Христианская добродетель – явление не случайное и временное, она прямое выражение в жизни Христовой любви, а потому она постоянна. Все добродетели связаны одна с другой, как звенья одной духовной цепи, 1492 так что исполняя одну христианскую обязанность, мы можем исполнить и другую, равным образом, нарушение одной вредно отзывается на всей духовной жизни христианина. Поэтому христианин должен приобретать от каждой добро, для какого представляется случай. 1493 При своем многообразии истинная добродетель постоянна: «желающие научиться духовному деланию должны день и ночь поучаться в том, как бы приобрести его». 1494 Весьма часто встречающиеся нам переходы от воздержания к непотребству, от кротости и смирения к гордости и высокомерию и т. п. 1495 столь же чужды истинного христианства и даже более, чем совершенное язычество. Все указанные колебания нравственной жизни объясняются непониманием истинного христианства, и, главным образом, отсутствием любви. Любовь к Богу и ближним – вот прочное основание всех христианских добродетелей, вот залог постоянства христианской нравственной деятельности и залога вечной жизни! В любви – все добродетели, без неё нет ничего, остаются лишь призраки и голые имена добродетелей. Если, я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я раздам всё имение свое и отдам тело свое на сожжение, а любви на имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь все покрывает, всего : надеется, всё переносит ( IKop.13:1,3–7 ). Любовь носит в себе налога будущей вечной жизни. Любовь никогда не перестает, говорит Ап. Павел ( 1Кор.13:8 ). Она переживает все пределы и условия и приводит человека к вечному единению с Вечной и Всесовершенной Любовью . Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, яко самого себя ( Лук.10:27 ); в этих двух заповедях весь закон и все христианство ( Гал.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

27 . Следовательно, не приняв Духа, мир не имел вечной жизни. Свершитель вечной жизни Дух, и жизнь вечная там, где Дух. Меня удивляет, что возражения ариан выстроены на словах единый истинный Бог ( Ин. 17:3 ) 24 . Жизнь вечная состоит в познании единого и истинного Бога, она состоит в познании Иисуса Христа и в познании Святого Духа. Его мир не видит, как не видит и Отца 25 , и не знает, как не знает Сына 26 , но Дух, Который есть свет жизни вечной, пребудет в вечности 27 с теми, кто не от мира 28 и кто наследует жизнь вечную. 28 . Если познание Сына и Духа важно не менее, чем познание единого истинного Бога, почему же ты, не отделяя ни Того, ни Другого от величия, даруемого Ими, отделяешь Обоих от славы истинного Бога? Необходимо выбрать одно из двух. Соглашаясь, что великий дар дан нам единым истинным Божеством, ты исповедуешь единое и истинное божество Отца, и Сына, и Святого Духа. Или же ты признаешь, что жизнь вечную может нам даровать тот, кто не является истинным Богом. Впадая в ошибку, ты умаляешь права Отца, так как считаешь, что подобный дар не во власти одного истинного божества, но в силах самой твари. 4 29 . Что странного в том, что животворящий наравне с Отцом и Сыном Дух – Творец жизни? И кто станет отрицать, что животворить приличествует вечному величию? Написано: Оживи раба Твоего ( Пс. 118:176 ) 29 , значит, получать жизнь есть участь раба, то есть человека, не имевшего ее, но принявшего во владение. 30 . Итак, пора решить: Дух животворится или Сам животворит? Слова: Буква убивает, Дух же животворит ( 2Кор. 3:6 ) – доказывают, что Дух животворит. 31 . Признай же, что нераздельно живительное действие Отца, Сына и Святого Духа, и засвидетельствуй Их единство в сообщении жизни! Через Духа животворит Сам Бог , о чем говорит Павел: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). 5 32 . Кто может усомниться, что Святой Дух наполняет все жизнью, если Он такой же Творец всего сущего, как Отец и Сын? Сам всемогущий Бог Отец не мыслится Создателем чего бы то ни было без Святого Духа, поскольку уже в начале творения Дух носился над водою ( Быт. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

