В 1668 году определено было и количество оброчной рыбы на дворец царский. Рыбаки обязаны были с озера привозить по 500 сельдей в неделю, а полёдных по 45 тысяч больших сельдей на год. В 1675 году те 50 дворов рыбацких считали обременительным давать положенный на них оброк и подали челобитье царю. Царскою грамотою велено: «рыбной слободы рыбным ловцам и бобылям ловить рыбу и государевы всякие подати платить всем вопче по прежнему денежным доходом и пошлин, ямских и переметных и пищальных денег и за мелкой корм, и за то, что у них прикащиком не быть, 28 рублев 33 алтына, и привозить к Москве на обиход великого государя по 500 сельдей в неделю, а полёдных по 45 тысяч больших сельдей». 27 Кроме сего, они должны были ловить поледную рыбу на патриарш обиход (по жалованной царской грамоте), да на обиход Никитского монастыря игумену с братиею вместо рыбной ловли, что в реке Трубеже. В 1692 и по 99-й год патриарху на обиход платили в год по 3000 свежих сельдей. Возили в Москву рыбу сами ловцы и для перевозки подводы должны были нанимать. Читатель, я думаю, читает эти строки и спрашивает: что это был за несчастный народ, ловцы? Только и читаешь, что оброк с них! Чем же жили они, кормились и одевались? А вот чем – ответим словами самих ловцов: 28 «самою мелкою остаточною рыбою, которая останетца за его государским обиходом, и походячими торжишками и лавками самыми нуждными». Впрочем, и остаточный, за обиходом царским, лов не весь оставался в пользу их, то есть не столько, сколько каждый рыбак наловил бы себе. Переславское озеро было собственностью царской, собственностью дорогой; почему правительство строго наблюдало, чтобы она не потерпела какого ущерба, и определяло и ограничивало количество лова для рыбаков. Так, в 1666 году оставленным для лова 50-ти дворам рыбацким велено ловить на пропитание себя и на снасти по 3 450-ти сельдей в год. В 1675-м году велено им и на себя и на продажу ловить сельди большими редкими неводами (такие назывались запорными) 29 против образцового невода, каков им дан за государевою дворцовою печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Новости Главная страница     Качество телепрограмм должно регулироваться - глава федеральной службы   МОСКВА, 5 апр. - Качество телевизионных программ должно регулироваться, прежде всего, гражданским обществом. Об этом заявил в прямом эфире радиостанции " Эхо Москвы " глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков. По его словам, федеральная служба " занимается лишь нарушениями законодательства о СМИ и о рекламе, а на содержание программ она влиять не может - это вопрос общения зрителей и слушателей с организациями, осуществляющими вещание " . " Мы должны понимать, что есть закон - он может нравиться или нет, но его надо выполнять. А все, что выходит за рамки закона, должно регламентироваться иными методами, в частности, обращениями граждан " , - отметил он. По словам Боярскова, граждане " должны обращаться по поводу качества предоставляемого информационного продукта в организации, осуществляющие вещание, можно также отстаивать свои права в судебном порядке или требовать от законодателей регламентировать те или иные правила более четко " . " Если прецеденты будут, мы будем их рассматривать, но только в плане эффективной гражданской инициативы " , - указал глава федеральной службы. По мнению Боярскова, " телеканалы, особенно государственные, должны выполнять государственный заказ и предоставлять людям гарантированные услуги той направленности, которая нужна обществу " . " Но на сегодня этого нет, СМИ коммерциализируются и готовы зарабатывать деньги в ущерб реальных общественно значимых воспитательных задач " , - заключил Боярсков.   РИА " Новости "   __________________________________________ Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия. Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия - Боярсков Борис Антонович   Адрес: 127994, Москва, Малая Никитская, 12. (109074, Москва, Китайгородский пр., д. 7) Телефон: 290 29 79 Официальный сайт: www.rosohrancult.ru   © Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " kfmrr@yandex.ru          

