3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. „Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?“ спрашивает Псалмопевец. ( Пс. 23:3–5 ) 271 . „Тот, – отвечает он, – у которого руки неповинны и сердце чисто“. И далее: „....он получит благословение от Господа и милость от Бога Создателя своего“. Таким образом еще для ветхозаветного человека выяснялось, что „на гору Господню“ духовную (а не земную) призываются не члены известной нации, а люди с чистым сердцем и руками, не оскверненными насилием и кровью брата. Для члена же будущей церкви Христовой в 23 Псалме стихе 5 произносится то имя Божие, которое ближе всего в его сердце рисует ему возлюбленный образ Господа нашего Иисуса Христа,-имя Спасителя. Имя горы Господней, горы Иеговы, принадлежит и той горе, на которой Авраам готовился принести в жертву Исаака. (См. Быт. 22:1–18 и все пр. в I т. Св. Летописи). Здесь Аврааму сказано, что за веру его: „благословятся в семени его все народы земли“. Событие это происходило на горе Мори-Иаг, (Мориа), на которой чрез много веков воздвигнут был храм Вечно- Живущему, и которая вместе с другой прилежащей горой названа общим именем Сион: „это град Давидов“ ( 2Цар. 5:7 ) Сион есть от того времени вечно типическое имя победы правды и добра над ложью и злом. Совокупность всех древнейших пророчеств и преобразований, и пророчества Исаии в настоящем 3 стихе, доказывает, что пред нами несомненно Мессианское пророчество, глаголющее о царствии Божием, принесенном на землю Господом нашим Иисусом Христом. Горой Божией была и гора Синай (Исход XXIV),. но она представляла собою закон, „ завет от горы Синайской, рождающий в рабство“ ( Гал. 4:24 ). Во время дарования закона приказано было: „Моисей один пусть приблизится к Господу.... народ пусть не восходит с ним“. ( Исх. 14:2 ). Не так в Христианстве: „Гора же Божия Сион есть вышний Иерусалим.... матерь всем нам“ ( Гал. 4:26 ). Сион свободен, говорит Апостол, и вот почему в пророчестве Исаии к нему свободно текут народы и „восходят на святую гору Господню, в дом Бога Иаковлева, для того, чтобы научиться путям Господним“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В нем находились люди до грехопадения, в нем пребывают они в младенчестве. В обоснование естественности Д. против тех, кто хулят его, прп. Иоанн Дамаскин полагал воплощение от Девы Бога Слова. В естество человека Д. было насаждено «свыше и искони»: человек был сотворен из девственной земли; Ева создана только из Адама; рай был девственным. Первозданный человек жил в раю, а брака тогда и в помине не было, говорит свт. Иоанн Златоуст , обосновывая естественность и первенство Д.; понадобился ему помощник - и он появился, но брак еще не был необходим; его не было бы и до сих пор, и люди жили бы в раю, как на небе, наслаждаясь беседой с Богом; плотская похоть, болезни рождения и никакая тленность не могли бы проникнуть в их души; «подобно светлому ручью, текущему из чистого источника, люди пребывали бы в том жилище, украшаясь девством» ( Ioan. Chrysost. De virg. 14). Выражение «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1. 27) не означает умножения человечества непременно через брачное соединение - Бог мог умножить людей и др. способом, если бы они остались верными заповеди Его ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 24). «Тьмы тем ангелов служат Богу, и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан 7. 10), и ни один из них не произошел по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия. Таким образом Бог тем более мог бы без брака создать людей, как создал Он и первых, от которых произошли все люди» ( Ioan. Chrysost. De virg. 14). Однако Д. не будет иметь высокого нравственного достоинства, если оно будет просто естественным состоянием, как в младенчестве (или в глубокой старости - вслед. охлаждения чувств и омертвения плоти), ибо в таком случае оно «не есть дело свободы, ни плод подвига, следственно не есть еще добродетель», такое естественное состояние, по словам свт. Филарета Московского, справедливо называют невинностью, потому что в нем нет вины, противоположной Д., «а еще нет в нем превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному» ( Филарет, свт. С. 26-27). Д.- состояние сверх-естественное

