Бессмертие души. (Из бесед Евсевия, архиепископа Могилевского) Слово Божие раскрывает нам бессмертие нашей души, как истину общеизвестную. Оно говорит: Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его: завистию же диаволею смерть вниде в мир ( Прем.2:23–24 ). Человек был бы бессмертен и по телу, если бы по зависти дьявола не был вовлечен в грех. Бог заповедал Адаму: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт.2:17 ). Отселе явно, что только через грех подвергся человек смерти по телу. Но смерть тела не разрушает существа души, не прекращает бытия души. Премудрый говорит: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). To есть, из персти или из земли созданное тело опять возвратится в землю, из которой оно взято; а душа возвратится к Богу, Который создал ее по Своему образу. Все ветхозаветные праведники верою в будущую жизнь усовершались в благочестии и праведности, и были верны Богу среди тяжких испытаний настоящей жизни, все умерли в этой вере, как пишет Апостол: по вере умроша сии вси, не приемше обетований. но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли. Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют ( Евр.11:13–14 ); все они спасались верою в обетованиого Искупителя: но Искупителя в настоящей жизни они не дождались, а только издали верою созерцали те благодатные дни, в которые имел Он совершить спасение рода человеческого, и радовались, уповая, что и они будут участвовать в спасении не в этой, а в другой жизни, и потому в этой жизни почитали себя странниками и пришельцами, показывая тем, что они ищут и ожидают отечества небесного. Бог, промышляя о сохранении и воспитании веры в бессмертие, являл в ветхозаветной Церкви и чудесные свидетельства о будущей жизни. Так праведный Енох ( Иуд.1:14 ), за свою веру и праведную жизнь, Богом переселен был на небо, не видев смерти ( Евр.11:5 ). Пророк Илия с телом взят был на небо ( 4Цар.2:11 ). Были примеры воскресения мертвых: так Пророк Илия воскресил сына бедной вдовы ( 3Цар.17:21 ); кости Пророка Елисея возбудили к жизни прикоснувшегося к ним мертвеца ( 4Цар.13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Г.С. Битбунов Вход Господень в Иерусалим Событие праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами ( Мф. 21: 1–11 ; Мк. 11: 1–11 ; Лк. 19: 28–40 ; Ин. 12: 12–19 ). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11 ; Пс. 8 :2–3 ; Зах. 9: 9 ). Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви (греч. βια, церковнослав. этот праздник называют Неделей ваий (греч. Κυριακ τν βαων). Свт. Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет Небесного Отечества» 74 . В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Начать нужно с изложения события Входа Господня в Иерусалим. Итак, за пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! ( Мф. 21: 9 ; Мк. 11: 9 ; Лк. 19: 38 ; Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Афанасий (Евтич) Святая Земля: История и эсхатология " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  4.0 из  5) Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии ( Зах.2:12 ) и в книге Премудрости Соломона (12:3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других (“земля, драгоценнейшая всех у Тебя”) ( Прем.12:7 ). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории — Ханаан ( Суд.4:2 ), земля Ханаанская или земля Хананеев ( Быт.11:31 ; Исх.3:17 ). Несколько позднее в Ветхом Завете она называется пределы Израильские ( 1 Цар.11:3 ) и земля Господня ( Ос. 9, 3 ) или просто земля (Иер.). Следовательно, по-преимуществу — Земля. Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто Эрец, или Хаарец — земля (Пс.103:14: “Хамоци лехем мин ха-арец” — “произвести хлеб от земли”) 1 . В Новом Завете она назывется землей Израилевой и землей Иудейской ( Мф.2:20 ; Ин.3:22 ), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам “получил в наследие” от Бога (“имел получить в наследие”) и “верою обитал он на земле обетованной, как на чужой” ( Евр.11:8-9 ). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли, но об этом позднее. Итак, Палестина есть земля библейская — земля священной истории и священной географии трех великих мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Рассмотрим ее сначала с точки зрения географии. В наши дни библеисты называют большую географическую территорию Ближнего Востока, включающую Палестину, Сирию и Месопотамию, подходящим для нее термином — “плодородный полумесяц”. Это георафическое пространство вытягивается в виде некого лука или дуги над Сиро-аравийской пустыней и соединяет Персидский залив со Средиземным и Красным морями. С верхней стороны этой географической дуги расположены горные массивы Ирана, Армении и малоазийского Тавроса, а с нижней стороны — Сирийская и Аравийская пустыни. По территории этой дуги протекают четыре большие реки: Тигр, Евфрат, Оронт и Иордан, а на самой ее границе — река Нил. Восточную оконечность “плодородного полумесяца” составляет Месопотамия, а западная оконечность включает в себя долину между Иудейской пустыней и Средиземным морем и спускается до долины Нила. Палестина является юго-западной оконечностью этой большой географической территории, связующей Азию и Африку, а через Средиземноморье еще и Европу.

