Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3ю или 4ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику. Какие богослужебные особенности у вселенских родительских суббот? Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день. Перенос заупокойного богослужения вселенской родительской субботы возможен только на предыдущую субботу и в редких случаях: если на мясопустную субботу выпадет Сретение Господне или в любую из этих суббот случится престольный праздник (в этом случае заупокойная служба переносится только в данном храме). Основные богослужебные особенности мясопустной и Троицкой суббот следующие: Читать далее Цитаты о родительских субботах

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

Но самой великой панихидой является наша собственная жизнь. Как ответил один старец на вопрос, как лучше помолиться об усопшем: «Лучшая панихида — твоя добродетельная жизнь».   ЗАУПОКОЙНЫЕ СУББОТЫ 48. Почему субботние литургии всегда посвящены поминовению усопших? Поминанию усопших посвящены особые богослужения и даже особые дни церковного года, как правило, субботние. Это так называемые нарочито заупокойные субботы. Наша Святая Церковь установила субботу как день поминовения святых мучеников и всех усопших по той причине, что суббота, седьмой по счету день творения, в ветхозаветные времена являлась днем покоя, в субботу же Христос покоился во гробе. Поэтому именно суббота наиболее соответствует молитвам о даровании усопшим вечного покоя. В эти дни отменяются все прочие богослужебные темы, и все верующие, собравшиеся в храме, молятся о пребывающих в ином мире. И еще: именно в субботний день согрешили наши прародители и начали умирать. День этот так с тех пор и продолжается, как продолжается и смерть человеческая. В будущем, как мы веруем, наступит День Восьмой, день Воскресения и восставления к новой жизни всякого творения. Этот День Восьмой будет длиться вечно. 49. Что такое Вселенские панихиды? Чем они отличаются от прочих родительских суббот? Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, — перед Неделей Мясопустной (неделя — это, по-церковному, воскресенье) и перед Пятидесятницей. Называются они так потому, что в эти дни мы по обычаю, установленному богоносными отцами еще со времен первых христиан, совершаем панихиду о всех почивших, то есть о прародителях наших . В эти два дня отменяются все иные богослужебные темы; живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о своих родных и близких, в усиленной и умноженной молитве обо всех умерших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, — явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Особенно же — к тем, кого постигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, от голода или инфекционных болезней, кто пал в сражении, сгорел в огне, замерз или погиб во время стихийных бедствий, — то есть ко всем тем, кто не успел покаяться перед смертью, над кем не было совершено погребального обряда.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что правильно и неправильно делать на кладбище 4 мин., 10.06.2022 Содержание Посещение кладбища  связано в народе со множеством странных традиций и ритуалов, не имеющих ничего общего с православием. Часть из них — продукт псевдорелигиозного творчества советского времени, другие и вовсе имеют языческое происхождение. Как же на самом деле стоит вести себя верующему на кладбище, а какие обычаи лучше игнорировать — разбираемся в слайдах «Фомы». 01 Когда нужно посещать могилы усопших? Строгих правил в этом отношении Церковь не установила, то есть посещать кладбище можно практически в любой день в году. При этом у каждого усопшего есть свои важные даты, которые стоит почтить посещением кладбища: • день похорон; • третий, девятый и сороковой день после смерти; • годовщина смерти; • день рождения; • день Ангела. Также в Церкви есть специальные дни, предназначенные для особого поминовения усопших. 02 А когда эти дни поминовения усопших? • Радоница — вторник второй недели после Пасхи; • вселенская родительская суббота — предпоследняя суббота перед Великим постом; • родительские субботы: вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; • Троицкая вселенская родительская суббота — день перед праздником Святой Троицы; • Димитриевская родительская субботасуббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября. Если есть возможность, то именно в эти дни стоит помолиться за усопшего в храме, а затем съездить к нему на могилу. 03 Все же есть дни, когда посещать кладбище не рекомендуется? Да. Это Страстная седмица (неделя перед Пасхой) и Светлая седмица (неделя после Пасхи). В эти особые дни церковного календаря все внимание верующих приковано ко Христу: сначала к Его крестным страданиям, а потом — к победе над смертью. А вот девятый день после Пасхи — Радоница — специально предназначен для того, чтобы после переживаний Страстной и Светлой седмиц посетить могилки усопших сродников и молитвенно разделить с ними радость о воскресшем Христе. Также не рекомендуется посещать кладбище на Троицу — для этого предусмотрена Троицкая родительская суббота накануне праздника.

