III. Архиереи, занимавшие второклассные кафедры, должны жить в губернских городах: ростовский – в Ярославле, славянский – в Екатеринославе, третьеклассные – белгородский – в Курске , олонецкий – в Петрозаводске, а севский – в Орле, соответственно гражданским центрам управления. Викарий новгородский – епископ олонецкий и московский – епископ севский – по отдаленности от местных епархий, а первый еще по обширности края и неудобности сообщений, второй – по достаточному числу церквей в губернии, должны быть местными. Но пока не будут устроены архиереи, переводимые на совершенно новые кафедры и епархии, перемещением архиереев из уездных городов их епархий в губернские города предполагалось повременить. IV. Если распределять епархии так, чтобы в двух губерниях, где был один генерал-губернатор, быть одному архиерею, то можно было Саратовскую и Кавказскую губернии приписать – к Астраханской епархии, Полоцкую – к Могилевской, Уфимскую – к Симбирской, Устюжскую область – к Вологодской епархии, Таврическую область и селения Донских казаков – к Славянской епархии, Выборгскую губернию – к С.-Петербургской епархии, Рижскую и Ревельскую губернии – к Псковской епархии, Вятскую губернию – к Казанской епархии, но лишь тогда, когда вятский епископ получит новую епархию. В Казанской епархии по двум губерниям будет 772 церкви. Пермскую губернию находили возможным приписать к Тобольской епархии. V. Колыванскую губернию, по незначительности церквей – всего 65, хотя бы следовало приписать к Иркутской епархии, тем более, что в Иркутской и Колыванской губерниях один генерал-губернатор, но в виду обширности края и значительного расстояния губернских городов друг от друга, из Колыванской губернии предположено образовать особую епархию III-ro класса, наравне с Иркутской. VI. Архиереям и епархиям проектировалось называться погубернским городам, и только за теми, которые назывались по уездным городам и остались самостоятельными (ростовский, белгородский, севский, олонецкий), оставить прежние титулы, чтобы изменением титула не дать повода к упразднению их епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Историческая память поможет нам сохранить единство 15.10.2009 400 Время на чтение 5 минут Одной из новаций начавшегося учебного года в российских школах стало введение преподавания основ религиозной культуры и светской этики (пока, правда, в качестве эксперимента). О том, где и как предполагается проводить этот эксперимент, обозреватель нашего журнала Петр Цветов расспрашивал члена Совета Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископа Зарайского Меркурия - Преподавание основ религиозной культуры и светской этики начнется в этом учебном году, но не с 1 сентября: только весной 2010 года эти дисциплины появятся для четвертых классов (в последней четверти учебного года) средних школ. А с первой четверти нового 2010/11 учебного года к ним присоединятся пятиклассники. Всего в рамках эксперимента планируется охватить 256 тыс. учеников, а преподавать им будут 44 тыс. учителей. На данный момент в число 18 регионов, где пройдет этот педагогический эксперимент, включены Вологодская, Курганская, Свердловская, Тамбовская и Тверская области, Камчатка и Красноярский край, Калмыкия, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. В эксперименте не участвует Москва , но в него просится Новосибирская область. - Ваше Преосвященство, в прошлые годы в некоторых общеобразовательных российских школах уже велось преподавание православной культуры. Функционируют воскресные школы при православных храмах и государственные еврейские школы. Что нового в сегодняшнем эксперименте? - Действительно, уже накоплен положительный опыт преподавания основ православной культуры в большом количестве регионов: число общеобразовательных школ, в которых преподаются ОПК и (или) другие факультативы духовно-нравственной направленности, еще три года назад достигло 11 184. Но в прежние годы в разных местах это делалось по-разному: были разные методики, разные учебные пособия, даже сами названия учебного предмета отличались друг от друга. Проведение эксперимента преследует цель найти оптимальную модель преподавания, унифицировать учебный процесс. Ставится, например, задача написания единого учебника. Поэтому " экспериментировать " мы будем не над самой идеей преподавания религиозной культуры, которая за прошедшие годы себя вполне оправдала. А будем внедрять оправдавшие себя на практике формы и методы преподавания, подходящие модели подготовки учителя, удобные схемы организации взаимодействия участников образовательного процесса, вносить коррективы в содержание отдельных учебников и пособий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

