Закрыть itemscope itemtype="" > О культуре, феминизме, участии в общественной жизни и роли Церкви 21.04.2019 938 Время на чтение 13 минут Большой разговор с настоятелем храма Феодора Студита у Никитских ворот протоиереем Всеволодом Чаплиным на нестандартные темы - о предпочтениях в музыке и православных медиа, death cafe и современном феминизме. Чаплин уверен, что Церковь и поколение постмиллениалов обязательно найдут общий язык, но для этого нужны серьезные перемены, в первую очередь, в сфере внутренней политики и культуры. - Отец Всеволод, уместно ли представителю церкви заниматься политикой? Если да, в каком формате - уличная политика, политтехнологии, общественные движения? В конце марта вы с другими известными деятелями приняли участие в митинге, что вызвало определенный общественный резонанс. Вы действительно собираетесь менять власть в России? Как вы оцениваете сегодняшний вес церкви во внешней и внутренней политике и наметившуюся тенденцию к его увеличению? - В церковных документах, которые я в своё время и готовил, говорится о том, что церковная полнота и священнослужители не должны участвовать в предвыборной борьбе, то есть агитировать за или против кандидатов либо партий. Священнослужителям за некоторым исключением запрещено баллотироваться в органы представительной власти, также им запрещено без всяких исключений быть членами политических партий. Однако они могут высказывать своё мнение. Вполне допустимо и нужно, что Церковь, в том числе устами священнослужителей, часто даёт оценку происходящему в обществе и поддерживает системный диалог с разными политическими силами. Яркий пример тому - Всемирный Русский Народный Собор, который, кстати, получил новое руководство в лице Константина Малофеева, он займет место заместителя главы. Так что хочется надеется, что эта организация оживёт. Уличные акции, конечно, вполне возможны и нужны. Был создан оргкомитет, организующий разные гражданские акции, и я вошёл в его состав. Состоялось уже два уличных собрания, одно было посвящено Курилам, второе - социально-экономической политике, поискам нового курса. Следующее, даст Бог, пройдёт 2 мая под названием «Помни Одессу».

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/22/o_k...

Исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво Пярту Москва, 6 сентября 2005 г. 11 сентября 2005 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт в день 70-летия композитора Арво Пярта, сообщает «Церковный вестник» . В программе – духовные сочинения. Исполнители: камерный оркестр " Времена года " , художественный руководитель – Владислав Булахов, Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Партия органа – Федор Строганов, дирижер – Алексей Пузаков. Концерт ведет Анатолий Агамиров. Билеты можно заказать в кассе 3 Консерватории по телефону: 933 32 00 и на сайте: www.kontramarka.ru . Начало в 19 часов (Б. Никитская, 13). 11 сентября исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво (в святом крещении Арефе) Пярту. Он родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России. 11 сентября во многих концертных залах Германии, Швеции, Эстонии и других стран будет звучать музыка Арво Пярта. В России юбилей композитора будет отмечен на лучшей концертной площадке столицы – в Большом зале Московской консерватории. В России впервые будут исполнены «Песнь Силуана», «Магнификат», «Берлинская месса» и ряд других произведений. Среди исполнителей – хор Свято-Николаевского храма при Третьяковской галерее под управлением А.Пузакова и оркестр «Времена года» под управлением В.Булахова. Вот что пишет о религиозной музыке и о творчестве Арво Пярта епископ Венский и Австрийский Илларион: «Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины. Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени.

