В параграфе 3 определялось место действия Общества: «Общество находится в г. Москве, но район его деятельности распространяется на всю Россию». Избираемый Совет Общества состоял из председателя, товарища председателя, секретаря и не менее трех членов Совета. Совет из своей среды избирал библиотекаря и казначея. Имелась и ревизионная комиссия. Канцелярия Общества находилась в домах, где проживала М.К. Морозова: Знаменка, 11 – Новинский бульвар, 103 Мертвый пер., 9. После возникновения в 1910 г. книгоиздательства «Путь» канцелярия Общества находилась при издательстве по тем же адресам. Собрания Общества открытые и закрытые проходили открытые и закрытые проходили по тем же адресам, а также по адресам: «Польская библиотека» (Милютинский пер., 18), Политехническое общество (М. Харитоньевский пер., 4), Университет им. А.Л. Шанявского (Миусская пл.), Синодальное училище (Б. Никитская, 14), Богословская ауд. Имп. Моск. Ун-та, Коммерческий ин-т (Б. Серпуховская, Стремянной пер., 28), Большая Соборная палата Епархиального дома (Каретный ряд, Лихов пер., 6). Е.К. Герцык оставила описание одного из собраний Общества в доме Морозовой: «Президиум заседал на фоне врубелевского Фауста с Маргаритой, выглядывающих из острогранной листвы. Умерший муж Морозовой был первым ценителем и скупщиком Врубеля. В перерыве по бесшумным серым коврам через анфиладу комнат шли в столовую пить чай с тортами – не все, а избранные» 1106 . Более пространное описание дал Ф.А. Степун: «Морозовский особняк в Мертвом переулке, строгий и простой, перестроенный талантливым Желтовским, считавшим последним великим архитектором Палладио, был по своему внутреннему убранству редким образцом хорошего вкуса. Мягкие тона мебельной обивки, карельская береза гостиной, продолговатая столовая, по-музейному завешанная старинными иконами, несколько полотен Врубеля и ряд других картин известных русских и иностранных мастеров, прекрасная бронза «empire», изобилие цветов – все это сообщало вечерам, на которые собирались иной раз до ста человек, совершенно особую атмосферу красоты, духовности, тишины и того благополучия, которое невольно заставляло забывать революционную угрозу 1905-го года» 1107 . А вот еще одно описание заседания Общества в Мертвом переулке, сделанное 20-летней Н.Ю. Фиолетовой: «Вниз по ступенькам лестницы, устланной ковровой дорожкой, спускаемся мы в низкое полуподвальное помещение, раздеваемся в гардеробной. Еще несколько ступенек вниз – и попадаем в буфетную, где на стойках у одной из стен разложены самые разнообразные вкусные вещи: аппетитные бутерброды, пирожные, ломтики кекса. Буфетная разделяет два зала: направо – большой зал заседаний с ровными рядами стульев и столиком для докладчика; налево –

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Рис. 1: А – план Тульского кремля (1 – башня Ивановских ворот, 2 – Никитская башня, 3 – башня Одоевских ворот, 4 – Спасская башня, 5 – башня Пятницких ворот, 6 – Наугольная башня, 7 – башня Водяных ворот, 8 – башня «На погребу», 9 – Ивановская башня, 10 – Успенский собор, 11 – Богоявленский собор, 12 – торговые ряды XIX в., 13 – музей «Тульский кремль», 14 – коллектор и трасса ливневой канализации); Б – профиль фундамента и основания Спасской башни в шурфе 6; В – профиль фундамента и основания стены кремля между Никитской и Одоевской башнями в шурфе 18 Рис. 2: A – план-схема участка ливневой канализации в районе башни Водяных ворот (1 – котлован коллектора на месте раскопа – труба-футляр, 3 – башня Водяных ворот, 4 – стены кремля, 5 – проезд в башне); Б – разрез свайного крепления фундамента башни Водяных ворот (1 – современная дневная поверхность, 2 – слой погребенной почвы в раскопе 2, 3 – уровень материка в раскопе 2, 4 – бурый переотложенный суглинок, 5 – синевато-серая переотложенная глина, 6 – слой фундамента (реконструкция), 7 – границы трубы-футляра); В – образцы извлеченных свай Рис. 3. Участки свайного крепления фундамента башни Водяных ворот: 1 – план первых трех рядов с внутренней стороны, 2 – третий ряд свай с внутренней стороны, 3 – последний ряд свай под фундаментом (А) и крайний ряд свай в котловане (Б) с внешней стороны, 4 – последние четыре ряда свай по северо-восточной (А) и юго-западной (Б) стенкам с внешней стороны Литература и источники 1 . Г. Тула. Тульский кремль. Комплексный эскизный проект планировки и благоустройства инженерных сетей кремля, создания музея городского народного зодчества и быта. М., 1977. 