Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. Инцидент был исчерпан, но большевики никогда не прощали тем, кто выступал против них, и в Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и священник благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены отца Николая. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала: — Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих. — Да, — сказал священник. И, помолившись, наугад открыл Апостол и прочел: «Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей отец Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в волю Божию. Крестьяне говорили ему: — Беги, батюшка, убьют! — Я никогда не бежал и сейчас не побегу. Домашние ушли, остался только старший сын Александр. Отец Николай предложил и ему уйти, тем более что матери, возможно, потребуется помощь, но Александр не пожелал оставить отца. Священник надел теплый ватный подрясник и вышел из дома. Издалека показался отряд карателей. — Римские легионы идут, — покачав головой, сказал отец Николай. Карательный отряд приближался, и вскоре слышна стала песня, которую пели идущие: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...» Каратели расположились неподалеку от храма, в большом кирпичном доме, принадлежавшем некоему Седухину. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель, Петр Филиппович, местный безбожник, не любивший храм и священника.

http://pravicon.com/info-1640

«Ловцы человеков» Галилейское море На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18–20). Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему – человеческому – разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, – это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке. «Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», – писал святитель Николай Сербский. И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47–48). «Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

http://pravoslavie.ru/88591.html

" Молиться об усопших " февраля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе " Сегодня сороковой день кончины почетного настоятеля нашего собора, почетного профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Николая Гундяева, - сказал владыка в проповеди. - Совсем недавно мы здесь отпевали его, Святейший Патриарх Кирилл был с нами, молился за брата, и вот - быстро прошло время! - сороковой день, когда определяется, где душа будет находиться до Страшного Суда. Апостол Павел в одном из посланий говорит: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7). И мы, помня эти слова, молимся за своих наставников - тех, кто принял в нашей жизни участие, помог определиться с выбором жизненного пути, наставлял. Думаю, у отца Николая много последователей, которые сегодня вспоминают его. Он дал им дорогу в жизнь, особенно тем, кто учился в духовных школах, где он преподавал, был ректором, профессором. Многих он привел ко Христу, в том числе мирян. Когда служил на приходах, говорил блестящие проповеди, об этом вспоминают люди. Наш долг - молиться о сродниках, близких, тех, кто нас привел ко Христу " . " Отец Николай был ревностным пастырем, - продолжил архипастырь. - Эта ревность имела глубокие корни: его дед, иерей Василий, был замечательным священником. Прекрасным священником был и его отец, протоиерей Михаил Гундяев, а его брат стал Патриархом. Такое это было семейство, члены которого в трудные времена решили принять священный сан. Тогда это было непросто - над верующими, а тем более священниками, издевались, смеялись. Уже не было таких репрессий, как в довоенные годы, но после войны тоже приходилось несладко. Тем не менее, находил Господь людей по сердцу Своему, ставил у Своего престола, чтобы они заботились о пастве. Отец Николай ревностно трудился и здесь, и на послушаниях в Москве, отдал все силы на это. Он совершил подвиг служения у престола Господня, и сегодня Бог воздает ему за труды. Конечно, хорошо было бы, если бы Господь встретил нас словами: " Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего " (Мф. 25:21). Сегодня отец Николай входит в радость Господа нашего, потому что много отдал Ему - да, можно сказать, всю жизнь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

