Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИПОВ Алексей Ильич (род. 31.03.1938, г. Белёв Тульской обл.), богослов, профессор МДА. В 1959 г. окончил Московскую ДС, в 1963 г. - МДА со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА, назначен преподавателем академии. В разные годы читал лекции по предметам: «Основное богословие» (с 1965), «История русской религиозно-философской мысли», «Актуальные богословские проблемы», «Экуменизм», «Протестантизм», «Западные исповедания», а также спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г.- профессора. В 1985 г. в связи с 300-летием МДА О. присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. заслуженный профессор. С 1967 по 1987 г. и с 1995 по 2005 г. состоял членом редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С 1973 по 1986 г. входил в состав Учебного комитета Русской Православной Церкви от МДА. С 1976 по 2004 г. член комиссии Синода по вопросам христ. единства (с 1993 до 2009 Синодальная богословская комиссия). С 1982 по 2006 г. заведовал аспирантурой МДА. С 1993 по 1996 г. являлся главным редактором журнала МДА «Богословский вестник» . Принимал участие в разработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Входил в состав Издательского совета Московской Патриархии. Состоял в рабочей группе по разработке концепции новой системы богословского образования РПЦ. С нач. 90-х гг. XX в. О. ведет широкую катехизическую и духовно-просветительскую деятельность. Выступает с докладами и лекциями на образовательных и общественных площадках во мн. городах России и за ее пределами, на радио и телевидении, в сети Интернет. Имеется богатая дискография с записями выступлений О. В разные годы принимал активное участие в экуменической деятельности РПЦ, в т. ч. в 2-сторонних диалогах, проводимых РПЦ с Восточными (дохалкидонскими) Церквами, католической Церковью, с католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США). Также был участником ряда ассамблей ВСЦ, Лютеранской всемирной конференции, Конференции европейских Церквей, Христианской мирной конференции, Африканской христианской мирной конференции и др. всемирных и региональных христианских конференций.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

Первоначальное Предание и предания На последней Ассамблее Всемирного совета церквей в Нью-Дели группа православных делегатов – членов секции по обсуждению «Единства» решила представить заявление на дискуссионную тему Не в порядке официального заявления от имени православных церквей, а, скорее, в порядке участия в богословской дискуссии, для которой создавалась секция «Единство». Каждый православный делегат имел полное право и свободу и даже обязанность заявлять о своих убеждениях в ходе дебатов. Но нам показалось целесообразным предварить возможные отдельные выступления общим изложением той позиции, которую занимают в дискуссии православные представители в рамках учения и чинопоследования своей Церкви. Сама дискуссия, как в секции, так и на ассамблее, в основном посвящалась последнему докладу комиссии «Вера и устройство», принятом на последнем заседании в Сент-Эндрюсе в 1960 году и направленном в церкви для рассмотрения и представления замечаний. И к этому докладу относились замечания православных делегатов. Их заявление впоследствии рассматривалось на пленарном заседании всех православных делегатов, консультантов и наблюдателей, присутствующих в Нью-Дели. Оно было единодушно одобрено как точное и достоверное изложение православной позиции. В ходе беседы его даже сочли лучшим и более удовлетворительным изложением православной точки зрения, чем периодические официальные декларации Православия на важных экуменических встречах в прошлом – в 1927 году в Лозанне, в 1937 году в Эдинбурге, в 1954 году в Эванстоне и в 1957 году в Оберлине. По этой причине целесообразно предварить нынешнюю дискуссию текстом заявления в Нью-Дели. Представители Православной Церкви в секции «Единство» приветствуют Доклад комиссии «Вера и устройство», принятый в августе 1960 года в Сент-Эндрюсе, Шотландия, как важный и побудительный экуменический документ. Экуменическое движение, в настоящее время представленное Всемирным советом церквей, начиналось с 44 протестантской инициативы, но изначально не предполагалось как протестная акция и не должно рассматриваться в таком качестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

