русским народом, который давно осознал и на собственном духовном опыте убедился, что без молитв ко Пресвятой Богородице никак нельзя спастись. И действительно, Церковь ко всем святым обращается: молите Бога о нас, а к Богородице: спаси нас! Хотя спасает Господь, но молитва Богородицы столь сильна, что если Она чего-то просит у Сына Своего, то Он Ей никогда не отказывает, ибо не было на земле человека ближе Ему, чем Пресвятая Богородица. А почему именно праздник Успения выбран самым любимым, самым главным, ведь Богородица в этот день почила, он должен быть днем скорби? Да, душа Ее в этот день отошла от земли, но из Матери Иисуса Она стала Царицей неба и земли. И отныне не только ученики Христовы, которые с Ней встречались в жизни, могли просить Ее молитв, утешения, вразумления, но и каждый человек может получить помощь Спасителя за молитвы Пресвятой Богородицы. Потому-то русские люди так и возлюбили Покров Божией Матери над своей землей, что стали посвящать Ей главные храмы. Наш главный Успенский храм в Кремле пока еще не открыт, но его обязательно откроют, и обязательно там будет богослужение. Конечно, сатана сразу не может сдаться, но мы видим, что, несмотря на страшные гонения, которые претерпела Церковь – а таких гонений за все две тысячи лет не было, – тем не менее Церковь все равно в который раз победила без единого выстрела. Опять враги посрамлены, все до одного – те, кто гнал, кто гноил, кто убивал, кто ломал; все те, кто похвалялись, что устроят пятилетку безбожия, искоренят имя Божие. Хрущев вообще обещал по телевизору последнего попа показать. Но Бог не в силе, а в правде, и Церковь побеждает одним только терпением, как и Христос. Он же Себя не защищал, но победил мир. Так и апостолы не защищали себя, не жалели своей жизни и победили. Вот так и мы с вами если не будем себя щадить и будем терпеливо нести свой крест, все то, что на нашу жизнь выпадет, то Господь и в нашем сердце победит, и нас благодать Божия спасет. Часто нам бывает трудно, но надо всегда помнить, что у нас есть такая Заступница, такое утешение, такая могущественная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

ЦВ 19 (440) октябрь 2010 /  23 сентября 2010 г. На передней линии С 20 по 23 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Южно-Сахалинскую епархию. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Южно- Сахалинска, принял участие в церемонии открытия епархиального Духовно-просветительского центра и благословил строительство нового кафедрального собора Южно-Сахалинской епархии. Святейший Патриарх также посетил Свято-Покровский мужской монастырь и храм Вознесения Господня в городе Корсакове и храм Святителя Николая Чудотворца в Южно-Сахалинске. Из аэропорта Южно-Сахалинска Святейший Патриарх Кирилл направился в село Троицкое Анивского района, где совершил малое освящение храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. В Первосвятительском слове Патриарх Кирилл высоко оценил труды местного духовенства и призвал священников не оставлять усилий по утверждению православия на Сахалине. «Быть священником на Дальнем Востоке — это великий почет и особая миссия, за которую Бог дает особые награды», — подчеркнул Предстоятель. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал икону святителя Стефана, епископа Пермского, просветителя народов Русского Севера. Всем присутствовавшим Святейший Патриарх передал иконки с изображением другого великого русского миссионера — святителя Иннокентия, митрополита Московского. В областном центре Святейший Патриарх Кирилл посетил епархиальное управление Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Предстоятель Русской Церкви благословил сотрудников епархиального управления и в сопровождении епископа Даниила осмотрел рабочие помещения и домовый храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Вечером того же дня, накануне праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Предстоятель отметил, что современным россиянам не хватает той силы духа, которой обладали предшествующие поколения жителей России — первопроходцы, миссионеры, устроители народной жизни в самых дальних уголках российского государства. «Для того чтобы жить в великой стране, нужно иметь великой силы дух. А если дух слабеет, то люди становятся недостойными своей великой державы», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/440_na_peredn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010