В древнееврейском оригинальном тексте Писания используются такие слова и обороты, которые подчеркивают весь ужас происходящего — мир не просто почти лишился всего живого, но во время потопа происходил процесс, противоположный акту творения мира ( Быт. 1 ). Мир скатывался обратно в пучину хаоса и небытия. В современных переводах этот акцент не так заметен. Протоиерей Александр Сорокин пишет: «Именно эта бездна вновь вступает в силу, когда Бог наводит потоп ( Быт. 7:11; 8:2 ) и молчит (Его Слово умолкает). Потоп —  противоположный творению акт, когда мир из космоса вновь возвращается, точнее, падает в бездну, в бесформенное, гибельное состояние» . Наводнение на Земле продолжалось «сорок дней и сорок ночей» ( Быт. 7:17 ). Затем происходит постепенное убывание воды. Наконец, Ной с семейством и животные вышли из ковчега на землю. В Быт. 8:2022 говорится еще об очень важном событии в жизни человечества. Ной устроил жертвенник и принес Богу всесожжение , то есть возблагодарил Бога за спасение. Это первое упоминание в Библии о жертвеннике и второе — о жертвоприношении Богу (первым было от Каина и Авеля ( Быт. 4:3,4 )). Здесь Ной выступает в качестве священника, который от лица всех людей приносит жертву и входит в общение с Богом. И хотя Ной здесь не называется первосвященником, однако в данном случае именно таковым он и выступает. После чего Бог заключает с человечеством в лице Ноя следующий Завет. 2. Завет с Ноем (Радужный Завет, или завет Божией милости) Время заключения Завета: около 2400 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Ной. Знамение Завета: радуга ( Быт. 9:12–13 ). Завет в Библии: Быт. 9:1–17 . Необходимо отметить один важный момент. Первые слова благословения Бога в Завете с Ноем ( Быт. 9:1–7 ) практически дословно совпадают с началом благословения Бога в Доисторическом Завете ( Быт. 1:28 ), но начиная с Быт. 9:2 следует совсем другой текст. Речь уже не идет о владычестве любовью над миром. Звери будут теперь страшиться человека. Это может быть не только следствием Божьего повеления, но и предсказуемой реакцией животных на то, что человек с этого момента стал плотоядным.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Вопрошение же Иакова об имени Боровшегося с ним было сродным вопросу Моисея (см.: Исх. 3:13 ), также сформировавшегося в языческом окружении и поэтому желавшего указания неких внешних признаков Явившегося ему. В отличие от Моисея, смогшего понять слово о Сущем, Иаков слышит в ответ только: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно] ( Быт. 32:29 ). Примирение Исава с Иаковом (Быт. 33:1 – 20) Это повествование открывает историю патриаршества Иакова, возглавившего отныне ветхозаветную общину спасения. Избиение жителей Сихема (Быт. 34:1 – 31) Здесь Иаков впервые берет на себя всю ответственность за ветхозаветную церковь Божию, в том числе и за безрассудный и вероломный поступок своих сыновей – Симеона и Левйя. За то, что они сделали Иакова ненавистным для [всех] жителей сей земли ( Быт. 34:30 ), он лишает их в дальнейшем главенства и удела в Израиле (см.: Быт. 49:6–7 ). Четвертое и пятое богоявления Иакову. Возобновление завета (Быт. 35:1 – 15) В столь стесненных обстоятельствах Бог является Иакову, требуя очищения его общины от языческих скверн. Уничтожение идолов и иных принадлежностей языческих культов, а также совершение жертвоприношения в Вефиле стало для ветхозаветной церкви возобновлением завета, заключенного еще с Авраамом: народ продемонстрировал свою верность Богу Авраама, Бог же подтвердил ранее данные Им обетования. Стихи 14 – 15 являются, по мысли большинства библеистов, дублетом повествования Быт. 28:18 – 19 . Смерть и погребение Рахили (Быт. 35:16 – 21) Рахиль умерла при рождении двенадцатого сына Иакова – Вениамина и была погребена возле Вифлеема. Ее гробница, сохранившаяся и по сей день, упоминается у пророка Иеремии (см.: Иер. 31:15 ) в связи с пленением колен Ефрема и Манассйи, потомков Рахили, и у евангелиста Матфея (см.: Мф. 2:18 ) в связи с избиением младенцев в Вифлееме. Дети Иакова (Быт. 35:21 – 26) В этом кратком разделе перечисляются все сыновья Иакова, как от жен, так и от наложниц. Дальнейшее повествование подтверждает предположение о том, что Иаков, согласно традициям народов Междуречья, уравнял их в правах, признав детей от наложниц своими. В этом же разделе сказано о грехе Рувима, лишенного впоследствии за это первородства. Смерть и погребение Исаака (Быт. 35:27 – 29)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Быт.21:17 . и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; В минуту такого полного отчаяния Агарь вдруг слышит ободряющей ее голос, который шел с неба от Ангела Божия. По мнению большинства толкователей, этот Ангел Божий, названный в подлиннике «Малеах-Элогим», есть одно и то же лицо с Малеах-Иеговой, т.