А когда делали привал, нас отводили и запирали в тесном помещении, а сами, окружив, стерегли нас и не позволяли никому выйти во двор для естественных нужд, и [люди] отправляли нужду в тех же помещениях, где подчас они оставались по многу дней. Поэтому я не могу изложить на бумаге все те мучения, которые мы претерпели. Вардапета они не пустили к нам, а каким-то другим людям поручили строго стеречь его отдельно, вдали от нас». (Киракос Гандзакеци, с. 160). 470 Согласно Киракосу Гандзакеци, Вардану Аревелци и Григору Акнерци, Ованес Ванакан был выкуплен у монголов населением крепости Гаг. Вардан Аревелци пишет: «В продолжении некоторого времени он (Ванакан. – К. Тер-Давтян) скитался по лагерю варварского народа, который наконец продал его христианам, бывшим в Гагской крепости. Они выкупили его не как евреи для позорной смерти, но как Господь для славного избавления [выкупили его] 50 дахеканами, дороже, чем Христа: такова была алчность продавца Господа нашего, которого он слишком дешево ценил, судя по себе» (Всеобщая история Вардана Великого, с. 179). 471 Армянские историографы сохранили имена многих учеников Ванакана – Вардан Аревелци, Киракос Гандзакеци, Инок Магакия (Григор Акнерци), Аракел, Овсеп, Степанос Ахтамарци, Состенес, Марк и родные братья Ванакана Григор и Погос. Все они получили вардапетский жезл от Ванакана (см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа, с. 47). 472 См. сл. издания сборника «История медного города». Константинополь, 1708, 1721, 1731, 1743, 1749, 1757, 1792, 1834, 1861. 1862; Мадрас, 1791, 1792; Эчмиадзин, 1803, 1807, 1850; Тифлис, 1811 и др. 473 Г. Тер-Мкртчян указывает лишь на первое сочинение, принадлежащее перу Степаноса. Рукописи Матенадарана 2190 и 3070 содержат сочинение «Назидание верующим», автором которого они называют вардапета Степаноса, сына тэр Иусика, а рукопись 1520 – «Речь Степаноса, сына тэр Иусика». 474 Об этом см.: Г. Тер-Мкртчян. Айкаканк, ч. XIII-XIX. Вагаршапат, 1899, с. 91–96; Н. Акинян. Акоп Нетраренц, епископ Арцке. Мелкие филологические разыскания, т. IV. Вена, 1938 (на арм. яз.). 478 В вышеупомянутой статье Г. Тер-Мкртчян на основании двух списков издал «Историю других чудотворений» (см.: с. 89–90). 481 Г. Тер-Мкртчян отмечает, что ему не известны рукописи этой пространной редакции. В Матенадаране нам удалось обнаружить несколько списков (рук. 8724, 8963, 10107, 10166), содержащих пространный текст жития Степаноса, которые, однако, относятся к XIX в. Следовательно, многие из вышеназванных изданий относятся к более раннему периоду времени. В рукописи 6340 (1651 г.), содержанием которой является Чарынтир (Сборник избранных речей), мы обнаружили краткую редакцию жития Степаноса. Пользуясь случаем, приносим благодарность А. Мнацаканяну, указавшему нам на целый ряд рукописей, в которых содержатся сведения о Степаносе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Болгары направились в пригородные местности, грабили, убивали и забирали все ценное, что попадало к ним в руки. Дерзость их простерлась до того, что их отряды появились под стенами столицы и подъезжали к Золотым воротам. Никакого сопротивления не было, по-видимому, оказано насильникам, которые с несметной добычей и множеством пленных вернулись в свои улусы. 805 Хотя Фракия имела свое войско и была организована, как фема, но это событие свидетельствует о полном расстройстве военных сил империи. На защиту Фракии против болгар было переправлено войско из фемы Опсикия, которое осталось здесь вместе со своим комитом и весной следующего года. Болгары не повторили набега, но присутствие в непосредственной близости к столице войск Опсикия имело роковые последствия для разыгравшихся тогда событий. Расстройство военных сил империи, обнаружившееся в беспомощности, проявленной в отношении болгар, сказывалось в еще большей степени в восточных областях, подвергавшихся непрерывным вторжениям арабов. Эмир Месопотамии Масальма продолжал теснить северные области Малой Азии и в 712 году овладел городом Амасией, центром провинции Понта (или Еленопонта) и разорил другие укрепленные пункты в стране. Одновременно с тем другой вождь, Аббас, сын Валида, действовал в южных областях Романии и овладел городом Мисфия в Писидии. 