Но, с другой стороны, Воскресение Христа не есть простое «оживление», когда мертвый возрождается, чтобы впоследствии вновь умереть. Таким были воскрешения Лазаря и других, хотя и они имели прообразовательный смысл и, значит, связаны с Воскресением Христовым, и будущим всеобщим воскресением из мертвых. Воскресение же Христово – это преобразование тела душевного в тело духовное, принадлежащее будущему веку и видимое поэтому только очами, просвещенными светом веры. Тело духовное не отягощено материально, но способно проходить дверем заключенным. Это не другое тело, а тождественное распятому и пригвожденному ко Кресту, о чем Воскресший Господь засвидетельствовал апостолу Фоме, дав ему осязать на Своем воскресшем теле язвы гвоздинные и рану от копья. Воскресение Христово есть начало всеобщего воскресения мертвых, «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:16 ), – говорит святой апостол Павел, проповедуя о Христе, как о Втором Адаме и небесном человеке, противопоставляющемся первому Адаму, согрешившему и умершему. Воскресением Своим Христос воздвизает падшего Адама: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:20–22 ). Преобразующей силой Воскресения Христова наши тела изменятся и из душевных сделаются духовными, и тленное облечется в нетление. Всеобщее изменение космоса и переход его из плана бытия материального в бытие духовное из тления в нетление, но отнюдь не развоплощенное, – вот основа нашего понимания силы Христова Воскресения. Святой апостол Павел пишет: «Так и при воскресении мертвых; сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор. 15:42–45 ). Несмотря на аналогии с миром естественным (прорастание зерна и т.д.), всеобщее воскресение мертвых остается непостижимой тайной, и сила Христова Воскресения выявится полностью в эсхатологической обстановке, когда Христос победит всех врагов Своих и будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15:28 ). Говорю вам тайну, заключает апостол Павел свою главу о воскресении мертвых, не все мы умрем, но всё изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть навеки» ( 1Кор. 15:51–54 ; Ис. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Сию страшную анафему, братия и возлюбленные чада во Христе, не мы изрекаем ныне, но изрек прежде всех Спаситель наш: если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему, ни в сем веке, ни в будущем ( Матф. 12:32 ); изрек Божественный Павел: удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не есть иное: а только есть люди, смущающие вас, и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовестить вам не то, что мы благовествовали вам, анафема да будет ( Гал. 1:6–8 ). Тоже изрекли и семь вселенских Соборов, и целый лик Богоносных Отцев. Итак, все замышляющие новизну – ересь или раскол – добровольно облеклись, по словам псалмопевца, проклятием, как ризой ( Пс. 108:18 ), хотя бы то были папы, или патриархи, или клирики, или миряне: пусть даже будет это Ангел с неба, и он анафема да будет, если благовестит вам иначе, чем приняли. Так рассуждали Отцы наши, внимая душеспасительным словам Павла, – и пребыли твердыми и непреклонными в Вере, по преемству им преданной, сохранили ее неизменною и чистою среди стольких ересей, и предали ее нам всецелою и неповрежденною, как истекла она из уст первых служителей Слова. Так рассуждая, и мы предадим ее в грядущие поколения совершенно такою же, какою сами приняли, без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о Вере своих предков. § 21. Посему, братие и возлюбленные чада о Господе, очистив души наши, по Апостолу, в послушании истины ( 1Петр. 1:22 ), будем внимательны к слышанному, чтобы не отпасть ( Евр. 2:1 ). Вера, исповедуемая нами, непостыдна! Она преподана в Евангелии устами Господа нашего, засвидетельствована святыми Апостолами и священными седьмью вселенскими Соборами, проповедана во всей вселенной, засвидетельствована самими врагами ее, которые прежде уклонения своего от православия в ереси исповедывали ту же веру – или сами, или отцы, или праотцы их; она, по свидетельству истории, торжествовала над всеми ересями, которые нападали и нападают на нее, как видите, до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор. 15:55–57 ). Святой Иоанн Златоуст в своем Слове на Святую Пасху так прославляет окончательную победу Воскресшего Христа: «Воскресе Христос и ты (ад – Авт.) низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос возстав от мертвых, начаток умерших бысть». Спасительная сила Христова Воскресения полностью раскроется во Втором пришествии и всеобщем воскресении из мертвых, ныне невидимым образом действует в мире со времени Воскресения Христова, завершившегося Вознесением Господним, когда вочеловечившийся Сын Божий Воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную Человеческую природу, и послал от Отца Духа Святого, освящающего мир. Спасительная сила Христова Воскресения созидает на земле начало вечной жизни и подготавливает всеобщее воскресение мертвых. Вечная жизнь, по словам Николая Кавасилы , начинается еще здесь, хотя в полноте своей раскроется только в будущем веке. Сила Христова Воскресения, сила вечной жизни, проявляется прежде всего в Церкви и ее таинствах. В таинстве Крещения, в троекратном погружении и восхождении из воды, мы соумираем и спогребаемся Христу, а затем совоскресаем с Ним. Мы становимся участниками Его смерти и Воскресения. «Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, – пишет святой апостол Павел Римлянам, – в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены я подобием воскресения…» ( Рим. 6:3–5 ). Уже сейчас мы – обладатели обновленной жизни, дающей нам уверенность в воскресении в последний день: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6:8–9 ). Но соумирание и совоскресение со Христом в Крещении тогда бывает действительным, когда мы истинно умираем греху и начинаем новую жизнь. «Так и вы, – поучает нас святой апостол Павел, – почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6:11 ). Крещение есть рождение для вечной жизни: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Таинство Евхаристии тоже есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго пришествия: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Причастие Святых Тайн Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоть Сына Человеческого я пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин. 6:53–54, 58 ). Вот почему святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть (см. к Еф. 20:2 ). В духовной святоотеческой литературе мы находим много свидетельств тому, что уже сегодня сила Христова Воскресения действует в душах и телах святых, предвосхищая всеобщее воскресение. Так, преподобный Иоанн Лествичник , говоря о достигаемом подвижниками бесстрастии, называет его воскресением души прежде всеобщего воскресения. Преподобный Макарий Египетский учит, что царство света и небесный образ, Иисус Христос , таинственно теперь освящает душу и царствует в душах святых и что Христос видим только очами души воистину до дня Воскресения, когда и само тело прославится светом Господним, уже сегодня находящимся в душе человека, чтобы и само тело совоцарилось вместе с душей, и ныне приемлющей Царство Христово (см. Духовные Беседы 2, 5, 81–91, изд. Доррис-Клостерман-Крогер). А преподобный Симеон Новый Богослов в своем Слове на Пасху говорит, что «тайна Воскресения Христа Бога нашего непрестанно таинственно совершается в нас при нашем желании», и объясняет «как Христос погребается в нас, как во гробе, и как, соединяясь с нашими душами, воскресает, совоскрешая и нас с Собою» (Слово огласительное, 13, 36–40). «Когда Он в нас бывает Духом, Он воскрешает нас из мертвых и оживотворяет, и дает нам видеть Себя всецело в нас, бессмертного и неразрушимого» (там же, 13, 120–122). В этих высказываниях духоносных отцов раскрывается действие Христова Воскресения на души отдельных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Уже в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета мы встречаем много мест, где говорится о Божественном Свете. Так, еще в Ветхом Завете мы читаем в Псалтири: «Во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). «Тогда откроется, как заря, свет Твой, – взывает пророк Исайя, – ...и слава Господня будет сопровождать Тебя» ( Ис.58:8 ). «Тогда свет Твой воссияет во тьме, и мрак Твой будет как полдень» ( Ис.58:10 ). «Солнцем Правды» называет пророк Малахия грядущего Мессию ( Мал.6:2 ). В Новом Завете Сам Христос говорит, что «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ), а апостол Павел пишет о Боге, «Который обитает в неприступном свете» ( 1Тим.6:16 ). Но особенно яркие и определенные выражения встречаем мы в Евангелии от Иоанна и в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова: «Я свет миру» ( Ин.8:12 ); «Я свет пришел в мир» ( Ин.12:46 ); «Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 ); «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ); «Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ) и т.