http://foma.ru/chto-pravilno-i-nepraviln...

Установление этой субботы находят в словах ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, где Апостол говорит о воскресшем Спасителе: «Бог воскресил его, расторгнув узы смерти» ( Деян.2:24 ). В постановлениях апостольских говорится, что Апостолы, исполнясь Св. Духа в день Пятидесятницы, проповедали иудеям и язычникам о Иисусе Христе, Сыне Божьем, Судье живых и мертвых (книга V. 12). III. Родительские Вселенские Субботы: 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста Причина установления этих суббот заключается вот в чем. Если по учению св. апостола Павла, без любви ничто не может свершиться, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинною взаимною любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою благодатность. Потоку Церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Перед вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила всех своих членов, живущих на земле, показать на самом деле, что они состоят в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении этого подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа «любить друг друга», Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели. Итак, основанием учреждения этих суббот – любовь. Другая причина их установления та, что в эти дни поста, кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые им доставляет поминовение при литургии. А потому, восполняя отсутствие литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й и 4-й недели. Прочие же субботы великого поста, посвященные особым воспоминаниям, не имеют уже названия родительских, и в них поминовение умерших производится в обыкновенном порядке. IV. Родительский День – Фомин вторник Поминовение умерших, совершаемое ежедневно Церковью, в недели страстную и светлую отменяется, кроме литургии. На литургиях оно производится, как и во все прочие дни; но других поминовений, например, чтения псалтыря, сорокоустов – в эти две недели не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Но вернёмся к родительским субботам. Две из них называют Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан. Это предпоследняя перед Великим постом суббота, которая называется мясопустного Родительскою субботой, так как она бывает накануне мясопустной недели. (Неделя — ещё одно название воскресного дня, происходит от не делать .) И Троицкая родительская суббота накануне праздника Пресвятой Троицы. Мясопустная Вселенская родительская суббота бывает накануне воскресного дня, посвящённого воспоминанию о Страшном Суде, и естественно, что Церковь как бы в день, предшествующий Суду, умоляет праведного Судию о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере праотец, отец и братий наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев…», а также о всех утонувших, погибших в бою, от землетрясения, от рук убийцы, от молнии, засыпанных землёй, растерзанных зверями и другой смертью «внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения». К тому же, приближаясь к подвигу поста, верующие стараются примириться со всеми: с близкими и дальними, с живыми и с умершими. Прощению обид и примирению с живыми будет посвящена следующая за мясопустной неделя, которую и завершит прощёное воскресенье. В Родительскую же субботу мы особо молимся о тех, для кого уже закончилась земная жизнь, отдавая тем священный долг любви. Случается, что название субботы мясопустная неправильно понимают. Поясню: этот термин не отменяет мяса в субботу, так же, как не делает её постной. Последний «мясной» день перед постом — воскресенье за Родительской субботой. Собственно назначение родительских суббот — объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех её членов — и её святых, и живущих ныне и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошёл на апостолов, называют днём рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня. Необходимо упомянуть об одном часто встречающемся заблуждении относительно Троицкой Родительской субботы. Мне не раз случалось слышать, причём говорившие обычно были в том совершенно уверены, что Троицкая суббота — тот единственный день, когда в церкви можно подавать записки о упокоении самовольно лишивших себя жизни, а также о умерших некрещёными. Повторяю: это заблуждение. Хотя и очень устойчивое. Своё начало оно берёт от бывшего некогда в нашем Отечестве обычая отпевать и хоронить перед Троицкой субботой всех неизвестных или от неизвестной либо нечестной смерти умерших (т.е. в драке, на разбое), а также казнённых. Теоретически среди таких покойников могли быть и некрещёные, и самовольно лишившие себя жизни. Но, естественно, на службе их не поминали.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

– Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапною смертью : во время потопа, землетрясения, войн и т. д. – Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан. – Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы. Существуют также частные родительские дни. – Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же вторник в русском народе назван Радоницей: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (второй вторник после Пасхи). – 11 сентября (по новому стилю), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено в Русской Церкви в 1769 году по указу императрицы Екатерины II, во время войны с турками и поляками. – Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8 ноября по новому стилю (день памяти великомученика Димитрия Солунского). Установлена она благоверным великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, святой князь Димитрий совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал эту субботу Димитриевской. Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Эти субботы называются субботами родительскими вселенскими (всеобщими). Почему положено совершать поминовение умерших в субботу пред мясопустной неделей, или Масляницей? В мясопустную неделю воспоминается и читается в Евангелии о Втором Пришествии Иисуса Христа на землю и о Страшном суде. И вот Церковь накануне этого дня, как будто в день, который предшествует Пришествию и суду Христову, умоляет Господа помиловать умерших братий наших, когда Он придет судить всех людей. Почему положено совершать поминовение умерших в Троицкую субботу? В Троицын день воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов и излияние спасительной благодати Божией. И вот Церковь накануне этого дня молит Господа, чтобы не только живущие христиане, но и умершие не лишены были этой благодати. В какие еще дни совершается общее поминовение умерших христиан? В субботы 2й, 3й и 4й недель Великого поста, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), в так называемую Дмитриевскую субботу (перед 26 октября/8 ноября – днем святого великомученика Димитрия Солунского) и во вторник Фоминой недели. Почему поминаются умершие в субботы 2й, 3й и 4й недель Великого поста? Христиане во дни Великого поста наиболее должны заботиться об очищении своих грехов; но они в это время не лишаются утешения молиться за умерших своих братий – в особенные дни, а именно по субботам: тем более что во дни поста не совершается полной Литургии. Почему в Дмитриевскую субботу совершается поминовение? В Дмитриевскую субботу установлено поминовение со времен святого благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, после одержанной им славной победы на Куликовом поле над татарами (1380 год). Почему совершается поминовение усопших в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи? Этот день, как и день Дмитриевской субботы, назначен преимущественно для поминовения православных воинов, за Веру и Отечество на брани убиенных. Но христиане в Дмитриевскую субботу поминают не только православных воинов, но и всех умерших православных христиан.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

" Вселенская молитва " февраля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего " В субботу перед Неделей мясопустной мы всегда совершаем поминовение от века скончавшихся православных христиан, - сказал владыка в проповеди. - Мы приходим в этот день в храмы, чтобы явить три важных добродетели: веру, надежду и любовь. Мы верим в жизнь вечную: есть Бог, никто не исчезает после земной жизни. Если человек жил по заповедям Божиим, он идет к Господу. Если жил по-другому - попадает в другое место. Второе - мы надеемся на то, что милосердный Господь простит всех, о ком мы молимся, вспоминаем, в память о ком творим милостыню, Он всех соединит в свое время в Царствии Небесном. Родные, близкие, знакомые - все мы будем вместе: такая у нас надежда, и с ней мы приходим в храм. Третье: мы исповедуем любовь - добродетель, которую проявляем в родительские дни по отношению к родным и близким " . " За кого мы пришли молиться? - продолжил архипастырь. - В первую очередь, мы должны молиться за тех, кто даровал нам Церковь: привел нас в храм, крестил в нем, за священников, духовников, верующих людей, которые повлияли на нас. Мы должны молиться за родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, за всех, кто участвовал в нашем воспитании, обучении, становлении. Надо молиться за всех людей, которые принесли нам какое-то душевное тепло. Все мы в жизни встречали хороших людей, и как жаль, что некоторые из них уже ушли. Но они оставили добрый след в нашей жизни. Мы должны поминать друзей и знакомых, особенно тех, о ком некому помолиться, у кого не осталось родственников. Надо всех записать в синодик и приходить в родительские субботы с ним. Стоим на панихиде, батюшки читают записки, а мы читаем синодик - и так все вместе молимся " . " У нас будут еще родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. На буднях в посту не совершаются полные Божественные литургии, а в субботу на полном богослужении мы будем поминать сродников. Они нуждаются в наших молитвах, им ничего ни остается, кроме как простирать к нам руки, чтобы мы вспомнили про них, принесли молитвы и совершили в их память милостыню. Это наш долг, его надо исполнять. Надо приучать и родных к этому, водить в храм на такие службы детей, внуков, чтобы они приобщались к этой традиции. Санкт-Петербург - большой город, а сколько людей в храмах? Что делают остальные? Ничего, никто не молится... А надо молиться, это время особое - Вселенская суббота, вся Вселенная молится. Вот такая служба благодатная, когда мы вспоминаем близких и показываем наше единство с ними. Да, они далеко от нас, но остались в нашем сердце, в нашей молитве. Мы молим за них Господа, они это чувствуют и благодарят вас сегодня за то, что вы не поленились, пришли в храм и еще раз засвидетельствовали веру, надежду и любовь " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Жизнь жительствующая как будто стирает для нас границы между живыми и мертвыми. У нас нет заупокойных последований в этот момент, а только прославление воскресшего Христа, у которого все живы, кроме тех, кто сознательно отвернется или отречется от веры в воскресшего Христа. 