е. и Ангелом Иеговы, под Которым, как мы видели выше, теснее всего разуметь Вторую Ипостась Святой Троицы, или Сына Божия (ср. Быт 16:9 и др). Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; Бог услышал невинные страдания отрока и посылает ему избавление или, как еще думают, Бог услышал молитву отрока, обращенную к Нему, и исполняет его просьбу. Быт.21:18 . встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. Первая половина этой фразы служит прекрасным дополнением к картине самого путешествия Агари с Измаилом (доказывает, что она вела его за руку, а не несла на плечах, как ошибочно некоторые заключали на основании 14 ст.), а вторая дает лучшее утешение матери за судьбу ее сына ( Быт. 21:13, 16:10, 17:20 ). Быт.21:19 . И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. Бог открыл глаза Агари; т.е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала ( Быт. 3:5–7 ; 4Цар. 6:17, 20 ; Лк. 24:16, 31 ) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни. Быт.21:20 . И Бог был с отроком; Это часто встречающееся в Библии выражение указывает на особую промыслительную деятельность Бога, направленную к достижению Его обетовании ( Быт. 28:15, 39:2–3 и др.). и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Указание на дикий и воинственный характер родоначальника будущих бедуинов и вместе на исполнение божественного предсказания об этом ( Быт. 16:10–12 ). Быт.21:21 . Он жил в пустыне Фаран; Так называлась горная область, отделявшая Едом от Египта и получившая свое имя от множества находившихся в ней пещер ( Быт. 14:6 ; Чис. 13:4 ; Втор. 1:1 ; 1Цар. 25:1 ). Современное название этой пустыни – Ел-Ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То есть смоковница была проклята за то, что не сделала угодное Богу, хотя еще не время было собирания смокв. Эта притча имеет огромное нравственное значение. Ибо никто из нас не знает, когда Сын Божий опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых (Символ веры); ибо внезапно придет Судия, и деяния каждого обнаружатся (Молитвы утренние. Тропари Троичные) (см. также прим. 100). Поэтому нужно постоянно быть угодными Богу, чтобы не погибнуть навеки, как смоковница Дополнительно к этому, отметим следующее. В Быт.3:14,15 говорится, соответственно, о физическом змее и о духовном змее - дьяволе (50:21, см. прим. к Быт.3:14,15). При этом физический змей, хотя и " был хитрее всех зверей полевых " (Быт.3:1), но был все же животным, то есть существом, не имеющим разума и свободной воли. А следовательно, он не мог быть нравственно ответственным за действия духовного змея (дьявола). Однако проклятие физического змея (Быт.3:14), наряду с духовным змеем (Быт.3:15), говорит именно о том, что и физический змей сделал неугодное Богу и вызвал Его гнев. Святитель Иоанн Златоуст пишет: " Если послуживший орудием (змей - а.к.) подвергся такому гневу, то какое наказание должен понести тот (дьявол - П.В.)? " (13:146) Возможно, определенной аналогией этому может быть и побитие камнями, в соответствии с ветхозаветным законом (Исх.21:28), неразумного животного - вола в случае убийства им человека, " ибо человек создан по образу Божию " (Быт.9:6). Как говорит преподобный Ефрем Сирин: " если кто человеку сделает что доброе или худое, сие относится к Нему Самому; потому от Него происходит всякий суд, воздающий по заслугам: Он отмщает за Свой образ " (40:396). Приведем и другие примеры, обосновывающие данный подход ко греху. Из Ветхого Завета известно, что " Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову " (Быт.12:17), которая была взята в дом фараона за ее красоту (Быт.12:14,15). Поскольку фараон не знал, что Сара имеет мужа (Быт.12:18,19), так как был введен в заблуждение хитростью Аврама, специально сокрывшего этот факт для собственной