32 Григорий Палама , свт». Гомилия 56. 5// Οκονμος. Σ. 205. В теме завесы проявляется способ толкования, который чуть дальше становится очевидным: поляризация прообраз» ( τπος) – истина» ( λ θεια). Речь идет о классическом методе экзегезы в применении к Ветхому Завету, который часто используется и в толкованиях на Литургию, см.: Bornert R». Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siècle. P., 1966. P. 115; о разработке этой терминологии в библейской и патристической сферах см.: Pizzolato L. F». L’antitipö un concetto tra esegesi e mistagogia//Annali di Storia dell’esegesi. Vol. 17 (1). 2000. P. 161 – 202. Истина, т. е. Новый Завет, освещает и исполняет прообразы, то есть Ветхий Завет , так же как и прообразы способствуют постижению истины. В это гомилии речь идет о прообразе тела, который оправдал Авраама ( Быт. 14, 18 ), и о крови, сохранив шей в живых сынов Израиля в Египте ( Исх. 12, 23 ), освящением скинии ( Исх. 40, 10 ) и праздником Очищения: прообраз позволяет войти в недостижимые области, Истина – на небесах (см.: Григо-» рий Палама, свт». Гомилия 56. 7// Οκονμος. Σ. 208; в этом месте аргументация Паламы тесно свя зна с экзегетической схемой Послания к Евреям). 35 Этот глагол уже был использован святителем в тексте «Триад», прокомментированном выше. Этот особый акцент на «смешении» подчеркивает, с одной стороны, нераздельное единство с Хри стом, а с другой – вечность самой человеческой личности, которая не отвергается или замещается, а именно «смешивается» и поэтому очищается от зла. 45 Любопытно предположение о том, что можно уточнить время написания «Десятословия», а именно – после турецкого тюремного заключения Паламы, т. е. после 1355 г., см.: ΓΠΣ. T. 5. Σ. 148. 46 Очевидно, Палама следует нумерации заповедей согласно восточной традиции: заповедь, которая на Западе считается первой, на Востоке разделена на две, две же последние соединены в одну. 48 Тот же призыв выражен в 51-й гомилии ( Οκονμος. Σ. 112 – 113) и в гомилии 21. 16 (PG. 151. Col. 284d). О необходимости частого, практически ежедневного, приобщения Тела и Крови Хрис товых Палама говорит в 38-й гомилии (PG. 151. Col. 481b).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАГАЛ [древнеевр.   - община], 1) в широком смысле: в ВЗ одно из обозначений общины Израиля; 2) в узком смысле: форма евр. самоуправления в Польше в XVI-XVIII вв. и в Российской империи между 1772 и 1884 гг. В русскоязычной лит-ре слово «кагал» чаще используется во 2-м значении; соответствующий ветхозаветный термин, как правило, передается лат. транслитерацией или евр. графикой. 1) В Ветхом Завете термин   регулярно используется для обозначения Израиля как общины верующих, имеющей теократическую форму управления. Формы слова  и образованного от него глагола   (собирать, созывать) засвидетельствованы в масоретском тексте ВЗ 162 раза. Исходное значение слова   - «группа людей». Так, в Быт 35. 11 выражение     означает «собрание народов» (в синодальном переводе - «множество народов») (ср.: Быт 28. 3; 48. 4). Септуагинта передает это значение словом συναγωγ - собрание. В Быт 49. 6 слово   использовано в негативном смысле - как указание на собрание людей, замысливших злое дело,- и соотнесено со словом   - «тайный совет, совещание ради достижения какой-либо цели». В Иез 16. 40; 23. 46   означает группу людей, вызванных для исполнения судебных обязанностей. В бытовом, несакральном значении К. может в равной степени обозначать как собрание израильтян (военное, судебное и т. д.-       (Суд 20. 2)), так и собрание враждебных по отношению к Израилю народов (Иез 17. 17; 38. 4). В Суд 20. 2 и Иез 17. 17   также связывается с собранием людей, готовых к войне; указание на «народ Господень» в Суд 20. 2 не означает, что термин   наделяется в этом контексте сакральным смыслом. Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Прор. Моисей и народ Израиля. Миниатюра из Библии Сан-Паоло-фуори-ле-мура. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. Б/н. Fol. 49v) Во Втор 9. 10; 10. 4; 18. 16 слово   указывает на процесс созывания народа:     - это день дарования Торы, когда народ был призван к подножию горы Синай «в сретение Бога» (см.: Исх 19.

