373 У Х.-Ф. Байера: «...и, принужденные замышлять против императора» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 45). 374 Следует отметить, что неизвестный автор VIII в. (первоисточник «Хронографии» и «Бревиария») прямо не отождествляет Крым и Хазарию: херсониты и жители других крымских «кастра» и «полисм» (крепостей, городков) посылают за помощью к хагану в Хазарию, то есть за пределы своих центров, где они, по всей видимости, не находили поддержки хазар. 375 В пер. Х.-Ф. Байера: «...с просьбой о людях для своей охраны» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 45). 376 Вардан, армянин по происхождению, был сослан василевсом Тиверием III Апсимаром на основании доноса о том, что некий монах-затворник, еретик, способный пророчествовать (prooratikos), предсказал Вардану царскую власть (Theophanis Chronographia. – Vol. 1. – P. 381. 7–8). 377 Первоначально местом ссылки Вардана, куда его отправили в кандалах, предварительно выпоров и обрив голову и бороду, была Кефалиния. Так называли военное фемное подразделение – турму, которая располагалась к югу от гористого побережья Черногории и низменного албанского берега. Она охватывала о. Корфу (с главным городом Панормусом) и прилегающие Ионические острова у восточного побережья Греции. Одноименный остров Кефалиния (Кефалония) в Ионическом море к юго-западу от о. Итаки был одним из группы Ионийских островов, находящимся против входа в Патрский залив. Турма стерегла южный вход в залив Отранто и была ключом к адриатическому морскому пути, который в свою очередь выводил к Криту, Кипру и Сирии (Markl О. Ortsnamen Griechenlands in «frankischer» Zeit. – Graz; Koln, 1966. – S. 39; Кефалония//Полный православный богословский энциклопедический словарь. – М., 1992. – Т. 2. – Стлб.1265; Оболенский Д. Византийское содружество наций. – С. 22). В дальнейшем, после возврата Юстинианом II трона, Вардан был «призван» (ta anakletheis) с Кефалинии, но вновь заподозрен и сослан на этот раз в Таврику, в Херсон. 378 В подлиннике – to stolo, что можно понимать и как «с флотом», и как «со свитой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Её томным светом внезапно побледнело ущелье, как поблекшие лица его отшельников, и дикая обитель представилась нам в более свойственном ей образе. Арарат Утром мы опять миновали селение Башкарни и долго следовали по ущелью, к долине Аракса. Вся она почти заселена выходцами из Персии и Турции, ибо многие тысячи армянских семейств устремились, по окончании войны, в мирные пределы древнего своего отечества. Приятно видеть, от подошвы Алагеза до подножия Арарата, всю обширную равнину, где величаво течет Аракс, обращенную в зеленые сады, которые орошаются его живительными водами, ибо без искусственных протоков, ничего не может расти, на пламенной почве Армении. Еще недавно, одни только редкие аулы татарские, кое-где рассеяны были на пустоте равнины, на которой не смели селиться христиане, из опасения курдов. Мы спустились к селению Двин, которое получило свое громкое имя от близ лежащих развалин, и увидели в поле обширный двух ярусный холм, окруженный рвами: это была древняя столица Армении. Развалины её простираются ныне между трех селений, из коих два, Арташир и Двин запечатлены сами историческими именами, а третье, Топра-кале, означает земляную крепость или насыпь, в которую теперь обратилась могущественная некогда столица. Персидское название Двин, т.е. холм, совершенно соответствует её нынешнему состоянию, ибо один только могильный курган гласит о минувшем величии целого царства; а некогда судьба всей Армении зависела от сего холма! Сын Тиридата, младший Хосрой, перенес сюда столицу из Арташата, которому вредили болотные испарения Аракса, и с тех пор Двин, прозванный Востаном или Царьградом, посреди своей плодоносной равнины, сделался сердцем Армении; чрез него текла вся богатая торговля Индии с Западом. Когда же в V веке пало, под игом персов, царство армянское, отселе поднялся витязь Вардан Мамигонянин, с горстью храбрых, чтобы отразить полчища Издигерда и его магов, которые усиливались ввести огнепоклонство. Вардан перенес сюда столицу духовную из Вагаршапата, с кафедрою католикосов, и они основались в Двине, почти на пятьсот лет, до возвеличения новой столицы Ани, уже при династии Багратидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каср-ибн-Вардан. Храм. Разрез Архитектура К.-и.-В. вызывала многочисленные дискуссии среди исследователей с момента его открытия в 1899 г. Максом фон Оппенхаймом. Первый исследователь комплекса, Х. Батлер, обратил внимание на необычную для Сирии смешанную кладку с применением кирпича и предположил, что кирпич для строительства был завезен из К-поля. Сохранившаяся в соседней Халкиде надпись с упоминанием работавшего там архит. Исидора позволила выдвинуть версию, что строителем К.