защиты и безопасности (Быт.12:10-13), то он (фараон) не сделал сознательного греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Быт. 27 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, В словах Исаака слова «пред лицем Иеговы» пропущены, но Ревекка совершенно правильно передала настоящий смысл их, ибо она знала, что только именем Иеговы, от Него данною властью и в таинственном Его присутствии мог благословить Исаак. пред смертью моею. Быт. 27:8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: Быт. 27:9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, Быт. 27:10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. Быт. 27:11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; Быт. 27 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком Иаков не скрывает ни от себя, ни от матери настоящее имя и значение замышляемого действия: он сознательно грешит и, как мы выше заметили (см. комментарий к Быт. 27:5–6 ), почти всю жизнь искупает горестью и страданиями содеянный грех . Стоит только сравнить полную трудностей, переселений, огорчений и даже унижений жизнь патриарха Иакова с величием и значением в стране Ханаана мудрого Авраама или со спокойною, безмятежною жизнию патриарха Исаака, никогда не выходившего даже из Ханаана. и наведу на себя проклятие, а не благословение. Быт. 27:13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, Онкелос (говорит м. Филарет) влагает в уста Ревекки вместо слов текста следующие слова: «Мне сказано в откровении: не приидет на тебя проклятие, сын мой». Ревекка (говорит м. Филарет) была уверена в Божием предопределении и знала, что из двух братьев только Иаков был достойным наследником обетования. только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. Быт. 27:14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. Быт. 27 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, У раввинов было предание, что перворождённые священнодействовали во времена патриархов при жертвоприношениях и имели особую одежду для богослужений, и что эту одежду, хранившуюся у Ревекки, она одела на Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ночевали на гумне в Кр[угах] . Устанавливаем связь с Кр[асным] Бер[егом]. Колесн[ый] замыкатель – изобретение . 2.8.43. Пон[едельник]. Вчера через ребят, с кот[орыми] установлена связь, дали [для] испытания замыкателя 2 кг 400 гр[аммов] шашки. А[ня] отправлена в К[расный] Б[ерег] д[ля] ликвидации Пархоменко. Сегодня достали 6 снарядов. Завтра плавка. Из 28 граммов тола [получается] 5 плав[ок]. 5.8.43. Четв[ерг]. Ночевали в Кр[угах]. А[ня] задание не выпол[нила]? Поезда 2-е суток не идут, т[аким] о[бразом], мины не опробованы. Идем обратно в Плисов[ую] Сл[ободу]. Дней 5 нет дождя. Жара смертная. Комаров гибель. Чирей сел на брюхо. 6.8.43. Пятн[ица]. В ночь с 3 на 4 началась «рельсовая война» . Идем на Антоновку. Будет взорвано 100 рельс[ов]. Придется пройти верст 20, да обратно столько же. 7.8.43. В 1:00 закончили подрыв. [В] 10:30 расстрелял Кириленко Николая из Жлобина. 8.8.43. А[ня] опять ничего не сделала. Лёник тоже. М[аксим], М[ихаил], А[лексей] и О[сташов] идут на ж[елезную] д[орогу]. 9.8.43. Пон[едельник]. С наступлен[ием] темноты вышли на ж[елезную] д[орогу], О[сташов] услышал лязг, предупр[едил] М[ихаила], А[лексея], увидел 25-й, 2-ой, 4-й . Пока лежали, прошло 3 поезда. На з[апад] обратно прошли трое с собакой. Собака заметила. 2-х [бойцов оставил] на месте, 2-х [послал] за помощью. Уползли. Одна из 2-х [мин], ранее заложенных 1,5 кг, взорвалась у Кр[асного] Бер[ега]. 10.8.43. Ночью в Казим[ировской] Сл[ободке] А[лексей] У[порников] и О[сташов] ликвидировали шпиона – старика Григория Пугачева. На рассвете в Круги к нам пришли два сбежавших из Бобруйска добровольца без оружия: Степанов И.В. и Осташов Кирилл, оба из Салотина . 11.8.43. А[не] командование не доверяет, гл[авным] обр[азом], из-за ее брата Б. Через А.А она прислала М[ихаилу] письмо, в кот[ором] сообщает, что должна умереть, так как среди населения и фашистов она партизанка, но среди партизан – фашистка. М[ихаил] к этому относится безразлично. У Кр[асного] Б[ерега] поезд сошел 6.8.43 паровоз и 5 вагонов. Движения не было 10 часов. Плавлю тол. Группа наших убила 8 ф[рицев] и одного взяла в плен, 1 пулемет, 6 коней, и освободила несколько пленных.

