Отдел четвертый. О заблуждении, в учении о пресвятой Деве Марии Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство, так что нет ни одного уз рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени. Послан. восточн. патр. о прав. Вер. чл. 6, л. 18 на обор. и 19. Москва, 1848 г. § 118. Сущность латинского заблуждения в учении о пресвятой Деве Марии Церковь православная глубоко благоговеет к пресвятой Деве Марии, родившей нам Искупителя, Христа Бога нашего, от Духа Свята. Она именует Ее от всех родов избранною, всех тварей небесных и земных высшею 223 , и не имеет ни одной службы, ни великой, ни малой, в которой не величала бы Ее честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшею, сущею Богородицею, равно как и ни одного моления (ектении), которого не заключала бы воспоминанием о пресвятой, пречистой, преблагословенной, славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии 224 . Весьма благоговеют к пресвятой Деве Марии и отступившие от вселенского благочестия латины. Но, тогда как Церковь православная верит, что все люди, как плод крове и похоти плотские и похоти мужеские ( Ин. 1:13 ), зачинаются во грехе первородном ( Пс. 50:7 ), а о пресвятой Деве Марии исповедует, что Она очищена от греха сего Духом Святым 225 , латины учат, что хотя пресвятая Дева родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие Ее, по особенному преизбытку благодати, не было причастно греху первородному, от Адама распространившемуся на весь род человеческий 226 . § 119. Основания оного – из свящ. Писания В основание такому учению они указывают на следующие места свящ. Писания: и вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той 227 твою блюсти будет (в еврейского – сотрет) главу, и ты блюсти будеши его пяту ( Быт. 3:15 ). Радуйся благодатная (κεχαριτωμενη): Господь с тобою: благословенна ты в женах ( Лк. 1:28 ). Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе ( Песн. 4:7 ). § 120. Опровержение их

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: “От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем” ( Иер.8:16–17 ). В Откр.7 перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”. Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: “которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — “666”. По объяснению свщмч. Иринея Лионского , “имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого” (Против ересей, кн. 5, гл. 30). Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие “от среды удерживающего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: “ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”. Слову “что” в синодальном переводе соответствует греческое “to katechon”, что буквально значит “держащее или удерживающее”, в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: “не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)”. Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под “удерживающим” и “держащим” можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

Принадлежности Православного Богослужения Общие принадлежности Православного Богослужения, – независимо от времени и места, – суть: иконы, светильники, образ Богослужения, каждение, крестное знамение, поклонения. Святые иконы Церковь Православная совершает Богослужение всегда пред священными изображениями Господа и Святых, – пред знамениями Церкви небесной, непрестанно презирающей на молитвы верующих. Начало и основание иконопочитания заключается в природе и Божественном Откровении. Естественное слово человека есть образ разумной души. Слово Откровенное, будучи образом Бога вечного, всемогущего, премудрого, благого 119 , представляет нам Сына Божия – образом Бога Отца ( Евр.1:3 ; Ин.14:8–9 ); человека – образом и подобием Божиим ( Быт.1:26 ); Пасхального агнца, – образом Агнца Божия Иисуса Христа ( Исх.12:10 ; Ин.19:36 ); змия, которого Моисей вознес в пустыне, – образом Распятого Богочеловека ( Ин.3:14 ), и проч. Запрещая поклонение идолам, которые суть изображения несуществующего ( 1Кор.8:4 ), Бог Сам, предписал употребление изображений достопокланяемых. По Его повелению в Ветхозаветной Церкви были устроены и в самом Святая Святых поставлены золотые изображения Херувимов ( Исх.25:18 ; 3Цар.6:35 ). Если же при начатках Божественного Откровения, у народа, склонного к идолопоклонству, были священные изображения; тем приличнее иметь их в Христианстве, когда Откровение в полноте и совершенстве принесено на землю и когда поклонение духом и истиной, внушающее возносить мысли и сердца от образа к Первообразному, поставило Христиан выше грубого идолопоклонства. Действительно почитание Икон освящено Христианством от самого начала его. Оно освящено примером Самого Господа, и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), и во