Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста. Инфографика 5 мин., 17.03.2024 Календарь Великого поста 2024 года: когда начинается и заканчивается Великий пост, какие подготовительные недели ему предшествуют, чему посвящены воскресные дни поста и каждый день Страстной недели — все это в инфографике «Фомы». Календарь Великого поста 2024 (недели Великого В православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, а «седмица» — неделя в современном понимании. Подготовительные недели Великого поста (воскресные дни) Смотреть Неделя о мытаре и фарисее — 25 февраля На литургии читается притча о мытаре и фарисее Следующая седмица (26 февраля — 2 марта) — сплошная: отменяется пост в среду и пятницу. Неделя о блудном сыне — 3 марта На литургии читается притча о блудном сыне Следующая седмица (4–9 марта) — пост в среду и пятницу 9 марта — Вселенская (мясопустная) родительская суббота — день особого поминовения усопших. Неделя мясопустная, о Страшном суде — 10 марта Мясопустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть мясную пищу. На литургии читается Евангелие о втором пришествие Христа Следующая седмица (11—16 марта) — Масленица (другое название — Сырная седмица): сплошная, но уже без мяса (можно яйца, рыбу и молочные продукты). Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье — 17 марта Сыропустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть молочную пищу. Заговение на Великий пост. На литургии читается Евангелие о прощении и посте, вечером совершается Чин прощения. Свернуть Седмицы и недели (воскресные дни) Великого поста 1-ая седмица 18—23 марта 18—21 марта. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского. 23 марта: Первая суббота Великого поста — день памяти вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером совершается служба великомученику и раздача колива. В 2024 году на эту же дату переносится празднование памяти Сорока Севастийских мучеников.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Святой великомученик Георгий издавна почитается русским православным народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в светской культуре: его изображали такие разные художники, как В. Серов и В. Кандинский; к нему обращались анонимные авторы духовных стихов о Егории Храбром и поэты серебряного века… И невозможно представить себе страницы русской воинской славы без имени святого Победоносца, в честь которого были названы высшие военные награды Российской империи. О посвященных святому Георгию геральдических символах и воинских регалиях мы беседуем с известным военным историком, автором ряда научных монографий и многочисленных статей, заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Андреем Сергеевичем Кручининым.      — Андрей Сергеевич, образов святого великомученика Георгия Победоносца немало среди древнейших из сохранившихся на сей день русских икон. Это, видимо, позволяет говорить об особом почитании святого воина нашими предками? — Действительно, не нужно быть специалистом, чтобы сразу припомнить, насколько многочисленны изображения святого Георгия, оставленные нам древнерусской иконописью. Это и «портретные» иконы, и образа с многочисленными клеймами, иллюстрирующими житие и чудеса великомученика, изображения пешие и конные, иконы из деисусного чина иконостасов … Разумеется, святой Георгий был не единственным угодником Божиим, пользовавшимся на Руси особой любовью и почитанием (наряду со святителем Николаем, пророком Илией, Флором и Лавром…), и даже не единственным святым воином — вспомним Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата… Но, думается, «место» римского военачальника, ставшего истинно русским святым, всё же по-своему исключительно — настолько «общим» оказывается он для различных слоев населения Руси. Древнерусская икона святого Георгия. Чудо Георгия о змие. XVI в. Собрание Государственного Русского музея (ранее – собрание Чириковых)      Святой Георгий. Около 1486 г.

http://pravoslavie.ru/93135.html

Седмицы Великого Поста: история происхождения и важные даты Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников 28 декабря, 2013 Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников Начался Великий Пост. Время, которое Церковь предлагает провести в углубленной, покаянной молитве. Определенные ограничения накладываются в Пост и на продукты питания. Как питаться во время седмиц Великого Поста, составить календарь важных церковных дат и не ошибиться? Мы составили рекомендации для тех, кто планирует придерживаться Поста. Содержание статьи Седмицы Великого поста Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных. Традиции поста Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: Седмицы Великого Поста в 2024 году «Неделей» в церковном календаре называется начало воскресного дня. Поэтому, согласно церковному календарю, «Неделя Крестопоклонная»  — это третье воскресенье Великого Поста и седмица, которая шла до этого воскресенья. Первая Седмица Великого поста (18 марта — 24 марта) Отличается особой строгостью. Первые два дня рекомендуется совсем отказываться от вкушения пищи. В первые четыре дня Поста на Великом поверий будут читать канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы  освящают «коливо» (отваренную с медом пшеницу) в память Св. Великомученика Феодора Тирона, который помогал христианам сохранить традиции Поста. Известно, что византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказалокропить кровью идоложертвенных животных все запасы еды в Антиоксии. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, который погиб в 306 году за Христову Веру, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и приказал в течение ближайшей недели питаться коливом. Вторая Седмица Великого поста (5 — 11 марта)

