Войково (Катерлез). Георгиевский Катерлезский монастырь. Храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В деревне Катерлез (ныне с. Войково), недалеко от Керчи, на возвышенности находился каменный монастырь св. вмч. Георгия. По преданию, начиная с 1788 г., 23 апреля на этой горе три года подряд благочестивый чабан удостаивался видения всадника на коне. На третий раз, когда видение скрылось, на камне, где стоял всадник, остались отпечатки человеческих стоп и копыт коня. Немного выше от этого места была обнаружена новая икона св. вмч. Георгия Победоносца, которую несколько раз переносили в церковь Иоанна Предтечи. Икона дважды невидимо возвращалась на место своего явления. В 1852 г. архиеп. Иннокентий предложил на горе, носившей имя св. Георгия, устроить часовню, а потом и монастырь. Уже через год почетными гражданами Керчи Н. Джинбековым и Ф. Созоновым часовня была построена. В 1855 г. во время Крымской войны она была разорена союзниками. В 1856 г. купец В.Я. Гущин принялся за устройство мужской обители. 23 апреля 1857 г. было завершено строительство церкви св. вмч. Георгия. В 1859 г. купец И.Е. Салатич построил одноэтажный корпус для братии. А в 1862 г. были завершены колокольня и небольшой двухэтажный дом настоятеля. С 1889 г. обитель быстро благоустраивается. К 1893 г. было сделано все необходимое для жизни братии. В 1895 г. устроены каменные въездные ворота с аркой и каменная стена по обе стороны ворот. В 1898 г., 22 октября, завершается строительство теплой церкви в честь свв. Антония и Феодосия Печерских. В монастыре хранились частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, св. Анфима, св. Павла Патриарха, св. Косьмы бессребренника, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Христофора, св. мч. Хрисанфа и св. мц. Фотинии и чудотворная икона св. вмч. Георгия. 20 марта 1900 г. Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. Часть его насельниц составили монахини крымского Топловского монастыря. В 1910 г. в нем числилось свыше 40 монахинь. В 1920 г. монашествующие были выселены и проживали в керченском подворье монастыря, при котором находилась Введенская церковь (район Центрального рынка). В феврале 1921 г. советская власть передала монастырские постройки под детский дом. Решением НКВД монастырь был ликвидирован в июне 1922 г. Здания монастыря были полностью разобраны на стройматериалы в 1924 г. Камень, на котором было явление св. вмч. Георгия, сохраняется и доныне, несмотря на попытки уничтожить (взорвать) его.

http://sobory.ru/article/?object=26595

1447 Монастырь Ксинап. – Монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт, Ксеноф) во имя вмч. Георгия Победоносца находится на самом берегу моря. Назван по имени основателя обители благочестивого греческого вельможи Ксенофонта в X в. 1448 ...образ чудотворной, некогда от одного варвара ударено было ножвм в шею икона, и потече кровь... и ныне присохшее у иконы тело видно. В соборном храме Георгия Победоносца находятся две чудотворные иконы – Божией Матери и св. вмч. Георгия. Легенда об иконе Богородицы, которую приводит паломник, традиционно на Афоне связывается с «самописным» образом вмч. Георгия из Зографского монастыря (см. коммент. 262). 1449 Монастырь Духояр по храму Архангелов назван. – Монастырь Дохиар во имя св. Архангелов. Основанный в X в. монастырь получил название от должности своего основателя Евфимия, который был дохиаром, или келарем, лавры Афанасия Афонского . 1450 ...остров Евстрат...– Очевидно, речь идет о деревне Сикья, которую до сих пор называют полуостровом Лонгоса. Далее приводится легенда, известная как «Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святой горе». 1451 Монастырь Констоманит построен царем Констянтином. – Монастырь Кастамонит во имя св. первомуч. Стефана. По одной из легенд, монастырь основан Константином Великим или его сыном Константом, поэтому в переводе Костамонит означает «обитель Константина». 