время Своей земной жизни благоволил дать нерукотворный образ Свой Авгарю, Царю Едесскому. Освящено преданием и примером св. Апостолов; ибо Апостол и Евангелист Лука написал икону Божией Матери – Одигитрии, и св. Ап. Петра и Павла 120 . Освящено всегдашним почитанием Икон в древние Христианские времена и благодатью, подаваемой верующим от Икон явленных и чудотворных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Сергий Николаев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 37  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Дом и семья О браке «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог… жену, и привёл её к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» ( Быт. 2:18, 22, 24; 1:28 ). Так повествует Священное Писание о установлении на земле Господом брака и освящении первой семьи. По сей день почти у всех народов существуют брачные торжества с ритуальными действиями, то есть брак освящается. Отношение к браку и семье — один из основных вопросов любого мировоззрения. Так, например, христианский брак освящается Церковью и имеет силу и качество Таинства. Сегодня, являясь невольниками общественного мнения и средств массовой информации, мы не замечаем, как постепенно искажается и утрачивается смысл многих, казалось бы, незыблемых, вечных понятий. Сильно исказилось и понятие брака и семьи. Но какую бы личную позицию ни занимал человек в вопросе брака, подспудно в нем живёт истина, что семья — это счастье, покой, любовь. Семья — остаток рая на земле, — говорили святые отцы. Но как обрести этот рай? Отрадно, что у части молодёжи, особенно христианской, сейчас есть стремление устроить свою семейную жизнь не кое-как, а прочно опираясь на традицию, на благословение Церкви. Поэтому несколько слов о браке, как его понимает Православная Церковь, о браковенчании будут не лишними. Для православного христианина, как учит Церковь, существуют только два состояния относительно брака. Это либо честный законный союз, освящённый Церковью в Таинстве браковенчания, либо целомудренная жизнь. Любая внебрачная связь определяется как блуд. Кое-кто пытается обвинить такой взгляд на брак в несовременности, несоответствии духу времени, а также извинить незаконные союзы общей греховностью, упадком нравов, общепринятостью. Но Православная Церковь всегда руководствовалась не духом времени, а Духом Истины. И грех остаётся грехом независимо от времени, места и отношения к нему общества. Просвещённый Святым Духом апостол Павел писал: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи… — Царства Божия не наследуют» ( 1 Кор. 6:9-10 ).

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Разделы портала «Азбука веры» Психолог Наталья Ярасова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Психолог: «Спокойствие и душевное равновесие паре дает только законный брак» Психолог Наталья Ярасова В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) – Мы живем в гражданском браке. – Что вы имеете в виду? – Ну, мы не расписаны. Давно живем вместе, но не женаты. (Нередкий диалог) «Гражданский брак» – одна из самых лукавых формулировок, описывающих человеческие отношения. Лишь единицы из тех, кто живет вместе, не зарегистрировав свои отношения в ЗАГСе, честно говорят: «мы сожительствуем». Кого же обманывают этой формулировкой сожительствующие пары? А ведь это именно обман, использующий игру словами. Если всё так уж нормально и хорошо в подобных отношениях, зачем тогда нужен этот словесный камуфляж – «гражданский БРАК»? На мой взгляд, эти слова играют роль своеобразной «пустышки младенцу». Которая, безусловно, успокаивает. Но при этом остаётся пустышкой. Как Церковь относится к гражданскому браку? Вопрос внебрачных отношений можно рассматривать с двух позиций: религиозной и светской. Документ «О канонических аспектах церковного брака», принятый на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2017 году, начинается со слов: «Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины ( Быт. 2:18-24 ; Мф. 19:6 )». И далее: «церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака». Добрачные же плотские отношения (сожительство) Церковь определяет как грех блуда. По словам святителя Иоанна Златоуста «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное». О позиции Церкви относительно блудного греха сказано немало. Однако даже христиане находят себе множество оправданий в грешной жизни. И уж тем более все чаще люди говорят, что религиозные доводы для них – «не аргумент», ибо они – люди «современные», читай – неверующие. Христианская нравственность – не их выбор. Основой жизненных решений у таких людей являются лишь собственные желания и личный комфорт. Гражданский брак с точки зрения законодательства РФ

http://azbyka.ru/semya/psiholog-spokojst...

