Иные стихиры, глас 8 О, преславнаго чудесе !/на Небеси и на земли радость/днесь в памяти возсия Димитрия мученика./От Ангел хвалами венчается/и от человек пения приемлет./О, како пострада!/Како добре подвизася!/Имже враг паде лукавый,/Христу побеждшу того. О, преславное чудо!/На небе и на земле радость/сегодня воссияла в день памяти Димитрия мученика./От Ангелов он похвалами венчается/и от людей песнопения принимает./О, как он сражался!/Как прекрасно состязался!/Чрез него пал коварный враг/– ведь Сам Христос победил его! О, преславнаго чудесе!/чудес светлостьми, солнца светлейше,/присно Димитрий светит концем,/от невечерняго Света облистаемый/и в незаходимем Свете красуяся./Егоже сияньми облацы отгнани быша варварстии,/недузи прогнашася/и демони победишася. О, преславное чудо!/Чудес лучами светлее солнца/всегда блистает Димитрий концам земли,/от немеркнущего Света озаряемый/и в не заходящем Свете наслаждающийся./Его сияниями отогнаны были тучи варварские,/недуги изгнаны (и) демоны побеждены. О, преславнаго чудесе!/Христа ради прободен треблаженный Димитрий,/ко врагом всегда явися оружие обоюдуострое,/пожиная врагов вышения/и низлагая демонская сверепства./Емуже возопиим:/святый Димитрие, покрый ны,/верно почитающия тя от любве всегда. О, преславное чудо!/За Христа копьями пронзенный/трижды блаженный Димитрий/для врагов всякий раз являлся мечом обоюдоострым,/сжиная врагов кичливость/и низвергая демонов спесь./Ему воззовем:/“Святой Димитрий, защищай нас,/твою всегда почитаемую память празднующих!” Слава, глас 6. Византиево: Слава, глас 6. Византийца Днесь созывает нас страстотерпца bceмiphoe торжество./Приидите убо, празднолюбцы,/светло празднуим память его, глаголюще:/радуйся, иже ризу нечестия раздрав верою,/мужеством же духа себе обложив./Радуйся, упразднивый кознодейства чуждаго,/крепостию, данною тебе от Единаго Бога./Радуйся, иже прободенными удесы/блаженную страсть Христову духовне нам возживописав./Егоже моли, страдальцев удобрение Димитрие,/избавитися нам видимых и невидимых враг/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Богородичен: Вреда при родах не испытавшая!/От всякой пагубы, Дева, избавь всех нас,/и от землетрясения тягчайшего и скорби,/прекращая негодование Владыки/Твоими материнскими ходатайствами,/Богом Обрадованная! Ин. Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем. Канон иной. Ирмос: Камень краеугольный/от нерассекаемой горы – Тебя, Дева,/отсечен был без помощи рук,/– Христос, соединивший разделенные естества./Потому мы с веселием Тебя, Богородица, величаем. Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче,/устави страстей прилоги,/молву разори ересей/и напастей утиши бурю молитвами твоими. Расторгни узы согрешений/тебя, страстотерпец, воспевающих,/прекрати нападения страстей,/ослабь ересей волнение/и искушений бурю успокой/ходатайствами твоими. Направи к стезям правым Небеснаго Царствия/священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие,/на пажить спасительную, на место вечное. Направь к стезям прямым Небесного Царства/священнейшую паству твою,/венценосец, мученик Димитрий,/на пастбище спасительное,/на место вечное. Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения/поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие,/Жизнодавца Господа и Царя Сил. О том, чтобы получили венцы славы/и Небесного Царствия достигли/воспевающие тебя, мученик Димитрий,/моли, Господа, жизни Подателя/и Царя Сил! Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево,/вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем;/Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси. Богородичен: Как корень, источник и виновницу нетления/все мы, верные, убежденно/почитаем Тебя хвалами, Дева;/ибо Ты Ипостасное Бессмертие/источила нам. Ин. Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Канон иной. Ирмос: Изумилось тому небо,/и ужаснулись пределы земли,/что явился людям Бог во плоти,/и чрево Твое стало пространнее небес./Потому Тебя, Богородица,/сонмы Ангельские и человеческие величают.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Ин. Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/богочестивым неистовно разжже,/силою же лучшею спасены сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Канон иной. Ирмос: Семикратно печь/Халдейский властитель/для чтущих Бога в неистовстве разжег;/но силой высшею спасенными их увидев,/к Творцу и Избавителю взывал:/“Отроки благословляйте, священники воспевайте,/люди превозносите во все века!” Да Бог явленна/сотворит тя сущим в мipe, Димитрие,/негасиму свещу душевную сохранша,/елеем деяний умащену всегда,/и, яко чертога, тебе отверзошася двери,/приснотекущ источник тя мvpa Божественнаго показует,/возмездие чистоты сию дая благодать. Дабы сделать известным живущим в мipe, что ты, Димитрий,/неугасимым сохранил светильник своей души,/всегда умащённой елеем благих деяний,/и что чертога двери отверзлись для тебя,/Бог неиссякающим источником божественного мvpa тебя являет,/в награду за чистоту давая эту благодать. Не из кровей, якоже рече честное Евангелие,/ниже из похоти плоти, Димитрие,/Богом же родился еси,/Воплощеннаго почитая Бога;/кровь же усердно Того ради твою истощив,/восприял еси свыше чудесную благодать,/источаеши Божественное мvpo, души благоухаяй. Не от крови, как говорит священное Евангелие,/ни от хотения плоти, Димитрий,/но от Бога родился ты,/воплощенного почитая Бога;/кровь же свою усердно ради Него излив,/благодать чудес ты принял свыше/и источаешь Божественное мvpo,/исполняя души благоуханием. Ты лествица явился еси одушевленная,/на земли убо утвержденная стопами плоти,/до Небес же досяжущая;/Богом бо обогатился еси, утвержденным, мучениче, в тебе./Столп же явився,/помазан елеем подвигов мучения,/и ныне источаеши/верою приступающим источник Божественнаго мvpa. Ты явился одушевленной лестницей,/на земле утвержденной стопами плоти,/но до небес достигающей, ибо обогатился/Богом, утвержденным, мученик, в тебе./Явившись же столпом,/елеем мученических подвигов помазанным,/ты и ныне тем, кто с верою приступает, источаешь/источник Божественного мvpa.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Для того чтобы получить любой плод, нужно приложить труд. Труд христианина в чём заключается? В том, чтобы мы меньше согрешали и больше исповедовали свои грехи. Чтобы причащались Тела и Крови Христовых. Когда мы всё это сделаем, Господь откроет нам тот путь, который для каждого человека полезен и спасителен. Чем больше мы исповедуемся, чем больше времени посвящаем Христу через молитву и покаяние, тем ближе приближаемся к Нему, тем ближе мы к той высоте, которая неподвластна людям, живущим другими интересами. Справка Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Подготовила Екатерина Щербакова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 18 октября, 2023 10 октября, 2023 9 октября, 2023 9 октября, 2023 9 мая, 2023 30 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/prostit-neprostimoe/