„Призри на нас, Боже, и помяни всех скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего“ 37 . Таким образом Св. Православная церковь , принося за литургией бескровную жертву Агнца, вземшего грех мира, неизменно молится о вечном упокоении всех, усопших в вере Христовой, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной. А разве почившие римские католики, лютеране, реформаты, или англикане скончались не в вере Христовой, не в надежде воскресения к жизни вечной? Никто, конечно, утверждать этого не посмеет, а если так, то наша церковь , очевидно, предоставляет нам несомненное право молиться за всех этих людей, как веровавших во Христа и в жизнь вечную. Все они наши братья о Христе и молиться за них любовь христианская нас обязывает. Правда, они не совсем были правы в вере своей и скончались, не освободившись от некоторых заблуждений; но, при всем том, они веровали во Христа и в жизнь вечную, веровали, быть может, глубже и искренне многих из нас и не менее нас стремились в жизни своей исполнять заповеди Христовы, а потому, по мере их веры и дел, заслужили милость Божию. По этой мере будет им полезна и наша о них молитва . „Не надобно отрицать“, говорить бл. Августин, „что души умерших получают облегчение от благочестия живущих родственников, когда за них приносится жертва Ходатая, или раздается милостыня в церкви. Но все сие приносит пользу только тем, которые в земной жизни заслужили, чтобы то им было полезно по смерти“ 38 . А посмеет ли кто-либо сказать, что римские —21— католики или протестанты не заслужили милосердия Божия потому только, что не принадлежали к церкви православной? Если бы кто и решился на это, то пусть он припомнит слова Апостола: „кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его“. „Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога“ 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все невинные и безгрешные чувства и желания человеческие, освященные Законом Божиим и свойственные естеству человеческому, пребывающему в духовной зрелости, в нравственной чистоте и непорочности, находили в Иисусе Христе свое натуральное воплощение и обнаружение. Вполне и совершенно человеческая воля свидетельствовалась в Нем действиями всей Его земной жизни, действиями, понятно, такими, которые проистекали из невинно-естественных, нравственно-чистых, святых и непорочных, должных и благословенных Богом в самой природе души человека чувств, расположений и желаний. Итак, историческое событие – определение Иисуса Христа, как подлинно Богочеловеческой Личности, в Которой истинно и действительно были соединены два естества, оставшиеся в полной, совершеннейшей и безусловной ответственности друг другу, т.е. человеческое естество в Нем пребыло в правде, адекватно равной идее бытия частной воли в отношении к абсолютной Воле Божества, как Верховному Разуму во вселенной, делало откровение в Иисусе Христе «вечной жизни» и, следовательно – спасения людей достоянием вообще естества человеческого: в Богочеловеке человеческий род не только приводился к Богу, но и водворялся в Боге, как Абсолюте, Первопричине и Первоисточнике «вечной жизни». Возглавленная в Иисусе Христе эта жизнь открыла «Царство Божие» на земле, имея «Главу и Вождя, Великого и Вечного Первосвященника, Царя и пророка» в Сыне Божием, т.е. в последнем Основании и конечной Причине: «Сей, будучи сияние славы, – говорит Апостол, – и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр.1:3 ); «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ); «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор.15:22–45 ). Возглавляя Собою человеческий род для «жизни вечной», и Сам будучи источником этой жизни по Божественному Своему естеству, Иисус Христос по человеческому естеству как в самом акте Своего – Сына Божия – воплощения, так в деле всего Своего потом служения явил идеальное совершенство естества человеческого, могшее быть воспитанным и явленным в роде человеческом, и, следовательно, добро в Нем неограничено, так как определялось принятием человеческого естества в единство Божественной Личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

