На трапезе Писания нам предложен такой хлеб слова: почему Господь наш Иисус Христос , пришедший за жизнь всех принять на Себя страдание и смерть, перед славным крестом говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( «Отче..., аще возможно есть, чаша сия да мимоидет от мене») ( Мф. 26:39 )? Многие, не поняв мудрой цели и не вникнув в сокрытое в этом изречении сокровище, говорят о Его робости. Но мы, возлюбленные, побеседуем с Ним, как дети, чтобы вам, как детям, усвоить мысли Его. Скажем Ему, не как совершенные, но как дети: «Почему, Господи, перед страданием за нас, перед распятием на кресте, Ты робеешь и молишься, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия»? Если Ты сам Себя истощил, приняв образ раба, когда никто Тебя не принуждал, зачем теперь Ты о другом просишь и говоришь: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия»? Ты ведь сдерживался и спешил пить эту чашу. Ты говорил: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» ( «крещением... имам креститися, и како удержуся, дóндеже буду пить его») ( Лук. 12:50 ); и между тем как сдерживаешься и спешишь пить его, (теперь) отказываешься и говоришь: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Ужели не знаешь, что Ты намерен был претерпеть за нас смерть? И ведь Ты говорил: «Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( " подобает Сыну человеческому быть предану и пострадати... и в третий день востати») ( Мф. 16:21 ); почему же перед самим крестом Ты отказываешься и говоришь: «если возможно, да минует Меня чаша сия»? И если Ты этого желал, зачем порицал своего ученика Петра, препятствовавшего Тебе? Ты говорил: «Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»; а Петр говорил: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( «милосерд ты Господи: не имать быти тебе сие») ( Мф. 16:22 ); (тогда) вознегодовав на него, Ты говорил: «Оойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( «иди за мною сатано, соблазн ми еси: яко не мыслиши, яже Божия, но человеческая») ( Мф. 16:23 ). Если Ты порицал его тогда, как по-человечески говорящего, зачем теперь ищешь того, чему он тогда препятствовал, и говоришь: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пост в древности Пост пришел в христианство еще из ветхозаветной практики, где он понимался как жертва Богу. Человек постился весь день, его физические силы ослабевали и это воспринималось как жертва Богу вместо всего тела человека (в древних культурах, кроме библейской, ничего страшного не видели в человеческих жертвоприношениях как таковых). В древности пост был полным воздержанием от пищи с утра до вечера. Так же понимают пост сейчас мусульмане. В христианстве это воздержание стало осмысляться как дело милосердия – средства, сэкономленные на несъеденной за день пище, предлагалось сосчитать и отдать бедным. В христианском произведении II века, «Пастыре» Ерма, о посте говорится так: «прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный. Поступай же так: исполнивши вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу и получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу. Если соблюдешь ты это с детьми твоими и со всем домом твоим, то будешь блажен». Древнейшие сведения, дошедшие до нас, говорят, что сначала постом отмечался сам день Пасхи. Пасха праздновалась в один день с иудейской и была главным образом воспоминанием не о воскресении Христа, а о Его страданиях и смерти. Накануне иудейской Пасхи Христос был распят и в память об этом христиане постились в день Его смерти. Пасхальный пост продолжался где день, где два, а где 40 часов, в память о 40-дневных постах Моисея, Илии и Христа. В одних церквах пост заканчивался в день иудейской Пасхи, в других начинался, но везде он был недолог. Даже и до сих пор в Страстную Пятницу и Великую субботу поются праздничные песнопения. Это отголосок того периода, когда и смерть, и воскресение Христа отмечались в один день.

