Но, кроме сел и деревень, пожалованных Троице-Сергиеву монастырю на помин душ, были у него и другие села и деревни, которые он приобрел сам покупкою, и если нам неизвестно, сколько их было, то известно, что на приобретение их употреблено монастырем из собственной казны в разные времена 16934 рубля – сумма по тогдашнему времени громадная. Неудивительно, если Троицкая лавра слыла к концу настоящего периода чрезвычайно богатою и если Флетчеру передавали, будто она получала с своих поместий до ста тысяч рублей дохода, следовательно, несравненно более, нежели сколько получали все наши архиереи вместе с своих владений. Села и деревни и разные угодия Кирилло-Белозерского, также весьма богатого монастыря, какими владел он к концу XV в. в Белозерском княжестве и около половины XVI в. в уездах Белозерском и Вологодском, подробно перечислены в двух княжеских подтвердительных грамотах. Всей вотчины у этого монастыря, как показано в итоге «Вытной книги» его, писанной во 2-й половине XVI в., и именно в уездах Белозерском, Вологодском и еще Романовском, было: «15 сел больших, да 8 меньших, да 3 приселка, а деревень к тем селам тяглых, которых христьяне платили оброк (монастырю) хлебной и денежной, 892 деревни, а вытей тяглых 1460 (с дробями), а сошного письма во всей отчине 29 сох и пол-пол чети (116) сохи» (т. е. на каждую соху по 50 вытей), и, следовательно, всего земли – от 7300 до 14600 десятин, а если взять в трех полях, то от 21900 до 43800 десятин. Кроме того, во владениях этого монастыря находилось 94 деревни и 83 выти нетяглых, что были «за попы, и за слугами, и за кузнецы, и за плотники, и за извощики», приблизительно – от 415 до 830 или в трех полях – от 1245 до 2490 десятин. У Савво-Сторожевского монастыря, судя по уцелевшим актам, находилось в владении 10 сел, 70 деревень, 40 селищ и несколько пустошей. У Николаевского Угрешского монастыря также было во владении 10 сел с множеством деревень в уездах Московском, Коломенском, Переяславском и Костромском. У рязанского Богословского – три села, 23 деревни, два починка да пустошь; у переяславского Данилова – пять сел, два сельца, две слободки и десять деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Должен при этом заявить, что мною самим уже намечены некоторые §§ этой части к полному исправлению и даже замене. Протоиерей И. Малиновский. Из академической жизни. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии протоиерея Н. П. Малиновского 9 апреля в большой аудитории Академии состоялся магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии, протоиерея Н. П. Малиновского. Кроме, председательствовавшего в этом собрании, Преосвященного Ректора Академии, Епископа Евдокима, и членов академического Совета – ординарных и экстраординарных профессоров, – на диспуте этом присутствовали: прочие члены академической корпорации, Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Товия, Синодальный Ризничий архимандрит Феодосий, Ректор и некоторые преподаватели Вифанской Духовной Семинарии и студенты Академии. Диспут открылся в 6 часов вечера. В начале его секретарь Совета Академии Н. Д. Всехсвятский прочитал следующее curriculum vitae диспутанта: „Имеющий защищать в настоящем собрании диссертацию на ученую степень магистра богословия, Ректор Подольской Духовной Семинарии, протоиерей Николай Платонович Малиновский – сын священника из Вологодской епархии. По окончании курса в Вологодской Духовной Семинарии для продолжения образования в 1881 году поступил в Московскую Духовную Академию. В 1885 году окончил полный академический курс со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать новых устных испытаний, в каковом звании и утвержден Высокопреосвященнейшим Иоанникием Митрополитом Московским и Коломенским 27-го июня. В том же году 19-го октября определен на должность преподавателя догматического, нравственного, основного и сравнительного богословия в Харьковскую Духовную Семинарию. В 1889 году принял священство. В 1894 году – перемещен на должность Инспектора Ставропольской Духовной Семинарии. С 15 августа 1902 года состоит Ректором Подольской Духовной Семинарии. Кроме подлежащей защите диссертации под заглавием: „Православное догматическое богословие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В 1945 году врем.управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским. В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским. В этом же году переименован во епископа Херсонского и Одесского. С30 октября 1947 года – епископ Ростовский и Таганрогский. С 24 февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского. С 19 октября 1949 года освобожден от управления Ростовской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией. С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским. С 17 марта 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским. 1 февраля 1951 года уволен на покой, согласно прошению. С I апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским. С 9 февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским. С 27июля 1959года – епископ Омский и Тюменский. 30 марта 1961 года получил звание кандидата богословия за работу об обновленческом расколе. С 3 апреля 1961 года – архиепископ Пермский и Соликамский. С 10 октября 1962 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы, управляющий Пермской епархией. 13 октября 1962 года получил звание магистра богословия за работу на ту же тему (об обновленческом расколе). 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 20 мая 1964 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 25 мая 1965 года поручено временное управление Вологодской епархией. С 15 июня 1965 года освобожден от временного управления Вологодской епархией. /+ 12.IX.1967 г./ Деятельность: В феврале 1945 года командирован во главеделегации Патриархии в Югославию. В феврале 1946 года вторично был командирован в Югославию, по вопросам Православной Церкви в Чехословакии, передача которой была осуществлена в юрисдикции Московской Патриархии. В ноябре 1946 года встречал в г. Яссах (Румыния) и сопровождал Патриарха Никодима в Москву и обратно в Яссы. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве, по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Несмотря на столь раннее подчинение князя Монгольской империи, О. И. принял активное участие в сопротивлении захватчикам. В 1250 г. во Владимир из Галича от кн. Даниила Романовича прибыл митрополит Киевский свт. Кирилл II (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 472). Его путь пролегал по довольно опасному и странному, на первый взгляд, маршруту: он отправился из Киева в Чернигов, затем, свернув на восток, заехал в Рязань к О. И., потом появился во Владимиро-Суздальской земле, а конечной точкой его поездки стал Новгород. По-видимому, Кирилл II участвовал в формировании антиордынской коалиции, в т. ч. встречаясь с наиболее сильными рус. князьями. Очевидно, эта акция не осталась в тайне от хана Батыя и его сына, Сартака. В Вологодской летописи отмечено, что в 1250 г. «князь Олег Рязанъской пошел в Орду и всадиша его в садь» (т. е. в поруб; см.: Там же. Т. 37. С. 165). Это уникальное сообщение Вологодской летописи помогает объяснить широкоизвестное летописное сообщение под 1252 г., из к-рого следует, что в этот год «пустиша Татарове Олга, князя Рязаньского, в свою землю» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 473). Освобождение О. И. произошло лишь после того, как его союзники были разгромлены, а сам князь перестал представлять для Орды явную военно-политическую угрозу. В 1257 г. во владениях О. И., как и в соседних с ними рус. княжествах, было проведено ордынское «число». По всей видимости, рязанскому князю было посвящено значительное место в летописных текстах XIII в., однако позднее сведения о нем оказались разбросанными по различным годовым статьям. Вместе известия за 1241, 1243 и 1250 гг., посвященные О. И., не были доступны составителям общерус. сводов уже в нач. XVI в., поэтому в источниках сер. XVI - XVII в. появилось ошибочное утверждение о том, что в кон. 1237 г. Батый «Олега с собою сведе, а был 14 лет в Орде и прииде опять на свою отчину» (РИИР. Вып. 2. С. 80; ПСРЛ. Т. 7. С. 243; РГБ ОР. Ф. 256. 349. Л. 291). В кон. XIX в. оно было некритично воспринято Иловайским и Экземплярским, после чего стало без к.-л. проверки тиражироваться в научной лит-ре ( Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 2. С. 572; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в Х - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 133; Полубояринова. 1978. С. 12 («с 1242 по 1252 г.»); Лихачёв. 1987. С. 335; Горбунов Б. В. Рязанские князья. Рязань, 1996. С. 13).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Киприан (Зернов), см. примеч. 