господину С. С Спрашиваете, может ли народная поэзия научить благочестию? Большая часть произведений народной поэзии является прекрасным образцом христианского благочестия и веры. Но частично и она представляет собой опоэтизированный прах земной, не приносящий душе никакой пользы. госпоже Евдокимовой Когда апостол ощущал потребность в молитвах о себе, он обращался к верным: умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15, 30). Какую же тогда молитвенную помощь получаем мы от священников! Вашим резким осуждением духовенства Вы не приносите пользы ни священству, ни себе. Господь всех рассудит, Он все видит и все слышит. Иоанну из Сараева Потерянная надежда – потерянная жизнь. Не теряй надежды. Мир полон неисчерпаемых возможностей. И у Бога все возможно. А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40, 31). Письмо 197 матери, о вечной жизни Ваш сын погиб в авиакатастрофе. С тех пор Вы думаете только об одном: может быть, он жив? Есть ли жизнь после смерти? Кто нас убедит в этом? Я глубоко сопереживаю Вашему горю. Но меня удивляет Ваш вопрос, тем более что каждое Ваше слово дышит верой. Не знаю, может ли называться наследником Христовым тот, кто сомневается в вечной жизни? Смотрите, ведь главным откровением Христа было откровение о новой жизни, новом мире, о новом Царстве – совсем новом для людей. Для человека это откровение стало самым великим и самым радостным из всех откровений. Пренебречь им все равно что пренебречь Самим Христом и спасением. А принять – значит принять истину о Боге как о небесном Родителе, об Ангелах как о небесных жителях, о всевидящем Промысле Божием, о Страшном Суде, о жизни после телесной смерти, о радостном смысле нашей телесной жизни на земле. Все эти истины открыл нам Господь и свидетельствовал о них Собой, Своими словами и делами, добровольной смертью за нас, воскресением и вознесением. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2). Не в гробу же Он идет приготовить нам место! Воистину неутешительно было бы готовить место в вечной смерти! Нет, Он идет в другой мир и в иную жизнь, за гробом и выше гроба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Для чего? Для плоти? Нет, для греха (там же). Значит, по плоти они будут спасены, а для Бога живы во Христе Иисусе (там же), — живы, разумеется, той плотью, для которой они не умерли, ибо они мертвы для греха, а не для плоти. Поэтому он еще прибавляет: Итак, да не царствует грех в вашем смертном теле, чтобы вам повиноваться ему и отдавать члены ваши в орудия неправедности греха. Но отдайте самих себя Богу, как оживших из мертвых (12—13), — не как живых, а как оживших из мертвых, — и члены ваши как орудия праведности (13) . И вновь: Как вы предали члены ваши в рабы нечестию и беззаконию ради беззакония, так и теперь отдайте члены ваши в рабы праведности ради святости. Ибо когда вы были рабы греха, вы были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда от тех дел, которых теперь стыдитесь? Ибо конец их — смерть. Но теперь вы стали свободными от греха. Вы стали рабами Богу и имеете плод ваш в святости, а конец — в жизни вечной. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (19—23). Приводя ряд таких вот соображений, он стремится отвратить наши члены от нечестия и греха, обрести их для праведности и святости и перенести от возмездия смерти к дару жизни вечной. Поэтому он обещает награду спасения и плоти, от которой не подобало бы требовать святости и праведности, если бы ее не ожидала и награда за это. Не следовало бы и крестить ее, если бы она через это возрождение не предызбиралась бы к восстановлению, о чем апостол говорит так: Разве вы не знаете, что все мы, крестившиеся в Иисуса, крестились в смерть Его? Значит, мы погребены с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых, так и мы ходили в обновленной жизни (3—4). А чтобы ты не подумал, что речь идет только о той жизни, которой следует жить в обновлении по вере через крещение, он очень предусмотрительно добавляет: Ведь если мы были соединены с Христом подобием смерти, то будем соединены и подобием воскресения (5) . Ибо если в крещении мы переживаем подобие смерти, то поистине воскресаем во плоти, как и Христос, — чтобы, как грех царствовал в смерти, так и благодать царствовала через праведность в жизни вечной через Господа нашего Иисуса Христа (5:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Если вера в Бога, если любовь к Богу есть первая и важнейшая заповедь в законе, а вторая заповедь о любви к ближнему вытекает из этой первой, силу свою