Закрыть itemscope itemtype="" > Мы должны воевать с апатией Беседа с одним из авторов «Письма косовских сербов к президенту Путину» 26.08.2013 956 Время на чтение 10 минут Предлагаем вниманию читателей беседу с одним из активистов организации «Голос Косово и Метохии». Наш собеседник - простой серб с Косово и Метохии. Живет и работает со своей семьей на территории «к югу от реки Ибар». Территория «к югу от реки Ибар» - это территория предельного риска для сербов. В то время, как сербы севернее Ибра более плотно размещены, с завоеванной, немного большей свободы передвижения, - к югу от Ибра они подвержены всвозможным угрозам албанских террористов. Кроме свободы передвижения, здесь под угрозой и свобода слова. Вместе с несколькими сотрудниками с севера и юга края, наш собеседник, назовем его «господин Костич», с самого начала участвует в работе «Голоса Косово и Метохии». Господин Костич, письмо Сербов Косова и Метохии (КиМ), переданное в посольство России 13 марта сего года на имя Президента, произвело на всех нас чрезвычайно сильное впечатление. Глубокая правда в предложенном вами соединении сербов и русских в один народ. Без малого 100 лет назад наш Святой Царь, повинуясь христианскому долгу, не оставил в беде своих братьев на далеком конце Балкан и двинул свои армии на выручку. Война, начавшись тогда, не окончена и по сей день. Она приняла особенно трагический поворот в наши дни: неслыханное в истории Сербии дело - правительство предало свой народ! Идет на подлое соглашение с врагом. А в братской России пока нет правителя, подобного Св. Царю Николаю II . И помощи, о которой вы просите, оттуда не будет. В связи с этим возникают вопросы: 1. Что необходимо предпринять сегодня, немедленно, для пробуждения, как вы пишите, голоса совести в народе? Сербский народ сконфужен, обезглавлен. Против этого народа уже более 20 лет ведется специальная война высокой интенсивности. Война ведется могучим пактом НАТО. Чтобы сербский народ пробудился, ему нужно знать свою программу и цель. Есть ли такая программа?

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Участники театрального форума «Золотой витязь» обсудили духовные традиции славянских театров 31 октября 2006 г. 21:04 Конференция «Духовные традиции славянских театров» в рамках Международного театрального форума «Золотой витязь» прошла 30 октября  в помещении Московского театра русской драмы «Камерная сцена». Участники театрального форума — режиссеры, драматурги, актеры — затронули вопросы взаимообогащения славянских культур и нравственной ответственности художника . Президент МТФ «Золотой витязь» Николай Бурляев подчеркнул в начале конференции, что «славянские братья» из Сербии везут на форум «Золотой витязь» русскую классику. По его словам, факт, что есть «наша славянская культура — нам очевиден, угодно это или нет». «Я не знаю другого вида существования нации кроме духовного», — заявил в своем выступлении сербский драматург Зоран Костич и посетовал, что за последние 20 лет сербский театр отошел от традиции, общей с русским театром, «в ущерб себе». В современном западном театре, на который сейчас ориентируются сербские режиссеры, «убивается слово», которое всегда было основой театрального действия. Преобладает тело — «физический театр, который не говорит ни о чем». Более того, сербский театр «умирает» через укоренившееся «ругание» на сцене. Но в эстетическом смысле есть результаты. По убеждению З.Костича, Россия в свое время подняла сербский театр, когда «после несчастья 20-х годов (революции) из-за массовой эмиграции каждый четвертый гражданин Белграда был русский». В то время приехавший из России режиссер Юрий Львович Ракитин (наст. фамилия Ионин, 1882-1952) «поднял» в Белграде школу Станиславского. Сейчас ее вытеснил постмодернизм, который, по словам З.Костича, «стал общим образом службы сатане». Зоран Костич призвал российских театральных деятелей, участвующих в МТФ «Золотой витязь», не ограничиваться только постановками русской классики, но давать мотивацию творчеству современных драматургов, поскольку в традициях русского театра — показывать свое время. Так было в XIX веке — русские драматурги, впоследствии ставшие классиками, изображали современников.

http://patriarchia.ru/db/text/155869.htm...