http://azbyka.ru/apokalipsis/episkop-afa...

Скачать epub pdf Псалом 94 В нашей синодальной Библии и нашей «Учебной Псалтири» сему псалму предшествует такое надписание: Хвала песни Давиду, не надписан у еврей. Это надписание сделано, или внесено в Библию , LXX толковниками, которые по характеру и содержанию первой части псалма (до ст. 8) назвали его хвалебною песнию; причем отметили и то, что в еврейской Псалтири он не имел никакой надписи. За исключением древних раввинов, приписывавших составление сего псалма пророку Моисею, почти все толкователи, вслед за LXX и согласно с мнением многих отцов и учителей Церкви, занимавшихся изъяснением Псалтири, приписывают сей псалом Давиду, основываясь, конечно, на свидетельствах св. апостола Павла, который, приводя несколько стихов из сего псалма (7–11 в Евр.3:7–11 ), говорит, что они изречены «чрез Давида». Так как во второй части сего псалма прикровенно говорится о Мессии Иисусе Христе, то и он причисляется к числу мессианских псалмов, о чем подробнее и яснее будет изложено при объяснении последних стихов сего псалма. Пс.94:1–2 Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. В ветхозаветной Церкви иудейской, при богослужении, в скинии и во храме Иерусалимском введены были особые песнопения, которые исполнялись особыми хорами избранных из левитов певцов. Таковы все псалмы, в которых прославляется великое и святое имя Творца и Вседержителя мира. Таков в особенности настоящий псалом (или вернее, первая часть его, до ст. 7), как предназначенный для пения в день субботний, и посвященный воспоминанию окончания Богом творения мира и прославлению Творца, почившего в день седьмый от всех дел Своих, которые Он творил и созидал (ср. Быт.2:2–3 , и ст. 5–6 и 11 объясняемого псалма). Призывая всех к прославлению Бога, псалмопевец говорит: приидите не только те, которые здесь, при богослужении, присутствуют, но и все те, которые находятся вдали, – будем петь торжественную, радостную и хвалебную песнь Господу Богу (возрадуемся Господеви); воскликнем, – «воскликновение» есть победная песнь, или, что то же, «громкая, единодушная песнь о поражении врагов». По мнению св. Афанасия Александрийского , псалмопевец здесь пророчески переносится мыслию ко Христу Спасителю нашему, Который, вступив за нас в брань с противными, невидимыми силами, низложил врагов наших и предоставил последователям Своим воспользоваться плодами сей победы с. 312]. А потому и говорит: воскликнем Богу Спасителю нашему; предварим лице Его во исповедании, или, как в переводе с еврейского, «предстанем пред лице Его со славословием, и во псалмех воскликнем Ему». То есть все мы, уверовавшие во Христа, воскликнем Ему в победных псалмах или, как поем в одном церковном песнопении: «Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися» (Октоих. Глас 1. Четверг. Утро. Канон. Песнь 1, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 30 6. «Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы» ( Ис. 30:6 ). Так как они делали неправду, пророк называет их четвероногими. Хотя между теми и другими простиралась пустыня, однако люди не пренебрегали безрассудно передавать свои блага народу египетскому, который не мог помочь им никоим образом. «Откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои». Львом пророк называет колено Иудино, которое имело силу не от себя самого, а от небесной помощи, по сказанному: «Молодой лев Иуда» ( Быт.49:9 ). Напоминая о доблестях отцов, пророк осмеивает глупость сыновей. «Откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи»: это он говорит для того, чтобы этими словами поразить сердца их, показывая, что от благочестивых родителей родились нечестивые сыны. Вы, говорит, посрамляете Меня, а Я прославляюсь вами пред неприятелями. Праведник уверен в себе самом, «как лев» (ср. Притч.28:1 ), а беззаконный изобилует смятением и не имеет мужества. 7. «Ступай, – говорит, – помощь Египта будет тщетна и напрасна...» ( Ис. 30:7 ) прежде не было наказания... постигли наказания... и они не считали этого неожиданным. Он не только излагает повеление, но и присоединяет: 8–9. «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня» ( Ис. 30:8–9 ). Видишь ли, что Им повелено писать ради обличения и обвинения, как и Моисей в своей песни? Это был народ непослушный, совершенно растленный. 10–11. «Которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды», как больные, которые боятся рук врачей, «говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути» ( Ис. 30:10–11 ). Тем не менее, как видим, для утверждения душ их, возвещались видения и объявлялись пророчества. Почему же они чувствовали отвращение при этих словах, и желали находиться в заблуждении?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава I. Предустроение Богом человеческого спасения § 66. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода Богу, как всеведущему, от века, когда еще не было мира и времени, уже известно было, что человек не устоит в правой и святой жизни, не выдержит испытания и падением своим подвергнет осуждению и бедствию и себя, и все происшедшее от него потомство. Но как благий, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез.33:11 ; 1Тим.2:4 ), Он, от вечности зная, что отпавши от Него человек снова обратится к Нему, определил спасти его и предъизбрал к тому средство. Посему можно сказать, что триипостасный Творец мира не прежде изрек Свой божественный совет: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ), как уже когда предопределен был способ восстановить и спасти падшего от всех зол падения. Эта предвечная, непостижимой мудрости исполненная в таинстве трех божественных лиц – Отца, Сына и Св. Духа воля Божия о восстановлении падшего человечества и предъизбрание к оному средства в Св. Писании называется: советом Божиим ( Деян.2:23 ; Еф.1:11 ), предузнанием и предопределением ( Рим.8:29 ), тайной волей Божией ( Еф.1:9 ), домостроительством (οκονομα; – в ц.-слав. – смотрением) Божиим ( Еф.3:2 ). В откровении в чертах довольно подробных изображается предвечный совет Божий о спасении человека, преимущественно при объяснениях уже открывшегося домостроительства Божия по предвечному плану Божией премудрости. В одних из изречений Писания находятся прямые указания на то, что Бог от века положил восстановить падшего человека, в других частнее дается видеть участие каждого из лиц Св. Троицы в таинстве нашего спасение, определенное в совете Божием. I. По учению откровения тайна домостроительства нашего спасения до времени пришествия Христова никому не была открыта ясно и вполне, была, как учили апостолы, тайною, сокрытую от веков и родов в Боге ( Кол.1:26 ), утаенною даже от начал и властей небесных ( Еф.3:9, 10 ; 1Пет.1:19–20 ), тайною, о которой от вечных времен было умолчано ( Рим.14:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 История. 7 класс   ЭКЗАМЕН по ИСТОРИИ История Средних веков   1.      Великое переселение народов. Падение Западной римской империи . 4.      Крестовые походы: причины, I Крестовый поход. 5.      Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. 6.      Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. 7.      Франция в XI - XIII вв. Укрепление королевской власти. 8.      Столетняя война между Англией и Францией. 9.      Завоевания турок-османов. Падение Византии. История Нового времени 10.            Великие географические открытия. Завоевание Америки. 11.            Реформация: причины, возникновение лютеранства, кальвинизма и англиканства и области их распространения. 12.            Английская революция XVII в. История России 1.      Образование государства у восточных славян. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. 2.      Русь в правление Владимира Святого. Крещение Руси. 3.      Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. 4.      Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. 5.      Монголы. Нашествие Батыя. 6.      Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. 7.      Образование единого русского государства при Иване III. Конец монгольского ига. 8.      Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. 9.      Причины Смуты нач. XVII в. Обзор важнейших событий Смуты. 10.            Правление Алексея Михайловича Романова. Бунташный век. Соборное Уложение. 11.            Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. 12.            Внешняя политика Петра I . Северная война.   Ответы к билетам по истории Средних веков для 7 класса    1. (Брандт, § 2,3) Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. ( граница по рекам Рейн и Дунай, лимес – система римских укреплений)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Единственный рассказ об основании Церкви Христовой сохранила книга Деяний Апостольских. Без осмысления того, что произошло в тот день, как это событие было воспринято религиозным сознанием очевидцев, иерусалимских христиан, нельзя понять дальнейшей истории спасительного служения Церкви. Возвратившись после Вознесения Спасителя с Елеона в Сионскую горницу, апостолы «единодушно пребывали в молитве» (Деян. 1, 14). Так продолжалось еще десять дней, пока не наступил праздник Пятидесятницы. Ветхозаветный праздник Пятидесятницы был установлен в память о даровании еврейскому народу на горе Синай десяти заповедей Божиих. Пятидесятницей же он назывался потому, что это великое событие состоялось на пятидесятый день после ветхозаветного праздника Пасхи. …В день Пятидесятницы ученики Христа находились вместе в той самой Сионской горнице, где Господь на Тайной Вечери положил начало таинству Евхаристии. Как говорит книга Деяний, « внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать» (Деян. 2, 2-4). Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (Мф. 3, 11). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». В виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований Святого Духа. В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов. Когда-то, в начале человеческой истории, люди вознамерились построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. Тогда Бог, воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, смешал их язык. Люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли (Быт. 11, 8-9).

