Глава 21 Быт.21:9–10 . «И увидела Сарра, что сын Агари египтянки, которого она родила Аврааму, играет»; того, что следует далее – «с Исааком, сыном её», – нет в еврейском тексте. Поэтому данный стих евреями толкуется двояко: либо он сделал идолов для игры, с чем согласуется написанное в другом месте: «Сел народ есть и пить, и восстали они играть» ( Исх. 32, 6 ); либо наперекор Исааку, шуткой и игрой он требовал себе первородства, как старшему. Поэтому Сарре было невыносимо слышать это. Второе мнение подтверждается её собственными словами, когда она говорит: «Изгони служанку эту с сыном её. Ибо не будет сын служанки наследником с сыном моим Исааком». Быт.21:14 . «И он взял хлебы и мех воды и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил её». Когда родился Исаак. Измаилу было 13 лет. А после отнятия Исаака от груди Измаил вместе с матерью прогоняется из дома. Но среди евреев есть различие во мнениях: одни утверждают, что возраст отнятия от груди равнялся пяти годам, а другие настаивают на двенадцати. Поэтому будем считать, что Измаил был изгнан вместе с матерью в 18 лет, чтобы нам ограничиться в выборе наименьшим возрастом. Тогда выглядит нелепо, чтобы Измаил сидел на шее у матери, будучи уже в юношеском возрасте. Таким образом, в еврейском языке в действительности имеет место необычное словоупотребление, при котором всякий сын по сравнению с родителями называется ребёнком и младенцем. Не станем удивляться тому, что у чужого языка есть свои особенности, поскольку даже сегодня в Риме все сыновья называются «инфантами» (лат.: «младенцы». – Прим. перев.). Следовательно, Авраам положил на плечи Агари хлебы и мех, а после этого дал матери отрока, то есть передал в её руки, вручил, и, таким образом, отпустил из дому. А далее следует: Стихи15–18. «И она оставила отрока под елью, и отойдя, села вдали, примерно на расстоянии выстрела из лука. Ибо она сказала: “Не увижу смерти отрока моего”. И села напротив него». И сразу за этим: «Закричал отрок и заплакал, и услышал Бог голос отрока с того места, где он был. И сказал Ангел Божий Агари с неба…», а прочее не может привести кого-либо в замешательство. Дело в том, что в еврейском тексте после того как написано: «Не увижу смерти отрока моего», содержится такое чтение, что Агарь села напротив отрока сама подняла голос и заплакала, и услышал Бог голос отрока. То есть, когда мать плакала, в скорби ожидая смерти своего сына, Бог услышал отрока. Об этом Он давал обещание Аврааму, говоря: «Но и сына служанки твоей Я сотворю в народ великий» ( Быт. 17, 20 ). К тому же и сама мать не свою смерть оплакивала, а смерть сына. Следовательно, Бог пощадил того, о ком и был плач. Наконец, далее говорится: «Встань и подними отрока, и возьми его за руку» ( Быт. 21, 18 ). Из этого очевидно, что тот, кого мать берёт за руку, не ноша для неё, а спутник. А то, что мать тянет его за руку, служит признаком особой нежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

13 В библейской символике маслина (оливковое дерево) играет заметную роль – масличный лист принес голубь Ною как знак окончания потопа и обновления природы ( Быт. 8:11 ). Адам послал Сифа к раю за лекарством – елеем. 14 В Библии проклятие Бога после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:15 ). 15 В других вариантах апокрифа сказано, что архангел дал Сифу три ветви – певги (сосны), кедра и кипариса. 16 В греческом оригинале сказано об Ахеронтском озере, в котором один из серафимов омыл тело Адама. Ахеронтское, или Ахерусийское, озеро, вероятно, происходит от Ахеронта – так в греческой мифологии называется река, через которую Харон перевозит души умерших. 17 «Твоя от твоих...» – слова, которые произносит священник во время литургии. В апокрифе эти слова обращены к земле, которая должна принять тело Адама. 18 Ср. в Библии: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» ( Быт. 6:1–2 ). В апокрифах потомки Каина названы детьми человеческими, а потомки Сифа – детьми Божиими. 19 Дочери человеческие рожали сынам Божиим исполинов ( Быт. 6:4 ). В апокрифической книге Еноха появление исполинов объясняется иначе: они рождены смертными женщинами от падших ангелов. Постепенно исполины исчезали с лица земли или погибли во время потопа. К их потомкам причислены персонажи Ветхого Завета – великан Голиаф и охотник богатырь Нимврод. 20 В Библии горы названы Араратскими. Над этими же горами остановился ковчег в конце потопа. И в Библии, и в апокрифе сказано, что ковчег оказался на том же месте, где Ной его строил. 21 Дерево, из которого строился ковчег, в разных памятниках названо по-разному: тофер ( Быт. 6:14 ), треклин (в Барсовской и Ефросиновской Палеях), кедр (в Сокращенной Палее и Сказании Мефодия Патарского ), немоклид (РНБ, собр. Погодина, 1936, XVII в.). В Коломенской Палее «четверогранным» назван уже построенный ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Быт.17:14 . Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. «Истребится» – в еврейском тексте выражено термином, означающим «да будет отсечена», чем дается мысль не столько об истреблении или смерти, сколько об отделении от израильского общества, изгнании из него и своего рода религиозно-гражданской смерти ( Исх. 12:15, 19 ; Лев. 7:20–21, 25, 23:29 ; Чис. 9:13, 15:30 ). Быт.17:15–16 . И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. По тем же самым побуждениям, как раньше Аврааму ( Быт. 17:5 ), Бог благоволит теперь дать новое имя, или, точнее, переименовать старое, и его жене. Ее прежнее имя буквально с еврейского звучало: «Сарай» и означало «госпожа моя»; теперь же ей дается имя: «Сарра», что значит «госпожа» вообще, т.е. не одного только Авраама и его дома, но и всего множества имеющих произойти от нее племен и царей, как видно из контекста. Быт.17:17 . И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? «В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним. Слова же, какие при сем были у Авраама в мысли, выражают не то, что в душе его возникло сомнение в истине обетования Божия, а радостное изумление перед величием обетования: от радости, переполнившей его душу. Он себе, своим ушам не верит, слыша уверение от Бога о рождении сына от него и от жены его в таком возрасте, когда оба они уже омертвели для чадородия» (еп. Виссарион) ( Рим. 4:19 ). Быт.17:18 . И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Не смея, по своей скромности, верить всей полноте своего счастья, Авраам готов удовольствоваться меньшим, – именно, не ждать себе нового сына, а перенести все эти обетования и надежды на имеющегося уже Измаила. «Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил, – комментирует мысль Авраама святой Иоанн Златоуст : да будет же этот, данный нам от Тебя сын, жив пред Тобою; и мы будем иметь достаточную отраду, и жизнь его утешит нашу старость» (Бес. 40). Обетование о рождении Исаака

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.37:15 . И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Что Иосиф сбился с пути близ Сихема, это понятно, так как он жил там еще мальчиком. Традиция еврейская в человеке, встретившем здесь Иосифа, видела архангела Гавриила, который будто бы и потребовал, чтобы он не возвращался назад и точно исполнил приказание отца. Быт.37:17 . И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. Дофан, или, по чтению LXX, Дофаим (упоминаемый позже в истории пророка Елисея, 4Цар. 6:13 , и еще позже в истории Иудифи, Иудиф. 4:6, 7:3, 8:3 ), по показаниям Иосифа Флавия и блаженного Иеронима , лежал к северу от Самарии и Сихема, при входе в долину Изреель; через эту долину и через город Дофан пролегала караванная дорога с северо-востока в Египет. Место удержало древнее название доселе. Быт.37:18–20 . И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. Увидев еще издали (может быть по характерной одежде) Иосифа, братья – кроме Рувима и Иуды (как видно из последующего, ст. 21–30), а также, конечно, малолетнего Вениамина, – злоумышляют убить, причем как из названия «обладатель» (евр. baal) снов, так и из того, что через убийство брата-сновидца они надеются предотвратить исполнение его снов, видно, что они твердо верили в возможность осуществления их и сильно встревожены были этим. Но именно этот умысел их Бог обратил в одно из звеньев пути, приведшего Иосифа к его возвышению (ср. Быт. 50:20 ). По преданию, предложение убить Иосифа исходило от Симеона и Левия (ср. кровопролитие сихемское) или от одного Симеона: в последнем случае объяснялось бы, почему впоследствии Иосиф именно Симеона ( Быт. 42:24 ) оставляет заложником в Египте. Убитого Иосифа братья предполагают бросить в одну из сухих цистерн (bor) пустыни, каких, особенно в летнее время, немало в Палестине и теперь (ср. Иер. 41:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 48:15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Быт. 48:16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; Комментаторы находят в словах Иакова троекратное воззвание к Богу, намекая на таинство Святой Троицы. Заметим, во-первых, что «Ангел, избавляющий меня от всякого зла», есть Ангел-избавитель пророка Исайи ( Ис. 43:14 ); Ангел завета пророка Малахии ( Мал. 3:1 ); Ангел, «в котором имя Господне» ( Исх. 23:20–21 ); Ангел, боровшийся с Иаковом ( Быт. 32:24 ; см. второй комментарий к Быт. 32:24 ). Три воззвания суть: Бог, пред которым ходили отцы мои! Бог, пасущий меня до сего дня! Ангел, избавляющий меня от всякого зла! Глагол, относящийся ко всем трём воззваниям, «да благословит», стоит не во множественном