7. Духовное развитие Досифея имело несколько основных фаз. Первая, от рождения (1740) и до его прибытия в Вену (1771); вторая — шестилетнее пребывание в Вене и возвращение в карагеоргиевскую Сербию (1807), третья, последняя фаза его жизни и работы в Сербии и до его кончины (1811). Известно, что еще в ранний период своей жизни он попал под влияние петровской реформы, изучая «Духовный регламент» (Ср. Мита Костич, Досифей Обрадович в исторической перспективе XVIII и XIX веков, Белград 1952, стр. 18–19.). Этот период характеризуется его наивными попытками стать «святым» усилием воли (которые имели далеко не наивные последствия), и его жаждой широкого образования. Духовно незрелая монастырская среда, успела внушить ему отвращение и раз и навсегда оттолкнуть от богатейшего, византийско–славянского духовного и культурного предания, толкнуть его в объятия современной культуры и идей просвещения его эпохи. Это случилось именно в то время, в пору второй фазы его жизни, когда он потерял «все почитание» к «житиям и отечникам», а «ученость и латинский язык», стали главным его вдохновением. («Сочинения Досифея Обрадовича», Белград 1911, стр. 43). Алчущий, по его собственному признанию, академий, науки, книг и знаний, на пути в Смирну, он около полугода проводит в Хиландарском монастыре, но не замечает там ни одной книги из тысяч книг и рукописей, находящихся там. Его упорство в достижении «святости», не утратив своей силы, получает новое направление, которому он будет следовать до конца жизни. В этом смысле он не менялся никогда: самоуверенность и наивная уверенность в том, что он сам своими силами может стать «святым» и совершенным человеком, до конца оставались главной чертой его характера. В начале, школа Ерофея Дендрина, затем терезианские и джозефинианские идеи, его учеба и странствования по Европе, привели к тому, что Досифей не просто принял, но стал, обладая жаром религиозного реформатора и выдающимся педагогическим и литературным даром, проповедником науки и идей просвещенности своей эпохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

9. Бражников Илья Леонидович, доцент, гл. редактор Православно-политического сайта Pravaya.ru, к. филол. н. «Благая Весть и язык искусства». 10. Чадаева Алина Яковлевна, писатель. «“И вышел сеятель...”». 11. Дьякон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной академии. 12. Матушка Людмила Кононова, автор-исполнитель (Вятка). «Духа не угашайте». Выступление. 13. Леонтьев Михаил, публицист, аналитик, автор и ведущий программ Общественного Российского Телевидения. «Современное российское телевидение: реальность и перспективы». 14. Лукичев Борис Михайлович, советник Управления Администрации Президента РФ по внутренней политике. «Театр, кино и телевидение: приоритеты государства». 15. Трепетова-Костич Елена, актриса, режиссер, ведущая мастер-класса актерского мастерства в Академии драматического искусства (Сербия). 16. Мехди Иманипур, руководитель культурного представительства при посольстве ИРИ Иран в РФ. «Национальные духовные основы в театре и кино. Аспекты, консолидирующие общество». 17. Крупин Владимир Николаевич, писатель, председатель жюри Международного кинотелерадиофестиваля «Радонеж», секретарь правления Союза писателей России.. 18. Михалков Никита Сергеевич, народный артист России, председатель Союза кинематографистов. 19. Большакова Юлия Борисовна, доцент Российской академии театрального искусства, Заслуженный работник культуры РФ. «Традиции русского театра актерской школы психологического переживания». 20. Куняев Сергей Станиславович, писатель, автор книги о Сергее Есенине, член Союза писателей России. «Памяти Есенина: Живые Строки» (театрализованный доклад). Наверх 6.9. Православие. Воспитание. Театр Председатель: Щепенко Михаил Григорьевич, художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена», действительный член РАЕН, доцент Ярославского государственного театрального института и МПГУ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат российских и международных фестивалей. Куратор: Вайгер Галина Александровна, заведующая литературной драматической частью театра русской драмы «Камерная сцена», член Союза писателей Москвы.

