Библейские авторы иногда пользуются распространенной в древности гематрией (испорченное греческое слово " геометрия " ) - способом передачи имени или названия посредством числа, равного сумме цифр, тождественных буквам, из которых состоит данное слово. Таков несомненно смысл числа 666, хотя количество слагаемых при получении суммы 666 может быть разным и соответственно разными имена или названия, среди которых и ведется поиск имени зверя (Откр. 13,18). Особое значение в Библии придается символике чисел, которая входит в общую систему библейской символической интерпретации как духовного, так и вещественного мира. Эта система появилась в израильском народе потому, что символика вообще и символика чисел в частности на древнем Востоке, как известно, всегда имела широкое распространение. Следует иметь в виду и тот факт, что весь Ветхий Завет по существу был прообразом, своего рода символом, Нового Завета. Числа в Библии, когда они используются не в арифметическом смысле, часто выступают как священные символы. В таких случаях их обычно называют священными числами. Первым из них может быть названо число 3, в ветхозаветных текстах приоткрывающее тайну Святой Троицы, а в Новом Завете свидетельствующее о Ней. (Три странника, явившиеся Аврааму (Быт. 18,1-33); обращенное к Богу славословие серафимов с троекратным повторением слова " свят " , о чем сообщает пр. Исайя (6,3); аналогичное славословие, возносимое четырьмя животными - символами, описанное ап. Иоанном Богословом (Откр. 4,6-9). В качестве священного числа часто оказывается число 7 как символ полноты, завершенности, а также святости ( " Благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих... " (Быт. 2,3), 7 пар чистых животных были взяты в ковчег Ноя (Быт. 7,2); святым в израильском народе признавался каждый 7-й день и каждый 7-й год; в книге Откровения повествуется о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах, 7 язвах и 7 ангелах, изливавших чаши, и т.д.). Однако число как таковое (т.е.

http://zavet.ru/inn-ivanov.htm

И первое, и второе можно отнести к так называемой позитивной свободе человека, свободе в добре (хотя свобода человека как его власть над творением не столько приближала его к Богу, сколько приближала тварь к человеку и через него к Богу), но существует и третий аспект райской свободы — негативная свобода 3 , возможность уклониться от блага и согрешить. Говоря о грехопадении, необходимо еще упомянуть о двух библейских образах — древе познания добра и зла и змее-искуси­теле. Древо познания наиболее загадочно; здесь мы неизбежно сталкиваемся со множеством недоуменных вопросов, например: как творение Божие, будучи хорошо весьма (Быт 1:31), могло таить в себе какое-либо зло? Блаженный Августин разрешает это недоумение следующим образом: согрешив, человек опытно познал “различие между благом послушания и злом непослушания” 4 , то есть древо познания — это в определенном смысле попытка ограничить человеческую свободу, но лишь “негатив­ную” свободу, свободу непослушания. Но что могло отвлечь человека от подлинного блага — Бога и заставить ослушаться заповеди? Только ложное, мнимое благо (хорошо для пищи приятно для глаз и вожделенно (Быт 3:6)). Согласно мысли святителя Григория Нисского, плод древа познания таит в себе “смешанное ведение внутри имеет пагубу, как скрытый некий обман, а по наружности показывает обольстительное некое представление добра” 5 . Наконец, последний многозначительный символ — змей. “Змей, — пишет преподобный Макарий Египетский, рассуждая о медном змее, — великое таинство для способных разуметь таинства Божии В самом змее имеется как яд, приняв который, умирают, так и лекарство для жизни” 6 . Характерно, что слова были наги (‘арум’, см. Быт 2:25), которыми описывается состояние первых людей в раю, буквально означают ‘были проницаемы’, то есть открыты для освящающего действия Божественной благодати, однако человек не успел укрепиться своим умом в благобытии, навыкнуть в благодати. По выражению святителя Афанасия Великого, в раю благодать действовала на человека как бы “извне” 7 .