числе, показывая, что все три едино суть (замеч. Лютера). да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, Кажется, торжественное принятие детей Иосифа, рождённых от дочери жреца египетского, в семью Израиля было необходимо, быть может, ввиду готовых возникнуть между братьями споров о непринадлежности к их семье обетования, как не были приняты в эту семью дети Агари, дети Хеттуры, дети Исава от хеттеянок. и да возрастут они во множество посреди земли. Быт. 48:17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; Обряд рукоположения как знак благословения и преподания благодатных даров, в первый раз являющийся, замечает митрополит Филарет, над сынами Иосифа, постоянно сохранялся в церкви израильской и передан в церковь христианскую ( Чис. 8 – посвящение левитов; Чис. 27:18–23 – постановление Иисуса Навина преемником Моисею; у Матфея ( Мф. 19:13 ) – при благословении детей; Деян. 6 – при посвящении диаконов; Деян. 13 – при отделении Павла и Варнавы на проповедь и др.). Правая рука всегда считалась важнее левой; по крайней мере, почётное место всегда было на правой стороне монарха или властелина ( 3Цар. 2:19 ; Пс. 44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В угодность тебе " (Быт.19:18-20). Вы решили, говорит он, даровать мне спасение; но мне недостает сил взойти не вершину горы. Поэтому окажите мне еще большее милосердие и облегчите для меня труд: чтобы казнь, наводимая (на этот город), не застигла меня, и я не подвергся одинаковой с ними судьбе, оставьте для меня этот соседний город. Хотя этот город и беден и мал, но, спасшись в нем, я могу впоследствии жить там безопасно. " И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь " (Быт.19:21). Я принял, говорит (ангел), моление твое и исполню его; дарую тебе просимое, и для тебя пощажу тот город. " Поспешай " , и вселись там, и спасайся (Быт.19:22). Я ничего не сделаю до тех пор, пока ты не прибудешь туда: " ибо Я не могу " , говорит, " сделать дела, доколе ты не придешь туда " . Я забочусь, говорит, о твоем спасении и буду ждать твоего прибытия туда, и тогда уже наведу на них (содомлян) казнь. " Солнце взошло над землей, и Лот пришел в Сигор " (Быт.19:23). Около восхода солнечного он поспел в город, и вслед затем, как вступил в него, беззаконники подверглись казни: " и пролил " , сказано, " Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли " (Быт.19:24-25). Да не покажется тебе, возлюбленный, странным, такое сочетание слов; таково свойство Писания, и (оно) часто так безразлично употребляет слова, – что можно видеть и в настоящем случае. Сказано: " пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба " , чтобы показать, что Сам Господь навел эту казнь, и что не только " ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей " , но что Он истребил " и произрастания земли " . Так как люди, населяющие эту землю, принесли много плодов беззакония, то Я, говорит (Господь), и земные плоды делаю негодными к употреблению, чтобы истребление плодов на этой земле служило всегдашним памятником для последующих поколений, и чтобы бесплодие ее всем напоминало о беззаконии обитавших здесь людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

ЕВА: АДАМ; В МУКАХ РОЖДАТЬ [ДЕТЕЙ]; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА —ОДНА ПЛОТЬ; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; РАЙ Ева, Евина дочь — женщина вообще, со всеми присущими ей качествами, в первую очередь — любопытством. Бог сотворил первого человека из праха земного, вдунув в него дыхание жизни (см. Быт.2:7 ). Поместив человека в Эдеме (райском саду) и подчинив ему всех сотворенных животных и птиц, Господь создает и «помощника», соответственного, подобного ему (см. Быт.2:18, 20 ). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:21–24 ). Здесь женщина еще не получает собственного имени, но уже называется женой (на др.-евр. «иш» — муж, «ишша» — жена). Поддавшись искушению змия, Ева первая вкусила запретного плода и подтолкнула к тому же Адама, за что праотцы были изгнаны из рая, тяжесть же этого первородного греха легла на всех их потомков («От жены начало греха и через нее все мы умираем» — Сир.25:27 ). «Сыны Адама» обречены «в поте лица добывать хлеб», женщине же сказано: «…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Тогда-то жена и получает имя Ева (евр. — «жизнь»): «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 , ср.: «Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий» — Тов.8:6 ). Изгнанная из рая вместе со своим мужем, Ева становится родоначальницей человечества. Еже писах, писах ЕЖЕ ПИСАХ, ПИСАХ Выражение закрепилось в речи в варианте слав. Б. (в переводе на рус.: «что написал, то написал»). Указывает на то, что сам факт письменного закрепления тех или иных суждений, оценок, обещаний делает их автономными от авторской воли, окончательными и потому не подлежащими корректировке. (Близко по значению пословице — «что написано пером, того не вырубишь топором».) В зависимости от того, кто употребляет это выражение — читающий какой-либо текст, или написавший его, оно имеет различные смысловые оттенки. В первом случае, содержит отказ принимать к сведению какие-либо дополнения, меняющие смысл написанного, во втором случае, сам автор, при всем своем желании изменить или дополнить произведение, отказывается от рационализации, признавая за спонтанностью и непосредственностью высказывания некое объективное начало, выразившееся именно в этой форме.