http://moral.ru/news/05_0405_FSN.htm

Ваше Высокопреподобие! Не докладывая о бывшем, 26 августа под Можайском при Бородине, сражении, при котором находился я с полками кавалергардским и конногвардейским, честь имею донести Вашему Высокопреподобию о том, по какому случаю остался я в Москве в плену у неприятелей, что претерпел и как освободился. Августа 29 с билетом от полка, данным на биваках, для исправления починкою церковных вещей, на семь дней отправился я в Москву. За объездом армии прибыл в оную 31 числа. 2 числа сентября, услышав от адъютантов главнокомандующего армией, что в ночь неприятель займет Москву, спешил из оной выехать; но в 3 часа по полудню на Никитской улице уже окружен был неприятелями и спасен от наглой смерти, служащим в губернском правлении, коллежским регистратором Соколовым, жившим в доме генеральши Глебовой-Стрешневой. При неприятелях убедил он меня скрыться в том доме, предполагая, что когда назначена в нем квартира генералу, то грабежа и убийства тут не будет и я, оставив лошадей и повозки дьячкам, которых, по их военным мундирам, означенный Соколова, не решился к себе взять, с одним чемоданом, в котором находились церковные вещи, в беспамятстве отведен был к нему в покой. На другой день, т.е. 3 числа сентября, поутру, в домовой церкви помянутой г. Глебовой решился я при офицерах, даже неприятельских, с коленопреклонением отправить Господу Богу молебствие о благопоспешении христолюбивому российскому воинству к изгнанию из сей древней столицы лютого супостата. После сего, однако ж, в 10 ч. вечера уже был в пламени весь дом и принуждены были искать убежища в другом доме той же генеральши на Дмитровке. Но безопасны и там не могли остаться. 4-го числа в 3 ч. утра загорелся и тот дом. При сем случае уже невозможно было искать спасения в городе: ибо по всему разливалась огненная река; во-избежание несчастия должны были выбраться в третий дом той же г. Глебовой, состоящей в Каретном ряду. Но грабежи и убийства и оттуда нас изгнали, почему и решился я, с прочими многими, просить французских офицеров о защите, которые и отвели для нас квартиру на Тверской улице, с прикомандированием караула для безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(От объедения рождаются грехи): беспечность, нерадение о благочестии, вожделение плоти, шутки и смехи непристойные, самоугождение, неуважение ближнего, оскорбления, раздоры, грубые нравы, тяжкие болезни, распутная жизнь и подобные. Сему греху противополагается воздержание и умеренность, как сказано: все должно быть благопристойно и чинно ( 1Кор.14:40 ). Испов., III, отв. на вопр. 32 и 33. Срав. (пол. I, стр. 23) Испов., III, ответ 23. Почему чревоугодие относится к идолопоклонству? Потому, что чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие и потому говорит Апостол, что у них Бог чрево или, иначе сказать, чрево есть их идол ( Флп.3:19 ). Если вторая заповедь запрещает чревоугодие, то чему она тем научает? Воздержанию и посту, – Катих. стр. 101 Срав. (выше IV, о смирении). Катих. стр. 100 – 101. Божественное Писание заповедало нам воздерживаться от крови, удавленины и блуда ( Деян.15:29 ). Сообразно с этим мы подвергаем епитимии тех, которые, в угоду сластолюбивому желудку, как-нибудь искусственно приготовляют в снедь кровь какого бы то ни было животного и в таком виде едят ее. Итак, если кто отныне будет есть кровь животного в каком бы то ни было виде, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 67. ...