Какая польза в том, чтобы обладать знанием, но не уметь пользоваться им, владеть словом, но не уметь говорить? Именно это делают рабы Исаака – копают «колодези воды живой» в каждой земле, иначе говоря, проповедуют «слово Божье» каждой душе и получают плод. Хочешь ли видеть, сколько колодцев выкопал один раб Исаака в чужих землях? Посмотри на Павла, который распространил благовествование Христово «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим.15:19 ). Но за каждый из этих колодцев он претерпевал преследования от филистимлян. Послушай его самого: «Каковые гонения я перенес в Антиохии, Иконии, Листрах» ( 2Тим.3:11 ) или в Ефесе (ср. 1Кор.15:32 ). Сколько раз терпел он побои; сколько раз побивали его камнями (ср. 2Кор.11:25 ), сколько раз боролся он со зверями? Но он страдал, пока не вышел «на пространное место» ( 2Цар.22:20 , Пс.17:20 ), иными словами, пока не утвердил Церкви на пространстве всей земли. Итак, колодцы, выкопанные Авраамом, то есть Священное Писание Ветхого Завета, засыпаны землей филистимлянами, или лжеучителями, книжниками и фарисеями или даже враждебными силами; и их потоки остановлены, чтобы не могли из них пить те, кто Авраамов. Ибо эти люди не могут напиться из Писания, но испытывают жажду «слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), пока не придет Исаак и не откопает их, чтобы Его рабы могли напиться. Поэтому мы благодарны Христу, Сыну Авраама, о Котором написано: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф.1:1 ), Который пришел и открыл для нас эти колодцы. Ибо открыл Он их для тех, кто сказал: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Итак, Он открыл эти колодцы и, как сказано, «назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» ( Быт.26:18 ). Ибо не изменил Он имена этих колодцев. Удивительно, что Моисей и у нас именуется Моисеем, и каждый из пророков назван своим именем. Ибо Христос изменил не их имена, но понимание. А изменил Он его, чтобы впредь мы не внимали «иудейским басням» ( Тит.1:14 ) и «родословиям бесконечным» ( 1Тим1:4 ), ибо «от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Князь царства Персидского стоял против меня . Не о земном ли начальнике говорит он? Нет, потому что и в другом месте он говорит: вот, придет князь Греции . Мне кажется, что этот князь не из числа начальников, или правителей народных, но из числа высших сил. Потом, когда другие ангелы не могли устоять против него, он и говорит об этом пророку. Иудеи, говорит, освобождены. Чего же ты еще просишь? И вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена . Почему Михаил не приходил ранее двадцати дней? Мне кажется, он хочет показать пророку, что он просит недозволенного, противозаконного и трудного, как бы ставит в затруднение и ангелов. Потому и Михаил не тотчас, не в самом начале приходит на помощь, но впоследствии, чтобы внушить, что недостойны были возвращения (иудеи) жившие после. Ангелы оскорблены этим. И я остался там — или для того, чтобы убедить, или воспрепятствовать. Но какой же ангел станет противиться, услышав, что Бог дарует благодать? Я думаю, что здесь дело представляется в чувственном образе, подобно тому, как в другом месте сказано: кто увлек бы Ахава (2Парал.18:19); и еще: итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их (Исх.32:10). Пророк как бы удерживает Бога, — но ведь Он не терпит препятствий или принуждения. Так точно и здесь. И в другом месте говорится: отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт.32:26); и еще об ангеле и ослице: если бы она не своротила от Меня (Чис.22:33); и еще: только лице его Я приму (Иов.42:8). Следовательно, этим показывается не то, будто ангел противится Богу, но только то, что ангелы оскорбляются. Такую силу имел Даниил! И я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена . Посмотри, как он, оставив необходимое дело, оправдывается перед пророком. Даниил опять изнемогает, и опять ангел поднимает его и говорит: теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Примечания 1. Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего... (Быт 12:1).   2. Исх 4:10, в Синод. переводе я тяжело говорю и косноязычен.   3. Ис 64:6, в Синод. переводе вся праведность наша - как запачканная одежда.   4. См. Ин 10:2-3,14, в Синод. переводе входящий дверью есть пастырь овцам > ...> и овцы слушаются голоса его > ...> Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в Синод. переводе Кто от Бога, тот слушает слова Божии.   5. Букв. " руководящее начало " .   6. Намек на Еф 6:11,13.   7. Песн 4:16, в Синод. переводе вместо благоухают читаем польются.   8. Намек на Евангельские слова: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).   9. Намек на библейский эпизод, когда израильтяне, измученные в пустыне голодом, сожалели о том, что Моисей вывел их из Египта (Исх 16:2-3).   10. Подразумеваются бесы.   11. В этом отрывке звучат мотивы многих псалмов, ср. Пс 117:8; 54:23; 38:8; 22:1; 32:20; 53:6; 5:9; 60:4.   12. Пс 118:92 - текст Септуагинты, в Синод. переводе Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.   13. См. 1 Цар 24:15, в Синод. переводе За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою.   14. См. Пс 17:38, в Синод. переводе Я преследую врагов моих и настигаю их и не возвращаюсь, доколе не истреблю их.   15. См. Притч 6:5, в Синод. переводе Спасайся как серна из руки и как птица из руки птицелова.   16. Ср. Гал 6:2 - Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.   17. Ср. Пс 36:11 - Кроткие наследуют землю (ср. Мф 5:5).   18. Ср. 1 Кор 13:4-7 - Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде...   19. Ср. Пс 126:1 - Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его > ...> Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете...   20. 1 Ин 8:31-32, в Синод. переводе Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, опознаете истину, и истина сделает вас свободными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Премудрость Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Почитание Премудрости Божией усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Премудрость олицетворяется (Притч 14. 1). Она - возлюбленная (Сир 14. 22 слл.), мать-хранительница (Сир 14. 26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15. 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9. 1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9. 13-18). Священные писатели видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8. 22-26; Сир 24. 10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24. 3), она - «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7. 25-26). Она обитает на небесах (Сир 24. 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9. 4), живет в близости с Ним (Прем 8. 3). Премудрость участвует во всем, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8. 27-31; ср.: 3. 19 сл.; Сир 24. 5) и продолжает править вселенной (Прем 8. 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24. 7-19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24. 23-34). Она направляет историю (Прем 10. 1-11. 4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9. 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1. 20-33), а послушных призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч 8. 1-21, 32-36), сесть за ее стол (Притч 9. 4 сл.; Сир 24. 21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14. 19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5. 8; 4. 13). Деяния Бога Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории: не есть ли творение столь прочное, величественное, могущественное - залог могущества и верности Бога (Ис 40. 12 сл.)? Его восхваляют за все, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18. 2), за землю (Пс 101. 26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8. 4-7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144. 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36. 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (ср.: Иов 10. 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?» (Ис 29. 16; 45. 9; Прем 12. 12; Рим 9. 20 сл.).