806 На следующий год Аббас прошел дальше к западу и овладел городом Антиохией в Писидии. 807 Под 712 годом Феофан сохранил загадочное известие о том, что Вардан изгнал армян из империи и принудил их поселиться в Мелитене и Четвертой Армении. 808 Какие были эти армяне и откуда выгнал их Вардан, остается неясным, а равно и то, как он мог заставить изгнанников поселиться в областях, находившихся под властью арабов. Михаил Сириец также сохранил известие об изгнании армян и поселении их в Мелитене и Четвертой Армении, но последнее является у него делом арабов, принявших к себе изгнанников, которые на новых местах жительства умножились, стали верными союзниками арабов и врагами империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

" ЗАВТРА " . Что же тогда идёт в минус? Вардан БАГДАСАРЯН. Вопросы методологии. В учебнике не прописано, в чём причина конфликта Россия — Запад, чем мы отличаемся от наших антагонистов. Можно было бы попытаться представить всё это на основании цивилизационного подхода: есть западная цивилизация, есть российская. Но о цивилизациях в пособии нет ни слова. И именно этой концептуальной основы не хватает. Это главная проблема учебника. И, конечно, в нём остались либеральные стереотипы. Например, тема Катынского расстрела. Если о предвоенном периоде в издании говорятся правильные вещи, то сразу за этим разделом идёт рассказ о Катыни в совершенно либеральном ключе: " По имеющимся данным, польские офицеры были расстреляны НКВД " . Понятно, что было две версии: советская и геббельсовская. Но имеется огромное количество аргументов против того, что это дело рук НКВД, в том числе калибр патронов, которые не использовались в Красной Армии, немецкая бечёвка и прочее. Я как-то в прямой полемике со сторонниками антисоветского подхода в этом вопросе привёл пример, который оказался для них неожиданным. Если считать, что правильным было нацистское расследование, то необходимо принять в совокупности все их доводы, в том числе и тот, что поляков расстреляли не просто офицеры НКВД, а именно еврейские чекисты. Я спрашиваю у оппонентов: вы считаете, что евреи расстреляли поляков? Нет, говорят, мы так не считаем. То есть либералами берётся одна компонента, которая выгодна, а другая, невыгодная, отбрасывается? Очень странная позиция. " ЗАВТРА " . И довольно шаткая. Вардан БАГДАСАРЯН. Учитывая, что у нас есть аргументированная версия этого события, надо было чётко прописать, что, по имеющимся сегодня данным, катынский расстрел — это дело рук нацистов. И на этой позиции стоять. Но в новом учебнике есть и другие моменты. Например, меня удивляло, почему либеральная часть историков так настаивает на том, что в 1917 году вместо двух революций, Февральской и Октябрьской, была одна? Ведь у них и задачи, и модели были разные. Я это понял, когда снова раскрыл произведения известного русофоба Ричарда Пайпса и посмотрел, как американцы излагают наше прошлое. Кстати, точно так же это делают и в Ельцин-центре. Мол, в России постоянно воспроизводится несвобода, а при любой попытке обретения свободы " шапка Мономаха " её всегда подавляет. Февраль 1917-го, к которому либералы относятся очень хорошо, якобы в очередной раз открыл эту завесу — путь к свободе, а в октябре, по их убеждению, свободу ликвидировали. То есть начало драмы — Февраль, её завершение — Октябрь. А дальше эта теория проецируется на современную ситуацию в России: в 1991 году свободу обрели, а где-то в 2012–2014 годах её вновь отобрали.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

791 Удовлетворив свою жажду мести, Юстиниан снарядил новую экспедицию, которую поставил под начальство патриция Мавра. 