http://pravenc.ru/text/171553.html

– Для чего необходимо Венчание и как относиться к невенчанным бракам? – О Божием установлении и благословении брака Священное Писание говорит неоднократно. Так, в книге Бытия читаем: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова и наставляет: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:4-6 ). Таинство Венчания – священное действие, которое освящает жизнь людей, желающих соединить свои жизни. Брак и Венчание едины. Жизнь семейная не легкая и не простая, в ней много трудностей, преодолеть которые с помощью Божией гораздо легче, а без помощи Божией порою просто невозможно. Как относиться к невенчанным бракам? Людей, у которых брак невенчанный, остается только пожалеть. Нужно молиться за них и надеяться, что Господь своею благодатью просветит их и образумит. – Какие должны быть критерии в поиске спутника жизни у верующего человека? – Не ищи жены или мужа, – это прямое наставление Апостола ( 1 Кор. 7:27 ). В особенности не ищи их где-нибудь за пределами Церкви. Хочется иметь семью – молись об этом, и Бог, когда нужно, пошлет семейное счастье. Впрочем, бывает и так, что человек до относительно зрелого возраста так и не может найти себе удачную партию. Что же, такова воля Божия. Некоторых Бог как бы определяет на службу Себе вне брака, хотя у них поначалу не было к этому решимости. Если мы будем пытаться собственными усилиями искать себе спутника жизни, это всегда риск. Чем же все-таки руководствоваться в таком поиске? В первую очередь, создающие семью люди не должны страдать различными комплексами, примитивным желанием самоутвердиться, а являться зрелыми личностями. Брак будет успешным, если оба человека исповедуют схожие ценности. – То есть такой поиск не поддается каким-то схемам и установкам? – Конечно, говорить о наличии каких-то схем, правил, установок совершенно неправильно. Их нет, и не может быть. Наша жизнь определяется Промыслом Божиим и смыслом жизни.

http://azbyka.ru/semya/byvaet-li-schastl...