События на Украине отвлекли внимание мирового сообщества от глобальной проблемы гонений на христиан, неуклонно растущей во многих странах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Африке. Каждый четвертый христианин в мире сегодня подвергается дискриминации, людей вытесняют с исконных земель, ущемляют в правах, похищают и убивают по вероисповедному признаку. О масштабах разворачивающейся исторической драмы, ее причинах и путях преодоления эскалации насилия, о помощи Русской Православной Церкви и России гонимым христианам в Сирии и других странах в интервью журналистке РИА «Новости» Ольге Липич рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. — Уже не первый год мы слышим от представителей церквей тревожные сообщения о сокращении численности христианского населения Ближнего Востока и Северной Африки. Эта тема обсуждалась и во время празднования главами Православных Церквей 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске, и на Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в Корее, и на мартовской всеправославной встрече в Стамбуле. Наметились ли какие-то позитивные сдвиги в этом вопросе? — Христианство остается самой преследуемой религией в мире. Согласно статистике, полученной в ходе последних исследований, с 2007 года количество стран, в которых христиане подвергаются преследованиям, выросло в два раза: с 24 в 2007 году до 47 к концу 2012 года. Сегодня каждый четвертый христианин в мире подвергается дискриминации по религиозному признаку. Проблема притеснений религиозных меньшинств во многих регионах стоит очень остро. Одним из самых проблемных регионов является Ближний Восток — колыбель христианства. Мы видим, что там, где экстремисты обретают влияние, религиозные меньшинства подвергаются не только дискриминации и притеснениям, но зачастую и полномасштабным гонениям. Фундаментализм и экстремизм под религиозными лозунгами перекидываются от одной страны к другой. Уже невозможно говорить о дискриминации религиозных меньшинств как о каких-то отдельных, локальных инцидентах: налицо устойчивая тенденция в ряде регионов мира. Приходится наблюдать массовый исход христиан из ближневосточного региона.

http://pravoslavie.ru/70339.html

На последней Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели православные делегаты и участники в секции о единстве представили заявление по теме дискуссии. Это не было официальным заявлением Православных Церквей по вероучению. Скорее, это был вклад в дискуссию, для которой создавалась секция по вопросам единства. Каждый православный делегат имел полное право и свободу и даже обязанность заявлять о своих убеждениях в ходе дебатов. Но представлялось целесообразным предварить возможные отдельные выступления совместным разъяснением позиции, которой придерживаются православные представители в соответствии с учением и уставом своей Церкви. Сама дискуссия, как в секции, так и на Ассамблее в целом, предполагалась в связи с последним докладом комиссии «Вера и церковное устройство», принятом на заседании в Сент-Эндрюсе в 1960 году и направленном в Церкви на рассмотрение и обсуждение. Именно на этот доклад ориентировались замечания православных делегатов. Их «заявление» затем рассматривалось на пленарном заседании всех православных делегатов, советников и наблюдателей в Нью-Дели. Оно было единодушно одобрено как точная и достоверная характеристика православной позиции. В ходе беседы было даже высказано предположение, что это наилучшее и наиболее удачное изложение православной точки зрения в сравнении с периодическими формальными декларациями Православия на крупных экуменических встречах в прошлом – в Лозанне в 1927 году, Эдинбурге в 1937 году, Эванстоне в 1954 году и Оберлине в 1957 году. По этой причине представляется целесообразным предварить нашу нынешнюю дискуссию текстом документа, с которым выступили православные участники в Нью-Дели: «Представители Православной Церкви в секции о единстве приветствуют доклад комиссии «Вера и устройство», принятый в Сент-Эндрюсе в августе 1960 года, как важный и стимулирующий экуменический документ. Экуменическое движение, теперь воплощенное в ВСЦ, началось по протестантской инициативе, но не предназначалось с самого начала быть протестантским делом и не должно рассматриваться как таковое. Это надо особо подчеркивать сейчас, когда почти все Церкви Православной общины вступили в члены ВСЦ. В этом положении православные представители чувствуют себя обязанными подчеркнуть основное различие между подходом к экуменической проблеме и тем, что подразумевается в документе Сент-Эндрюса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Патриарх Кирилл обратился к мировым лидерам в связи с подготовкой дискриминационных законов на Украине 17 мая, 2017. Новостная служба По мнению Патриарха Кирилла, это способно еще более осложнить реализацию Минских соглашений 17 мая. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл направил обращения мировым лидерам в связи подготовкой изменений в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» и принятием закона «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховною радой страной-агрессором». В связи с принятием этих законов Патриарх обратился с посланиями к президенту Украины П.А. Порошенко и участникам «Нормандской четверки»: президенту России В.В. Путину, федеральному канцлеру Германии А. Меркель, президенту Франции Э. Макрону. Обращение направлено также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю Организации объединенных наций А. Гутерришу и генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту, сообщает сайт ОВЦС . 18 мая 2017 года в Верховной Раде Украины запланировано вынесение на голосование законопроектов 4128 и 4511. Законопроект 4128 «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно смены религиозными организациями подчиненности)» предлагает ввести в религиозное законодательство понятие «принадлежности лица к религиозной общине» на основании «самоидентификации». Лиц, «принадлежащих к религиозной общине», предлагается наделить правом изменения устава общины путем голосования простым большинством. Фактически законопроект предлагает легализовать практику фиктивных «референдумов» с участием всех жителей населенного пункта (а возможно, и приезжих), претендующих на принадлежность к данной религиозной общине. Законопроект 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховною радой страной-агрессором» предлагает навязать всем общинам, канонические центры которых находятся в России (то есть, в первую очередь, общинам Украинской Православной Церкви), «особый статус», связанный с существенным поражением в правах.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-obrati...