Всякому человеку необходимо есть, чтобы жить, а тем, которые ведут брачную жизнь, имеют детей и живут в мире, не предосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только бы они благодарили подателя пищи и ели без всяких театральных безобразий или сатанинских песней, без гитар и блуднических гласований, на которые падает укоризна пророка, гласящая так: горе тем, на пиршествах которых и цитро и гусли, тимпан и свирель и вино; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют ( Ис.5:12 ). И если бы где-либо были таковые среди христиан, то пусть исправятся. Если же не исправятся, то да будет соблюдаемо в отношении к ним то, что прежде нас изложено канонически. А те, которые ведут жизнь тихую и однообразную, как давшие обет Господу Богу взять на себя иго монашества, пусть сядут наедине и умолкнут (Плач Иер. III, 28). Но и избравшим жизнь священническую также совершенно не позволительно есть с женщинами в частных домах, разве только вместе с некоторыми богобоязненными и досточтимыми мужчинами и женщинами, чтобы и это общение трапезы вело к духовному назиданию. То же пусть соблюдается и относительно родственников... VII Всел. соб. прав. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Троицкий Сергиев. 2.      Новоспасский. 3.      Новоиерусалимский. 4.      Симонов. 5.      Донской. 6.      Заиконоспасский. 7.      Чудов. 8.      Саввин Сторожев. 9.      Андрониев. 10.      Высокопетровский. 11.      Богоявленский. 12.      Лужецкий. 13.      Иосифов. 14.      Голутвин. 15.      Вифанский. 16.      Греческий. 17.      Знаменский. 18.      Златоустов. 19.      Даниилов. 20.      Высоцкий. 21.      Борисоглебский. 22.      Угрешский. 23.      Покровский. 24.      Сретенский. 25.      Вздвиженский. 26.      Перервинский. 27.      Песношский. 28.      Белопесоцкий. 29.      Владычен. 30.      Вознесенский. 31.      Новодевич. 32.      Алексеевский. 33.      Рождественский. 34.      Бородинский. 35.      Зачатиевский. 36.      Никитский. 37.      Страстный. 38.      Брусенский. 39.      Хотьков. 40.      Аносин. 41.      Ивановский. 42.      Георгиевский. 43.      Варсонофиевский. 44.      Моисеевский. 45.      Петров. Можайский. 46.      Пятницк. Дмитриев. 47.      Давидова пустынь. 48.      Екатериновская пустынь. 49.      Махрищкий. 50.      Стромынский. 51.      Новинский. 52.      Воскресен. Высокий. 53.      Чигасский. 54.      Феодоров. Студитский. 55.      Саввин Освященный. 56.      Андреевский. 57.      Марчуковский. 58.      Возмицкий. 59.      Ильинский Волоколамский. 60.      Волоколам. Вздвиженский. 61.      Варварский. 62.      Власиевский. 63.      Троицкий в Можайске. 64.      Иоакимоаннский. 65.      Борисоглеб. Можайский. 66.      Богослов. Можайский. 67.      Левкиев. 68.      Георгиев. Рузский. 69.      Онуфриев Рузский. 70.      Успенский Клинский. 71.      Зосимов. Клинский. 72.      Дмитров. Никитский. 73.      Бобренев. 74.      Входоиерусалимский. 75.      Коломенский Спасский. 76.      Распятский. 77.      Медведев. 78.      Нерльский. 79.      Гнилушский. 80.      Можайский Благовещенский. 81.      Богословский. 82.      Берлюковский. 83.      Берендеев. 1 Троицкий Сергиев, от Москвы в 60 верстак (во Ярославской дороге), основан св. Сергием Радонежским около 1340 г. Соборною грамотою 6 янв. 1561 учреждена в нём архимандрия, а именным указом 8 июня 1744 наименован Лаврой. С 1770 архим-ты в нём архиереи Московские. [II, 55.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и на новом месте враг рода человеческого позавидовал нам, и однажды на нашу крохотную общину обрушился удар: пятерых из нас арестовали. Это случилось в ночь на 29 октября 1929 года. Арестованы были и отправлены в Бутырскую тюрьму отец Варнава, Душенька, Наташа, Юра, В. … Бережно опустил ее руку… Я находился в комнате своей сестры, Душеньки, на Никитском бульваре, в доме 7, а Душенька была в квартире моей семьи. Среди ночи — стук. Открыл дверь. В комнату вошли двое вооруженных людей. Спросили: кто я? Я ответил. — А где же Ваша