«Наука, – писал он, – учит нас смиренью. Она ничего не презирает. Наука – это любовь». И в этих словах С.Л.Франк видит примиренье с действительностью, пантеистическую черту приятия мира как он есть. Ведь если индивидуальная и общественная жизнь идут не по указке наших идей, а какими-то своими путями, то, быть может, в этом виновата не действительность, не жизнь, а бедность наших идей, которые хотят насиловать реальность: оттого-то так протестовал Герцен против насильственных переворотов и ломки, считая, что только мелкое, органическое накопление фактов изменяет ход жизни. И опять-таки, подобно Ницше, он как эстетик протестовал против излишней уравнительности, против сплоченной посредственности, которая создает торжество мещанства. Под конец жизни в нем назревал своеобразный эстетический или, если хотите, мистический реализм, который охватывал жизнь как она есть, со всем противоречием идей и действительности. И в этой вдумчивой созерцательности было разрешение давящего дуализма, волнующего и наших современников, которые все еще не могут освободиться от рационализма, этого первого наставника молодого А.И.Герцена. Так оценил даровитый философ-идеалист беспокойного бойца, в котором и друзья, и враги долго видели только политического деятеля». 195 Впервые: Вестник Русского Христианского Движения. Париж–Нью-Йорк–Москва, 1977. 121 (II) С.171–172. В примечании редакции журнала об адресате С.Л.Франка сказано следующее: «В. Федоровский, друг семьи С.Л.Франка, в последние годы жизни стал священником. Умер в 1976 г.». 196 Лига Наций – международная организация, имевшая целью развитие и сотрудничество между народами и гарантию их мира и безопасности. Существовала с 1919 г. по 1946 г. 197 Августин Блаженный Аврелий (354–430) – христианский философ и теолог, один из «отцов церкви» (у католиков). С.Л.Франк множество раз обращается к наследию Августина и в критическом ключе (наиболее резко выраженному в публикуемом отрывке «Из письма В. Федоровскому»), но также и в положительном, поскольку основу своей мысли он видел в признании philosophia perennls (вечной философии – лат.), той традиции «неоплатонизма и христианского платонизма», которая «проходит через всю историю европейской философии, начиная с Плотина, Дионисия Ареопагита и Августина вплоть до Баадера и Владимира Соловьева» ( Франк С.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

135 Katteubusch, Von Schleiermacher zu Ritscbl, Zur Orientirung liber den gegenwârtigen Stand der Dogmatic» – Giesen 1893. 136 Kübel, Ueber Unterschied zwischen der Posihven und der Liberalen Théologie 18–19 München 1893. 163 E. Hartmann, «Die Selbstzersetzung des Chnstenthums und die Religion der Zukunft», Berlin, 1874. 164 Писаревский, Полтора года в Берлине, «Бог. Вести», 1897, май, 251 стр. Что подобный пример далеко не исключение, об этом можно судить по хронике церковной жизни за границей журнала «Церковный Вестник». 165 Большинство этих модных разрушительных движений громким эхом отозвалось и на нашей русской жизни. Замечательно, что сами западные ученые признают даже русский «нигилизм» прямым порождением протестантизма. См. напр. Hoff, Die Revolution seit dem seebzenten Jahr-hundert, 637 s. Freiburg, 1887. 169 Таковы законы Швеции 1868 г. и 1873 г.; законы Дании от 28-го июля 1866 года и пр. В h m «Der Protestantismus unserer Tage» 242–240 ss. München 1897. 174 Не менее любопытна в этом отношении и история английского протестантизма, где наряду с господствующей епископальной церковью, существует множество различных протестантских обществ, в ряду их особенно выдается новейшее сектантское движение „армии спасения“, – этой странной смеси религиозного одушевления с солдатским деспотизмом и социально-демократич. порывами. Но ввиду того, что история английской церкви составляет предмет особого исследования, мы отпускаем ее в настоящем случае. 177 Для иллюстрации сказанного позволим себе привести следующее объявление, напечатанное от лица протестантского пастора в одной из газет Соединенных Штатов 26 Марта 1896 года: «Леди баптистской церкви приглашаются в храм на общественное собрание, в навечерие Божественного Пятка. Программа составлена краткая. Будут предложены мороженое и пирожное. Так справляют американские баптисты великий день Страстного Пятка! См. Rohm – 269 s. Читать далее Источник: История христианской церкви в XIX веке : в 2-х т./Изд. А.П. Лопухина. - Петроград : Тип. А.П. Лопухина, 1900-1901./Т. 1: Инославный христианский Запад. 1900. – 588 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Отвечая в январе 1933 г. на заметку о. Г. Ломако, которого в первую очередь удивляла непринадлежность Движения какой-либо епархии или церковному округу, и вновь перечисляя особенности административной неоформленности Движения, определяющейся географией его распространения, о. Сергий указывает и на единственную для всей русской эмиграции особенность — фактическую над-юрисдикционность Движения: «Значительная часть Движения находится в пределах Латвии, Эстонии, Финляндии, Польши. Живущие там члены Движения связаны со своими церковными приходами и со своими архипастырями. В Болгарии члены Движения входят в состав русской епархии Епископа Серафима (Карловацкой ориентации). Есть движенцы, состоящие в ведении М. Елевферия [то есть епархии, подчиненной Московскому Синоду. — А. К.]. Это различие юрисдикций не позволяет включить Движение, во всей его совокупности, в состав какой-либо одной епархии, ибо это вызовет раздробление и внутренний раскол в самом Движении. Несомненно, каждый архипастырь несет ответственность за ту часть Движения, которая находится в пределах его епархии, но на ком должна лежать ответственность за все Движение в совокупности, это вопрос не легко разрешаемый» . В 1933 г. французская Академия воспитания и социальной взаимопомощи объявляет литературный конкурс на написание романа о большевизме: «…в качестве сюжета должны иметь художественное изображение психология большевизма и тех опустошений, какие — в свете вековых традиций, воспитанных христианским учением и нравственностью, — причинило, причиняет и будет причинять семье, государству, обществу усвоение и приложение к жизни концепций большевизма». Роман предлагалось представить на родном языке автора к 1 июля 1934 г. Объявленная первая премия равнялась 50 тысячам франков. «Вестник» разместил на своих страницах объявление об этом конкурсе . 24 сентября 1933 г. зabepшuлcя VIII Oбщuй съезд РСХД, обсудивший четыре основных вопроса: «…вопрос о направлении Движения, вопрос о работе среди юношества и о месте этой работы в целом Движения, вопрос о переустройстве руководящих органов Движения и вопросы отношения Движения к инославным христианским организациям» . 21 сентября о. Сергий выступил с докладом «Проблемы идеологии Движения». По окончании работы съезда советом по вопросам идеологии были сформулированы «Задачи христианского движения», окончательный текст был редактирован о. Сергием:

http://bogoslov.ru/article/6174394

1920 Важнейшие работы о роли Аввакума в расколе таковы: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Вып. 1. М., 1887. С. 102–161, 165–166; Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1898; Ключевский В.О. Западное влияние и церковный раскол в России XVII в.//Ключевский В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей. М., 1913. С. 386–470. О движении " боголюбцев» или " ревнителей благочестия» см.: Зеньковский С А. Протопоп Иван Неронов (Очерк из истории Русской Церкви XVII века)//Вестник русского студенческого христианского движения (Париж–Нью-Йорк). 1954. 31. С. 11, 13–14. [Статья вошла в данное издание]. 1921 Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Белград–Париж, 1937. С. 57–67; Карташов А.В. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П.Б. Струве. Прага, 1925. С. 373–382; Zenkovsky V. V. A History of Russian Philosophy. L.–N.Y., 1953), Vol. I, P. 40–43. Очень важна, уже упоминавшаяся нами, работа П. Паскаля. 1922 Согласно древнерусской и староверческой легенде, град Китеж был укрыт Богом во время монгольского вторжения, поскольку жители этого города вели благочестивую жизнь. Он был сохранен на дне озера Светлояр неподалеку от Нижнего Новгорода. Считалось, что благочестивые люди даже могут услышать звон колоколов и церковную службу спрятанного в водах города, когда стояли на берегу озера. Китеж, согласно легенде, продолжает жить своей благочестивой жизнью под водой. Эта легенда окончательно сложилась во времена Смуты 1609–1617 гг. и стала для старообрядцев символом Священного Царства. См.: Мельников П.И. Полн. собр. соч. Т. 7, С. 26–27; Комарович В.Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. М.–Л., 1936 (С. 165, 167–171, 173 в особенности); Гациский А.С. У невидимого града Китежа//Древняя и новая Россия. 1877. И. С. 271. " Комсомольская правда» (официальный орган советской коммунистической молодежи) в номере от 18 декабря 1953 г. сообщала, что берега озера Светлояр продолжают оставаться местом массового религиозного паломничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Каждый из таких кружков объединял от 6 до 30 человек. На территории Парижа участников РСХД было около 100 человек, половина из которых были студентами, в том числе и Парижского богословского института. В результате их деятельности даже возникает такой печатный орган как «Вестник Русского христианского движения» 162 . Встречи нового движения проходили в самых разных форматах. Уже упомянутые нами кружки организовывались еженедельно и обыкновенно имели форму беседы или доклада с обсуждением на самые разные актуальные темы: «О Воскресении Христовом», «О грехе», «Крушение идеологии» и т. д. Для руководителей проводились курсы, встречи, беседы и лекции, которые читали А. Карташев , Н. Бердяев , Л. Зандер, еп. Вениамин (Федченков) , С. Безобразов, Б. Вышеславцев и др. Для привлечения новых участников регулярно организовывались открытые лекционные собрания 163 . Отличительной особенностью пражских собраний и кружков было игнорирование его членами конфессиональных атрибутов ради «несоблазнения» неверующих. Как пишет свящ. В. В. Зеньковский : «Члены Пражского библейского кружка, например, при изучении Священного Писания руководствовались только своим пониманием текста и некоторыми руководствами, изданными Федерацией. На собраниях этого кружка нельзя было повесить иконы, чтобы не соблазнить неверующих» 164 . Подобные организационные частности являются для нас показательными, так как доказывают общую направленность РСХД на внеконфессиональность, что не может не сопровождаться отвержением православной идеологии. Как это верно отмечает архиеп. Феофан (Быстров) , «конечной целью этого союза является идея всемирного объединения людей не на почве той или иной церкви, а на почве интерконфессионального христианского мировоззрения» 165 . 1.2.2 Религиозно-философская академия Религиозно-философская академия (РФА) имеет свою предысторию создания. 