http://pravenc.ru/text/1319762.html

После разрушения храма, которое нанесло сильный удар иудейскому жречеству, в послепленный период, и они становятся общим достоянием и беспрекословно признаются за подлинные книги Моисеевы; и на них, как это видно из книг Паралипоменон и Ездры, переносится название закона Моисеева. Может быть, кому-либо покажутся недостаточно доказательными доводы в пользу подлинности первых четырёх книг Моисея, потому что прямые указания на них встречаются лишь в позднейший период еврейской истории. Но если доказана многочисленными и недвусмысленными свидетельствами древность и подлинность Второзакония, тогда не составляет большого труда на основании одного Второзакония доказать, что книги Бытия, Исход, Левит и Числ написаны ранее и, следовательно, не могут принадлежать какому-либо другому лицу. Чтобы должным образом оценить силу доказательств, представляемых Второзаконием в пользу подлинности первых четырёх книг, мы должны войти в некоторые подробности, из которых обнаружится, что писатель Второзакония знал книги Бытия, Исход, Левит и Числ и постоянно пользовался ими. Начнём с исторической части этих книг 3759 . Согласно с книгой Бытия и в сходных выражениях писатель Второзакония упоминает о том, как Иегова клялся праотцам Аврааму, Исааку и Иакову – дать в обладание их потомству землю обетованную ( Втор.6–10 ; Бытия глл. 17, 26, 35); её границей считает реку Евфрат ( Втор.11:24 ; ср. Быт.15:18 ; Исх.23:31 ); упоминает о гибели Содома и Гоморры ( Втор.29:23 ; ср. Быт. 19 ); о переселении семейства Иакова, в количестве семидесяти (пяти) душ, в Египет ( Втор.10:22 = Быт.46:7 ). Писатель Второзакония передаёт почти все подробности, сообщаемые в книге Исход, причём употребляет все наиболее характерные выражения этой книги; особенно замечательна в этом отношении 9-я глава Второзакония (стихи с 12 по 17 включительно), где с пунктуальной точностью повторяются слова 32 главы кн. Исход, стихов 7, 9, 10, 15, 19. Историческая часть книги Числ воспроизведена в главных чертах в начальных главах Второзакония до 11-й и местами в последующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это особенно ярко даёт себя знать у Климента Александрийского . Впрочем, вследствие колоссальных философско-метафизических трудностей идея мгновенного творения не утвердилась и авторы толкований на библейские шесть дней творения (так называемые «шестодневы», например, св. Василия Великого , Севериана Габальского и др.) стали на точку зрения реализма в понимании термина «день». Надо признать, что еврейское слово «йом» – день, переведённое в каноническом тексте LXX μρα, в прямом смысле означает то, что мы ныне называем днём: по еврейскому счёту – сутки от вечера до вечера. Это видно из библейских выражений: «и был вечер и было утро день» такой-то. Но в то же время отсутствие солнца, луны и звёзд в первые три дня творения решительно исключает буквальное понимание слова «день» в смысле современных суток. Совершенно нелепо предположить, чтобы это затруднение мог не заметить, во всяком случае, гениальный автор Книги Бытия. Тем более что, говоря о четвёртом дне, он указывает на светила как средство различения времён, дней и годов. Мы уже не говорим о том, что культура древнего семитского Востока, откуда вышла Библия, с незапамятных времён знает точную астрономию в такой степени, в какой и не подозревали до сих пор. Эти затруднения заметили Климент Александрийский и Ориген – и пришли к необходимости признать мгновенность творения мира, отчего трудности, впрочем, только возросли. Это затруднение подчеркнул и блаж. Августин, который и потребовал для слова «день» распространительного толкования 34 . Во всяком случае, Библия не препятствует, а святоотеческая традиция прямо поощряет расширять толкование термина «день» до степени периода, эпохи и даже эона, т. е. замкнутого в себе сверхвременного цикла бытия. Это тем более законно, что по-еврейски не существует слова для выражения «эпоха». К тому же по-еврейски «йом» – день – значит не только день, но и период неопределённой длительности. Вигуру 35 приводит места из Библии, подтверждающие