9-й день по богослужебному Уставу – первый день, когда после сугубо праздничных богослужений можно совершить полную панихиду. Традиционно в этот день православные стали приходить в храм, уже поминать в Пасхальный период всех усопших сродников, о ком желали молиться после светлого праздника Пасхи. Радоница стихийно возникла, она не прописана в Уставе, как другие родительские субботы. Это стихийно возникшая благочестивая традиция – помолиться уже пасхальным чином в радость Воскресения Христова за усопших сродников. Есть субботы, которые определены нашим Уставом. Это тоже очень мудрые установления,– так называемые две великие Вселенские родительские субботы. Первая – Мясопустная суббота, предпоследняя суббота перед Великим постом. Святая Церковь готовит нас к Великому посту четыре воскресенья перед его началом. Это Неделя о мытаре и фарисее, когда читается «Притча о горделивом мытаре и смиренном фарисее». Это «Притча о блудном сыне», где рассказывается драма сына, который ушел от отца, растратил имение и потом с покаянием вернулся, и отец, презрев все его прегрешения и неблаговидные деяния, принимает его кающегося с любовью ради искренности его покаяния. А третья неделя, то есть предпоследнее воскресенье, когда мы заговляемся на мясо,– Неделя о Страшном суде, когда богослужебные тексты говорят нам об огненной реке, о разгибающихся книгах, где записаны деяния каждого человека, где грозный Судия садится на Престол, а трубы Ангелов созывают с четырех концах земли души всех усопших на Страшный и нелицеприятный праведный Суд Божий. Картина Страшного Суда подвигает нас ещё больше подвязаться в воздержании и в покаянии, искренним раскаянием очистить свою душу от грехов, чтобы с чистой душой и сердцем встретить светлый праздник Пасхи и быть дальше готовыми предстать на Страшном Суде Христовом.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Ответ на это находим, во-первых, в значении этого дня, дня покоя, и, во-вторых, в значении дня следующего за субботой, т.е. в воскресном дне мясопустной недели, в который св. Церковь совершает напоминание о втором пришествии Христовом и о страшном суде. А так как живые имеют нужду на страшном суде в милости Божьей, то и предваряют этот день своею милостью к умершим. Чтобы показать, что мы все находимся в теснейшем союзе любви со всеми членами царства Христова, со Святыми и с умершими несовершенными и со всеми еще пребывающими на земле, мы постимся. В этот день, как в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву о всех умерших в вере, от Адама до текущего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и о всех вообще христианах, скончавшихся в истинной вере. Вот причина и цель установления этого родительского вселенского дня, этой субботы последней недели перед сырною (масляною) неделей или просто – мясопустною неделей, в которую уже не позволено употреблять в пищу мясо. Субботы мясопустная и троицкая по преимуществу называются вселенскими. Установление этой вселенской родительской субботы относится ко времени первенствующей Церкви Христовой. Об этом ясно свидетельствует синаксар, положенный в эту субботу, и подтверждаемый уставом св. Церкви, изложенным в V-м веке от преп. Саввы Освященного. Сохранилось письменное свидетельство IV века про обыкновение древних христиан стекаться в определенные дни на кладбища для поминовения умерших (Златоуст в слове LXII и 18 Служба в суббот, мясопустн. и синаксар в эту субботу). II. Троицкая Родительская Вселенская Суббота Так как дело религии, Церкви, таинств – спасение людей, то Церковь непрестанно и молится о своих членах, где бы они ни были – на земле или за гробом. Троицкая родительская вселенская суббота по установлению современна первой родительской вселенской субботе – мясопустной. Как перед последним днем мира (мясопустная суббота) Церковь ходатайствовала о своих несовершенных членах, находящихся в загробном мире, так точно и теперь, накануне Троицына дня в субботу называемую потому троицкою субботою и символизирующую первый день открывшегося во всей силе царства Христова, Церковь приносит молитвы о людских невежествах и вместе с тем и о душах прежде усопших рабов Божих, и просит упокоить их в месте их пребывания. «Яко не мертвые восхвалят Тя Господи, ниже сущий во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы, живые, благословим Тя и молим, и жертвы приносим Тебе о душах их» (молитва вечерн. в Троицын день).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010