Многие из описанных выше событий легли в основу Акафиста, который мы и предлагаем вашему вниманию. Богу нашему, дивному во святых своих, слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому   Молитва первая Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию ( или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь. Молитва вторая Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход ( или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022

http://pravmir.ru/svyatoj-velikomuchenik...

  Икос 7 Новый храм созидая тебе, досточудне, исцеленный тобою Леонтий, обрете в земли святыя мощи твоя, источающая миро, егоже благоухания исполнися весь град и множество болящих исцеле. Темже уврачуй и облагоухай и нас, вопиющих ти сице: Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбивый; радуйся, нрав Ангельский от младенчества стяжавый. Радуйся, сосуде благодати; радуйся, храме непорочности и чистоты. Радуйся, яко Господь обитель в тебе сотвори со Отцем и Духом; радуйся, яко Той прослави мощи твоя нетлением благодати. Радуйся, благовонное миро от тех источаяй; радуйся, освящение и цельбы теми подаваяй. Радуйся, яко паче нарда и смирны благоухаеши; радуйся, яко благоуханием твоим зловоние страстей отгоняеши. Радуйся, землю и одежды твоя кровию твоею освятивый; радуйся, язвами своими наша язвы душевныя и телесныя врачуяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 8 Странное и дивное чудо сотворил еси, пречудне, возвращавшемуся восвояси храмоздателю твоему, приим бо той плащаницу от святых твоих мощей, волнующуюся и многоводную реку немокренно прейде. Темже прославляемому в тебе Богу сердцем и усты воспевайте: Аллилуиа.   Икос 8 Весь горя любовию и усердием к тебе, Леонтий вторый в честь твою, святе, созда храм во Иллирии, отечестве своем, и тамо, якоже и в Солуне, множество болящих и страждущих от дух нечистых, молитвами твоими исцеляшеся, и ина многа совершахуся чудеса. Имже мы, дивяшеся тебе, вопием: Радуйся, любовию прославляющим тя крепкий заступниче; радуйся, созидающим во имя твое храмы чудный покрове. Радуйся, здравия подателю; радуйся, недугов врачевателю. Радуйся, токи крови уставляяй; радуйся, епарха Марина от струпов и гноя свободивый. Радуйся, одеждою твоею, якоже Павел убрусцами, чудодействуяй; радуйся, имевшему Леонтию немокренный на реце путь показавый. Радуйся, яко повинуются тебе быстрины речныя; радуйся, яко дуси злобы бегают от призывающих имя твое. Радуйся, яко предстательством твоим и мы уповаем от наветов вражиих сохранитися; радуйся, яко заступлением твоим и мы веруем от потопа иных бед избавитися. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