-и.-В. мог быть знаменитый Исидор из Милета , а основные формы храма сложились под влиянием к-польской архитектуры. Гипотеза о строительстве комплекса Исидором из Милета была опровергнута уже Й. Стржиговским, к-рый указал на сир. характер мн. архитектурных и декоративных элементов. Тем не менее предположение о происхождении строительного материала из К-поля встречается до сих пор (в частности, его твердо придерживался Р. Краутхаймер). В дальнейшем версии о к-польском и сирийском происхождении архитектуры К.-и.-В. стали основными. Среди исследователей, вплотную занимавшихся комплексом, первую т. зр. поддерживали Ж. Лассюс и И. Пенья, в то время как Г. Чаленко указывал на сходство капителей из К.-и.-В. с капителями в соседних Кафр-Руме и Идлибе. Обе теории удалось примирить Ф. Дайхманну, на основе анализа использования кирпичей в сир. архитектуре он доказал, что кирпичи К.-и.-В. были произведены на месте визант. армией. Дайхманн вписал комплекс в контекст юстиниановского строительства в Сирии после катастрофы 540 г. К. Штрубе указала на то, что смешанная техника кладки К.-и.-В., кажущаяся исследователям исключительной чертой к-польской архитектуры V-VI вв., находит аналоги в храме в Фалюле, расположенном неподалеку (526), где нижний ярус сложен из базальта, верхний - из известняка, а своды и купол - из такого же кирпича, что и в К.-и.-В. Штрубе также показала, что капители храма в К.-и.-В. представляют собой сирийское подражание столичным образцам. Т. о., в наст. время господствует т. зр., что весь комплекс был выполнен арамейским архитектором, знакомым с к-польским и малоазийским зодчеством, при помощи местных мастеров. В типологическом смысле уникальность конструкции храма в К.-и.-В. заключается в том, что в нем, с одной стороны, отражен редкий для Сирии, но популярный западнее тип «купольной базилики» (причем в его столичном, а не, напр., в исаврийском, географически более близком варианте), а с другой - данный тип приближается к компактным сирийским центрическим постройкам на 4 опорах (как, к примеру, приемный зал Аль-Мундира в Русафе VI в.). Впервые зафиксированный в храме К.-и.-В. компактный тип «купольной базилики», с 2-ярусными тройными арками по боковым сторонам, станет впосл. популярным.

http://pravenc.ru/text/1681235.html

«И в том, что в 1990-е Донбасс оказался вне российского государственного пространства, когда сама Россия отрекалась от собственной цивилизационной принадлежности, можно усмотреть высшее провидение. Не принадлежа к Российской Федерации — государству, сконструированному в начале 1990-х по западным чертежам, Донбасс ведёт борьбу за восстановление подлинной цивилизационно-идентичной России — государства-цивилизации. " Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю! " — говорил в своё время Архимед. Точка опоры — " цивилизационная твердь " — была нужна и для осуществления того геополитического поворота, который осуществляется сегодня. Такой " цивилизационной твердью " России и стал Донбасс», - заключил Вардан Багдасарян. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Багдасарян. " А только идеология, сакрализуемая кровью героев, может иметь реальную историческую перспективу. " ... Тут Багдасарян говорит о жертве. Без жертвы нет жизни. Точно так же,как без Жервы невозможна Жизнь. 1. Не искусственно ли умопостроение? РНЛ: «И в том, что в 1990-е Донбасс оказался вне российского государственного пространства, когда сама Россия отрекалась от собственной цивилизационной принадлежности, можно усмотреть высшее провидение. Не принадлежа к Российской Федерации — государству, сконструированному в начале 1990-х по западным чертежам, Донбасс ведёт борьбу за восстановление подлинной цивилизационно-идентичной России — государства-цивилизации. " Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю! " — говорил в своё время Архимед. Точка опоры — " цивилизационная твердь " — была нужна и для осуществления того геополитического поворота, который осуществляется сегодня. Такой " цивилизационной твердью " России и стал Донбасс», - заключил Вардан Багдасарян. ////////////////////////////// Вопрос… Ну, а почему такой " точкой опоры " не стала Беларусь - казалось бы - куда " сподручнее-то " ? В контр-довод сказанному Багдасаряном - следующая история или иначе - возможный сценарий развития событий… Насколько помнится - описан у С. А. Нилуса - православного писателя опиравшегося во многих произведениях на документалистику (записки)… Итак - совсем кратко.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/13/po...