17. Ведерников А. Первый шаг к примирению (о задачах христианского движения в защиту мира)//Журнал Московской Патриархии. 1962. 4. Осипов А. А. Катихизис без прикрас: Беседы бывшего богослова с верующими и неверующими о книге, излагающей основы православной веры. М., 1963. Палладий (Каминский; 20 августа 1896 г. – 6 июня 1978 г.), 30 марта 1947 г. хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского, с 15 ноября 1952 г. епископ Волынский и Ровенский; 23 июля 1956 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Львовскую кафедру. Архиепископ Оренбургский и Бузулукский с 31 мая 1960 г. С 14 мая 1963 г. архиепископ Рязанский и Касимовский; с 5 февраля 1965 г. архиепископ Воронежский и Липецкий; с 8 февраля 1968 г. архиепископ Житомирский и Обручский. 6 октября 1977 г. уволен на покой. Леонтий (Бондарь; 7 мая 1913 г. – 24 января 1999 г.), 10 августа 1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии; с 19 сентября 1960 г. временно управлял Минской епархией; с 5 мая 1961 г. епископ Новосибирский и Барнаульский; с 14 мая 1963 г. епископ Оренбургский и Бузулукский, 9 сентября 1971 г. возведен в сан архиепископа, с 25 февраля 1992 г. митрополит. Константин Плясунов (1904 г. – 11 февраля 1958 г.), протоиерей, с 1949 по 1957 гг. настоятель Никольского кафедрального собора Оренбурга. Сергий (Ларин; 11 марта 1908 г. – 12 сентября 1967 г.), 1 октября 1941 г. хиротонисан обновленческими архиереями во «епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии»; с 5 мая 1943 г. «епископ Ташкентский и Самаркандский». 27 декабря 1943 г. принес покаяние и был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. 15 августа 1944 г. хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии; в 1945 г. временно управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским; с 1946 г. епископ Одесский и Кировоградский, в этом же году переименован в епископа Херсонского и Одесского; с 30 октября 1947 г. епископ Ростовский и Таганрогский; с 24 февраля 1948 г. епископ Ростовский и Новочеркасский; с 19 декабря 1949 г. освобожден от управления Одесской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией; с декабря 1949 г. епископ Житомирский и Овручский; с 17 марта 1950 г. епископ Гродненский и Брестский. 1 февраля 1951 г. уволен на покой, согласно прошению. С 1 апреля 1952 г. епископ Тульский и Белёвский; с 9 февраля 1954 г. епископ Астраханский и Сталинградский; с 27 июля 1959 г. епископ Омский и Тюменский; с 3 апреля 1961 г. архиепископ Пермский и Соликамский; с 10 октября 1962 г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы, управляющий Пермской и Соликамской епархией; с 20 мая 1964 г. архиепископ Ярославский и Ростовский; с 25 мая 1965 г. временно управлял Вологодской епархией. 15 июня 1965 г. от временного управления Вологодской епархией освобожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

В Москве прошла конференция «Строительство храмов — долг наследников Великой Победы» 28 января 2020 г. 12:49 27 января 2020 года в рамках работы XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла конференция «Строительство храмов — долг наследников Великой Победы». Сопредседателями форума стали председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и куратор Программы строительства православных храмов в городе Москве, советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин. В мероприятии приняли участие более 150 человек — заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы К.Л. Блаженов, первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Г. Плешивцев, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук, заместитель начальника Управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти Московской объединенной энергетической компании Г.А. Шилов, начальник Управления реализации программы комплексного развития центра города и приоритетных градостроительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина, начальник отдела управления Комплекса градостроительной политики г. Москвы М.В. Саженов, префекты и заместители префектов московских округов, ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели строящихся и проектируемых храмов в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве, настоятели храмов со всей России, сотрудники Финансово-хозяйственного управления и советника мэра Москвы В.И. Ресина. С докладом выступил митрополит Вологодский Игнатий. Архиерей предложил задуматься о связи событий в истории России с духовным состоянием ее народа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