– Ну, хватит, Коля, хватит, хватит! – заспешила девушка. – Ты говоришь, как настоящий дипломат, но бьешь мимо цели! – Как мимо цели? Я – по существу дела. – Коля, друг мой, – мягко сказала Люда, и опять ее проницательные глаза устремились прямо в душу. – Ведь я – не сектантка, как ты говоришь, а я – настоящая православная христианка. – Православная христианка? – повторил юноша. – Но ведь это, кажется, одно и то же, один лапоть, только другой стороной. – Про лапти ты вот знаешь, – строго сказала Люда, – а вот провести разницу между сектантством и Православием ничуть не можешь. Двойка тебе, – не смеясь, сказала Люда, – можете идти. Николай не знал, что говорить. Люда стояла строгая, добрая, правдивая и красивая. А он, первый студент в институте, зашел в тупик. Видя растерянность парня, сердце доброй девушки сильно забилось. Она хотела смягчить остроту момента. – Слушай, Николай, – сказала она несколько мягче, – если ты осуждаешь меня и ненавидишь, то больше не приходи, а если желаешь повысить свои знания, о которых в институте нам не говорили, то… Николай не дал договорить девушке. Он просветлел от положительного исхода дела и серьезно сказал: – Если можно, Люда, то дай мне что-либо почитать. – У меня нет ничего, кроме этой большой Библии и вот этого маленького Евангелия. – Она указала на маленькую книжечку, лежащую на краю стола. – Если желаешь, возьми ее и почитай. Парень взял Евангелие в руки и неожиданно угрожающе сказал: – Теперь я убежден, что ты – настоящая сектантка. Она не показала вида смущения, но все так же кротко и дружелюбно ответила: – Теперь, друг мой, я – в твоих руках, делай что тебе угодно! – Ладно! – резко ответил он и, повернувшись, почти выбежал из комнаты. Девушка перекрестилась и стала читать святую Библию. Ей открылся псалом Давида 89-й: «Господи, Ты нам прибежище в род и род! Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог…» Мысли в голове роились одна страшнее другой, но Люда внимательно углублялась в чтение, и скоро воображение успокоилось. «Ты возвращаешь человека в тление, – читала Люда, – и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Ты, как наводнением уносишь их; они как сон, как трава, которая утром вырастает, утром и зеленеет, вечером подсекается и засыхает» ( Пс. 89:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Однажды пречудный этот Николай отправился в Палестину, чтобы поклониться животворящему Гробу Господню и спасительному Крестному древу, а сподвижники его, заменяя Николая, столь ревностно пеклись о храме, как если бы он сам был тут. Но об этом позднее. Когда родители его скончали жизнь свою и он стал наследником их достояния, Николай выказал то, что полагается любящему сыну после смерти добрых родителей,— не стал тотчас подсчитывать наследство и нимало не заботился о том, чтобы преумножать его и сохранить. Ведь он давно был далек от всяческих мирских соблазнов и стремился последующими деяниями своими явить праведные основы жизни и все дальнейшие поступки свои привести в соответствие с этим началом. Поэтому, все поручив Богу, он сказал: «Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти, ибо к тебе возношу я душу мою» — и: «Научи меня исполнять волю твою, потому что ты Бог мой», ибо «на тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей ты — Бог мой». Он слышал и такие слова божественного Давида: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», а также слова Соломона: «Милость и истина да не оставляют тебя». И Николай неустанно творил благодеяния, и рука его не уставала подавать просящим, и даяния текли обильным и мерным потоком. Но пора уже по отдельности рассказать о добродеяниях Николая, чтобы яснее представить преизобильную доброту его.    Встав поутру, тот человек нашел золото. Развязав узелок, он поразился и почел себя обманутым, так как опасался, что золото это не настоящее. Откуда же мог он его ждать, когда благодетель не пожелал, чтобы благодетельствуемый был свидетелем его поступка? Бедняк потер пальцем золото, внимательно разглядел и, убедившись, что это подлинно золото, радовался, дивился, недоумевал и от счастья плакал. Когда же по долгом размышлении не нашел никого, кому мог бы приписать случившееся, подумал, что это дар Божий и заплакал слезами благодарности. И, разумеется, прежде всего он поспешил исправить то, что послужило причиной его прегрешения перед Богом, и тотчас же выдал замуж старшую из своих дочерей, дав ей хорошее приданое — полученное им золото.