(масленица), Светлая (Пасхальная) и Троицкая (седмица после Пятидесятницы). Семисвечник – особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится в алтаре за престолом; ветви светильника имеют чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей. С. знаменует собой семь таинств Православной Церкви, прообразом С. был ветхозаветный светильник из семи лампад в Моисеевой скинии. Серафимы ( евр. – пылающие, огненные) – название одного из 9-ти чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании; по общепринятому пониманию занимают 1-е место в иерархии ангельских чинов, однако, по толкованию прел. Максима Исповедника к названию 7-й главы соч. «О небесной иерархии», входящего в корпус «Ареопагитик», занимают место 3-го чина 1-й степени после Херувимов и Престолов. Изображаются в соответствии со словами пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли С.; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6, 1–3 ). Силы ( греч. δυνμεις) – в христианской ангелологии, согласно автору «Ареопагитик», 5-й из 9-ти чинов ангельских, образующий с Господствами и Властями вторую (среднюю) триаду. Символ веры – краткое изложение основных истин христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких С. в. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость пополнить и уточнить прежние С. в. – так возник современный Никео–Константинопольский (Никео–Царьградский) С. в., составленный отцами I Вселенского Собора (Никея, Малая Азия, 325 г.), а в 381 году расширенный и дополненный II Вселенским Собором (Константинополь). С. в. разделяют на 12 членов: в 1-м говорится о Боге Отце, в следующих членах по 7-й включительно – о Боге Сыне, в 8-м члене – о Боге Духе Святом, в 9-м – о Церкви, в 10-м – о Крещении, в 11-м и 12-м – о воскресении мертвых и о вечной жизни. С. в. входит в состав многих богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Наконец, в-шестых, мнение Оригена о не-вечности адских мучений прямо противоречит Евангелию, где эти мучения и погибель грешников неоднократно названы вечными: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф. 25:41 ). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). «...В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2Фес. 1:7–9 ). Правда, Ориген обращал внимание на то, что прилагательное «вечный» происходит от слова «век» и потому может указывать на некий длительный, но не бесконечный отрезок времени: именно таким – вечным, но не бесконечным – является, по мнению Оригена , адский огонь. Речь идет о двух смыслах слова «вечность» – о вечности Божией, по сравнению с которой ничто тварное не вечно, и о вечности как бесконечно длящемся времени. Однако в самих текстах Священного Писания, говорящих о вечной муке и вечной погибели, такое разделение отсутствует, так же как отсутствуют какие-либо намеки на возможность духовного прогресса и последующего спасения диавола и демонов. Учение Оригена об апокатастасисе, в числе других ошибочных мнений этого богослова, было осуждено на Константинопольском Соборе 543 года и на V Вселенском Соборе. В своем послании к Собору 543 года император Юстиниан так пересказывал учение оригенистов: «Они утверждают... что будет совершенное уничтожение тел и что снова все возвратятся в единство и станут умами, как это было в предсуществовании; отсюда ясно, что в то же самое единство будет восстановлен сам диавол и прочие демоны, а также нечестивые и безбожные люди вместе с божественными богоносными мужами и небесными силами, что они будут иметь такое же единение с Богом, какое имеет Христос и какое они имели в предсуществовании». В письме к патриарху Константинопольскому Мине император предлагал следующую формулировку анафемы против этого учения: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, да будет анафема». Эта анафема была подтверждена V Вселенским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Несторий почитал Деву Марию, но утверждал, что её нельзя называть Богородицей, а только Христородицей. Это был частный вывод из его богословия. В христологии Нестория человеческая природа Христа наделялась отдельным лицом и отдельной ипостасью, отличными от божественного лица и ипостаси Спасителя. Это учение было отвергнуто III Вселенским собором, учение Нестория считают еретическим и сами неопротестанты. 