1452 Монастырь, называемый Изограф. – Монастырь Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца находится на северо-западном склоне Святой горы. Основан в XI в. тремя братьями из Охриды (Болгария). 1453 В нем образ великомученика Георгия, а сам собою написася еще образ чудотворной, по воде пришедши. – Название монастыря Зограф – живописец, дано по местной иконе Георгия Победоносца. Согласно преданию, лик великомученика изобразился на ней сам. На этой иконе, на лике великомученика, виден маленький бугорок, напоминающий о наказании, которому подвергся екклезиарх, оказавший иконе непочтение, ткнув в ланиту святого пальцем. Эту легенду наш паломник. Яким Васильев, связал с иконой Богородицы из монастыря Ксенофонт (см. коммент. 1057). Еще одна икона св Георгия, по местной легенде, приплыла на Афон из Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В воздвизальный крест из кремлевского Благовещенского собора (1552-1553) помимо др. святынь была вложена частица мощей вмч. Георгия Победоносца, о чем сказано в надписи на обороте пластины кон. XVII - нач. XVIII в. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 63-165). В 1557 г. Кизический митр. Иоасаф привез от К-польского патриарха Дионисия II др. частицу мощей святого (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х гг. XVIII в., предписывал 23 апр. выносить в Успенский собор эту святыню для поклонения. Частицы мощей и кровь св. Георгия упоминаются в описях Образной палаты (1669), Благовещенского (1680-1681) и Успенского (1701) соборов Московского Кремля ( Зверев А. С. К-польские и греч. реликвии на Руси//Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 114-115). В наст. время частицы мощей святого хранятся в Воскресенской ц. в Сокольниках, в ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе (привезены из Лидды в 1998), в Никольской ц. в Покровском, в Петропавловской ц. в Лефортове. Белокаменный рельефный образ вмч. Георгия, созданный по византийскому образцу итальянским скульптором, в 1464 г. по повелению вел. кн. Иоанна III был помещен на Фроловских (Спасских) воротах Московского Кремля (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). Это изображение впоследствии стало гербом Москвы. В наст. время фрагменты образа хранятся в ГТГ и ГММК. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Частицы мощей вмч. Феодора Стратилата находятся в храме Христа Спасителя. Частицы мощей вмч. Пантелеимона имеются в храмах во имя прор. Илии в Обыденском пер., во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, в Зачатьевском и Даниловом мон-рях, на подворье афонского Пантелеимонова мон-ря в Москве. Кроме того, чтимая икона вмч. Пантелеимона из бывш. Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот ныне доступна для поклонения в Воскресенской ц. в Сокольниках.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Главной ценностью мон-ря являются росписи кон. XV в. (с поновлениями XVI в.), сохранившиеся в Георгиевском храме. Этот храм однонефный, с апсидой, наосом и более широким и высоким притвором под 2-скатными крышами (в 1969 храм объявлен памятником культуры). П. Мутафчиев датировал возведение притвора 1493 г., а постройку наоса более ранним периодом ( Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири// Он же. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 273-274). Др. исследователи датировали храм 1493-м, 1497-м (годом вложения в храм Кремиковского Евангелия; см.: Баласчев. 1942) или 1503-м (годом смерти митр. Калевита, указан в надписи на вост. стене притвора; см.: Grabar. 1928. P. 324-336). Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Росписи храма следуют традиц. программе, а также включают отдельные изображения и сцены жития небесного патрона храма вмч. Георгия. В конхе апсиды находится поясное изображение Богородицы «Знамение». Ниже - ряд с 6 медальонами поясных образов святителей в полиставриях (Спиридон Тримифунтский, Ахиллий Ларисский, Герман, 2 неизвестных и Климент Охридский). В центральной части апсиды - композиция «Поклонение Жертве». Конху обрамляют сцены из цикла «Пятидесятница», ниже - арх. Гавриил и Пресв. Богородица, на северной стене - «Видение свт. Петра Александрийского», на южной - 2 святителя в полиставриях. Алтарная преграда не сохранилась. На стенах наоса фрески разделены на 3 ряда. Вверху представлен евангельский цикл: на юж. стене - фрагменты сцен «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Умовение ног», на зап. стене между «Предательством Иуды» и «Отречением ап. Петра» - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Путь на Голгофу», «Распятие Христово» и «Оплакивание Христа». Вероятно, были сцены «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В среднем ряду в медальонах следуют поясные изображения святых, на юж. стене можно идентифицировать вмч. Пантелеимона, мучеников Гурия, Самона и Авива, Кирика и Иулитту, Варвару, Анастасию Узорешительницу; на зап. стене - святых Ирину (или Марину), Неделю и Петку, гимнографов Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского (под «Успением»), Сергия, Вакха и свт. Власия Севастийского; на северной стене - святых Трифона, Христофора, воинов Артемия, Никиту, Евстафия, Мину, Прокопия, Иакова Персянина, Ананию, Азарию, Мисаила и Харитона. В нижнем ряду слева от алтаря Деисус, напротив, в нише между алтарем и окном, образ вмч. Георгия Победоносца. Далее на северной стене идут ростовые изображения свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия, воинов Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Меркурия. На западной стене при входе - святые царь Константин и царица Елена с крестом (справа) и арх. Михаил (слева). На южной стене - образы св. врачей Космы и Дамиана, преподобных Зосимы и Марии Египетских.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Помимо Монемвасии влияние на живопись Китиры оказали и художественные традиции Крита. Кроме того, прослеживаются некоторые параллели с росписями храмов п-ова Мани. Архитектурные типы церквей на Китире не отличаются большим разнообразием (нет храмов типа «свободного креста» и с поперечным высоким нефом). К местным особенностям относится тип «купольного зала» с сомкнутым сводом, покрывающим все храмовое пространство и опирающимся на тромпы упрощенной формы: церкви прп. Никона в Загланикьянике (2-апсидная, построена до 1205, фрески XIII, кон. XIII и XVI в.), вмч. Димитрия Солунского в местности Камбаньяника (сер. XIII в., фрески сер. XIII, 2-й пол. XIII, XIV, XV и XVII в.) и др. Помимо ц. ап. Андрея в Ливади сохранилось еще неск. крестово-купольных храмов: 3-апсидная двухстолпная ц. ап. Петра близ с. Ареи (построена после 961, но не позднее 1205, фрески сер. XIII в. и отдельные изображения кон. XIII, XIV, XVI в. и 1795), ц. вмц. Варвары близ Палеохоры (без фресок), собор монастыря прп. Феодора Кифирского близ с. Логотетьяника (без фресок). Преобладают однонефные храмы с полуциркульным сводом: вмч. Георгия Победоносца в с. Дурьяника (1275); сщмч. Поликарпа Смирнского в местности Финикьес близ с. Логотетьяника, прп. Феодора Кифирского близ с. Ареи, свт. Николая Чудотворца в местности Молингатес близ с. Скуландрианика (все - XIII в., с фресками того же периода); Панагия Кира в местности Пенде-Пигадия (XIII в., с фресками XIII, кон. XIII и XIV в.); вмц. Варвары близ с. Киприотьяника (XIII в., с фресками кон. XIII в. и 1789); Преображения Господня близ с. Митата (кон. XIII в., с фресками того же времени); свт. Мирона в окрестностях Каламоса (XIV в., с фресками XIV и XVIII вв.); св. Иоанна Предтечи в местности Куси близ с. Митата (кон. XIV в., с фресками кон. XIV - нач. XV и XVIII в.); вмч. Георгия Победоносца на горе Палеокастро (XIV-XV вв., с фресками этого периода); вмч. Димитрия Солунского в Меса-Бурго (ок. 1400, с фресками того же времени); арх. Михаила в Палеохоре (1-й пол. XV в., с фресками того же времени); Св. Троицы в Меса-Бурго (1-я пол. XV в., с фресками того же времени и 1610); свт. Николая Чудотворца в местности Гония (XV в., с фресками того же времени); вмч. Георгия Победоносца Калудзиса в Меса-Бурго (XV в., с фресками XV, XVI и кон. XVIII в.); Преображения Господня на кладбище с. Митата (посл. четв. XV в., с фресками того же времени); Преображения Господня в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (кон. XV в., с фресками того же времени); вмч. Димитрия Солунского в Като-Хоре близ Милопотамоса (время постройки неизв., фрески кон. XV, XVI и XVIII в.); св. Иоанна Предтечи в крепости Като-Хоры близ Милопотамоса (1518, с фресками того же времени).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