При Вологодском региональном отделении ВРНС создана рабочая группа по межрелигиозным вопросам 20 мая 2023 г. 11:18 19 мая 2023 года в духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» в городе Вологда состоялись пленарное заседание правления Вологодского регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС) и организационное пленарное заседание рабочей группы по межрелигиозным вопросам при Вологодском отделении ВРНС. Открыл заседание председатель правления Вологодского отделения ВРНС митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . Владыка Савва предложил вынести на рассмотрение организационные вопросы, а также определить тематику следующего пленарного заседания. С приветственным словом выступил сопредседатель правления Вологодского отделения ВРНС, заместитель губернатора области, начальник Департамента внутренней политики Правительства Вологодской области Е.А. Богомазов. В обсуждении повестки дня участвовали сопредседатель правления Вологодского отделения ВРНС епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , а также члены отделения: имам Вологодской соборной мечети, председатель организации «Общество мусульман Вологды» А.Р. Мустафин; председатель общественной организации «Региональная еврейская национально-культурная автономия Вологодской области» А.Г. Викторов; начальник управления по развитию общественных проектов и реализации государственной национальной политики, заместитель начальника Департамента внутренней политики областного правительства Л.В. Панева; директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова; ведущий консультант управления по развитию общественных проектов и реализации государственной национальной политики Департамента внутренней политики Правительства области А.С. Щукина. Решением членов правления при Вологодском региональном отделении ВРНС была создана рабочая группа по межрелигиозным вопросам. В его состав вошли представители всех традиционных религий, существующих на территории Вологодской области: митрополит Вологодский и Кирилловский Савва; епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий; протоиерей Алексий Сорокин, руководитель отдела Вологодской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества, руководитель секретариата Вологодского отделения ВРНС; А.Р. Мустафин, председатель местной религиозной организации «Общество мусульман г. Вологды»; А.Г. Викторов, председатель ОО «Региональная еврейская национально-культурная автономия Вологодской области».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Arhiva La Moscova a avut loc conferina „Zidirea bisericilor - datoria motenitorilor Marii Victorii” 28 ianuarie 2020 12:49 27 января 2020 года в рамках работы XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла конференция «Строительство храмов — долг наследников Великой Победы». Сопредседателями форума стали председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и куратор Программы строительства православных храмов в городе Москве, советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресин. В мероприятии приняли участие более 150 человек — заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы К.Л. Блаженов, первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы В.Г. Плешивцев, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы А.Н. Кравчук, заместитель начальника Управления по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти Московской объединенной энергетической компании Г.А. Шилов, начальник Управления реализации программы комплексного развития центра города и приоритетных градостроительных проектов Департамента градостроительной политики г. Москвы М.В. Чудина, начальник отдела управления Комплекса градостроительной политики г. Москвы М.В. Саженов, префекты и заместители префектов московских округов, ответственные за строительство храмов в московских викариатствах, настоятели строящихся и проектируемых храмов в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве, настоятели храмов со всей России, сотрудники Финансово-хозяйственного управления и советника мэра Москвы В.И. Ресина. С докладом выступил митрополит Вологодский Игнатий. Архиерей предложил задуматься о связи событий в истории России с духовным состоянием ее народа.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5582870...