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Рецензия на Н.Ф. Красносельцева «К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Казань. 1889». Источник Имя профессора Н. О. Красносельцева (ныне профессора церковной истории в Императорском университете в Одессе) пользуется в науке уже давно почетною известностью. Последние годы почтенный профессор одарил церковно-археологическую и литургическую науку целым рядом мелких брошюр и солидных монографий по разным вопросам избранной им специальности. Все эти труды ученого профессора отличаются солидными литературно-научными достоинствами и не прошли незамеченными в «нашей периодической печати. Мы со своей стороны намерены в настоящий раз обратить внимание читателей лишь на самые последние произведения его плодовитого пера и высказать некоторые иные суждения по вопросам, затронутым в них почтенным автором. На первом месте мы ставим книгу, заглавие которой выписали выше. Появление этой книги в свет было вызвано подобною же работою протоиерея К. Никольского под заглавием: «О службах русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах». Спб. 1885, в которой автор рассмотрел и, насколько это было возможно, сделал историко-археологические объяснения пятнадцати разнообразных церковных служб, ныне уже не совершаемых или вышедших из употребления» (стр. 5). Но так как «книга о. Никольского исследует намеченный предмет не во всей полноте: иное здесь только намечено, а иное и вовсе опускается» (стр. 8), то проф. Красносельцев и был вызван «на дальнейшую разработку затронутых в ней предметов и на дополнение новыми материалами» (Ibid). Последнее касается чинов вступления на паству новых архиереев, летопроводства и страшного суда, и сделано им на основании вновь открытой рукописи соловецкой библиотеки 1715–1723 г. 1181 под заглавием: «Книга глаголемая чиновник келейная архангело-городского Спасского собора, собранный от первого чиновника и записок и от обычаев тоя церкви положенный». Но на этом почтенный профессор не остановился. В виду того, что в старинных богослужебных книгах имеется несколько весьма важных чинов, ныне не употребляющихся и почему то обойденных о. Никольским в его книге, как напр. чин омовения трапезы в великий четверток, чин окладовати град, чин пострижения черниц, последование на освещение масла в великий четверток и субботу, молитвы об оглашенных за утреней и вечерней и обряд оглашения в великую пятницу, чин, како молебен пети за болящего и чин погребения священников и архиереев, то проф. Красносельцев в своей настоящей книге подверг историко-археологическому обследованию и все эти чины. А так как, скажем мы словами самого г. Красносельцева, область, в которой вращается исследование, весьма мало разработана, то, конечно, не обошлось без таких суждений и заключение, который вызывают возражения и проверку» (стр.6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Скачать epub pdf Сегодня хочу исполнить вчерашнее обещание, возлюбленные. Спрашиваю, где мы тогда закончили слово. Мы говорили, что иудеи приняли замысел против Иисуса, чтоб Его убить. И вот, когда они собрались вместе, явился пред ними Иуда и говорит им: «что вы дадите мне, и я вам предам Его» ( Мф.26:15 )? Они же, встав, с мечами и дрекольями последовали за ним. И «дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» ( Мф.26:48 ). И когда они пришли на место, где был Иисус с учениками Своими, Иуда, выступив вперед, облобызал его со словами: «радуйся, Равви» ( Мф.26:49 ). Господь же сказал ему: «друг, для чего ты пришел» ( Мф.26:50 )? Делай, за чем пришел. О, целование коварное, нагромождение беззакония и погибели! О, целование горькое, гибель души, путь в геенну! Блудница, целовавшая ноги Господа, воззвала из нечистоты душу свою. А этот, поцеловав, изглажен из книги жизни. О, любомудрие женщины! О, неразумие уче­ника! Когда та целовала ноги Господа, радовались ангелы и пригото­вляли ей венец. Когда целовал этот, радовались демоны и плели веревку для повешения. «Радуйся, Равви». Он радуется, а ты будешь страдать, потому что от радости отвержен. «Радуйся, Равви. И поцеловал Его» (Мф..26:49) . И, схватив, повели Его к архиереям Анне и Каиафе. Искали лжесвидетельства на Него, и не находили. Тогда повели Его (к Пилату) и поставили Его. Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский»? Господь же молчал, как написано: «безгласен, ...Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). Пилат сидел, судя, а Тот, Который будет судить живых и мертвых, стоял, Солнце правды стояло, и Господь терпел суд над собою ради спасения мира. Пилат, убедив­шись из самого дела, что Его предали по зависти, взял воду и умыл руки пред народом, говоря: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» ( Мф.27:24 ). Иуда же, увидев, что Он осужден, отдал серебро архиереям со словами: «согрешил я, предав кровь невинную» ( Мф.27:24 ). «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф..27:25). И испол­нилось написанное: «злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс.7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами: T δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), T μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σ μερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

