6:13). «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6:16–17 ). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). «Клятва есть удостоверение в истинности сказанного и в исполнении обещанного, совершенное с благоговейным призыванием Самого Бога в свидетели истины и в каратели лжи и обмана. Когда же такая клятва дается по установленной Церковью и государством форме и с соблюдением предписанных ими обрядностей, она получает название присяги. Только этим одним и отличается присяга от клятвы в христианском обществе 30 . Клятва есть древнее установление, имеющее божественное происхождение, ибо Бог, чтобы показать людям непреложность Своей воли и Своих обетований, не только Сам употреблял клятву Самим Собой ( Быт. 22:16–17 . Амос. 6:8 ), но, запретив произносить имя Его напрасно ( Исх. 20:7 ), клясться во лжи ( Лев. 19:12 ; Зах. 8:17 ; Иер. 7:9 ) и именем богов ложных ( Иер. 5:7 ), повелел в важных случаях их жизни, в удостоверение истинности своих слов, клясться именем Его ( Исх. 22:11 ; Вт. 6:13; Иер. 12:16 ). И, действительно; исполняя повеление Господне, ветхозаветные люди в необходимых случаях клялись именем Божьим. Так, например, поклялся именем Божьим Авраам Авимелеху ( Быт. 21:23–24 ). Авраам же, посылая раба своего найти жену для сына своего Исаака из родного племени, потребовал клятвы от раба своего, и раб «клялся ему» ( Быт. 24:19 ). Клялся Господом Давид Саулу, что не искоренит потомства его ( 1Цар. 24:22–23 ). Клялись во времена Моисея, клялись и после него перед жертвенником в храме: «когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся» ( 3Цар. 8:31–32 ). А о том, что и в Новом Завете христиане будут клясться именем Божьим, дважды предсказано было пророком Исаией (45:23, 19:18–21, 65:15–16 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть» ( Мф.22:30 ). Состояние это утверждается благодатью, как и в раю жили девственной жизнью. После изгнания из рая, девство отлетело от них, ибо они были недостойны этого блага и вступил в силу закон супружества. Адам в невинном состоянии был искушен: 1) в чревоугодии – съел плод запрещенный; 2) в тщеславии – «откроются глаза ваши»; 3) в гордости – «будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). Адам пал и умер. А Новый Адам допустил диавола с искушением к воскресению и жизни: 1) в чревоугодии – «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»; 2) в тщеславии – «если Ты Сын Божий, бросься вниз»; 3) в гордости – «все дам Тебе, если пав, поклонишься мне» ( Мф.4:3, 6, 8, 9 ). Чревоугодие трех видов: 1) раноядение; 2) услаждение от многого вкушения; 3) желание лакомства и дорогой пищи. Может быть, до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, но как по гордыни и зависти произошло убиение возвеличенного – падения Адама, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Диавол непрестанно преследует людей Божиих, и нет на земле такого места, где бы можно избавиться от его преследования. Только небо недоступно врагу. Стремись на небо «идеже есть Христос» ( Кол.3:1 ), «наше бо житие на небесех есть» ( Флп.3:20 ), где нет диавола. Диавол без труда Адама изгнал из рая, а Иова не мог изгнать и из гноища, он в червях и в гное сидел на навозной куче, закапывая черви и отпадающие куски своего тела, и сидел на открытом воздухе, чтобы не задохнуться от зловония, и благословлял Бога. Его навозная куча была драгоценнее царского престола, ибо здесь – Царствие Небесное, а там – грех и смерть. Каин ввел первый убийство, и как он поступил с лукавством, подобно змею, то и наказание одинаково со змеем, ибо сказано: «Проклят ты от всех зверей земных», и «проклят ты на земли» – сказано Каину ( Быт.3:14; 4:11 ). Отцу же его Адаму Бог положил труд на земле, проклятой в делех его ( Быт.3:17 ), то есть излито проклятие на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В настоящем тексте понятия «ипостась» и «персона» используются как идентичные. 