http://isihazm.ru/1/?id=643

Между тем осажденные успели против пролома срубить позади деревянную стену с такими же башнями; уставили по ней и в башнях большие орудия; прокопали еще между проломом и сей стеной рвы; укрепили их дубовыми засеками в тарасах, надолбами и палисадом; заготовили много зажигательных снарядов для метания на неприятелей, и даже сухую сеяную известь для бросания им в глаза и проч. Каждый день, а иногда по дважды и трижды на день подходили неприятельские отряды к стенам, но всегда удачно были отбиваемы осажденными. После сего Король написал к Воеводам, Боярам и гражданам увещательную грамоту о сдаче города со многими льстивыми обещаниями, а в случае упорства с угрозами, и велел им бросить оную в город на стреле. Но ему таким же образом отвечали с отказом и с грубостью; а вслед затем сами осажденные начали делать на отряды его вылазки, коими хватали многих и через них допытывались о состоянии его войска. В одну из таких вылазок за Варлаамскими воротами поймали они несколько Литовцев и от них узнали, что с 17 сентября подведено уже от неприятеля под город с различных сторон девять подкопов, разделенных по корпусам войск, и Венгерский подкоп скорее всех окончен будет. Но где сии подкопы, пленные указать не могли, отзываясь тем, что ведутся оные в тайне. Граждане долго искали мест сих посредством копания слуховых ям, однако же без успеха, и беспрестанными Крестохождениями к пролому молили только Бога об открытии сей им тайны. Но как скоро приходили они на место пролома, то Литовские гайдуки, услышав пение, осыпали их из-за стены бросаемыми каменьями. 20 сентября по обыкновению пришли они туда с чудотворными Иконами, в числе коих принесена была и Св. Великомученика Димитрия Солунского, Греческого Корсунского письма. Гайдуки не преминули пустить и при сем случае тучу каменьев на народ, и один большой камень прямо ударился в Икону Св. Димитрия и выбил большое место на Иконе в воинском его доспехе золоченного оклада, выше пояса, против правого рама, а под ним пробил и живопись и доску.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

День радости духовной совершаем мы,/видя непрестанно источающий мvpo твое источник./Ты же, Димитрий, разгоняя омрачение страстей,/ибо исполнен Божественного света,/как днем ходить благообразно даруй нам/и созерцать Свет Божий неприступный. Богородичен: Ты, Всечистая, златая голубица еси,/яко сучец масличный, носящая Слово Божие,/помазавшее плоть Свою елеем Божества./Егоже в сердцы, яко ковчег, прием страдалец,/из гроба мvpo точит, и умащает верных лица. Богородичен: Ты, Всечистая – златая голубица,/как ветвь масличную носящая Слово Божие,/помазавшее плоть Свою елеем Божества./Его в сердце, как в ковчег, приняв,/страдалец из гроба мvpo источает/и умащает верных лица. Катавасия: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная,/Богородице Чистая Приснодево. Катавасия: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/“Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!” Светилен. Подобен: Свете неизменный: Светилен Крестом вооружил еси Нестора,/чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие,/на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя,/имиже стадо твое храни. Крестом вооружил ты Нестора,/через него разрушив гордыню Лия./Во время подвига твоего ты, как Христос,/копьем отверзаешь ребра свои, Димитрий:/ими стадо твое храни! Слава, и ныне: Господи, призираяй на землю с небесе/и творяй всю трястися,/избави ны от труса Богородицы молитвами,/Юже даровал еси христианом Предстательницу. Слава, и ныне: Господи, взирающий на землю с неба/и всю ее в трепет приводящий!/Избавь нас от землетрясения по молитвам Богородицы,/Которую Ты христианам даровал, как Заступницу. На хвалитех стихиры мученика, на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: На “Хвалите:” стихиры мученика, на 6, глас 4 Прободен быв, борца твоими копиями уязвил еси/и мертва сотворил еси, и недейственна,/егоже злобы, Димитрие, нас избави,/крепки на страсти мучащия всегда содевая священными твоими молитвами,/Божественным страхом умиляя сердца/и души наша, святе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Видел мир воеводу солунского святого Димитрия в большой славе и чести и считал его за мягкое тесто, ибо везде, куда ни смотрел, видел в нем мягкость. Посмотрел на одежду — одежда мягкая, приличная сану, согласно евангельскому слову: «Се мягкая носящий в домех царских суть» (Мф. 11:8), а он ведь был выдающимся царедворцем. Посмотрел мир на трапезы воеводские и там увидел мягкость, ибо каких только сладостей не было на трапезе такого господина? Посмотрел на все его угодья властелинские и всюду увидел изобилие земных благ, довольство, всюду мягкость, и подумал про себя суетный мир, говоря: это — тесто; я сомну его зубами моих сладострастии, порабощу его моим сластям, съем его, проглочу его, одолею его, как и прочих. Но прельщаешься ты, окаянный мир! Не знаешь ты, что в этом тесте сокрыто твердое, острое железо; ты не знаешь, что под царским саном таится раб Христов; под мягкими одеждами ты не видишь острой власяницы; под пиршественными трапезами не знаешь скрывающегося воздержания; под довольством не знаешь нищеты духовной; под сном не знаешь его всенощных молитв, подвигов, трудов и различных умерщвлений тела, которые, известны были одному только всевидящему Богу: всего этого ты, мир, не знаешь. Знай же твердо, что это не тесто, но копье святого великомученика Димитрия, которым он победит тебя и похвалится с Господом, сказавшим: «Дерзайте, Аз победих мир» (Ин. 16:33).    Имеет и мир свои копья, которыми ранит тех, которых побеждает. Копья его суть «похоть плотская, похоть очей и гордость живота» (Ин. 2:16). Сильны эти копья; мало кто остается не раненным и не побежденным ими: «Каждый бо, — по апостолу, — искушается от своея похоти влеком и прельщаем» (Иак. 1:14). Всякий ранится ими, ибо рана, причиняемая ими, кажется сначала не болезненной, но сладкой, не страшной, но желательной, и ее не боятся, но даже ищут. Посему-то всякий и ранится такими страстями, не зная, что рана эта потом заболит смертельно и после временной сладости наполнит вечной горечью и желчью, уморивши душевною смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