http://pravoslavie.ru/428.html

Павел Тихомиров: Австрийское южное пограничье – междуречье Савы и Дравы населялось сербами, бежавшими с земель Косова и Метохии, а также Северной Македонии. Первый (1690) и Второй (1739) Исходы были вызваны резким ухудшением отношения Османской империи к православному населению Балканского пограничья, после того, как сербы поддержали войска Священной Лиги, совершивших неудачное вторжение в пределы турецких владений. З.Ч.: Сербская церковно-просветительская автономия, её учреждения – церковные и гражданские, её храмы и администрация большей частью были сформированы благодаря русской помощи. Речь идёт о книгах, церковной утвари, деньгами и преподавательскими кадрами. Тем самым Россия принесла неоценимый вклад в дело сопротивления униачению сербов в Австрии, о чём много писал сербский академик др. Мита Костич. Кроме того, все сербские историки признают, что одного сербского героизма, проявленного во времена Первого Сербского Восстания (1804-1813 гг.), было бы недостаточно для восстановления сербской государственности на пространстве бывшего Белградского Пашалука, если бы не было Русско-Турецкого Бухарестского мирного договора от 1812 года. Благодаря особому старанию императора Александра I, впервые после сокрушения сербской средневековой государственности в XV веке, в международном договоре гарантируется автономия сербскому народу. Опираясь на эту международно признанную гарантию, сербы уже после успешного Второго Восстания (1815 года), при дополнительной военной и дипломатической поддержке России, в конечном итоге получили в 1830 году от турецкого султана своё княжество. Этот краткий обзор показывает, что мощное присутствие России на Балканах является с одной стороны – залогом сохранения сербской национального и религиозной идентичности, а с другой стороны – гарантией независимости сербской державы, самостоятельности её политического курса. Всякий объективный серб – вне зависимости от того: верующий или нет, русофил или англофил – должен признать тот факт, что деятельность России на Балканах существенно отличается от деятельности других великих сил. И не потому, что у России нет своих интересов, но потому, что Россия - во имя осуществления своих интересов - никогда не требовала от Сербии отречься от себя, от своей религиозной и национальной идентичности.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/06/ro...

Драголюб Костич Привычная и, увы, печальная картина для Косово и Метохии: похороны. К сожалению, оставшиеся сербы проводят их много чаще, чем, например, венчания или крещения. Горе, скорбь – постоянные их спутники сегодня. Это не значит, что они унывают, нет: скорее они стараются жить с Богом, учась у горя смирению. Как говорят сами сербы, во многом в собственном горе виноваты они сами, но не нам, думается, судить о степени их вины. Вот небольшая зарисовка с кладбища косовского села Велика Хоча. На скромных похоронах этого старика немногочисленные провожающие говорили, что прощаются с тем, кто умер уже давно и кто, будучи мертвым среди живых, не давал забывать о греховности этого мира и был примером исполнения заповеди «Блаженны алчущие правды». Да, 83-летний старик искал этой правды, страдал за нее, был ее свидетелем. У Драголюба Костича, жителя села Ретимля, что в Косово и Метохии, террористы из УЧК в течение недели похитили двух сыновей: 28-летнего Югослава и 22-летнего Сашка. В том же страшном июле 1998 года похитили и его супругу Ружу и дочку Злату – их и еще девять женщин и одного старика удалось спасти из концлагеря УЧК благодаря быстрым действиям сотрудников Международного Красного Креста. А вот сыновей спасти не удалось. Изгнанный из своего дома, из родного села, Драголюб жил в Великой Хоче, нашем сербском анклаве, этом острове Православия посреди моря ненависти и презрения «соседей». Старик отказался уезжать из Косово и Метохии в центральную часть Сербии, сказав, что хочет быть ближе к своим исчезнувшим детям, не теряя надежды, что сыновья все-таки живы, предпринимая отчаянные, безнадежные попытки найти любимых сыновей. Через несколько лет умерла от горя его жена, и Драголюб остался жить в старом доме с единственной дочерью. Жил в одиночестве и робкой надежде. Велика Хоча Измученный горем, болезнями и старостью, он поначалу обивал пороги представительств всевозможных международных организаций, призванных, по его убеждению, восстановить попранную справедливость и найти похищенных людей. Приходил, просил, плакал – ответом был холодный, брезгливый взгляд «ответственных людей» и отрывистая просьба «заполнить вот этот формуляр».

