Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Потом стали переселяться в Сенаарскую долину (Быт.11:2), находившуюся между реками Тигр и Евфрат (юго-восточная часть Междуречья или, по греч., Месопотамии), в которой плодородная почва и другие благоприятные условия привлекали к себе послепотопное человечество. И вновь греховное состояние человеческой природы проявила себя: люди решили построить « город и башню, высотою до небес » (Быт.11:4). Строительство городов в предыдущих главах Библии приписывается представителям нечестивых родов человечества (Каин, Быт.4:17, и Нимрод, потомок Хама, Быт.10:8–12), и в данном месте также видится дурное намерение, тем более что здесь называется точная причина постройки: « и сделаем себе имя… », что указывают на честолюбивые, властолюбивые и, в целом, богопротивные намерения устроителей города и башни. Однако Господь не дал исполниться этим горделивым намерениям: « вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле… » (Быт.11:6–8). Люди, перестав понимать язык друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны. Город, который они строили вместе с башней, был назван Вавилоном, что значит «смешение», « ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле » (Быт.11:9). В последствии вся эта местность стала называться Вавилонией. Событие смешения языков и рассеяния народов на тот момент имело положительное значение, ведь этим Господь предотвращал, в первую очередь, возможность крайнего религиозного и нравственного развращения людей, чему бы способствовало единство их языка и совокупное пребывание. Но это все же неестественное состояние человечества, и поэтому в последние, новозаветные времена смещение языков преодолевается, когда Воскресший Господь посылает верным Святого Духа и дает им способность говорить так, чтобы люди разных наций смогли их понять, « ибо каждый слышал их говорящих его наречием » (Деян.2:6), тем самым через апостолов призывая всех в Свою Церковь для единого славословия Богу . Начало истории богоизбранного народа

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Третий период обильных и великих чудес, описание которых мы часто встречаем при чтении Евангелия и Деяний Апостольских, был при Христе и Апостолах. Эти чудеса были нужны для создания Новозаветной Церкви. И последний период обильных чудес будет при конце мира, когда во времена антихриста, ещё до прихода Христа, Божьи пророки Енох и Илия будут творить великие знамения и чудеса (см. Откр.11:3–6 ) в противовес чудесам, которые будет творить лжепророк (см. Откр.13:13–14; 19:20 ). Кроме того, Бог через Своих Ангелов будет карать землю необычными способами (см. Откр. 6 и 16 гл.), а затем Сам явится, поразит антихриста и его армию ( Откр.19:19–21 ) – т.е. явит множество великих чудес, как писал Ездра: «...времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями» ( 3Езд.9:6 ). Необходимость обильных чудес во все указанные четыре периода истории человечества вполне понятна и обоснована, но наличие таких периодов интенсивных чудотворений вовсе не обозначает, что все остальное время Бог не совершает вообще никаких чудес. И мы знаем, что в промежутках между этими четырьмя периодами также происходили чудеса. От сотворения мира до Моисея (то есть между первым и вторым периодом обильных чудотворений) совершались чудеса: Бог «изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ); восхитил Еноха живым на небо ( Быт.5:24 ); навел на землю потоп ( Быт.6:17 ); смешал языки на земле ( Быт.11:6–9 ); являлся Каину, Аврааму, Иакову и говорил с ними ( Быт.4:9–16; 12:7; 18:1–33; 35:9 ). От Моисея до Христа также происходили чудеса: Иисус Навин остановил солнце ( Нав.10:12–14 ); стены Иерихона пали вопреки законам природы ( Нав.6:19 ), а однажды, когда Израиль воевал с Аморреями, «Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали» ( Нав.10:11 ). Много чудес происходило также от ковчега завета, о чём уже упоминалось. Много чудес совершалось и пророком Илией, который воскрешал мёртвых, закрывал небо, чтобы не было дождя, низводил огонь с неба, останавливал реку и творил много других чудес, равно как и его слуга, ученик и преемник пророк Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   а) Ветхий Завет — несомненно завет Троичного Божества, причем места, относящиеся к догмату о Святой Троице, в части проявления и роли отдельных Лиц Трисолнечного Господа, можно подразделить на три группы.    Первую группу составляют те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе, сохраняя в то же время и понятие о Себе как о едином. Вот они: «И рече Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт.1:26, 27). «И рече Бог: Се, Адам бысть яко един от Нас» (Быт.3:22). «И рече Господь:... Приидите, и сошедше смесим тамо язык их... И тамо смеси Господь устна всей земли» (Быт.11:6, 7, 9). По толкованию святых отцов, эти места прикровенно указывают на множественность и равное Божественное достоинство Лиц в Боге, но их число точно не определяется.    