3 . Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников ( Мф. 26; 6–16 ). В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь 8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга. Великий Четверг Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26; 26–29 ). В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

9 Один из тропарей Великого покаянного канона рисует нам удивительный образ: кающаяся блудница волосами и слезами буквально смывает рукописание давящих ее многолетних грехов: “Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающего ея”. — Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. В среду 1-й седмицы Великого поста. Песнь 9-я. 10 Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс 8:5–7). 11 См. по этому поводу “Знамения и чудеса” (подборка “Чудо рядом с нами”)//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 192–202; 3(33). С. 261–272. 12 См. по этому поводу более подробно: Священник Алексий Тимаков. Таинство второй благодати. С. 198–199. 13 Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972. Т. 3. С. 361. 14 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к стоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим 3:19–20). 16 Обиходное понимание счастья как благополучия нередко заставляет христиан отвращаться от этого понятия, тем более что погоня за такого рода счастьем никогда не бывает удовлетворена (об этом, в частности, и написан гетевский “Фауст”). В понимании же автора слово счастье становится в ряд со словами блаженство, радость, веселье и выражает высокое духовное состояние. — Ред. 18 В задачу данного исследования не входит показать лествицу духовного восхождения человека через поступенное исполнение заповедей блаженства. 19 По-моему странно, что мир сотворен Богом десятью речениями, и закон Божий держится десятью заповедями (см. Аверинцев С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 44), а заповедей Нового Завета лишь девять.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

    Или хощу, или не хощу, спаси мя, Господи, и якоже хощеши, устрой о мне вещь.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Богородичен: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.    Пресвятая Богородице, единая до рождения, во время рождения и после рождения Спасова Дева; Ты, единая из всех жен, якоже купина не сгараше, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; Ты, Которая всех превосходишь благодатью и приближением к Богу, поставленная превыше Херувимов и Серафимов; Ты, не простая дщерь человеческая, но Дева, душою и телом предочищенная Духом, — воззри на нас, грешных и недостойных, и молитвами Твоими избави от смерти души наша.     Иный Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.    Жажда в Синайской пустыне была воистину нестерпимой. Вот что повествует о ней некто Синухет, беглец из Египта, в некотором смысле относительный современник событий великого исхода еврейского народа в поисках земли обетованной: «Приступ жажды одолел меня — я задыхался, мое горло пылало; я сказал: “Это вкус смерти " ».    В тот момент, когда этот вкус смерти от жажды и голода ощутил избранный народ на своем пути из Египта, Господь совершает над ним великое в своей чувственной ощутимости чудо — в пропитание народу была дана с неба манна, в утоление жажды камень произвел водный поток:     «Поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и мерили гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Помилуй, Боже, помилуй мя.    Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?     «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке... И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя» (Исх. 2:11—12, 15).    «Мадиам, по-древнееврейски Мид’йан, — местность на Синайском полуострове, недалеко от горы Хорив, где впоследствии совершилось великое Богоявление и произошло дарование Десяти Заповедей и всего Закона Господня. Данная часть Синайского полуострова принадлежала племени, которое происходило от самого Авраама, великого праведника и проповедника Единобожия. ...Мы можем полагать, что в этом племени сохранилось предание о едином Боге. Однако, по-видимому, оно было затемнено какими-то языческими наслоениями, поэтому мадианитяне не считаются в Писании исповедниками Истинного Бога. ...    Само название Мид’йан происходит, возможно, от глагола мада, что значит “мерить», “измерять». Символически этот этноним может указывать на то, что это был народ, который отчасти сохранил предание о едином Боге, как бы “мерою» познал Его. Живое общение с Истинным Богом, которое имел Авраам, мадианитяне утратили, забыли даже о такой возможности».    