http://pravoslavie.ru/14445.html

Календарь Материалы 24 ноября 2013 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Иеромонах Иов (Гумеров) Ближний – это любой человек. И Спаситель пострадал, пролил Кровь Свою, взошел на Крест за весь грешный род человеческий, не различая ни национальностей, ни степени праведности, ни сословных различений. (MP3 файл. Продолжительность 15:56 мин. Размер 11.5 Mb) [Документы истории] Митрополит Питирим (Нечаев) Брюсов переулок — это маленький короткий переулок, который соединяет Большую Никитскую улицу с Тверской. Он начинается прямо от памятника Чайковскому перед консерваторией и через арку выходит на Тверскую. Там, где находится Всероссийское музыкальное общество — я как член этого общества там иногда бываю — некогда стоял пороховой дворец Ивана IV. [Встреча с Православием/Богослужение] 11/24 ноября 2013 г. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:57 мин. Размер 53.3 Mb) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью главному редактору газеты «Смоленские новости» С. Новикову. English Edition [Homilies and Spiritual Instruction] Archimandrite John (Krestiankin) The Lord gave us a commandment: do not unto others as you would not have them do unto you. This commandment is also always with us, always before us, like a vigilant and impartial watchman who exposes and unmasks both our knowledge and our cunning. [Suffering Church] In late October, the U.S-supported “opposition” invaded and occupied Sadad for over a week, till ousted by the nation’s military. Among other atrocities, 45 Christians—including women and children—were killed, several tortured to death; Sadat’s 14 churches, some ancient, were ransacked and destroyed; the bodies of six people from one family, ranging from ages 16 to 90, were found at the bottom of a well. [News] The newly released movie " Jerusalem, " filmed in 2D and 3D and playing on IMAX and other giant-screen theaters across the U.S. and the world, including Salt Lake City, gives viewers grand, hallmark panoramas, at once awe-inspiring and intimate.

http://pravoslavie.ru/archive/131124.htm

Патриарший наместник Московской епархии освятил Казанский храм в подмосковном селе Растовцы 9 октября 2019 г. 13:57 6 октября 2019 года Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Казанского храма села Растовцы Каширского района Московской области и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Казанский храм был восстановлен в рамках деятельности Благотворительного фонда Московской областной епархии по восстановлению порушенных святынь. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Луховицкий Петр , благочинный Каширского церковного округа Московской епархии священник Валерий Сосковец, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), директор Фонда, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы города Красногорска протоиерей Константин Островский, настоятель Казанского храма священник Сергий Нищета, духовенство Каширского благочиния. В храме молились настоятельница Никитского монастыря г. Каширы игумения Магдалина (Чекулаева), глава Каширского городского округа А.П. Спасский, первый заместитель главы администрации Каширы И.Г. Бодарева, заместитель главы администрации Каширы С.Р Зосимова. За Литургией Патриарший наместник Московской епархии рукоположил клирика Никольского храма с. Атепцево Наро-Фоминского района диакона Алексия Башкатова во пресвитера. По запричастном стихе священник Валерий Сосковец огласил послание митрополита Ювеналия по случаю 90-летия Московской области. По окончании Божественной литургии с приветственным словом к Патриаршему наместнику обратился глава Каширского городского округа А.П. Спасский: «Дорогой владыка! Сегодня произошло великое событие для нашей земли и для всей Московской области, потому что еще один храм восстановлен и освящен. В первую очередь я хотел бы сказать спасибо всем тем, кто принял в этом участие. Без ваших трудов, стараний и усердия ничего бы не получилось. Особая благодарность, владыка, Вам, потому что Вы находите время для того, чтобы быть с нами и возносить молитвы за нас. Спасибо Благотворительному фонду по восстановлению порушенных святынь, который помогает в деле восстановления храмов. Я считаю, что сегодняшнее великое освящение — это событие не только духовной, но и светской жизни, потому что храм на Руси — это не только культовое место, но и источник просвещения, образования. Поздравляю вас!»

http://patriarchia.ru/db/text/5510373.ht...

