Быт.18:6 . И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Три саты составляли одну «ефу», приблизительно около 30 фунтов нашего веса; судя по другим местам Библии, можно думать, это было обычное количество муки, употреблявшееся у евреев для приготовления хлебов ( Мф. 13:33 ). Под пресными же хлебами здесь, очевидно, имеются ввиду те лепешки, которые и теперь обычно изготовляются арабами в несколько минут, при приемах почетных гостей. Быт.18:7 .  И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. Быт.18:8 .  И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. По поводу тех мелких подробностей, которыми изображаются картины угощения Авраамом его неожиданных гостей, святой Иоанн Златоуст замечает: «смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!» И они ели. Это не призрачное или только аллегорическое вкушение пищи, как то думали некоторые толкователи (Иосиф Флавий, Филон, Ионафан, Иустин Философ ), но действительное и реальное ее принятие, наподобие того, как вкушал пищу и Господь Иисус Христос, являясь ученикам по Своем воскресении ( Лк. 24:43 ) со Своею преображенной плотью, проходившей даже через запертые двери ( Ин. 20:19 ). Сарра получает новое откровение о рождении от нее сына и обличается в недостаточности ее веры Быт.18:9–10 . И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Еще в предшествующем стихе речь шла о всех трех гостях Авраама; теперь же говорящим выступает один из них, и Он с 13-го стиха прямо называется Иеговой (ср. Быт. 18:3 ). То обстоятельство, что этот чудный гость Авраама оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он изрек обетование о рождении от нее сына, уже хорошо известное Аврааму по предшествующим богоявлениям ( Быт. 15:4, 17:19, 21 ), должно было открыть ему глаза на действительную природу этого небесного гостя. Исполнение слов самого обещания придти на следующий год в то же самое время справедливо видят в факте рождения Исаака, в котором, очевидно, сказалась чудодейственная рука Божия, на что уполномочивает и последующий контекст речи ( Быт. 21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 33:19 И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. Кесита. Слово это (говорит митрополит Филарет) употреблено только в двух местах Св. книг: у Иисуса Навина ( Нав. 24:32 ) и у Иова ( Иов. 42:11 ). Хотя в текстах семидесяти, Вульгаты, Сирской Библии и др. употреблено слово «агнец» или «агница», но, по всей достоверности, надобно предположить, что это была монета, тем более, что на сирском языке слово костро и на арабском кастарон означают монетчика и соответствуют слову кесита. (Зап. на Кн. Бытия in loco). Буквально почти то же говорит Англ. Комм. Библия. Быт. 33:20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева. «И поставил жертвенник и назвал его: Бог крепкий, Бог Израилев» (перевод м. Филарета); точно так же переводит Остервальд; Англ. Библия переводит: «и назвал его: Ель-Елоге Израель (Бог, Бог Израилев)», т. е., как поясняет Англ. Библия, отныне Иаков уже не призывает, как прежде, «Бог отца моего», а призывает Его как Бога своего, ибо он вступил в землю обетования. Глава XXXIV. Насилие Сихема над Диной; он предлагает взять её себе в жёны; обрезание Сихемитов; разграбление Сихема; упрёки Иакова Симеону и Левию Быт. 34:1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. Дина, рождение которой упомянуто ранее рождения Иосифа ( Быт. 30:21–24 ), должна была быть несколько старше его. Когда Иосифа продали братья его, ему было 17 лет ( Быт. 37:2 ); вероятно, это последнее событие имело место года через два после несчастия Дины. Стало быть, Дине должно было быть более 15 лет (Английская Библия приводит этот расчёт против мнения Туха, который предполагал, что Дине было только 6 или 7 лет). Книга Яшар, также и Фл. Иосиф (Antiq. I. 21), говорит, что у сихемитян бывало особое празднество молодых девушек, на которое, естественно, пошла и Дина. Быт. 34:2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. Быт. 34:3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 48:5 И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; Иаков, воспринимая в число сыновей своих двух сынов Иосифа, даёт этим Иосифу двойную часть против братьев, перенося на него таким образом право первородства, отнятое у Рувима ( Быт. 49:3–4 ). Право же первенства дано Иуде, а священство отдано при Моисее Левию. Кроме того, Иаков признаёт Ефрема и Манассию наравне с сынами своими патриархами, главами племён (эпонимами). Англ. Библия замечает ещё, что если на Иуду ( Быт. 49:8–10 ) перенесено первенство и ему обещается, что из чресл его произойдёт царственный род и Сам Великий Примиритель, то и особым благословением Иакова над Ефремом ( Быт. 48:14, 20 ) высказалось пророческое предвидение, что из рода Ефремова произойдут также цари. По 3Цар. 11Иеровоам, сын Навата, отделившийся