2 . Тайна «Аз есмь» Перво-Бытие открылось нам в Имени «АЗ ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх.3:13–14). Кому было дано благословение личной встречи с Ним, тому вместе дается разумение богоявлений, описанных в Ветхом и Новом Заветах. Подобно тому как в жизни каждого из нас Бог открывается постепенно, так и в истории человечества, как она представлена в Библии, «многократно и многообразно» (Евр.1:1) являлся Он отцам и пророкам с возрастающей силой и глубиной. Эти откровения составляют суть истории мира, наряду с которыми все иные события теряют свое значение. Весь многообразный ход жизни, все процессы беспредельного космоса, входящие в сознание наше, должны служить приготовлением к несказанному чуду вхождения духа нашего в живую вечность, исполненную любви. «АЗ ЕСМЬ». Образ сего дивного Бытия, его истинное содержание веками оставалось открытым лишь отчасти. Ни Моисей, ни другие пророки, наследники Синайского откровения, при всей горячности их веры, не восприняли всей глубины излитого на них благословения. Бога они видели преимущественно через призму исторических событий. Когда же духом обращались к Его Бытию в Самом Себе, то созерцали Его во мраке непостижимости: «и стоял народ вдали, а Моисей вступил во МРАК, где Бог» (Исх.20:21). Для сынов Нового Завета, явленного во свете Фаворского озарения, видны при чтении книг Ветхого Завета попытки Бога дать древним понять, что сей «АЗ ЕСМЬ» есть Единый и вместе тройственный. Иногда Он говорит о Себе «МЫ»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26), «вот, Адам стал как один из Нас» (Быт.3:22). Еще замечательнее происходившее с Авраамом: ему явились ТРИ мужа, но он говорил с ними в единственном числе (см. Быт.18:2 и далее). Медлительно развивается человек в сфере познания о Боге. Не сразу усваивается оно в полноте, хотя Бог неделим в Себе: когда Он приходит, то приходит ВЕСЬ, и как Он есть в Своем предвечном Бытии. Христос говорил народу на языке, понятном и самым простым людям, но содержанием Его бесед были реальности, недоступные никому на Земле. «Прежде, нежели был Авраам, Аз есмь» (Ин.8:58). «Я и Отец – едино есмы» (Ин.10:30). «Отец Мой возлюбит его, и Мы придем и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Ин.14:16). Вот, некто Третий... Как возможно примирить сие с нашим сознанием, что Бог – Один, непременно Один? Опять Господь говорит: «Когда приидет Дух истины, Который от Отца исходит, то наставит вас на всякую истину» (Ин.15:26).

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

В общеизвестных переводах также понятно, что Слово Божие являлось Иакову, которому сказало: «…возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» ( Быт. 31:3 ). Кто же этот Бог? Ниже читаем слова Иакова своим женам: «Бог отца моего был со мною» ( Быт. 31:5 ). Он же говорил с ним в Харране: «Я Господь, Бог Авраама, Отца Твоего. И Бог Исаака». ( Быт. 28:13 ) То есть это тот же Бог, проливший серу и огонь на Содом от Господа с неба. Он же явился Моисею при купине, как мы видели выше, Его же видел Моисей сзади, стоя в расселине горы, покрытый рукою Его. Он же вел народ Израильский в пустыне, а люди искушали Его. Из приведенных нами текстов можно сделать вывод о том, что в Ветхом Завете часто под JHWH имелось в виду Второе Лицо Пресвятой Троицы. 9. Подробно о Божественности Духа Святого мы уже говорили выше. Но некоторые приведенные там тексты, в переводе «Нового Мира», выглядят иначе. Так о том, кто спас народ из египетского плена написано следующее: «Я – Иегова, выведший вас из земли Египетской…» ( Лев. 11:45 ). В книге пророка Исаии объяснено, что это «Дух Господень вел их к покою» ( Ис. 63:14 ), поэтому из перевода «Общества Сторожевой башни» можно сделать вывод о том, что имя JHWH, относилось и к Духу Святому. Аналогичное умозаключение о тождественности JHWH и Святого Духа возникает при сравнении Ис. 6:8–9 «И услышал я голос Иеговы, говорящего…» (пер. НМ) с Деян. 28:25–26 «…хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию…». 10. В Священном Писании можно найти места свидетельствующие о том, что «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов…», является Отцом «Сына Своего Иисуса» ( Деян. 3:13 ). Кроме того, в Таргуме Ионафана сказано: «Так говорит JHWH… Если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь» ( Ис. 45:18,22,25 ). Таким образом получается, что Богом Ветхого завета – JHWH, является и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой. Бога Отца «…не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). И Господь Иисус Христос свидетельствует о том же «Я и Отец Одно» ( Ин. 10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Ис.11:6 . Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. Ис.11:7 . И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. Толкователи расходятся в понимании этого места. Одни разумеют здесь действительных животных, другие (именно отцы Церкви и некоторые новейшие толкователи, напр., Smend) видят в зверях символическое обозначение языческих народов, которые действовали по отношению к избранному народу, как хищные звери по отношению к ягнятам и козлятам (так называемое, аллегорическое изъяснение). Какое мнение правильно? Вернее всего – первое. В самом деле, там, где у пророков идет речь аллегорическая, это ясно из контекста речи (см. Иер.5:6 ), а между тем здесь нет никакого основания для аллегорического изменении. Наоборот, здесь пророк естественно подготовляет, так сказать, почву для следующего далее изображения мира между людьми, который возможен именно тогда только, когда прекратится борьба за существование во внешней природе. Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они некогда первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия о состоянии первозданного мира. В самом деле, животные, до грехопадения человеческого, питались только растительной пищей ( Быт.1:30 ), человек был над ними «господином» – во всяком случае над теми, с которыми общался в Эдеме ( Быт.1:26, 28 ; Быт.2:19 и сл.), и пророк Исаия мог, очевидно, говорить о восстановлении всего этого первоначального положения вещей. Апостол Павел в Послании к Римлянам, вероятно, имел в виду наше место, когда говорил, что природа неразумная будет освобождена от служения суете ( Рим.8:20–22 ), которая, между прочим, и состоит в постоянной борьбе за существование, какую должны животные вести между собою, так что, следовательно, и Новый Завет подтверждает мысль о том, что Исаия мог иметь в виду действительных животных, когда говорил о будущем мире в природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лишние обязательства перед другими не должны тяготеть над нами. Обязательства сужают и ограничивают диапазон возможных наших действий. Тем более это опасно, если речь идет об обязательствах перед людьми, подлинных намерений которых мы не знаем. Поэтому Иаков (Израиль) и стремится разрешить эту проблему с серебром – не заработанным серебром, этим сомнительным богатством. Гуманитарное сознание современных православных христиан, которые порою готовы принимать помощь от кого угодно, вряд ли сможет оценить подобное поведение целомудренного в благочестии и вере Иакова. Здесь Израиль (Иаков) подражает своему деду Аврааму. Помните, как Авраам отвечал царю Содомскому на его предложение обогатиться за его счет: «… поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» ( Быт.14:22–23 )? Для Иакова важно понять до конца, почему серебро, отданное египетскому царедворцу в уплату за хлеб, вновь оказалось в мешках его детей. Он не хочет оказаться ни в какой зависимости от язычников. Нам, православным, надо проявлять подобную осторожность и бдительность, чтобы не оказаться должниками по отношению к тем, которые могут использовать подобное обстоятельство против нас самих. И вот братья опять оказались пред лицом Иосифа. Увидев Вениамина, Иосиф не сумел сохранить своего самообладания и напускного спокойствия. Сказано: «И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье» ( Быт.43:30–31 ). Далее начинается пир Иосифа и его братьев, удивительное и очень трогательное действие во всей истории об Иосифе и его братьях. Сказано: «И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним» ( Быт.43:34 ). Прекрасный Иосиф не может скрыть своей любви к Вениамину. Его брат – и по отцу и по матери – особенно дорог ему на фоне той неприязни, которую он испытал по отношению к себе со стороны остальных братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Можно ли сказать, что Христос как Пастыреначальник побуждал человека к творчеству во внешнем мире и вообще вне чисто религиозной