165. Совершишася! (На Великую Пятницу) Как много можно сказать одним, только одним словом! Совершилось! Закончено, исполнено. Нет сомнения, что это слово произносилось и врагами Господа, нашего Спасителя, когда они, возвратившись с ужасной Голгофы домой, с чувством сатанинской радости, не раз повторяли это слово: “Наконец-то, мы достигли столь страстно желанной цели: Иисуса Назарянина, нашего неумолимого Обличителя, нет больше в живых; мы не услышим больше Его властных, жгучих, невыносимых для нашей совести глаголов, всегда ставивших нас в позорное положение пред этим невежественным народом, готовым обожать Его, идти за Ним в горы и пустыни, голодать с Ним, чтобы слушать и слушать Его без конца! Да! Его больше нет: теперь нам нечего бояться, теперь мы – полные господа, вожди народа, и народ пойдет за нами, как послушное бессловесное животное, а Его, этого Галилеянина, постепенно забудет, и Его новое учение развеется, как облако, как дым по ветру, и мы спокойно будем жить, как нам хочется. Совершилось: кончено, больше Он не будет преследовать нас, как грозная тень, как неумолимый Судия!.. “ Так ликовали книжники и фарисеи, беззаконные иудейские архиереи и саддукеи, торжествуя сегодня победу свою над Пророком из Галилеи. Но отвратим наш мысленный взор от этих гордых представителей иудейской, развращенной до мозга костей интеллигенции, этих богоотступников и христоубийц. Перенесемся и мыслию, и сердцем на священную Голгофу. Здесь совершается великая тайна нашего спасения. Здесь приносится бесценная Жертва искупления всего рода человеческого. Здесь Агнец Божий, вземляй грехи всего мира, умирает на кресте. Вот Он, в несказанном томлении крестных мук взывает: “Жажду!” Вот Он вкушает уксуса, смешанного с горькою желчью. Вот слышится из Его божественных уст это великое, бесконечное по своему значению, слово: “Совершишася!” – Совершилось! – возопил Он в сознании исполненного великого дела, порученного Ему Отцом Небесным: дело соверших, Отче, еже дал еси Мне, да сотворю! Совершилось! – возгласил Он, как Победитель, торжествуя победу над адом и смертью . Совершилось! Еще утром сего дня, великого и единственного дня во всемирной истории, ад и смерть царили властно над родом человеческим, а теперь, в этот священный, таинственный час, когда Господь, преклонив главу, послушный воле Отца Небесного, испустил дух, ад, по выражению песни церковной, уже, стеня, вопиет, смерть уже лежит, окаянная, без дыхания, – исполнилось давно желанное чаяние народов – явился и совершил Свое дело обетованный Примиритель неба с грешною землей, в беззакониях зачатого человека с Богом всесвятым; немощь человеческая воспринята в любовь Божественную, и сею любовью покрыты все долги кающихся, то есть алчущих и жаждущих спасения, грешников. Кто, какой ум – не говорю – человеческий, но и ангельский, какой ум сотворенный в состоянии обнять и постигнуть все величие дела нашего спасения, совершенного любовью воплотившегося Сына Божия?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий пост: календарь питания по дням 4 мин., 01.02.2024 Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а заканчивается 4 мая. 5 мая — Пасха, Светлое Христово Воскресение . Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. Наиболее строгие недели поста — первая и последняя ( Страстная ). Читайте также: В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе — до выноса плащаницы. Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, здоровьем и советуясь со своим духовником. Обычно мирянами не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни (или практикуется только в некоторые дни). Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами — кальмарами, креветками и т.п. Но так как не существует отдельного устава для мирян и все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета.

http://foma.ru/velikiy-post-kalendar-pit...

1 В греч.: «третий вал», который считался самым страшным, как у нас девятый. 2 Текст в скобках принадлежит оригиналу. 3 Домостроительство Сына Божьего — т. е. Божественный план спасения человеческого рода, который объемлет Воплощение, Страсти и Воскресение Сына Божьего. 4 Текст может быть переведен еще и так «уплатить свой долг (или штраф)». 5 Текст может быть переведен также и так: «от нашего времени». 6 Hom. de centum ovibus XXXIV in Evang. 7. 7 В греч. « αντρεψε », которое я перевел здесь двумя словами. 8 Т. е. ясно сознающие свои поступки, сделанные по своей воле, без какого-либо постороннего влияния. 9 Гал. 4:4; Еф. 1:10 10 Рус. пер.: «Закон был нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправ­даться верою. По пришествии же веры мы уже не пол руководством детоводителя» (Гал. 3:24—25) 11 « δκμς δοναι , αποτσαι », см. прим. 4 на с. 288 наст издания. 12 « δκας κτσαι », т. е. опять тот же смысл: как «уплатить ил раф» См.: Larnpe G. W. II A Patristic Greek Lexicon Oxford, 1961. P 365. 13 Т. е. ангельских сил. 14 Потому что тогда страдало бы не человеческое естество, а ангельское. 15 Опять мы имеем δδωσι τν δκην — см об этом ранее «Воспринятый человек», т. е. человеческое естество, которое воспринял в воплощении Сын Божий. 16 По Платону, такие периоды охватывали периоды от 1000 до 10000 лет. 17 Оригинал: «сущий внизу». 18 Рим. 6:3. 19 Ин 6:53—54. 20 Ин 14:8. 21 Возможно, Схоларий здесь имеет в виду недостаток времени и необ­ходимость быть кратким. 22 «Проклят всяк висящий па древе» (Гал. 3:13). 23 Говоря о Богочеловеке, Схоларий, если мы правильно понимаем его мысль, хочет сказать, что Бог стал человеком не в том смысле, что Божест¬во соединилось с человеческим телом (потому ч го в таком случае можно было бы говорить, что на кресте страдало Божество, что недопустимо), а и том, что Божество соединилось с человеческой душою Богочеловека. 24 Т. е, человеческой душе отвечает человеческое тело, а не наоборот. Например, по Джордано Бруно, человеческое тело как бы отливается со­гласно облику души; позднее тело подвергается порче от старости и бо­лезней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3026...