2 . Екимов Ю. Г. Отчет об археологических исследованиях экспедиции объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» на территории Тульского кремля в 2000 году. Тула, 2001. Архив ИА РАН. Р-1. 3 . Кирпичников А. Н. Каменные крепости новгородской земли. Л., 1984. 4 . Коробков Н. М. Стена Белого города//Историко-археологический сборник. М., 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Степанов Н.Л. Н.А.Некрасов: Жизнь и творчество. М., 1971. Тарасов Борис. Непрочитанный Чаадаев. Неуслышанный Достоевский. М., 1999. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Paris, 1983. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1979. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М., 1998. Христианство и русская литература. Сб.1-3. СПб., 1994, 1996, 1999. Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1903. Ямпольский И.Г. Н.Г.Помяловский. Личность и творчество. М.-Л., 1968.   Дунаев Михаил Михайлович ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Часть III   Редактор М.М.Дунаева ЛР 030862 от 2 марта 1998г. Издательство храма Святой мученицы Татианы при МГУ 103009, Москва, ул. Большая Никитская, д.1. Подписано в печать Формат 60x84/16. Печать офсетная. Бумага офсетная 1. Усл. печ. л. 48. Тираж 5000 экз. Зак. 377 Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра г. Сергиев Посад тел./факс/(095) 721-26-45   Содержание исследования М.М.Дунаева «Православие и русская литература» Глава 1. Литература XVII столетия Глава 2. Литература XVIII столетия Глава 3. Литература начала XIX столетия Глава 4. А.С.Пушкин Глава 5. М.Ю.Лермонтов Глава 6. Н.В.Гоголь Глава 7. Литература середины XIX столетия   Ч. III Глава 8. И.С.Тургенев Глава 9. Литература второй половины XIX столетия Глава 10. Ф.М.Достоевский Глава 11. Л.Н.Толстой Глава 12. Н.С.Лесков Глава 13. А.П.Чехов Глава 14. Русская литература конца XIX—haчaлa XX в. Глава 15. А.М.Горький. И.А.Бунин. И.С.Шмелёв Глава 16. Русская литература советского периода Глава 17. Русская литература в эмиграции Глава 18. Русская литература конца XX столетия Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

18 . Рассказ священника И. В. Гумилевского со слов жены преподавателя семинарии Сергея Павловича Никитского2. Есть в Москве купеческая семья, которая знает и уважает батюшку с того времени, как он был еще в миру. Однажды в этой семье стряслось несчастье: с отцом семейства сделался удар, который повторился за первым разом второй и третий раз. Положение больного было отчаянное. Приглашенные врачи предсказали неминуемую скорую смерть, и даже время ее определили – не позднее вечера следующего дня. Оставалась одна надежда – на Бога. Жена больного вспомнила дорогого молитвенника, батюшку, и предложила своему сыну тотчас же ехать к старцу и рассказать ему их горе и просить его святых молитв. Сын отказался ехать, боясь, что отец умрет в его отсутствие. Тогда вызвалась ехать дочь. В тот же день она уехала в пустынь. Когда она была у отца Алексия и рассказала ему про болезнь отца, старец остался к ее рассказу как будто равнодушен или невнимателен и только сказал: «Ничего! Бог даст, ваш папаша выздоровеет”. Но зато батюшка проявил неожиданное внимание к ее брату и выразил желание непременно и поскорее его видеть. Девица пыталась второй и третий раз уяснить батюшке тяжелое и безнадежное положение отца; но старец по-прежнему оставался спокойным и твердил, что все обойдется благополучно. «Только ты мне брата-то непременно пришли”, – подчеркивал отец Алексий. С тем и вернулась девица домой. Отец был все в том же тяжелом положении, он лежал в постели и хрипел. Вся семья находилась возле него. Все с минуты на минуту ждали его смерти. Вдруг больной сделал усилие, сел на кровати, осмотрелся кругом и сердито спросил окружающих, зачем они собрались и что они тут делают. Собравшиеся были так изумлены оборотом дела, что не нашли, что отвечать, и стояли в рассеянности. Тогда больной стал браниться и кричать, чтобы все от него убирались и занимались своими делами. С этого времени больной стал выздоравливать. Согласно желанию старца, сын выздоровевшего вскоре же поехал к нему. Отец Алексий очень долго беседовал с ним, благословил его иконочкой, и юноша вышел от старца просветленный и утешенный. Когда молодой человек вернулся к отцу, тот велел ему ехать в Н. Новгород по торговым делам. Сын поехал, сделал все поручения, но на обратном пути неожиданно скоропостижно скончался. Вот почему наш дорогой батюшка был спокоен относительно отца семейства, а проявил особое