е., утверждаются), как выражается негде Евангелие ( Мф. 22:40 ), – и всякое Боговдохновенное слово и закон, по слову (апост.) Павла, возглавляются (заключаются вкратце) в сей благодати ( 2Тим. 3:16 ): ибо здесь – конец зол и начало благ. Как со времени Адама воцарилась смерть, и злая держава ее продолжалась до Моисея ( Рим. 5:14 ), поелику и закон не мог ни опровергнуть губительного могущества ее: так (ныне) пришло царство жизни и разрушена держава смерти, настало другое рождение – не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога ( Ин. 1:13 ). Великий Захария провидел это начало изменения к лучшему и недоумевал, как назвать оное: ибо, перечисляя другие чудеса, относящиеся к страданию, он говорит и о сем времени, что оно – и не день и не нощь ( Зах. 14:7 ). Это время (которое, по изречению Пророка, есть ни день подобный другим дням, ни ночь подобная другим ночам) есть день, его же сотвори Господь ( Пс. 117:24 ), – день иной, отличный от дней, созданных в начале ( Быт. 1:5 ): ибо в сей день Господь творит небо ново и землю нову ( Ис. 65:17 ). В сем творении созидается истинный человек, по образу и подобию Божию. Днесь разрешены болезни смертные, и повит Первородный из мертвых, разрушены железные врата смерти, сокрушены медные запоры ада; ныне отверзается темница смерти, ныне проповедуется пленником отпущение, ныне даруется слепым прозрение ( Ис. 61:1 ), ныне посещает седящих во тьме и сени смертней Восток свыше ( Лук. 1:78, 79 ). Желаете ли узнать что-либо и относительно тридневного срока (воскресения Христова)? Для Всемогущей Премудрости, бывшей в сердце земли, – для Господа было довольно и столь малого промежутка времени, чтобы великий ум, обитающий в земле, объюродел: ибо так именует его Пророк – умом великим и князем Ассирийским ( Ис. 10:12 ). Поелику сердце есть некое жилище ума, то и Господь входит в сердце земли, которое есть некое обиталище оного ума, чтобы объюродить совет его, ( Ис. 19:11 ), уловить премудраго в премудрости его и разорить коварныя ухищрения его ( Иов. 5: 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но ежели есть сему и высшее какое основание, то пусть любомудрствуют о том другие. Почитание же седмеричного числа простиралось у них не на дни только, но и на годы. В рассуждении дней доказывает сие суббота, постоянно у них чтимая, равно как и семидневное неупотребление квасного, а в рассуждении лет – седьмой год оставления ( Лев. 25:10 ). Даже чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, – день у них нарочит свят ( Лев. 23:21 ); седмицы же лет – так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли, и освобождение рабов, и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ сей посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование седмеричного числа привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число седмь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем не достает одного дня, но оный занят нами от будущего века и есть осьмый, вместе же и первый или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть седмим и осмим ( Еккл. 11:2 ), как некоторые прежде нас понимали сие Соломоново изречение. 3. Хотя о чествовании седмеричного числа много есть свидетельств, но для нас из многих достаточно будет и немногих. Так наименовано седмь досточтимых духов ( Ис. 11:2–3 ), и духами, как думаю, угодно было Исаии назвать действия Духа. Словеса Господня, по слову Давида, очищены седмерицею ( Пс. 11:7 ). Праведник, шестижды от бед изъятый, в седмем не бывает уже поражаем ( Иов. 5:19 ). Грешник получает прощение не только седмь крат, но седмьдесят крат седмерицею ( Мф. 18:22 ). Опять и наоборот (так как и наказание за грех похвально) Каин седмерицею терпит отмщение, то есть несет наказание за братоубийство; Ламех же – седмьдесят седмерицею ( Быт. 4:24 ), потому что стал убийцей после закона и осуждения. Лукавые соседи седмикратное воздаяние приемлют в недро свое ( Пс. 78:12 ). Дом Премудрости утвержден на седми столпах ( Притч. 9:1 ); таким же числом очей украшен камень Зоровавелев ( Зах. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Спустя несколько лет, в 1930 году, весной, он впервые встретился со Старцем Силуаном. Несмотря на то, что Старец Силуан был человеком малограмотным, он как никто из Парижских богословов сумел разрешить жизненно важные вопросы отца Софрония. Старец Силуан поведал ему о своей жизни в Боге и передал записки из своей духовной борьбы. Явление живого Христа Старцу Силуану было событием воистину историческим, определяющим всю нашу эпоху. По словам отца Софрония это было «началом победы, исходом к вселенской любви». 5 Несколько лет спустя после кончины Старца Сплуана (†1938), отец Софроний вынужден был вернуться во Францию: усугубившаяся болезнь более не позволяла ему вести строгую подвижническую жизнь Афонского аскета. Во Франции он опубликовал писания Старца Силуана. При этом отец Софроний написал обширное пояснительное предисловие, в котором он изложил основные принципы аскетической традиции Афонского монашества. Так вышла в свет его первая книга «Старец Силуан» (1952), которая со временем завоевала всеобщее признание в православном мире. В 1959 году отец Софроний основал православный монастырь Святого Иоанна Предтечи в Великобритании. Духовному окормлению этой обители отец Софроний отдал последние годы своей жизни. Помимо «Старца Силуана», отец Софроний является автором и других книг: «His life is mine» (1977), «Видеть Бога как Он есть» (1985) и «О молитве» (1991). В них затронуты вопросы, которые далеко выходят за рамки обычных аскетических советов. Они ставят читателя пред наиважнейшим вопросом человеческого бытия – об отношении между человеком и Богом. В настоящий сборник вошли архивные материалы и статьи, написанные отцом Софронием в разные периоды его жизни. Некоторые из них публикуются впервые. Это посмертное издание является своего рода сжатым изложением богословия, лежавшего в основе аскетической жизни отца Софрония. Такое видение, несмотря на кажущуюся сложность, определяло отношение отца Софрония к Богу и ко всякому человеку, наполняло глубоким богословским смыслом содержание его молитв. В письме к своей сестре, говоря о статье «Единство Церкви», приводимой в этой книге, отец Софроний признавался: «она немного слишком “техническая”. Хотя для меня, как и для Тебя, догматы не отвлеченная доктрина, а сама жизнь». 6 Догматическое наследие Церкви было для него не неким второстепенным «довеском» к нравственным заповедям, но самым непосредственным их выражением. Отец Софроний не раз повторял в своих писаниях, что все наше бытие – и временное, и вечное – зависит от нашего представления о Боге. Ибо творя человека, Бог мыслил его как Свой образ и подобие ( Быт.1:24 ). Поэтому всякое изменение в нашем понятии о Боге «влечет неизбежно за собой соответствующую перемену в наших чувствах, мыслях, действиях, реакциях на все окружающее нас». 7