это: Быт.2:4 ; Исх.10:6 ; Лев.7:35–36 ; Чис.7:10, 84 ; Втор.9:24 ; Втор.31:17–18 ; Втор.32:7 ; Пс.2:7 ; Ам.3:14 ; Наум.3:17 ; Ис.64:4 ; Иер.46:10 ; Иоил.2:31 ; Зах.14:9 ; Мф.10:15 ; Мф.12:36 ; Ин.8:56 ; Рим.2:5 ; 2Кор.6:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Отметим одну особенность библейского восприятия времени. Время состоит из «дней». День является главной мерой времени, любое «событие» происходит в какой-то определённый день. Эту меру – день един, , йом эхад – установил Сам Бог . В синодальном переводе книги Второзакония говорится: Ибо спроси у времён прежних, бывших прежде тебя, с того дня , в который сотворил Бог человека на земле... ( Втор.4:32 ). Характерно, что в еврейском оригинале выделенные понятия содержат один и тот же корень: «у времён» – , лайамим (слово «дни» с приставкой); «с того дня» – , гайом («день» с определённым артиклем). Буквальный смысл этой библейской фразы получается такой: «Спроси у дней прежних (по-славянски – » дней первых«!), но при этом не спрашивай у дней с первого по пятый, а начинай спрашивать с того шестого дня, в который Бог сотворил человека». ...Бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему ( Втор.4:32 )? Бытописатель Моисей здесь предлагает не «спрашивать у времён» или «спрашивать у времени», но испытать, «в какие дни» (начиная от шестого, в который был сотворён Адам) бывало подобное «событие» («сие великое дело»). Священник Даниил Сысоев (1974–2009) Как обстоятельно показал священник Даниил Сысоев 807 , приведённые выше рассуждения Лопухина не имеют никакого отношения к содержанию первой главы книги Бытия. Отец Даниил разделил все предложенные Лопухиным ссылки на пять разделов. 1. Пророчество о дне Страшного Суда: Ис.34:8 ; Иоил.2:31 и др. В этих отрывках не может идти речи о безразмерном периоде, но лишь об определённом и неповторимом дне – хотя, конечно, в день Суда время закончится. 2. Указание на один уникальный день Крестной смерти Спасителя: Ис.63:4 ; Зах.14:9 и др. Здесь также невозможно вместо слова «день» употребить слово «период». 3. Указание на конкретные исторические события: Быт.2:17 (смерть души человека в день грехопадения); Лев.7:35–36 (день посвящения в священники Аарона и его сыновей); Исх.5:21–22 (день прихода Моисея к старейшинам Израиля после Хоривского Богоявления); Втор.31:17–18 (говорится о дне, когда Бог покинет Израиль); Иер.46:10 (предсказывается день битвы между египтянами и вавилонянами); Ам.3:14 (указан день разрушения жертвенника в Вефиле). В этих и многих других подобных примерах (ср. 4Цар.23:5 ) слово йом означает «день», а никак не «эпоху».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   Самые древние части названной системы это — паримии страстной седмицы и в частности — великих субботы и пятка. Литургийные паримии в. субботы собственно уже относятся к пасхальной службе, или — точнее — являются переходом между пасхами крестной и воскресной. Он принадлежат древнему христианскому бдению, совершавшемуся в ночь с субботы на воскресение в воспоминание воскресения Христа. Еще в упоминавшейся выше Дидаскалии» читаем: «в субботу собирайтесь все вместе, бодрствуйте всю ночь в молитве, в чтений пророков, Евангелия и псалмов со страхом и трепетом до третьего часа субботней ночи и тогда разрешайте свой пост”. В некоторых даже и позднейших греческих уставах, например, в студийском уставе патриарха Алексия (1025—1043), предписывается начинать великосубботную литургию в 11 ч. (т.е. в 5 ч.) вечера. Продолжительностью названного бдения объясняется большое (15) количество паримии в великую субботу. Их подбор очень сходен с подбором великосубботных чтений некоторых других церквей. Объясняется это, вероятно, тем, что последние некогда находились в близких отношениях с греческою церковью. С другой стороны, указанное сходство свидетельствует, что основа системы великосубботных чтений восходить к глубокой древности. Вот, например, подбор чтений армянской церкви:  1. Быт. 1:1—3,24 (ср. нашу первую паримии). 2. Быт. 22:1—18. 3. Исх. 12:1—24 (ср. 3-ю). 4. Ион. 1:2—4,11 (ср. 4-ю). 5. Исх. 14:24—15,21 (ср. 6-ю). 