Новый император поставил начальником конных пограничных отрядов своего брата Ираклия. Тот, весьма дельный и удачливый полководец, начал теснить мусульман, нанося им тяжелые поражения. В 699 г. Ираклий предпринял набег на Сирию, разгромив армию халифа под Самосатой, а несколькими годами позже не пропустил захватчиков в Киликию. Византийские историки сохранили мало сведений о правлении и о личности этого императора. Во всяком случае, никаких значительных событий за это время не произошло. Когда Юстиниан II вернулся.Тиверий III был вместе с Леонтием казнен в Кинегии. Филиппик (Вардан) (? – ?, имп. в 711 – 713) Вардан, вступивший на константинопольский престол под именем Филиппика, происходил из знатного армянского рода, имевшего известный вес в кругах столичной аристократии (отец его был сенатором). Феофан пишет, что Вардану предсказывал царство и что правление его будет «сильным и прочным», если он отменит решения VI Вселенского собора, некий «еретик». Победитель Юстиниана Ринотмета действительно начал свое правление с анафематствования актов VI собора и объявил монофелитство государственной религией империи. Папа Константин не признал узурпатора, отказался упоминать его имя в молитвах и по возможности чинил препятствия уполномоченным Филиппика в Риме. Добившись власти, новый василевс предался наслаждениям: «Провождая совершенно беззаботную жизнь в своих чертогах и нашедши здесь множество денег и драгоценных вещей, которые в продолжение многих лет собраны были многими царями через опись имений в казну [т.е. конфискации. – С.Д .] и под разными предлогами, особенно при последнем Юстиниане, все это расточал втуне, понапрасну, безо всякой пользы. По разговорам же он почитался ученым и умным, а по делам – жил неприлично царю и недостойно, в глазах всех казался ничтожным. К тому же был он еретик и прелюбодей» (Феоф., с. 280]). Патриарх Никифор в своем историческом труде назвал царствование этого императора «нехорошим и легкомысленным» с. 239]. Филиппик не сумел остановить ни болгар, которые под предлогом мести за убийство Юстиниана II совершали грабительские набеги во Фракию, ни славян, занимавшихся тем же самым безо всякого предлога. Авторитет его в глазах подданных упал достаточно быстро. 3 июня 713 г. простой оруженосец комита Опсикия (в Малой Азии) поднял хмельного после одного из бессчетных празднеств императора с постели, отвел его в залу прасинов на ипподроме и там преспокойно ослепил. «Зеленые» организовали народные волнения, а на следующий день двор провозгласил императором чиновника Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дочь градоначальника нашего была вещуньей, и никто из священников не осмеливался прийти и помолиться за нее, ибо любое дело, происходящее на ее глазах, вызывало ее брань. Тогда мать ее, госпожа Грануш, босая отправилась к столпам света и слезно молила навестить ее несчастную дочь. Святые в тот же час отправились туда и с псалмопением вошли в дом. И заблудшая душа не стала осыпать бранью благопристойных и почтенных мужей, а говорила, чтоб они угощались сладкими плодами и утолили бы свою жажду. Тогда ревнители веры, вознеся мысль и руки [к небу], со слезами и молением запели псалом Давида. И начиная с первого псалма бес стал молить и просил отпустить его, дать ему выйти и убраться восвояси. Но святые отвечали: «До окончания песни нельзя, как бы ты ни мучился». Так чудесные и избранные мужи исцелили [деву ту] во славу Божью. Из многого мы записали лишь несколько историй, [связанных] с избранными мужами, [жившими] после трижды блаженного всесчастливого вардапета Саркавага, о котором некоторые знавшие [его мужи] рассказывают, что, когда он приступал к ночной молитве в своей келье, луч света и огня из окна кельи лился нескончаемым потоком наружу. И так, прожив благую [жизнь] в неустанном труде, он пустился в путь за наградой вечного наследства. И был погребен в святой могиле в Ахпате, где рос и учился, во славу Господа Бога в 678 году. Житие Нерсеса Шнорали (Благодатного) Жизнь и деятельность выдающегося армянского поэта и церковного деятеля XII в. Нерсеса Шнорали (Благодатного) (1102–1173), оставившего огромное литературное наследие, нашли широкое отражение в армянской литературе. Произведения его духовного, политического, назидательного, естественно-научного, исторического характера, написанные в различных жанрах (поэмы, шараканы, послания, письма, гимны, речи, толкования