О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первая часть этого выражения говорит о вполне конкретном событии в жизни Израильского народа. В книге Исход мы читаем, что, когда евреи выходили из Египта, «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» (Исх 13:21). В понимании событий Ветхого Завета присутствуют два аспекта. С одной стороны, история Ветхого Завета – это напоминание о прошлых событиях, являющихся великими деяниями, совершенными Богом ради Израиля. В этом и состоит одна из задач исторических книг Ветхого Завета, и прежде всего Пятикнижия. Но, с другой стороны, события Ветхого Завета одновременно возвещают будущие события, которые впоследствии Бог еще совершит ради Своего народа. В этом состоит задача уже пророческих книг. Поэтому весь Ветхий Завет является одновременно и воспоминанием, т.е. историей прошлого, и пророчеством, т.е. историей будущего. В свете такого подхода к событиям Ветхого Завета становится понятным вторая часть рассматриваемой строчки догматика –  праведное возсия Солнце. Эти слова взяты из книги пророка Малахии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4:2). Блаж. Феодорит Кирский, объясняя слова пророка, говорит: «Сие же приличествует и первому и второму пришествию Спасителя нашего; потому что в первое пришествие, как некое солнце, возсиял Он нам, седящим во тьме и сени смертной; освободив нас от греха, соделал причастниками правды, и духовными дарованиями покрыв нас, как некиими крилами, даровал исцеление душам нашим; и во второе пришествие, явившись изнуряемым в продолжение настоящей жизни, или против воли, или по собственной их воле, как праведный, рассудит их правдиво, и даст им обетованные блага» . Т.е. Солнце правды– это Христос, Который, подобно обычному солнцу, посылает в души верующих людей светлый луч истинного богопознания. Огненный столп как прообраз Христа – тема, которая имеет свои истоки еще в Ветхом Завете. Книга Премудрости Соломона видит в нем символ божественной Софии: «Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днем была им покровом, а ночью – звездным светом» (Прем. 10:17). Эту тему продолжают развивать и святые отцы, а абсолютно конкретно об этом сказал свт. Амвросий Медиоланский: «Что есть огненный столп, если не Христос Господь, Который рассеял тьму язычества и распространил свет истины и духовной благодати в сердцах людей?» .

http://bogoslov.ru/article/5277804

5. Как же мы докажем им, что один законодатель нового и ветхого завета? Этими, оставшимися у них, апостольскими изречениями, которые, по–видимому, заключают в себе обвинение закона, а на самом деле особенно возвышают его и показывают, что он есть вещание божественное и свыше пришедшее. И это было делом премудрости Духа, что обвинители закона, прельщенные готовым изречением, невольно и неведомо приняли защиту, написанную в пользу его, чтобы если они захотят видеть истину, то имели в этом изречении руководство для себя, а если останутся в неверии, то не имели бы уже никакого прощения, как неверующие ко вреду своего спасения и тому, чему они по–видимому веруют. Итак, где новый завет говорит, что один законоположник его самого и ветхого? Во многих и в разных местах; но мы пока постараемся привести отрывок, и у манихеев сохраняющийся еще и теперь. Какой же он? « Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? », говорит апостол, « ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной » (Гал. 4:21, 22)? Услышали еретики слова: « одного от рабы », и тотчас воспользовались ими; они думали, что эти слова — обвинение закона и, отрезав их от связи с прочими, удерживают, как одобряющие их. Мы же покажем из этого отрывка, что один законоположник. « Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. В этом есть иносказание » (Гал. 4:22, 24). Что значит: « иносказание »? События ветхого завета были прообразами событий завета благодати: как там две жены, так здесь два завета. Во–первых, в этом он показывает сродство нового завета с ветхим, когда этот был прообразом того; прообраз не противоположен истине, но сроден ей. Если бы Бог ветхого завета был противоположен Богу нового, то ветхий не мог бы прообразовать этими женами преимущество нового завета; а если бы он и прообразовал, то Павлу не следовало пользоваться этим прообразом. Если же скажут, что Павел сделал это, снисходя к немощи иудеев, то ему нужно было бы, проповедуя и эллинам, вводить эллинские образы, и напомнить об исторических событиях, бывших у эллинов. Однако он не делал этого, — и весьма справедливо, потому что эти события не имели ничего общего с истиной, а иудейские суть Божии вещания и законы; поэтому ветхозаветное и имеет великое сродство с новым заветом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пятидесятнице есть одно замечательное место. Приведя цитату из Ветхого Завета («злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10)), апостол Павел прибавляет: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Замечательно это место тем, что здесь мы видим свидетельство Писания Нового Завета о Писании Ветхого Завета. Подобных строк в новозаветных книгах немало, и каждая из них прямо говорит о нужности и незаменимости ветхозаветных книг для христианина. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19), – пишет об этом апостол Петр. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), – поучает Павел своего ученика Тимофея. Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Конечно же, во всех случаях речь идет о старозаветных Писаниях – тексты Нового Завета тогда еще даже не были полностью написаны. Каждый раз на Литургии, в «Символе веры», мы поем: «Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Раз уж мы причисляем себя к Церкви «апостольской», то должны восстановить в нашей церковной жизни и апостольское отношение к ветхозаветному Писанию, отношение любви и интереса. Нет ни одной главы в апостольских посланиях, где не было бы отсылок, прямых или косвенных, на книги Моисея и пророков. Из этих книг апостолы брали доказательства о том, что Иисус есть Христос (см. Деян. 17:2–3). Строки из этих книг служили им для молитвы (см. Деян. 4:25–27). Из лоскутков ветхозаветных Писаний выстраивалась новозаветная апостольская проповедь (см. Деян. 4:11; 2:17; 2:25). Апостолы в Христе Воскресшем видели, прежде всего, исполнение закона и пророков. Когда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), ученики узнали, что на каждой странице там – Он, их Господь. Так и нам нужно научиться смотреть на Ветхий Завет. Он написан Христовым Духом и о Христе. Путешествие в мир Ветхого Завета – это паломничество ко Христу. Наше отношение к старозаветным книгам есть показатель нашей любви к Воскресшему Спасителю.

http://pravoslavie.ru/114405.html

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» ( Рим. 1, 28–32 ). Вот так, по-доброму, апостол Павел относится к язычникам. Он призывает никого не осуждать. Как говорит святитель Иоанн Златоуст , язычнику было легко спастись раньше (до Христа) – он должен был только верить в единого истинного Бога (Творца) и исполнять веления совести; именно таких язычников Бог ввел в Царство. Некоторые из язычников до Христа спаслись: Иов, Мелхиседек, Руфь и др. После рождества Христова язычнику, чтобы спастись, нужно обязательно креститься. Далее апостол Павел пишет, за что будут судимы язычники ( Рим. 2, 12–16 ), – не за то, что некрещеные, а за то, что «не слушали свою совесть», и совесть на Страшном Суде все о них откроет. Лекция двенадцатая. Промысл Бога об Израиле Какие доказательства того, что Иисус послан Богом Ветхого Завета, можно привести из Писания? Почему православным нельзя молиться вместе с иудеями? Промышление Бога об избранном народе. Зачем нужны жертвы? Судьбы народов в руках народов. Завет обрезания. Жертвоприношение Исаака. Почему Бог принимает одного и отвергает другого. История Лавана и Иакова. Богоборчество Израиля. Грехи. Почему Бог открывает себя язычнику фараону. Избранничество Моисея. Место перехода евреями Красного моря. Кары египетские. Почему спас принесенный в жертву ягненок? Зачем людям был дан ветхозаветный закон? Ритуальная нечистота. Значение праздников. Запрет определенных видов пищи. Почему Бог повелел евреям полностью истребить хананеев. Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – один и тот же Бог. Он действовал в Ветхом и в Новом Завете. Мы верим в Бога – Создателя неба и земли, в Иисуса Христа, пришедшего в бытие, и в Духа Святого, говорившего через пророков. Еще во II веке гностиком Маркионом было выдвинуто учение, по которому есть два бога: бог справедливости Ветхого Завета и бог любви Нового Завета – и это разные боги. И когда святой Поликарп Смирнский с ним встретился, то, осудив, назвал его первенцем Сатаны. Какие доказательства того, что Иисус послан Богом Ветхого Завета, можно привести из Писания?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ст. 10–11. И вы собрали воды нижнего пруда и отметили домы в Иерусалиме, и разрушили домы для укрепления стены. И сделали пруд между двумя стенами для вод старого пруда. А на того, кто сделал его, вы не посмотрели, и произведшего это издали не видели. LXX : И отвели воду старого пруда в город, и разрушили домы Иерусалима для укрепления стен города. И сделали себе воду между двумя стенами внутри старого пруда. А на того, кто от начала сделал его, не посмотрели, и творца его не видели. Вы, которые, увидите или видите проломы в городе Давидовом, т. е. в церкви, проломы, умножившиеся во всем мире, вы, которые собрали воды пруда вашего и учения, – не верхнего, а нижнего, и отметили или разрушили домы Иерусалима, чтобы укрепить стену вашу, вы выкопали не колодцы, имеющие жизненные и вечные воды, а непрочные пруды немогущие удерживать воды. И сделали вы их между двумя стенами нового и ветхого завета и пренебрегли водою