что лучше отвечали в пределах семинарской программы те воспитанники, которые изучали Догматику по руководству Макария, Арх. Литовского, и слабее те, которые проходили курс Догматики по другим, более новым учебникам. Первые выделялись хотя тем, что лучше знали тексты Священного Писания и те выдержки из Свв. Отец, которые приведены в курсе догматики Макария в основание известного догматического положения. Вторые видимо пытались избежать схоластической, якобы, сухости учебника Макария, пытались развивать и раскрывать известное догматическое положение не столько на почве Свящ. Писания и учения Святых Отец, сколько на соображениях богословской и философской мысли вообще и впадали в опасное плавание, не имея твердой почвы в Слове Божием и святоотеческих творениях, и потому погибали. Правда, приятное исключение в этом отношении представляют воспитанники Вифанской семинарии, которые соединяли в своих ответах разумность и осмысленность с хорошими знаниями текста Священного Писания, хотя и проходили курс Догматики не по учебнику Макария. Думается, что преподавателями Догматического Богословия в семинариях ни в коем случае не следует игнорировать учебники Макария в том ценном, что в нем есть несомненно, т. е. в основаниях каждого догматического положения из Слова Божия и Свв. Отец, и только дополнить это уже соображениями богословствующего разума. Без текстов из Свящ. Писания все догматические положения висят на воздухе и кроме того воспитаннику духовной школы стыдно не знать Слова Божия и определений соборов. А между тем многие затруднялись прочитать самые легкие и даже краткие тексты: таковы: волонтер Рязанской семинарии, вол. Московской сем., вол. Вологодской сем., вол. Ярославской сем., присл. Самарской сем., вол. Костромской сем. Не говорим уже о таких, как довольно большой текст «змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли...», приводимый в Догматике в пояснение истории грехопадения наших прародителей (таков вол. Вологодской сем.). Многие не могли прочитать определений собора о Лице Иисуса Христа и об образе соединения в Нем двух естеств (и объяснить термины: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (таков волонтер Московской семинарии). Затруднялись по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вологодский и Череповецкий; с 27.07.1959 еп. Астраханский и Енотаевский; с 26.02.1960 в сане архиепископа; с 15.09.1960 архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский; † 28.02.1971. Гавриил (Стеблюченко) 23.07.1988 хирот. во еп. Хабаровского и Владивостокского; с 25.03.1991 на покое; с 21.04.1994 еп. Благовещенский и Тынденский. Гавриил (Чепур) с 22.11.1911 еп. Акерманский, вик. Кишиневской епархии; с 1918 г. еп. Челябинский и Троицкий; эмигрировал в Югославию. Гедеон (Докукин) 22.10.1967 хирот. во еп. Смоленского и Вяземского; с 2.02.1972 еп. Новосибирский и Барнаульский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; 9.09.1987 в сане митрополита; с 26.01.1990 митр. Ставропольский и Бакинский; с 26.02.1994 митр. Ставропольский и Владикавказский. Геннадий (Туберозов) с 20.03.1914 еп. Нарвский, вик. Петроградской епархии; с 1919 г. еп. Псковский и Порховский; † 1922. Георгий (Анисимов) 30.01.1922 хирот. во еп. Елабужского, вик. Вятской епархии; с 1925 г. еп. Малмышский; с 16.09.1927 еп. Курганский, вик. Тобольской епархии; с 2.01.1928 еп. Мелекесский, вик. Самарской епархии; с 1929 г. еп. Нолинский, вик. Вятской епархии; с 1934 г. еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; в 1937 г. был под арестом; в 1938 г. еп. Вологодский и Тотемский; с сент. 1940 г. на покое; † 17.02.1947. Георгий (Грязнов) 23.04.1989 хирот. во еп. Челябинского и Златоустовского; с 27.12.1996 еп. Людиновский, вик. Калужской епархии. Георгий (Делиев) 26.12.1926 хирот. во еп. Богуславского, вик. Киевской епархии; 1923–1928 врем. управ. Киевской епархией; 1926–1928 еп. Таращанский; с 1928 г. еп. Днепропетровский; с 1937 г. взят под арест и убит в тюрьме. Георгий (Садковский) 13.08.1933 хирот. во еп. Камышинского, вик. Саратовской епархии; с 24.08.1933 еп. Вольский, вик. Саратовской епархии; с 16.10.1935 на покое; с янв. 1947 г. еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 10.07.1947 еп. Порховский, вик. Псковской епархии; с 27.02.1948 на покое; † 4.03.1948. Георгий (Ярошевский) с 6.07.1916 еп. Минский и Туровский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1919 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010