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Статья Богословское понимание проблем, встающих перед христианским миром в эпоху т. н. цифровизации, должно базироваться на строгом понятийном аппарате, без которого любые рассуждения на эту тему сведутся либо к бессмысленным причитаниям, либо к опасным иллюзиям. Православная традиция, по счастью, способна во всеоружии встретить новые вызовы, ибо богословский аппарат для их анализа давно разработан в трудах святых отцов Церкви. Прежде всего следует отметить актуальность богословского наследия прп. Максима Исповедника, чье учение о логосах прекрасно соответствует проблематике числа . Сложность заключается в том, что на уровне обыденной речи человеку свойственно отождествлять число и цифру. Действительно, в большинстве древних и ряде современных языков четкого лексико-семантического различия между этими понятиями нет: английское number, немецкое Nummer, французское nombre означают и то, и другое. Между тем с онтологической и семиотической точки зрения это принципиально разные сущности. Перед тем как перейти к анализу различия числа и цифры, рассмотрим те места в Священном Писании, где фигурирует слово «число» (слова «цифра» в Библии, естественно, нет, так как для записи чисел в древности использовались буквы). Сразу отметим, что во многих местах Ветхого Завета где в русском переводе стоит слово «число», в еврейском подлиннике такого слова нет. Например, вместо «большое число» стоит просто «много» (Быт. 50, 20), вместо «по числу 12 колен» — «по 12 коленам» (Исх. 24, 4; 28, 21; 39, 14) и т. п. Что же касается числа и исчисления, то для этих понятий в древнееврейском языке использовалось несколько слов с разной этимологией и оттенками смысла . Базовым корнем для обозначения исчисления и связанных с ним реалий является общесемитская основа SPR. Исконное основное значение этого корня: «то, что записано для передачи», то есть средство информации . Ср. аккадское šipru ‘послание, записка, письмо’ , šaparu ‘посылать’; арабское sáfar ‘экспедиция’ (откуда наше «сафари»). От этого корня происходят еврейские слова séfer ‘книга’; safr ‘считать, перечислять рассказывать; записывать’; mispar ‘число’ (Исх. 16, 16; Ис. 23, 26; Лев. 25, 16; 25, 50; Чис. 1, 2, 18, 20 и др.; Втор. 4, 27; Суд. 7, 12). Особенно часто последнее слово встречается в ветхозаветной книге, которая по-гречески в Септуагинте так и называется — «Числа». А греческое название всей Библии (что буквально значит «книги») по-еврейски звучало бы как sfarîm. Арамейский вариант sifrâ заимствован арабами в форме sifr как специальное обозначение библейских книг .

http://bogoslov.ru/article/6192922

И жил Ной после ( начала ) потопа триста пятьдесят лет «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт. 7: 6). «И жил Ной после ( начала ) потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9: 28–29). Правильность вставленного слова подтверждает равенство 600+350=950. По аналогии, «Сим был ста лет ( как потоп водный пришел на землю ) и родил Арфаксада через два года после ( начала ) потопа…» (Быт. 11: 10), то есть в возрасте 102 года. Далее (см.: Быт. 11: 12–25), Арфаксад прожил 135 лет и родил Каинана. Через 130 лет Каинан родил Салу; через 130 лет Сала родил Евера; через 134 года Евер родил Фалека; через 130 лет Фалек родил Рагава; через 132 года Рагав родил Серуха; через 130 лет Серух родил Нахора; через 79 лет Нахор родил Фарру. Следовательно, Фарра родился в 2162+102+135+130+130+134+130+132+130+79=3394 году от С.Ч. «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана»; из них старшим был Аран (см.: Быт. 11: 26–29). Поскольку Фарра умер в Харране в возрасте 205 лет, когда Авраму было 75 лет (см.: Быт. 11: 31–32; 12: 4–5), то Фарра родил Аврама в возрасте 205–75=130 лет. Аврам-Авраам родил Исаака в возрасте 100 лет (см.: Быт. 17: 1–6; 21: 5). Исаак родил Иакова в возрасте 60 лет (см.: Быт. 25: 25–26; 35: 28), то есть в 3394+130+100+60=3554 году от С.Ч. Иаков родил Иосифа (см.: Быт. 30: 22–24). В возрасте 17 лет Иосиф был продан братьями в египетское рабство (см.: Быт. 37: 2–28): проф. А.П. Лопухин отмечает, что тридцатилетний Иосиф 13 лет был рабом. В возрасте 30 лет Иосиф был представлен фараону (см.: Быт. 41: 14–16, 46); после семи лет изобилия и двух лет голода (см.: Быт. 41: 25–30; 45: 4–11) Иосиф послал своих братьев за отцом, предоставив им для скорости «колесницы по приказанию фараона и… путевой запас» (Быт. 45: 21). Иаков, прибывший в Египет с семейством, был представлен фараону в возрасте 130 лет (см..: Быт. 47: 7–9). Следовательно, Иаков-Израиль (см.: Быт. 32: 28) родил Иосифа в возрасте 130–(30+7+2)=91 год. И поскольку переехавшие в Египет братья по просьбе Иосифа назвали себя рабами фараона (см.: Быт. 46: 33–34; 47: 3–4), то началом плена будущего израильского народа следует считать 3554+91+17=3662 год от С.Ч.