внимание к его сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Голубая звезда Повесть «Голубая звезда» сам Зайцев считал «самой полной и выразительной», «завершением целой полосы» и «прощанием с прошлым». Зайцев Борис Голубая звезда Борис Зайцев Голубая звезда В комнате Христофорова, в мансарде старого деревянного дома на Молчановке, было полусветло - теми майскими сумерками, что наполняют жилище розовым отсветом зари, зеленоватым рефлексом распустившегося тополя и дают прозрачную мглу, называемую весной. Перед зеркалом, запотевшим слегка от самовара, Христофоров оправлял галстук. Он был уже в сюртучке, довольно поношенном,- собирался выходить. Голубоватые глаза глядели на него, порядочная шевелюра, висячие усы над мягкой бородкой. Он поправил узел галстука, завязывать которого не умел, улыбнулся и подумал: " Чем не жених? " Он даже ус немного подкрутил . Затем взял ветку цветущей черемухи - она лежала на столе,- понюхал. Глаза его сразу расширились, приняли странное, как бы отсутствующее выражение. Он вздохнул, надел шляпу, пальто и по скрипучей лесенке спустился вниз. Пересек большой двор - здесь на травке играли дети, у каретного кучер запрягал пролетку,- быстрым, легким шагом зашагал к Никитскому бульвару. В Москве сезон кончался. Христофоров шел на небольшой прощальный вечер в пользу русских художников в Париже; его устраивала московская барыня из тех, чьи доходы обильны, автомобили быстры, туалеты не плохи. Христофоров мало знал ее. Лишь недавно встретил у знакомых своих, Вернадских; и тоже получил приглашение. Дом Колесниковой ничем особо не выделялся - двухэтажный особняк в переулке, с лакеем в белых перчатках, с чучелом тигра на повороте лестницы: лестница хороша тем, что рядом с перилами шла кайма живых цветов в ящиках и кадках. Колесникова встретила его в зале, где люстры уже сияли, были расставлены стулья и стояла эстрада для чтецов, музыкантов. Хозяйка - дама худая, угловатая и не вполне в себе уверенная; ей хотелось, чтобы все было " как следует " , но неизвестным представлялось, удастся ли это. И, пожалуй, ее осудит острословка Сима, миллионерша первоклассная и меценатка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Расстояние от духовной консистории 60 верст, от местного благочинного 28 верст. Ближайшие церкви: на западе Никитская в селе Берёзово Ближнее в 10 верстах, на юго-западе Владимирская в селе Князищево в 7 верстах, на юге Покровская в селе Болотское Одоевского уезда Тульской епархии в 7 верстах, на северо-востоке Христо-Рождественская в селе Похотеево в 15 верстах, на севере Николаевская в селе Васильевское в 12 верстах. В 1870 г. при церкви было открыта приходская школа, которая помещалась в особом доме. Содержалась на средства Лихвинского земства. В 1893 г. обучалось 105 мальчиков и 20 девочек. Приходское попечительство открыто в 1892 г. В 1890 г. прихожане получили одобрение епархиального начальства за пожертвование 1328 руб. 17 коп. на приобретение нового колокола (КЕВ, 1890, 13, ч. оф. С. 173). В 1891 г. прихожане приобрели для своей церкви новый колокол 102 пуда 27 фунтов, на что израсходовали 1328 руб. (КЕВ, 1891, 3, ч. оф. С. 38). Приход Вознесенской церкви в 1862 г. состоял: В селе Говорёнки временно-обязанных крестьян помещика Сухотина (65-195-338) при церкви. В сельце Денисово проживала помещица Августина Юросовская (1-1-3), при ней дворовых людей (0-18-29), крестьян (17-75-85) в 0,5 верстах. В д. Батьково помещика Жадовского временно-обязанных крестьян (26-127-141) в 3 верстах. Итого за 1862 г. в 109 дворах проживало 516 мужского и 596 женского населения (Клировые ведомости церквей Лихвинского уезда за 1862 г.//ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 539, л. 44 об.). Приход в 1893 г. состоял: В селе Говоренки мещан (1-6-7), крестьян (128-462-469). В сельце Денисово дворян (1-2-2), мещан (2-10-11), крестьян (42-166-186) в нескольких саженях от церкви. В д. Батьково крестьян (36-126-128) в 2 верстах. В д. Платовка Васильевской волости крестьян (12-37-47) в 5 верстах. В приходе военных (0-97-115). Итого за 1893 г. в 222 дворах проживало 809 мужского и 850 женского населения. Церковное здание полностью разрушено. От наружной стены уцелело три столба кирпичной кладки, чуть больше метра высотой. Вплотную к этой стене примыкает памятник советским воинам, погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Поодаль находится приходское кладбище (Натурное обследование местности. Калуга – Говоренки. 4 мая 2008 г.).