С. и Евстратия (пам. 20 сент. ст. ст.), этот цикл включает ирмос 2-й песни (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ερμολγιον. Σ. 49-50, 116-117). А . А . Лукашевич Иконография Изображения Д. С. широко распространены в странах визант. культурного круга, количественно уступая лишь изображениям вмч. Георгия Победоносца . В Зап. Европе, где почитание Д. С. не было широким, они практически неизвестны (за исключением произведений преимущественно итал. происхождения, созданных в Византии или визант. мастерами). Иконография Д. С. видоизменялась в соответствии с общими тенденциями развития иконографии мучеников, вместе с которыми он часто изображался. Отдельные варианты иконографии святого имеют большое сходство с изображениями вмч. Георгия, которые, видимо, в ряде случаев служили прототипами изображений Д. С. В отличие от изображений др. воинов-мучеников иконография Д. С. имела тесную связь с основным центром почитания святого - Фессалоникой, где возникли мн. ее варианты, а также с окрестными греч. и слав. землями (этим можно объяснить отсутствие в иконографии Д. С. деталей, восходящих к апокрифическим источникам, в отличие от изображений, напр. вмч. Георгия). Почитание и иконография Д. С. оказали влияние на почитание рус. святых страстотерпцев Бориса и Глеба ( Смирнова. 2002. С. 115-122). Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 30-е гг. XIII в. Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 30-е гг. XIII в. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XII в. (ГИМ) Изображения Д. С. имеют множество иконографических разновидностей, но тем не менее сохраняют ряд общих признаков. Как правило, святой представлен безбородым юношей с короткими прямыми, изредка кудрявыми волосами, не закрывающими ушей; встречаются произведения, в к-рых он показан с усами и короткой бородкой (в основном в образе воина). Изначально Д. С. изображали как мученика в патрицианских одеждах, с XI в. с атрибутами воина - в доспехах и с оружием, хотя продолжал использоваться и более ранний вариант иконографии; существовали также смешанные варианты (без доспехов, но с мечом, в доспехах и с крестом и т.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

1974. Бр. 5. С. 35-37). Исследователи также отмечают, что ряд особенностей иконографической программы росписи храмов, в к-рых работали М. А. и Е., косвенно указывают на фессалоникийское происхождение мастеров. Напр., в роспись храмов вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, св. Никиты в Чучере, ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Кралевой церкви в монастыре Студеница (строительство в 1313/14) включено крайне редко встречающееся в монументальной живописи изображение свт. Евстафия Солунского. Кроме того, в цикл вмч. Димитрия Солунского в ц. Богородицы Левишки входит уникальное изображение «Гробница вмч. Димитрия», где воспроизведены реалии интерьера базилики вмч. Димитрия в Фессалонике ( Todi B. «Signatures» des peintres Michel Astrapas et Eutychios: Fonction et signification//Αφιρωμα στη μνμη του Σωτρη Κσσα. Thessal. 2001. P. 643-662). Стилистические особенности росписей также свидетельствуют о том, что М. А. и Е. могли сформироваться как мастера в художественной среде Фессалоники ( 1967. P. 261). С момента открытия Г. Милле и Л. Брейе имен М. А. и Е. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере общепринятым считалось, что мастера расписали все 4 ансамбля, где есть подпись обоих художников или только М. А., а также исполнили фрески в Кралевой церкви в мон-ре Студеница и в мон-ре Грачаница (обе созданы по заказу Стефана Милутина), к-рые стилистически близки к росписям в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино и в ц. св. Никиты в Чучере. М. Марковичем была аргументированно высказана мысль о том, что Е. был отцом М. А. и расписал вместе с сыном лишь ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; имена обоих художников упомянуты в надписи на юго-зап. столбе, по гипотезе Марковича, Е. был главным мастером ( Markovi M. The Painter Eutychios - Father of Michael Astrapas and Protomaster of the Frescoes in the Church of the Virgin Peribleptos in Ohrid//ЗЛУ. 2010. Бр. 38. С. 9-34). Это предположение, если оно верно, отчасти объясняет стилистическую разницу между фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2563722.html

На сев. стене последовательно проиллюстрированы памяти святых с 1 по 6 сент. (восстанавливаются по фрагментам: св. Симеон Столпник (1 сент.), мученичество св. Маманта (2 сент.) и мученичество св. Анфима (3 сент.), далее фрески не сохранились, однако места достаточно для иллюстрации памятей 4 и 5 сент., а следующий фрагмент позволяет атрибутировать сцену как «Чудо арх. Михаила в Хонех» (6 сент.)). На зап. стене продолжаются памяти 7-10 сент.: мученичество св. Созонта (7 сент.), Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.), святые Иоаким и Анна (9 сент.), мученичество святых Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (10 сент.). Далее росписи продолжают композиции «Воздвижение Честного Креста » и «Мученичество св. Никиты» (14 и 15 сент.). Последняя сцена на западной стене - «Мученичество св. Евстафия Плакиды и его семьи» (20 сент.), однако на сев. стене цикл продолжается (16 сент.). Нарушение последовательности изложения можно объяснить ошибкой в расчете, ибо изначально, по всей видимости, предполагалось, что на сев. стене первой будет именно иллюстрация к 16 сент. с изображением сцены мученичества св. Евфимии. Далее следуют сцены с продолжительными купюрами (на сев. стене следы для идентификации в данном регистре не сохранились, а в следующем регистре, начиная с южной стены, могут быть атрибутированы сцены мучений св. Пелагии девы (8 окт.), св. Лукиана в темнице (15 окт.) и св. Иакова Персянина (27 нояб.)), с расчетом расположить на зап. стене во 2-м регистре Минология иллюстрацию к 23 апр. (на зап. стене этой памяти предшествуют мученичества св. Варвары (4 дек.) и св. архидиак. Стефана (27 дек.)). На этот день в лужанских росписях предусмотрен небольшой цикл (из 5 сцен), посвященный мученичеству вмч. Георгия («Колесование вмч. Георгия», «Воскрешение мертвого во гробе», «Вмч. Георгий в темнице», «Вмч. Георгий ниспровергает идолов» и «Усечение главы вмч. Георгия»). Учитывая то, что в люнете над входом в неф также изображен вмч. Георгий, поражающий змия, можно предположить первоначальное посвящение церкви именно этому святому.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Карнизы в интерьере встречаются крайне редко (в церквах вмч. Георгия Победоносца в Сотире, вмч. Георгия в Киринии, свт. Николая Чудотворца в Хлоракасе, свт. Синесия в Ризокарпасо); декорация сводится преимущественно к фресковой. Все купольные храмы имеют паруса, в нек-рых храмах под куполом расположены одноступенчатые (в церквах вмч. Георгия в Афендрике, вмч. Георгия в Киринии, вмч. Прокопия в Синграсисе, Панагии Ангелоктисты в Кити, прп. Андроника во Френаросе и Св. Софии в Тими) или 2-ступенчатые (в ц. Пресв. Богородицы Канакарии) повышающиеся подпружные арки. Пещерные (или устроенные в римских каменоломнях или гробницах) храмы достаточно редки: в мон-ре прп. Неофита Затворника, «катакомбы» св. Соломонии в Пафосе, храмы свт. Евлампия и Пресв. Богородицы Галатерусы в Каравасе, мц. Мавры (Хрисокава) в Киринии. Особенностью кипрской архитектуры являются 2-скатные покрытые черепицей деревянные крыши храмов в горном массиве Троодос. Они имеют функциональное назначение - защищают постройки от дождя и снега в зимний период. А. Папагеоргиу приводит 127 таких храмов, самые ранние из к-рых относятся к XII в. Данные позволили исследователю опровергнуть мнение Г. Сотириу о зап. влиянии и доказать, что при внешнем сходстве с деревянными крышами церковных построек Центр. и Сев.