http://pravoslavie.ru/89460.html

С таким, в общих чертах, анализом Исход также даёт особую информацию об Аврааме и его потомках, информацию, указывающую на мудрость в том, чтобы принять сторону Господа. Он обещал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя,… Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт.12:2-3 ). Он сказал Аврааму, что его потомки будут « пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом» ( Быт.15:13-14 ; ср. Быт.17:15-21 ; Быт.48:21 ; Быт.50:24-25 ). Израильтяне, которые являлись проблемой для фараона во времена Моисея проживали в Египте божественным произволением и египетским законопостановлением со времён Иосифа, и они умножались по предписаниям Сотворения и Потопа, и по обещаниям Бога праотцам Израиля. Вина лежит на фараоне и его людях. Также, цари в Книге Бытия инициируют стандарт поведения для  царей Исхода. В Книге Бытия фараон, царь Египта, и Авимелех, царь Герарский, каждый забирает Сарру в свой гарем ( Быт.12:10-20 ; Быт.20:1-18 ), и позже Ревекка оказалась в подобном затруднительном положении. Все три случая несли угрозу будущим матерям обещанных потомков, и все три царя действовали быстро для защиты Сарры и Ревекки, и интересов Авраама и Исаака, как только цари узнали, что случилось и как обстояло дело. Каждый царь понял, что об был предметом осуждения Господа. В каждом случае родоначальник ушёл с великим богатством ( Быт.12:16; 20:14-16; 26:12-14 ), как произойдет с израильтянами, даже если царям в Исходе не удалось содействовать интересам израильтян ( Исх.3:21-22 ; Исх.11:2 ; Исх.12:35-36 ). Помимо этого, цари Герара признали присутствие Господа с Его народом для благословления  — «с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь», говорили они ( Быт.21:22 , ср. 26:28–29), и они заключили, что соглашение с Авраамом и Исааком в силу этого будет им выгодно ( Быт.21:23-24 ; ср. 26:28–31). Понятие присутствия Господа с Его народом становится ещё выраженнее в Исходе ( Исх.3:12 ; Исх.4:12, 15 ; Исх.17:7 ; Исх.33:12-16 ; Исх.34:9 ). Однако, вместо уважения к присутствию Господа, фараон высмеял идею ( Исх.10:10-11 ; ср. Исх.5:3-4 ). Другие связи между тремя рассказами Бытия и Исхода включают понятие страха Божьего ( Быт.20:7, 17 ; Исх.1:17 ; Исх.9:30 ), молитвы за иноземного царя ( Быт.20:7, 17 ; Исх.12:32 ; Исх.26:27 ; Исх.9:28-28-33 ; Исх.10:17-18 ; ср. Быт. 45:10 ) и использование , говоря об отправлении родоначальника с семейством и дарами ( Быт.12:20 ; Быт.26:27,29 ; Исх. 5:1-2 ; Исх.3:20 ; Исх.4:23 ; Исх.12:33 ).

http://azbyka.ru/ozhestochenie-serdca-fa...

После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/Ной.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010