сестра? Я пояснил. Тут же один из них куда-то ушел. Минут через пятнадцать вернулся и объявил: — Я должен произвести у Вас обыск. После обыска, который был для него, конечно, совершенно безрезультатен, я услышал: — Одевайтесь. Вы поедете со мной. Поехали. Из окна легковой машины я пытался определить маршрут путешествия. Лубянка? Нет. Бутырки? Нет. Куда же везли? Потом стал догадываться, что везли по направлению к Земляному валу. Неужели домой? Несомненно. Машина завернула в Гороховский переулок и остановилась у нашего дома. Поднялся по лестнице. Входная дверь была раскрыта. Вошел. В большой комнате сидели все мои семейные, отец Варнава и вооруженный чужой человек, а у дверей стоял охранник. Было тихо. Все молчали. Двухлетняя Катюня спала в постельке… Изумление и радость охватили меня, когда я увидел своих. Все было ясно. Оказалось, меня привезли домой для размена на Душеньку, которую должны были арестовать по месту ее жительства так же, как и меня. Несколько минут задержки, и слова, обращенные к Душеньке: — Собирайтесь. Душенька встала, выпрямилась, положила правую руку на пояс и посмотрела на чужого человека. Ее взгляд выражал решительность, независимость и достоинство. В этот момент я подошел к ней и бережно опустил ее руку, как бы призывая ее к сдержанности и благоразумию. Простились. Ее увезли. Другой чужой человек предъявил мне листок бумажки, на котором главное было в словах: обыск, арест. А внизу факсимиле: Ягода. Такая же бумажка — отцу Варнаве.

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

Кроме посторонних приключений у отца инспектора еще ежедневно стечение людей ( 2Кор. 11, 28 ): «Ты читать, а тут кто-нибудь придет по делу или без дела, ты читать, а тут гости и т. д.» 169 Для того чтобы хоть как-то справляться с делами, приходится сокращать сон: «Знаешь, – пишет он своему родственнику, – замечаю, что обучился в сутки спать часов по 5–6 не больше, только все ломает всего как-то» 170 . «Живу и не вижу ни дней, ни ночей» 171 , – так архимандрит Иларион определяет напряженный характер своей деятельности. И праздники вместо отдохновения несут дополнительную нагрузку: «Ну, в нашем положении приятнее, когда праздник окончится, а самый праздник ярмарка самая разнообразная: и митрополит, и акт, и гости академические, гости личные – и все это в куче» 172 . Даже болезнь не всегда дает возможность отступить от обычного графика: «В нынешнем году еще прибавилось искушение особенное, – пишет он в октябре 1916 года. – Накануне где-то жестоко простудился. Покров и служил, и праздновал в тумане. Ночь с 1-го на 2-е провел в бредовом состоянии, а на утро служил. Днем была слабость и меланхолия. Только утром третьего почувствовал себя и здоровым и свободным: на душе настал праздник» 173 . Неудивительно, что уже в первые месяцы такой напряженной жизни архимандрит Иларион, несмотря на природное здоровье, начинает испытывать переутомление: «Хуже всего, что расстроился физически и нервно: потерял сон и аппетит» 174 . Весной 1914 года в письме к двоюродной сестре он признается: «Опять я затрепался и вот уже в третий раз за этот год чувствую переутомление» 175 . 152 Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 4. С. 549–550 (4-я пагин.). 156 Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 8 окт. 1916 г. – Архив Ю.В. Архангельской. 158 Его же. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от 8 окт. 1916 г. – Архив Ю.В. Архангельской. 159 Его же. Письмо свящ. Леониду Архангельскому от 29 апр. 1914 г. – Архив А. В. Никитского; Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Письма 52, 54, 57; «Записки», II, стр. 207; И. И. Панаев, Полн. собр. соч., VI, М. 1912, стр. 330. 14 октября.   Гоголь в Москве. Остановился у Погодина. Письма 57, 58. 29 октября.   