Размер: 2130x3130, 6.67 MPix, 1593 Kb. Дата: 2012-09-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (249) , (7) . Описание: Это скорее всего икона отцев монастыря Дионисиат на Афоне.Изображение монастыря.И главный собор освящён в честь ИоаннаПредтечи. Файл 19721.jpg:   Размер: 2711x3823, 10.36 MPix, 2065 Kb. Дата: 2012-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (323) , (8) . Описание: Честная глава Иоанна Предтечи, свв. вмч. Феодор Стратилат, прп. Елисавета, свт. Василий, епископ Парийский, прп. Пелагея и мц. Акилина. Файл 19780.jpg:   Размер: 563x783, 0.44 MPix, 200 Kb. Дата: 2012-10-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (221) , (5) . Описание: Фрагмент главного иконостаса Никольской церкви в Нерехте Костромской области. Образ св. прп. Мафусаила и Ламеха. Ламех — библейский патриарх, восьмой потомок в поколении Сифа, сын Мафусаила, отец Ноя. Согласно (Быт.5:29) Ламех назвал своего сына Ноем, «…сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог». Эти слова могут быть поняты в контексте значения слова «Ной» в еврейском языке — «отдых», «покой». Файл 20197.jpg:   Размер: 800x690, 0.55 MPix, 199 Kb. Дата: 2012-11-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (84) , (5) . Описание: Христа ради юродивые, в земле Российской просиявшие. Верхний ряд, слева направо: Алексий Еннатский, Максим (Румянцев) -- из новомучеников, Фадей Петрозаводский, Симон Юрьевецкий, Никола Салос, Евдокия Пузовская (из новомчеников), Матрона Анемнясевская. Средний ряд: Михаил Клопский, Иоанн Ростовский, Андрей Тотемский, Николай Кочанов, Домна Томская, Ефросиния Колюпановская. Нижний ряд: Василий Иосковский, Феофил Киевский, Прокопий Устюжский, Лаврентий Калужский, Пелагия Дивеевская, Мария Дивее[...] Файл 20895.jpg:   Размер: 1781x2315, 4.12 MPix, 384 Kb. Дата: 2013-03-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (265) , (8) . Описание: Икона " Собор Святых покровителей охотников и рыболовов " написана по благословению патриарха Алексия 2 в 2005году,икона написана в 2006 году и находится в храме Воскресение Христово в Сокольниках в г.Москве.

http://pravicon.com/icon-3256-photo

С развитием общественной морали встал вопрос об источнике зла. Благостный и милостивый Бог-Отец, каким теперь представлялся Иахве, казалось, не может творить беззаконие. В V в. до н. э. в Книгах Иова (1:6–12) и пророка Захарии (3:1–2) персонифицируется Сатана, тогда как раньше слово сатан было всего лишь нарицательным именем всякого противника, врага ( 1Цар. 5:18 ; 3Цар. 29:4 ; 4Цар. 19:23 ). Впрочем, в рамках Ветхого Завета образ «мирового искусителя» не получил достаточного развития. Представление о падшем ангеле, антагонисте Бога, главе всех злых духов (бесов), сложилось уже в послебиблейскую эпоху, с появлением апокрифической Книги Еноха (II в. до н. э.), в которой описывается падение части ангелов в начале мира. В позднеиудаистких легендах и талмудической литературе Сатана, именуемый также Саммаэлем, Азазелем и др., превращается в ангела смерти (ВТ Бава-Батра, 16а), вредоносное существо и в источник мирового зла, весьма напоминающий зороастрийского Ангро-Маинью (Ахримана). Рисуя образ Сатаны, раввины обращались к тем сюжетам и персонажам Ветхого Завета, которые вызывали соответствующие ассоциации, и истолковывали их в новом свете. Так, слова «гнев Иахве» в 2Цар. 24:1  были заменены словом «сатана» в 1Пар. 21:1 . Обычная змея (нахаш 29 ) из истории грехопадения Адама и Евы ( Быт. 3:1  сл.) во второ-канонической Книге Премудрости Соломона (II в. до н. э.) была впервые представлена как диавол, Сатана (2:24). Позднее такое толкование стало всеобщим. Совершенно так же, но уже большей частью на христианской почве складывалось представление о анти-Мессии, уполномоченном Сатаны, появляющемся при конце света во время последних чрезвычайных испытаний. Обильную пишу для таких ассоциаций давали ветхозаветные пророки, предсказания которых, относящиеся к противникам Израиля, сопровождались яркими, запоминающимися образами. Яркость этих образов была такова, что с течением времени они начинали вести самостоятельную жизнь, независимую от исторической эпохи, в которую они появились.