792 Снабдив войска осадными орудиями различных бывших тогда в употреблении видов, Юстиниан приказал Мавру разрушить до основания Херсон и истребить его население. Поход был снаряжен весьма спешно, и для этого предприятия собраны были все наличные военные силы. Прибыв в Херсон, Мавр начал осаду, и скоро две городские башни со стороны моря, носившие имена Кентенарийская и Сиагрская, были разбиты осадными орудиями. Но на этом успехи Мавра и закончились. На защиту города прибыли большие силы хазар, и Мавр был вынужден прекратить осаду. Вардан, провозглашенный императором, бежал, вероятно еще до осады, к хану, который признал его в этом сане. Не исполнив возложенного на него поручения, Мавр не смел вернуться к Юстиниану, зная его мстительный нрав. Он вступил в сношения с херсонцами и признал императором Вардана, приведя свое войско к присяге на имя нового императора, который принял имя Филиппика. Так как Вардан находился у хана, то к нему было отправлено посольство с просьбой отпустить императора к его войску, которое было готово идти с ним отвоевывать столицу от объявленного низложенным Юстиниана. Но хан, в обеспечение безопасности Вардана от его новых подданных, потребовал от войска денежного залога в размере одной золотой монеты с каждого воина. 793 Залог был внесен, и Вардан прибыл к своей армии. Так как Юстиниан истощил военные силы империи на эту экспедицию, то он обратился к Тербелу с просьбой прислать ему военную помощь. Хан прислал отряд в три тысячи человек. Юстиниан переправил болгар через Босфор и устроил их на лагерной стоянке в горной местности, называвшейся Даматрия, поставив вместе с ними отряд из фемы Опсикия. 794 Так как в то время обычный переезд по морю в сообщениях с Херсоном совершался в самом узком месте моря, из Синопа, то в нетерпеливом ожидании вестей о ходе предприятия Юстиниан покинул столицу и с небольшим отрядом войска прошел в приморское селение Гингилисс, неподалеку от Синопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Несмотря на некоторые успехи, участь Тиверия всё же была предрешена. Безродный гот, быстро оставивший в сторону те идеалы Римской империи, которые веками лелеяла византийская культура, без большого сожаления воспринявший падение Армении, столь много значащей для Ираклидов и придворных сановников, он был обречён. Спустя короткое время, ему стали чудиться заговоры, и несколько сановников, заподозренных им в неповиновении, поплатились имуществом и свободой. Например, один из них, армянин Вардан, рассказал вслух о своём сне, в котором ему виделось, будто орёл летал над его головой. Вардан самонадеянно и легкомысленно напомнил своим слушателям, что такие пророческие сны снятся лицам, которые вскоре должны принять на себя царскую власть в Римской империи. Конечно, его отправили в ссылку, и это было далеко не самое тяжёлое наказание. Двор постепенно отворачивался от своего правителя, нередко бойкотируя его приказы. И когда над Тиверием занёсся острый меч судьбы, выяснилось, что царь одинок, и никто не станет с ним рядом, чтобы протянуть руку помощи 844 . На этот раз его противником стал не очередной узурпатор, а порфирородный царь Юстиниан II, томящийся в ссылке на краю земли, в Херсоне, где вино и оливки казались невиданной роскошью. Хотя Херсон и признавал над собой политическую власть Византийской империи, никакой римской администрации в нём не было. Население жило своим республиканским строем, не собираясь демонстрировать особые знаки внимания и почтения к бывшему царю, чьё лицо было изуродовано наподобие того, как наказывают разбойников. На счастье Юстиниана, около него оказалась небольшая группа бывших военных товарищей, решивших связать с ним свою судьбу. Казалось, этот день никогда не наступит, но когда в Херсон пришла весть о свержении Леонтия, Юстиниан настолько осмелел, что стал совершенно открыто поносить императора Тиверия 845 . Горожане настолько взволновались, что, от греха подальше, даже хотели отправить Юстиниана обратно в столицу, чтобы новый царь решил судьбу бывшего монарха. Узнав об этом, Юстиниан не стал мешкать и бежал из Херсона в город Дорос, где проживали готы, находившиеся в подчинении у хазар. Через посредство одного хазарского сановника Юстиниан добился аудиенции у Хазарского хана Ибузира, который оказал ему пышный приём и даже предложил молодому вдовцу (императрица Евдокия уже к тому времени почила в Бозе) в жёны свою сестру – Юстиниан согласился. При крещении новая супруга по настоянию бывшего царя приняла имя Феодора – в память о святой императрице Феодоре, жене императора св. Юстиниана Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В источниках есть известные признаки существования других законов Ираклия, не сохранившихся полностью, но следы которых имеются. Есть