В эту-то пустынную безводную местность, спасаясь от смертельной опасности — гнева фараонова, устремляется сорокалетний (Деян. 7:23) Моисей. Здесь, окруженный незнакомым народом, который, после жизни при царском дворе в Египте, вполне мог показаться ему диковатым, малообразованным и стоящим на более низкой стадии духовного развития в сравнении с народом еврейским, в этой пустыне, исполненной зноя, песка и духовного неведения, должен был он проводить теперь свою жизнь. В Египет после совершенного убийства ему не было возврата. И не только в связи с угрозой преследования со стороны властей — он и прежде постоянно жил там под этой угрозой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   А не думала ли ты, душа споролюбивая, что в этой архаичности — благодать Божия соприсутствует? Не искала ли ты иного пути для своего воцерковления?    Не думала ли ты, что понимание — это спутник смирения, а не гордыни?    Не знаешь ли ты, что научаются — слушая, а не уча?    Не пыталась ли и ты послушать Церковь, понять многовековой опыт её и попытаться (хотя бы начать!) подражать ему?    Не пыталась ли проверить: а ты-то, ты сама что знаешь, кроме того, что вычитала в умных книжках? что знаешь ты не со слов других, которые так усердно повторяешь, а из собственного опыта?    Где великие подвиги твои, которые дают тебе право учить?    Потому напоминает тебе преподобный Андрей и великого Иеремию, сказавшего некогда: «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой» (Иер.31:18).    Святитель говорит тебе: теперь сохрани жизнь свою, как серна, оберегающаяся от западни, окрыливши свой ум деянием и зрением. Иначе — не избежать тебе наказания, как тельцу неукротимому. «Знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:5). И сына благоразумного, хотя и заблудившегося на жизненных путях своих, ожидает радость и милость Отца и участие в наследии Его (См.: Лк.15:11—32); сыну же неукротимому принадлежит только «исправительная розга» (Притч.22:15), как сказано: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч.23:13—14).    Не жди розги, душа, — обращается к тебе преподобный Андрей!    Открой глаза свои и посмотри, как живет Церковь, в чем — непобедимая сила её, неодолимая и «вратами ада» (Ср.: Мф.16:18). Открой глаза пошире и посмотри: нет ли вокруг тебя таких людей, которые могли бы стать для тебя образом истинного смирения, терпения, веры, надежды, любви?    И — неважно, где ты их найдешь: среди окружающих тебя или в книгах, коих множество написано для назидания твоего. У Бога «все живы» (Лк.20:38), и каждый подвижник, отделенный от нас многим временем, жив теперь у Него так же, как и мы. Пойми, что праведность живет вне времени. Пойми, и попытайся подражать тем, кто в своей земной жизни взял на себя, по завету апостольскому, подвиг подражания Спасителю нашему, кто смирил тело свое настолько, что оно перестало тяготить, тянуть к земле, перестало быть непроходимой преградой на пути к богопознанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Все эти образы — образы греха и праведности — проводит пред нашим умственным взором Писание Ветхого Завета. Проводит для того, чтобы мы использовали свободную волю свою, избирая путь, ведущий нас к Богу, а не к смерти.    Но почему же глубины души так ужасают даже преподобного?    Почему душа, сродственная вышним, так стремится долу, к мраку и смерти?    Почему подражаешь ты, душа моя, более образам неправедным, пренебрегая образами праведности? Как допустила ты сатане так глубоко войти в сердце твое, что следуешь более мыслям, которые он в него вкладывает (См.: Ин. 13:2; Деян. 5:3), чтобы идти путем греха?    Почему глуха ты к тому благому зову, которым от века зовет тебя Господь твой?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежно бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя     В тебе, душа моя, потерял силу Закон, не действует в праздности твоей и Евангелие — всё Писание пренебрегается, против твоего самовольного устремления бессильны пророки и всякое праведное слово. И поэтому умножились струпья твои, о душа, ибо нет врача, исцеляющего тебя.     «Закон и пророки до Иоанна, — сказал Христос, — с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Ты знаешь, душа, две первейшие заповеди, на коих «утверждается весь закон и пророки: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37—40). Ты знаешь Христовы слова: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).Ты знаешь, что «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14), ибо сия заповедь есть «новая заповедь» Христова, данная Им Своим ученикам (Ин. 13:34).    «Закон и пророки имели время до Иоанна и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти до бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Посему желающие небес должны на земле усвоит себе» способ жизни, ведущий к Царству. «Поелику пророки и закон не упоминала о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко не совершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского». Теперь же, когда явилось Царство не только в проповеди Иоанновой, но и в Божественном лике Христовом, «несовершенные заповеди закона не имеют уже времени. ... Заповеди закона, данные тогда приспособительно и сообразительно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший», ибо Христос исправляет закон в наилучшем виде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Гл. 6: «О множестве сделанных мною злых дел размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость снисхождения Твоего, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».    В праздники поется праздничная стихира.     Диакон: «Спаси, Боже, людей Твоих…».     Народ: «Господи, помилуй». (12 раз).    Священник (10 молитва): «Господи, Боже наш, установивший покаяние для прощения народа и в покаянии пророка Давида явивший пример сознания грехов и оставление их, Ты, Сам Владыка, и нас, впадших во многие и великие согрешения, помилуй по великой Твоей милости и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония наши, ибо пред Тобою согрешили мы, Господи, знающим сокровенное и тайное сердца человеческого и Одним лишь имеющим власть прощать грехи; как Благий и Человеколюбец, не отвергни нас от лица Твоего, но сердце чистое сотвори в нас и Духом владычественным утверди нас и, возвратив нам радость спасения Твоего, удостой до последнего нашего вздоха приносить Тебе жертвы правды и приношения на святых Твоих жертвенниках, Милостью и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же Ты благословен со Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     И поет ирмосы с канонами, прикладываясь к Св. Евангелию или иконе праздника, помазуяся освященным елеем священником, произносящим: «Помазывается раб Божий елеем радости для исцеления души и тела во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», и берет часть освященного за богослужением и окропленного вином хлеба, который, по учению Церкви: «у вкушающих с верою утоляет болезненный жар, уничтожает лихорадку и вообще исцеляет всякие болезни и немощи, а также охраняет посевы от губительных и вредящих существ» — (Типикон: чин всенощного бдения, гл. 3).     После третьей и шестой песни канона диакон произносит малые ектений, в конце которых священник возглашает молитвы:    (5 утренняя молитва). «Сокровищница благ, неиссякаемый Источник, Всесильный Вседержитель, Святый Отче, творящий чудеса, молимся Тебе, поклоняясь и призывая щедрость и милость Твою на помощь и заступление нашему ничтожеству; вспомни, Господи, Твоих рабов и прийми от всех нас усердные молитвы, как фимиам, Тебе приносимые; всех нас сохрани по состраданию Твоему, чтобы ни один из нас не был отверженным. Вспомни, Господи, бодрствующих и воспевающих славу Твою, и Единородного Твоего Сына и Бога нашего, и Святого Твоего Духа; будь им Помощником и Заступником и прийми их молитвы на вышенебесный и духовный Твой жертвенник, Ибо Ты — Бог наш, и Тебе воссылем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Евангельская притча — это не простой нравоучительный рассказ. Педагогическая цель, которую преследует Слово Божие, — не только в том, чтобы представить пред наши очи пример праведного деяния и сказать: делай так, а не иначе.    Божественный Педагог — Дух Святой (а мы знаем, что «всё Писание богодухновенно» (2Тим.3:16)) — ведет нас по лестнице духовного возрастания, восходя по которой, мы учимся не только правильному поведению в обществе человеков мира сего; мы приуготовляемся к тому, чтобы стать благонадежными для Царства Небесного (Лк.9:62)., положив начало этой благонадежности еще здесь, на земле.    Потому и поет Церковь в преддверии Великого поста:     Притчами вводяй вся Христос, к жития исправлению,       мытаря возвышает от смирения,       показав фарисеа возвышением смиряема, —    ожидая от нас не школьного, ученического восприятия притчи (даже по методу «понять, а потом выучить наизусть»), а того, что мы притчей этой станем определять всю свою жизнь, применяя к себе каждое ее слово и строя, исходя из этих слов, и свое поведение, и свою внутреннюю, сокровенную от мира, но безусловно ведомую Всеведцу Богу часть. Причем делать это мы будем так, чтобы, в конце концов, такой образ поведения стал для нас естественным, чтобы нам не нужно было думать и принуждать себя поступать именно так, а не иначе. Ведь если мы, проходя по храму, видим на полу бумажку, мы поднимаем ее, не думая о том, что это нужно обязательно сделать, и уж тем более — о том, что за это последует нам некое посмертное воздаяние; нет, мы просто, как дома, автоматически убираем грязь, откуда-то появившуюся там, где ей не место.    