– Рублей пятьсот пока хватит. – Я дам вам эту сумму из своих денег, а через две – три недели добуду и остальные и инструменты. Шенк написал чек на банк и рекомендацию директору обсерватории и, передавая их молодому человеку, сказал: – Зайдите ко мне через две недели, в это же время, рассказать, как подвигается подготовка. – Позвольте выразить вам мое восхищение таким быстрым решением вопроса! – воскликнул молодой человек, глубоко взволнованный. – Идя к вам, я сильно сомневался в осуществимости моей мечты. А тут вышло все так просто. Вы даете большую сумму совершенно неизвестному вам человеку, веря ему на слово. – Я еще не разуверился в людях, несмотря на свои седые волосы, – добродушно ответил Шенк. – Я уже помогал не раз в научных предприятиях, и мое доверие очень редко бывало обмануто. Кроме того, я умею оценивать людей почти с первого взгляда. Но вы действительно напомнили мне, что я еще не знаю ни вашего имени, ни ваших товарищей, а для открытого листа, который вам необходим для администрации края и который я вам достану, это нужно знать. Итак, вас зовут? Я записываю. – Матвей Иванович Горюнов, бывший студент Петербургского университета, административно высланный в Якутскую область. Товарищи мои – Семен Петрович Ордин и Павел Николаевич Костяков, тоже бывшие студенты, первый – университета, второй – технолог. Мы все были высланы на пять лет за студенческие беспорядки в тысяча восемьсот девяносто девятом году. – Чем же вы провинились, что вас выслали так далеко, точно опасных преступников? – Мы были председателями сходок и потому причислены к коноводам. Нас хотели сдать в солдаты – помните, было такое распоряжение, – но мы отказались подчиниться. За это нас и отправили к белым медведям. – А скоро ли кончается срок ссылки? – Мой кончился, почему мне и разрешили выехать на родину в Вологодскую губернию под надзор полиции; в столицу я приехал, конечно, без разрешения. Товарищи освободятся через год. – Я вижу, что для вас придется еще выхлопотать разрешение губернатора на выезд в Якутскую область.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

Лидеры по взаимодействию Среди лидеров по импорту белоруской продукции можно отметить следующие регионы России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Смоленская, Брянская, Ростовская, Кемеровская, Свердловская области, Республика Татарстан. На долю этих регионов приходится 72,5% белорусского экспорта. Стоит отметь взаимодействие Беларуси с новыми регионами Российской Федерации – ДНР и ЛНР. Уже весной 2023 г. Союзным государством Беларуси и России в эти регионы была передана гуманитарная помощь детям: в учреждения образования были переданы 200 ноутбуков и проекторов к ним минского завода «Горизонт» – по 100 комплектов каждой республике. Осенью 2023 г. в ЛНР были доставлены 4 трактора «Беларус» для помощи в восстановлении сельского хозяйства региона. Активное межрегиональное сотрудничество Беларуси и России осуществляется в промышленности. В частности, принято решение развивать авиастроение. В 2023 г. 558-й авиационный ремонтный завод в Беларуси и Уральский завод гражданской авиации в России подписали контракт на создание 19-местного самолета. В настоящее время ведется совместная разработка этого самолета, проводятся опытно-конструкторские работы. Планируется, что первые два образца должны быть изготовлены к 2026 г., но уже есть заказ на 85-100 самолетов этой модели. Из России в Беларусь импорт приходит в основном из Московской, Тюменской, Смоленской, Самарской, Оренбургской, Вологодской, Калужской областей, Республики Татарстан, Москвы и Санкт-Петербурга. Узнаваемые бренды Особо можно отметить сотрудничество Брестской области как наиболее промышленно-развитого региона Беларуси. На территории области находится более 1800 предприятий, и общий объем производства этих предприятий составляет около 12% совокупного производства страны. Сельскохозяйственные предприятия Брестской области производят около 25% продукции животноводства в стране, около 30% продукции пищевой промышленности. Наиболее популярными брендами, имеющими спрос и в России, являются «Савушкин продукт» (производство молочной продукции), «Санта Бремор» (производство продуктов питания), «Гефест» (производство плит). В октябре 2023 г. в Бресте было создано совместное белорусско – российское предприятие по производству грузовых автомобилей на водородном топливе грузоподъемностью 2 тонн.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/04/belaru...