86 Константин Порфирогенет у Стриттера Memoriae popul. 2, 158. 4, 410, 412, 415, у Шафарика Славян. Древн. 2, 60. 1, 290–518. Фредегарий Chronicon с. 74, 87. 87 Fredegarii Chron. 9, 71. Чит. превосходные статьи: Клёдена О Славянах в Браниборской области, Валуева Города Немецкие и Славянские, Кавелина Юрид. быт Силезии и Лужиц, в История. и Стат. Сборнике. М. 1845 г. 88 Константин Порфирогенет: ι εκειθεν ποταμου Σκλαβοι, οι και Αβαροι καλομενοι... Οτος Ονοι Σκλβοι οι Αβαροι. De admin. imp. с. 29, р. 127. ed. Bonnae. Точно также и Гунны, которых, как говорит Павел Диакон (2, 10), называют Обрами,» по смешении с Славянами назывались Славянами, или же Славяне назывались Гуннами, на пр. у Прокопия Hist. arcana с. 23, сл. его же De hello Gothico 3, 40. 4, 33, выше пр. 68. Жителей Далмации, по словам Архидиакона Фомы, «большею частью называют Готами, хотя они по свойству имени Словенцы.» (Hist. Salonnae с. 7). Это смешение названий, происшедшее от смешения самих племен, ввело добродушного Г. Венелина в ошибку о тождестве Славян с Гуннами и Готами. 89 «Когда один из двух братьев, управлявших Сербией), навлек неудовольствие единоплеменников, то он прибег к Имп. Ираклию; Император принял его и дал ему для жительства в Солунской феме Серблию, которая с того времени получила и это имя». Даже говорится, что Сербы недолго спустя оставили Серблию. (De administr. imp. с. 32). По словам Кантакузена (Hist. 4, 19) «этот город (Серблия) не малый, лежит на границах Виотии и Фессалии». В конце 9 века Скифы-Булгары, как говорить Камениат (прим. 71), владели только восточною стороною Македонии; но в 10 веке Серблия, как и Веррея, принадлежала уже Булгарам; ее возвратил Грекам Имп. Василий Булгароистрсбитель. (Кедрин Hist. р. 704, cd. Par.) 92 Acta § 187–190 и выписка Биея р. 177. О Славянских Князьях, убитых Великомучеником, упоминает и Димитрий Кидонский в своей монодии о Солунском бедствии 1346 г. Он так описывает различные чудеса Великомученика: «Разрешения осад, пособия в гладах, исцеления болезней всеобщих, истребления Царей, следующих за самыми войсками (σφαγος Βασιλεων, αυτοις Σρατευμασιν επτοντων), деньги для будущего времени, спасение одного (Солуня) среди всеобщего бедствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010