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Проповедь Митрополита Иосифа в день памяти святителя Николая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. По имени твоему тако и житие твое. Что это значит? Каждая вещь, каждый предмет имеет свое имя. Имя обозначает свойство и отличительную черту предмета. Так, часами называют предмет, указывающий время, градусником – предмет, указывающий температуру. Каждый человек, в отличие от другого, тоже имеет свое имя. Вот и празднуемый ныне святитель имеет имя Николай. Николай слово греческое, оно означает «победитель». Но, скажете вы, мы никогда не слыхали, чтобы он был полководцем и побеждал супостатов, завоевывал города и вообще был военный. Да, но кроме обычной брани есть еще особая борьба. Это борьба внутренняя, борьба человека с самим собою. Каждый знает, что у него есть и добрые желания, и слова, и дела, но есть и злые желания, преступные дела, нехорошие слова. Достаточно проследить один день, и каждый заметит, что у него бывает и то и другое. Плохое называется грехом, а хорошее – добродетелью. Человек сожалеет о плохом, нехорошем, но... опять делает его. Эту борьбу с грехом святой апостол Павел описывает так: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим.7:19–25 ). У каждого из нас бывает борьба со грехом. Всякое повторение того или иного дела рождает привычку, повторяемая привычка, если это дело греховное, обращается в страсть. Страсть – это почти неизлечимая хроническая болезнь души. Евангельский пример Иуды показывает, как страсть сребролюбия сделала его из апостола – предателем. А литературные примеры Плюшкина у Гоголя, Скупого рыцаря у Пушкина показывают, как страсть, захватив всего человека: его ум, сердце и волю, – губит его. Господь сказал: «Всяк творяй грех, раб есть греха». Христос избавил нас от греха, указал путь, дал благодать в помощь, и всякий, идущий за ним, побеждает грех . Святитель Николай пошел по этому пути борьбы со грехом и с Божьей помощью победил его. Вот почему в церковной службе и указано «по имени твоему и житие твое». Вот какой он победитель. Но он не только победил грех, но он еще стяжал и добродетель. В тропаре Святая Церковь его характеризует как «правило веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сам Тихон Шевкунов стал монахом только через 9 лет, т.к. по наставлению своего духовника Иоанна Крестьянкина ему было необходимо получить на это согласие матери. Николай, Ирина 28 апреля 2011, 09:11 Христос Воскресе! Не сердитесь, Николай! Никто Марину обижать не собирается. Просто маленькая дискуссия, где Марина ( и Вы вслед за ней) нелепо пытаетесь отрицать ценность для Церкви монашества. Дискуссия старая, известная и скучная. Может, вы оставите монахов в покое? Что они вам сделали? Ведь они ни Вас, ни Марину, ни кого другого в монастырь не тащат и брак законный не осуждают, а напротив, только приветствуют. И о спасении в миру никто из них не спорит. Охота Вам с Мариной ломиться в открытую дверь? Леван 28 апреля 2011, 03:39 Спаси Господи за очередной интересный рассказ! Олег Горбунов 28 апреля 2011, 00:37 Книга отца Тихона, на мой взгляд, прямой наставнический, художественный, весьма нужный материал, появляется желание не забывать и рассказывать свои жизненные этюды ближним. Огромное Вам спасибо, что все успеваете творить! Николай 27 апреля 2011, 19:56 Интересно... Вот Марину вы хором заклевали - она, мол де, ничего не знает о православии и она чуть ли не церковь православную предала и т.д. и т.п. Я Библию и Новый завет от корки до корки прочитал . " Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им " . (ВТОРОЗАКОНИЕ, гл. 30 стих 19-20) И что здесь не ясно ? Никого Господь в монастырь не загоняет. И затворничество многие люди по природе своей не выдержат. Нравиться вам или нет, но человеку надо в массе своей работать, Родину защищать, семьи заводить да детей поднимать. Так что Марина правильно пишет - " Искать и находить Бога можно и живя в миру, никуда не сбегая, ни от кого не прячась, ни кого не огорчая " .