31 июля 1922 года Пол Андерсон, сотрудник YMCA, организовал в пригороде Берлина студенческую конференцию, которую посетили митр. Евлогий, В. Зеньковский , Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Присутствие и воздействие журнала в позднесоветской России – прежде всего, конечно, в столицах, но и не только в них – было столь заметно, весомо, что в последние годы советской власти «Вестник РСХД», без малейшего преувеличения, необходимо считать одним из самых влиятельных факторов формирования оппозиционного сознания. И, наряду с феноменом раннего РСХД, наряду с цементирующей ролью Движения во множестве религиозно-культурных начинаний, эта кардинальная роль «Вестника» в крушении коммунизма и содействии возрождению христианской мысли в России есть еще один вклад Движения в выполнение духовной миссии диаспоры. Возвращаясь наконец к собственно философским и богословским начинаниям, напомним, что о неутомимой организационной активности Н.А.Бердяева в этой сфере мы уже говорили, описывая работу созданной им Религиозно-Философской Академии в Берлине (с ноября 1922 г.), а затем и в Париже (с ноября 1924 г.). Самым же важным и долговечным из бердяевских предприятий стал выпуск религиозно-философского журнала «Путь», который выходил в свет в Париже с сентября 1925 г. по март 1940 г. Издание осуществлялось на средства все той же YMCA, причастность которой к журналу обозначалась присутствием в редколлегии Г.Г.Кульмана (1894–1961), секретаря американского отдела YMCA, однако нисколько не была ни вмешательством, ни надзором; Кульман был тесно (в том числе и семейно, будучи мужем одной из сестер Н.Зернова) связан с русской диаспорой и предан русской культуре. Помимо него, в редакцию входил также Б.П.Вышеславцев. Журнал имел подзаголовок «Орган русской религиозной мысли», и он полностью оправдал его: он был истинным форумом русской религиозной мысли, и за годы его выхода трудно указать сколько-нибудь заметного участника философской и богословской жизни диаспоры, тексты которого не появлялись бы на страницах «Пути», либо не обсуждались на них. При этом, журнал успешно стремился не быть замкнутым в эмигрантском мире. «Хроника духовной жизни» освещала события, происходившие отнюдь не только в диаспоре; рецензии помещались как на труды эмигрантских авторов, так и на многие произведения западной мысли, в особенности, появлявшиеся во Франции и Германии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

11 Цит. по: Ларше Ж. К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии: 14 «Когда я читаю древних классиков христианского богословия, отцов Церкви, я нахожу, что они более актуальны для моего времени с его бедствиями и проблемами, чем продукция современных богословов. Отцы боролись с жизненными проблемами, с теми проявлениями вечных вопросов, которые описаны и изложены в Священном Писании . Я бы рискнул сказать, что св. Афанасий и бл. Августин гораздо более современны, чем многие из наших теперешних богословов. Причина здесь простая: они говорили о реальных вещах, а не о картах, были озабочены не столько тем, во что человек может поверить, сколько тем, что Бог сделал для человека. Нам, «в такое время, как наше», следует расширить свою перспективу, признать древних учителей и попытаться создать для нашего времени жизненный синтез христианского опыта» – Флоровский Г., прот. Откровение и Истолкование. Догмат и история. М., 1998. С. 27. 17 «В современном мире православное сектоведение/ПС/представляет собой лишь один из множества подходов к анализу феномена новых религиозных движений/НРД/. Монополия на исследования в этой области была потеряна» – Мартинович В. К вопросу о православном сектоведении в современном мире: 18 Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Минск, 2015. С. 180–181. 20 Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. Почаев, 1910. С. 9. 22 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 21. 23 «Учитывая особенности словоупотребления слова «секта» в русском сектоведении, следует в первом приближении все секты делить на две категории: 1) имеющие христианские корни и 2) нехристианские по происхождению. Секты, вышедшие из христианского мира, – это ереси, остальные – язычество и иудейство. Но если принять во внимание расширенное употребление термина «ересь», то употребление слова «секта» будет вполне уместным для нехристианских доктрин» – Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Богословский вестник. 2018. 29. Вып. 2. С. 211

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/k-vo...