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Скачать epub pdf 33. 5 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О неосуждении брата «Ей, Господи Царю, даруй ми... не осуждати брата моего». Предстоящая беседа, благочестивые слушатели, тесно связана с предыдущей, раскрывающей прошение молитвы преподобного о «зрении моих согрешений». В той беседе мы говорили о том, что происходит в душе, когда она начинает духовно «зреть» свои согрешения на всём сложном и длительном пути духовной «брани» с грехом. Указывалось, что по мере «зрения» своих согрешений в душе усиливается как «брань» с ними, так и стремление винить и осуждать во всём самого себя, а не других людей. Всегда и во всём винить себя, каяться в грехах и духовно обновляться – вот чем сопровождается «зрение» своих согрешений. Настоящая беседа посвящается углублению в вопрос: почему нам нельзя судить, осуждать своих близких. Тема очень обширная. Для того чтобы заинтересоваться нам этой темой и её уяснить себе, выслушайте заранее основные мысли этой беседы. Мы не должны судить друг друга по очень многим основаниям. Вот они! 1 . Суд над людьми есть дело Божие. 2 . Судить людей вместе с Богом могут только святые угодники Божии. 3 . Судить ближнего – значит нарушать единение, мир и любовь в Церкви. 4 . Судить людей не позволяет высокое достоинство человека. 5 . Предостережение святых людей о неосуждении ближних. 6 . Заповедь Спасителя. 7 . Невежество и греховность нас – судей. 8 . Почему, однако, мы осуждаем людей, и каковы виды этого осуждения? 9 . Какие меры нужно предпринимать против осуждения? Братия и сестры! Ещё в Ветхом Завете было сказано, что суд – дело Божие ( Втор. 1:17 ). Я произведу суд с народом, – сказал Господь ( Быт. 15:14 ). По словам Псалмопевца, Бог будет судить вселенную по правде, совершит суд над народом по правоте ( Пс. 9:9 ). Не только вселенную и народ, как таковые, но будет судить каждого из людей ( Иез. 35:11 ), О том, что право суда и осуждения принадлежит только Богу, говорит и Новый Завет ( Евр. 12:23 ). Ибо только в Его руках жизнь и смерть людей ( Деян. 19:42 ). Он – Творец мира, Искупитель рода человеческого, единый Судья и Мздовоздаятель. Как же можно лишать Бога Его права судить людей ( Ин. 9:3 ; Мф. 12:18 ) и присваивать это право тому, кто сам за свои неисчислимые грехи по справедливости достоин самого сурового и постоянного и полного осуждения!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 39. Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Какое значение имеет вход Господень в Иерусалим (Ин. 12:1–18) «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» Закончилась, благочестивые слушатели, святая четыредесятница. До светлой Пасхальной недели осталась одна, особая седмица, седмица Страстей Господних. В эту последнюю седмицу своей жизни на земле Господь наш Иисус Христос входит в нашу душу как Жертва, обречённая на страдания и смерть, как Агнец Божий, берущий на Себя грехи, страдания, муки и наказания людей всего мира. Во время Своей земной жизни Иисус Христос не раз открывал Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть ( Мф. 16:21 ), а накануне торжественного входа в Иерусалим Он прямо говорил ученикам: Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет, и осудят Его на смерть, и убьют Его ( Мк. 10:33 ). И этот день настал. С чего этот вход в Иерусалим начался? Он начался с того, что Христос, приблизившись к горе