Русский архистратиг 13 ноября 1730 года, в день, когда Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, родился Александр Васильевич Суворов. В Москве, родном городе Суворова, много мест, связанных с именем полководца, который был и остается одной из загадок России. «Здесь жил Суворов» Александр Васильевич Суворов. I половина 1840-х гг. Его предки обосновались в России позже, чем родоначальники других известных русских фамилий: по легенде, которую рассказывал сам Суворов, швед из благородной фамилии, по имени Сувор, в 1622 году приехал на службу к царю Михаилу Федоровичу и принял русское подданство. Потом эту легенду опровергали: как же Суворов мог происходить от иностранца! Дед полководца, Иван Григорьевич, служил у Петра I генеральным писарем лейб-гвардейского, а тогда еще потешного Преображенского полка и не раз бывал удостоен чести принимать царя у себя в домике на Преображенке – оттого и носит местная Суворовская улица его имя. Есть предание, будто Иван Григорьевич в старости принял священнический сан и стал протоиереем кремлевского Благовещенского собора; он и наставлял внука в православной вере – потому-то полководец и был столь религиозен. На самом деле внук родился уже после смерти деда, который всегда оставался на государевой службе. Василий Иванович Суворов, отец полководца, был крестником Петра Великого, служил у него денщиком и переводчиком, дослужился до генеральского чина. Он имел родовой дом на Большой Никитской улице в приходе храма святого Феодора Студита. Там в 1728 году В.И. Суворов обвенчался с Авдотьей Федосеевной Мануковой, дочерью петербургского ландрихтера, а по другим данным – Федосей Мануков был из старинного московского дворянства; он имел усадьбу на Арбате (на углу с Серебряным переулком), в приходе храма Николая Чудотворца Явленного, которую и отдал дочери в приданое (дом не сохранился). Через два года у четы Суворовых родился сын. Нарекли младенца в честь святого Александра Невского: отец мечтал, чтобы сын тоже стал военным.

http://pravoslavie.ru/28069.html

Скончался заштатный клирик Курской епархии протоиерей Николай Давыдов 7 июня 2021 г. 16:34 6 июня 2021 года на 94-м году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Курской епархии , кандидат богословия, митрофорный протоиерей Николай Филиппович Давыдов. Отпевание новопреставленного священника состоится 8 июня в Николаевском храме г. Курска (ул. Комсомольская, 2). Начало Божественной литургии в 8 часов утра, в 10 часов начнется чин отпевания. Погребение будет совершено на Северном кладбище города Курска на семейном участке. Курская епархия выражает глубокие соболезнования сыновьям — протоиерею Владимиру, протоиерею Александру и Леониду Николаевичу, всей семье и близким почившего протоиерея Николая. Будущий священник родился 14 августа 1927 года в многодетной крестьянской семье благочестивых родителей Филиппа и Ксении Давыдовых, проживавших в селе 1-е Шемякино Стрелецкого района Курской области. В 1944 году окончил семилетнюю школу. До 1952 года работал в сельхозартели. В 1952 году поступил на учебу в Минскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1956 году. Был направлен для продолжения духовного образования в Московскую духовную академию, которую в 1960 году окончил со степенью кандидата богословия. В 1957 году был венчан с Раисой Борисовной Уткиной, в браке с которой родилось трое сыновей. 14 сентября 1958 года в Воскресенском храме в Сокольниках города Москвы епископом Дмитровским Пименом (Извековым) , будущим Патриархом Московским и всея Руси, Николай Давыдов был рукоположен в сан диакона, а 13 сентября 1959 года — в сан пресвитера. В 1960-1962 годах проходил приходское служение на приходах Костромской епархии , в 1962-1964 годах — в Смоленской епархии . С 1964 года отец Николай — клирик Курской епархии; был настоятелем Преображенского храма сл. Замостье Суджанского района, Всехсвятской церкви и Никитского храма города Курска. С 1988 года — клирик, а с 4 февраля 1993 года до 22 августа 2019 года — настоятель Свято-Никольского храма г. Курска. Со дня открытия в Курске духовного училища (1990 год), в 1991 году преобразованного в духовную семинарию, отец Николай нес послушание преподавателя церковно-исторических дисциплин. Пользовался большим уважением и любовью воспитанников духовной школы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — православный храм в историческом центре Москвы. Посвящён празднику Воскресения Словущего. Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Содержание История [ править править код ] В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни. С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а наш храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение. Многовековая (начиная с XVII века) история храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Уцелевший в советский период храм, не только не был закрыт, но и не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединённых под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Опубликована программа XXIX Рождественских чтений направления " Церковь и культура " Москва, 3 декабря 2020 г.      Синодальный отдел религиозного образования и катехизации опубликовал программу XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Международный этап чтений пройдет в Москве с 24 по 27 января 2021 года. КРАТКАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЯ " ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА " . IV НАПРАВЛЕНИЕ «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» Председатель: митрополит Псковский и Порховский ТИХОН, Председатель Патриаршего совета по культуре Ответственный секретарь: Парменов Александр Георгиевич, руководитель управления программ Патриаршего совета по культуре,    alexparmen@gmail.com Мероприятия Председатель/ сопредседатели Кураторы Дата и время проведения Место проведения, адрес Божественная литургия Торжественное открытие работы направления, «телемост» с Торжественным заседанием в Зале Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН Иеромонах Павел (Щербачев) Парменов Александр Георгиевич 24.01 10.00–12:00 24.01 13.30–16:00 Сретенский монастырь, храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской; ул. Б. Лубянка, 19, стр. 7 Сретенская духовная семинария; актовый зал; ул. Б. Лубянка, 19, стр. 3; м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» Конференция «Русская духовная музыка: между Востоком и Западом» Зенкин Константин Владимирович Насонов Роман Александрович 22.01 11:00–17:00 Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; ул. Б. Никитская, 13/6; м.: «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека…», «Охотный Ряд» Международная конференция «Музыкальная культура православного мира» Вход по предъявлению документа, удостоверяющего личность Владышевская Татьяна Феодосьевна Архимандрит Петр (Поляков) 26.01 11:00–14:00 МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет искусств; ул. Большая Никитская, 3, стр. 1 («Дом Якоби») (вход со стороны Романова пер. в Романов двор); м.: «Охотный Ряд», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека…»

