39 . Но кто не изумится тому, что эти, уже немногие почитатели многих и притом ложных богов, не хотят повиноваться Тому, о Котором каждый из них, будучи спрошенным: кто есть Бог, отвечает по-своему, но никто не дерзает отрицать бытие Бога? Ведь если они будут Его отрицать, то весьма легко могут быть убеждены Его делами, пророчествами и их исполнением. И я говорю не о том, во что, по их мысли, свободно можно не веровать, а именно: что Он в начале сотворил небо и землю и все, что в них есть ( Быт. 1:1 ); и не об известных древних событиях, а именно: что Он перенес на небо Эноха, что нечестивых уничтожил потопом, что праведного Ноя и дом его спас ( Быт. 5:24 ; Быт. 7:1 ). Я начинаю исследовать деяния Его среди людей от Авраама, ибо ему чрез ангельское пророчество было открыто обетование, исполнение которого мы ныне видим. В самом деле, ему было сказано: «И благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22:18 ); от его семени произошел народ израильский, от него – Дева Мария, родившая Христа; пусть они дерзнут, если могут, отрицать, что через Него получают благословение все народы. Это обетование было также и к Исааку, сыну Авраама ( Быт. 26:4 ); то же сказано было и Иакову, внуку Авраама ( Быт. 28:14 ), который также был назван Израилем, от которого весь этот народ произошел и получил свое имя, так что Бог этого народа называется Богом Израиля. Это значит не то, что Он не есть Бог всех народов, как незнающих Его, так и знающих; а значит, что в этом народе Он восхотел явить более очевидно силу обетовании Своих. Ибо этот народ, первоначально умножившийся в Египте и освобожденный от рабства в нем со многими знамениями и чудесами, по завоевании многих народов получил к тому же еще и землю обетования, в которой господствовал через царей своих, происшедших из колена Иуды. Этот Иуда был одним из двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама, и от имени его они, названные иудеями, многое совершили с помощью Божией и много пострадали за грехи свои, пока наконец не пришло Семя, Которому было обетовано, что в Нем благословятся все народы земли и добровольно сокрушат своих идолов. Глава XXVI

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Быт.19:5 . и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: «да познаем их», имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл ( Быт. 4:1, 24:16 и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест ( Лев.18:22 ; Ис. 3:9 ; 2Пет. 2:6–8 ; Иуд. 1:7 и др.). Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян. Быт.19:6 . Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения. Быт.19:7 . и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян. Быт.19:8 . вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных ( Быт. 19:14 ), дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 50:4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: Иосиф, находясь в трауре и, вероятно, отрастив бороду и волосы в знак печали по обряду египетскому (Герод. II, 26), не мог сам предстать пред фараона. (Сравн. Быт. 41:14 , когда Иосиф, выведенный из темницы, должен был остричься, прежде чем предстать фараону.) Египтяне не носили вовсе бород, как доказывают их монументы. Быт. 50:5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, Иосиф не находил нужным пояснять в своём послании, что прадед его купил место погребения в земле Ханаанской и что все его предки похоронены там. Вероятно, обетование о Ханаане хранилось в тайне между членами семейства Иакова, и будущее обещанное величие народу, от Авраама происходящему, не разглашалось чужеземцам. Иосиф избегал даже говорить придворным фараона, что место, где хотел быть погребён Иаков, есть фамильная пещера; он сказал только о личном желании отца своего, дабы не возбудить подозрения египтян, которые как при фараонах XII династии (при которой, полагают, жил Иосиф), так и при всех последующих династиях употребляли все усилия, чтобы овладеть прибрежьем Палестины и Финикии, постоянно ведя войны с хеттами и даже впоследствии (как, напр., при Аменофисе II 18-й династии) сталкиваясь с рутенами (ассирианами), которые тоже искали преобладания в Сирии и Палестине. там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.] Быт. 50:6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. Быт. 50:7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, Англ. Библия замечает, что на египетских монументах встречаются изображения великих погребальных процессий (ссылка на Розеллини, Вилкинсона и др.). Быт. 50:8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В библейском древнееврейском тексте очень широко отражена особенность древних евреев мыслить в конкретных образах. Помимо приведенных нами примеров со словами —13— «отец», «муж», «сын», «дочь», где в русском переводе требуется введение более общих понятий, в Библии встречается немало выражений, в которых конкретизирующие слова при переводе должны быть или удалены, или подвергнуты литературной обработке с учетом стилистических особенностей русского языка, чего не было сделано переводчиками. Процитируем несколько таких мест: «сказать слово в уши» ( Быт.44:18 ), «дыхание духа жизни в ноздрях своих» ( Быт.7:22 ), «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» ( 2Цар.14:25 ), «не являйтесь ко мне на лице» ( Быт.44:23 ), «я отдала служанку мою в иедро твое» ( Быт.16:5 ), «сын, который вышел из чресл моих» ( 2Цар.16:11 ), «почитай лицо старца» ( Лев.19:32 ), «голубь не нашел места покоя для ног своих» ( Быт.8:9 ), «сего возьмете от глаз моих» ( Быт.44:29 ), «он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2 ) и т.