Святой равноапостольный Ансгарий— просветитель скандинавии Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 20 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Понятие экуменизма для кого-то стало символом всехристианской любви и открытости, для других, напротив, — последних времен и всеобщего богоотступничества. И те, для кого экуменизм — знак духовного обновления мира, и те, для кого он — “печать антихриста”, окажутся в немалом затруднении, если проявить настойчивость в выяснении того, что же они в строгом смысле под этим явлением понимают. Отвлекаясь же от эмоций, экуменизм с православной точки зрения можно обозначить как понятие, определяющее отношение Восточной Церкви к иным религиозным деноминациям. Недавно введенный термин суперэкуменизм применим к прецедентам “подключения” православных к диалогам инославных христиан с представителями нехристианских религий с целью поиска всех устраивающих “общих знаменателей”. Нам практически неизвестен случай, когда христианские участники (они же всегда инициаторы) подобных межрелигиозных встреч, конференций и симпозиумов (с иудеями, мусульманами, буддистами, индуистами и т. д.), руководимые, как кажется, самыми благими чувствами, не находили бы в них повода для столь серьезных компромиссов (которые ищут всегда именно христианские суперэкуменисты, но никогда не инорелигиозные), что создается неопровержимое впечатление, что целью суперэкуменических встреч является нахождение наиболее “демократической”, “ин­теллигентной” формы отречения от Христа и Его Церкви, а потому данное явление следует именовать как-то по-другому, ибо оно относится не столько к экуменизму, этимологически означающему “вселенскость”, сколько, если называть вещи своими именами, к апостасии 1 . Более “каноничными” пока еще остаются попытки разрешения противоречий между Восточной Церковью и западными деноминациями, которые проводятся либо “соборно” — например, в рамках совещаний и конференций Всемирного Совета Церквей, либо в виде диалогических консультаций одной из Восточных Церквей с одной из западных деноминаций (вспом­ним хотя бы о длительной истории православно-англиканского или православно-старокатолического диалога, о встречах представителей Московской Патриархии и Ватикана). Назвать экуменизм и этого уровня апостасией можно лишь с позиций Русской Зарубежной Церкви, греков-старостильников и т. д., ибо, во-первых, при всех несхождениях христианских конфессий, то, что их объединяет друг с другом и отделяет от религий нехристианских (вера в Святую Троицу, Творение, Боговоплощение, Искупление, Воскресение и все домостроительство спасения по догматам Вселенских Соборов, а также в боговдохновенность Священного Писания), бесконечно больше того, что их разъединяет, а, во-вторых, идея христианского единения заключена уже в Евангелии и потому может рассматриваться как стремление к осуществлению заповеди самого Основателя христианства (ср. Ин 13:35; 17:11,21 и др.) 2 .