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

И вот Иаков входит к отцу. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? (Быт. 27, 18). – Здесь нет лжи, Исаак действительно его отец, а Иаков его сын.– Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой . Вот здесь у нас в синодальном переводе неправильно проставлены запятые. Здесь правильно запятые поставить иначе! Смотрите, как они у нас поставлены: Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой . А надо не так поставить запятые: Я ,– запятая.– Исав первенец твой . То есть он не лжет. Отец спрашивает: Кто ты, сын мой? Он говорит: Я . И тут же соглашается с формальным статусом Исава: Исав – первенец твой . Есть тут ложь? Нет! Я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя (Быт. 27, 19). А вот здесь элемент лжи уже присутствует! Ему он не говорил: приготовь мне . И надо сказать, что, поскольку Иаков обманывает слепого отца, то пройдет немного времени, он влюбится в красавицу Рахиль и будет за нее работать долгое время, справит свадьбу, но в шатер вместо красавицы Рахили введут слепую Лию. Это произойдет ночью, и когда он переспит с ней, проснется и увидит эту слабовидящую, он вспомнит, что он и сам когда-то обманул слепого отца, и теперь наказан слепою невестою, за которую не сватался. Зло – оно всегда возвращается к человеку. Причем наказание всегда принимает форму греха. Вот он обманул слепого – и будет наказан слепой женою, слепой Лией, которую он не любил. У него будет любимая и нелюбимая жены – об этом мы потом будем говорить, далее. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу (Быт. 27, 20). Кого послал навстречу? Казалось бы, он говорит о дичи! Нет, мать послала навстречу сыну. Он как бы на нее перекладывает всю ответственность, не называя ее. И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? (Быт. 27, 21) – у него сомнения, голоса-то разные! – Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы (Быт. 27, 22). Тут отец, что называется, больше доверяет «на ощупь».

http://pravoslavie.ru/111494.html

Не медли же. Не откладывай, а делай, что повелел тебе Бог. " Итак, делай все, что Бог сказал тебе " . Выслушав это, " Иаков, встав, взял жен своих и детей " , и посади их " на верблюдов: и взял с собой весь скот свой и все богатство свое которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему " (Быт.31:17-18).   4. Заметь, какое мужество духа имел праведник и как, отбросив всякий страх и опасение, повиновался повелению Господа. Видя уже нечистоту совести в Лаване, он не стал теперь, как прежде, рассуждать с ним, а только исполнял повеление Господне, и, взяв жен и детей, отправился в путь. " И как Лаван " , сказано, " пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее " (Быт.31:19). Не без цели и это замечено, а с целью – показать, что (дочери) еще держались отеческого обычая и имели большое уважение к идолам. Рассуди, в самом деле, с какой заботливостью она это сделала, – не унесла у отца другое что-либо, а одних только идолов, при том сделала это тайно и от мужа, потому что он, конечно, не позволил бы этого сделать. " Не известил " , сказано, " Иаков Лавана Арамеянина что удаляется. И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад " (Быт.31:20-21). Прошу заметить и здесь великий промысел Божий – именно в том, что Бог не попустил Лавану узнать об удалении Иакова до тех пор, когда праведник был уже далеко. По прошествии трех дней, сказано, сделалось это известным Лавану. " Тогда взял " всю братию свою " с собой, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад " (Быт.31:22-23). Вот и опять видно неизреченное попечение Божье. Тот, кто сказал: " возвратись в землю твою, и буду с тобой " , – Сам и теперь являет Свое промышление. Видя, что Лаван с сильным негодованием преследует праведника и хочет взыскать с него, так сказать, пеню за побег, Бог является Лавану ночью во сне. " И пришел " , сказано, " Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне , и сказал ему " (Быт.31:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010