Так я постепенно переставал быть атеистом. В последние месяцы моего пребывания в Грязовце в нашу больницу на постоянную работу приехал сорокалетний хирург из Москвы, который специально искал именно тихий районный город. Что-то очень серьезное заставило его бросить работу в Москве и с женой и ребенком уехать в Вологодскую область. А я оставил на него пациентов и отправился поступать в аспирантуру. Как меня приняли в аспирантуру Потом я работал в институте Вишневского, в те годы это была лучшая хирургическая школа. Поступил в аспирантуру следующим образом. Пришел на собеседование к заместителю Вишневского по науке, профессору Сергею Павловичу Протопопову. Это был старый русский интеллигент из дворянского рода, мягкий в обращении и очень добрый. Он поговорил со мной – и просит ученого секретаря: – Примите у молодого человека документы на сдачу экзаменов в аспирантуру. – Мы его принять не можем: он не москвич. – Но я уже подписал его заявление, как же я могу взять назад свое слово?! На 6 мест в аспирантуру претендовали 30 человек. Я сдал все три экзамена на «отлично» и оказался принят. Дальше были годы учебы и труда, это можно описывать долго, скажу только, что с годами стал доктором медицинских наук, профессором, заместителем директора по науке Института сердечнососудистой хирургии имени Бакулева, генеральным секретарем Всероссийского общества сердечнососудистых хирургов. Читал лекции в Америке, в Милуоки, в Институте сердца, по хирургии врожденных пороков сердца. Написал 650 статей, монографий, брошюр. Занимался организацией программы по кардиомиопластике. Но это обычным читателям, наверное, не очень интересно, лучше я расскажу о том моменте, как наконец стал верующим человеком. «Господи, помоги!» В то время в нашем Институте сердечнососудистой хирургии имени Бакулева мы иногда выполняли операции на сердце в барокамере. Сердце можно остановить на 5–6 минут и затем благополучно завести, но иногда этих минут недостаточно. А в условиях барокамеры сердце можно остановить на 10 минут, потому что чем выше давление, тем больше кислорода в крови, значит, сердце получает больше времени для безопасной остановки. Свою первую операцию на открытом сердце я выполнял именно в условиях барокамеры.

http://azbyka.ru/way/hirurg-valerij-chek...

По-видимому, новое учреждение должно было сменить собою действующую Комиссию архиепископа Сергия. Такому выводу, во всяком случае, соответствует разработанное на основании записки Положение об Издательском совете при Святейшем Синоде, высочайше утвержденное 21 марта 1913 г. и вскоре опубликованное в официальном органе Синода на основании синодального определения от 26 марта – 4 апреля 573 . Согласно § 6 Положения, к ведению Совета относятся, в частности, все дела по изданию богослужебных книг и их исправлению: Издательский совет приводит к единообразию тексты различных изданий книг библейских и богослужебных, производит в них необходимые улучшения на основании древних памятников, старопечатных книг и новейших исследований в области библейской истории, археологии и филологии 574 . Как уже отмечал Б.И. Сове 575 , этот параграф почти дословно повторяет пассаж из упомянутого выше проекта Положения об Особом комитете при МСТ, представленного С.Д. Войтом в 1909 г. Тогда проект был отвергнут Святейшим Синодом и расценен как недолжное посягательство на область компетенции существующей Комиссии по исправлению богослужебных книг. Теперь, при изменившихся обстоятельствах, аналогичный проект был принят и даже удостоен высочайшего утверждения. Вероятно, согласовывалась с Царским Селом и кандидатура председателя Издательского совета. На эту должность 4 апреля был назначен член Святейшего Синода и Государственного Совета преосвященный Никон (Рождественский , 1851–1918), бывший Вологодский 576 . Высшего богословского образования владыка Никон не имел, зато пользовался (в отличие от архиепископа Сергия) репутацией крайне правого по политическим убеждениям поборника самодержавия 577 . Вскоре, 6 мая, владыка Никон был возведен в сан архиепископа, при этом в высочайшем рескрипте была особо отмечена важность задач Издательского совета 578 . Казалось, можно было ожидать окончательного упразднения, прежней Комиссии и перехода ее дела в руки Издательского совета. Однако в ближайшие после назначения месяцы архиепископ Никон был занят исполнением другого высочайшего повеления, находясь в командировке на Афоне для усмирения имяславцев. Да и впоследствии Издательский совет, собравшийся на свое первое заседание 25 ноября 1913 г. 579 , так и не приступил к осуществлению объявленной задачи по производству необходимых улучшений в богослужебных книгах – ни под руководством архиепископа Никона, ни в период председательства сменившего его с июля 1916 г. епископа Черниговского Василия (Богоявленского, 1867–1919) 580 . Быть может, «отодвинуть в