д. В Апокалипсисе мы находим пророческие видения небесного града, как Царства Божественного Света: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» ( Откр.21:23 ). «И ночи не будет там, и не будет иметь нужду ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Откр.22:5 ). Выражениями о Божественном Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви (вспомним, хотя бы, именование Спасителя словами «Свете тихий» или «Свете истинный» и т.д.). В Символе веры исповедуется вера Церкви во вторую Ипостась, как в «Свет от Света». То же можно проследить и на всем протяжении патристической и аскетической письменности Восточной Церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (мы увидим впоследствии, что это в известном смысле одно и то же).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Кривошеин Александр Васильевич (1857–1921), российский государственный деятель, главноуправляющий земледелием и землеустройством в 1908–1915 гг., председатель правительства Юга России (1920), гофмейстер, действительный тайный советник, сподвижник П.А. Столыпина, реформатор, в октябре 1920 г. эмигрировал, жил в Париже, затем в Берлине. Кривошеин Василий Александрович (1893–1920), сын А.В. Кривошеина, старший брат владыки Василия (Кривошеина) , офицер, участник 1-й мировой и Гражданской войн (в Добровольческой армии), умер в 1920 г. от тифа. Кривошеин Василий Фёдорович (1829–1894), подполковник артиллерии, отец А.В. Кривошеина, происходил из крепостных крестьян Воронежа, дослужился до чина, дающего право на потомственное дворянство, из солдат. Кривошеин Игорь Александрович (1899–1987), старший брат владыки Василия, участник 1-й мировой и Гражданской войн (в Добровольческой армии), штабс-капитан, в эмиграции с 1920 г., окончил физико-математический факультет Сорбонны (1922), Высшую электротехническую школу в Париже (1923), где получил диплом инженера, работал в телефонной компании, в испытательной лаборатории общества «Апель», на заводе «Братья Лемерсье», в годы 2-й мировой войны активно участвовал во французском Сопротивлении, был узником концлагерей Бухенвальд и Дахау, после 2-й мировой войны принял советское гражданство, в 1948–1949 гг. жил в Ульяновске, в 1949–1954 гг. был арестован по ложному обвинению и находился в ГУЛАГе (некоторое время вместе с А.И. Солженицыным), с 1955 г. жил в Москве, работал переводчиком, в 1974 г. эмигрировал во Францию. Кривошеин Кирилл Александрович (1903–1977), младший брат владыки Василия, в эмиграции с 1920 г., служил в банке в Париже, в 1939 г. призван во Французскую армию, был в плену в Германии, по возвращении участвовал во французском Сопротивлении, после войны не одобрил позиции своего брата Игоря, бывшего советским патриотом, и принял французское гражданство, знал шесть языков, увлекался историей, написал книгу об отце «А.В. Кривошеин (1857–1921). Его значение в истории России начала XX века» (Париж, 1973), умер в Мадриде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия Великого 376 Проблема познаваемости Бога является для св. Василия Великого частным, хотя вместе с тем и единственным по своему характеру видом нашего познания вообще. Как в мире тварном сущность творений недоступна нашему разуму и мы познаем творения по их свойствам и качествам, по их видимости, точно так же, или, вернее, в неизмеримо большей степени, Божественная сущность (ουσα) остается для нас непостижимой и недоступной, и мы познаем Бога только из Его свойств, или, как св. Василий наиболее часто выражается, из Его действий и проявлений, из Его энергий (ενεργειαι). «Евномиане, – говорит он 377 , – не знающие естества даже той земли, которую они попирают своими ногами, какова она, имеют дерзость проникать в сущность Бога всяческих» 378 . «Вообще только помыслить, – пишет там же св. Василий, – что можно исследовать сущность Бога, Который выше всего, сколько в этом гордости и надменности!» 