6. Иса. 60:1—13 (ср. 2-ю). 7. Иов. 38:1—41. 8. Нав. 1:1—9. 9. Иерем. 38:31—34 (ср. 14-ю). 10. Иез. 37:1—14. 11. Дан. 3 (лишь песнь трех отроков).    Интересна также система паримии церкви древнеиспанской (мозарабской):  1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 2:7—3. 3. Иса. 55. 4. Быт. 5:31—8,21. 5. Исх. 13:18—15,21 (ср. 6-ю). 6. Быт. 22:1—18 (ср. 10-ю). 7. Втор. 31:28—32, 3, 44—5. 8. Быт. 27:1—29. 9. Исх. 12:1—42 (ср. 3-ю). 10. 2 Пар. 34:1—4, 30—33, 35:1—19. 11. Иез. 37:1—14. 12. Дан. 3:1—24, 46—48, 49—51 (ср. 15-ю).    Приведенный порядок содержится в одном испанском лекционарии XI в. парижской Национальной библиотеки 2171): издатель его G. Morin относит его по содержании к половине VII-ro века. В других лекционариях мы находим подбор еще боле близкий к греческому и армянскому:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Смысл операции над маленьким Иоилем понятен: это знак его связи с Господом. Кроме того, это знак принадлежности к национальной общности – необрезанный оказывается за ее пределами ( Исх.12:43–49 ). Имена Иоиль получил свое имя в день обрезания. Имя, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни (Библия описывает 46 ситуаций называния новорожденного. В 28 случаях имя выбирает мать, в 18 – отец), дает мать. Впрочем, достигнув зрелого возраста, он может из-за каких-то чрезвычайных обстоятельств – например, болезни – сменить его на другое. Было уже отмечено, что мы знаем имена многих людей Библии – около 1400, которые носили примерно 2400 персонажей. Выбор имени часто определяется обстоятельствами, в которых рождается ребенок ( Быт. 29 и 30. Таким образом, Ногах (луч) должен был родиться на заре; Лайла – ночью, Варак – во время грозы и т.д.). Цари Иудеи – от Давида до двадцать второго и самого последнего – носят двадцать два различных имени. Многие библейские имена производные от имен Бога: Эль, Ях, Адон. Иногда родители вкладывают в них значение, которое предполагает защиту ребенка от злых сил. Во всех случаях имя сына сопровождается именем отца: Авраам бен Терах, Давид Бен Исайя. Человек прежде всего – потомок рода, который в значительной мере определяет его личность. Воспитание Иоиля воспитывает мать, реже служанки ( Исх.2:3–9 ; Быт.35:8 ). Она его кормит грудью до трех и более лет ( 1Цар.1:21, 28 ). По случаю отнятия от груди устраивают семейный праздник ( Быт.21:8 ). Затем дочь идет по стопам матери, сын – отца, воспринимая традиции клана, в котором он живет. Ребенка в первую очередь необходимо воспитать «гидул баним» ( Ис.1:2, 23:4, 51:18 ): он должен быть развит как физически, так и духовно, интеллектуально ( Чис.11:12 ; Втор.1:31 ; Плч.2:20 ). У царей и вельмож были наставники для воспитания детей: один из них в конце XV века до нашей эры написал своему патрону письмо с просьбой о выплате содержания, найденное в Сихеме 3500 лет спустя. Бедным получить образование и профессию помогал клан. В Библии мы находим советы матери, отцу и ребенку, которые призваны облегчить воспитание молодежи и передачу традиционного знания. Национальное образование находится под попечением воспитателей, родителей, старейшин, священников, левитов и писцов. Книги

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным» 46 . Исследователь Библии найдет, что число 40 имеет особое значение: именно – значение священной полноты. По исследованию E. Konig – число 40 обозначает «полноту достижения, полноту срока, так сказать кульминацию полноты» 47 . Приведем примеры: Авраам просит у Бога оказать милость присужденным на уничтожение грешным городам Содому и Гоморре, если найдется известное число живущих в них праведников, и начинает свой счет с полноты, с сорока ( Быт.18:29 ). Сыны Израилевы были испытываемы и ели манну, сходящую для них с неба, в течение 40 лет ( Исх.16:35 ). Моисей обращается к израильтянам со следующими словами: «Вот, сорок лет Господь Бог твой с тобою» ( Втор.2:7 ); «Вел тебя Господь по пустыне 40 лет» ( Втор.8:2 ). По велению Божиему, брусья для скинии имели 40 серебряных подножий ( Исх.26:19 ). Про Соломонов храм говорится: «Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма» ( 