http://pravoslavie.ru/61410.html

1475. Об этом авторе упоминает уже блж. Иероним Сгридонский в своем сочинении «О знаменитых мужах». 1476. Определение uerus свт. Амвросий часто использует в своей экзегезе по отношению к прообразу, чаще всего Христу. Ср.: loseph 6. 31; 9.47; 10. 52; 14. 83–84; Isaac 1.2:3. 7; 4. 17. — Примеч. ред. 1477. О смерти евнуха Каллигона (gladio ultori punitum) упоминает и блж. Августин, contr. Iul. 6. 14. 41. — Примеч. ред. 1478. См.: 1 Петр. 1. 19; Рим. 5. 9; Еф. 1. 7; Koл. I. 14, см. также: Деян. 20. 28; Откр. 1. 5.5. 9. 1479. Свт. Амвросий упоминает тех патриархов, чьим добродетелям он уже посвятил свои сочинения. 1480. Vir perfectus — стоическое понятие, которым свт. Амвросий пользуется для обозначения праведника. 1481. См.: Мф. 5. 46. 1482. См.: Мф. 5. 44. 1483. Скорее всего, это относится к братьям Иосифа, которых свт. Амвросий оправдывает в продолжение всей книги. 1484. См.: Быт. 37. 3–4. Ср.: Iacob 2. 2. 5. 1485. См.: Быт. 37. 7. 1486. См.: Мф. 28. 16–17. 1487. Ср.: Флп. 2. 10. 1488. Ср.: Мф. 13. 54–57; Ин. 6. 42. 1489. Иаков, отец Иосифа, своим неверием прообразует иудейский народ, но его любовь к Иосифу указывает на избранника среди сыновей. 1490. То есть возвышение Иосифа над братьями и прообразование им Спа­сителя. См.: Быт. 49. 22–26. 1491. См.: Uak. 5. 6; I Ин. 2. 1. 1492. См.: Быт. 37. 14. 1493. Ср. у свт. Иоанна Златоуста, hom. 61. 3: «Все это произошло для того, чтобы обнаружилось расположение Иосифа к братьям и стал очевидным их кровожадный замысел против него. Как Иосиф пришел посе­тить братьев… Господь наш, по человеколюбию Своему, пришел посе­тить человеческий род, приняв свойственную нам плоть и благоволив стать нашим братом» (цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и друг их авторов I–VIII вв. Ветхий Завет. Т. 2: Книга Бытия 12–50. Тверь: Герменевтика, 2005. С. 167). 1494. См.: Быт. 37. 13. 1495. См.: Лк. 19. 8. 1496. См.: Быт. 37. 15. 1497. Ср.: Числ. 16. 5; Ин. 10. 14. 1498. Ср.: Быт. 4. 16. 1499. См.: Быт. 3. 8. 1500. См.: Быт. 37. 17. 1501. См.: Быт. 49. 1–28.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Быт. 15 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. После трёх кратких откровений 141 , замечает м. Филарет, Бог дарует Авраму продолжительное четвёртое откровение, которое продолжается две ночи ( Быт. 15:1, 5, 12 ). Откровение заключает в себе общее обетование благоволения Божия, предсказание о наследнике ( Быт. 15:2–6 ), откровение о судьбе потомства ( Быт. 15:7–21 ). Останавливаясь теперь на первом стихе, мы видим, во-первых, что Господь успокаивает Аврама или ввиду будущих бедствий его потомства ( Быт. 15:13 ), или то же ввиду опасностей, коими сам Аврам был окружён. Потому, вероятно, и прибавляет Господь: «Я твой щит!» Выражение «не бойся» несколько раз встречается в Новом Завете, как предшествующее появлению Избавителя, Мессии. Не бойся, говорит Ангел Захарии ( Лк. 1:13 ); не бойся, Мариам, говорит Гавриил Пресвятой Деве ( Лк. 1:30 ); не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле ( Ин. 12:15 , ссылка на Зах. 9:9 ); не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, говорит Ангел Пастырям ( Лк. 2:10 ). «Награда твоя будет весьма велика». Слово Господа в следующем стихе встречается вопросом Аврама, о котором мы скажем несколько слов ниже. Заметим только, что комментаторы, сравнивая это видение с другими, называют его видением наяву: Аврам не спит, отвечает Господу ( Быт. 15:2 ); Господь выводит его из шатра и указывает ему звёзды ( Быт. 15:5 ); Аврам приготовляет жертвенных животных ( Быт. 15:9–11 ) и только при захождении солнца нападает на него крепкий сон ( Быт. 15:12 ) и потом ужас и мрак великий. Быт. 15:2 Аврам сказал: Владыка Господи! Адонаи – Иегова! Адонаи – собственно господин, властелин. Слово это заменяло священное слово Иеговы во время чтения Библии, ибо евреи не смели произносить его. Адонаи есть призвание в звательном падеже, между тем слово Иегова «Он есть» не имеет этого падежа. Слово Адонаи существовало и в других языках, родственных