http://pravoslavie.ru/46168.html

– Святче Божий! Я и теперь еще боюсь гнева Божия за прежнюю медлительность; нет, во второй раз не буду изменником Христу, Владыке моему, – не будет сего, не будет вовеки! Я и в дом мой никогда не пойду и не явлю себя никому из своих, чтобы они не воспрепятствовали мне во святом стремлении моей воли. Затем вошел он в Рим, где решительно никто не знал его. Пред вшествием Петра в Рим святитель Христов Николай явился во сне папе, которому, держа Петра за руку и указывая на него, рассказал все подробно, причем объявил ему и самое его имя и вместе с тем повелевал ему представляемого им немедленно облечь в иноческий ангельский образ, при гробе святого верховного апостола Петра. Папа, встав от сна, долго размышлял о виденном им ночью. Когда же настало время Литургии, он отправился в церковь. День был воскресный. В числе многих других богомольцев в церковь верховного Апостола пришел и Петр. Папа прилежно рассматривал собравшихся молитвенников, желая узнать человека, виденного им во сне, и лишь только среди множества народа распознал его, тотчас подал ему знак, чтобы он подошел к нему. Папой сделано было это два или три раза, но Петр не понимал его. Заметив наконец, что Петр невнимателен к его помаваниям, папа начал звать его по имени: – Тебе говорю, Петр, пришедший теперь из Греции, которого изъял из темницы самарской великий чудотворец Николай! Почему не хочешь ты придти ко мне, когда я зову тебя? Петр изумился – как папа столь скоро мог узнать его, никогда прежде не видев, и со многим смиренномудрием отвечал: – Я раб твой, преблаженный владыко! – Не дивись, брат Петр, – говорит ему тогда папа, – что я зову тебя по имени: великий отец наш Николай в прошлую ночь явился ко мне во сне и подробно рассказал о твоих страданиях в темнице самарской и об освобождении тебя из оной, и объявил мне твое имя и твое желание принять на себя в Церкви верховного апостола Петра иноческий ангельский чин. Засим папа тотчас же, пред всем народом, облек Петра в иноческий чин. По принятии этого святого образа Петр пробыл у папы несколько времени, слушая душеполезные и спасительные его наставления. А потом папа, следуя открытой ему воле Божией, отпустил его из Рима и напутствовал святительским своим благословением. Итак, святой Петр, испросив себе у отца своего, преблаженного папы, святых молитв и, со своей стороны, пожелав ему вечного спасения и приветствовав весь его клир, вышел из ветхого Рима с усердной молитвой к Богу, да сопровождает Он его всюду всесвятой Своей волей, и скоро явился на берегу моря. Строением Божиим случился тогда корабль, идущий на восток, – и Петр, предавая себя Промыслу Божию, вошел в него. Скоро затем подул попутный ветер, и корабль понесся по своему направлению.