даже возможность доказать, что некоторые из этих законов были восприняты и введены в законодательство германцами на западе и арабами на востоке. Это, по меньшей мере, может быть доказано для некоторых законов, посвященных чеканке монет, официальным печатям и публичным документам. Смута 711—717 годов     Три случайных императора, появившихся в течение шести лет на византийском престоле после Юстиниана II, Вардан или Филиппик, Анастасий II и Феодосии III, были один за другим низложены. В государстве царили безначалие и смута. Вардан своим монофелитством нарушил мирные отношения с Римом. Однако Анастасию удалось восстановить мир с папой. Особенно неудачны были внешние дела: болгары, мстя за смерть дружественного им Юстиниана, дошли до Константинополя; арабы, упорно продвигаясь сухим путем по Малой Азии и водным по Эгейскому морю и Пропонтиде, также грозили столице. Империя снова переживала критический момент, подобный времени перед переворотом 610 года. Снова империи был нужен энергичный и талантливый человек, который мог спасти ее от почти неминуемой гибели. Такой человек нашелся в лице стратига фемы Анатолики Льва, имевшего за собой многочисленных сторонников. Слабый Феодосии III, чувствуя полное свое бессилие перед надвигавшейся страшной опасностью, сложил с себя императорский сан, и Лев, даровавший ему жизнь, вступил в 717 году в торжественном шествии в Константинополь, где и был коронован патриархом в храме Св. Софии на царство. Военная власть, получившая столь широкие полномочия в фемном устройстве империи, дала последней императора в лице стратига фемы Анатолики, Льва. Литература, просвещение и искусство    В том, что касается литературы и искусства, период с 610 по 717 год является самой темной эпохой за все время существования империи. После многогранной деятельности предшествующей эпохи, творческая, созидательная деятельность кажется умершей полностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Артём Войтенков: Собственно, nation это и есть народ в переводе с английского. Степан Сулакшин: С переводом надо быть очень осторожным. Nation - народ, нация, население (может быть многоэтничное). Nation - это этничность. Nation - это ещё политическая нация, гражданское общество как политический субъект, визави с государством. С переводами очень сложно. Вардан Багдасарян: Дальше посмотрели. Духовность В российской Конституции ни разу не упоминается. На мировом фоне слово " духовность " присутствует: пять раз она использовалась в советской Конституции, в китайской конституции. Термин распространён. Культура Российская Конституция опять в аутсайдерах. Семья Семья - та же позиция. Прошлое История, традиция, наследие - по всем этим параметрам российская Конституция либо на последнем месте, либо в кластере аутсайдеров. Будущее Может быть " будущее " ? Та же самая история. Один слово " будущее " используется в российской конституции, что не сопоставимо с тем, как в других странах. Развитие Слово " развитие " . Казалось бы, если мы говорим о будущем, то должно (раз эта тема возникает) слово " развитие " как-то отражаться в Конституции. Семь раз в Российской Конституции, но тридцать четыре раза в китайской, пятьдесят пять в советской. Кто говорил о развитии и ставил соответствующие задачи? Да и сами слова " цель " , " задача " . " Задача " вообще ни разу - ноль. В российской Конституции нет слова " задача " . В германской - тридцать семь. Наука Мы говорим о необходимости опираться на науку. В российской конституции пять раз, в советской шестнадцать раз. На мировом фоне и в этом отношении проигрываем. Но есть одно понятие, по которому российская Конституция опережает почти все другие. Это понятие " свобода " . Шестьдесят девять раз используется оно в российской Конституции. Впереди опять же Конституция Германии. Артём Войтенков: Как интересно. Вардан Багдасарян: Еще посмотрели соотношение " права и обязанности " : сколько раз " право " , сколько раз " обязанности " , их соотношение. Везде " право " чаще употребляется, чем " обязанности " , но показательно соотношение. В российской Конституции более шести раз " право " превосходит " обязанности " : в советской - 2,8 раз, в американской - 1,8. А тут в 6 раз.