3Цар.6:17 ). Храм, который был показан в чудесном видении пророку Иезекиилю, имел 40 локтей ( Иез.46:22 ). В известное время истории Израиля, с народа требовалась уплата налога в 40 сиклей серебра ( Неем.5:15 ). И Сам Спаситель, исполняя Закон, на 40-й день от Своего Рождества был принесен в храм Пречистой Своей Матерью и праведным Иосифом Обручником. И после Своего Воскресения Он сорок дней пребывал со Своими учениками 48 . Итак, 40-дневный пост, совершенный Спасителем, заключал в себе священную полноту поста. Но не в противоречии с вышесказанным, а также со сказанным в первой части нашей статьи, находим иное толкование 40-дневного поста, совершенного Спасителем. Это толкование мы находим в одной из глав сочинения «Собеседования» (Диалоги), приписываемого Св. Кесарию Назианскому, брату Св. Григория Богослова , хотя вопрос авторства этого сочинения остается спорным. Автор этого сочинения исследует вопрос: сколько времени, можно предположить, Адам пробыл в Раю, и в связи с этим временем связывает пост, совершенный Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Намеренное уклонение от приобщения св. Даров – явление в высшей степени печальное. Кто не чувствует в себе потребности в этом Таинстве, тот, очевидно, равнодушен к самому дару беспредельной любви Божией к людям, не ценит жертвы за себя своего Спасителя, не желает «пребывать в Нем», как ветвь на лозе ( Ин. 15, 4 ), и хотя находится среди верующих, но не принадлежит к ним, как засохшая ветвь не принадлежит более к дереву, хотя и остается пока на нем. Для общественного Богослужения христиане собираются в особо освященные места, называемые храмами Божиими. Поэтому храм для христиан имеет весьма важное значение, как место особенного присутствия Божия ( Мф. 18:20 . Ср. 3Цар. 9:3 ; Пс. 25:8  и др.), как место для возношения общих молитв Господу ( Мф. 21:13 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ; Ин. 2:16 ) и для получения благодати Божией через Таинство причащения и другие Таинства ( 1Кор. 11:22  и дал.). «Здесь», – говорит св. Иоанн Златоуст – «хранятся великие наши сокровища, здесь все наши надежды» 233 . Все это обязывает нас любить храм Божий и почитать его. Еще во времена Ветхого Завета места Богослужения и Богоявления были окружены почитанием и благоговением. Патриарх Иаков, увидевши таинственную лестницу, со священным страхом воскликнул: «как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт. 28:17 ). Моисею Сам Бог внушал страх и почтение к святому месту: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3:5 ), и гору Синай повелел обвести чертою и, под страхом смерти, запретил народу прикасаться к подошве ее ( Исх. 19:12 ). Таким же почтением пользовалась Скиния, равно как и храм Соломонов. Народ мог молиться только во дворе Скинии или храма; внутренность же их для него была недоступна. Христианские храмы должны быть окружены еще большим почитанием. Господь и Сам почитал храм Божий, и ясно внушал и другим благоговейное отношение к нему, как месту общественной молитвы и потому священному для людей. «Дом Мой есть дом молитвы», – говорит Он иудеям, и изгнал вон из храма всех продающих и покупающих и меновщиков денег ( Мф. 21:12–13 ; Мк. 11:15–17 ; Лк. 19:45–46 ; Ин. 2:14–16 . Ср. Ис. 56:7 ; Иер.7:11 ). Другой раз, обличая книжников и фарисеев, Он ясно давал понять им, что храм есть место особенного селения Божия, что он свят и освящает наши дары и приношения, и что кто клянется храмом, тот клянется им и Живущим в нем ( Мф. 23:16–22 ). Можно ли после этого, согласиться с Л.Толстым, будто бы Христос, отрицая общественную молитву, «запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их, и что молиться надо не в храмах, а в духе и истине» 234 . По примеру Спасителя благоговейное уважение к храмам Божиим внушали и Апостолы ( 1Кор. 11:22; 14:33–35 и др.). Важность храмов Божиих открывается и из того, что они в христианской древности служили убежищем для невинных и угнетенных 235 , причем самые язычники не делали оскорблений тем, кто в этих храмах находили себе безопасность 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010