пруда ветхого и не обратили внимания на виновника закона – Бога, и Творца мира совершенно оставили без внимания. Это применительно к Еврейскому. Применительно же к LXX: еретики увидели, что их много и, полагаясь на это множество, отклонили от города Божия, т. е. от церкви учение Ветхого Завета и разрушили домы Иерусалима, чтобы построить соборища лукавнующих, и отвергши Ветхий Завет , не последовали и Новому, так как Новый Завет подтверждается свидетельствами Ветхого Завета. Поэтому между двумя стенами, старою и новою, сделали себе воды новые, которые считают внутренними и содержащими высшие тайны, чем те, какие содержатся в Ветхом Завете; и не посмотрели на Бога, Который есть Творец Ветхого Завета, и Виновника его не захотели увидеть даже издали. Ст. 12–14. И призовет Господь Бог воинств в день тот к плачу и рыданию, и к острижению волос, и к препоясанию вретищем. И вот радость и веселие – убивать волов и резать баранов, есть мясо и пить вино: будем есть и пить, ибо завтра умрем. И открыто в ушах моих (слово) Господа воинств: не будет отпущено вам это нечестие, говорит Господь Бог воинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф.5:17) – эти слова являются ключом к пониманию Ветхого Завета и в то же время задают тон всему Евангелию. Евангелие есть исполнение того, о чём говорится в Ветхом Завете, – без Ветхого Завета Новый теряет всякий смысл. В 13й главе говорится, в общем, о том же: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (13:52). Что значит «Новый» и что значит «Ветхий Завет»? Новый – не в смысле его противоположности Старому Завету, как мы часто думаем, а Новый (греч. кайнос или лат. novus ) в смысле – всегда новый. Не случайно слова Спасителя во время Тайной Вечери: «Сия есть кровь Моя Нового Завета» – на латинский язык переведены как: « Hic est enim canguis mens novi et aeterni testamenti » («Это Моя кровь Нового и Вечного Завета»). Латинское слово novus уже не вмещает того, что на греческом выражено словом кайнос , так что переводчику приходится прибегнуть к замене одного слова двумя: «новый» и «вечный». Я бы перевёл на современный язык это слово как «вечно новый»: «Сия есть кровь Моя вечно Нового Завета», «неустаревающего Завета». Сам термин «Старый», или «Ветхий», как мы обычно говорим, в достаточной мере условен. Лучше всё-таки говорить не Ветхий, а Моисеев Завет (данный при Моисее), или Завет, заключённый с отцами, но во всяком случае не Ветхий, потому что ничего ветхого в нём нет. Завет, данный отцам, и Завет, данный нам, – в этом вся разница двух Заветов. «Не нарушить пришёл Я, но исполнить» – это первый момент Нагорной проповеди, присущий только Евангелию от Матфея. Второй – о клятве, когда Спаситель обращается к Нам с такими словами: «…не клянись вовсе: ни небом, потому Что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие Ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”, а что сверх этого, то от лукавого» (5:34–37).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Поэтому здесь мы представим его только в кратко изложенной системе. Жидовствующие совершенно отвергают книги Нового Завета, как источник верований; они придерживаются лишь Св. Писания Ветхого Завета, но с особенным уважением относятся, впрочем, только к пятикнижию Моисея и псалмам Давида. В свое оправдание, они, обыкновенно, приводят такое рассуждение: «когда в доме есть старший, то меньшему не следует распоряжаться; стало быть, при существовании старого завета – новый неуместен» 210 . При этом, более сведущие из них ссылаются на те места в книгах Св. Писания Ветхого Завета, где говорится о неизменяемости Божьей и об установлении завета вечного. Из этих мест чаще всего жидовствующими приводятся следующие: Исх. 12:14 : «да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его»; Исх. 27:21 : «Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых»; Исх. 28:43 : «Это устав вечный, [да будет] для него и для потомков его по нем»; Лев. 6:18, 22 : «Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних... Это вечный устав Господа»; Лев. 7:36 : «Это вечное постановление в роды их»; Лев. 10:9 : «Это вечное постановление в роды ваши». (Срав. 24:3). Кроме того, жидовствующие сектанты ссылаются еще на Пс. 88:4–5 ; Исх. 24:5; 55:3; 61:8 и не забывают слов Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» ( Мф. 5:17–18 ). Наконец, жидовствующие приводят в оправдание своего лжеучения и чисто практический мотив: ссылаются на то, что само русское правительство дозволяет печатать книги Ветхого Завета. «Если бы, – говорят они, – Ветхий Завет потерял свою силу и сделался не нужным, то правительство не дозволило бы печатать ветхозаветных книг» 211 . Отрицая всякое значение Св. Писания Нового Завета, и усвоив раввинское толкование ветхозаветных книг, жидовствующие сектанты с решительностью отвергают учение Православной Церкви о Боге, Троичном в Лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Во-первых, как