с десятью коленами от царства Ровоама и ставший царём Израильским, был из колена Ефремова; сама столица царства была в Сихеме «на горе Ефремовой» ( 3Цар. 12:25 ). Быт. 48:6 дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. Мы не знаем ничего о других сынах Иосифовых, хотя полагают, что они поименованы в Чис. 26:28–37 а числе потомков Ефрема и Манассии, ибо у Иосифа особого удела не было и ни одно племя Израилево не носило его имени. Заметим, что Иаков говорит об уделе в земле Ханаанской, а не в долине Гесем, которая была временным местопребыванием его семейства и в которой не было, по-видимому, никакого раздела земли между братьями. Быт. 48:7 Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем. Сравни комментарий к Быт. 35о том, что памятник Рахили был цел во времена Моисея, и что Моисей, вероятно, сам видел его. Иаков упоминает о Рахили в последние часы жизни своей, потому что она была любимейшая жена его, жена по избранию сердца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Предметом творения пятого дня являются рыбы, птицы и земноводные. В этот день «воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты, и из воды в то же время взлетели в воздух птицы» 15 . Здесь вторично употребляется слово бара (см.: Быт. 1:21 ), так как речь идет о новом виде творения – душе живой (ср.: Быт. 1:20 ). Шестой день (Быт. 1: 24 – 31) Предметом творения шестого дня являются домашние и дикие животные, пресмыкающиеся и человек. Творение человека предваряется особым Советом, в котором участвуют все Лица Святой Троицы, о чем свидетельствует не только обращение Бога к Себе во множественном числе (по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 )), но и наименование пророком Исайей Сына Божия Великим Советником (ср.: Ис. 9:6 ) и осознание ветхозаветными людьми того факта, что человека Дух Божий создал (ср.: Иов. 33:4 ). По мысли многих святых отцов, в Троическом Совете произошло предопределение и дальнейшей участи человека – вплоть до его искупления и воссоздания в Богочеловеке Иисусе Христе. При творении человека в третий раз употребляется глагол бара, так как создается нечто новое, не бывшее прежде. Человек, венчая все творение Божие, принадлежит всем его трем уровням, каждый из которых создавался творческим словом Божиим: материальному миру (плоть), животному (душа) и духовному (дух). Такое постепенное создание человека красочно описывает святитель Кирилл Александрийский : «Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностию своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и Животворящим Духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ) " 16 . Об этой цели свидетельствует и различие, проведенное в описании творения человека между понятиями «образ» и «подобие» Божий. Определение Троического Совета: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) заключается указанием на то, что сотворил Бог человека по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Согласно святоотеческому пониманию, словом по образу означается сила ума и сила свободы и словом по подобию – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно 17 . «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

См. также об аде (преисподней): 1Цар. 2:6 ; 2Цар. 22:5–6 ; Иов.14:10–13, 11:7–8, 17:13–16, 21:13 ; Пс.48:15–16, 62:10, 87:4–7, 88:49 ; Песн.8:6 ; Иез.26:19–20, 31:14–18, 32:17–32 . Адам АДАМ: БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ВЕТХИЙ АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ПЛОТЬ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ; ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ ; РАЙ В русской речи имя Адам существует и как собственное и как нарицательное 1 , означая в последнем случае человека вообще, «человека во плоти, грешника, падкого на соблазн. “И ты адам и я адам; все мы адамы”» (Даль. Посл.). Вошло в следующие словосочетания: адамова голова, адамово яблоко, адамовы времена (веки), ветхий Адам (Новый Адам), в костюме Адама, от Адама, дети (сыны) Адама, прародитель Адам. Адам — букв.: земля, краснозем (от евр. dmh). В евр. тексте Б. часто употребляется в значении «человек». Как собственное имя первого человека появляется в Быт.4:1, 25 . Книга Бытия открывается рассказом о сотворении мира (Шестоднев); в шестой день творения был создан человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26–28 ). Другое повествование книги Бытия излагает события несколько иначе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Рай (сад) в Эдеме стал местом, где надлежало жить человеку, возделывая и храня сад Господень и питаясь его плодами. Лишь «от дерева познания добра и зла» заповедано было ему не есть плодов во избежание смерти. Все животные земли и все птицы небесные получили от человека имена, соответственные своей сути. Помощником человеку стала жена, сотворенная из