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

На это обращал внимание уже Ориген 77 , и с этим считаются многие переводы 78 . Вообще, как животные берутся здесь в качестве представителей рода (по роду их, по роду ее. Быт. 1, 21, 24, 25 ), так и человек берется здесь не как индивидуум, а в качестве представителя всего человеческого рода, человечества. Между тем, об установлении брака Библия говорит особо. Как Христос ( Мф. 19, 5 ; Мк. 10, 7 ), так и апостол Павел ( Еф. 5, 31 ) находят это установление в той главе, где говорится о творении человека как существа особого от остального мира, в частности в повествовании о творении жены, где нет ни малейшего указания на размножение. В этой главе начинается история человека как индивидуальной нравственной личности и его отношения к Богу, Который является для него уже не только как Бог-Творец, но и как Бог Завета. Ветхозаветное повествование дважды повторяется в Новом Завете ( Мф. 19, 4–5 ; Мк. 10, 6–7 ) и оба раза без упоминания о размножении. Хотя брак, по указанию Нового Завета, был установлен еще в Раю, Адам познал Еву, жену свою ( Быт. 4, 1 ) только по изгнании из Рая. Мысль о том, что рождение детей есть не зависящее от человека продолжение творения Божия, что дети – дар Божий, десятки раз встречается в Библии (см., например, в книге Бытия 4, 1, 25–26; 6, 2; 29, 33; 30, 2, 6, 24; 48, 9). «Разве я, а не Бог не дает тебе детей?» – говорит Иаков Рахили ( Быт. 30, 2 ). Если от Библии обратимся к ее авторитетным толкователям, то увидим, что они постоянно подчеркивают самостоятельность брака и рождения. Климент Александрийский учит, что само по себе рождение есть «таинство творения», μυστριον 79 , а потому виновником рождения является лишь Бог , тогда как родители являются лишь «служителями рождения» ( δικονον γενσεως 80 ). Ту же мысль подробно развивает святой Мефодий, епископ Патарский (Олимпийский) в своем «Пире десяти дев», ссылаясь на Иер. 1, 5 ; Иов 38, 14; 10, 8 81 . Иоанн Златоуст не раз обращает внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены 82 , и точно так же не раз прямо утверждает, что «не сила брака умножает наш род», но слова Господа, сказанные в начале: «роститеся и множитеся» 83 и что «рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю всяческих» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Итак, сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – это родоначальники человеческих рас. «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12). Как понять эти слова? Истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди человеков, но и среди животных. Началось какое-то дикое смешение! Это связывают и с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это недопустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это недопустимо! И в мир вошел хаос, и происходит Потоп… И вот когда Потоп окончился, восемь душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами. То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (Быт. 4, 22). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что внешне трудно объяснить, почему в родословных каинитов вдруг появляется имя Ноема. А это имя по корневой основе близко к имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. И ими был сделан вывод, что Ноема – жена Ноя. И через нее эти хамитские крови проникли в новый мир, не удалось все это потопить. В церкви иногда произносятся слова молитвы: «от бесовской крови очисти мя, Господи!», что и имеется в виду. Но есть, правда, текст в Библии, где сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши - Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю» (Тов. 4, 12). По крайней мере, такая версия есть, что через Ноему мир Каина вошел, пройдя воды Потопа, на новую землю… И вот люди выходят из ковчега. Сказано: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт. 9, 1). Вот здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.

http://radonezh.ru/analytics/o-filme-noy...