и т. д.), начиная с XII в. не сходят со страниц армянских рукописей. О его жизни и деятельности сохранилось достаточно сведений как в произведениях самого Нерсеса Шнорали, так и в трудах его современников и последующих армянских писателей (Нерсес Ламбронаци, Самвел Анеци, Григор Иерей, Мхитар Айриванеци, Вардан, Киракос Гандзакеци и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Общая сводная работа по палеолиту Египта была дана Н. Obermaier " ом в Real-lexicon d. Vorgeschichte Ebert " a в статье – Agypten, Palaolithikum. Цельную картину египетского общества в эпоху неолита дали нам раскопки в Бадари (Верхний Египет), Фаюме. Маади и Бени – Салам и Вардан в зап. Дельте. Об этом см.: G. Вгиптоп and G. Сатноп – Thompson, The Badarian civilization, 1928. G. Вгиптоп, The beginnigs of rgyptian civilization (Antiquity, 1929); Childe, Capsians and Badarians (Ancient Egypt, 1928); Fl. Petrie, Catalogue of egyptian antiquities found at Badari and in the Fayum, 1925; Gardner and Сатноп- Thompson, The recent geology and neolithic industry of the Northern Fayum desert (J. R. Anthrop. Inst., 1926); Cathon-Thompson, Explorations in the Northern Fayum (Antiquity I); H. Junker, Bericht uber die von d. Akad. d. Wiss. in Kien nach dem Westdelta entsendete Expedition (Denkschr. d. Akad. d. Wiss. in Wien, Phil.-Hist. Klasse 68, 3); O. Menghin, Die Grabung der Universitat Kairo bei Maadi (Mitt. Deutsch. Inst. f. Agypt. Altert. in Kairo, 1932). Из раскопок эпохи энеолита следует отметить A. Scharff, Das vorge-schichtliche Graberfeld von Abusir-el-Meleq, 1926. Общая сводка археологического материала эпохи неолита и энеолита дана Fl. Petrie в работе Prehistoric Egypt. Периодизации и анализу доклассового Египта посвящены, главным образом, следующие работы: A. Scharff, Grundzuge der agyptischen Vorgeschichte, 1927; H. Junker, Die Entwieklung der vorgeschichtlichen Kultur in Agypten (Festschrift f. P. W. Schmidt); P. Newberry, Agypten als Feld fur anthrop. For-schung, 1928; Б.Б. Пиотровский, Современное состояние изучения додинастического Египта (Проблемы истории докапитал. обществ, 1934, 7–8). Религии доклассового общества Египта – работа М. Л. Снегирева, Проблема культа Матери-Земли в архаическом Египте, 1929]. Древнее Царство С царя II династии Джосера, поселившегося на рубеже Верхнего Египта и Дельты, у «Белой стены» – крепости возникшего затем Мемфиса, начинается новый период египетской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Иное толкование того же изречения. Много времени провёл Христос в обращении с Иудеями, – во всяком, можно сказать, собрании беседовал с ними, каждую субботу говорил с ними, часто и охотно предлагая им полезное учение и постоянно призывая к просвещению от Духа. Так Он между прочим говорил им, как истинный и по природе Бог: „Я есмь свет мира“ ( Ин.8:12 ). А h6C (Продолжение следует). Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Краткая история со времени правления после Маврикия/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 2. 7/8. С. 417–432 (3-я пагин.). (Продолжение.) —417— ное нападение, то город был спасён, а Вардан ушёл к начальнику Хазарскому. Между тем патриций Мавр, бессильный вести осаду и опасаясь возвратиться к Юстиниану, вошёл в соглашение с Херсонитами. Они низложили Юстиниана, провозгласили царём Вардана, переименовав его Филиппиком, и отправили послов к начальнику Хазарскому, чтобы он прислал им Вардана. Кагам клятвенно поручился перед Римлянами за безопасность Вардана, получив с них деньги по сто монет с человека. Когда же время стало проходить, Юстиниан заподозрил, что ему изменили, почему просил военной помощи у Тервела, начальника Болгарского. Тервел послал ему около тридцати тысяч человек. С ними и с войском Опсикия Юстиниан выступил в поход и приказал расположиться лагерем в долине Даматри. Сам же с начальниками и с отборным отрядом отправился к приморским областям, дойдя до прибрежной деревни Гингилисса, с целью узнать, что делается в Херсоне. Пробыв там некоторое время и увидев значительный флот, оправляющийся с царём Филиппиком в Константинополь, он возвратился к войску, оставленному им у Даматри. Между тем Филиппик без войны вступил в столицу и немедленно послал Илию с отборным войском против Юстиниана. Бывшему при Юстиниане войску Илия клятвенно обещал помилование, Болгар обещал отпустить невредимыми, отрубил голову Юстиниану, – что