Обратимся в темные, мрачные закоулки жизни и спросим тех людей, которые влачат там жалкое существование: «Чем вы живете?» И одни ответят: «Моя жизнь в водке и табаке», другие: «Моя жизнь в воровстве и в убийстве». Вот в каком мраке и тьме живут эти несчастные. Итак, с течением времени все больше и больше появлялось людей, изо всех сил старавшихся угасить свет Христов, все сильнее и сильнее в народах развивалось неверие. Появилась ожесточенная, лживая критика Евангелия, возникли якобы научные теории, которые, на первый взгляд, совершенно опровергают веру в Бога. Теперь все труднее и труднее становится стяжать веру во Христа. Но стоит ли нам унывать, смущаться? Пойдем ли за толпой безбожников? Ведь люди чрезвычайно легко идут за большинством и воспринимают то, чему оно верит и учит. Уже мало кто в святые дни Страстной Седмицы, даже в день Великой Пятницы, соблюдает пост, помышляя о том, что в этот день Господь был пригвожден ко Кресту! Как мало тех, кто помнит о Христе, и как много тех, о которых сказано ап. Павлом страшное слово: Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию, повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ( Евр. 10:28–29 ). Сколько в народе нашем поправших Христа, пренебрегших Кровью Христовой, даже надругавшихся над этой Кровью! Неужели и кто-нибудь из нас услышит на Страшном Суде такое осуждение? Неужели кто-нибудь из нас умрет вечной смертью за то, что попрал Сына Божия, за то, что не помышлял о Кресте Христовом, не поклонялся ему? Да не будет! Да обратимся мы всем сердцем к язве сердца Христа, да воспримем из этого вечного источника святую любовь! Он любит всех, кто ищет Его; Он дает Свою благодать всем, кто помнит о Кресте Его и духовно его лобызает. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Он явится тому, кто с горячей любовью всегда припадает к язвам Его и в духовном восторге вместе с ап. Фомой восклицает: Господь мой и Бог мой! И те, кто глубоко вникает в святое Евангелие, чьи сердца озарены благодатью Божией, очищены долгими молитвами и постом, до конца мира сохранят свою святую веру, ибо Господь сказал, что Святую Церковь Его не одолеют и врата адовы (см. Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим его, безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53, 5–7, 9). Слышали вы в евангельских чтениях утрени Великой Пятницы то самое, что предсказал святый пророк Давид в своем 21 псалме: «псы окружили Меня; скопище злых обступило Меня; пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои. А они смотрят и делают из Меня зрелище. Делят ризы Мои между собой и об одежде Моей бросают жребий». Вот что свершилось. Испустил Господь наш Иисус Христос последний вздох на кресте Голгофском с тем словом, которое потрясло весь мир – «совершишася». Повисло беспомощно мертвое тело Иисусово, упала на грудь глава, терновым венцом увенчанная, кровью обагренная. Разодрались под тяжестью тела раны, которыми были пробиты святые руки Его. Пришли близкие, пришла Мать Его, пришли апостолы, пришли мироносицы, пришел Иосиф Аримафейский, и, в глубоком горе, обливаясь слезами, сняли с креста Пречистое Тело Учителя своего и положили на землю. И горький плач сотворили над Ним. Вот и ныне пред нами лежит изображенное на св. Плащанице мертвое Тело Иисусово. Сотворим же и мы плач о Нем. На кресте воссияло солнце правды, солнце любви, озарившее весь мир светом своим, светом Божественного сострадания. И от этого солнца зажглись миллионы, миллионы сердец тех людей, которые всей душой возлюбили Господа Иисуса, в сердцах которых огненными буквами были начертаны слова Его: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет». Господь первый взял крест, самый страшный крест, и вслед за Ним взяли на рамена свои кресты меньшие, но часто тоже страшные кресты, бесчисленные мученики Христовы. Вслед за ними взяли кресты свои огромные толпы народа, которые, тихо опустив головы, пошли с ними в дальний путь.

http://predanie.ru/book/221289-svyatitel...