33:13–23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) – на вечерне Великой Пятницы и 6 августа (с добавлением 34:4–8); 34:1–5, 9, 10, 16, 34, 35 (о Богоявлении Моисею) – на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Из Книги Левит: 12:1–8 (об очищении матери после рождения ребенка) используется в качестве паремии в день Сретения Господня; 26:3–12, 14–17, 19–23 (обетования за исполнение и угрозы за нарушение законов Божиих) – в день церковного новолетия (1 сентября). Из Книги Числа употребляются следующие фрагменты: 11:16–17, 24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин и освящении их действием Духа Божия) – в день Пятидесятницы; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) – на вечерне Рождества Христова. В качестве паремийных чтений из Книги Второзаконие берутся следующие отрывки: 1:8–17; 10:1–5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) – в Неделю святых отец и 1 января (святителя Василия Великого ); 4:6–7, 9–15; 5:1–6, 10–23, 25, 26 и 6:3–5, 13, 18 (Синайский завет и необходимость его соблюдения) – 16 августа; 10:14–22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) – в Неделю святых отец и 30 января (Трех святителей). Песнь Моисея (32:1–43) является основой 2-й песни канона на утрене и поется только в Великий пост . Глава 1. Книга Бытие 1. Разделение Книги Бытие на части Содержание Книги Бытие четко разделяется на две части: I часть: Быт.1–11:26 . Творение мира и человека, грехопадение и история первобытного человечества до призвания Авраама. II часть: Быт.11:27–50 . История патриархов: Авраама (12–25), Исаака и Иакова (25–36), Иосифа (37–50). Если в I части говорится об истории всего человечества, то тема II части гораздо более узкая – история одной благочестивой семьи. Кроме этого очевидного тематического разделения, Книга Бытие имеет деление, введенное самим ее автором: разделение на толедоты. Сам термин «толедот» в русской Библии переводится словами «родословие» или «происхождение». Каждый толедот начинает новую часть книги, так что родословия Книги Бытие составляют как бы каркас всего повествования, раскрывая в то же время план, по которому строится книга. По мере постепенного перечисления генеалогических ветвей рода человеческого историческое повествование все более сужается, так что перед читателем раскрывается Божественный замысел выделения Израиля из всех земных наций для превращения его в народ истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Изрекая праведный суд над змием – искусителем наших прародителей и вместе над самими прародителями, Господь Бог в слове осуждения частию скрыл, частию открыл тайну помилования, когда осуждаемому искусителю сказал: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между Семенем тоя: Той твою сотрет главу ( Быт. 3:15 ). Под змием здесь нельзя разуметь только естественного змия. Это видно из того, что несообразно было бы наказывать орудие искушения и не наказать того, кто пользовался сим орудием. А что змий действительно был только орудием разумного искусителя, это видно из приписываемого ему суждения и дара слова: он рассуждает, клевещет на Бога, старается увлечь Еву ко злу. В Св. Писании называется именно змием великим, змием древним диавол и сатана, лестяй вселенную всю ( Апок. 12:9; 20:2 ). Св. Отцы: Ириней 2 , Златоуст 3 , Григорий Богослов 4 , Августин 5 , Иоанн Дамаскин 6 и другие видели в змие искусителе не простого естественного змия, но управляемого вселившимся в него диаволом. Для уразумения сего обетования заметить должно, что слово семя по употреблению библейскому не всегда означает потомство вообще, но означает и одно лице в потомстве. Так в книге Бытия говорится, что Ева наименовала сына своего Сифом, глаголющи: воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, его же уби Каин ( Быт. 4:25 ). – Подобно сему, и в обетовании о Семени жены слово семя должно принимать не в собирательном смысле, а относить к одному лицу из потомства прародителей; это подтверждается тем, что Семя жены здесь противополагается не множеству семени змия, но одному змию: той твою сотрет главу. Лице, наименованное Семенем жены, есть обетованный Мессия – Спаситель мира. «К уразумению таинственного наименования Семени жены пролагает путь самая необычайность сего наименования. В обычае всего рода человеческого и особенно в древних родословиях ( Быт. 10 , гл. Парал. 1–10. Мф. 1:1–16 ) видим, что семя или потомство всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери, или праматери. На что же указывается необычайным наименованием семени жены? Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы, – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Подробнейшее разделение первой части может быть следующее: а) тщетное восстание и б) мятеж иудеев, в) совокупное вооружение царей и князей, г) намерение их против царства И. Христова. Ст. 1. Вскую шаташася и пр. Пророк, созерцая состояние будущего царства Мессии и неистовство врагов, силящихся разрушить оное, не имеет нужды спрашивать, как бы не зная, почему язычники восстают на оное; однако вопрошает. Посему Евсевий 1 находит в сем изложении укоризну, другие же – удивление пророка столь тщетному восстанию, предполагая, что пророк, обозрев величие Вечного Царя и царства, и ничтожность всякого противостояния оному, приступил к настоящему вопросу. Вскую () по производству слова означает к чему, иногда – на какой конец, Быт.3:13 , иногда же – по какой причине ( Быт. 4:6 по Евр.). Шаташася LXX перевели (φραξαν) от (φρυττω) возшумели, возскрежетали зубами, каковое слово собственно употребляется в изъяснении конской ярости. Симмах и Акилла – смесися толпами, на подобие разнородных жидкостей, вливаемых в единый сосуд. Таким образом шатание изъясяет то смятение народа, когда, раздражаясь в мыслях своих каким–либо оскорблением нестерпимым для надмения, отвсюду толпами и с шумом стекаются, и будучи движимы яростью на все устремляются. Языцы (). Некоторые отцы разумеют здесь иудеев, выродившихся и сделавшихся подобными язычникам, так как сим словом называются и израильтяне (напр. Быт.12:2 ). Но Св. Лука ясно прилагает сие пророчество к римлянам, и языков отделяет от людей израилевых. Деян.4:27 . Посему Давид под именем языцы разумел все необрезанные народы; так как известно, что не одни римляне, но все вообще язычники, узнавши, что проповедью Евангелия ниспровергается древнее суеверие их, вооружились на царство Христово. Тем более утверждается сей разум пророка, что Иисус Христос предсказал о сем ученикам Своим, возводя их к исполнению всего написанного о Нем пророками. Лук.18:32 . И людие. По изъяснению дееписателя апостолов разумеются люди израилевы. Поучашеся (). Здесь излагается то внутреннее действие, в коем мы сами себя вопрошаем, и сами же ответствуем, и которое совершаясь в сердце ( Пс.47:11 ) от избытка онаго открывается на языке ( Пс.48:28 ). Посему поучения нечестивых, коих разумеет здесь псалмопевец, суть мятежные замыслы, сперва таящиеся в сердце, потом открывающиеся в устах и на языке, впрочем, не в слух другим, наконец занимающие все тайные разговоры и увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не всех Господь призывает к мученичеству, и среди святых далеко не все были мучениками. Мучениками, в основном, были первые поколения святых, начиная с апостолов, но уже в IV веке в Церкви просиял лик преподобных – христиан, прославленных за монашеские подвиги, – тех добровольных мучеников, которые, по слову Спасителя, оставили свои дома, семьи, близких и, взяв свой крест, последовали за Христом (см. Мф. 16. 24). Они уходили в пустыни, строили там города для того, чтобы вдали от людей предаваться молитве, воздержанию и восходить от силы в силу по пути, ведущему в Царство Небесное. В течение веков Господь являл миру и многих других подвижников благочестия, которых Церковь соборным волеизъявлением в дальнейшем прославила в лике святых. Среди них были благоверные князья – люди, облеченные земной властью, которую они использовали исключительно для пользы людей, для укрепления христианской веры. Они обладали большим земным богатством, но употребляли его не для своей личной пользы, а во благо своего Отечества. Господь воздвиг в Церкви и лик бессребреников – людей, имевших имущество, но отказавшихся от владения им и отдавших свое богатство ближним. Некоторые из святых были юродивыми, которые брали на себя особо трудный подвиг мнимого безумия ради Христа, по слову апостола Павла, который говорит: «Мы безумны Христа ради» (см. 1 Кор. 4. 10), чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и с дерзновением обличать творимое ими зло. Священники и миряне, епископы и монахи, военачальники и простые люди, которых Господь прославил в разные времена и за разные их дела, – для каждого из них жизнь была служением Богу. То, что они получали в этой жизни, они воспринимали не как свое достояние, а как дар, который должны возвратить Богу. На первом месте для них всегда был Христос, всегда была воля Церкви, и вся их земная жизнь в первую очередь была подчинена евангельским заповедям любви, и только после этого – земным законам. Из истории христианской Церкви нам известно о различных путях к святости во все времена. В наше время тоже есть люди, которые когда-нибудь будут прославлены в лике святых. По милости Божией мне в своей жизни довелось встретить таких людей; трое из них уже канонизированы Церковью, а еще несколько, наверняка, со временем тоже будут прославлены. И всех этих людей – весьма разных по характеру, по социальному положению, по своему образу служения – объединяла горячая любовь к Богу. Они осуществили в своей жизни тот идеал, который еще в Ветхом Завете был назван «хождением пред Богом» (см. Быт. 5. 24; Быт. 6. 9; Быт. 17. 1; Пс. 25. 3; Пс. 114. 9.), когда человек любое свое дело, всякую мысль свою подчиняет воле Божией, всю свою жизнь предает Христу и его жизнь становится в подлинном смысле слова житием, ибо он не просто живет, а служит Богу, Церкви и людям.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zad...