В Музее истории религии проходит выставка в честь 435-летия установления почитания Туринской плащаницы 3 мая, 2013. Новостная служба Туринская Плащаница — одна из древних христианских реликвий, которая, согласно евангельскому повествованию, является погребальным саваном Иисуса Христа. Полотно, в которое было завернуто Тело, запечатлело на себе страсти Христовы. 3 мая. ПРАВМИР. В Государственном музее истории религии проходит выставка, посвященная 435-летию установления традиции почитания Туринской плащаницы, сообщает «Вода Живая». Туринская Плащаница — одна из древних христианских реликвий, которая, согласно евангельскому повествованию, является погребальным саваном Иисуса Христа. Полотно, в которое было завернуто Тело, запечатлело на себе страсти Христовы. О подлинности реликвии до сих пор ведутся дискуссии как между учеными и богословами, так и в среде самих ученых. Исследования не дали однозначного ответа относительно способа возникновения изображения на Плащанице. По мнению некоторых ученых, отпечаток на ткани образовался из ее обугленных частиц при сильном излучении в момент воскресения Христа. На ткани были обнаружены частицы пыльцы растений, типичных для Палестины, а также различимые при сильном увеличении отпечатки римских монет того времени. Тайна величайшей святыни остается не раскрытой до конца. В Великую Пятницу во всех храмах совершается благоговейный чин выноса Плащаницы. На экспозиции представлены фотографии и паломнические сувениры из Иерусалима, Турина, Трокели. При подготовке текстов и изображений использовались исследования Уильяма Вильсона, Джованни Новели и Зенона Зелковского — участников Исследовательского проекта по изучению Туринской Плащаницы. Он объединил ученых из многих стран, исследовавших реликвию в 1970-1980-х и 2000-х годах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-muzee-istorii-religi...

Как все успеть на Страстной: 10 важных советов Чтобы не проспать Пасху 10 апреля, 2017 Чтобы не проспать Пасху Большинству из нас приходится сочетать работу, участие в богослужениях и бытовую подготовку к Пасхе. Как успеть все по хозяйству, не упустить главного, и не переутомиться. 1. Выбрать богослужения и составить свою “программу-минимум” . Кто-то привык участвовать в литургии в Великий Четверг. А может быть, вы захотите побывать на тех службах, которые пропустили в прошлом году. Некоторые богослужения более длинные и напряженные, и на них не пойдешь с малышом, если поручить его некому. Спланируйте это. 2. Если вы объективно не успеваете, надо принять это и не заниматься самоукорением. Ничто так не отравляет проживание Страстной и подготовку к Пасхе, как мысли о своей неорганизованности и никчемности. Делайте то, что можете! 3. Подстраивать хозяйственные планы под духовные и не отвлекаться. Наиболее важные службы приходятся на конец недели, значит уборку нужно завершить в ее первые дни. Чтобы подготовка была успешной, не надо через каждые 10 минут присаживаться к компьютеру и выкладывать фоточки чистых окон и свежего теста. Будете потом писать драматический километровый пост о том, что ничего не успеваете. 4. Заранее решить, что будете готовить, составить список продуктов . С ним будет проще не накупить с голодухи лишнего. Обильный и бездумно накрытый пасхальный стол (когда непонятно, кто ЭТО ВСЕ будет есть) чреват расстройством желудка и порчей продуктов. Лучше приготовить свеженькое в середине Светлой. 5. В начале недели закупить часть продуктов для пасхального стола. Те, которые хорошо хранятся в холодильнике или не требуют холода. Гораздо проще по дороге со службы докупить творог и мясо, чем всю Великую пятницу проходить по магазинам. 6. Достать и подготовить формы, краску для яиц, украшения, скатерти, корзинки. Выложите все это богатство перед собой и осмыслите, что у вас есть, чтобы в субботу не носиться в поисках нарядного полотенчика, попутно вспоминая, куда же вы дели те миленькие подставочки для свечей. 7. Печь куличи лучше во вторник или среду .

http://pravmir.ru/kak-vse-uspet-na-stras...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010