http://isihazm.ru/1/?id=1827

Третий раз помог мне в болезни св. Николай Чудотворец, когда на Пасхальной неделе я обратилась к нему с горячей молитвой: “Исцели меня ради Воскресения Господа нашего Иисуса Христа!” Однажды, когда я уже носила медальон с образом святителя Николая, во сне он показал мне большую опасность, угрожающую дочери в связи с ее работой. Дочь срочно уволилась, а через три месяца нашла хорошую работу, да еще рядом с домом. Святитель Николай уберег меня, когда ко мне на улице пристал злой человек. Я возвращалась из магазина, а он крепко схватил меня за руку и начал говорить гадости. Мне всегда в таких случаях удавалось вывернуться, а тут – никак, я даже заплакала от отчаяния. Думаю, потащит меня в подворотню, среди бела дня, и никто не заступится. Вот позор на старости лет! Подняла я голову к небу и говорю: “Святитель Николай Чудотворец, помоги мне от него отойти!” Мужик руку отпустил, а я – бегом через дорогу. Обернулась – чувствую: что-то с ним происходит, и ушла скорее. Лариса, г. Санкт-Петербург Перепечатано из народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца “Правило Веры” (http://www.piter.orthodoxy.ru/) Одоление супостатов Во время войны поселок Плавск, в котором жила моя старенькая тетушка Валентина Евгеньевна Озерецковская, был оккупирован фашистами. Однажды вечером в домик ввалились немцы и потребовали продукты. Продуктов не было. “Ах нет? Тогда смотри! Ведь ты врешь!” – сказали непрошеные гости. Они вышли во двор, стали рубить сад. На глазах хозяйки одно за другим падали любимые, выращенные отцом деревья, среди которых особенно славились яблони старинных сортов. Вернулись, опять стали требовать продукты. Отказ. “Тогда дай керосин: за то, что нас не покормила, сожжем твой дом”. Керосин был спрятан, и тетушка сказала, что его тоже нет. “Ну, тогда мы тебя убьем”. А отец Валентины Евгеньевны – местный протоиерей, много лет служивший в сельской церкви. К тому времени его уже не было в живых, но иконы в доме сохранились, хотя и были убраны. Особо почитался нашей семьей большой образ святителя Николая, по преданию, чудотворный.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

У него же много причастников, потому что он, по-видимому, доволен, раз сам всех причащает. «Я считаю и неудобным передать Чашу; ведь все равно в алтаре я не сяду, пока причащают». Тут я вспомнила свой сегодняшний сон и спросила владыку, почему именно он не садится. Он долго молчал. «Да ведь читают молитву: «...яко разбойник исповедаю Тя», и я прежде всего эти слова отношу к себе. А если я разбойник, то могу ли сесть?» 1 декабря 1910 г. Среда. Я говорила как-то владыке, что не понимаю, что значит, когда Мария Магдалина, узнав в садовнике Христа по Его воскресении, воскликнула: Раввуни! – а Он ей сказал: Не прикасайся Мне, не убо взыдох ко Отцу Моему 125 . Если бы Христос сказал: Восхожу убо ко Отцу Моему, то можно было бы понять так, как говорит отец Николай (следя за греческим текстом): Не прикасайся ко Мне, не увязывайся за Мной, не думай, что будешь, как прежде, всюду следовать за Мной, – нет, восхожу убо ко Отцу Моему. 1 декабря здесь был и сам отец Николай, и он первый заговорил на эту тему, приведя свое объяснение. Владыка усмехнулся и сказал, что надо бы спросить объяснения у преосвященного Трифона, – он, как оратор и проповедник, растолкует (отец Николай понял, что владыка говорит о нем самом). Е. А. Христос всегда смотрел на внутреннее состояние того человека, с которым говорил. Какое внутреннее состояние было у Марии Магдалины? Она пришла ко гробу с ароматами, не нашла в нем тела Господа и так была смущена этим, что не понимала, о чем говорит: мысль о воскресении не приходила ей в голову, она только думала о том, что за тот день Пасхи, когда она здесь не была, кто-нибудь, может быть, те же Иосиф и Никодим, перенесли тело в другое место, поскольку положили Его сюда только на время, так как приближался великий день иудейской пасхи и надо было торопиться с погребением, а гроб, приготовленный Иосифом для себя, был близко от места распятия. Мария Магдалина стояла и плакала у входа в гробницу, и, когда, плача, наклонилась в гробницу, она увидела двух Ангелов в белых одеждах, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисусово. И говорят ей они: Жено! что ты плачешь? Отвечает им: Взяли Господа Моего и не знаю, где положили Его. И, сказав это, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего и не узнала, что это Иисус. Он говорит ей: Жено! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, отвечает ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его 126 . Это она, слабая женщина, хочет взять Тело Господа Иисуса, как бы тело ребенка, и одна унести Его куда-то, когда двое мужчин, Иосиф и Никодим, несли Его да, вероятно, и другие помогали, поддерживали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010