Почему же не поступаем мы так с душой своей, окутанной грязью греха?    Церковь, как Мать, ожидает от нас поста не столько внешнего (ибо сказано: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16—18)), хотя и он составляет непременную необходимость Божественной педагогики спасения, но поста духовного. Она ждет, что мы сосредоточимся не только на внешней постовой атрибутике, что мы приступим, наконец, к сокрушению гордыни нашей души, «мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   И дело не только в первородном грехе, коим «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Ради этого греха принесена уже раз и навсегда крестная Жертва Христова, от него омыты мы в Таинстве Крещения «водою и Духом» (Мк. 1:8; Лк. 3:16; Деян. 1:5, 11:16; 1 Ин. 5:6), в воде этого великого Таинства погребен Духом Святым для каждого крещаемого первородный Адамов грех.    Но, восставши от святых этих вод, как скоро забываем мы о том, что Жертва Христова, жертва «Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), берет, то есть «истребляет, изглаживает» грехи мира как всю их совокупность, как говорит нам и блаженный толкователь: «Почему не сказал Иоанн: “грехи», но: грех? Может быть, и потому, что, сказав грех, он сказал вообще о всех грехах; как мы обыкновенно говорим: “человек» отпал от Бога, вместо “всё человечество», так и он здесь, сказав грех, обозначил все грехи».    Не мы пришли к Нему — Он Сам вышел навстречу нам. «На браках обыкновенно не невеста приходит к жениху, но жених к невесте, хотя бы он был и царский сын. Так и Господь, желая уневестить Себе природу нашу, Сам сошел к ней на землю и, когда брак совершился, взял ее с Собою, когда вознесся в дом Отца Своего».    Почему же забываем мы, что в Таинстве Крещения встали на другом конце этого пути Христова и обещали начать свой путь к Нему, чтобы в некоем неведомом нам месте, когда исполним всё, что возложил на нас Господь в качестве послушания в меру наших сил, приблизиться ко Христу настолько, чтобы соединиться с Ним в таинственном обожении силою благодати Святого Духа?    Почему забываем об этом и начинаем творить беззакония так, словно бы не было этой крестной Жертвы, словно бы не попрали мы сатану, когда крестились, словно бы не говорили Символа веры, словно бы не сочетались Христу, Единому Безгрешному?    Почему продолжаем древнее непослушание? Ведь «грех мира состоял в непослушании, так как человек низринулся в страсти чрез неповиновение Богу». Господь уже раз «загладил это непослушание, «быв послушлив до смерти» (Флп. 2:8) и уврачевав противное противным». «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27—28). Мы же живем так, словно ожидаем (помилуй, Господи!), что Христу надлежит непрестанно за нас распинаться!..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Неужели власть денег оказалась лучше, чем власть Господа? Почему же мы не ищем этой последней, а мечемся во все стороны, чтобы найти себе очередного земного господина, чтобы сделаться ему рабами?    Но ведь и это еще — не конец! «Я... возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их» (Иез. 29:13—15). И нас ведь «демократия» без Бога завела почти что в «землю Пафрос», и только Божией милостью не оказались мы в рубежах Великого княжества Московского...    А сколько повредила она душам нашим? Не станем вспоминать о приезжих «проповедниках», Бог им Судья. Но — как мы научились лицемерить! При советской власти в церквах всегда было «малое стадо»: оно не боялось, ибо всегда знало, что «Отец их благоволил дать им Царство» (Лк. 12:32). Но сейчас-то советской этой власти давно уж нету, а зайдите-ка в церковь на службу в будний день — там опять всё то же «малое стадо», а то и его-то нет, стоят две-три старушки, и слава Богу.    Почему? Чего теперь боимся?    Всего — работу потерять, без хлеба остаться, идти далеко, дома дела не сделаем, кино пропустим, дождь пошел, метель вроде обещали, да и вообще — что за фанатизм, мы же не монахи!    Всего — только не Бога... А потому — оправдываем себя, леность свою, нерадение свое.     «Всё мне позволительно, но не всё полезно, — учит нас святой апостол; — всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12; разрядка наша. — иг. Ф.).    Всё, что обладает мною, становится идолом, истуканом для меня.    И самый страшный истукан — это я сам, со своеволием моим, со всеми пустыми стремлениями моими, с себялюбием, с приверженностью ко греху, в коем я всегда готов прибегнуть к самооправданию.     «Кто не берет креста своего и [не] следует за Мною, тот не достоин Меня», — сказал Христос (Мф. 10:38).    А как взять свой крест, если не «отвергнешься себя» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010