области? Можно. Думается нам, что для такого заключения Евангелие дает прямые основания, а еще более – косвенные. Притча о талантах ( Мф.25:14–30 ) ясно и определенно восхваляет трудолюбие, энергию, предприимчивость и осуждает леность, бездействие, неиспользование человеком предоставленных ему сил и средств. Но вот ряд других мест. Вот классическое: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ), – разве не говорят эти слова: «Исполняйте не только обязанности, налагаемые на вас небом, но и обязанности в отношении земли». Возьмем притчу о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню» и т. д. ( Мф.21:33 и д.). В каждом из этих слов так и чувствуется любовь, одобрение, похвала Господа этому домовитому, трудолюбивому, культурному хозяину. Но особенно ценным при решении трактуемого вопроса представляется нам изречение Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». И дальше: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). «Закон и пророки» – законы (кроме, конечно, обрядовых, имевших временное значение и упраздненных пришествием Мессии-Спасителя), выраженные в писаниях Моисея и ветхозаветных пророков. В первых же главах писаний Моисея заповеданы человеку законы, послужившие основами для развития всей последующей культуры, скажем больше, – обязывавшие человека к творческо-культурной деятельности. Таковы законы: о господствовании человека над землею и всем, что на ней, и обладании всем этим ( Быт.1:28–29 ), о возделывании и хранении земли ( Быт.2:15 ), об изучении животного мира ( Быт.2:19–20 ) и др. Ясно, что Христос считал эти законы обязательными для своих последователей. Вникая в пастырское служение Христа Спасителя, мы наблюдаем в нем следующие моменты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Незлобие каждого угодника Божия – это как бы некая духовная сладкозвучная музыка, которой увеселяется Творец... Возлюбил Господь учеников Своих величайшей любовью, как возлюбленный Иоанн пишет о том в своем Евангелии: «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13:1 ). Что же делает Он возлюбленным Своим? Какую благодать дарует на земле? Он не сажает их на престолах временных почестей справа и слева от Себя, не представляет им пиршеств и тленных удовольствий, не исполняет их мирского веселья и радования. Что же? Он предлагает им скорби, рыдания, терпение напастей и бесчестие, говоря: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» ( Ин. 16:20 ). Для чего же Господь попускает все это на возлюбленных рабов Своих? Для того, чтобы яснее показать им Свою любовь, великую и бесконечную, по подобию прообразовавшего Его в древности Иосифа, сына Иаковлева. Ветхозаконный Иосиф, возведенный из темничных уз на царский престол в Египте, когда пришли к нему братья и не узнали его, любя единоутробного брата своего Вениамина более всех, как говорится в Писании: «И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей... и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там» ( Быт. 43:29–30 ), – любя его столь великой любовью, он повелел, чтобы в мешок его была положена чаша, которой он приветствовал своих братьев. " Чашу, – сказал он, – серебряную, положи в мешок к младшему» ( Быт. 44:2 ). Для чего же? Для того, чтобы временно опечалить его, исполнить скорби и рыдания и возвратить к себе с пути, как пленника. Домоправитель Иосифов говорит: «У кого найдется чаша, да будет рабом господина моего» (см. Быт. 44:9 ). Какая же нужда и приобретение для Иосифа в том, чтобы повергнуть юного отрока Вениамина в такую печаль и заставить его проливать слезы? Та нужда, то приобретение, чтобы еще более утешиться о нем, возвратив к себе, открыть ему, что он единоутробный брат его, исполнить еще большего радования и веселья и, сделав участником в своих благах, на деле показать ему, как он его любит... Подобное тому делает Господь наш с возлюбленнейшими рабами Своими: в мешок временной их жизни на земле Он влагает ту чашу, о которой некогда говорил Своим ученикам Иакову и Иоанну: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» ( Мф. 20:22 ), – то есть чашу бед, печалей, чашу страданий. И это делает для того, чтобы пленить их в любовь Свою и поработить Себе в сладкое рабство, чтобы после всех этих горестных бед, печалей и страданий еще более увеселить их, явив им Свою любовь, превеликую и неизреченную, и утешить бесконечным радованием, сделав их сонаследниками Своими в вечном Своем царстве (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Небо (небеса) — 1) область воздушного пространства, окружающего землю; 2) вообще пространство, охватывающее землю; космическое пространство; 3) особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления — и душами святых; 4) Представители Небесного Царства. 