379 «Я думаю, – говорит еще св. Василий, – что постижение (Божественной сущности) превосходит не только людей, но и всякое разумное естество. “Разумной” же я называю здесь тварную природу. Ибо Отец познаваем только Сыну и Святому Духу» 380 . Таким образом, эта неспособность познавать Божественное естество не ограничивается одними людьми, но распространяется и на ангельский мир. Только три Божественные Ипостаси обладают полным познанием Их общей сущности. И св. Василий заключает: «Сущность Божия, как это было доказано, совершенно непостижима и неизреченна для человеческого естества» 381 . Это не означает, однако, для св. Василия, что Бог совершенно непостижим. Такая непостижимость исключала бы возможность сознательного поклонения Богу. В этом как раз и упрекали его противники, евномиане, ставившие ему такой вопрос: «Поклоняешься ли ты тому, что ты знаешь, или тому, что ты не знаешь?» 382 Св. Василий понимает ловушку, заключающуюся в этом вопросе. «Если мы ответим, что мы знаем то, чему поклоняемся, у них на это быстрый ответ: “Какова сущность поклоняемого?” А если мы признаемся, что не знаем его сущности, они обращают против нас наш ответ и говорят: “Итак, вы поклоняетесь тому, что не знаете”» 383 . Этот аномейский вопрос предполагает, что всякое истинное познание есть познание сущности, и в особенности что в Боге все есть сущность. В своем ответе св. Василий оспаривает оба эти утверждения: «А мы говорим, что познание многозначно. В самом деле, мы говорим, что знаем величие Божие и Его силу и мудрость, и благость, и Промысл, которым Он промышляет о нас, и праведность Его суда, но не саму сущность. Так что вопрос этот имеет улавливающий характер» 384 . Таким образом, св. Василий допускает, с точки зрения познания, во всяком случае, различие между сущностью Божией и Его свойствами и проявлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Василий (Беляев) 29.06.1925 хирот. во еп. Спасо-Клепиковского, вик. Рязанской епархии; 1927–1929 еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; в 1931 г. еп. Бутурлинский; † после 1931 г. Василий (Богдашевский) с 6.08.1914 еп. Каневский, вик. Киевской епархии; с 1925 г. в сане архиепископа; † 25.02.1933. Василий (Богоявленский) с 5.10.1916 архиеп. Черниговский и Нежинский; замучен 27.08.1918. Василий (Васильцев) 1.10.1989 хирот. во еп. Кировоградского и Николаевского; с 1992 г. еп. Кировоградский и Новомиргородский; с 28.07.1994 в сане архиепископа; с 27.12.1994 архиеп. Кировоградский и Александровский. Василий (Дохтуров) 16.08.1924 хирот. во еп. Горно-Алтайского, вик. Новосибирской епархии; в 1925 г. еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии; 1925–1926 еп. Яранский, вик. Вятской епархии; в 1926 г. еп. Вытегорский, вик. Олонецкой епархии; в 1927 г. еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии; уклонился в «иосифлянскую» оппозицию. Василий (Зеленцов) 12.08.1925 хирот. во еп. Прилуцкого, вик. Полтавской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 9.02.1930. Василий (Златолинский) 2.12.1990 хирот. во еп. Симферопольского и Крымского; с 27.07.1992 еп. Запорожский и Мелитопольский. Василий (Зуммер) в 1921 г. хирот. во еп. Суздальского, вик. Нижегородской епархии; † 24.12.1923. Василий (Кривошеин) 14.06.1959 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 31.05.1960 еп. Бельгийский и Брюссельский; с 21.07.1960 в сане архиепископа; † 22.09.1985. Василий (Осборн) 7.03.1993 хирот. во еп. Сергиевского, вик. Сурожской епархии. Василий (Преображенский) 14.09.1921 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 1926 г. еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; † 12.08.1945 в ссылке. Василий (Ратмиров) в 1921 г. хирот. во епископа; уклонился в обновленческий раскол и снял сан; в 1941 г. принес покаяние, принят в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру; с сент. 1944 г. архиеп. Минский и Белорусский; с 13.08.1947 на покое; † ок. 1980 г. Василий (Шуан) 30.05.1957 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1916 году Всеволод успешно окончил гимназию и поступил на филологический факультет Петроградского университета, но проучился там менее года. Как и многие студенты, юноша сочувствовал левым, только продолжалось это недолго. Во время Февральской революции в Петрограде он даже был невольным участником нескольких уличных шествий. Весной 1917 года семья Кривошеиных переехала в Москву, и Всеволод продолжил филологическое образование уже в Московском университете. В Москве и застала его Октябрьская революция. До весны 1919 года он жил с семьёй, а потом у родственников. Его мать с младшим братом под чужими именами уехали в Киев, который