Следует сказать, что к периоду монархии в еврейском на­роде моногамия стала правилом, хотя царь вроде Соломона не следовал в этом вопросе еврейским традициям 5 (см.: Втор.17:17 ). По мнению исследователей, в период после плена браки у иуде­ев были преимущественно моногамные, а в новозаветные вре­мена «моногамия была правилом, хотя такие личности, как Ирод Великий, могли иметь много жен» 6 . В Новом Завете никаких указаний в пользу многоженства не имеется. Более того, в Евангелии Спаситель повторяет первое благословение Божие человеческому роду, в котором однозначно содержится указание па единобрачие: Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале муж­чину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит чело­век отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два од­ною плотью ( Мф.19:4, 5 ; ср.: Быт.2:24 ). Речь идет, как мы видим, об очень важном библейском термине. Моногамия здесь уподобляется одной плоти, возвращая нас к повествованию о сотворении человека Богом (см.: Быт.1:27; 2:21-22 ). Ведь выражение «взял одно из ребр его» ( Быт.2:21 ), которое описывает процесс сотво­рения женщины, должно быть переведено более корректно: от природы Адама берется часть, половина, бок или грань, и создается жена. В еврейском варианте в тексте стоит выраже­ние  («миццалота») производное от (цела) — «ребро, сторона, бок», что подтверждает и Септуагинта μαν τν πλευρν ατο (πλευρ — «бок»). Поэтому брак в таком смысле есть восполнение и едине­ние человеческой природы, естественно, что никакого един­ства и никакой одной плоти не может быть между одним му­жем и несколькими женами или наоборот. Смысл слов От­кровения Божиего однозначен: одна плоть в браке — это один муж и одна жена, никакой второй, третьей и четвертой пло­ти для человека не предусмотрено Творцом. Как одно тело у человека, так и один брак. Об этом, в частности, мы най­дем у апостола Павла: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь ( Еф.5:28-29 ).