От легального марксизма и увлечения кантианством перешел к религиозному идеализму. В 1918 г. принял священство. 1 января 1923 г. выслан из Советской России. Профессор догматического богословия и декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, постоянный автор издаваемого Н. Бердяевым журнала «Путь», один из идеологов Русского студенческого христианского движения (РСХД), участник экуменического движения. О жизни С. Н. Булгакова см.: Автобиографические заметки. Париж, 1946. Перечни его трудов см.: Сергей Булгаков . Библиография. Сост. К. Наумов. Париж, 1984; Богословские труды. 1986. Т. 27. С. 179194 (сост. монахиня Елена). Из основных сочинений можно перечислить: «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» (1911); «Философия хозяйства» (1912); «Свет Невечерний» (1917); «Тихие думы» (1918); «малую» трилогию «Купина неопалимая» (1927), «Друг Жениха» (1927), «Лествица Иаковля» (1929); «большую» трилогию «О Богочеловечестве» (ч. I: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Как отмечено во множестве работ, Флоренский существенно повлиял на софиологию Булгакова, на его философию имени, этику и православную эстетику. Конкретнее см. об этом в «Истории русской философии» В. В. Зеньковского (Т. II, ч. IV, кн. VI). В статье «Труп красоты (По поводу картин Пикассо)» (1914) Булгаков рассуждает про « художественную иллюстрацию к главе о геенне в книге о. Павла Флоренского» (Булгаков С.Н. Сочинения.: В 2-х т. М., 1993. Т. 2. С. 533). 689 Печатается по изданию: Булгаков С. Н. Сочинения: В 2-х т. М., 1993. Т. 1. С. 538547. Впервые: Вестник РХД. 1971. 101102. С.126135. 690 О, бурь заснувших не буди.., – последняя строка стихотворения Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветер ночной...» (1836). 693 ...шекспировское слово (Гамлета об Офелии)... – Если Булгаков имеет в виду реплику Гамлета «Вы приплясываете, вы подпрыгиваете, и щебечете, и даете прозвища Божьим созданиям...» (акт III, сцена I; пер. М. Лозинского), то комплимент мемуариста становится двусмысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

—565— мы все же беднеем духовно (Симптомы и причины современного настроения); что, не смотря на охватившее в настоящее время почти всех стремление к мнимому, эгалитарно-либеральному идеалу жизни людей, равных в труде, в благополучии, власти и т. д., – смысл истории, подлинный, истинно человеческий смысл, все же не в этом идеале механизованного строя жизни, а в тех мотивах и идеальных началах, которые управляют развитием общества, которые одни создают историю, обусловливают историческое творчество, действительное движение вперед, к лучшему, дают человечеству возможность самодеятельно и свободно устроят свою жизнь – по своим понятиям о должном, желанном и ценном (Смысл истории и идеалы прогресса, стр. 23. 7:41. 3. 5:55, 61 и др.); что, сознавая права личности, задачи христианской, православно-христианской и национально-русской культуры, мы должны энергично бороться против занесенных к нам с запада, обезличивающих, убивающих нравственность, религию и истинно свободную и гуманную мысль, принципов безнадежного пессимизма, скептицизма, утилитаризма, парламентаризма и в частности – против главного носителя и выразителя этих исключительно-утилитарных начал, еврейства, которое растет и крепнет на счет нашей родины, поедает лучшие наши соки, все подчиняя силе и идеалу плутократии и всех обращая в „верноподданных рубля“ (Из итогов века и писем Еврейство и Россия) и т. д. и т. д. Мы не можем, однако, касаться здесь всех этих частных идей, – это завело бы нас слишком далеко, – и отметим лишь наиболее оригинальные суждения П. Евг-а: о женском вопросе, о наших национальных задачах и о религиозном обновлении наших дней. Пресловутый, еще недавно так страстно обсуждавшийся вопрос об эмансипации женщин П. Евг. решал отрицательно и, – что особенно важно, – не на основании каких-нибудь безотчетных симпатий или косвенных соображений, но совершенно научно-объективно, на основании определенных физико-психологических данных. Мужчина и женщина различны по природе и по призванию, потому что в их организации заложены совершенно различные „психи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970) История Русской Православной Церкви История русской философии Игорь Корнильевич Смолич Деятель русской эмиграции, церковный историк. Доктор философии и доктор богословия. Биография В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета. Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара. В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова. В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность. Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах. В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010