3) Несторий не был убит, а был отправлен в ссылку, где умер сам с. 259]. С. 14: «Поклонение святым, ангелам. Не поклоняйся никому и ничему кроме Бога – ни человеку, ни ангелу». Ошибка. Не поклонение, а почитание. Почитательное поклонение святым угодникам Божьим: Сыны пророков поклонились Елисею до земли ( 4Цар. 2:15 ), Сыны Иакова поклонились Иосифу лицом до земли ( Быт. 42:6 ), Перед Илией пал пятидесятник ( 4Цар. 1:13 ), Женщина поклонилась до земли Елисею ( 4Цар. 4:37 ), Навуходоносор поклонился Даниилу ( Дан. 2:6 ), Авдий поклонился Илие (ЗЦар. 18:7), Темничный страж в трепете припал к Павлу и Силе ( Деян. 16:29 ). Почитательное поклонение ангелам: «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав. 5:14 ), «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю» ( Суд. 13:20 ), «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли» ( Быт. 19:1 ). С. 15: «Поклонение видимым вещам, созданным людскими руками – иконам, храмам, гвоздям, плащанице и т. д. – это идолопоклонство. Идолопоклонство – это поклонение всему, кроме Бога, Который есть Отец, Сын и Дух Святой». Ошибка. Не поклонение, а почитание. Пс. 5:8 «Поклонюсь святому храму Твоему», Пс. 137:2 «Поклоняюсь перед святым храмом Твоим», Пс. 131:7 «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Разве псалмопевец –идолопоклонник? Понятно, что речь идёт о почитании храма при поклонении Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Но с ангельским собором и человеческим родом связано все творение, природа мира. Она вверена попечению ангелов и отдана владычеству человека, судьбы которого тварь разделяет: «вместе с нами и совокупно стенает и мучится и доныне… ожидая усыновления и искупления тела нашего» (Рим. 8:22–23), преображения своего в «новую тварь» вместе с нашим воскресением. Таким образом человек в Церкви становится вселенским существом, жизнь которого в Боге соединяет его с жизнью всего творения узами космической любви. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и их Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу Христу» (Евр. 12:22–24). Таковы пределы Церкви. И как таковая, как Церковь, соединяющая не только живых, но и умерших, чинов ангельских и все творение, Церковь есть невидимая, хотя и не неведомая. Пределы жизни Церкви восходят за сотворение мира и человека и теряются в вечности. Итак, нельзя определить пределы Церкви ни в пространстве, ни во времени, ни в силе, И поскольку Церковь является, действительно, если не «невидимой», то недоведомой. Тем не менее эта недоведомость ее, неисчерпаемость и неисследимость ее глубин, не делает ее невидимой в смысле ее несуществования на земле в доступных земному опыту формах, или полнейшей ее трансцендентности, которая практически равносильна небытию. Нет, Церковь и при своем сокровенном бытии видима на земле, вполне доступна земному опыту, имеет грани, ограниченна и в пространстве и во времени. Невидимая жизнь Церкви, жизнь веры нерасторжимо связана с земными, совершенно конкретными формами жизни. «Невидимое» существует в видимом, заключено в него, с ним сращено в конкрет или символ (σμβολον). «Символ», по точному значению, есть нечто, принадлежащее этому миру и, однако, вмещающее связанное с ним премирное содержание, единство трансцендентного и имманентного, мост между небом и землей, боготварное, богочеловеческое единство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Но с ангельским собором и человеческим родом связано все творение, природа мира. Она вверена попечению ангелов и отдана владычеству человека, судьбы которого тварь разделяет: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; ... ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:22–23 ), преображения своего в «новую тварь» вместе с нашим воскресением. Таким образом, человек в Церкви становится вселенским существом, жизнь которого в Боге соединяет его с жизнью всего творения узами космической любви 1 . «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу Христу» ( Евр.12:22–24 ). Таковы пределы Церкви. И как таковая, как Церковь , соединяющая не только живых, но и умерших, чинов ангельских и все творение, Церковь есть невидимая, хотя и не неведомая. Пределы жизни Церкви восходят за сотворение мира и человека и теряются в вечности. Итак, нельзя определить пределы Церкви ни в пространстве, ни во времени, ни в силе. И постольку Церковь является, действительно, если не «невидимой», то недоведомой. Тем не менее, эта недоведомость ее, неисчерпаемость и неисследываемость ее глубин, не делает ее невидимой в смысле ее несуществования на земле в доступных земному опыту формах, или полнейшей ее трансцендентности, которая практически равносильна небытию. Нет, Церковь и при своем сокровенном бытии видима на земле, вполне доступна земному опыту, имеет грани, ограничена и в пространстве, и во времени. Невидимая жизнь Церкви, жизнь веры нерасторжимо связана с земными, совершенно конкретными формами жизни. «Невидимое» существует в видимом, заключено в него, с ним сращено в конкрет или символ (σμβολον). «Символ», по точному значению, есть нечто, принадлежащее этому миру и, однако, вмещающее связанное с ним премирное содержание, единство трансцендентного и имманентного, мост между небом и землей, боготварное, богочеловеческое единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О. Рафаил с этим не согласен. Он полагает, что представление о “частичном” присутствии Духа в некоей части творения Божия есть “странное учение”, “насмешка”, “абсурд” . Значит, вопрос, с которого стоит начать наш разговор – а можно ли вообще говорить о «полноте» и «неполноте» Божией благодати. Не уместнее ли сказать, что «Бог не мерою дает Духа», и что этот дар или есть всецело, или же столь же всецело отсутствует? Может ли Дух Святой пребывать где-либо не полностью? Ну, а если поставить