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

Семей (Семипалатинск). Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Инициатором строительства Никольской церкви был семипалатинский купец Николай Масленников. Его предложение обсуждалось на всеобщем собрании прихожан Знаменского собора 7 октября 1845 г., на котором было решено ходатайствовать перед епархиальными властями о необходимости строительства нового храма в Семипалатинске. Сбор пожертвований поручили купцам Н. Масленникову, Кузнецову и Васильеву, которым Тобольской духовной консисторией для этой цели были выданы три белые шнуровые книги. В 1846 г. строительство в письменном виде благословил архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий (Ящуржинский). К 1855 г. было собрано 4565 рублей серебром, в 1858 г. было уже 6312 р., в 1870 – 10 000, а в 1884 – 18 225 рублей. Тем не менее, нашелся и противник строительства. Таковым оказался протоиерей Михаил Богословский, семипалатинский благочинный, который обратился в городскую Думу с предложением использовать уже собранные средства на строительство кладбищенского храма с обоснованием ненужности еще одного приходского храма. Семипалатинская городская Дума не пошла навстречу пожеланиям протоиерея Богословского, но строительство Никольского храма еще довольно долго не начиналось. Толчком к возобновлению вопроса о Никольском храме послужило освящение в 1888 г. Покровского собора в Усть-Каменогорске, очень быстро построенном и ставшим укором для семипалатинцев, у которых проблема строительства Никольского храма растянулась почти на 50 лет. В 1889 г. строительство Никольского храма вторично благословил Исаакий (Положенский), епископ Томский и Семипалатинский. Попечителями были избраны купцы Е.И. Ременников, В.В. Шипилов и П.В. Зенков. 6 июня 1890 г. епархией был учреждён Строительный Комитет под председательством купца А.В. Москвина (с 1891 г. заменившего Е.И. Ременникова на должности попечителя). Строительство осуществлялось с 1892 по 1901 гг. Первым священником Никольской церкви был назначен настоятель Введенского храма с. Глубоковского Змеиногорского уезда Томской губернии Омской епархии, в будущем известный в крае учёный и краевед Борис Георгиевич Герасимов. В 1903 г. в храме появился новый иконостас, стоимость которого составила 19000 рублей. Главный, Никольский престол был освящен 29 сентября 1902 г. епископом Омским и Семипалатинским Сергием (Петровым). 26 мая 1904 г. епископ Омский и Семипалатинский Михаил (Ермаков) освятил левый придел во имя Св. Великомученика Феодора Тирона. Наконец, 20 октября 1904 г. протоиереем Александром Соловьевым был освящен правый придел, во имя Св. Пророка Осии и Св. Андрея Критского. При новой церкви были устроены две часовни, в одной из которых установили мраморный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=31641

Слово 76 (1) Надлежит соблюдать и держать спасительный пост не в первую только неделю святой Четыредесятницы, но и во все прочие. 1. Что имею я сказать любви вашей ныне, то следовало бы сказать в прошедшее воскресенье. Но как я знал, что в первую седмицу Четыредесятницы все почти христиане с радостию и великим усердием держат добрый и спасительный пост, всякий охотно возлагает на выю свою иго его, и ни одного не найдешь даже из таких, которые, не чая себе спасения, проводят жизнь свою в бесстрашии и нерадении о богоугождении, который бы не соблюдал закона поста в эту неделю и не хранил воздержания вместе с другими христианами, сколько это ему под силу, то и решил доныне отложить беседу мою с вами о лощении в прочие недели Великого поста. Все христиане, как я сказал, подвизаются в первую великопостную седмицу. Но, как в субботу празднуем мы преславное избавление от осквернения, бывшее христианскому народу чрез посредство святого великомученика Феодора Тирона, а в воскресенье творим праздник в воспоминание Православия и благодарим Всеблагого Бога славословиями и песнями, то в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностию, внушает отвратиться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага нашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чревонеистовства и не возвращайтесь более к удовлетворению недобрых пожеланий, коим удовлетворяли прежде столь долгое время, но как почтили мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и все прочие. Да, братия мои возлюбленные, пожалеем себя самих и не попустим себе сгубить в наступающую седмицу, что собрали в прошедшую. Напротив, надлежит нам паче поревновать о том, чтоб к стяжанному прежде приложить и другое что, а не разбрасывать зле (худо. – Ред.), что прежде уэкономили добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Молодежь организует велопоход, в ходе которого расчистит алтари заброшенных храмов Тульской области 10 июля, 2013. Новостная служба Сейчас молодые люди готовят небольшие концерты и выступления для всех, кто им встретится на пути и захочет с ними подружиться. Также они берут с собой кинофильмы, которые в самой простой и доступной форме рассказывают о православной вере. 10 июля. ПРАВМИР. Молодежь нового прихода Москвы в честь великомученика Феодора Тирона во главе с настоятелем Димитрием Крутовым примет участие в велопоходе, в ходе которого расчистит алтари заброшенных храмов Тульской области. «Мы хотим расчистить храмы и прилегающую к ним территорию от мусора, развесить в них иконы, обозначить места алтарей и установить информационные таблички, в которых будет описываться история каждой святыни, — пояснил настоятель прихода и инициатор похода иерей Димитрий Крутов. — Местные жители и туристы должны знать, что места эти по-прежнему святые и что к ним надо относиться благоговейно». Сейчас молодые люди готовят небольшие концерты и выступления для всех, кто им встретится на пути и захочет с ними подружиться. Также они берут с собой кинофильмы, которые в самой простой и доступной форме рассказывают о православной вере. Приход великомученика Феодора Тирона приглашает всех желающих присоединиться к православному походу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/molodezh-organizuet-ve...