получает от любви к Богу, то значит, чтобы спастись, надо возлюбить Бога всем сердцем своим, ибо это первая и важнейшая заповедь закона. Что значит спастись? Это значит получить жизнь вечную, это значит войти в Царство Божие, это значит стать причастниками этого Царства! Что же такое Царство Божие? Что же такое жизнь вечная? Это сказал нам Господь Иисус Христос в Своей великой первосвященнической молитве, обращенной к Богу Отцу. Он говорил так: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17, 3). Это жизнь вечная: жизнь вечная в познании Бога, в познании Господа Иисуса Христа. Значит, без познания Бога, без познания Святой Троицы, без веры в Богочеловека, Господа Иисуса Христа, нет вечной жизни, то есть нет спасения. Господь Иисус Христос перед вознесением Своим на небо говорил ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 15–16). Видите, какие ясные слова, видите, как совершенно определенно Господь сказал: «Иже не имет веры, осужден будет». Значит, недостаточно только одних добрых дел, значит, нужна и вера, значит, надо, чтобы творящие добрые дела всем сердцем уверовали в Бога и возлюбили Его. Святой апостол Иаков сказал в соборном своем послании: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). И кто только верует и на одну веру возлагает все надежды на спасение, тот не спасется: нужны добрые дела. Но ведь можно сказать и иначе: если вера без добрых дел мертва, то, значит, и добрые дела без веры мертвы. Господь и Бог наш Иисус Христос говорил евреям изумительные слова о том, что все должны причащаться Небесного Хлеба, говорил, что этот Хлеб Небесный есть Плоть Его, которую отдает Он за жизнь и спасение мира. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и Пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Какой жизни? Жизни вечной: не будете иметь жизни вечной, не будете причастниками Царства Божия, не получите спасения душам вашим. Что же яснее? Если не веруем всем сердцем в Бога, если не крестимся, если не причащаемся Тела и Крови Христовой, то нет нам спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Если честно, в самой постановке вопроса о том, что знание «чужого» опасно, дезориентирует и проч., мне видится некоторая слабая и неверная исходная посылка. Как будто христианство – это такая лавочка, которая существует на конкурентных началах с другими, а потому дорожит каждым покупателем и старается его не информировать о торговых точках по соседству, чтоб он туда не переметнулся. На самом деле все, конечно, не так. Христианство – это жизнь со Христом, жизнь в доверии и в любви, и с этим ничто сравниться не может. Это такая полнота и радость, от которой и в голову не придет отказываться. Я очень люблю евангельскую историю о том, как после проповеди Господней о Хлебе Жизни, сходящем с небес, многие ученики смутились и оставили Его, и Господь спросил Двенадцать: « Не хотите ли и вы отойти? » И тогда Петр ответил: « Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни » (Ин. 6, 68). Здесь все замечательно: и то, что Господь не упрекает, не удерживает, оставляет полную свободу. Он не говорит: «Ага, вот, те меня предали, но уж вы-то, конечно, останетесь со мной». Нет, он спрашивает: «Не хотите ли и вы отойти?». И Петр отвечает ему: «У тебя глаголы вечной жизни». Слово, исходящее из уст Христовых, для нас источник вечной жизни – и куда, зачем нам идти? Другое дело, что бывает так, что человек, который по внешним признакам уже христианин, но еще не пережил личную встречу с Господом, на некоторое время отходит от церкви – но отходит именно для того, чтобы туда вернуться не ради идеологии, национальной идеи, красоты обряда, «духовности» и проч., а ради живого Господа Иисуса Христа. Так что знание других традиций для верующего человека только подчеркивает красоту и истинность православия. Как прекрасна работа отца Александра Меня «В поисках Пути, Истины и Жизни», где он рассматривает все религии с первобытных времен и до начала Новой Эры! Приступая с уважением и вниманием к каждой традиции, всякий раз батюшка имеет в виду Истину Христову и показывает, почему та или иная вера при всех своих достоинствах уязвима и неполна в сравнении с Евангелием, где Бог открывает Себя.

http://pravmir.ru/zachem-xristianinu-mol...