http://sobory.ru/article/?object=23805

За Троицким Дорогожанским За Лютиковым За Перемышльским Николаевским За Мещовским Юхновым За Ливенским Сергиевым За Петровским Мценским За Троицким Оптиным-Болховским За Городеченской пустынью Б) За девичьими монастырями: За Перемышльским Рождественским За Лихвинским Афанасиевым Итого за монастырями 11.148 Всего за Архиерейским домом и монастырями 18.888 Платёж в экономию 6. Епархия Коломенская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Коломенским Спасским За Богоявленским Голутвиным За Богородицким Бобреневым За Тульским Предтечевым За Крапивинским Троицким общежительным За Орловским Успенским За Никольской Гнилушской пустынью За Предтечевой Соколовой пустынью За Николаевским Веневым Итого за монастырями: Всего за Архиерейским домом и монастырями Платёж в экономию 7. Епархия Переславская Число душ Деньгами Хлебом А) За мужскими монастырями: За Кафедральным Горицким За Троицким Даниловым с приписными За Переславским Никитским За Никольским Переславским, что на Болоте За Борисоглебским Переславским, что на Песках За Борисоглебским, что на Горе За Борисоглебским Димитровским За Входоиерусалимским Верейским За Волоколамским Иосифовым 11.422 За Возмицким За Можайским Лужецким За Колоцким Можайским Б) За девичьими монастырями: За Феодоровским За Александроуспенским За Дмитровским Варварским За Можайским Петровским Итого за монастырями 23.978 Всего с Горицким Кафедральным 28.879 Платёж в экономию 8. Епархия Владимирская Число душ Деньгами Хлебом А) За мужскими монастырями: За Кафедральным Рождественским За Владимирским Спасским Златовратским За Цареконстантиновским За Боголюбовым За Сновицким За Покровским, что на устье реки Нерли За Николаевским Волосовым За Козминым За Любецким За Арзамасским Спасопреображенским За Гороховским Николаевским За Тихоновой Никольской пустынью За Кинешемским Преображенским За Рождественской, что на Надоге, пустынью За Белбашским За Балахонским Покровским Б) За девичьими монастырями: За Владимирским Успенским (1097)

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

14 . Священник переславской Предтеченской церкви, студент семинарии Фёдор Тихонравов с 1832 по 1843 год. 15 . Священник переславской Вознесенской церкви, студент семинарии Иван Флоринский с 1843 по 1844 год. 16 . Кандидат академии Илья Сахаров с 1844 по 1850 год. 17 . Нифонт, Никитский архимандрит, студент семинарии, с 1850 по 1864 год. 18 . Священник Фёдоровского женского монастыря, действительный студент академии Александр Свирелин с 1864 года. Содержание учителей и училища С самого начала основания училища по 1800 год учителя и училище содержались на средства священно-церковнослужителей, коих дети были в училище. Сбор этот производился в таких размерах: с священнического сына собиралось в год 1 р., дьяконского 50 к., причетнического 25 к. Сбор этот производили закащики, или что то ж, нынешние благочинные. Сироты, впрочем, по особым прошениям и свидетельствам о бедности их освобождались от этого взноса. Жалованье учителям было непостоянное. С 1788 по 1791 год учителя получали по 20 р., с 1751 года по 35 р.; в 1792 году учитель риторики получал 40 р., учителя синтаксимы и других классов по 35 р., в 1793 г. учитель риторики 55 р., синтаксимы и инфимы по 45 р. В 1800 году сбор денег с учеников отменён и на содержание учителей и училища отчислена сумма из положенной суммы на Суздальскую семинарию. Сумма эта назначена была в таких размерах: учитель грамматических классов получал 60 р., элементарных школ 50 р., сторожа 15 р., на отопление 25 р., канцелярию 15 р., экстренные расходы 10 р. В 1814 году, по случаю преобразования училищ, назначено было и новое жалованье. Смотритель получал 450 р. ассигнациями, инспектор 275, два учителя уездного училища по 150 р., учителя 2 класса 125 р., 1 класса 100 р. С 1820 года выдавались прибавочные деньги, с которыми смотритель получал 800 р. ассигнациями, инспектор 525 р., двое учителей уездного училища по 350 р., учитель 2 класса 250 р., учитель 1 класса 220 р. В 1836 году утверждены новые штаты, по коим до сего времени жалованье