Пинск. Собор Феодора Тирона. Федоровский собор Собор. Действует.   Престолы: Феодора Тирона Год постройки:Между 1990 и 2001. Архитектор:Л.В. Макаревич Адрес: Беларусь, Брестская обл., г.Пинск, ул.Парковая, 145 Координаты: 52.128002, 26.069537 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце 80-х годов XX века было принято решение возвести новый православный собор в честь святого покровителя города Феодора Тирона. Проект храма в ретроспективно-русском стиле разработал архитектор из г. Барановичи Л.В. Макаревич. Пинский Свято-Феодоровский собор трехнефный, трехапсидный с тремя притворами. Кубовидный объем храма завершается пятью куполами, традиционными для православного зодчества. Главы имеют световые барабаны. Купола, позакомарное и посводчатое покрытие кровли выполнено из меди. Окислившаяся медь и имеет такой глубокий темный цвет. Высота храма под яблоко креста 33 метра. Высота колокольни 55 метров. Храм стоит на подклете-крипте. Храм возводился методом народного строительства на пожертвования горожан, организаций и предприятий. Русско-византийский стиль никогда не встречался в чистом виде в пинском культовом зодчестве предшествующих веков. Поэтому он является нетипичным для Пинска, в то же время открывает новую страницу в развитии будущей православной храмовой архитектуры города. Храм освящен 25 июня 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх совершил чин освящения престола и подписал антиминс, который теперь находится на главном престоле. Второй антиминс подписан епископом Пинским и Лунинецким Стефаном (Корзун) и находится на приставном престоле. Некоторые сведения о древнем деревянном храме святого великомученика Феодора Тирона дает описание закрытия его униатским епископом в 1631 г. К 1839 г. обветшавшая Федоровская церковь вновь была закрыта, а в 1865 г. возобновлена в бывшем костеле доминиканцев, перестроенном под собор на средства прихожан. В 1939 г. собор был разрушен и на его месте построен кинотеатр «Дружба». С 1991 г. ведется реконструкция здания, на данный момент - это собор Воскресения Словущего Пинского Свято-Варваринского женского монастыря. В 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совершено освящение нового храма святого великомученика Феодора Тирона г. Пинска на новом месте.