мы знаем, Ветхий Завет является неотъемлемой частью Священного Писания Христианской Церкви. Это означает, что он так же важен для нас в своих постановлениях, законах и предписаниях, ведь все они даны нам Самим Богом. Конечно же, в ветхозаветных писаниях мы можем встретить такие указания, которые для христиан уже не являются необходимыми к исполнению. Это связано с тем, что после прихода в мир нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, часть постановлений Ветхого Завета теряют свою значимость (пример: ежедневные кровавые жертвоприношения животных). При этом Сам Господь Иисус Христос исполнил весь Закон, как Он Сам и объявил в начале Своего служения: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5: 17). По этому поводу блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Так как Он намеревался ввести новые законы, то, чтобы не почли Его противником Божиим, Он в отвращение такой мысли говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить»… Он исполнил его совершением всего сказанного о Нем пророками… Он исполнил закон и в том смысле, что восполнил его…» с. 80–81]. Однако всем верующим в Него Христос даровал Новый Завет, то есть новый закон человеческого бытия. Этот закон уже во всей полноте призывает и помогает человеку на его пути к Богу. Ветхий Завет, в свою очередь, был лишь приуготовлением к приходу Спасителя и дарования Им Нового Завета. Об этом нам говорит и святой апостол Павел в своем Послании к Галатам: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал. 3: 22–24). При этом мы также должны понимать, что многие постановления Ветхого Завета касались непосредственно народа Израиля, так как Господь особенно заботился об их духовно-нравственной чистоте, которую они должны были хранить, в связи с тем, что именно они являлись хранителями веры в истинного Бога и должны были стать тем народом, из которого родится Спаситель. Но все же большая часть постановлений Ветхого Завета имела отношение и к жизни Христианской Церкви, особенно в его законоучительной части. Таким образом, все это показывает нам важность учения Ветхого Завета о браке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Итак, зачем мы изучаем Ветхий Завет? Во-первых, вспомним о том, что когда Господь Иисус Христос призывает исследуйте Писания ( Лк.24:32 ) и когда апостол Павел говорит, что все Писание богодухновенно ( 2Тим3:16 ), то оба они имеют в виду в буквальном смысле именно Ветхий Завет. Особенно стоит обратить внимание на то, как часто Господь Иисус Христос в Своих проповедях и поучениях цитировал Ветхий Завет, используя взятые из него изречения, образы и сравнения (например, на каждое искушение сатаны Он отвечал цитатой из Второзакония, см. Мф.4:4, 7, 10 ). Точно так же мужи апостольские, ссылаясь на Библию, цитировали в основном Ветхий Завет, ибо канон Нового Завета в первые века христианства находился в стадии формирования. Таким образом, Сам Господь и святые мужи Древней Церкви явили нам пример благоговейного и трепетного отношения к Ветхому Завету, придавая ему высочайший авторитет. Во-вторых, Святая Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания , что выражалось и в практике объединения книг Ветхого и Нового Завета в одни кодексы (Синайский, Ватиканский), и в решительном осуждении взглядов еретика Маркиона, отвергнувшего Ветхий Завет, и, наконец, в том, что святые отцы уделяли серьезное внимание составлению комментариев на священные ветхозаветные книги. А так как Священное Писание является важнейшим (хотя и не единственным) источником православного вероучения, то все его части должны быть предметом тщательного изучения, ибо равнодушное отношение к истокам нашей веры недопустимо в принципе. Правда, некоторые могут в качестве возражения привести тезис о том, что Господь Иисус Христос отменил ветхозаветный закон, т.е. будто бы все ветхозаветные предписания в свете Евангелия потеряли свою актуальность. Однако здесь нужно четко разграничить содержание ветхозаветного законодательства, в котором есть как нравственные нормы, так и обрядовые. И если внешняя, ритуальная сторона закона (обрезание, жертвы, правила о чистой и нечистой пище и пр.) действительно отменена Христом, то нравственная часть, которая является сердцевиной Ветхого Завета, имеет непреходящее значение, о чем засвидетельствовал Сам Христос: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (πληρσαι). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:17–18 ). Необходимо отметить, что более точно слово πληρσαι следует перевести «восполнить», т.е. дать полноту, законченность. Это означает, что учение Господа не противоречит Моисееву Закону и не отменяет его моральные принципы, но восполняет и развивает их. Этот вывод подтверждается тем местом, которое в христианском учении занимают заповеди Десятословия, входящие в православный Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010