по том был занят белыми, старшие братья Василий и Олег с лета 1918 года воевали в Добровольческой армии, а брат Игорь устроился работать на строительство железнодорожной ветки Овинище – Суда, что освобождало его от призыва в Красную армию. Александр Васильевич Кривошеин, который был организатором и председателем объединения партий «Правый центр», только благодаря своему самообладанию избежал ареста ВЧК: спокойно оделся во время обыска в управлении морозовских мануфактур, отстранил часового, вышел на улицу и скрылся. Потом он перебрался в Киев, где стал одним из создателей и руководителей правой партии «Союз государственного объединения России». Решение об участии в Белом движении Всеволод Кривошеин принял зимой 1918–1919 годов. Вот что об этом он писал в своих воспоминаниях «Девятнадцатый год»: «Всё в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратительным, и вместе с тем я осознавал, что для меня в нём нет места. Нет жизни в буквальном смысле этого слова. И хотя я далеко не был уверен в конечном успехе Белой борьбы, принять участие в ней стало для меня жизненной потребностью». Юноша выехал было с матерью и младшим братом в Киев весной 1919 года, но уже в мае вернулся обратно: перебраться в Добровольческую армию оттуда оказалось сложно. По протекции брата Игоря он устроился работать на строительство железной дороги и к концу августа дождался фиктивной командировки в Курскую губернию (якобы для найма плотников, необходимых для наведения моста через реку Мологу). Оформив необходимые документы, Всеволод со своим спутником 3 сентября 1919 года выехал из Москвы. Перед отправлением тётушка Ольга Васильевна Кривошеина подарила ему образок святой великомученицы Варвары, чтобы в случае ареста его не расстреляли казаки как нехристя. «Мой золотой нательный крест я незадолго перед этим потерял, а в советских условиях стало трудно найти другой. По своей малоцерковности, я тогда не знал, что великомученица Варвара спасает от внезапной насильственной смерти, но теперь я твёрдо верю, что по её молитвам Господь избавил меня тогда от гибели. И во время моего путешествия к линии фронта, да и потом я ей молился, как умел», – писал владыка Василий в своих мемуарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

P. 116-119; Savramis D. Ora et labora bei Basilios dem Grossen//Kyrios. 1966. Bd. 6. S. 129-149; Van Parys M. Quelques remarques à propos d " un texte controversé de St. Basile au Concile de Florence//Irénikon. 1967. Vol. 40. P. 6-14; idem. Exégèse et théologie trinitaire: Prov 8. 22 chez les pères Cappadociens//Ibid. 1970. Vol. 43. P. 362-379; Bamberger J. E. Μνμη Διθεσις: The Psychic Dynamism in the Ascetical Theology of St. Basil//OCP. 1968. T. 34. P. 233-251; Пащин И. Аскетические творения св. Василия и их значение: Канд. дис./ЛДА. Л., 1968. Ркп.; Bernardi J. La prédication des pères cappadociens: le prédicateur et son auditoire. Marseille, 1968; idem. Introd., texte critique, trad. et notes// Grégoire de Nazianze. Discours 42-43. P., 1992. P. 7-45. (SC; 384); Василий (Кривошеин), архиеп. Экклезиология св. Василия Великого//ВРЗЕПЭ. 1968. 62/63. С. 122-150; он же. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого (1967)// Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды 1952-1983 гг. Н. Новг., 1996. С. 230-241; он же. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов//Там же. С. 70-112; Pruche B. Didyme l " Aveugle est-il bien l " auteur des livres contre Eunome IV et V attribués à St. Basile de Césarée?//StPatr. 1970. Vol. 10. P. 151-155; Аверинцев С. С. Василий Великий//Памятники визант. лит-ры IV-IX вв. М., 1968; он же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 19972; Maraval P. Introd., texte crit., trad., notes et index// Gr é goire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P., 1971. (SC; 178); idem. Encore les frères et sœurs de Grégoire de Nysse//RHPhR. 1980. Vol. 60. P. 161-166; idem. La date de la mort de Basile//RAug. 1988. Vol. 34. P. 25-38; idem. Introd., texte crit., trad., notes et index// Gr é goire de Nysse. Lettres. P., 1990. (SC; 363); Hörner H., ed. Auctorum incertorum, vulgo Basilii vel Gregorii Nysseni, Sermones de creatione hominis. Leiden, 1972; Junod É. Remarques sur la composition de la «Philocalie» d " Origène par Basile de Césarée et Grégoire de Nazianze//RHPhR.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010