и для мирного успокоения прежде скончавшихся, которые имели надежду на Единородного Сына Твоего» 33 ... «Призри на нас, Боже, и помяни всех скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего» 34 . Таким образом Св. Православная церковь , принося за литургией бескровную жертву Агнца, вземшего грех мира, неизменно молится о вечном упокоении всех, усопших в вере Христовой, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной. А разве почившие римские католики, лютеране, реформаты, или англикане скончались не в вере Христовой, не в надежде воскресения к жизни вечной? Никто, конечно, утверждать этого не посмеет, а если так, то наша церковь , очевидно, предоставляет нам несомненное право молиться за всех этих людей, как веровавших во Христа и в жизнь вечную. Все они наши братья о Христе и молиться за них любовь христианская нас обязывает. Правда, они не совсем были правы в вере своей и скончались, не освободившись от некоторых заблуждений; но, при всем том, они веровали во Христа и в жизнь вечную, веровали, быть может, глубже и искренне многих из нас и не менее нас стремились в жизни своей исполнять заповеди Христовы, а потому, по мере их веры и дел, заслужили милость Божию. По этой мере будет им полезна и наша о них молитва . «Не надобно отрицать», говорить бл. Августин, «что души умерших получают облегчение от благочестия живущих родственников, когда за них приносится жертва Ходатая, или раздается милостыня в церкви. Но все сие приносит пользу только тем, которые в земной жизни заслужили, чтобы то им было полезно по смерти» 35 . А посмеет ли кто-либо сказать, что римские католики или протестанты не заслужили милосердия Божия потому только, что не принадлежали к церкви православной? Если-бы кто и решился на это, то пусть он припомнит слова Апостола: «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его». «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Из этого видно обещание жизни вечной и неувядаемого венца за делание, за тер­пение, за подвиги и победы, а не за одну только веру. И поскольку, обещая. Бог верен (...) в словах Своих и Свят в деяниях Своих ( Пс. 144, 13 ), и истина Господня пребывает вовеки ( Пс. 116, 2 ), и Он не сделал никакого греха. И не было лести в устах Его ( 1Пет. 2, 22 ), то в свое время Он выполнит обещание и за добрые дела воздаст жизнь вечную. Доказательство шестое Небесные блага уготованы тем, кто любит Бога, а не только верует в Него. Не ви­дел того глаз, не слышало ухо. и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Если Бог приготовил любящим Его Небесные блага и венец жизни, ясно, что они для тех, кто и творит волю Его ит соблюдает заповеди Его. Любовь к Богу лучше всего выражается соблюдением Его заповедей, как говорит Он Сам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14, 15 ). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14, 21 ). Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин. 14, 23 ). Нелю­бящий Меня не соблюдает слов Моих ( Ин. 14, 24 ). Итак, Небесные блага приготовлены для любящих Бога. Любовь к Богу – это соблюдение Его заповедей. Из этого следует, что Небесные блага воздадутся любящим Бога и исполняющим Его волю соблюдением Его заповедей, и воздадутся за любовь и исполнение, а не только за одну веру, как учат противники. Доказательство седьмое Противники считают, что для спасения достаточно одной только веры. Тогда спросим их, какой верой они надеются достичь жизни вечной, живой или мертвой? Если ответят, что мертвой, то как может совершить спасение мертвая вера? Как труп может достичь жизни вечной? Если скажут, что живой, то тогда для спасения вместе с верой необходимы и добрые дела, так как вера оживает благодаря делам, как говорит Апостол Иаков: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак. 2, 26 ). Подкрепление Когда в теле есть душа и оно совершает какие-либо действия, мы их приписываем не одному только телу, а телу вместе с душой, так как тело само по себе, без души, ничего не может. Так, например, мы не говорим: «тело пишет», «тело молится», «тело ходит», а «человек, имеющий душу и тело, пишет, молится, ходит». Следовательно, точно так же, когда вера оживляется добрыми делами и совершает спасение, то дело спасения припи­сывается не одной только вере, но и тому, и другому, то есть и вере, и добрым делам. Как же вы, противники, ищете для спасения веры, а дела отвергаете, и оживляемому припи­сываете большую силу, чем оживляющему!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010