д. При переводе не всегда учитывается еще одна грамматическая особенность древнееврейского языка. Если однородные имена существительные имеют в предложении одно и то же притязательное местоимение (местоименный суффикс), то последнее обычно ставится при каждом существительном. Буквальный перевод таких мест становится тяжелым и неестественным: «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими...» ( Исх.10:9 ). С учетом того, что в этом тексте, кроме местоименного суффикса, имеются и другие буквализмы, одним из вариантов его «перевода мог бы быть такой: «пойдем с нашими семьями и скотом». Вообще же языку Библии, как впрочем, и другим древним языкам, свойственны повторы. Это относится не только к местоимениям. В 1-й главе книги Судей мы читаем: «Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов, Фаанаха. и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов» (стих 27). Выражение «и зависящих от него городов», повторяясь 5 раз, затрудняет чтение текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще о том, что душа покидает тело, Библия сообщает неоднократно. Первым таким указанием является предсказание Бога о смерти Авраама: «Ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй» (Быт. 15, 15). Таким образом Господь утверждает, что смерть для Авраама будет заключаться в отхождении его к отцам, и в погребении его тела. Совершенно очевидно, что это — два различных действия, совершаемых различными субъектами. Душа Авраама отошла в шеол, где уже находились его предки, а тело было погребено в двойной пещере. Нельзя отождествлять могилу Авраама с тем местом, где находились его отцы, ибо его предки были похоронены или в Уре (вплоть до Фарры), или в Харране (Фарра — Быт. 11, 32). Поэтому слова книги Бытия прямо свидетельствуют о различной участи души и тела после смерти: «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое напротив Мамре… Там похоронены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25, 8-10). Если мы обратимся к еврейскому тексту, то мы увидим еще более яркое свидетельство ухода души в иной мир. Буквально книга Бытия говорит: «И приобщен был к народу своему» , подчеркивая тот известный Православию факт, что после смерти душа не ходит где ей вздумается, а ведется в приготовленное для нее место. То же самое Библия говорит и про Измаила (Быт. 25, 17), Исаака (Быт. 35, 29), Иакова (Быт. 49, 33), Аарона (Числ. 20, 24), Моисея (Втор. 32, 50), Давида (Деян. 13, 36), Иосию (4 Цар. 22, 20) — все они, хотя умерли в самых разных местах (Едом, Египет, Иерусалим, Синайский полуостров, Палестина) и похоронены в разных могилах (а у Моисея и вовсе не известно место его погребения (Втор. 34, 6)), но все они приложились к народу своему. При сектантской антропологии это необъяснимо, но вполне укладывается в учение Церкви о бессмертии человеческой души. По справедливому мнению свят. Филарета Московского, «как Авраам не пошел к предкам своим, и не присоединился к народу своему, по телу, ибо умер в земле чуждой: то выражения сии были бы неуместны, если бы не относились к состоянию духовного человека по смерти. Из этого и других мест Св. Писания видно древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единство судьбы (Ис. 14, 9-10, Иез. 32, 18)» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот что было, когда люди начали жить на земле: у них рождались дочери, и сыны Божии, увидев дочерей человеческих, взяли некоторых себе, которых избрали, [в жёны], и от них рождались исполины – за невоздержание племени сыновей Сифовых к дочерям рода Каинова, ибо Бог не позволил им смешиваться из-за злобы племени Каинова 410 . От их [брака] рождались великаны: «это издревле славные люди» ( Быт. 6:4 ), благодаря Сифу огромные, красивые и сильные, а из-за Каина злобные и неразумные. И сказал Господь Бог: «Не может пребывать Дух мой в этих людях вовеки, ибо они плотские; будет же время их [жизни] 120 лет» ( Быт 6:3 ). Люди умножились на земле и забыли Бога, создавшего их, но исполнились блуда, и всякой нечистоты, и убийства, и зависти; дети бесчестили своих отцов, а отцы гнушались своих детей; жены бросали своих мужей, а мужья не хранили верности жёнам; юноши бранят стариков, а старики строят из себя молодых. Тогда не верили друг другу, не надеялись на брата; каждый говорил своему ближнему о мире, а про себя задумывал войну. Зависть и обман умножались среди них, одержимых ненасытством, любовь