вопрос иначе – а может ли хоть где-то благодать Божия присутствовать во всей Своей полноте? Неужели о. Рафаил забыл, где обитает “ вся полнота Божества телесно” ( Кол.2:9 )? Были, были такие богословы, которые считали, что Господом Иисусом это всеполное обитание благодати не ограничивается. Они считали, что и в них та же Божественная полнота, что и во Христе, а потому и называли их “исохристами” – “равными Христу”. За что и была эта оригенистская секта осуждена Пятым Вселенским Собором, чей 13й анафематизм поражал тех, “кто говорит, что в будущей жизни не будет никакого различия между Христом и всеми остальными разумными тварями ни по существу, ни по сознанию, ни по силе и могуществу, что все разумные твари будут одесную Бога также, как и их Христос, и как это было в их домирном бытии, – да будет анафема» . Если “иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор.15:41 ), то, значит в разной полноте причастны разные творения Божией благодати. В разной степени даже один и тот же человек облагодатствован в разные минуты своей жизни. Неужели всегда каждый православный христианин совершенен «как совершен Отец ваш Небесный»? А если даже святой человек может ошибиться и согрешить [aaaaaaa] , то, значит и в христианине бывают нарастания и убывания Божия благодатного присутствия. «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший ( 1Кор.12:31 ) – призывает апостол, и значит, все же есть степени и меры в облагодатствовании христиан. В каждом из православных христиан Дух пребывает “якоже можаху” человек вместить Его дары. В Мотовилове по сравнению с преп. Серафимом действие благодати было умалено – но оно все же было по крайней мере в некоторые минуты его общения с Преподобным. Я признаю, что в о. Рафаиле больше благодати, чем во мне (не только в силу превосходства его личной духовной жизни, но и в меру его монашества и священства). Но я надеюсь, он все же не считает меня совсем уж язычником, полностью чуждым Церкви… А о себе скажет ли о. Рафаил, что он вмещает всю полноту благодати, скажет ли, что он ее вмещает не меньше ап. Иоанна?

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/10

Одинаковы ли они меж собой? – Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью, потому что приняли христианство от Царьграда. Кто управляет Восточной Православной Церковью ? – Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер. Кто возглавляет поместные Церкви? – Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов. Может ли человек спастись без Церкви? – Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела. Почему Церковь называют святой? – Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью – спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников. Как в Библии говорится о святости Церкви? – Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней? – Грешники порочат себя, а не всю Церковь , как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли. Помогает ли Церковь грешникам исправиться? – Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви – очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией. Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние? – Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший «церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» ( Мф.18:17 ). Почему Церковь зовется Вселенской? – Потому, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Передав это [императору], Филантропин приходит вновь и говорит: «Император повелевает [передать вам] так: «Неудивительно, что я вам ничего не сказал до настоящего времени. Но поскольку это учение одобрено Собором, и отныне наша Церковь будет иметь его как здравое учение, то необходимо, чтобы и вы одобрили его, и вы не должны делать ничего против соборного решения и нашего повеления. Что я говорю иное, нежели раньше, неудивительно: тогда мне показалось за благо, и я сказал одно, теперь другое мне кажется лучшим, и я повелеваю, чтобы вы подписали " ». Мы ответили: «Император утверждает, что [это] учение хорошо, но мы не считаем его таковым. Мы держимся святых [отцов] и их речений в здравом понимании. А что это одобрено другими, ничего удивительного – каждый властен над своей волей». «Вы одни, – сказал Филантропин, – думаете не то, что все остальные. Вот, наиболее мудрые, ученые и добродетельные из наших и [вообще] все утверждают, что это доброе учение, и принимают учение и объединение, и я удивляюсь, как вы не одобряете его. Я прошу и умоляю вас, как друг, исполните повеление императора ради блага мира, для пользы христиан. Если не для чего иного – так ради нашего отъезда, ведь вы видите, что нам невозможно выйти отсюда, если мы не достигнем объединения. Что будет с христианами, находящимися там, с теми, кто нас там ждет?» «Я не знаю, – сказал я, – как мудрые, ученые и добродетельные убедили свою совесть. Это они знают. Но как кажется мне, они не убедили, но скорее растоптали свою совесть. Я, к тому же, отвечаю [прежде всего] за себя, ведь ни за кого другого я должен отвечать перед Богом, как [только] за самого себя. И поскольку ни от