получается такое: смотритель получает – 171 р. 60 к. серебром, двое учителей высшего отделения – по 171 р. 60 к. серебром, инспектору – 57 р. серебром, двое учителей среднего отделения – по 150 р. 15 к., учитель низшего отделения – 107 р. 25 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Организаторы: Патриарший совет по культуре, Центральный исторический парк «Россия – моя история». Ответственный: Денисова Елена Владимировна, руководитель административной службы Центрального исторического парка «Россия – моя история». Куратор: Середа Иван Васильевич, сотрудник Центрального исторического парка «Россия – моя история». Время проведения: 25–29 января 2017 г. 10:30–20:00. Место проведения: ВДНХ, Центральный исторический парк «Россия – моя история», павильон 57. Проезд: м. «ВДНХ». 4.5. Всероссийская научная конференция «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года» Организаторы: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского; Патриарший совет по культуре. Председатель: Зенкин Константин Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Куратор: Насонов Роман Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Время проведения: 26 января 2017 г. 11:00–18:00. Место проведения: Московская консерватория, Конференц-зал; ул. Большая Никитская, д. 13/6, 2-й этаж. Проезд: м. «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина». Конференция Начало: 11:00. 1.Зенкин Константин Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской консерватории. Приветствие участникам конференции. 2.Старикова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. К истории изучения и возрождения древних монодийных распевов в русском певческом искусстве конца XIX–XXI веков. 3.Рахманова Марина Павловна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания (Москва). Исследование русской православной музыки в XX веке (по опыту работы над 9м томом серии «Русская духовная музыка в документах и материалах»: «Православное церковное пение советской эпохи: довоенный период»).

http://pravoslavie.ru/100449.html

Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма пременит одежду и вместо обыкновенной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема. Гангр. соб. прав. 13. Если какая-либо женщина ради мнимого аскетизма острижет волосы на голове, которые Бог дал ей для напоминания об ее подчиненности, да будет анафема, как нарушившая заповедь о подчиненности. Гангр. соб. прав. 17. Истинные обеты, т.е., добровольные, сознательные, разумные, данные ради высших нравственных целей должны быть непременно исполняемы; нарушающие такие обеты грешат. (Третья заповедь десятословия учит), чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение, как заповедует Писание, говоря: если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя и на тебе будет грех . ( Втор.23:21 ). – Испов., III, отв. на вопр. 58. Однажды причисленным к клиру и монахам определили мы не вступать ни в военную службу, ни в мирской чин; иначе дерзающих на это и не возвращающихся с раскаяньем к тому, что прежде избрали для Бога, анафематствовать. – IV Всел. соб. пр. 7. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем, мы определили местному епископу иметь полномочие в оказании таким человеколюбия. – IV Всел. соб. пр. 16. См. также ниже немного правила, определяющие наказания за нарушение обетов девства и монашества. Если поставить во вдовический сонм молодую и она, не снесши вдовства по молодости, вступит в замужество, то причинит бесславие славному сонму вдовическому и воздаст отчет Богу не потому, что сочеталась вторым браком, но потому, что не сохранила обещания своего (пребыть безбрачною), впадши в роскошь в противность Христу ( 1Тим.5:11 ), потому что пришла сохранить обещание не с верою и страхом Божиим. Апост. Постанов. кн. III, гл. 1. Обет – а) девства: 1) понятие о нем; 2 ) девство выше вдовства; 3) возраст дев; 4) освящение дев совершает епископ. 1 и 2) Пр. 18 Вас. Вел. см. выше здесь же об обетах и ниже. – Гангр. соб. пр. 9. 3) VI Всел. соб. пр. 40 и Корф. соб. 140 (смотри выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010