1) На небо, как на область воздушного пространства, Священное Писание указывает, когда сообщает о птицах небесных ( Быт.1:20 ), небесных ветрах, тучах, дожде ( 3Цар.18:45 ), молниях ( 2Цар.22:15 ), о безоблачном небе ( 2Цар.23:4 ). В тех случаях, когда говорится о городах или отдельных строениях высотой до небес ( Втор.9:1 ), подразумевается именно эта небесная сфера. 2) О небе в более широком значении, включающем понятие «звёздное пространство», или же в значении исключительно звёздного пространства, как правило упоминается в связи с повествованием о небесных светилах: солнце, луне, далеких звездах: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратиться во тьму и луна — в кровь…» ( Иоил.2:30-31 ). Несмотря на то, что в традиционно светском представлении атмосферная оболочка земли, а тем более межзвёздный вакуум по физическим свойствам не является твёрдым, небо, по слову Божию, называется твердью: «птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ); «да будут светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ). Объяснение этого кажущегося несоответствия заключается в том, что твёрдым небо называется не в сравнении, скажем, с алмазом, металлом или даже текучим веществом, а в сравнении с невещественным миром, горним Небом, Небесами небес. Имея это в виду, понимаем, что слова одного ветхозаветного мыслителя о сопоставимости твёрдости неба с твёрдостью зеркала следует считать поэтической гиперболой: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?.. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало» ( Иов.37:16,18 ). Тем не менее, небо всё же ассоциируется библейскими праведниками с твёрдым сооружением, например, с величественным куполом или сводом, утверждённым на могучих столпах ( Иов.26:11 ); с гигантским шатром, растянутым над поверхностью земли ( Пс.103:2 ).

http://azbyka.ru/nebo

ТЭ: Многочисленные творения оказались недостаточно хорошими, чтобы дожить до конца шестого дня. Как считают сторонники ТЭ, Бог сотворил живую природу путём биологической эволюции от примитивных форм к прогрессивным, о чём свидетельствует закономерное усложнение флоры и фауны в слоях осадочных горных пород – от нижележащих к верхним. Поскольку останки современного человека находят только в самых верхних слоях плейстоцена (геологическая эпоха, начавшаяся около 2.6 млн лет назад и закончившаяся около 12 тыс. лет назад), то ранее сформировавшиеся нижележащие слои соотносятся в концепции ТЭ с библейскими днями творения. Эти слои несут следы массовых вымираний животных и растений. Например, около 85-95% морских видов и более 50% всех семейств животных погибли только в одном пермском вымирании около 250 миллионов лет назад. Получается, что в контексте ТЭ эти многочисленные творения оказались недостаточно хорошими, чтобы дожить до конца библейского шестого дня. 4. Отсутствие хищничества в первозданном мире СП: Хищничества не было в первозданном мире: «...а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:30). ТЭ: Хищничество существовало на всех стадиях эволюции животных. Палеонтологические данные свидетельствуют о широком распространении хищнических взаимоотношений во всех крупных группах организмов – одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных, населявших Землю задолго до появления человека 5. Сверхъестественное сотворение первых людей СП: Человек – венец творения – был создан по образу и подобию Творца чудесными сверхъестественными действиями: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21-22).

http://bogoslov.ru/article/4840147

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010