http://pravoslavie.ru/135816.html

Вселенский VII Собор (II Никейский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греч. оригинале. Старейшей рукописью греч. актов является Vatic. gr. 836 (XIII в.); рукописи XV-XVI вв.: Vind. hist. gr. 29, Vatic. gr. 834, Vatic. gr. 660, Vatic. Ottob. gr. 27. Лат. перевод актов, сделанный с экземпляра, доставленного в Рим папскими представителями, был выполнен крайне неудовлетворительно, в связи с чем Анастасий Библиотекарь (IX в.) предпринял их новый перевод с греческого. Особую проблему представляет аутентичность многочисленных текстов, зачитывавшихся на Соборе. В частности, сомнения вызывает подлинность переписки папы Григория II с имп. Львом III Исавром и патриархом свт. Германом I (Gouillard. 1968); вопрос остается открытым. Текст в публикации Дж. Манси содержит немало неточностей и ошибок, особенно в именах и географических названиях (еще в большем числе они наличествуют в рус. пер., выполненном в XIX в. при КазДА). Полноценное исследование текстологических вопросов остается невозможным до выхода в свет критического издания (с 1991 его готовит Э. Ламберц во 2-й серии ACO). Публикацию протоколов соборных деяний в собрании Манси предваряют: 1) историческое введение; 2) 2 послания папы Григория II (715-731) к имп. Льву III о святых иконах (Jaffé. RPR. N 2180, 2182); 3) предисловие лат. переводчика актов Анастасия Библиотекаря, адресованное папе Иоанну VIII; 4) имп. указ (сакра) Константина VI и Ирины к папе Адриану I (только в лат. пер.); 5) речь свт. Тарасия по случаю его избрания на К-польскую кафедру; 6) краткое описание (συϒϒραφ) событий 786 г. (Mansi. T. 12. P. 990-991; ДВС. Т. 4. С. 337-338). В завершение прилагаются: 1) Похвальное слово Собору диак. Епифания из Катании; 2) послание патриарха Тарасия к папе Адриану; 3) послание Тарасия к игумену Иоанну. О событиях, непосредственно предшествовавших Собору, рассказывает прп. Феофан Исповедник (Theoph. Chron. P. 458-462). Нек-рые важные детали, подтверждающие и дополняющие «Хронографию» Феофана, сообщаются в 4-й гл. Жития св. Иоанна, еп. Готского (Vita S. Joannis ep. Gotthiae//ActaSS. Iun. T. 5. Col. 191; Никитский А. Житие прп. Иоанна еп. Готского//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 25-34; рус. пер.: Васильевский В. Г. Рус.-визант. отрывки, VII//ЖМНП. 1878. Ч. 195. 1. С. 126). Краткий, но сохранивший важные подробности рассказ предваряет текст соборных деяний (Mansi. T. 12. P. 990-991). Дополнительные сведения находятся в Житиях прп. Платона (ActaSS. Apr. T. 1. Col. 366 sq.) и свт. Тарасия (Ignatios the Deacon. The Life of the Patriarch Tarasios (MHG, N 1698)/Ed., transl., comment. S. Euthymiadis. Aldershot, 19983), а также в послании папы Адриана к Карлу Великому (Mansi. T. 13. P. 808).