http://pravenc.ru/text/149441.html

9) Слова И. Христа: «кому отпустите грехи, тому отпустятся»: Иоан. 20:23 означают не простое прощение друг другу, или извинение одного перед другим, а власть, данную Богом пастырям Церкви. 10) Сектанты: баптисты, штундисты, пашковцы и им под., отвергнув совокупность Евангельского учения о таинстве покаяния, кощунственно говорят: «мы святы... мы не грешим... и если не умрем, то прямо в рай пойдем...» Но не так говорили Апостолы, – эти сосуды благодати Божией, они учили: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас»: 1Иоан. 1:8 . «Все мы много согрешаем»: Иак. 3:2 . Кому верить? 11) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве Покаяния: Лук. 1:69–72;15:1 ; Деян. 3:19–26;17:30–31 ; Рим. 6:6–8 ; Евр. 6:7;10:26;12:17 ; Лук. 5:21;7:50 ; Иак. 4:8;5:16 ; 2Цар. 12:13 ; 1Иоан. 3:3;6:9 . 12) Объяснение этих мест свящ. Писания дано в книге «Меч Духовный». XXX. О таинстве брака 1) Брак есть таинство, читаем в православном катехизисе. И это слово в полном согласии с учением Евангелия: ибо апостол называет союз мужа и жены тайной великой. ( Ефес. 5:31 ). Союз этот, через видимое благословение священника, благословляется Самим Богом, как сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). 2) Брак установлен Богом: «Не хорошо человеку одному на земле... И создал Господь Бог... жену, и привел ее к человеку». Быт. 2:18–22 , ср. Быт. 1:28 . «В таинстве брака» члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Что брак есть Божие установление, об этом свидетельствовал Сам Христос Спаситель: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их...» посему «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. Так что они уже не двое, но одна плоть»: Мф. 19:3–6 . 3) Союз мужа и жены непременно должен быть только в Господе: 1Кор. 7:39 , т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Благословенный Церковью брак есть великая тайна: Ефес. 5:31–32 , потому он приравнивается апостолом к союзу Христа с Церковью: Ефес. 5:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседа с самарянкой – самый длинный диалог Иисуса с конкретным собеседником во всех четырех Евангелиях. Он начинается с просьбы Иисуса, за которой следует шесть вопросов женщины и шесть Его ответов. В течение этого обмена репликами собеседники покрывают широкий круг тем, касающихся, в том числе, религиозной практики самарян и семейного положения женщины. Однако тематика вопросов и ответов совпадает лишь частично, и по большей части совпадение носит внешний характер: образ или слово в речи женщины становится отправным пунктом для высказываний Иисуса на иные, более глубокие и высокие темы. Ни на один из вопросов женщины Иисус не отвечает так, как она могла бы ожидать 182 . Общая динамика беседы – от земного к небесному, от низкого к высокому, от человеческого к Божественному. Иисус начинает с простой житейской просьбы: дай Мне пить. Эта просьба становится поводом к разговору, который идет по нарастающей, переходя от одной темы к другой, все более важной. Разговор завершается тем, что Иисус торжественно объявляет женщине, что Он – Тот самый Мессия, Которого ожидали все жители Израиля, включая самарян. Беседа, согласно Евангелию, происходит возле города Сихарь (Συχρ). Город с таким названием в Самарии неизвестен, однако есть город с созвучным названием: Аскар. Есть также веские основания полагать, вслед за рядом толкователей, что под Сихарем разумеется Сихем 183 – библейский город, о котором в книге Бытия несколько раз упоминается в связи с Иаковом: Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева ( Быт. 33:18–20 ). И сказал Израиль 184 Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок 185 , который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим ( Быт. 48:21–22 ). И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым ( Нав.24:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 15 1–12. Границы Иудина колена. 13–15. Удел Халева и его завоевание. 16–17. Храбрость Гофониила и награда. 18–20. Благословение Ахсе от отца. 21–62. Города в Иудином колене. 63. Иевусеи в Иерусалиме. Нав.15:1 .  Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана; Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. Нав.15:3 ) 130 , «к югу, при конце Фемана». Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли ( Чис.13:22 ), близ границы Идумеи ( Чис.34:3 ) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес ( Чис.20:1 ; Втор.32:51 ). Феман – еврейское слово, употребляющееся а значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в Нав.12:3 и Нав.13:4 . В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя ( Быт.36:11,15 ) и как название области в Идумее ( Быт.36:34 ; Ам.1:11–12 ; Иез.25:13 ) или вообще как название Идумеи ( Иер.49:7 ; Авд.1:8–9 ; Авв.3:3 ). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением «к югу». Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли 131 . Нав.15:2 .  южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива; Нав.15:3 .  на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес-Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, [идет на западной стороне Кадеса,] поворачивает к Каркае, Нав.15:4 .  потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. пространно, много, об устройстве скинии, он, однако, говорит здесь об этом кратко, а в других местах о некоторых ее принадлежностях, напр., о скрижалях, даже и подробно. 634 г) Бога нельзя изобразить на иконе, говорят сектанты, потому что Он «обитает в неприступном свете» и Его «не видел никто никогда» и «видеть не может» ( Ин. 1:18 ; 1Ин. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ), как Он Сам сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). «Кому же уподобите вы Бога? – говорит Исаия, – и какое подобие найдете Ему» (40:18; сн. 25 ст.). Действительно, существо Божие для людей неведомо и непостижимо, и Бога, как духа, видеть нельзя, но те явления и образы, в которых Он благоволил явить себя, видеть можно, и многие люди, действительно, видели. Так, Св. Писание свидетельствует, что видел Бога Авраам, когда Тот явился ему в виде трех странников ( Быт. 18:1–6 ); «видел Бога лицем к лицу» Иаков ( Быт.32:30 ): «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу» ( Исх. 33:11 ); и евреям сказал: «устами к устам Я говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» ( Чис. 12:8 ); прор. Исайя видел Господа сидящим на высоком престоле ( Ис. 6:1–5 ); прор. Дании видел Бога Отца в виде Ветхого днями и Бога Сына в виде Сына человеческого ( Дан. 7:9 –14 ), а прор. Амос видел Господа стоящим над жертвенником ( Амос. 9:1 ). Господа Иисуса Христа видели люди в различных человеческих образах во время Его жизни, а также и после вознесения на небо, напр., ап. Павел, до обращения в христианство ( 1Кор. 15:8 : Деян. 9:3–4 ), первомуч. Стефан во время своей мученической кончины ( Деян. 7:55–56 ) и др. Духа Св. видели народ и апостолы, когда Он «нисшел в телесном виде, как голубь» ( Лк. 3:22 ), на Иисуса Христа, исходящего из воды, и на самих апостолов в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4, 33 ). Во многих видах являлся Господь и Его святые в откровение ап. Иоанну Богослову ( Откр. 4:2–4; 5:6–8; 7:11,17 и др.). Таким образом, несомненно, что Бога люди видели, а потому могут и изображать Его на иконах. 635 В заключение нельзя не заметить, что если бы почитание св. икон было противно воле Божией, то Господь не стал бы совершать через них знамения и чудеса, сказаниями о которых полны летописи нашей православной Церкви. Некоторые иконы Спасителя, Божией Матери, свят. Николая и многих других угодников Божиих, по обилию совершившихся от них чудес, издревле известны под именем чудотворных и, находясь в разных местах православной Церкви, доселе не перестают источать чудодейственную силу. Чудеса от этих икон весьма многообразны, но более всего через них совершалось и совершается исцелений от тяжких, неизлечимых 6олезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

И кому после этого понадобится объяснение, чтобы узнать, как умножится семя Христа, если он видит, как проповедь Евангелия распространилась «по всей земле… и до пределов вселенной» ( Рим.10:18 ), если знает он, что почти не осталось на земле места, которое не обрело бы семя этого слова? Ибо прообраз этого был дан еще в начале мира, когда Бог сказал Адаму: «Плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ). О чем и Апостол говорит: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ). Однако в отношении того, что сказано в тексте «как звезды небесные» и добавлено «и как песок на берегу моря», возможно, кто-то может сказать, что небесное число обозначает христиан, а количество песка морского – иудеев. Но я полагаю, что, скорее, каждое из этих чисел можно приложить и к тем, и к другим. Ибо как среди первых есть большое число праведников и пророков, сравнимое с количеством звезд на небе, так и среди других есть многие, кто мыслят «о земном» ( Фил.3:19 ) и глупость которых «как песок на берегу моря», и среди них, как я думаю, особенно много еретиков. Но как бы не стать нам нерадивыми; ибо пока кто-либо из нас не оставит «образ перстного» и не облечется в «образ небесного», он сравнивается с земными образами. Поэтому, как мне видится, Апостол и выражает образ воскресения в небесных и земных телах, говоря: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:40–42 ). Но Господь также напоминает тому, кто знает, как слушать, об этом же, когда говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). 3 . Но если хочешь в словах Писания увидеть еще яснее, что Христос – из семени Авраама и сын Авраама, послушай, что написано в Евангелии: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова» ( Мф.1:1 ). Таким образом, в этом также исполнилось сказанное: «Овладеет семя твое городами врагов своих» ( Быт.22:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010