Особенно осуждается жадность при подаянии  нищим и нуждающимся.  Пример тому – 85 рассказ, когда из-за недорода братия монастыря отказали нищим в обычной хлебной раздаче на Великий Четверг. В Великую Пятницу эконом монастыря увидел, что весь запас пшеницы пророс. Тогда игумен, обличая непокорных говорит им: «Отвергающий обетования отца своего так страдает,  вы пожали скорби преслушания вашего (τους πονους της παρακοης σου τρυγησατε). Образ пожинаемых скорбей связан с праотцем Адамом, преступившим заповедь:  «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3, 17-19). Более того, косвенно скупые и маловерные братья сравниваются с Израилем, распявшим Христа. Игумен говорит далее: «Воистину два лукавая сотворихом» (δυο πονηρα εποιησαμεν). Эти слова являются цитатой из пророка Иеремии:οτι δυο πονηρα εποιησεν ο λαος μον. εμε εγκατελιπον, πηγην υδατος ζωης, και ωπυξαν εαυτοις λακκους συντετριμμενους, ου ου δυνησονται υδωρ συωεχειν. (два лукавая сотворил народ мой, меня оставили, источник воды живой и выкопали себе колодцы сокрушенные,  где не могут почерпнуть воду). Но эта цитата из пророка Иеремии используется в службе Великой Пятницы, в стихире на «Хвалитех»: «Два и лукавая сотвори перворожденный сын мой Израиль».  Δυο και πονηραι εποιησεν ο προτοτοκος υιος μου’ Ισραηλ. Мене остави, источник воды живой и ископа себе кладезь сокрушенный. Мене на древе  распя, Варраву испроси и отпусти». Еще раз напомним: пшеница проросла в Великую Пятницу и именнно в ее контексте эта цитата приобретает полноту своих смыслов. Сребролюбие является угрозой для устроения монашеской жизни. В 13 рассказе из membra disiecta, опубликованном Ниссеном, рассказывается о брате, который пожертвовал игумену золото, несмотря на его  просьбу раздать его нищим. В результате «брат  уже не выказывал такой ревности, как прежде но слегка и роптал, говоря: «Я достаточно золота дал киновии, и поэтому не ем даром хлеб». Слыша это, некие из братьев соблазнились, особенно те, кто были по состоянию из простых». Игумену пришлось обличить брата и на его глазах утопить золото в Иордане, чтобы исцелить его от гордыни и сребролюбия. 

http://bogoslov.ru/article/1243145

По Закону решение о смерти преступника нельзя было выносить ночью, поэтому чтобы придать своему суду вид легитимности, ранним утром Великой Пятницы члены Синедриона повторили над Христом вынесенный ночью беззаконный приговор ( Мф. 27: 1 ) и повели Его к прокуратору Иудеи римлянину Понтию Пилату. Когда Иуда Искариот увидел, что Иисуса, избитого и осужденного на смерть, выводят из дома первосвященника, он понял, до чего довело его сребролюбие. Обличаемый совестью, он поспешил к старейшинам: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но старейшины и первосвященники, уже получившие то, что хотели, оставили его отчаяние без внимания: «Что нам до того? смотри сам» ( Мф. 27: 4 ). Тогда Иуда бросил к ногам первосвященников тридцать сребреников, вышел от первосвященников и от неверия в милосердие Божие повесился ( Мф. 27: 3–10 ; ср.: Деян. 1: 16–19 ). Первосвященники, считая невозможным отдать на храм брошенные Иудой деньги, так как это была «цена крови», цена предательства, купили на них у горшечника участок земли для погребения странников ( Мф. 27: 6–10 ). 4.8.3. Суд у Пилата и Ирода Антипы Понтий Пилат ненавидел Иерусалим и иудеев, его правление сопровождалось многочисленными кровавыми столкновениями с евреями и самарянами. Чтобы добиться от Пилата утверждения смертного приговора Христу, члены Синедриона сговорились привести к Нему Христа как политического преступника, так как богохульство могло показаться римскому правителю недостаточной причиной для казни. Перед лицом Пилата иудеи обвинили Спасителя в том, что Он возмущает народ, запрещает давать подать кесарю и провозглашает Себя царем. Все это имело политический характер, поэтому Пилат повелел ввести Обвиняемого в судебную палату и спросил Его наедине: «Ты Царь Иудейский?» ( Мк. 15: 20 ). «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» ( Ин. 18: 34 ) – спросил его Христос. На это Пилат с пренебрежительной гордостью римского гражданина заметил: «Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» ( Ин. 18: 35 ). Тогда Христос сказал Пилату, что Он действительно Царь, но Царство Его не от мира сего, но что Он пришел, чтобы свидетельствовать об истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