еврейскому, напр., в финикийском, где оно было названием солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В книге Бытия встречаются ясные указания на спасение людей от владычества греха и смерти как на будущую конечную цель домостроительства спасения человечества. Первоевангелие (см.: Быт. 3:15 ) было дано Богом сразу после осуждения прародителей, чтобы дать им надежду на освобождение от владычества греха. Выражение надежды Адама на предсказанную Богом победу является наречение имени Ева (то есть «жизнь»), ибо она стала матерью всех живущих ( Быт. 3:20 ). По вере в обетование о семени в семействе Сифа начали призывать имя Господа ( Быт. 4:26 ). По этой вере Авель снискал от Господа призрение на свой дар (см.: Быт. 4:4 ; Евр. 11: 4 ), Енох ходил пред Богом (ср.: Быт. 5: 22, 24 ). В пророческом предсказании Ноя о судьбе трех его сыновей после потопа союз Бога с человеком ограничивается сначала одним потомством Сима (см.: Быт. 9: 25 – 27 ). Благословенное потомство Авраама (одного из потомков Сима) должно стать предметом благословения для всех народов (см.: Быт. 12:1 – 3 ). По согласному толкованию святых отцов и учителей Церкви, это обетование Аврааму имеет мессианское значение и истинное исполнение его должно последовать лишь после рождения Христа Спасителя. В нем пророчески предрекается то время, когда проклятие Божие, со времени прародителей тяготеющее над человечеством, будет снято и в среде избранного Богом семени Авраама настанет время благословения Божия, время спасения людей. Данные патриархам обетования о благодатном и благословенном семени более сосредотачиваются на личности Искупителя в пророчестве Иакова об Иуде ( Быт. 49:10 ): Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Завет Божий Завет Бога с человеком учреждается еще в раю, и непосредственно после падения получает свое начало новый союз богообщения. Первообетование о семени жены (ср.: Быт. 3: 15 ), свидетельствуя людям об избрании и милосердии Божием, должно было укрепить веру и сохранить союз человека с Богом. После всемирного потопа Бог снова избирает праведного Ноя как родоначальника нового человечества (см.: Быт. 9:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Быт. 11:29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; Сара по Быт. 20была сестра Авраму, т. е. дочь отца его, но не дочь матери его. имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. Быт. 11:30 И Сара была неплодна и бездетна. Быт. 11:31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, Вероятно, Харран близ Едессы, где погиб Красс в битве против парфян (см. Плутарха жизнеописание Красса 26, 27, 28). они остановились там. Быт. 11:32 И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране. История Фарры доводится здесь до конца для того, чтобы с следующей главы сосредоточить всё внимание на Аврааме. Глава XII. Призвание Аврама, путешествие из Харрана в Ханаан, голод; путешествие в Египет Быт. 12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; М. Филарет замечает, что повеление, данное Богом, не определяет той стороны, в которую должен был направиться Аврам, упоминание в Быт. 11о земле Ханаанской есть только указание летописца, а не повеление, известное Аврааму и Фарре. Повеление Божие Авраму было дано не в Харране, где временно остановилось семейство Фарры, а в Уре Халдейском, как видно из Быт. 15:7 . Ясно, что важнейшим актом повеления было выселение Аврама из развратной среды, но земля, обещанная ему, была ещё для него неизвестна. Таково толкование и Талмуда, и книги Праведного (Сефер Яшар; см. главу «Ной»). Из Ура вышел не только Аврам, но и всё семейство его, и только в Харран – или потому, что Фарра умер, или потому, что не хотел идти далее. Аврам оставил отеческий дом и шёл далее, доколе не получил опять Божии повеления ( Быт. 12:7 ). Быт. 12 и Я произведу от тебя великий народ, И физически (измаильтяне, идумеи, амалекитяне, Израиль), и нравственно, ибо все верующие суть наследники Авраама ( Гал. 3:7, 9, 14, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010