сторону» архиепископа Сергия с его Комиссией не удалось отчасти и по той причине, что вскоре после назначения владыка Никон тоже впал в немилость 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В России восточной были также воинские действия. Глеб Владимирович, убийца Князей Рязанских, хотел еще довершить свое гнусное злодеяние. Провидение спасло одного из сих Князей, Ингваря, сына Игорева, который господствовал в Старой Рязани и мог рано или поздно отмстить смерть братьев: наняв Половцев, Глеб шел осадить его столицу; но Ингварь победил варваров. Ненавидимый всеми добрыми Россиянами и самому себе ненавистный (обыкновенная мука злодеев!), Глеб бежал в степи, подобно древнему братоубийце Святополку гонимый Небесным гневом, и там в безумии скончал гнусную жизнь свою [в 1219 г.]. – Ингварь наследовал всю область Рязанскую и с дружиною великого Князя вторично разбил Половцев. Вероятно, что Камские Болгары издревле торговали с Чудским народом, обитавшим в Вологодской и Архангельской губернии: с неудовольствием видя новое господство Россиян в сих мирных странах, они хотели также быть завоевателями и – более обманом, нежели силою – взяли Устюг, неизвестно когда и кем основанный. Он имел прежде собственных Князей; стоял, как сказывают, на высокой горе, верстах в четырех от нынешнего, и назывался, по имени ее, Гледеном, а название устюжан произошло от устья реки Юга, сливающего там воды свои с рекою Сухоною. Жители – вероятно, смесь Россиян с Чудью – зависели от великого Князя Георгия и в особенности от Ростовского. Чтобы утвердиться в сем городе, Болгары в то же время старались овладеть берегами Унжи; но были отражены и скоро увидели войско Россиян в собственной земле своей. Брат Георгиев, Святослав, с сыновьями Муромских Князей и с сильным ополчением приплыл туда Волгою, вышел на берег ниже устья Камы и, для безопасности судов оставив стражу, приближился к городу Ошелу, укрепленному высоким дубовым тыном с двумя оплотами, между коими находился вал. Впереди шли люди с огнем и топорами; за ними стрелки и копейщики. Одни подсекли тын, другие зажгли оплоты; но сильный ветер дул им прямо в лицо: задыхаясь от густого дыма, воины Святославовы, ободренные речью Князя, приступили с другой стороны и зажгли город по ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

(никто, вероятно, не знал... л. 1–4). Кстати заметить, роспись с добавочными домовыми кафедральными монастырями по числу проектируемых епархий не согласна ни с царским предложением, ни с челобитной. Она представляет собой скорей канцелярскую справку из другого документа при новой (третьей) росписи проектируемых кафедр. 756 Светской или духовной власти принадлежит эта роспись с 22 новыми епархиями, сказать мудрено. Царь, по-видимому, является третьим примиряющим между двумя сторонами. Нет даже возможности указать, хотя бы приблизительно, время составления последней росписи. Издана она вместе с росписью от 27 ноября 1681 г. Представляется, что документ изданный в IV т. Собрания Государ. Грам. и Договор., ничто иное, как справка, сделанная при составлении новой третьей росписи после соборного челобитья. В эту справку вошли первое и второе предложения. Сравнительно с первыми предложениями остается 72 – 53=19 епископий. Причем 5 прежних епископий – Вологодская, Суздальская, Коломенская, Холмогорская, Устюжская и Севская названы архиепископиями. Дальше названы 47 городов, где, по первому росписанию, должны быть епископии, и которых нет в предполагаемом третьем росписании. Эта предполагаемая третья роспись ближе всех подходит к росписи с прибавочными монастырями и к редакции соборного постановления, напечатанного в Акт. Ист. V, 75 и несомненно, составленного после челобитья. Только по ней в Севске предположено открыть архиепископию с припиской Путивля и других городов, а Крутицкая митрополия оставлена по-прежнему. Эта, по мнению проф. П. Ф. Николаевского, окончательная (окончательная ли?) редакция собора (Патр. область и русск. епарх. в XVII в. стр. 187), конечно, состоялась не в ноябре 1681 г., хотя издана под этим годом и месяцем. Тоже нужно заметить и о росписях, изданных в IV т. Собран. Госуд. Грам. и Догов. 128. 760 Там же, V, 87. Кроме денег брали лошадей под военные снаряды и отправляли в Рыльск (там же, V, 39). В 1679 г. шел повсюдный сбор. Вятскому воеводе велено собрать по полтине со двора по случаю войны с крымским ханом (там же, V, 42). Нижегородским вотчинникам и помещикам в 1680 г. объявлено готовиться выступить в поход по случаю нашествия на Малороссию и Украйну турок и крымских татар (там же, V, 54). 