Гоголь интересуется лекциями по истории русской литературы, которые В. А. Соллогуб начал читать своей жене и свояченице, А. М. Вьельгорской, и выражает желание принять участие в чтении этих лекций, начав со второго тома «Мертвых душ». Он дает советы А. М. Вьельгорской при встречах с Далем «заставлять его рассказывать о быте крестьян в разных губерниях России», так как «между крестьянами особенно слышится оригинальность нашего русского ума», а Плетнева «расспрашивать о всех русских литераторах, с которыми он был в сношениях», потому что «эти люди были более русские, нежели люди других сословий». Письмо 60. 11 ноября.   «В честь пребывания Гоголя в Москве Погодин торжественно отпраздновал день своего рождения во фраках и белых галстуках». На вечере присутствовали кн. Г. А. Щербатов, П. П. Новосильцев, И. В. Киреевский и др. Барсуков, IX, стр. 478-479. 20 ноября.   Отзыв Гоголя о первой части «Одиссеи», переведенной Жуковским. Сообщение о своей работе: «Соображаю, думаю и обдумываю второй том „М д “. Читаю преимущественно то, где слышится сильней присутствие русского духа. Прежде, чем примусь сурьезно за перо, хочу назвучаться русскими звуками и речью. Боюсь нагрешить противу языка». Письмо 65. Конец декабря.   Гоголь переезжает от Погодина к А. П. Толстому (на Никитский бульвар, в дом Талызина). Письмо 70; Барсуков, IX, стр. 476. Зима 1848-49 г. (декабрь — февраль).   Всю зиму Гоголь здоров, крепок и бодр физически. Часто бывает у Аксаковых, читает им «Одиссею» в переводе Жуковского, а также русские песни,  собранные А. В. Терещенко. Занимается сербским языком с О. М. Бодянским, чтобы понимать красоты песен, собранных Вуком Караджичем. «Записки», II, стр. 209, 222-223. 1849. Начало весны.   С появлением первых оттепелей здоровье Гоголя ухудшается. Он становится «задумчивее, вялее, и хандра очевидно стала им овладевать».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Примите, генерал, уверение в моей совершенной преданности и высоком уважении. Вашего превосходительства нижайший и покорнейший слуга Александр Пушкин. 29 мая 1830. Москва. (Франц.) 328 Вот моя трагедия. Я хотел принести ее вам лично, но все эти дни я вел себя, как юнец, т. е. спал целыми днями. (Франц.) 329 Итак, я в Москве, — такой печальной и скучной, когда вас там нет. У меня не хватило духу проехать по Никитской, еще менее — пойти узнать новости у Аграфены (?). Вы не можете себе представить, какую тоску вызывает во мне ваше отсутствие. Я раскаиваюсь в том, что покинул Завод — все мои страхи возобновляются, еще более сильные и мрачные. Мне хотелось бы надеяться, что это письмо уже не застанет вас в Заводе. — Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас. (Франц.) Приписка и нота-бене. 331 фрисландские кобылки (военное приспособление). (Франц.) 343 Честь имею представить вам моего брата (который находит вас такой хорошенькой в своих собственных интересах и которого, несмотря на это, я умоляю вас принять благосклонно). Мое путешествие было скучно до смерти. Никита Андреевич купил мне бричку, сломавшуюся на первой же станции, — я кое-как починил ее при помощи булавок, — на следующей станции пришлось повторить то же самое — и так далее. Наконец, за несколько верст до Новгорода я нагнал вашего Всеволожского, у которого сломалось колесо. Мы закончили путь вместе, подробно обсуждая картины князя Голицына. Петербург уже кажется мне страшно скучным, и я хочу сократить насколько возможно мое пребывание в нем. — Завтра начну делать визиты вашим родным. Наталья Кирилловна на даче, Катерина Ивановна в Парголове (чухонской деревушке, где живет графиня Полье). — Из очень хорошеньких женщин я видел лишь м-м и м-ль Малиновских, с которыми, к удивлению своему, неожиданно вчера обедал. Тороплюсь — целую ручки Наталье Ивановне, которую я не осмеливаюсь еще называть маменькой, и вам также, мой ангел, раз вы не позволяете мне обнять вас. Поклоны вашим сестрицам. А. П. 20 июля (Франц.)

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010