После Тайной Вечери Иисус Христос со Своими учениками идет в Гефсиманский сад на Елеонской горе. Там Он пребывает в молитвенном общении со Своим Небесным Отцом. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими ( Ин.18:2 ). Иуда с Тайной Вечери ушел в ночь. Тьма завладела его сердцем и умом. Зная, что Господь любил уединяться для молитвы в Гефсиманском саду, Иуда ведет туда вооруженный отряд воинов. С ними шла толпа озлобленного народа, вооруженная мечами и кольями. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви  (Учитель) ! И поцеловал Его ( Мф.26:48–49 ). В богослужении утрени Великой Пятницы звучат такие слова (в русском переводе): «Сегодня Иуда бодрствует, чтобы предать Господа, Превечного Спасителя мира… Сегодня преступник отрекается от своего Учителя. Будучи учеником, предал Владыку, продал за деньги». Стоило Господу только захотеть, и все Его враги в момент превратились бы в пыль. Но Иисус Христос пришел спасать людей, а не губить. Он сознательно и добровольно предает Себя в руки врагов для того, чтобы Его арестовали, судили и распяли на Кресте. Проводятся допросы у первосвященников. Суд, пытаясь возвести ложные обвинения на Христа, видит, что Его не в чем обвинить. Но еврейские вожди твердо решили убить Иисуса Христа. Иудея покорена римлянами, поэтому смертный приговор может вынести только римский начальник. Как же его убедить вынести смертный приговор Христу? И вот у еврейских первосвященников созрел план. Римляне были язычниками и почитали многих богов. Римский император считался живым богом. Ему посвящались храмы. Перед его статуями совершали жертвоприношения. Если кто-то еще считает себя богом, значит он претендует на царский трон. Для того чтобы осудить Иисуса Христа по закону, был заранее приготовлен свидетель — Иуда. Но тот, осознав свое предательство, повесился. На него, как на свидетеля, рассчитывать теперь невозможно. Все обвинения, предъявленные Христу, рассыпались. Тогда первосвященник обратился к Иисусу с решительным вопросом: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

При омовении рук: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». ( Пс.25:6–12 ). Проскомидия Священник и диакон, облачившись и умыв руки, приготовляют св. сосуды. На жертвенник полагаются пять просфор и вино, растворенное с водою. Приступая к жертвеннику, делают пред ним три поклона со словами: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Священник, воздевая руки, произносит тропарь великой пятницы: «Спасатель наш, Ты искупил нас от клятвы закона ( Галат.3:13 ) бесценной Твоею Кровию; Ты, пригвожденный ко Кресту и проболенный копием, даровал бессмертие людям. Слава Тебе». Диакон: «Благослови, владыка». Священник крестообразно благословляет дары вместе с сосудами, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон: " Аминь». Священник берет левою рукою просфору, а правою копие, которым три раза изображает знак креста над печатью просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа». Режет хлеб с четырех сторон печати. Водружая копие с правой стороны произносит: «Как овца, веден был Он на заклание». С левой: «И как Агнец непорочный, пред стригущим его безгласный, так Он не отверзал Уст Своих». В верхней части: «От уз и суда Он был взят». И в нижней: «Но род Его кто изъяснит». ( Ис.53:7–8 ). Диакон стоит справа и, поднимая пред каждым действием из них орарь, повторяет: «Господу помолимся». После обрезания просфоры священником, говорит: «Возьми владыка». Священник, вынимая вырезанную часть просфоры, именуемую «Агнец», говорит: «Ибо Он отторгнут от земли живых» ( Ис. 53:8 ); и вынутая часть полагается на дискосе печатью вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Протоиерей Иустин Ольшевский Слово перед святой плащаницей в Великий Пяток 6 (сказано 26 марта 1909 г. на архиерейском служении в полтавском кафедральном соборе) Вчера мы воспоминали Тайную Вечерю Господню. Из евангельских слов мы слышали о том, как Спаситель, помолившись Отцу Небесному над хлебом и вином, сказал: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19–20 ). В апостольских словах мы слышали такое разъяснение: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор.10:16 ). Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор.11:26 ). И потому в каждой нашей литургийной службе божественной не только исторически и нравственно вспоминается Тайная Вечеря, но таинственно воспроизводится самая Голгофская Жертва. В Святых Дарах мы имеем то самое Тело, которое страдало на Кресте, и ту самую Кровь, которая истекла из ребра Христова. А в нынешний день Великой Пятницы, в сей священный девятый час, неужели мы имеем пред глазами одно историческое воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя и Господа? Нет, братия и сестры, христианство не есть одно учение и знание. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь, сказал Спаситель ( Ин.6:63 ). Христианство всегда есть сама жизнь. Самое высокое учение без соответственной жизни – ничто. Молитва наша без подобающего движения духа – также ничто. Каждая наша грешная мысль и чувство, каждое наше грешное слово и дело есть крест действительных страданий для Христа. Кто в грешном или равнодушном настроении души своей воспоминает священные события из жизни Спасителя, тот заключает Христа в холодный каменный гроб своего сердца. Но зато каждый покаянный вздох нашей души, каждый порыв нашей веры и любви к Спасителю есть действительное прославление Его Креста. Посредством веры и любви каменный гроб нашего сердца становится живоносным Его гробом. И потому в нынешний священный час верующий христианин действительно переживает величайшие мировые моменты торжества Божественной милости и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Разделиша ризы моя себе» — песнопение службы 12 Евангелий 3 мин., 05.04.2018 «Разделиша ризы Моя себе» — текст: Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий. Перевод: Разделили ризы Мои между собой и за Мою одежду бросали жребий. Смысл и история песнопения «Разделиша ризы Моя себе» «Разделиши ризы моя себе» — песнопение службы «12 Евангелий» (утреня Великой пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается вечером в Великий четверг). Основу этого богослужения составляют двенадцать отрывков Нового Завета, раскрывающих всю последовательность событий Тайной Вечери, Крестного Пути и смерти Спасителя. Между этими текстами звучат различные песнопения — они передают духовное значение происходящего, направляют мысли и чувства в молитвенное русло. Таков и прокимен «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя, взятые из 21-го псалма Давида. Псалмопевец пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». Одежду Давида — хитон, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно за неё воины кидали жребий. Страдания и унижение, описанные пророком, особенно эти строки, исполнились во всей точности на Христе, о чем пишут все евангелисты: « Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины » (Ин. 19, 23-24) Между поющимися несколько раз словами прокимна читается стих из того же псалма:

http://foma.ru/razdelisha-rizyi-moya-seb...

Св. Марк добавляет, что Симон был отцом Александра и Руфа, известных потом в первенствующей христианской церкви, о которых упоминает в посл. к Римл. 16:13 св. Ап. Павел.Св. Лука добавляет, что «шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» . Не только враги, но и почитатели Господа, сострадавшие Ему, шли за Ним. Несмотря на обычай, согласно которому запрещалось преступнику, ведомому на казнь, выражать сочувствие, бывшие в этой толпе народа женщины громко, рыданиями изъявляли свое сострадание Господу. Выраженное ими сострадание было столь глубоко и искренно, что Господь счел нужным отозваться и обратился к ним с целою речью, надо полагать, в то время, когда произошла остановка в шествии при возложении креста Христова на Симона Кириниянина. «Дочери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших»… «Дочери Иерусалимские» — ласковое обращение, указывающее на благорасположение Господа к этим женщинам, выражавшим Ему такое трогательное сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих Ему страданиях, и духовный взор Его обращается к будущему избранного народа, к тому страшному наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии. «Плачьте о себе и о детях ваших» — в этих словах Господь предупреждает их о бедствиях, имеющих постигнуть их и детей их. Тут Он как будто имеет в виду ту страшную клятву, которую так легкомысленно навлекли на себя иудеи, кричавшие: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). «Се, дни грядут»… — приходят, приближаются дни страшных бедствий, когда высшее благословение чадородия превратится в проклятие, и будут считаться блаженными те, которые считались раннее находящимися под гневом Божьем, как неплодные, не рождающие. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас!» — столь велики будут бедствия. Речь здесь идет, несомненно, о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р. Хр. Распятие Согласно повествованию всех четырех Евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит:»лобное место», и там распяли Его посреди двух разбойников, о которых св.

http://pravmir.ru/den-velikoj-pyatnicy-s...

Святитель Афанасий Великий говорит, что если кто-то выходит на бой, то победа бывает тогда, когда он играет по правилам противника. Дьявол придумал крестную смерть для Господа (самая позорная казнь). Господь побеждает дьявола по правилам дьявола. Крест – эта казнь, которая сочетает в себе и висение в воздухе, и пролитие крови. Пролитие крови нужно для прощения грехов; повешенье нужно, чтобы уничтожить власть воздушного князя (Сатаны); повешение на дереве – чтобы деревом послушания вылечить дерево преслушания (первородный грех Адама). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин. 12, 32–33 ). Раскинутые руки Господа пробиты гвоздями, чтобы исцелить руки Адама, простертые ко злу; ребра пробиты копьем, чтобы исцелить преступления той, которая взята из ребра; коронован терновым венцом, чтобы снять проклятье с земли (терние и волчцы). Все это есть в богослужении Страстной Пятницы, Великой Субботы. Где умер Адам, там и распят был Христос. Будущий мир будет материальным. В будущем веке будет воскресение плоти. Господь спустится на Елеонскую гору. «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоил. 3, 12 ). Соберет всех в долину Иосафата. Ад будет в мертвом море. Сатана говорит, что духовное – хорошее, а плотское – плохое. Это не так. Бог – Творец и плоти, и духа. Ему дорого то и другое. Лекция семнадцатая. Сошествие Христа в ад Учение о сошествии Господа в ад. В Ветхом Завете не все спаслись. Библейское описание ада. Что происходило после сошествия Христа в ад. Воскресение из мертвых Христа Спасителя. Природа смерти. Аргументация верующих в воскресение Христа. Аргументация противников воскресения Христова. Что сделал Господь после воскресения? Вознесение Христа на Небо. Каким образом совершилось освобождение древних праведников, древних людей? И каково значение воскресения Христова для людей? Учение о сошествии Господа в ад Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад. Первый текст: «Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Петр. 3, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010