761 Русск. Ист. Библ. XII, 123, стр. 505–513; 145, стр. 600. О лишних поборахь полтинных денег, сверх запросных, поступавших в патриарший дворцовый приказ, били челом в 1678 году власти Троицкого, Ивановского, Троицкого, Прилуцкого, Телегова, Сольвычегодского, Никольского, Корежецкого, Введенского, Ротмерского монастырей, Соловецкой и Устьнедумской пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Много тому способствует книга А. Ракова, содержащая в своем названии две извечные опоры бытия, две незаменимые ипостаси творчества - Любовь и Красоту. Это не просто слова. Зная с какой самоотверженностью работал над книгой автор, с какой любовью он, как крупицы золотого песка, собирал стихи, могу сказать, используя слова П.Флоренского, что это целостное произведение «проработано духом», а значит, обладает художественной стойкостью и может оказать должное метафизическое сопротивление современному апокалиптическому фронту, воссоздавая целостную картину мира, реставрируя утраты в единстве духа. Валентина Ефимовская , член Союза писателей России ПРЕДВКУШЕНИЕ Гениальным поэтам ставят памятники, называют улицы и площади городов, корабли гордо несут имена поэтов на борту, выдающихся стихотворцев печатают огромными тиражами, включают их стихи в антологии, фамилии стоят в солидных энциклопедиях, а дома украшают мемориальными досками. Но что делать творцам, которых Бог тоже не обделил талантом, однако возможности быть услышанным широкой публикой нет? Удалённость от центра, отсутствие средств на выпуск книги, а чаще - скромность, нежелание мешать другим собратьям по перу. «Поэзия - это болезнь, как жемчуг - болезнь устрицы», - писал Г.Гейне. Поэтому зачастую мы не знаем ни их имён, ни написанных стихотворений. Но поэт не писать не может - и пишет, заведомо зная, что никто его строк не прочитает: русская душа молчать не может. Вот строчки вологодского поэта Александра Романова (+1999): Меж взглядов и чужих, и наглых, Распахнуто, весь на виду, Иду, не печалясь о благах С достоинством русским иду. Мне трудно, мне горько - не скрою, Но совестью не поступлюсь. Не рвусь в показные герои, А просто тревожусь за Русь. (N1,55) Обычно человека помнят одно-два поколения. Это 30-60 лет. Помнят современники, вспоминают дети и внуки. А дальше - забвение... Но даже, если тебе повезло напечататься однажды, река забвения стремительно смывает имена. Не знаю, сколько стихов пишут в иных странах, но смело могу сказать, что Россия - страна поэтов; источник вдохновения не иссякает, наверное, потому, что мы привычно живём невероятно тяжёлой жизнью, которая всё время заставляет бороться, думать и искать выход из положения, как сказал поэт, с достоинством. А бьющаяся в голове мысль требует поделиться с людьми, излиться в словах и вырваться на бумагу. « Поэзия - порядок слов, который продиктован свыше. Его сперва поэты слышат, потом - кто слушать их готов» . Юрий Максин, Вологодская область.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/21/...

Наиболее благоприятным условием для утверждения истинной веры в сознании народа и для охранения её от разных искажений служит, без сомнения, близость народа к святым храмам и их служителям, к школам и училищам и к другим религиозно-просветительным учреждениям и к их деятелям. И наоборот, условием для ослабления веры и для внесения в её область разных нежелательных наслоений является в большинстве случаев отдалённость народа от названных учреждений и лиц, понимаемая не в смысле только пространства, но и в смысле духовного разобщения между народом и пастырями и – тем более – архипастырями. Несмотря на усиленное открытие новых приходов в последние 10–15 лет, в нашей епархии в настоящее время можно указать очень много селений, удалённых от приходских храмов и причтов на 40, 60, 80, 100 и более вёрст, при крайне неудобных путях сообщения, что особенно часто наблюдается в приходах Кемского, Александровского, Мезенского и Печорского уездов. Что же было в старину, если, например, в состав нынешнего Ижемского прихода Печорского уезда до 1830 года входили все 15 приходов, расположенные по р. Ижме на пространстве в 300 вёрст и по р. Печоре от устья Ижмы до границы с Вологодскою губ. на пространстве свыше 300 вёрст? В состав Кольского прихода почти до конца прошлого столетия входили все селения Мурманского берега и все погосты внутри Лапландии; в состав Варзугского прихода – все селения Терского берега, за исключением двух – Умбского и Понойского, стоящих на окраинах Терского берега; в состав Кемского соборного прихода – все селения от гор. Кеми по берегу Белого моря до села Керети и отсюда до границы с Финляндией и т. п. Не в лучших условиях многие пункты Архангельской епархии находились, а некоторые и в настоящее время находятся, и в школьно-просветительном отношении. Так, до учреждения церковных школ на всю необъятную Кольско-Лопарскую волость, занимающую половину Кольского полуострова, было только одно училище в гор. Коле, по всему Терскому берегу – одно в Кузомени, на всём пространстве (до 600 вёрст) прежнего Ижемского прихода – не более трёх училищ и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010