в них иссякла, ненависть у них усилилась и уничтожила добродетель. Лицемерие им нравилось, смирение же омерзело, и почтили они надменность, и отошла от них истина, а ложь покрыла землю, и никто не поминал Бога, и потому они преисполнились зла, что отвергли Бога, но жили скотски (Ср.: Быт. 6:5, 11–13; 2 Пет. 2:10–19) 411 . Нои же человкъ бысть праведенъ и смиренъ и свершенъ въ род томъ, тотъ обрте благодать предъ Богомь и Бог годи. И рече Богъ Ноеви: «створи ковчегъ въ долготу локоть т, а въ шириню н, а въ вышин л; и котьци створи въ немь, и посмоли вънутрьд и вънд». (л.51б) же ковчегу за р лтъ, и повдахе «âtäà» ше Нои, ко быти потопу, и посмхахутьс Егда же сдла ковчегъ, и рече Господь Богъ «вълзи ты, и жена тво, и сынове твои, и снохи тво, и въведи къ соб по всхъ скотъ и звереи, и всхъ пьтиць, и всхъ гадъ». «Ной же был человеком праведным, смиренным и непорочным в роде своём; он обрёл благодать пред Богом и Богу угодил» ( Быт. 6:8–9 ). И сказал Бог Ною: «Сделай себе ковчег длиной триста локтей, шириной пятьдесят, а высотой тридцать; и отделения сделай в нем и осмоли внутри и снаружи» ( Быт. 6:14–15 ). Пока строили ковчег в течение 100 лет, Ной говорил о потопе, но над ним смеялись. Когда же он построил ковчег, Господь Бог сказал Ною: «Войди [в ковчег] ты, и жена твоя, и сыновья твои, и снохи твои; и введи к себе [в ковчег] по паре из всякого скота и зверей, и из всех птиц, и из всех гадов» ( Быт. 6:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Вхождение же человеческого сознания в созданное духовным умозрением устроение знаменуется обильными слезами, которые идут буквально «день и ночь» ( Пс 41:4 ), по сказанному: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» ( Быт. 6:17 ). Как видим, слезы эти подаются Богом для истребления всякого вида плотского мышления, в котором заключается дух жизни по плоти, живущей единственно для земли. И льются эти слезы до тех пор, пока не истребится всякий вид греховного ощущения и мировосприятия, утвердившийся на поверхности земли ( Быт. 6:23 ), после чего слезы прекращаются, и ум, получив извещение об очищении души от греха ( Быт. 8:11 ), устрояет в сердце жертвенник Господу, принося, с помощью духовного умозрения, приятное Ему всесожжение из чистых мыслей и движений душевных ( Быт. 8:20 ). Хам «Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися». 25 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О зависимости богослужения от духовного умозрения Текст для рассмотрения: Быт. 9:18–27 Употребляемые категории: · НОЙ – духовное умозрение · СИМ – богопознание · ИАФЕТ – боголюбие · ХАМ – богослужение · ХАНААН – духовное жительство Духовное умозрение, осеняемое благодатью Божией, уподобляясь доброму земледельцу, по естественному действию своему желает возделывать землю так, чтобы чувственное созерцание зримых вещей давало плод духовный. Для этого оно насаждает виноградник ( Быт. 9:20 ), образуя в душе церковь , где лоза – Бог , а ветви – силы нашего духа. И как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и дух без Бога не может принести должного плода, состоящего во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Если же случается, что умозрение духа перестает усматривать Бога в природе, то сознание его настолько искажается, что он уподобляется человеку, которого одолело вино ( Иер. 23:9 ). Упившийся вином не знает, что говорит и что делает, а то, что говорит и делает, достойно смеха и сожаления. Не имеет он ни стыда, ни страха, ни совести, потому что ум его под действием вина омрачен и лишен здравого рассуждения. То же самое творит и упившийся разными суетными мыслями и похотью мира сего, ибо как бывает пьянство от вина – так бывает пьянство и не от вина, когда нападает дух усыпления, когда закрываются умственные очи, так что всякое пророчество, ими ранее с легкостью усматриваемое в окружающем мире, становится то же, что слова в запечатанной книге ( Ис. 29:9–11 ), когда, под действием этого духа опьянения, вся мудрость их исчезает ( Пс. 106:27 ) и они вводят человека в заблуждение во всех делах его ( Ис. 19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Геохронологическая таблица 3 ЭРЫ ПЕРИОДЫ Кайнозойская Четвертичный Неогеновый Палеогеновый Мезозойская Меловой Юрский Триасовый Палеозойская Пермский Каменноугольный Девонский Силурийский Ордовикский Кембрийский Протерозойская Архейская Растительный мир Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм. Быт 1:14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Быт 1:15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Быт 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; Быт 1:17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, Быт 1:18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. Быт 1:19 И был вечер, и было утро: день четвертый. В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в преды­дущем очерке 4 , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы. Возраст Вселенной Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию.