http://pravoslavie.ru/136668.html

Иные же факты униачения - как группового перехода в католичество, так и одиночного - с сербской стороны не исследованы должным образом. А ведь количество сербов, перешедших в католичество не так уж и ничтожно. Отсутствуют исследования социальных, политических и культурных предпосылок смены веры. Следующим упущением сербских исследователей является отсутствие изучения судьбы тех сербов, которые приняли унию - и в дальнейшем превратились в полноценных католиков и хорватов. И именно которые, кстати говоря, преуспели в проявлении ненависти по отношению к православию и к сербам. К этому изъяну недавно добавился новый: систематическая зачистка учебников и учебных пособий от упоминания тех авторов (и их работ), которые исследовали эту проблему (Дучич, Црнянский, Лазо Костич и др.). У профессоров же, которые желали бы ознакомить студентов с этими проблемами или озвучить их в СМИ, возникают проблемы... [iv] Уния в среде православных испытывала и успехи, и поражения. Например, уния среди населения запада Руси: (в Белоруссии и Украине ) переживала поначалу успех, а затем поражение. Некогда население Белорусии в большинстве било униатским (75%), а сейчас нет и 1%. Также, на Украине значительная часть поуниаченных православных вернулось в православие, но существенное количество укоренилось в новой вере (сейчас их от 3 до 5 миллионов). Всего же в мире до 13 миллионов униатов. Однако выявить точное число нелегко, поскольку не учитываются те, для кого греко-католичество было лишь промежуточной станцией перехода в римо-католичество. Уния родила униатские церкви. Римокатолики указывают следующие: Армянская, Болгарская, Эфиопская, Итало-Албанская, Халдейская, Коптская, Малабарская, Маланкарская, Мелкитская, Румынская, Сирийская и Украинская Греко-Католические Церкви. 2. О новой римо-католической программе униачения православных Но все эти унии и их институализация в отдельные церкви осуществлена еще до XIX века. В том смысле вышеупомянутые унии можно определить как «старые». Новую стратегию достижения унии со стороны Ватикана поставил папа Лев XIII, который в энциклике Grande munus от 1880 года преподнес доселе проводившиеся эксперименты на этом поприще в качестве служебной политики, проверенной практикой. С целью повышения эффективности дела «соединения» восточных православных с Римом на рассматриваемом этапе, была произведена реорганизация «Церкви Хорватов» и «Украинской Греко-Католической Церкви», именно которым теперь отводилась центральная роль. [v]

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/04/...

Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать  сэкономленные деньги нуждающимся, сообщает издание srbija.ru. В ходе акции «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь» школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров, вчера эти деньги были переданы трем семьям с тяжело больными детьми. В торжественном зале Гимназии были переданы деньги для 12-летнего Предрага Потича, болеющего детским церебральным параличом,  11-летнего Матеи Лазаревичу, перенесшего семь операций и пятилетнего Чеды Тошича, также больного ДЦП и после недавней операции начавшего ходить. Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь После торжеств в Гимназии, выпускники прошли по центру города в футболках с надписью «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь» Выпускники рассказывают, что они хотели сделать что-то такое, чтобы их запомнили, а также дать пример следующим поколениям. «Эти деньги, которые я отдал бы за дорогую одежду, которую кто знает, когда бы еще одел, я могу отдать кому-то, кому это действительно необходимо», — рассказывает выпускник Брана Костич.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/dengi-na-vypusknye-pla...