http://pravmir.ru/rozhdenie-hristianskoy...

Закрыть itemscope itemtype="" > 21 ноября - собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных 21.11.2006 297 Время на чтение 3 минуты Беседуя с христианами в день, посвященный Церковью в честь бесплотных сил, мы считаем излишним доказывать, что такие бесплотные силы, которых мы обыкновенно именуем ангелами, действительно существуют. Сомневаться в бытии их может только человек плотский, который, подобно животным, руководится одними чувствами, а посему не допускает того, чего не видит телесными очами. Но кто живет не по плоти, а по духу, как должен жить каждый христианин, - кто не ограничивает взора своего чувственным и возносится духом выше земного, тот необходимо предполагает и охотно верит тому, что между Богом и человеком должен быть беспредельный ряд существ, которые по природе и силам гораздо превосходят нас, которые тем духовнее и совершеннее, чем ближе стоят к Богу, а по ближайшему общению с Ним суть таинники Его советов, первые исполнители Его воли. Таковы ангелы Божии, которых апостол именует служебными духами, посылаемыми в служение для хотящих наследовати спасение. Слово Божие свидетельствует, что святые небожители, как други, приемлют в нас самое искреннее участие: они радуются о каждом грешнике кающемся и, следовательно, скорбят о нераскаянном (см. Лк. 15, 16); они внемлют нашим молитвам, возносят их к престолу Божию и усиливают своим ходатайством (см. Откр. 8, 3-4); они невидимо присутствуют нам, назирают все наши действия, располагают нас к добру и отклоняют от зла; они ополчаются против врагов нашего спасения, хранят нас во всех путях наших и в нужном случае оказывают благовременную нам помощь (см. Пс. 90, 11). Исчислить все благодатные действия их, о коих говорит Писание, не достанет нам ни времени, ни сил; поэтому укажем для примера только некоторые. Вот, Агарь, раба Саррина, удаленная из дома Авраамова, вместе с малолетним сыном ее Измаилом, заблудилась в пустыне, и запас воды ее истощился. Жаждавшему детищу ее угрожала смерть. Несчастная матерь, не зная что делать, положила его под деревом, а сама удалилась, чтобы не видеть смерти сына своего. Измаил заплакал, и вдруг явился ангел Божий и сказал Агари: " Не бойся, ибо услышал Бог глас отрочища твоего " . Тогда же отверз Бог очи ее, и она узрела ключ живой воды, которою спасла жизнь Измаилу (Быт. 21, 14-19).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благовещенский монастырь на Мангупе – хранитель и преемник христианского наследия в Крыму Светлой памяти игумена Иакинфа (Телеги; † 27.11.2020) 27.11.2020 871 Время на чтение 13 минут Дорогие друзья, сегодня отошел ко Господу наместник Мангупского Благовещенского монастыря игумен Иакинф. Добрый и славный воин Христов, решивший лучше умереть от сердечной недостаточности, чем от недостаточной сердечности! Просим молитв о упокоении его души. Протоиерей Димитрий Шишкин Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви В горной части Крымского полуострова на головокружительной высоте, почти на вершине горы Мангуп, расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь древнего происхождения. В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему. Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история Отец Иакинф, человек теплый в общении – как правило, он встречает путников сердечным обращением «родной человек», «роднулечка» – о славном прошлом этого святого места готов рассказывать и рассказывать. Есть у него боль, что современные православные христиане не уделяют должного внимания важным историческим сведениям. О Херсонесе как о колыбели русского Православия и местопребывании святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», многие, правда, знают. Однако о «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/27/blagov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010