Елеонской, послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы отвязать и привести Ему молодого ослёнка с матерью его, сказав хозяину (или тому, кто спросит, почему они отвязывают животных), что они надобны Господу ( Лк. 19:31 ). Когда всё сказанное было выполнено, апостолы накинули на животных свои одежды и посадили поверх их Иисуса Христа. Окружённый народом, прославлявшим Его пением Осанна, Христос двинулся по направлению к Иерусалиму, так началось это знаменательное шествие к священному граду. Для чего оно так необычно, так открыто и торжественно началось, если мы знаем, что раньше Христос всегда скромно, незаметно, запросто, как и всякий богомолец, приходил в Иерусалим и в его храм? Это шествие оказалось торжественным и всенародным потому, что пришло время открыться Христу, что Он, Христос и есть Тот истинный Мессия, Который был обетован еврейскому народу с момента грехопадения первого человека ( Быт. 3:15 ), предсказан всеми пророками, ожидаем всем народам, как Слава Израиля ( Лк. 2:32 ). Уже и раньше некоторые иудеи опрашивали Его: Долго ли Ты будешь держать нас в недоумении, Если Ты Христос, то скажи нам об этом прямо ( Ин. 19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Беседы на святую Пятидесятницу 391. Церковь , как невеста, украшается множеством приходящих, а не приходящие обнажают ее, мать свою Беседа 1. Многочисленность приходящих есть одежда церкви, как и пророк в древности сказал о церкви: всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими, яко утварию невеста ( Ис. 49:18 ). Как целомудренная и благородная женщина, облекшись в одежду, простирающуюся до пят, кажется благообразнейшею и лучшею, так и церковь , покрываясь множеством тел ваших, как бы длинною одеждою, является сегодня более блистательною. Не видно у нее сегодня ни одной части обнаженной, как в предшествующие дни; виновники же тогдашнего ее обнажения те, которые только сегодня пришли, а не всегда прикрывают мать свою. А что не малая опасность видеть мать свою обнаженною, вспомним древнюю историю, вспомним о том, кто видел отца своего обнаженным, и за этот взгляд потерпел наказание. Хотя не он сам обнажил отца, но только увидел отца обнаженным, однако он не избавился от наказания, за то только, что увидел (см.: Быт. 9:2025 ); те же, которые пришли сегодня, а прежде не приходили, не только видят мать свою обнаженною, но делают ее обнаженною. Если же видевший наготу не избег наказания, то как могут удостоиться прощения те, которые причиняют наготу? Это я говорю, желая не устрашить вас, но для того, чтобы нам избежать наказания… Ведь мы часто не отделяемся от церкви даже одним переулком, и однако так редко заходим в это священное собрание, как будто мы отделены широкими морями. Минь. Т. II. С. 453 Творения Т. II. С. 502, 503 392. В Пятидесятницу Дух Святый есть символ нашего примирения с Богом За 10 дней пред сим наше естество взошло на царский престол, а сегодня Дух Святый нисшел на наше естество. Дабы никто не сомневался, сделал ли что-нибудь Христос по вознесении, примирил ли с нами Отца, умилостивил ли Его, дабы показать нам, что Он (действительно) примирил Его с нашим естеством, Он тотчас послал нам дары примирения. Так, когда враги соединяются и примиряются между собою, то за примирением тотчас следуют обмен приветствий, дружеские приемы и дары. Вот и мы послали веру, – и получили оттуда дарования, послали послушание, – и получили оправдание. – Сошествие Святого Духа есть дар Божия примирения с нами. Когда Господь гневался на людей, то удерживал благодать Духа (см.: 1Цар. 3:1 ; Дан. 3:38 ; Ин. 7:39 ). Теперь же Дух Святый с нами, а чрез него мы очищаемся от грехов (см.: 1Кор. 6:11 ); чрез него называем Иисуса – Господом (см.: 1Кор. 12:3 ), а Бога – Отцом (см.: Гал. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010