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Христианство — самая угнетаемая религия У нас уже давно появились тревожные отчеты…во всех них делается вывод об ухудшении положения христиан по всему миру 5 ноября, 2014 У нас уже давно появились тревожные отчеты…во всех них делается вывод об ухудшении положения христиан по всему миру Жертвами запугиваний, дискриминации и агрессии оказались почти 200 миллионов христиан. У нас уже давно появились тревожные отчеты американского Госдепа (он каждый год проводит анализ нарушений свободы вероисповедания), правозащитных организаций вроде Amnesty International, Ватикана и Всемирного совета церквей (большинство из них — протестантские): во всех них делается вывод об ухудшении положения христиан (католиков, протестантов и православных) по всему миру. Одними из главных причин тому становятся подъем религиозного экстремизма (исламизма на Ближнем Востоке и в Африке, индуизма в Индии) и действия воинственно атеистических режимов вроде Северной Кореи, Китая, Вьетнама и Кубы. Заявления о дискриминации христиан нередко использовались для достижения неблаговидных целей и далеко не сразу смогли проложить себе путь к сердцу международного сообщества. На них зачастую оправданно возражали, что христиане — далеко не единственные, кому приходится страдать из-за веры. Что каждодневным гонениям подвергаются и представители других сообществ вроде тибетских буддистов и умеренных мусульман во многих арабских режимах. И что христианство стало главной религией-угнетателем в истории мира: от крестовых походов до инквизиции, от насильственного обращения в веру Америки, до еврейских погромов в Восточной Европе. Однако сегодня, даже если не злоупотреблять понятием «христианофобия», очевидность направленных на христиан угроз и агрессии постепенно признается даже самыми что ни на есть светскими умами. Летом мир с ужасом взирал на трагическую участь иракских христиан в Мосуле и Ниневии: они пришли на эту землю раньше ислама, но их стали преследовать в собственной стране, выгнали из домов фанатики Исламского государства лишь за то, что они — христиане. Точно также в Нигерии, Судане, Конго и многих других странах черного континента каждый день множится число разрушенных и сожженных церквей, похищенных, пропавших без вести и убитых священников.

http://pravmir.ru/hristianstvo-samaya-ug...

Еванстон 1954. Протоиерей Георгий Флоровский Нью-Йорк, ноябрь 1954 г. Большие икуменические собрания всегда привлекают всеобщее внимание и вызывают ожидания и надежды. С другой стороны, совершенно очевидно, «успех» таких собраний, в очень значительной мере, зависит от их «подготовки». И, в конечном счете, главная и основная работа производится или совершается не на больших съездах. Это не умаляет их значение. Самая встреча представителей разных стран и традиций есть несомненное событие. Однако, не следует забывать, что «встреча» имеет, так сказать, свой предельный «объем», по причинам как техническим, так и психологическим, и за этими пределами она становится неподлинной и нереальной. «Встретить» на достаточно глубине и с достаточной отзывчивостью и ответственностью несколько сот человек просто никто не может, в особенности вдруг, когда каждый встречаемый есть совсем новый человек. Практически, всегда происходит выбор, отбор, обдуманно или случайно, и здесь многое зависит от подхода и предпосылок (и «предрассудков» тоже). За известными пределами (но личная «емкость» восприимчивости очень разнится в отдельных случаях) начинается своего рода «внушение», смутное чувство «масс», и самовнушение. Оттого так противоречивы бывают обычно впечатления очевидцев. «Впечатления» всегда условны и относительны, и свидетельствуют о получающем их не менее, чем о том, от чего и о чем впечатления получаются. Это особенно очевидно в случае больших, «всемирных», собраний и встреч. Цельное и объемлющее впечатление от них вообще превышает вместимость и «емкость» индивидуального восприятия. Не менее важно и то, что подлинный смысл каждого отдельного собрания и «встречи» может быть распознан и вполне воспринят только в исторической перспективе. Смысл Еванстонской конференции, в частности, может быть определен только в перспективе роста и развития всего так называемого «икуменического движения», и, в особенности, в перспективе развития и сложения «Всемирного Совета Церквей», возникшего в результате скрещения и объединения двух предыдущих икуменических движений, известных под именем: «Вера и церковный строй», и «Жизнь и делание», – Faitn and Order и Life and Work.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛИКАН [Англ. Pelikan] Ярослав Ян (17.12.1923, Акрон, шт. Огайо - 13.05.2006, Хамден, шт. Коннектикут), амер. патролог, историк Церкви, лютеран. пастор, принявший православие. Жизнь и труды П. род. в традиционной лютеран. семье, эмигрировавшей в США в 20-х гг. XX в. Его отец был родом из Чехословакии (ныне Словакия), мать - из Воеводины (ныне автономный край Сербии). Базовое образование получил в колледже Конкордия в г. Форт-Уэйн (шт. Индиана). Продолжил обучение в бакалавриате семинарии Конкордия в г. Сент-Луис (шт. Миссури), обнаружив интерес к изучению исторической теологии и христ. доктрины. В 1944 г. П. поступил в Школу богословия Чикагского ун-та, где ему в 1946 г. была присвоена докторская степень за написанную под рук. проф. В. Паука диссертацию о М. Лютере и «Братском исповедании» (1535) Евангелической церкви чешских братьев . В том же году П. женился на Сильвии Бурика и был посвящен в сан пастора. П. начал академическую карьеру с должности преподавателя курсов по интеллектуальной истории в Ун-те г. Валпарейзо (шт. Индиана) (1946-1949). В 1949-1953 гг. в семинарии Конкордия он читал курсы по истории догматов до Реформации , а также по истории теологии с реформационного по совр. период. 1950 год был ознаменован для П. выходом в свет его первой кн. «От Лютера к Кьеркегору: Исследования по истории теологии» (From Luther to Kierkegaard), ставшей продолжением диссертационной работы. В 50-60-х гг. П. участвовал в работе североамер. секции комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей . В 1953-1962 гг. П. был профессором Чикагского ун-та, читал годичный цикл лекций по курсу «История христианской мысли». В качестве главного редактора П. работал над англ. переводом трудов Лютера (Luther " s Works. St. Louis, Vol. Совместно с Г. Леманном перевел 22 тома издания (гл. обр. экзегетические работы). В 1959 г. вышла в свет кн. «Загадка римского католицизма» (The Riddle of Roman Catholicism), за которую П. в 1961 г. был удостоен Абингдонской премии.