http://sedmitza.ru/text/758863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский. Фотография. 50-е гг. XX в. Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Гриневич Константин Диомидович; 16.05.1875, дер. Катынь Смоленского у. и губ.- 13.03.1958, г. Калинин (ныне Тверь)), архиеп. Калининский и Кашинский. Из бедной крестьянской семьи, мать - дочь диакона с. Юсупова Краснинского у. Смоленской губ. В 2 года потерял мать, воспитывался верующими дедом и бабкой, крестьянами дер. Жуково Духовщинского у. По окончании министерского 2-классного уч-ща в с. Досугове в 1889 г. поступил во 2-й класс Мстиславского ДУ, во время обучения самостоятельно обеспечивал себя. В 1898 г. по 1-му разряду окончил Могилёвскую ДС, был принят на казенный счет в КазДА, к-рую окончил в 1902 г. со степенью канд. богословия. В том же году женился на дочери небогатого землевладельца Могилёвской губ., служил учителем рус. языка, истории и географии в Горы-Горецком земледельческом уч-ще, потом в Казанском земледельческом уч-ще и Никитском уч-ще садоводства и виноделия вблизи Ялты. В 1908 г. поступил секретарем и чиновником особых поручений в Смоленскую казенную палату, одновременно преподавал в смоленских муж. гимназиях. В 1911 г. был казначеем Краснинского уездного казначейства Смоленской губ., позднее Бельского уездного казначейства, с 1914 г. податным инспектором Бельского у. В 1917-1920 гг. заведовал школой 2-й ступени в Горецком у. В окт. 1920 г., после смерти сына, архиеп. Могилёвским Константином (Булычёвым) был рукоположен во священника и направлен в бедный приход дер. Шарибы Горецкого у., чтобы быть неподалеку от могилы сына. В 1921 г. перешел в с. Городец того же уезда, в 1922 г. по выбору прихожан назначен в Петропавловскую ц. на Луполове в Могилёве, являлся благочинным храмов города, в 1922 г. овдовел. 20 июня 1927 г. о. Константин был арестован, 13 сент. за «распространение ложных слухов о войне с Польшей и об административных ссылках епископов» осужден на 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в СЛОН. В 1931 г. по болезни и старости был освобожден с заменой недостающего срока высылкой в Онежский край, осенью 1932 г. освобожден с правом повсеместного проживания. Служил священником в Московской обл.: с нояб. 1932 г. в с. Конькове (ныне в черте Москвы), с апр. 1933 г. в с. Низком Егорьевского р-на, с янв. 1937 г. в дер. Ново-Егорье того же р-на, с июня 1937 г. был за штатом по болезни, с дек. 1937 г . в с. Амиреве Щёлковского р-на, с июля 1939 г. в с. Новосёлки Пушкинского р-на, с янв. 1941 г. за штатом по болезни, с июля 1941 г. в с. Хомутове Щёлковского р-на (ныне в черте г. Щёлково), затем в с. Черкизове Мытищинского р-на (ныне в черте Москвы). В 1942-1945 гг. состоял благочинным храмов названных районов. В дек. 1945 г. являлся настоятелем московской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе.

http://pravenc.ru/text/154353.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010