- Как вы собираете материалы для своих наблюдений? - Волей случая, а вообще-то волей Божией, мне довелось в самые тяжелые военные годы быть одним из руководителей нашей сербской общины. Я прекрасно понимал, что наших усилий катастрофически не хватает для хоть какого-то улучшения жизни оставшихся сербов – на стороне албанцев был весь запад со своей мощнейшей военной машиной, ему же потворствовало откровенное непонимание, а то и нежелание понимать нашей трагедии центральных белградских властей. Что я мог противопоставить этому натиску? Только свою боль, внимание, умение складывать слова в предложения. Так я и начал записывать, фиксировать случаи из жизни только нашей округи – свидетельства убийств, похищений православных, уничтожение их жилья и имущества, грабежи и кражи. Главным была и остается надежда: даст Бог, настанет время, когда мои свидетельства и наблюдения потребуются людям, желающим знать правду. Даст Бог, и сегодня эти записи помогут нам уже сейчас строить свое будущее, понять смысл и пользу страданий, увидеть, что они не пропали даром. У меня есть достойные примеры для подражания: сербские и русские дипломаты – консулы в Косово и Метохии Бранислав Нушич, Милан Ракич, Иван Ястребов, Григорий Степанович Щербина, а также писатели Григорий Божович, Петар Костич и другие, которые во время турецкого ига в своих письмах, книгах рассказывали всему миру о неизвестных ему страданиях сербского православного народа, его мученичестве на родной земле от турок и албанцев. - Уверен, что ваша работа имеет целью не только информирование читателя о положении в Косово, есть у вас и другая задача. - Повторю: писатель или документалист из меня небольшой, и в сегодняшнем положении вряд ли мои заметки заставят мир хоть немного попытаться узнать правду о сербах, об их жизни в Косово и Метохии. Но я очень надеюсь, что придет то благословенное время, когда новое поколение сербов, более разумное, благодарное, верующее, найдет в них повод для того чтобы не повторять грехи и ошибки прежних поколений. А нас, их предков, помянуть в своих молитвах. Надеюсь также, что и русские братья, читатели портала Православие.Ru, помолятся о нас грешных и не будут повторять наши ошибки.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/25/...

находился видный церковный канонист еп. Георгий ( Летич; впосл. епископ Банатский), который в 1907 г. реформировал систему церковных школ в епархии и во всей Карловацкой митрополии. По итогам первой мировой войны (1914-1918) территория Темишварской епархии была разделена между 3 гос-вами - Венгрией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Р. Три общины, оказавшиеся в Венгрии, вошли в состав Будимской епархии СПЦ. Однако примерно равное деление общин между Королевством сербов, хорватов и словенцев (36) и Р. (40) не соответствовало разделению серб. паствы бывш. Темишварской епархии по численности: 80% паствы оказалось на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев и только 10% - на территории Р. Т. о. появились 2 Темишварские епархии СПЦ: одна действовала на территории Р. с сохранением кафедры в г. Тимишоара, а 2-я - в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где кафедрой был определен г. Велика-Кикинда (ныне Кикинда, Сербия). По решению еп. Вршацкого Гавриила (Змеяновича) от 7(20) дек. 1919 г. 14 серб. общин и 3 мон-ря (Базиаш, Златица и разрушенный Кусич), находившиеся на территории Р., из состава Вршацкой епархии были переданы румын. Темишварской епархии. Согласно Уставу СПЦ, принятому в 1931 г., часть Темишварской епархии, находившаяся на территории Королевства Югославия, была объединена с Вршацкой епархией в единую Банатскую епархию с кафедрой в г. Вршац. Еп. Георгий (Летич) после первой мировой войны продолжал управление Темишварской епархией из Велика-Кикинды и потом возглавил Банатскую кафедру. Темишварской епархией, действовавшей на территории Р., после окончания первой мировой войны управляли только администраторы: еп. Бачский Ириней ( Чирич; в 1935-1952; в годы второй мировой войны епархией фактически управлял прот. Слободан Костич), еп. Банатский Виссарион ( Костич; в 1952-1979), еп. Браничевский Хризостом (Войинович; в 1979-1980) и еп. Шумадийский Савва ( Вукович; в 1980-1996). Согласно переписи населения 2002 г., в Р. проживало более 22 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010