его ребра. Прародителям человечества даровано блаженное существование. Но человек, не устояв перед змеем-искусителем, срывает запретный плод, попирая тем самым заповедь Господню и давая возможность злу поселиться в своем уме и сердце. Отягощенный грехом человек изгоняется из рая: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:23 ). Господь определяет дальнейшую судьбу Адама и его потомков: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Быт.17–18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Этих двух примеров, наверное, достаточно, чтобы видеть, во что хочет превратить священную историю о. Александр. Пытаясь найти чисто земные причины библейских событий, он стремится убедить читателей, что нравственное состояние народа никак не влияет на ход исторического развития. Его «бог истории» равнодушен к вопросам добра и зла. Есть несколько ярких моментов всемирной истории, в которых нравственный смысл библейской истории проявляется наиболее отчетливо и на которых Библия останавливается особенно тщательно. Один из них - Всемирный потоп. 8. Всемирный потоп В Книге Бытия подчеркивается, что это катастрофа мирового масштаба - водою покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом (Быт. 7:19), так что лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди (Быт. 7:21). Это бедствие постигло весь мир за нравственное развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6:5). И только Ной, человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6:9), со своим семейством спасся от потопа в ковчеге. Ной и три его сына стали родоначальниками нового человечества. Таким образом, по Библии, потоп, - это не просто стихийное бедствие. Это явление вызвано чрезвычайным, сверхъестественным вмешательством Бога, открывшего особые (кстати, неведомые до сих пор науке) источники вод - источники великой бездны и окна небесные (Быт. 7:11). И это бедствие в нравственном смысле явилось благодеянием: оно пресекло все то зло, которое чрезвычайно распространилось по земле, и очистило землю, наполненную злодеяниями (Быт. 6:13). Не случайно поэтому потоп в христианской традиции является одним из прообразов таинства крещения: подобно крещению, очищающему человека от грехов, потоп привел к нравственному очищению человечества, сохранив праведника с его семейством и погубив закоренелых, не желающих исправления грешников. Совсем иное толкование дает истории о. Александр. По его словам, «Бог решает вернуть мир к Хаосу (опять с большой буквы! - Авт.) через потоп» (М. 564). Какая клевета на Создателя! Допотопный мир сам развратился, и Бог лишь уничтожает плоды этого нравственного беспорядка, чтобы дальнейшая жизнь на земле имела смысл и вообще оказалась бы возможной, ибо «зло не имеет будущего» и нечестивые губят сами себя и всех, кто их окружает. А по словам о. Александра, Бог возвращает мир Хаосу, то есть, следуя толкованию о. протоиерея, мир отдается во власть таинственным силам, которые постоянно стремятся исказить гармонию творения. Доселе Бог им препятствовал, а при потопе Бог им помогает! Да, тут комментарии излишни.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/11/...

сорок дней и сорок ночей; Точно такой же срок был впоследствии назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии ( Ион. 3:4 ), столько же пробыл Моисей на горе Синае ( Исх. 24:18 ), пророк Илия постился в пустыне Вирсавийской по дороге к горе Хорив ( 3Цар. 19:8 ), Господь Иисус Христос постился в пустыне и готовился к своему мессианскому служению (явления миру) ( Мф. 4:2 ), и, наконец, столько же он благоволил пребывать на земле и явиться Своим ученикам по воскресении Своем до вознесения на небо ( Деян. 1:3 ). Отсюда можно заключать, что число сорок представляет одно из важных, священных чисел Библии. Быт.7:6 . Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. Таков был возраст самого Ноя в момент потопа; возраст же его сыновей, как это видно из сопоставления с предыдущим ( Быт. 5:32 ), был около ста лет. Быт.7:8 . И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле Слов этого стиха, заключенных в скобки, не имеет современный еврейский текст; но то обстоятельство, что они сохранились почти во всех древних переводах и стоят в полном соответствии с контекстом, дают им полное право на существование. Быт.7:9 . по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною. Это не значит по одной паре, а вообще, попарно, причем самое количество также прежде уже было определено выше ( Быт. 7:2 ). Начало, возрастание и продолжение потопа Быт.7:11 . В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [] день месяца, У евреев было два года: один – священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой – гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определенные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства ( Исх. 12:2, 