http://ruskline.ru/video/2013/12/11/kons...

А дальше - наша жизнь. Закона нет, значит, Собрание быть не может, значит, Конституцию поменять нельзя. А закон могут принять только те, кто там уже сидит и благоденствует от этого порядка, и они не хотят этот закон принимать. Круг замкнут и это страшная угроза стране, потому, что она связывает ее по рукам и ногам. Страна не может обновиться, она не может оздоровиться, делать шаги в направлении, в том числе и тех ценностей, как права и свобода, демократия, социальное, правовое государство, светское государство, которые в этой же Конституции написаны. Такая " лукавость " там на сегодня имеет место. Вардан Багдасарян: Сейчас присутствует тема, что ни в коем случае нельзя менять Конституцию. Артём Войтенков: Если будем менять её каждый день, то это будет плохо. Вардан Багдасарян: Это плохо. Надо понимать - что такое Конституция. Это не самоцель, это средство для достижения определенных целей. Да, американцы не меняли свою Конституцию, но у них было множество поправок. Когда шел вопрос об отмене двух статей, закреплявших рабство, Уильямс Юрт сказал " есть законы выше Конституции " , имея в виду закон Божий, и отменили соответствующие статьи. В Испании восемнадцать раз меняли Конституцию, во Франции одиннадцать. В среднем Конституции " живут " по странам мира пятнадцать-двадцать лет. Реальность меняется, соответственно нужны новые механизмы. Вот мы приняли Конституцию в 1993 году. За этот период поменялись Конституции в 55 странах мира. То есть треть всех Конституций были изменены. Мы же исходим из догмы, что Конституцию ни в коем случае нельзя менять. Но мир не стоит на месте, он изменяется. Если закон устарел и неадекватен - его надо менять. Мир движется в этом направлении. Показательна Конституция Венгрии, вошедшая в действие с начала 2012 года. Там были заявлены понятия о национальной религии, присутствовал бог (соответствующие ценности), право на жизнь с момента зачатия (что так шокировало европейских правозащитников), что брак это союз мужчины и женщины. Начался огромный шум и через ОБСЕ, но венгерский премьер заявил, что Венгрия никогда ранее и будет и впредь исходить, не отступала от национальных интересов, и будет руководствоваться в данной Конституции своими национальными интересами. Маленькое Венгерское государство смогло поменять Конституцию, смогло противостоять этому либеральному давлению. Возникает вопрос, а что же Россия, с ее геополитическими и иными потенциалами, способна ли она на такой шаг?

http://ruskline.ru/video/2013/12/11/kons...