случилось на шестом году его вторичного правления, – и отослал её к Филиппику, а Филиппик, получив её, отправил на запад до Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Армянские историографы отзываются о нем резко отрицательно. Степанос Таронеци пишет: «А вслед за Мжежом Гнуни в Армению прибыли персидские марзпаны. Прежде всего Деншапух, который умножил разврат и возжег Ормуздов огонь в Рштунике. Он заставлял христиан поклоняться огню, из-за чего многие умерли» 888 . Примерно то же говорит Вардан: «В ряду князей (т. е. марзпанов) после Мжежа являются Парсы: сначала Деншапух, усиливший скверное заблуждение (т. е. поклонению огню)» 889 . Поведение Деншапуха было нарушением тех условий, которые были приняты персами после восстания армян (481–484). Деншапух-Нихоракан после четырехлетнего марзпанства (548–552 гг.) был отозван Хосровом и назначен начальником персидского войска в войне с хазарами. Учитывая сложную политическую обстановку – войну с хазарами, а также стараясь извлечь пользу из догматических разногласий армянского духовенства с византийцами и укрепить позиции персов в Армению, Хосров, «прослышав о жестоких насилиях и притеснениях, чинимых в стране Армянской [персидскими] чиновниками», посылает нового марзпама – Вшнаса Ваграма 890 , а также «трех верных вельмож», которые, «прибыв в Армению, многое упорядочили». Они занялись и разбирательством дел заключенных, результатом чего явилось освобождение многих христиан, осужденных в период марзпанства Нихоракана за «веру в Христа». Как совершенно справедливо замечает Г. Алишан, 70-летний промежуток времени, начиная с марзпанства Ваана Мамиконяна до казни Иезидбузида (485–553 гг.), – наиболее темные годы нашей истории. На протяжении этого времени и всего того века у нас не было национального историографа, который мог бы сообщить нам обстоятельные сведения об этих годах 891 . Поэтому любое произведение (церковные послания, мелкие литературные памятники и пр.) может сослужить некоторую службу для освещения различных сторон жизни Армении этого времени. В частности, настоящее мученичество дополняет сведения иноязычных исторических трудов о городе Двине, вносит некоторые коррективы в имена персидских марзпанов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Только этим можно объяснить, почему оказались засыпаны многие рыбозасолочные цистерны с неиспользованными до конца остатками анчоуса, причем это обнаруживается даже там, где поблизости не велось возведение христианских храмов и, значит, херсонитам не было необходимости заниматься предварительной нивелировкой местности под их застройку. Насколько был мощным импульс к строительству можно судить по тому, что за сравнительно короткий срок, за четыре-пять десятилетий к началу VII в. в городе было сооружено свыше двух десятков одних только культовых построек, из них 11–12 базилик (рис. 394). Следовательно, на одну постройку уходило в среднем три-четыре года и это был очень высокий темп, который трудно было выдерживать не столько физически, сколько экономически. А. И. Романчук обратила внимание на свидетельство Льва Диакона о том, что для восстановления обрушившихся от страшного землетрясения в конце X в. купола и западного свода Великой церкви потребовалось шесть лет, что заставляет усомниться в масштабах строительной деятельности херсонитов 1398 . Даже если указанный срок относится только к работам в Св. Софии, а не к прочим разрушенным домам и селениям, о которых писал хронист, объективности ради следует учесть и другие примеры. Так, поздневизантийские задачники, отражавшие реальную практику жизни, указывали, что для строительства простого безордерного здания, дома, усадьбы было достаточно 30–50 дней 1399 . Разумеется, общественные здания требовали больше средств и усилий, но и они порой воздвигались весьма споро. Продолжатель Феофана сообщает, что в честь мятежника Вардана Турка, провозглашенного василевсом летом 803 г., был «построен и возведен храм», причем произошло это немногим более чем за месяц, так как Вардан поднял восстание 19 июля, а уже 8 сентября покинул свое войско 1400 . Понятно, что этот храм в одной из малоазийских фем соорудили местные опытные, вполне квалифицированные икодомы, для которых такие работы были не в новинку. Можно не сомневаться, что их херсонские коллеги по ремеслу не уступали им в опытности и сноровке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010