http://pravenc.ru/text/2579932.html

Несмотря на экуменические контакты христианского Востока и христианского Запада, насчитывающие уже более полувека, несмотря на официально признанный их " диалог " , я склонен думать, что западным христианам по-прежнему очень трудно понять Православие - не столько догматические определения и учение Восточной Церкви, сколько то основное миропонимание и тот опыт, что стоят за ними, образуя их живой, " экзистенциальный " контекст. То же самое, безусловно, можно сказать и об отношении православных христиан к западному опыту, но с одной существенной оговоркой. В то время как " Запад " - если понимать под этим термином некие интеллектуальные категории, определенный этнический и культурный склад - так или иначе стал универсальным понятием, опыт христианского " Востока " отнюдь не является бесспорным достоянием западной цивилизации и до сих пор остается в глазах западного человека чем-то чуждым и весьма экзотическим. Эта неспособность Запада постичь что бы то ни было " православное " , не сводя его к своим, т. е. западным, категориям, не выражая его в своих понятиях и (что бывает всего чаще) не искажая его внутреннего смысла, является для нас, православных христиан, одним из самых болезненных аспектов экуменических встреч. Я начал с этого печального наблюдения не только потому, что искренность и открытость являются непременным условием всякого настоящего экуменического диалога, но и в силу того, что это главное наше затруднение нигде не выступает так отчетливо, как при обсуждении самых жгучих проблем взаимоотношений Церкви и мира, Церкви и государства, Церкви и общества. Ведь и среди православных многие усвоили типично западную дихотомию " веры и благочестия " и " практической жизни и деятельности " - в наивном убеждении, что все спорные моменты экуменизма лежат в догматической плоскости, тогда как область " жизни " или " практического " христианства не сулит ему никаких затруднений. Уверенный в глубокой ошибочности и поверхностности этого взгляда, я тем не менее хорошо понимаю, как трудно объяснить, почему недавние заявления по этим вопросам и Второго Ватиканского Собора, и ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале, и богословов " секулярного христианства " , несмотря на всю их несхожесть и некоторые вполне приемлемые для нас суждения, в целом принадлежат ориентации, которая глубоко чужда православному сознанию и едва ли имеет что-нибудь общее с православным опытом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/321/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010