Артём Войтенков: Венгрии это удалось потому, что она маленькая, и последствия были серьезные. Первые лица государства полетели со своих постов, находили плагиаты, обанкротили крупнейшую авиационную компанию. Вардан Багдасарян: Безусловно, давление есть. Но мы смотрим на иные Конституции, мы смотрим, например, на Конституцию Китая. Мы говорим сейчас о темпах китайского экономического развития. Китай вносит поправки, но они утверждают свои идеалы. О том, что ведут борьбу на мировом уровне против колониализма и империализма. Номинируют поддержку китайцев во всем мире, независимо от того, где бы китаец ни проживал. Заявляют права Китая на Тайвань. И это всё в Конституции. Китай может. Возникает вопрос - почему не может Россия? Россия не Китай? Может Сирия. В Конституции Сирии прописано, что они опираются на арабские национальные ценности, написано об арабской родине в глобальном масштабе, о борьбе с сионизмом (записано в новой Конституции от 2012 года). И Сирия может. Опять возникает вопрос, почему не может Россия, если может Сирия? Артём Войтенков: Не надо забывать, что в Сирии два года идет война. Вардан Багдасарян: Но Сирия держится. Артём Войтенков: Пока да. Степан Сулакшин: Почему не может? Мы возвращаемся к началу разговора. Может, хочет, но ей не разрешают? Вопрос суверенности. В России есть еще одна важная особенность. Исторически, по ментальности нашего народа, сложилась, так называемая, патерналистская модель взаимоотношения общества (суверенов) и власти. Народу свойственно верить лидеру, верить официальным СМИ. Это не то чтобы нездоровое явление, просто специфический вечевой, мирской образ жизни, когда выбирая, назначая или получая от Бога сакрального лидера, народ ему доверяет. Царь всегда царь-батюшка, а вороватые бояре. У нас, в значительной степени, любые серьезные социально-политические перемены замыкаются и зависят от первого лица. Это вроде бы упрощает дело. Например, Борис Николаевич, с утра " хлебнул " , решение принял и покатилось. Вроде, проще, динамичнее. Но с другой стороны это сводит проблему потенциала, принимающего решения (масштаб, страна одна шестая часть мира, ядерное оружие и т.п.) до свойств, до бремени ответственности одного конкретного человека. Можно расширить эту картинку до нескольких его близких, друзей, товарищей, которые разделяют с ним эту ношу принятия решения.

http://ruskline.ru/video/2013/12/11/kons...

94 Аган Арцруни – сын Васака Арцруни и двоюродный брат Ваана Мамиконяна, участвовал в Арташатском соборе 449 г. С молодых лет вел отшельническую жизнь. Его учеником был историк Лазар Парбеци. 99 Агванк (Албания Кавказская) – страна, лежавшая к северо-востоку от Великой Армении, простиралась от левобережья Куры до Кавказского хребта и Каспийского моря. Время от времени различные области Армении, такие как Парпсос, Хачеп, Гардман, Байлакан, Дизак, административно входили в состав Агванка, границы которого колебались от Куры до Малого Кавказа. Средневековые авторы под Агванским краем подразумевают восточный край Армении. 101 Хосров IV – армянский царь, царствовал в 385–388 гг., затем более 20 лет томился в плену у персов. После смерти Врамшапуха вновь был посажен на армянский престол, но царствовал недолго (414–415). 102 Врам V (420–438/9) – в тексте ошибочно указан Врам II; после смерти Йездигерда I на престол вступил Врам V. 103 В 387 г. Армения была разделена между Персией и Римом. 1/5 часть Армении отошла к Римской империи, 4/5 – к Персии. 105 Вардан – имеется в виду Вардан Мамнконян, армянский спарапет (главнокомандующий), возглавивший освободительную войну армян (450–451) против персидского господства. 106 Арташир III (422–428) – последний армянский царь из династии Аршакуни, с его низложением был положен конец этой династии, воцарившейся в 63 г. н. э. 107 Нахарар – крупный землевладелец, феодал, князь в древней и средневековой Армении. Нахарары занимали высшие государственные должности, которые являлись наследственными. Будучи полновластными хозяевам и в своих владениях, они находились в вассальной зависимости от царя. 108 Сормак, или Сурмак Арцкеци, – стал католикосом вместо Саака в 428 г., но через год был низложен и получил от персидского царя Бзнунийское епископство. После смерти ставленника персов католикоса Самуэла (Шмуэла) второй раз воссел на патриарший престол Армении. Умер в 443 г. 110 Бркишу – стал католикосом после низложения Сормака и занимал патриарший престол в 429–432 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010