Вторую группу составляют те места, которые точнее определяют число Божественных Лиц, а именно: три, но при этом Их особые личные имена не употребляются и никакого различия между Ними не проводится. К таким местам, по учению святых отцов, относится явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех путников: «И явился ему Господь (Jahve) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка (Adonai)! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:1—3). Ясно, что Авраам обращается к трем как к одному, и причем — как к единому Господу. Вся беседа между Авраамом и Господом ведется тремя от имени одного (см. Быт.18:13—33), а в последнем стихе, которым завершается это богоявление, говорится: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» (Быт.18:33). В явлении трех Ангелов Аврааму древнее церковное Предание видит явление Святой Троицы. «Авраам встречает трех, — говорит блаженный Августин, — но поклоняется Одному. Увидев трех, он познал тайну Троицы, а поклонившись как Единому, он исповедал единого Бога в трех Лицах». Молитвенный дух Церкви, мыслящий Священным Преданием, усматривает в этом богоявлении откровение Святой Троицы: «Священнотаинник Авраам быв священнообразно древле, Творца всех и Бога и Господа, в триех убо Ипостасех... державу единственну позна». «Авраам добродетелию и страннолюбием Троицу прият, ангельски пришедшую». «Пресельник сый Авраам, сподобися образно восприяти Единственнаго убо Господа в триех Ипостасех пресущественна мужескими же зраки».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно на кровлю ковчега.    Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.    Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всею своею семьею и выпустил всех животных, бывших с ним.    И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.    Бог милостиво принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» (Быт.4:17-24; Быт.5; Быт.6:1-22; Быт.7; Быт.8; Быт.9:1-17). Беседа о потопе    Со стороны неверующих существует возражение против потопа, которое заключается в том, будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Библии. Но, как указывает английский исследователь Артур Гук: «ученый специалист д-р Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли была превращена в плоскость, то имеется так много воды в морях, которые в некоторых местах достигают шести миль глубины, что ее хватило бы, — чтобы покрыть землю целиком одновременной повсеместной глубиной в две мили».    Но потоп мог быть и не в полном смысл слова всемирным. Надо вспомнить, для чего Господь совершил потоп: Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их были зло на всякое время...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Быт. 46:6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Иаков и весь род его с ним. Быт. 46:7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет. В таблицах наименована лишь одна дочь Дина, которая осталась незамужнею, и внучка Серах; между тем из стиха 7 видно, что их было несколько; разуметь ли под этим именем жён сыновей Иакова или же других замужних дочерей его, которых мужья-иноземцы не поименованы в списке рода Иакова, – разрешить трудно. Быт. 46:8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: М. Филарет говорит, что под именем перешедших в Египет нельзя разуметь тех именно лиц, которые сопровождали Иакова во время его переезда из земли Ханаанской в землю Гесем, потому что в списке их упомянут Иосиф и его дети, не участвовавшие в переезде, а также и внуки Иуды от Фареса и внуки Вениамина, которые не могли родиться прежде переезда. Блаж. Августин высказывает мнение, что список «перешедших» заключает в себе всё время жизни и владычества Иосифа, но м. Филарет указывает, что это расширяет значение слова перешедших без очевидного основания. М. Филарет говорит: прехождению сынов Израилевых в Египет противополагается, с одной стороны, постоянное пребывание их в земле Ханаанской, а с другой, постоянное же пребывание их в Египте. Поэтому первый предел прехождения есть пришествие Иосифа, последний – кончина Иакова, ибо когда Моисей замечает, что по кончине Иакова Иосиф остался в Египте сам и весь дом отца его ( Быт. 50:22 ), то этим предполагается, что евреи доселе почитали себя кратковременными только пришельцами Египта и помышляли о скором возвратном переселении. По сему понятию перехождения в Египет список перешедших в него представляет состояние племени Иакова по его кончину: из сего и делается понятным то, как вошли в него рождённые в Египте (Зап. Ч. II. 246). Сравни комментарий к Быт. 43:8 . Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. Быт. 46:9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам.» ( Ин.14:9–11 ). Уже первый стих Библии гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Согласно одной из теорий, в еврейском тексте слова «сотворил Бог» – «bara Elohim» имеют грамматическую форму множественного числа, причем, слово, обозначающее действие, – «сотворил», относящееся к множественному числу, стоит в единственном числе. Это может свидетельствовать о единстве действия всех Трех Лиц в Боге. О создании Адама в Библии говориться: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (κα επεν θες ποισωμεν νθρωπον κατ εκνα μετραν κα καθ μοωσιν) ( Быт. 1:26 ). Слово «сотворим» (ποισωμεν) явно стоит во множественном числе, что видно из окончания «μεν». Здесь видно, что Творец обращается к Имеющим с Ним одинаковый образ и природу. Кому же он сказал эти слова? Ответ на этот вопрос содержится в следующем стихе «…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию…» ( Быт.1:27 ) Следовательно «образ Наш» из предыдущего стиха – это «образ Божий», и те, с кем происходит совет это Бог Сын, о котором мы читаем у святого апостола Иоанна Богослова «Все чрез Него начало быть» ( Ин. 1:3 ) и Бог Дух Святой, о котором пишет автор книги Иова «Дух Божий создал мя» ( Иов. 33:4 ). Такой же совет Лиц Пресвятой Троицы происходит и после грехопадения: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (κα επεν θες δο Αδαμ γγονεν ς ες ξ μν το γινσκειν καλν κα πονηρν) ( Быт. 3:22 ). Слова «из Нас» (ξ μν) во множественном числе. В этой же главе мы читаем, что Адам и Ева были обольщены словами «…будете как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3:5 ). Следовательно выражение «…как один из Нас…» может быть отнесено только к Божественным Лицам. Из многих библейских событий видно, что Пресвятая Троица направляет ход Ветхозаветной истории. Одно из таких событий, случившееся во время строительства Вавилонской башни, описано в книге Бытия: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Вообще о том, что душа покидает тело, Библия сообщает неоднократно. Первым таким указанием является предсказание Бога о смерти Авраама: «Ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй» (Быт. 15, 15). Таким образом Господь утверждает, что смерть для Авраама будет заключаться в отхождении его к отцам, и в погребении его тела. Совершенно очевидно, что это — два различных действия, совершаемых различными субъектами. Душа Авраама отошла в шеол, где уже находились его предки, а тело было погребено в двойной пещере. Нельзя отождествлять могилу Авраама с тем местом, где находились его отцы, ибо его предки были похоронены или в Уре (вплоть до Фарры), или в Харране (Фарра — Быт. 11, 32). Поэтому слова книги Бытия прямо свидетельствуют о различной участи души и тела после смерти: «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое напротив Мамре… Там похоронены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25, 8-10). Если мы обратимся к еврейскому тексту, то мы увидим еще более яркое свидетельство ухода души в иной мир. Буквально книга Бытия говорит: «И приобщен был к народу своему» , подчеркивая тот известный Православию факт, что после смерти душа не ходит где ей вздумается, а ведется в приготовленное для нее место. То же самое Библия говорит и про Измаила (Быт. 25, 17), Исаака (Быт. 35, 29), Иакова (Быт. 49, 33), Аарона (Числ. 20, 24), Моисея (Втор. 32, 50), Давида (Деян. 13, 36), Иосию (4 Цар. 22, 20) — все они, хотя умерли в самых разных местах (Едом, Египет, Иерусалим, Синайский полуостров, Палестина) и похоронены в разных могилах (а у Моисея и вовсе не известно место его погребения (Втор. 34, 6)), но все они приложились к народу своему. При сектантской антропологии это необъяснимо, но вполне укладывается в учение Церкви о бессмертии человеческой души. По справедливому мнению свят. Филарета Московского, «как Авраам не пошел к предкам своим, и не присоединился к народу своему, по телу, ибо умер в земле чуждой: то выражения сии были бы неуместны, если бы не относились к состоянию духовного человека по смерти. Из этого и других мест Св. Писания видно древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единство судьбы (Ис. 14, 9-10, Иез. 32, 18)» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава 30 Рахиль, огорченная неплодством, дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы Быт.30:1 . И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1Цар. 1:2, 6 ; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: «были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею» ( Лев.18:18 ); (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 87). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, «свойственное жене и душе, терзаемой ревностью» ( Иоанн Златоуст , Бес. 61, с. 601). Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, – также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность. Быт.30:2 . Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений ( Быт. 1:28, 9:1, 7 ; Пс. 126:3 ). По древне-еврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: жизни и рождения ( 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9, 126:3 ); дождя или плодородия ( Втор. 28:12 ) и гроба и воскресения ( Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Бытия 2,65–66). Быт.30:3 . Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь ( Быт. 16:2 ), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились «на колени» госпожи (ср. Быт. 30:3 ; Иов. 3:12 ), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, – обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: «чтобы я имела детей от нее» с евр. (ibbaneh): «чтобы я построила себе дом (потомство) от нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И сказал Бог: да будет свет; и стал свет..., и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:3–5 ). Это первый день творения, в который появился свет, а также отделение всех световых элементов от не световых. «И сказам Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:6–8 ). Во второй день, т. е., произошло разделение между теми водообразными массами, который имели отойти от земли к небесному пространству и теми, которые имели образовать нашу планету, отчего появилась твердь. В третий день Бог отделил на самой нашей планете водное пространство от твердой массы, отчего появились вместилища вод и суша с растительностью ( Быт.1:9–13 ). В четвертый день на небесной тверди организуются тела: солнце, луна и звезды, и устанавливается, таким образом, отношение земли к небесным телам ( Быт. 1:14. 19 ). В пятый день воздушное пространство населяется своими обычными теперь обитателями – птицами, а воды – рыбами ( Быт.1:20–23 ). Наконец, в шестой день населяется суша – животными ( Быт.1:24–25 ). Всматриваясь в рассказ Моисея о творении мира, мы поражаемся тем, что все существенное, относящееся до порядка миро творения вообще, изображается у Моисея с точностью и последовательностью, какая только установлена современным естествознанием. Так, сначала появляется и развивается неорганическая природа, а потом уже органическая; В рядах последней сначала открывается растительное царство, потом уже животное, причем в ряду животных сначала творятся более простые организмы – водяные птицы и пресмыкающиеся, а затем более сложные организмы – птиц и четвероногие. Да если бы и нашлись в частностях кажущиеся противоречия Моисеева сказание с естественнонаучными современными данными, то в этом отношении надобно постоянно помнить, что Моисей в книге Бытие вовсе не имел в виду подробно изобразить космогонию, или геогонию. Задачи чисто-научные, астрономические, не преследовались священным писателем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Но натуры подвижные способны более следовать внезапному порыву благородства, чем склоняться пред долгим и терпеливым самопожертвованием. Они умеют минутно пожертвовать собою ради высокой цели, но не в состоянии посвятить себя ей навсегда. Им недостает постоянства в героизме. И Сара не замедлила раскаяться в своем самопожертвовании. Агарь почувствовала себя матерью; она возгордилась своим счастием; раба, может быть, возмечтала, что придет день, когда луч славы ее сына, отражаясь на ее челе, укажет в ней настоящую царицу патриаршего шатра. Сара поняла все. Единственная спутница еврейского князя, она разделяла его миссию, а другая женщина хотела собрать плоды! В гневе и скорби она пришла к своему супругу и, укоряя его в принятии ее самопожертвования, осмелилась сказать ему: “В обиде моей ты виновен Господь пусть будет судьею между мною и между тобою” ( Быт.16:5 ). Аврам, уважая требование своей оскорбленной жены, отвечал ей: “Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно” ( Быт.16:6 ). Ревность сделала Сару жестокою к слабой и оставленной женщине, которую она сама захотела сделать матерью; она заставила эту молодую и гордую голову нести тяжелое иго рабства. Униженная притеснениями своей госпожи, молчанием отца своего дитяти, Агарь бежала. Инстинктивно она направилась к своему отечеству. Она находилась уже близ источника на дороге к Суру, между Кадесом и Баредом ( Быт.16:14 ), как вдруг слышит не человеческий голос: “Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?” — “Я бегу от лица Сары, госпожи моей” ( Быт.16:8 ). Таинственный голос приказал рабе возвратиться к госпоже. Испытания преодолевают, не уклоняясь от них, а подчиняясь им ( Быт.16:9 ). Мысль о долге подняла упадший дух Агари; надежда поддержит ее. Дитя, которое жило в ней, есть сын; он будет отцом многочисленного народа. “Вот, ты беременна”, говорил ей Божественный вестник, “и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил 7 , ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих” ( Быт.16:11–12 ).

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010