своего частичного знания, ни от многого другого, что я слышал и видел, я не убедился в том, что это учение здравое, поэтому я не принимаю его. Что касается блага мира, пользы христиан и остального, о чем вы сказали, то вот, объединение установлено и почти что завершено, и не будет никакого препятствия к его завершению и ожидаемым от него благам, подпишем ли мы, или не подпишем. Итак, мы умоляем и просим святого императора, чтобы он явил нам сострадание и в качестве своего благодеяния позволил, чтобы нас больше не принуждали подписать, поскольку мы оправданы и деяниями [Вселенских соборов], и [императорским] приказанием, данным публично. Просим мы и твоего предстательства, чтобы ты передал то, что мы сказали, и просил за нас, как это умеет твое удивительное знание, и освободил нас от такого дела».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр рукоположил епископа Рима, но епископ Рима не может сделать кого-то другого папой. Петру было сказано просто: « Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах » ( Мф. 16:19 ), но когда сам корифей апостолов передавал эту благодать Римскому епископу, он сказал ему: «Ты будешь связывать то, что нужно связать, и разрешать сообразно с долгом» 12 . То, чему учил Петр, были слова Самого Святого Духа; разве относится это и к папе? Нет, никак нельзя сказать, чтобы папа был во всем наследником Петра; он наследник его только в том, в чем и все те, кого рукоположил апостол: во власти вязать и решить, крестить и учить, возвращать заблудших на верный путь – словом, делать все то, что отличает иерарха. 4. Что же до невозможности якобы для папы отпасть от верных догматов, то этого он от Петра никак унаследовать не мог, поскольку здесь папа оказался бы выше его: Петр отрекся, хотя и настаивал, что с ним этого случиться не может. Задам, пожалуй, и еще один вопрос: может ли папа лгать, быть алчным и тщеславным, и вообще быть подверженным всяким таким вещам, о которых говорить не принято? Или он превыше и всего этого? Если превыше, пусть они так и скажут. Но так сказать нельзя: даже римский епископ много погрешает против совести, потому что и он человек. Очевидно, что, если человек грешит в ином, он может и в вере потерпеть кораблекрушение. Об этом пишет и блаженный Павел в своем послании к Тимофею: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). Видите? Тот, чья совесть нездорова, тот и в вере может занемочь. Если же папа, [как и всякий человек,] не совершенно свободен от повреждений в совести, то он и в вере может впасть в немочь. Выходит, учение, будто папа не может отпасть от верных догматов, ложно. Да и разве грех против совести – это не безбожие своего рода? Павел пишет: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Так что же, латиняне считают, что папа делами может отречься от Бога, а словами – не может? Однако Гонорий, епископ Римский, отпал от верных догматов и был торжественно отлучен святым и вселенским Шестым собором 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

Послание Собрания Предстоятелей древнейших Патриархатов В этих краях пустила глубокие корни Церковь Христова, в особенности Святая Православная Церковь. Эти края освящены кровью мучеников за православную веру и слезами просиявших в ней святых преподобных отцов. Никто не имеет морального права игнорировать это, и любые светские силы обязаны с уважением относиться к этому факту. 4 сентября, 2011 В этих краях пустила глубокие корни Церковь Христова, в особенности Святая Православная Церковь. Эти края освящены кровью мучеников за православную веру и слезами просиявших в ней святых преподобных отцов. Никто не имеет морального права игнорировать это, и любые светские силы обязаны с уважением относиться к этому факту. 1 — 3 сентября 2011 года в Фанаре проходило собрание предстоятелей древнейших Православных Патриархатов — Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, а также Церкви Кипра. Это событие часто называлось в прессе «собором», однако в оригинале используется греческое слово σναξις (сИнаксис), которое переводится на русский язык как «собрание». Русское слово «собор» в греческом языке обозначается словом σνοδος (сИнодос). Например, «Вселенские и Поместные Соборы» — Οικουμενικα και Τοπικα Σνοδοι (прим. переводчика). Послание Собрания Блаженнейших Предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра Перевод с греческого Ольги Балытниковой-Ракитянской «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 1:2-3). Патриарх Константинопольский Варфоломей Побуждаемые словами Апостола, согласно которым в Церкви Христовой «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26), мы собрались в престольном граде Вселенского Патриархата славного своей историей и своими мученическими страданиями, по приглашению и под председательством первого среди нас по чину и чести, чтобы на деле испытать и явить любовь Христову, объемлющую нас (2 Кор. 5:14) во всякое время, в особенности же в дни искушений и горестей.

http://pravmir.ru/poslanie-sobranija-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010