13:4, 23:15 ; Втор. 16:1 ), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4–6 Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, автор отмечает, что вера Авеля проявилась, когда он верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Отличие состояло не в качестве жертвы ( Быт. 4:3–4 ), но в разнице позиций двух братьев (которая подразумевается в Быт. 4:4–7 ). Каину было сказано, что его приношение будет принято, если содеянное им было правильным (ср.: Прит. 15:8 ). Но Бог по достоинству оценил праведность Авеля и его веру, когда Он оценил жертву Авеля как лучшую, нежели Каина. Авель говорит еще в том смысле, что он свидетельствует о вере, к которой благоволит Бог. Пример Еноха, который переселен был так, что не видел смерти, был знаком того, что он угодил Богу. В Быт. 5:22 и 24 говорится, что он «ходил с Богом» ( в русской синодальной Библии – «пред Богом»), и для автора Послания к Евреям это образец веры, жизни с верой, ибо без веры угодить Богу невозможно (6). Такой вывод соответствует определению веры в ст. 1 и двум ее составляющим. Ибо необходимо, чтобы приходящий [букв. «приступающий», как в 4:16; 7:25; 10:22; 12:22] к Богу веровал, что Он есть [уверенность в невидимом], и ищущим Его воздает [убежденность в исполнении обетовании]. 7 Когда Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, ему было сказано о приближении суда в виде потопа ( Быт. 6:13–22 ). Он с благоговением и послушанием откликнулся на слово Божье, выразив свою веру тем, что построил ковчег для спасения своего дома и погибавшего мира. Ной сделался наследником праведности по вере в том смысле, что его праведное поведение ( Быт. 6:9; 7:1 ) было плодом его веры. 8–10 Авраам находится в центре внимания вплоть до ст. 19 отчасти потому, что он являет собой образец совершенной веры, а отчасти из–за его роли в осуществлении замысла Божьего о спасении. Впервые упоминается обетование, данное Аврааму о стране, которую он имел получить в наследие ( Быт. 12:1 ). Поверив в это обетование, он пошел, не зная, куда идет. Вера Авраама проявилась в незамедлительном исполнении, отклике на призыв Бога. Причиной такого послушания была надежда на получение в наследство земли обетованной. Потом он жил на земле обетованной, как на чужой, с теми, кто были сонаследниками того же обетования. Когда автор послания говорит об Аврааме как об ожидавшем города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог, он раскрывает Его главную цель – небесную страну или небесный город, о котором говорится в 11:13–16; 12:22–24и 13:14. Ожидая исполнения обетовании о земном наследии, патриархи пришли к осознанию того, что эта жизнь не завершается сама по себе, но представляет собой паломничество в будущее, которое только Бог может построить для Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Что значит «родить на колени»? На коленях кормят ребенка молоком, пестуют; на коленях воспитывают ребенка, учат говорить. Как и мы, уверовавшие из язычников, воспитывались на пророках, учились лепету первых молитв по Псалтыри царя Давида. Таким образом, Ветхий Завет является «для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал. 3:24 ). То есть Рахиль готова к тому, что ребенок родится от Бильги-Валлы, но она сама будет его воспитывать, как иногда говорят: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Хотя, на мой взгляд, это очень спорное утверждение! Но нельзя не рассмотреть и другое истолкование, по которому Рахиль – это еврейский народ, а Валла («ветхая») – это синагогальная религия иудеев. Итак, что же может родиться от еврейского народа, когда он что-либо пытается сделать через синагогу, отвергая Святую Церковь ? « И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан » ( Быт. 30:4–6 ). «Дан» – это антихрист. Не этот конкретный Дан, сын Иакова и Валлы. Просто мы знаем, что антихрист произойдет из колена Данова (см.: Быт 49:17 ). Имя: «Дан» переводиться как: «суд». В случае с антихристом имеется в виду нечестивый «суд». Здесь мы используем и аллегорические толкования, чтобы понять скрытый смысл, смысл, который не лежит на поверхности текста. И синагога родит антихриста. Это и будет плод, вымоленный еврейским народом. И сейчас в Израиле люди говорят: «Если не придет Мошиах, мы умрем все!» – как Рахиль говорит: «Дай мне детей, если не так, я умираю!» ( Быт. 30:1 ) Здесь немного непонятны слова: «судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» ( Быт. 30:6 ). Слова: «и услышал голос мой» ( Быт. 30:6 ), означают, что услышал ее молитвы. Следовательно, слова: «судил мне Бог» ( Быт. 30:6 ) не означают: «осудил меня Бог», но означают: «судил, рассмотрел и оправдал». И далее: « И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову. И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла » ( Быт. 30:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010