http://pravmir.ru/bibliya-i-nauka-o-sotv...

Единственный, кто в то время обрел благодать пред очами Господа, был Ной – как тот вид умного делания, который способен почитать Бога даже при возделывании той земли, которую проклял Господь ( Быт. 5:29 ). Все житие Ноя состояло в том, что он ходил пред Богом ( Быт. 6:9 ), всегда мысленно содержа Его пред собой и сознавая себя открытым пред Ним во всех своих начинаниях. «Предзрех Господа предо мною выну, – повторял он в сердце своем, – яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). Другие формы богопознавания, в отличие от Ноя, не предложиша Бога пред собою ( Пс. 53:5 ) и не разумеша, что очи Господа в десять тысяч раз светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные ( Сир. 23:27–28 ), ибо если бы они разумели это и помнили, то не грешили бы разными видами нечестия. Дело Ноя состоит в умозрении духовном, способном созерцать сущность всех Божиих тварей – как чувственных, так и мысленных, – узревая в них Божественный замысл относительно них и принципы их существования, в соответствии с которыми они были созданы. Совершается это дело при содействии жены – т.е. органов восприятия, при помощи которых вещи чувственные служат духовному созерцанию, а не удовлетворению похоти, воспринимая чувственное и телесное как образы вещей невидимых, порождая истинное познание Бога в лице Сима, чистое и безукоризненное служение Богу в лице Хама и неизменную любовь к Богу в лице Иафета ( Быт. 6:10 ). При помощи духовного умозрения ум постепенно приходит в такое устроение, что без него не может представить своего дальнейшего существования. Это устроение и есть тот самый ковчег, который повелевает сделать Господь таким образом, чтобы в нем могли вместиться три уровня мысленного созерцания. Для этого в нем устрояется нижнее, второе и третье отделения ( Быт. 6:14–16 ). Первое отделение образуется из такого видения своего недостоинства, которое показывает нам, с какой высоты небесной, данной нам по первому устроению нашему, мы ниспали, уподобившись различным гадам пресмыкающимся по земле по роду их и делам их. Второе отделение появляется тогда, когда послушному воле Божией разуму начинают последовательно покоряться все скотоподобные движения души. Третье же отделение вмещает в себя различные помышления, подобно птицам, возносящие душу к высоте небесной ( Быт. 6:20 ). Причем, такое устроение не только заключает в себе Ноя, и жену его, и сыновей его, и жен сынов его, и всех животных, и от всякой плоти по паре, мужеского пола и женского: из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их ( Быт. 6:18–20 ), но и защищает всех их подобно дому, отовсюду затворенному и заключенному от пагубного влияния окружающих душу греховных прилогов и ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И что я говорю: от жизни в жизнь? Из худшей в лучшую, из временной в вечную, из земной в небесную. Наконец, Иосиф, исполнивши все, " возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие " с ним (Быт.50:14). Но затем посмотри, в какой боязни были братья Иосифа и какой страх потрясал их душу. " И увидели братья Иосифа, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали " (Быт.50:15). Страх сильно смущал ум их и, угрызаемые совестью, они не знали, что делать. Поэтому, говорится, видя кончину отца и опасаясь, чтобы Иосиф за поступки их против него не подверг их заслуженному наказанию, " послали они " к нему " сказать: отец твой перед смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их " (Быт.50:16-17). Смотри опять, как они становятся обвинителями самих себя; замечай, как велика обличительная сила совести. Вы вполне знаете, что вы сделали неправду и грех, что причинили зло. " Прости братьям твоим вину и грех их " (Быт.50:17). Вот как, не будучи никем принуждаемы, они обвиняют сами себя, и говорят: отец твой сказал: " прости братьям твоим вину и грех их " . Но этот дивный, всеми добродетелями украшенный, муж так был далек даже от памятования их поступков, что был смущен словами их. " Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, и пали перед лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе " (Быт.50:18-19). Посмотри, что значит добродетель, как она сильна и непреоборима, и как бессильно зло. Вот человек, столько пострадавший, теперь господствует, а те, которые так поступали с братом, сами просят быть рабами того, кого сами же они продали в рабство.   5. Но выслушай еще, как незлопамятен был Иосиф в отношении к своим братьям, как он желает всеми способами утешить их и убедить, что они нисколько не согрешили против него. Он говорит им: " не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей " (Быт.50:19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010