http://azbyka.ru/monogamiya-ili-mnogozhe...

Aeg. II 4. 22), был сурово наказан (Быт 19. 4-11; ср.: Иуд 7; по названию города Содома Г. в церковной традиции именуется также содомским грехом). Безусловный запрет на гомосексуальные отношения представлен в ветхозаветном законодательстве: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18. 22); «если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти...» (Лев 20. 13). Характеризуя греховное состояние отвратившихся от истинного Бога язычников, ап. Павел указывает на их извращения в половой сфере: «...предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1. 26-27). Апостол утверждает, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (греч. μαλακο), ни мужеложники (ρσενοκοται)... Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). В числе «беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» ап. Павел упоминает мужеложников (1 Тим 1. 8-11). В творениях св. отцов и учителей Церкви Г. и сопряженные с ним грехи (напр., деторастление) рассматриваются как одни из самых постыдных и тяжелых (Didache. 2. 2; Theoph. Antioch. Ad Autol. I 14; Clem. Alex. Strom. III 18; Macar. Aeg. II 4. 22; Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 1. 26-27; idem. Exp. ad 1 Cor. 6. 9-10; Феофан Затворник, свт. Толкование на 1 Кор//Творения: Толкования Посланий ап. Павла. М., 1998. С. 224-227). Комментируя слова ап. Павла о половых извращениях язычников, свт. Иоанн Златоуст говорит: «...все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях. …У язычников не только учение было сатанинское, но и жизнь диавольская» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 4. 1). Бог заповедал мужу и жене посредством общения быть одной плотью (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/166121.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010