-Зап. Европы крыши кипрских храмов имеют оригинальные черты. Стропильная конструкция опирается на несущие стены основного объема храма, перекрывая его внутреннее пространство, иногда крыша устанавливалась на каменный свод, служа дополнительной защитой сооружения (как, напр., в церквах Панагии Аракос и Панагии Асину). С кон. XII в., в период правления династии Лузиньянов, а затем венецианцев, архитектура развивалась вне тенденций поздневизант. зодчества, но так же, как зодчество на греч. островах, находившихся под лат. властью (Родос, Крит и др.). Огромное влияние оказала зап. традиция, пришедшая на К. с крестоносцами и воплотившаяся в строительстве в Фамагусте, Никосии и нек-рых мон-рях больших соборов в духе северофранц. готики. Оно выразилось в появлении стрельчатых арок (напр., в перестроенной ц. Пресв. Богородицы Галактотрофусы в Фасури, ап. Фомы в Айос-Томасе, Панагии Трапезы, Пресв. Богородицы Авгасиды близ Алоа), «франко-византийских» купольных базилик на колоннах, обычно со смещенным к востоку куполом (перестроенный храм мч. Маманта в Морфу, собор мон-ря прп. Неофита Затворника, ц. арх. Михаила Трипиотиса в Никосии) и других архитектурных элементов. В этот период на К. начинается строительство монументальных правосл. храмов в чистых готических формах, иногда в соединении со старой традицией купольной архитектуры (церкви св. Симеона, арх. Михаила, вмч. Георгия «Греческого» и свт. Николая Чудотворца «Греческого» в Фамагусте, Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь вмч. Георгия Победоносца в Курбинове (Македония), село с ц. вмч. Георгия Победоносца вблизи оз. Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви. Церковь вмч. Георгия Победоносца, выдающаяся своими фресками,- небольшая (ок. 15×7 м) однонефная базилика с 2-скатной деревянной кровлей и полукруглой апсидой. Функции жертвенника и диаконника выполняют ниши, устроенные в толще восточной стены по сторонам апсиды. Входы в базилику - с зап., юж. и сев. (частично заложен) сторон. В интерьере сохранились каменные синтрон и престол, первоначальный темплон утрачен. Ангелы поклоняются Богоматери Служба святых отцов. Роспись апсиды ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. Ангелы поклоняются Богоматери Служба святых отцов. Роспись апсиды ц. вмч. Георгия Победоносца в Курбинове. 1191 г. Фресковая надпись на вост. стороне престола сообщает о начале росписи церкви 25 апр. 1191 г. Декорация расположена в 3, а на зап. стене в 4 яруса, основанием служат мраморировки. В конхе апсиды изображена Богоматерь на престоле с Младенцем на коленях, с предстоящими ангелами. Поза Богомладенца оживленностью напоминает иконографический тип «Взыграние». Богоматерь обнимает Сына левой рукой и придерживает ножки правой; над Ее головой - эпитет Νικοποις (Победоносная). По контуру конхи помещена надпись, прославляющая Пресв. Богородицу: «Παρστανται δουλοπρεπς τ τκω σου, αι Τξεις αι ουρνιαι, εκπληττμεναι αξως τ τς σς ασπρου λοχεας Αειπρθενε, σ γρ αγν κα πρ το τκου κα μετ γννησιν» (Предстоят раболепне рождеству Твоему чини небеснии, дивящеся достойно Твоему безсеменному рождеству, Приснодево, Ты бо чистая, и прежде рождества и по рождестве еси - 1-й тропарь 6-й песни канона Пресв. Богородице в неделю утра, глас 1). Под конхой помещена композиция «Служба святых отцов» («Поклонение Жертве»), в центре к-рой находится изображение престола с возлежащим на нем Иисусом Христом, а также с потиром и дискосом с евхаристическим хлебом под звездицей. Это самый ранний из сохранившихся примеров подобной иконографии; на ее формирование предположительно повлияли К-польские Соборы 1156-1157 гг. В числе предстоящих святителей изображен прп. Ахиллий, еп. Ларисский, чьи мощи находились неподалеку от К., в соборе в честь этого святого в г. Преспа (совр. Айос-Ахилиос) на оз. Микра-Преспа.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010