http://sobory.ru/article/?object=19341

Зима. Церковь Феодора Тирона. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В конце XIX века, в связи с прокладкой железной дороги, неподалеку от старого поселения Зима возник новый пристанционный поселок того же наименования. 14 мая 1898 года на средства из Фонда имени императора Александра III, а также на пожертвования А.Ф. Боталина и других лиц, был торжественно заложен деревянный храм. Спустя год, 24 июля 1899 г., церковь освятили во имя мученика Феодора Тирона. Храм общей площадью 50,78 кв. саженей был рассчитан на 400 молящихся. Для посёлка, насчитывавшего в 1905 г. 10 000 жителей, он был мал, и возник вопрос о расширении церковного здания. Однако к перестройке так и не приступили, а вскоре в поселке была возведена еще одна церковь – Покровская. Архитектура Феодоро-Тироновской церкви выдержана в псевдорусском стиле, характерном для многих культовых сооружений Министерства путей сообщения. Масштабное построение храма и колокольни различно. Последняя имеет явно подчиненный характер при монументальном храме с широким восьмериком и крупной главой. Каждая грань восьмерика завершается щипцовой кровлей. Вместе такие кровли создают нарядное основание восьмигранного колпака. Устремлены вверх и кокошники по периметру барабана, и завершение колокольни, и щипцы над четвериковыми основаниями храма и колокольни, а также узкие высокие окна. Горизонтальные членения фасадов придают храму монументальность и даже некоторую массивность. Стены храма снаружи были обшиты и окрашены, а внутри оштукатурены и побелены. До наших дней здание не сохранилось. О дальнейшей судьбе сведений нет... Первым священником храма в честь великомученика Феодора Тирона стал уроженец Балаганского уезда, сын псаломщика, Иоанн Иннокентьевич Амвросов (1899-1909). Отец Иоанн служил в храме в пристанционном поселке Зима десять лет, затем был переведен в Иркутск, где служил в храме в честь Входа Господня в Иерусалим города Иркутска. Был законоучителем Иркутского второго высшего начального училища, библиотекарем епархиального братства святителя Иннокентия Иркутского. После захвата Входоиерусалимской церкви обновленцами вышел за штат. А дальше начались аресты и ссылки. В феврале 1925 года священник Амвросов был арестован впервые и приговорен к трём годам концлагерей и трём годам ссылки. С июля 1926 года находился в Вишерском отделении Соловецкого лагеря особого назначения. Затем отбывал в ссылку в Ялуторовском районе Уральской области. Затем был арестован в конце 1931 года, находясь в ссылке. В мае 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ как " член Ялуторовского руководящего ядра контрреволюционной организации «Союз Спасения России» " и за " получение контрреволюционных воззваний Никольского епископа Ерофея " осужден по статье 58-11 УК РСФСР. Мера наказания и дальнейшая судьба неизвестны. Реабилитирован 12 января 1990 года Прокуратурой Тюменской области по делу 1932 года, 13 февраля 1995 года Прокуратурой Иркутской области - по делу 1925 года.

http://sobory.ru/article/?object=39328

Суббота первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона Стихи: Тирон пищей колива питает город, Пищу оскверненную признав негодной. Святой великомученик Феодор Тирон В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Когда Юлиан Отступник наследовал царство после Констанция, сына Константина Великого , и обратился от Христа к идолослужению, то началось великое гонение на христиан, явное и вместе с тем скрытое. Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, — стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию , хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон . И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище?» — «Дав им коливо, — ответил святой, — восполни недостаток». Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так (как повелел святой Феодор), сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары.

http://pravoslavie.ru/1614.html

Лысцево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Покровская церковь была построена в 1780 г. тщанием капитана Михаила Васильевича Ртищева в стиле провинциального барокко, с колокольней. В 1875 г. на средства прихожан к холодному зданию церкви пристроили теплую трапезную с двумя приделами: во имя великомученика Феодора Тирона и великомученицы Параскевы. В 1932 г. храм закрыли. Церковь была разорена и сильно разрушена: сохранились лишь части трапезной. Использовалась в качестве каменоломни. В 1998 г. храм в разрушенном виде был возвращен верующим. Восстановлен придел великомученика Феодора Тирона, устроен иконостас, происходят богослужения. Информация с сайта Московские епархиальные ведомости Даже самое богатое воображение ещё несколько десятилетий назад не могло нарисовать картину столь мощного возрождения разрушенных храмов Подмосковья - казалось бы, навсегда утраченных. Но, по милости Божией, многие из них начали возвращаться к жизни... Сначала возле поруганных святынь стали совершаться молебны, затем - с восстановлением стен, кровли - Божественные литургии. Люди, представляющие разные поколения, объединяются вокруг поруганных святынь, и на недавних руинах развивается приходская жизнь. Так случилось и с Покровским храмом села Лысцево. 240 лет назад тщанием отставного капитана Михаила Васильевича Ртищева была здесь построена каменная церковь в стиле провинциального барокко с колокольней. Ещё через 95 лет на средства прихожан к зданию церкви пристроили тёплую трапезную, в которую были перенесены приделы во имя великомученика Фёдора Тирона и великомученицы Параскевы. Ну, а безбожный ХХ век с его гигантской разрушительной силой пытался сначала морально уничтожить дома Божии, превратив их в спортзалы, клубы, кинотеатры, просто хозяйственные склады, и затем нередко следовало физическое уничтожение. Как горько слышать возле возрождающихся в наши дни святынь такую фразу: " Разобрали на кирпичи " ! Тут тоже часть храма разобрали на кирпичи... А что осталось - местный колхоз " переоборудовал " под зернохранилище. И чтобы сюда могла заезжать техника, решили сделать сквозной проезд, то есть разбить для этой цели стены. Колокольню уничтожили ещё в 1938 году. В 80-х годах прошлого века в оставшейся части храма случился пожар. Сгорело сено и вместе с ним - уникальная роспись XIX века. Остался лишь небольшой фрагмент. В 1998 году этот уже бесхозный храм, точнее его руины, передали епархии. Какое-то время он был приписным к храму апостола Иоанна Богослова в Коломне.

http://sobory.ru/article/?object=19922

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010